7. Концептуальные основы подготовки кадров по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» / В.В. Кузин, С.А. Гониянц, А.И. Исмаилов, В.Г. Щербаков // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 47-49.
REFERENCES
1. Voronov, Yu.S. (1999), Individualization of the training process of novice orienteers based on the methodology of active learning, Smolensk.
2. Voronov, Yu.S. (2008), Bases of scientific research of tourism: status, problems, technology: monograph, Smolensk.
3. Voronov, Yu.S. (2012), "Increasing the effectiveness of training young athletes orienteering technical and tactical actions and skills based on consideration of the age structure of competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No.3, pp. 53-58.
4. Kuznetsova, V.V. (2011), "The Factor structure of the special preparedness of qualified athletes of 19-20 years, specialized in the running types of orientation", Physical culture and sport of Northwest Russia, Smolensk, pp. 41-44.
5. Gulidin, P.K. and Matveeva, A.V. (2004), Topographic skills in the sports tourism, Vitebsk.
6. Kulikov, V.M. and Konstantinov, Yu.S. (2002), Topography and orientation on tourist travel, Moscow.
7. Kuzin, V.V., Goniyants, S.A., Ismailov, A.I. and Scherbakov, V.G. (2003), "Conceptual framework training, specializing in "Recreation and sports tourism"", Theory and practice ofphysical culture, No.5, pp.47-49.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.02.2017
УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ВОДОЛАЗНОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ АНГЛИИ
Олег Викторович Новосельцев, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Александр Александрович Бурняшев, кандидат педагогических наук, Научно-исследовательский институт спасения и подводных технологий, г. Ломоносов; Роман Владимирович Кириченко, кандидат педагогических наук, Данил Владимирович Ставицкий, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье на основе анализа материалов отечественной и зарубежной печати излагаются особенности организации профессиональной и физической подготовки специалистов водолазной службы вооруженных сил Англии.
Ключевые слова: особенности организации, профессиональная и физическая подготовка, специалисты водолазной службы вооруженных сил Англии.
VOCATIONAL AND PHYSICAL TRAINING OF DIVING SERVICE SPECIALISTS IN
ENGLAND ARMED FORCES
Oleg Viktorovich Novoseltsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored worker of science of the Russian Federation, Alexander Aleksandrovich Burnyashev, the candidate of pedagogical sciences, Research Institute of Rescue and Underwater Technologies, Lomonosov; Roman Vladimirovich Kirichenko, the candidate of pedagogical sciences, Danil Vladimiro-vich Stavitsky, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian
Federation, St. Petersburg
Annotation
In the article, on the basis of the domestic and foreign press materials analysis, the features of the organization of the vocational and physical training of the diving service specialists of England armed
forces have been stated.
Keywords: features of organization, vocational and physical training, specialists of diving service of armed forces of England.
ВВЕДЕНИЕ
В Вооруженных силах Англии всегда уделялось большое внимание профессиональной и физической подготовке специалистов водолазной службы. Это можно объяснить тем, что Англии островное государство с хорошо развитой системой мореплавания, что предполагает и соответствующие возможности подготовки специалистов для действий непосредственно в водной среде.
По мнению ряда специалистов в вооруженных силах Англии существует хорошо отлаженная система подготовки и профессионального совершенствования водолазов [1, 2, 3, 5, 6, 7]. Результаты изучения этой системы могут оказать положительное воздействие на подготовку аналогичных специалистов для водолазной службы вооруженных сил России.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Система подготовки специалистов водолазной службы в вооруженных силах Англии включает различные куры подготовки [8, 9, 10].
1. Курс подготовки начальников водолазных работ
Длительность курса - 16 недель, цикличность - раз в год (обучается от четырех до восьми человек), начало курса, как правило, в апреле-мае. Категория обучаемых - офицерский состав ВМС.
Целью курса является подготовка офицерского состава ВМС Великобритании в качестве начальников водолазных работ (в том числе при проведении минно-тральных операциях, подрывных и инженерных работ) и командиров водолазных подразделений.
Программой курса предусматривается изучение:
- организации, планирования и проведения минно-тральной операции силами флота с привлечением боевых кораблей (тральщиков) и самостоятельно, в составе флотской группы водолазов;
- основ водолазного дела, методов и способов ведения разведки подводных объектов;
- организации, планирования и проведения водолазных спусков в повседневных и сложных условиях (в том числе в ночное время);
- правил безопасного использования водолазного снаряжения на различных глубинах (в том числе при работе с воздушными и гелий-кислородными смесями);
- штатного водолазного снаряжения, стоящего на вооружении в ВМС Великобритании, в том числе трехболтового, аквалангов и изолированных дыхательных аппаратов;
- средств связи с водолазами и порядка пользования ими.
Обучение проходит как в школе водолазов, так и в боевых подразделениях ВМС.
Для зачисления на курсы водолазов офицер должен: не иметь ограничений по медицинским показателям (обязательно прохождение флюорографии и электроэнцефалограммы); иметь опыт прохождения службы в качестве старшего военного корабельного водолаза не менее одного года или иметь гражданский сертификат водолаза-любителя; успешно сдать тест по физической подготовке (бег на дистанцию в 1,5 мили (около 2,8 км) за 10 мин. 3 с (18-24 лет), 10 мин. 33 с (25-29 лет), 11 мин. 2 с (30-34 года), 11 мин. 32 с (35 лет)); возраст не старше 35 лет.
За время прохождения курса офицерами сдаются промежуточные экзамены по пройденным дисциплинам, по окончании курса итоговый письменный и устный экзамен, включающий в себя: планирование и организация минно-тральной операции; проведение
расчетов по барометрической таблице; практические навыки по использованию водолазного снаряжения, стоящего на вооружении ВМС Великобритании.
2. Курс подготовки командиров подразделений легких водолазов
Длительность курса - восемь недель, цикличность - два раза в год, количество
обучаемых - 4-10 офицеров.
Целью курса является переподготовка и повышение квалификации командиров легководолазных подразделений. В целом данный курс обучения и требования к кандидатам аналогичен курсу подготовки начальников водолазных работ.
За время прохождения курса офицерами сдаются промежуточные экзамены по пройденным дисциплинам, по окончании курса итоговый письменный и устный экзамен, включающий в себя практические навыки по использованию водолазного снаряжения, стоящего на вооружении в ВМС Великобритании.
3. Курс подготовки по оказанию первой медицинской помощи
Длительность курса - одна неделя, цикличность - пять раз в год, количество обучаемых - 4-10 офицеров.
Целью курса является подготовка обеспечивающих водолазные работы офицеров по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим водолазам.
На курсе изучаются дисциплины:
- оказание первой медицинской помощи (искусственное дыхание, остановка кровотечений, применение антисептических средств, способы перевязки ран);
- первичные действия при переломах и вывихах (в том числе их иммобилизация);
- идентификация заболеваний водолазов;
- воздействие кислорода на организм человека и действия при отравлениях (в том числе кислородом, азотом, углекислым газом);
- методика предупреждения заболеваний водолаза, организация безопасности водолазных спусков (в том числе предупреждение переохлаждения и перегревания);
- обеспечение жизнедеятельности водолаза при погружениях;
- правила применения декомпрессионной камеры;
- правила транспортировки пострадавшего в медицинские учреждения;
- ведение отчетной документации.
Для зачисления на курс кандидаты должны сдать письменный экзамен на английском языке по знанию основных медицинских терминов.
По окончании курса военнослужащие сдают письменный экзамен на знание медицинских терминов, правила заполнения документации и практический зачет, включающий в себя действия по оказанию первой медицинской помощи.
Сертификат об окончании курса позволяет офицеру в дальнейшем пройти курс углубленной медицинской подготовки (Defense Diver Extended Medical Skills - DDEMS).
4. Курс углубленной медицинской подготовки военных водолазов
Длительность курса - восемь дней, цикличность - восемь раз в год, количество
обучаемых - 4-10 офицеров.
Целью курса является подготовка офицеров с углубленными знаниями по водолазной медицине и операторов декомпрессионной камеры. На курсе изучаются:
- оказание первой медицинской помощи (по углубленной программе); проведение "малых" операций (в том числе трахеотомия, введение венозных и уретральных катетеров);
- внутривенные вливания кровозамещающих и лекарственных средств; неврология, лечение пневмоторакса;
- методика применения декомпрессионной камеры, ее устройство, расчет лечения пострадавшего водолаза, согласно таблице декомпрессии.
Для зачисления на курс офицеры должны быть подготовлены по программе подготовки по оказанию первой медицинской помощи в течение предыдущих трех лет и сдать письменный экзамен на английском языке по знанию медицинской терминологии.
По окончании курса сдается комплексный письменный экзамен по пройденному материалу и практический зачет. Офицерам, успешно сдавшим экзамен, вручается свидетельство Института военно-морской медицины по специальности "Подводная медицина", действительное в течение трех лет. В дальнейшем офицеры водолазы-медики эпизодически проходят курсы повышения квалификации. Подтверждение квалификации происходит не менее одного раза в три года в установленном порядке.
5. Курс подготовки и повышения квалификации корабельных водолазов
Длительность курса - четыре недели, цикличность - до 20 раз в год.
Целью курса является подготовка рядового и офицерского состава по специальности "Корабельный водолаз", а также переподготовка и повышение квалификации действующих корабельных водолазов.
На курсе изучаются:
- основы легководолазного дела;
- практические водолазные спуски в простых условиях (дневное время, отсутствие волнения, хорошая освещенность);
- оказание первой медицинской помощи;
- легководолазное снаряжение, стоящее на вооружении ВМС Великобритании.
Обучение проходит на территории школы водолазов ВМС, в том числе недели выделяется на практические погружения в искусственном озере, одна неделя отведена на медицинскую подготовку.
Учебный водоем оборудован макетами корпусов кораблей, подводными препятствиями. В ходе практического этапа моряков обучают методике ведения поиска и ориентирования под водой, заделыванию повреждений корпуса (в том числе наложение пластыря, сварочные работы). Погружения осуществляются на глубины до 21 метра.
Для зачисления на курс военнослужащий должен: иметь положительные рекомендации от командования; не иметь медицинских противопоказаний; свободно владеть английским языком; быть не младше 18 и не старше 35 лет; успешно сдать физический тест.
Предпочтение при зачислении отдается лицам, имеющим опыт водолазной подготовки (например, военнослужащий имеет гражданский сертификат водолаза-любителя).
6. Курс подготовки старших водолазов
Длительность курса - 15 недель, цикличность - два раза в год.
Целью курса является подготовка старшин водолазных подразделений, обеспечивающих водолазов, операторов декомпрессионной камеры.
На курсе изучаются:
- легководолазное снаряжение, стоящее на вооружении ВМС Великобритании и работа в нем (используются акваланги);
- правила применения аппаратуры подводной связи;
- методика обучения подчиненного личного состава;
- обеспечение водолазных спусков (до 30 метров);
- подводное ориентирование и проведение ремонтных работ на корпусе корабля;
- устройство и правила использования декомпрессионной камеры.
Для зачисления на курс военнослужащий должен: иметь положительные рекомендации от командования; не иметь медицинских противопоказаний; свободно владеть английским языком; иметь опыт прохождения службы по специальности "корабельный водолаз" не менее двух лет; быть не старше 35 лет; успешно сдать физический тест.
В дальнейшем все военнослужащие, успешно завершившие курсы подготовки и повышения квалификации направляются для дальнейшего прохождения службы в водо-
лазные подразделения и на боевые корабли ВМС Великобритании [11, 12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты выполненного анализа системы подготовки и профессионального совершенствования специалистов водолазной службы ВМС Великобритании свидетельствует о наличии достаточно эффективной структуры построения образовательного процесса, включающей в себя различные программы подготовки, содержание которых ориентировано на служебное предназначение тех или иных категорий обучаемых[4, 11, 13]
ЛИТЕРАТУРА
1. Обвинцев, А.А. Обучение специалистов по физической подготовке в иностранных армиях / А.А. Обвинцев, В.А. Щеголев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 1. - С. 175-179.
2. Обвинцев, А.А. Организация физической подготовки курсантов вузов США /
A.А. Обвинцев, В.А. Щеголев, А.В. Зыков // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2015. - № 4. - С. 18-27.
3. Подготовка специалистов военно-физкультурного профиля в вооруженных силах ведущих стран НАТО / В.А. Щеголев, А.Н. Сивак, А.А. Кочин, В.Ю. Егоров // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 61-66.
4. Понимасов, О.Е. Отбор кандидатов, обучение и повышение уровня квалификации водолазов в ВМС Великобритании (по материалам зарубежной печати) / О.Е. Понимасов,
B.А. Щеголев, В.О. Новосельцев // Физическая культура и спорт в профессиональном образовании. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 81-86.
5. Сущенко, В.П. Особенности личностно-профессионального развития различных категорий специалистов по физической культуре и спорту / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев,
A.В. Коршунов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6.- С. 3-6.
6. Физическая подготовка иностранных армий / В.Н. Утенко, В.А. Щеголев, Г.Н. Блахин, Г.Г. Дмитриев, В.П. Сущенко, В.В. Рябчук. - СПб. : [б.и.], 2007. - 272 с.
7. Щеголев, В.А. Спортивные единоборства и прикладные физические упражнения как средства военно-профессионального воспитания студентов-будущих офицеров запаса /
B.А. Щеголев, Б.Г. Тихонов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2006. - № 22. -
C. 100-105.
8. Щеголев, В.А. Опыт организации спортивной работы вооруженных сил ведущих стран НАТО / В.А. Щеголев, В.В. Рябчук // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур.- 2009. - № 4. - С. 156.
9. Щеголев, В.А. Критерии и показатели эффективности процесса профессионально-педагогической подготовки военно-инженерных кадров / В.А. Щеголев, К.А. Грачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 174-178.
10. Щеголев, В. А. Зарубежное военно-физкультурное образование / В. А. Щеголев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 183-187.
11. Щеголев, В.А. Физическая подготовка в военных образовательных системах США / В.А. Щеголев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 55-60.
12. Щеголев, В.А. Профессиональное совершенствование субъектов управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных технологий / В.А. Щеголев, О.В. Новосельцев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 15-18.
13. Щеголев, В.А. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в армиях стран БРИКС / В.А. Щеголев, А.О. Миронов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 1. - С. 64-69.
REFERENCES
1. Obvintsev, A.A. and Shchegolev, V.A. (2010), "Training of specialists in physical training in foreign armies", Urgent problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 1, pp. 175-179.
2. Obvintsev, A.A., Shchegolev, V.A. and Zykov, A.V. (2015), "Organization of physical training of cadets of higher education institutions of USA", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 4, pp. 18-27.
3. Shchegolev, V.P., Sivak, A.N., Kochin, A.A. and Egorov, V.Yu. (2016), "Training of specialists of a military and sports profile in armed forces of the leading countries of NATO", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 61-66.
4. Ponimasov, O.E., Shchegolev, V.A. and Novoseltsev, V.O. (2015), "Candidate screen, training and increase in skill level of divers in Naval Forces of Great Britain (on materials of a foreign press)", In the collection: Physical culture and sport in professional education, St. Petersburg, pp. 81-86.
5. Sushchenko, V.P., Shchegolev, V.A. and Korshunov, A.V. (2016), "Features of personal professional development of various professional categories on physical culture and sport", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 3-6.
6. Utenko, V.N., Shchegolev, V.A., Blakhin, G.N., Dmitriyev, G.G., Sushchenko, V.P. and Ryabchuk, V.V. (2007), Physical training of foreign armies, St. Petersburg.
7. Shchegolev, VA. and Tikhonov, B.G. (2006), "Combat sports and applied physical exercises as means of military and professional education of students - future reserve officers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 22, pp. 100-105.
8. Shchegolev, VA. and Ryabchuk, V.V. (2009), "Experience of the organization of sports work of armed forces of the leading countries of NATO", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 4, pp. 156.
9. Shchegolev, V.A. and Grachev, K.A. (2013), "Criteria and performance indicators of process of professional and pedagogical preparation of a military and engineering personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 174-178.
10. Shchegolev, V.A. (2014), "Foreign military and sports education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 183-187.
11. Shchegolev, V.A. (2014), "Physical training in military educational systems of the USA", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 55-60.
12. Shchegolev, V.A. and Novoseltsev, O.V. (2015), "Professional enhancement of subjects of management of physical training of students with use of interactive technologies", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 15-18.
13. Shchegolev, V.A. and Mironov, A.O. (2016), "Training of specialists on physical culture and sport in armies of the countries of BRICS", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 1, pp. 64-69.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.02.2017
УДК 796.011
КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА
ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ГРУППЕ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА
Галина Павловна Охремчук, кандидат медицинских наук, профессор, Ольга Николаевна Шмонина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
г. Хабаровск
Аннотация
В статье освещены вопросы исследования сердечного ритма женщин, занимающихся оздоровительной физической культурой, с целью диагностики функционального состояния организма. Проведённое исследование позволило оценить текущее функциональное состояние и адаптационный потенциал лиц, ведущих активный образ жизни. Выявить в группе занимающихся оздоровительной физкультурой лиц, угрожаемых по развитию онкологических заболеваний; определить вероятность развития отклонений, связанных с риском внезапной смерти. Выявить признаки хронического переутомления, на основе анализа индекса стрессоустойчивости.
Ключевые слова: кардиоритмография, функциональное состояние, индекс вегетативного равновесия, вариабельность сердечного ритма, группа здоровья.