Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность современного инженера'

Профессиональная деятельность современного инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4378
848
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ENGINEER / ENGINEERING ACTIVITIES / ENGINEERING AND TECHNOLOGY / ENGINEERING EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарафутдинова Р. И., Галимзянова И. И.

В статье говориться о том, что подготовка высококвалифицированных специалистов для инженерно-инновационной и научно-исследовательской деятельности по определенным в качестве приоритетных направлениям и отраслям экономики должна стать основной задачей высшей школы на ближайшую и более отдаленную перспективу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article says that the training of highly qualified specialists for engineering innovation and research activities identified as priority areas and sectors of the economy should be the main task of higher education in the short and longer-term

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность современного инженера»

Р. И. Шарафутдинова, И. И. Галимзянова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРА

Ключевые слова: инженер, инженерная деятельность, техника и технологии, инженерное образование, профессиональная

компетентность.

В статье говориться о том, что подготовка высококвалифицированных специалистов для инженерноинновационной и научно-исследовательской деятельности по определенным в качестве приоритетных направлениям и отраслям экономики должна стать основной задачей высшей школы на ближайшую и более отдаленную перспективу

Keywords: engineer, engineering activities, engineering and technology, engineering education, professional competence.

The article says that the training of highly qualified specialists for engineering innovation and research activities identified as priority areas and sectors of the economy should be the main task of higher education in the short and longer-term

Основная цель профессионального образования -подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Профессиональное становление специалиста -длительный, сложный, противоречивый процесс, обусловленный многими самыми различными факторами.

Проанализируем содержание профессиональной деятельности современного инженера. В современном обществе инженерная профессия становится не только одной из самых массовых, но и одной из важнейших по степени влияния инженерного труда на общество.

Понятие «инженер» трактуется по-разному:

• специалист с высшим техническим образованием [1];

• специалист, который на основе теоретических соображений и материальных средств создает экономичные жизнеспособные объекты, различную продукцию, проекты [2];

• специалист, решающий проблемы проектирования, конструирования, функционирования, практического применения техники и технологии на научной основе [3].

Под инженерной деятельностью А.И. Ракитов понимает «анализ, постоянное совершенствование и организацию индивидуального и группового труда, управление производством, технологическими процессами, конструирование и проектирование изделий и инструментальных систем» [4].

Г.В. Судохольским инженерная деятельность рассматривается в единстве строения функций и результатов, мотивов и целей, развития и функционирования особенностей бытия и характеристик, особенностей изучения и моделирования, оценки и проектирования [5].

Инженерная деятельность возникла и конституировалась с отделением умственного труда от физического. Поэтому исключительной функцией инженера с древнейших времен и до наших дней считается интеллектуальное обеспечение процесса создания техники. На этом основании специальное инженерное образование следует рассматривать как сущностную характеристику данной профессии [6].

Различают три принципиально различимых типа инженерной деятельности. Первый тип (до первой половины XX века) характеризуется нацеленностью на создание и производство технических объектов, исходя из возможностей технического знания. Второй тип (непосредственно предшествует НТР) характеризуется все большей зависимостью естественнонаучной и инженерной деятельности: результаты естественных наук все более зависят от используемых приборов, возрастающая сложность технических объектов влечет зависимость инженерного знания от естественнонаучного. В современных условиях естественнонаучная, инженерная и обыденная компоненты тесно связаны между собой: наукоемкие технологии, используемые в производстве, ориентируются на вкусы потребителей. Это привело к кардинальному изменению профессиональной практической деятельности людей, которая в настоящий момент времени осуществляется на основе техники и технологии [7].

Широкое внедрение в промышленность наукоемких технологий, специфика решаемых в них инженерных задач, находящихся на стыке нескольких технических наук, требующая объединения в процессе их решения усилий специалистов разного профиля, привела к трансформации многих инженерных специальностей. Для успешного выполнения своих функций современный инженер должен обладать не только суммой общих и специальных знаний, навыков и умений, но и комплексом определенных качеств личности, обеспечивающих плодотворную работу в команде разнопрофильных специалистов.

Анализ современных экономических программ и реализации научно-технических приоритетов, ориентированных на развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей, ряда базовых отраслей промышленности, а также на обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров, технологий и услуг, указывает на необходимость развертывания широкомасштабной инновационной, научно-исследовательской, опытно-

экспериментальной и внедренческой работы, которая требует соответствующего кадрового обеспече-

ния. Доминантными требованиями к специалистам становятся способности и склонности к научноисследовательской и инженерно-инновационной работе, высокий уровень фундаментальной подготовки, развитие профессионально-творческих качеств.

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что инженер - главная фигура научно-технической революции, основной «двигатель» научно-технического прогресса. Особая роль инженерной профессии в эпоху технологического и информационного развития, в эпоху так называемой проектной культуры хорошо известна, однако далеко не в полной мере сформулированы конкретные требования к современному инженерному образованию. Эти требования определяются системным характером инженерной деятельности и многомерностью критериев ее оценки: функциональных и эргономических, этических и эстетических, экономических и экологических. В настоящее время в связи с развитием информационных технологий, ускорением технологического развития, увеличением многообразия техносферы, ростом значимости экологических факторов особенности инженерной деятельности существенно изменяются.

ЮНЕСКО при участии таких авторитетных международных организаций, как FEANI (Европа) и ABET (Америка), ассоциаций инженерного образования и обществ инженеров, разработаны требования к инженеру XXI века, в число которых входят: высокая профессиональная компетентность; стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и развитию своего интеллектуального потенциала; владение методами моделирования, прогнозирования и проектирования, а также методами исследований и испытаний, необходимых для создания новых интеллектуальных и материальных ценностей, и др.

Таким образом, инженерная деятельность заключается в решении возникающих производственных задач и состоит из действий и взаимодействий специалистов. Специфика инженерной деятельности состоит в том, что, с одной стороны, она является предметнопрактической (ее составляет знание свойств вещества природы, с которой она имеет дело), а с другой - она носит социальный характер (обусловленный развитием производственных отношений в обществе и субъективным отражением этих отношений личностью). Эффективность и результативность этой деятельности напрямую зависит от степени сформированности профессиональной компетентности.

В нашем исследовании мы шли от понимания профессиональной компетентности как интегративного (системного) свойства личности инженера, характеризующего его глубокую осведомленность в психологопедагогической и предметной областях знания, профессиональные умения и навыки, личностный опыт и образованность специалиста, нацеленного на перспективность (прогностичность) в работе, открытого к динамичному обогащению, уверенного в себе и способного достигать значимых результатов и качества в профессиональной деятельности.

Подготовка высококвалифицированных специалистов для инженерно-инновационной и научноисследовательской деятельности по определенным в качестве приоритетных направлениям и отраслям экономи-

ки должна стать основной задачей высшей школы на ближайшую и более отдаленную перспективу. Технические вузы должны формировать инженеров нового типа, сочетающих профессиональную компетентность с высокой культурой творцов, а не прилежных, но бездумных исполнителей.

Важнейшими в содержании инженерного образования должны стать компоненты, обеспечивающие формирование:

• интегративных способностей инженеров, в которых профессиональная готовность подкрепляется умением быстро реагировать на потребности общества и пониманием хрупкости окружающей среды;

• аналитических способностей, предполагающих критическое мышление с акцентом на определение проблем через моделирование, имитацию, оптимизацию, как результат глубокого интегрального понимания физических, математических, биологических, а также гуманитарных наук;

• способностей осуществлять нововведения, включая их проектирование и производство;

• способности контекстуального понимания с учетом экономических, промышленных и международных условий, в которых осуществляется инженерная деятельность;

• способности самообразования, пополнения своих знаний в течение всей трудовой жизни и адаптации к быстрым технологическим изменениям на мировом рынке.

Важное место в профессиональной компетентности, а значит, и в содержании подготовки инженера, отводится освоению навыков соединять теоретические знания с практической подготовкой, собственно инженерное дело со знаниями и опытом в области сравнительного анализа технологий, системы сбыта, защиты интеллектуальной собственности, патентно-лицензионной работы, экономиконормативные условия функционирования предприятий с различными формами собственности, основ рыночного механизма, управления производством, НИОКР и персоналом, широкого спектра коммуникаций.

Необходимо, чтобы обучение было приближено непосредственно к научно-технической деятельности будущих специалистов, интегрировано с наукой, техникой и производством, в сфере которых они будут работать по окончании вуза, а будущие инженеры должны быть способны овладевать сложными способами профессиональной деятельности.

Поэтому специалист инженерного профиля должен ориентироваться в самых разнообразных ситуациях общения, учитывать взаимоотношения с партнером, выстраивая адекватным образом тактику общения с ним. Он должен также учитывать настроенность на общение как со своей, так и с противоположной стороны, взаимные ожидания, уметь рефлексировать и сопереживать и быть психологически готовым к этому.

Выпускникам университетов, технических университетов и инженерных вузов в своей буду-

щей профессиональной деятельности придется управлять научными, конструкторскими или технологическими коллективами либо работать в таких коллективах. Это потребует от них освоения знаний и опыта специальных областей социальной психологии. Формирование социально-психологической компетентности научных работников, инженеров, а также управленческих кадров в этой сфере, которая во многом определяет продуктивность деятельности научно-технических коллективов, должна стать обязательным компонентом научно-технического образования. Такая подготовка должна обеспечивать овладение основами социально-психологической компетентности совместной деятельности в малых научных группах, конструкторских, проектных бюро, производственных коллективах.

В современных условиях, обусловленных сформировавшимся в нашей стране рынком труда, на первый план выходит также проблема профессиональной мобильности. Поэтому выпускник технического вуза - это специалист, не только обладающий знаниями, необходимыми для осуществления инженерных функций по разработке, производству, исследованию и эксплуатации производственных объектов, но и имеющий серьезные коммуникативные навыки, знания иностранного языка.

О требованиях к квалификациионым характеристикам современного инженера сформулированых в программных документах общественно-профессиональных организаций по инженерному образованию, например, FEANI в Европе и ABET в США, в которых говорится, что образовательная программа подготовки инженера должна включать серьезную гуманитарную составляющую, вбирающую в себя языковое образование современного специалиста, способного осуществлять меж-культурное общение в сфере своей профессиональной деятельности говорилось нами и ранее в статье журнала Вестник КГТУ № 4 за 2008 год «Нормативно-

организационный аспект реализации педагогической системы формирования иноязычной коммуникативной компетенции у выпускников технических вузов».

Литература

1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов.

- М.: Советская Энциклопедия, 1964. - 900 с.

2. Крыштановская, О.В. Инженеры: Становление и развитие профессиональной группы / О.В. Крыштановская. - М.: Наука, 1989. - 144 с.

3. Инженер - философия - вуз / Лебедев С.А., и [др.]; под ред. И.А.Майзеля, А.П. Мозелова, Б.И. Федорова.

- Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1990. - 128 с.

4. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. - М.: Политиздат, 1991. - 287 с.

5. Суходольский, Г.В. Инженерно-психологический анализ и синтез профессиональной деятельности: дис....д-ра пед. наук / Г.В.Суходольский. - Л., 1982. -

407 с.

6. Степин, В. С. Философия науки и техники: учебное пособие / В.С.Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. - М.: Гардарика, 1996. - 400 с.

7. Стрюковский, В.И. История и логика развития научно-технической деятельности / В.И. Стрюковский. -М.: Мысль, 1985. - 160 с.

8. Галимзянова, И.И. Нормативно-организационный аспект реализации педагогической системы формирования иноязычной коммуникативной компетенции у выпускников технических вузов / И. И. Галимзянова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2008. - № 4. - С. 139145.

9. Галимзянова, И.И. Проектирование педагогической системы формирования у будущих инженеров иноязычной коммуникативной компетенции / И. И. Галим-зянова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2008. - № 5. -С. 212-217.

© Р. И. Шарафутдинова - препод. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ; И. И. Галимзянова - д-р пед. наук, доц. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.