Научная статья на тему 'Физическая подготовка будущих офицеров военно-воздушных сил США (по материалам зарубежной и справочной печати)'

Физическая подготовка будущих офицеров военно-воздушных сил США (по материалам зарубежной и справочной печати) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ОФИЦЕРЫ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ США / ХАРАКТЕРИСТИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широков Андрей Викторович, Савченко Олег Алексеевич, Щеголев Валерий Александрович, Шукшин Иван Владимирович

В статье на основе анализа материалов зарубежной печати и отечественных источников излагаются общая характеристика и особенности педагогического процесса физической подготовки будущих офицеров военно-воздушных сил США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Широков Андрей Викторович, Савченко Олег Алексеевич, Щеголев Валерий Александрович, Шукшин Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical training of future officers of military-air forces of the United States (based on the materials of foreign and reference press)

In the article, based on the analysis of the materials of the foreign and domestic press sources, the authors have outlines the general characteristics of the pedagogical process of physical training of the future officers of military-air forces in the United States.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка будущих офицеров военно-воздушных сил США (по материалам зарубежной и справочной печати)»

Статья поступила в редакцию 25.01.2017

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ США (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ И СПРАВОЧНОЙ ПЕЧАТИ)

Андрей Викторович Широков, помощник главнокомандующего воздушно-космических сил Министерства обороны РФ по физической подготовке, Москва; Олег Алексеевич Савченко, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор; Иван Владимирович Шукшин, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье на основе анализа материалов зарубежной печати и отечественных источников излагаются общая характеристика и особенности педагогического процесса физической подготовки будущих офицеров военно-воздушных сил США.

Ключевые слова: будущие офицеры военно-воздушных сил США, характеристика, физическая подготовка.

PHYSICAL TRAINING OF FUTURE OFFICERS OF MILITARY-AIR FORCES OF THE UNITED STATES (BASED ON THE MATERIALS OF FOREIGN AND

REFERENCE PRESS) Andrey Viktorovich Shirokov, the assistant to the commander-in-chief of aerospace forces of

the Ministry of Defense of the Russian Federation on physical training, Moscow; Oleg Ale-kseevich Savchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Valery Aleksan-drovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor; Ivan Vladimirovich Shuk-shin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mozhaisky Military Space Academy, St. Petersburg

Annotation

In the article, based on the analysis of the materials of the foreign and domestic press sources, the authors have outlines the general characteristics of the pedagogical process of physical training of the future officers of military-air forces in the United States.

Keywords: future officers of military-air forces of the USA, characteristics, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Руководство военно-воздушных сил США обращает самое серьезное внимание на физическое состояние слушателей и курсантов (кадетов) военно-учебных заведений. Это проявляется в организации эффективного процесса обеспечения их физической пригодности к дальнейшей военно-профессиональной деятельности.

Ведущими квалификационными параметрами физической пригодности будущих авиационных специалистов являются следующие:

- физической пригодность, вместе с образовательной и психологической пригодностью является значимым фактором общей боевой готовности военнослужащих к выполнению учебных и боевых задач;

- индивидуальная физическая подготовленность будущего военного специалиста, находится в тесной взаимосвязи с методической и физической подготовленностью командира и всего личного состава курсантского подразделения;

- физкультурно-спортивная активность летного и инженерно-технического состава военно-воздушных сил США является важнейшим условием ориентации их на здоровый образ жизни и профессиональное долголетие [1; 2].

Организация образовательного процесса по физической подготовке в вузах ВВС США осуществляется в соответствии с планами и программами, ориентированными пре-

имущественно на требования и характер учебно-боевой деятельности воинских частей военно-воздушных сил.

Ниже по тексту, на примере Военной академии ВВС США (Колорадо-Спрингс, шт. Колорадо), описаны характеристика и особенности организации образовательного процесса по физической подготовке и спорту кадетов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Территориально академия военно-воздушных сил США расположена на местности общей площадью около 7 тыс. га., в специально построенных и хорошо оснащенных всем необходимым зданиях и спортивных сооружениях. Академия располагает: двумя крупнейшими спортивными комплексами, где имеются два плавательных бассейна (один олимпийского класса), игровой зал на несколько тысяч мест, хоккейный комплекс на три тысячи зрителей, зал для занятий гимнастикой и атлетическими упражнениями, тренажерный спортивный зал; стадион на 40000 зрителей, 20 теннисных кортов, большое количество открытых площадок для игр в баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби; оздоровительный центр для релаксации и водно-термических процедур.

Финансирование обучения одного кадета обходится государству в 235 тыс. долларов США в год. Общий годовой бюджет академии составляет около 280-300 миллионов долларов США.

На постоянной основе в академии работает более 4500 человек. Это - преподаватели, инструкторы и обслуживающий персонал. Среди профессорско-преподавательского состава 85% составляют военнослужащие, 65% из них являются магистрами, 32% - докторами наук.

Численный состав кафедр зависит от важности преподаваемых на них дисциплин.

Организационно в штате академии числятся две кафедры - физической подготовки и кафедра видов спорта, которая объединяет 18 мужских и 10 женских видов спорта. 80 преподавателей и тренеров преподают физическую подготовку и спорт. Обе кафедры находятся в подчинении начальника физической подготовки и спорта академии, который, в свою очередь, подчинен непосредственно начальнику академии. Служебный статус начальника физической подготовки и спорта по занимаемой должности находится на одной ступени с должностью начальника учебного отдела.

Период обучения кадетов в академии военно-воздушных сил - 4 года. Каждый учебный год включает три семестра: осенний, весенний и летний. Ежегодно в конце мая производится очередной выпуск офицеров [2].

Все кадеты регулярно сдают установленные тесты физической пригодности. По результатам их выполнения оцениваются: уровень развития основных физических качеств и двигательных навыков, а также функциональное состояние организма обучающихся.

По окончании курса вводной подготовки, который длится шесть недель, между учебными подразделениями проводятся соревнования по различным физическим упражнениям, приемам и действиям.

Во время последующего обучения в академии обязательными элементами в распорядке дня остаются: утренняя зарядка (30 мин), спортивные мероприятия и тренажи (до 2 часов ежедневно). На учебные занятия физической подготовкой и спортом в соответствии с учебной программой уделяется следующий объем учебного времени по семестрам: на первом, втором, третьем и четвертом курсах обучения в осенний и весенний семестры на физическую подготовку выделяется по 40 часов в семестр; на спортивные тренировки и соревнования, а также контрольные проверки выделяется по 80 часов в семестр.

Содержание учебных занятий по физической подготовке характеризуется высокой плотностью и интенсивностью. Наиболее подготовленным в спортивном отношении ка-

детам предоставляются благоприятные условия для участия в соревнованиях различного масштаба. В процессе обучения в вузе все будущие офицеры военно-воздушных сил должны освоить три курса по 10 академических часов занятий спортом. Основная учебная цель этих занятий сформировать у кадетов навыки действовать в водной среде, владеть приемами самозащиты и нападения, а также управлять своим физическим состоянием в экстремальных условиях профессиональной деятельности.

Руководство Академии рассматривает всех кадетов как спортсменов, которые должны принимать активное участие в спортивных состязаниях по внутривузовской или по межвузовской программам [3; 4; 5].

План спортивных мероприятий по внутривузовскому календарю включает 18 различных видов спорта, по которым проводятся соревнования между учебными подразделениями. Каждое из 40 учебных подразделений формирует 18 спортивных команд.

Наиболее подготовленные слушатели-спортсмены кроме соревнований, проводимых на первенство академии, принимают активное участие в соревнованиях по отдельному межвузовскому календарному плану. От академии выставляется до 28 спортивных команд (11 женских и 17 мужских). Как показывает практика, не все выдерживают напряженный характер обучения. За четырехлетний период пребывания в вузе по различным причинам отчисляется более 25% кадетов.

В целях качественного освоения кадетами учебной программы по физической подготовке, командование ВВС США уделяет большое внимание подготовке и переподготовке преподавателей, тренеров и других специалистов физической культуры [6; 7; 8; 9]. При этом решается еще одна важнейшая задача, это формирование у будущих офицеров-авиаторов умений и навыков выживания в экстремальной среде. Для успешного выполнения этой задачи кафедрами, ведущими занятия по физической подготовке, проводится большой и целенаправленный комплекс мероприятий по бучению слушателей уверенно действовать: в лесистой местности, в горах, в пустыне, в условиях низких температур, на воде и других экстремальных условия пребывания[10; 12].

Успешно завершившим обучение кадетам присваивается степень бакалавра и вручается свидетельство офицера военно-воздушных сил в звании «второй лейтенант». Выпускники академии - это элита ВВС. Они, в первую очередь, продвигаются по службе и занимают руководящие места в военно-воздушных силах США.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материалы проведенного анализа свидетельствуют о том, что в большинстве вузов военно-воздушных сил США основные целевые установки и задачи процесса физического воспитания будущих офицеров авиаторов по своей логической сути одинаковы, что является подтверждением централизованного характера руководства физической подготовкой и спортом курсантов и слушателей вузов.

Данные задачи включают:

- развитие основных и специальных физических качеств и прикладных двигательных навыков;

- формирование умений и навыков выживания в экстремальной среде;

- воспитание уверенности в собственных силах, и агрессивности к врагу.

- развитие потребности в ежедневных занятиях физической подготовкой и спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обвинцев, А.А. Обучение специалистов по физической подготовке в иностранных армиях / А.А. Обвинцев, В.А. Щеголев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 1. - С. 175.

2. Обвинцев, А.А. Организация физической подготовки курсантов вузов США /

A.А. Обвинцев, В.А. Щеголев, А.В. Зыков // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2015. - № 4. - С. 18-27.

3. Пашута, В.Л. Опыт реформирования системы военного образования в зарубежных странах / В.Л. Пашута // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 5 (9). - С. 231- 239.

4. Подготовка специалистов военно-физкультурного профиля в вооруженных силах ведущих стран НАТО / В.А. Щеголев, А.Н. Сивак, А.А. Кочин, В.Ю. Егоров // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 61-66.

5. Сущенко, В.П. Педагогические условия и факторы, определяющие личностно-профессиональное развитие различных категорий специалистов по физической культуре и спорту /

B.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.В. Коршунов // Теория и практика физической культуры. - 2016. -№ 6. - С. 3-6.

6. Физическая подготовка иностранных армий : учебное пособие / В.Н. Утенко, В.А. Щеголев, Г.Н. Блахин, Г.Г. Дмитриев, В.П. Сущенко, В.В. Рябчук ; под общей редакцией В.А. Щеголева ; М-во обороны Рос. Федерации. - СПб. : [б.и.], 2007. - 272 с.

7. Щеголев, В. А. Зарубежное военно-физкультурное образование / В. А. Щеголев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 183-187.

8. Щеголев, В.А. Физическая подготовка в военных образовательных системах США /

B.А. Щеголев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 55-60.

9. Щеголев, В. А. Теоретические и методические аспекты воспитания курсантов с использованием средств физической подготовки и спорта / В.А. Щеголев, А.В. Зыков,

C. А. Трапезников // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2015. - № 4. - С. 44-51.

10. Щеголев, В. А. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в армиях стран БРИКС / В.А. Щеголев, А.О. Миронов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 1. - С. 64-69.

11. Щеголев, В.А. Организационные основы физической подготовки и спорта в учебных заведения военно-воздушных сил США / В.А. Щеголев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2012. - № 3. - С. 33-42.

12. Щеголев, В.А. Отношение военных специалистов войск ВКО к физической подготовке в системе дополнительного военно-профессионального образования / В.А. Щеголев, А.В. Савельев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 194-198.

REFERENCES

1. Obvintsev, A.A. and Shchegolev, V.A. (2010), "Training of specialists in physical training in foreign armies", Urgent problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 1, pp. 175.

2. Obvintsev, A.A., Shchegolev, V.A. and Zykov, A.V. (2015), "Organization of physical training of cadets of higher education institutions of USA", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 4, pp. 18-27.

3. Pashuta, V.L. (2010), "Experience of reforming of system of military education in foreign countries", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 5 (9), pp. 231-239.

4. Shchegolev, V.A., Sivak, A.N., Kochin A.A. and Egorov, V.Yu. (2016), "Training of specialists of a military and sports profile in armed forces of the leading countries of NATO", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 61-66.

5. Sushchenko, V.P., Shchegolev V.A. and Korshunov, A.V. (2016), "Pedagogical conditions and factors determining personal professional development of various professional categories by physical culture and sport", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 3-6.

6. Utenko, V.N., Shchegolev, V.A., Blakhin, G.N., Dmitriev, G.G., Sushchenko, V.P. and Ryabchuk, V.V. (2007), Physical training of foreign armies: education guidance, Ministry of Defense Russian Federation, St. Petersburg.

7. Shchegolev, V.A. (2014), "Foreign military and sports education", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 183-187.

8. Shchegolev, V.A. (2014), "Physical training in military educational systems of the USA", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 55-60.

9. Shchegolev, V.A., Zykov A.V. and Trapeznikov, S.A. (2015), "Theoretical and methodical aspects of education of cadets with use of means of physical training and sport", Urgent problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 4, pp. 44-51.

10. Shchegolev, V.A. and Mironov, A.O. (2016), "Training of specialists on physical culture and sport in armies of the countries of BRICS", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 1, pp. 64-69.

11. Shchegolev, V.A. (2012), "Organizational bases of physical training and sport in educational institutions of the United States Air Force", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 3, pp. 33-42.

12. Shchegolev, V.A., Shchegolev, V.A. and Savelyev, A.V. (2014), "Relation of military specialists of troops of VKO to physical training in system of additional military professional education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 194-198.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.01.2017

УДК 796.011

ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Махмутгири Атуевич Эльмурзаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Горный университет; Килаб Шамсудинович Дунаев, кандидат педагогических наук, доцент; Чеченский государственный педагогический университет, Грозный; Муслим Килабович Дунаев, аспирант, Чеченский государственный университет, Грозный; Тагир Саламбекович Шаухалов, старший преподаватель, Ингушский государственный университет, Магас

Аннотация

В представленной работе уточняются и расширяются знания о физкультурно-рекреационной деятельности как основной базовой категории физической рекреации. Выявляются различия между активностью и деятельностью дающая основание утверждать, что основным механизмом объективации физической рекреации во внешней среде является именно двигательная деятельность, как один из видов общечеловеческой деятельности. Выделяются традиционные и в настоящее время широко используемые формы, виды и средства рекреационной деятельности в отечественной практике.

Ключевые слова: физическая рекреация, физкультурно-рекреационная деятельность, социокультурная среда, социальные условия, половозрастные и социальные группы.

SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITY: CONCEPT, CONTENTS AND

COMPONENTS

Mahmutgiri Atuevich Elmurzaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Mining University; Kilab Shamsudinovich Dunayev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chechen State Pedagogical University, Grozny; Muslim Kilabovich Dunayev, the post-graduate student, Chechen State University, Grozny; Tagir Salambekovich Shauhalov, the senior lecturer, Ingush State University, Magas

Annotation

The present study clarifies and expands the knowledge covering the sports and recreational activities as the main basic category of the physical recreation. It highlights the differences between the activity and occupations giving the grounds to assert that the main mechanism for objectification of the physical recreation in the environment is particularly the motor activity, as one of the types of the universal activity. The article has isolated the conventional and widely used forms, types and means of the recreational activities in the domestic practice.

Keywords: physical recreation, sports and recreational activities, socio-cultural environment, social conditions, age and gender and social groups.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.