Усов Алексей Вячеславович
ЛЕГКОВОДОЛАЗНОЕ ДЕЛО НА ТИХООКЕАНСКОМ ФЛОТЕ (1941-1945 ГГ.)
В статье рассматриваются вопросы состояния легководолазного дела на Тихоокеанском флоте в годы Великой Отечественной войны и боевых действий с Японией на основе документов из Филиала Центрального архива Министерства обороны РФ (архива ВМФ, г. Гатчина), его архивного отдела (на Тихоокеанском флоте, г. Владивосток), а также Российского государственного архива Военно-Морского флота (РГА ВМФ, г. Санкт-Петербург), основная часть которых вводится в научный оборот впервые. Главное внимание уделяется численному составу и подготовке легких водолазов, освоению ими новых специальностей. Раскрывается взаимосвязь между системой подготовки специалистов легководолазного дела и эффективностью выполнения ими задач при проведении фактических операций. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/12-4Z47.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 4. C. 183-187. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
д'Анкосс, М. Пьер-Рэй, А. Леруа-Болье, Д. Тертри и др. Также хочется отметить, что в данном сборнике практически не использованы работы российских авторов, что делает анализ современной России французскими исследователями неполноценным.
Список источников
1. Арсланов Р. А., Толстова Т. С. Взгляд со стороны: французские исследователи о современной России: рец. на книгу La Russie contemporaine, Sous la direction de Gilles Favarel-Garrigue et Kathy Rousselet // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «История России». 2014. № 3. С. 159-185.
2. La Russie contemporaine / sous la direction de Gilles Favarel-Garrigue et Kathy Rousselet. P.: Fayard, 2010. 501 p.
3. Russie d'hier et d'aujourd'hui. Perceptions croisées / sous la direction de Anne Pinot et Christophe Reveillard. P.: S.P.M., 2016. 324 p.
4. Thom Fr. La politique étrangère de la Russie post-communiste // Histoire & Liberté. La Russie nouvelle: 20 ans après l'effondrement de l'URSS. 2012. № 47. Р. 103-116.
THE IMAGE OF CONTEMPORARY RUSSIA IN THE BOOK "RUSSIA YESTERDAY AND TODAY. CROSS-PERCEPTION"
Trifonova Elizaveta Dmitrievna
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow elizkin3@gmail. com
The article considers the image of modern Russia presented in the book "Russia Yesterday and Today. Cross-Perception" edited by A. Pinault and K. Reveyard. The author gives a review of this book. The aim of the article is a brief analysis of the works included in this book on Russian literature, history, Orthodoxy. Particular attention is paid to the French researchers' views on the recent history of the Russian Federation, its foreign and domestic policy, in particular on the European-Russian and Franco-Russian relations.
Key words and phrases: The Russian Federation; history; literature; Orthodoxy; France; French researchers; The European Union; European idea; foreign policy; domestic policy; collapse of the USSR.
УДК 94(47).084.8
Исторические науки и археология
В статье рассматриваются вопросы состояния легководолазного дела на Тихоокеанском флоте в годы Великой Отечественной войны и боевых действий с Японией на основе документов из Филиала Центрального архива Министерства обороны РФ (архива ВМФ, г. Гатчина), его архивного отдела (на Тихоокеанском флоте, г. Владивосток), а также Российского государственного архива Военно-Морского флота (РГА ВМФ, г. Санкт-Петербург), основная часть которых вводится в научный оборот впервые. Главное внимание уделяется численному составу и подготовке легких водолазов, освоению ими новых специальностей. Раскрывается взаимосвязь между системой подготовки специалистов легководолазного дела и эффективностью выполнения ими задач при проведении фактических операций.
Ключевые слова и фразы: морская безопасность; Дальний Восток; Великая Отечественная война; боевые действия с Японией; Тихоокеанский флот; водолазное дело; водолазы; АСО ТОФ; аварийно-спасательная служба; учения.
Усов Алексей Вячеславович, к.и.н.
Дальневосточный юридический институт
Министерства внутренних дел Российской Федерации (филиал) в г. Владивостоке 101 -mvd@mail. ru
ЛЕГКОВОДОЛАЗНОЕ ДЕЛО НА ТИХООКЕАНСКОМ ФЛОТЕ (1941-1945 ГГ.)
Современная геополитическая ситуация требует укрепления национальной безопасности страны, особенно на Дальнем Востоке России. Невозможно не согласиться с утверждением И. В. Крюкова о том, что исторический опыт, полученный в годы Великой Отечественной войны, необходимо использовать при реформировании системы боевой подготовки войск в настоящее время [9].
Советская историография, как справедливо заметил В. Г. Макаренко, традиционно рассматривала преимущественно политические, дипломатические, территориальные и военные аспекты боевых действий 1941-1945 гг. [10]. В исследованиях постсоветской России прослеживаются новые научные направления: вклад в Победу органов государственной безопасности СССР [12; 21] и девушек-добровольцев, призванных на военную службу в части военно-морского флота [16], а также роль тыла и транспорта в обеспечении вооружённых сил [7; 17].
Процесс изучения отечественного водолазного дела, в том числе в 1941-1945 гг., был обогащен за счет трудов признанных специалистов [2; 3; 4; 6; 8; 11; 14; 15; 22]: Р. А. Орбели, П. А. Боровикова,
А. Ю. Следкова, Н. П. Чикера, Ф. А. Григоренко, А. Б. Королева. К 300-летию Военно-Морского флота России коллективом авторов в 1996 г. был издан обобщающий труд, освещающий развитие спасательного, судоподъемного и водолазного дела в России [5]. Тем не менее анализ существующей литературы по теме исследования позволяет сделать вывод, что аспекты легководолазного дела на Тихоокеанском флоте остаются малоисследованными.
В изучаемый период оперативная обстановка в Дальневосточном бассейне была напряженной и опасной. Во время военных действий на Западе Тихоокеанский флот имел повышенную оперативную готовность. В дальневосточные порты (особенно с 1943 г.) шел основной поток импортных грузов, значительную долю которых составляли военная техника, паровозы, промышленное оборудование, продовольствие, жидкое топливо. Владивостокский торговый порт стал основными воротами СССР для иностранных товаров.
Морской транспорт Дальневосточного бассейна внес существенный вклад в подготовку и проведение успешных боевых действий с Японией в августе 1945 г. Корабли и гражданские суда не смогли бы эффективно выполнять поставленные задачи без надлежащего аварийно-спасательного обеспечения. В связи с этим необходимо отметить незаслуженно забытую особую роль, которую играли в изучаемый период Аварийно-спасательный отдел Тихоокеанского флота (далее - АСО ТОФ) и подготовленные на его базе легкие водолазы [13, д. 180, л. 1-7; 18].
Анализ имеющихся в архивах источников свидетельствует о том, что до 1942 г. АСО ТОФ не проводил работы по подготовке и руководству легководолазным делом на флоте.
Обучение инструкторов легководолазного дела (далее - ЛВД) и легких водолазов под началом флагмана флота началась 2 февраля 1942 г. Сначала была натренирована группа инструкторов ЛВД в количестве 25 человек, на основе которой началось первое массовое обучение легких водолазов. К 1 июня 1942 г. на флоте насчитывалось 500 человек легких водолазов. Инструкторский состав был расписан по кораблям и соединениям. С этого момента началась подготовка легких водолазов на кораблях и соединениях флота под руководством АСО ТОФ [20, д. 23, л. 34].
За 1942 г. на флоте было подготовлено 1000 человек легких водолазов, в том числе 34 инструктора легководолазного дела, причем этими силами выполнено 370 подводных водолазных работ, направленных на обеспечение боевой готовности кораблей [Там же, д. 26, л. 169-183].
Основной особенностью обучения легких водолазов флота выступала круглогодичная подготовка, вне зависимости от времени года, проводившаяся в бухте. Помимо этого осуществлялась специальная отработка действий легких водолазов по заделке пробоин, трубопроводов и различных повреждений в затопленных отсеках. Для этого были специально оборудованы три аварийно-спасательных башни и пять бассейнов.
Отработка действий легких водолазов проводилась в усложненных условиях, максимально приближенных к боевым, как с применением подводного освещения, так и без него - в темноте. Особо отметим, что устройство башен позволяло производить эти работы с погружением легких водолазов на глубину 10 метров.
При электромеханической школе был оборудован специальный бассейн глубиной в 5 метров и организован кабинет, где ученики школы проходили легководолазную подготовку по борьбе за живучесть кораблей.
Для освоения водолазного и легководолазного дела курсантами Тихоокеанского военно-морского училища (ТО ВМУ) к ним был направлен старший инструктор ЛВД. При учебном заведении оборудовали специальный кабинет, где курсанты осваивали теорию водолазного дела, а в летний период отрабатывали практику со всеми видами водолазного снаряжения, состоящего на вооружении флота.
В результате работы легких водолазов на кораблях и соединениях легководолазное дело прочно вошло в жизнь и быт флота, показало на практике целесообразность его применения. Изучение опыта работы легких водолазов Черноморского флота еще шире осветило перспективы развития легководолазного дела на ТОФ. Учитывая заявки частей и кораблей флота, АСО ТОФ в течение 1943 г. обучил 30 инструкторов ЛВД и одновременно приступил к подготовке инструкторов подводной электросварки из числа инструкторов ЛВД. Кроме того, была обучена группа подводного судоремонта из состава рабочих технического отдела [19, д. 198, л. 47-49].
В 1943 г. получило широкое распространение применение подводного переносного электроосвещения для работы в ночных условиях и в затопленных отсеках корабля.
В результате этой деятельности в 1943 г. к середине 1944 г. флот имел 2619 чел., занятых подготовкой легководолазному делу (Таблица 1).
Таблица 1. Количественные показатели занятых подготовкой ЛВД к середине 1944 г. [Там же, д. 73. л. 169]
Инструкторов ЛВД Легких водолазов Учеников л/водолазов Инструкторов ЛВД-электросварщиков Всего занятых подготовкой ЛВД
78 1302 1230 9 2619
Этими силами было проведено более 3000 водолазных работ в индивидуальных спасательных аппаратах «ИСА-М».
1944 г. характерен большим обновлением кадров легких водолазов кораблей и соединений из-за списания большей части личного состава на другие моря.
Ввиду этого была еще шире развернута подготовка легких водолазов. Однако из-за отсутствия штатных должностей и трудностей по содержанию внештатных инструкторов АСО переподготовил 20 человек старшин водолазных станций соединений на звание инструкторов ЛВД.
С этого момента все выпускаемые на флоте инструкторы ЛВД, а также инструкторы, проходившие переподготовку, полностью осваивали программу командиров отделений водолазов. При распределении по частям
они назначались на должности старшин водолазных станций с исполнением обязанностей инструкторов ЛВД соединения.
В 1944 г. было обращено особое внимание на обучение ЛВД командиров БЧ-У и фельдшеров кораблей -тех лиц, которые фактически отвечают за организацию боевой подготовки и ЛВД на кораблях флота.
Все возрастающая потребность флота в инструкторах ЛВД (частично за счет увеличения флота, а частично за счет открытия соответствующих этой специализации штатов) потребовали от АСО вновь подготовить 25 инструкторов легководолазного дела, которые были обучены в зимних условиях. В результате этой работы к концу 1944 г. флот имел 4930 чел., занятых подготовкой легководолазному делу (Таблица 2).
Таблица 2. Количественные показатели занятых подготовкой ЛВД по состоянию на конец 1944 г. [Там же, д. 73. л. 169]
Водолазных специалистов по ЛВД Инструкторов по ЛВД Офицеров легких водолазов Легких водолазов из старшин и рядового состава Легких водолазов-элетросварщиков Легких водолазов-электрорезчиков Учеников легких водолазов Всего занятых подготовкой ЛВД
3 135 246 3000 30 30 1486 4930
В 1944-1945 гг. внимание было сосредоточено на отработке действий легких водолазов в соединениях подплава, для чего в первую очередь необходимо было переподготовить инструкторов индивидуального спасательного дела (ИСД) на инструкторов ЛВД, т.е. обучить их производству водолазных работ, подводной электросварке, пневматике и аварийно-спасательному делу. Аналогичную программу по тренировке легких водолазов пришлось ввести в подплаве [Там же, д. 497, л. 55].
В 1945 г. личный корабельный состав сильно обновился за счет откомандирования бойцов в Америку за кораблями-участниками перехода СССР-США-СССР. Большими партиями стал поступать личный состав с Черноморского и Северного флотов. Усиленно комплектовались спецкоманды [Там же, л. 57-58].
Все это потребовало широкой массовой подготовки легких водолазов. Одновременно с этим обновленный состав легких водолазов был недостаточно опытный (прибывший с других флотов). Поэтому приходилось тратить много часов на отработку действий корабельных водолазов в сложных условиях, максимально приближенных к боевым. Производились отработка действий в затопленных отсеках, заварка пробоин на подводных лодках (в положении на грунте). Помимо этого велись работы на предельных для кислорода глубинах, изучение обращения с магнитными минами, занятия на запорной арматуре кораблей [Там же, д. 503, л. 258-259].
К 1 августа 1945 г. все перечисленные задачи были отработаны легкими водолазами, и флот (несмотря на то, что еще не все суда вернулись из Америки) имел 5475 чел., занятых подготовкой легководолазному делу (Таблица 3) [Там же, л. 258-260].
Таблица 3. Количественные показатели занятых подготовкой ЛВД по состоянию на 1 августа 1945 г.
Водолазных специалистов по ЛВД Инструкторов по ЛВД Офицеров легких водолазов Легких водолазов из старшин и рядового состава Легких водолазов-электросварщиков Легких водолазов-электрорезчиков Учеников легких водолазов Всего занятых подготовкой ЛВД
3 135 246 2461 20 20 2590 5475
За период военных действий с Японией легкими водолазами на флоте было произведено до 300 работ по обеспечению живучести кораблей и обеспечению ими успешного выполнения боевых заданий.
Легкими водолазами выполнялись самые разнообразные работы, а именно [Там же, д. 73, л. 170-171]:
1) заделка пробоин, трещин и свищей на корпусах кораблей;
2) очистка и смена решеток кингстонов;
3) конопатка разошедшихся швов;
4) смена винтов, гребных валов, подшипников, креплений, ремонт отдельных деталей винта, вала, кронштейна;
5) ремонт рулей, ограждений и приводов;
6) очистка винтов, валов и рулей от тросов и сетей;
7) смена и ремонт акустической аппаратуры;
8) подъем глубинных бомб, винтовок, торпед, деталей вооружения, боезапаса, автомашин;
9) профилактический осмотр и обследование акваторий портов, причалов;
10) водолазное обследование затонувших кораблей.
Очень часто фактические водолазные работы проводились при непосредственном воздействии противника. Например, «Морской охотник» № 40, находясь во вражеских водах и выполняя боевое задание, получил ряд повреждений от огня противника и вышел из строя. Рули и гребные винты были погнуты, оба вала заклинило. Корабль надлежало отбуксировать в советский порт, поднять на стенку и ремонтировать.
Было принято решение произвести ремонт на месте, выйдя из зоны огня противника. К работе приступили легкие водолазы корабля. За 9 подводных часов вся испорченная и погнутая забортная арматура, оба винта, рули и оба вала были сняты и поданы на палубу.
После исправления все было поставлено на место. Работа получила отличную оценку, о чем свидетельствует дальнейшая боевая служба «Морского охотника», проходившая в условиях форсированных ходов при боевом бомбометании.
В другом случае один из тральщиков (имевший деревянный корпус), выполняя боевое задание по тралению, получил пробоину от взрывной волны размером в 1 кв. м. Кроме того, в районе пробоины был выбит кусок шпангоута. Было принято решение произвести бездоковый ремонт силами учеников легких водолазов 14 аварийно-спасательной группы (залив Владимир). После водолазного обследования было решено:
а) обрубить края старой обшивки;
б) спилить ножовкой торчащие болты;
в) снять шаблоны с выбитого шпангоута и с контура пробоины.
Время, отпущенное на ремонт корабля, исчислялось часами. После выполнения предварительно намеченных работ легкие водолазы приступили к установке куска шпангоута, который необходимо было закрепить болтами и стянуть железными скобами. Работа производилась в затопленном отсеке и под днищем. Затем последовательно была наложена обшивка и поверх нее был поставлен медный лист на покрытом суриком брезенте. Выполненная работа получила хорошую оценку. За 18 подводных рабочих часов корабль был введен в строй и продолжал выполнение боевых заданий.
Иногда происходили курьезные случаи, в результате которых нужна была помощь легких водолазов. Так, на стоянке Главной военно-морской базы ТОФ с одного из базовых тральщиков (БТЩ) была обронена за борт глубинная бомба с гидростатическим и часовым прибором. Положение ухудшалось тем, что у причала стояло много советских кораблей с погруженным боеприпасом. В случае взрыва могли быть нанесены большие разрушения, и произошла бы череда катастроф с жертвами среди личного состава. Немедленно был спущен под воду легкий водолаз в водолазной маске «ИСА-М». Опустившись на грунт (глубина 11-12 м), легкий водолаз сразу нашел бомбу и остановил действие часового механизма, застропил ее и подал наверх.
В результате выполнения боевого задания на «ПК-14» были утеряны стопоры втулок гребных валов, вследствие чего втулки вышли из строя. Катер был прибуксирован в советский порт. Необходимо было срочно ввести катер в строй. Работы велись легкими водолазами с применением пневматического инструмента для засверловки отверстий под стопоры. За 3 подводных часа работы легких водолазов были поставлены новые втулки и катер был введен в строй. Выполненная работа получила хорошую оценку.
26-й Отряд подводно-технических работ на территории Бригады подводных лодок-2 (бухта Малый Улисс, г. Владивосток) ставил охранные щиты на железобетонные сваи пирса, причем пирс был уже построен полностью и находился в эксплуатации. Продольные и поперечные перекрытия пирса, а также и настил вскрывать не представлялось возможным, так как это привело бы к прекращению его эксплуатации. Возникла необходимость закрепления болтов охранных щитов изнутри свай. В сваю можно было проникнуть только через специальный лаз, сделанный у грунта возле ее основания. Проникнув внутрь сваи, легкий водолаз навернул ключом гайки на стяжные болты. В это время другой водолаз снаружи удерживал их от проворачивания ключом за головку. Работа была выполнена и получила хорошую оценку.
Кроме аналогичных и более мелких работ, легкие водолазы осматривали причалы акваторий портов, а при профилактических обследованиях корпусов и запорной арматуры судов производили попутный ремонт.
Легкие водолазы с успехом производили розыск и подъем магнитных мин. Только водолазами 72-го аварийно-спасательного отряда (Владивосток) [1, л. 17-18] в антимагнитном кислородном скафандре поднято 5 различных образцов магнитных мин.
Помимо этого необходимо отметить, что несчастных случаев с легкими водолазами за время боевых действий с Японией не было. Материальная часть работала успешно [19, д. 500, л. 27, 49].
Таким образом, благодаря систематической деятельности Аварийно-спасательного отдела Тихоокеанского флота по массовой подготовке легких водолазов в изучаемый период Дальневосточный бассейн был укомплектован специалистами, способными эффективно проводить разнообразные работы под водой на небольшой глубине в экстремальных условиях, в том числе по обеспечению успешного выполнения боевых заданий кораблей ТОФ. Навыки, полученные легкими водолазами на тренировочных спусках, успешно применялись при выполнении реальных (фактических) операций.
Список источников
1. Архивный отдел на Тихоокеанском флоте (АО на ТОФ). Дело фонда № 94. Выписка из исторической справки в/ч 95388.
2. Боровиков П. А. Водолазное дело России: с конца 1930-х годов и до наших дней. М.: ООО «Нептун», 2017. 608 с.
3. Боровиков П. А. Водолазы Великой Отечественной. М.: ООО «Нептун», 2013. 192 с.
4. Боровиков П. А. Подводная пехота. Водолазы-диверсанты Второй мировой войны. М.: ООО «Нептун», 2015. 304 с.
5. Голубев В. Г., Илюхин В. Н., Максимов В. И. и др. Спасатели военно-морского флота. М.: Воениздат, 1996. 264 с.
6. Григоренко Ф. А. История развития спасательных судов и средств Российского флота: монография. Владивосток:
Мор. гос. ун-т, 2007. 322 с.
7. Кемулария Л. А. События на дальнем востоке в августе-сентябре 1945 г. в контексте Великой Отечественной войны (историография проблемы) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3 (9): в 3-х ч. Ч. 2. С. 83-86.
8. Королев А. Б. Водолазание в России от древних времен до наших дней. М.: Моркнига, 2004. 142 с.
9. Крюков И. В. К вопросу о боевой подготовке личного состава дальневосточной группировки войск к войне с Японией в 1945 г. // История государства и права. 2013. № 8. С. 11-15.
10. Макаренко В. Г. Подготовка специалистов с высшим образованием на Дальнем Востоке СССР в годы Великой Отечественной войны // Россия и АТР. 2015. № 2 (88). С. 76-90.
11. Орбели Р. А. Исследования и изыскания. Материалы к истории подводного труда с древнейших времен до наших дней. Л.: Речиздат, 1947. 284 с.
12. Орнацкая Т. А. Деятельность дальневосточных территориальных управлений органов государственной безопасности СССР в 1941-1943 гг. // Военно-юридический журнал. 2015. № 2. С. 15-21.
13. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-2243. Оп. 1.
14. Следков А. Ю. Очерки истории водолазного дела. СПб.: ИПК «Гангут», 2015. Кн. 3. Т. 1. 316 с.
15. Следков А. Ю. Очерки истории водолазного дела. СПб.: ИПК «Гангут», 2016. Кн. 3. Т. 2. 272 с.
16. Ткачева Г. А. Женщины в частях Тихоокеанского флота и Амурской флотилии в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 2017. № 6. С. 25-30.
17. Транспорт в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. Исторические хроники. М.: Пан пресс, 2010. 575 с.
18. Усов А. В. К вопросу об организационной структуре и специальной боевой подготовке Аварийно-спасательной службы ВМФ ТОФ (1941-1945) // Общество: философия, история, культура. 2017. № 9. С. 63-66.
19. Центральный Военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 436. Оп. 21.
20. ЦВМА. Ф. 2628. Оп. 1.
21. Цуканов С. С. К 100-летию органов безопасности (рецензия на монографию А. В. Грачева, Ю. Н. Ципкина «Чекисты в борьбе за обеспечение государственной безопасности советского Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны») // Военно-юридический журнал. 2017. № 8. С. 30-32.
22. Чикер Н. П. Служба особого назначения. М.: ДОСААФ, 1975. 225 с.
SKIN DIVING AT THE PACIFIC FLEET (1941-1945)
Usov Aleksei Vyacheslavovich, Ph. D. in History Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Branch) in Vladivostok
101-mvd@mail.ru
The article examines the problems of skin diving development at the Pacific Fleet in the years of the Great Patriotic War and the Soviet-Japanese operations. The author uses the documents from the Branch of the Central Archive of the Ministry of Defence of the Russian Federation (Navy Archive, Gatchina), its archival department at the Pacific Fleet (Vladivostok) and the Russian State Navy Archive (Saint Petersburg). The majority of the documents are introduced into scientific use for the first time. Special attention is paid to numeral strength and training of skin divers, adoption of new specialities. The paper discovers the interrelation between skin divers' training system and their efficiency when performing military missions.
Key words and phrases: naval safety; Far East; Great Patriotic War; Soviet-Japanese operations; Pacific Fleet; diving; divers; Emergency Rescue Department of Pacific Fleet; emergency rescue service; training exercises.
УДК 7.036; 75.03 Искусствоведение
В статье рассматриваются новые приемы художественной выразительности, сформированные в рамках психоделического изобразительного искусства. Выявлено использование редко встречающихся в естественной природе цветовых сочетаний с максимально усиленными характеристиками контрастности и яркости; введение ритмически организованных структур любой формы, создающих оптические иллюзии. Установлено, что новые приемы не только передают полученный визионерский опыт, но и вносят в художественную практику новый эталон визуальности.
Ключевые слова и фразы: психоделия; психоделическое искусство; современное искусство; новые приемы художественной выразительности.
Федоровская Наталья Александровна, д. искусствоведения, доцент Лоншакова Ольга Игоревна
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток fedorovska@mail.ru; kollaps1k@mail.ru
ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И НОВЫЕ ПРИЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Искусство XX века ознаменовалось поиском новых форм, приемов и средств художественной выразительности, способных наиболее полно отразить внутренний мир художника и его отношение к действительности. Изучение творчества абстракционистов, сюрреалистов, фантастических реалистов и представителей