Научная статья на тему 'Проблемы подготовки будущих инженеров в современных условиях'

Проблемы подготовки будущих инженеров в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шангина Елена Игоревна

В статье рассмотрены проблемы и тенденции развития современного высшего образования, требования, предъявляемые к будущим специалистам. Раскрыты процессы возникновения и становления инженерной деятельности, ее типы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки будущих инженеров в современных условиях»

УДК 378.147.514.18 .

Е. И, Шангина

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Реализация идей реформирования высшей школы потребовала соответствующего изменения типов высших учебных заведений, В связи с этим многие российские технические вузы получили статус технических университетов, к которым предъявляются особые требования, одним из которых является осуществления непрерывного образования. В системе непрерывного образования, к которой следует стремиться каждому техническому университету, техническое образование как его составная часть должно предоставлять возможность постоянно удовлетворять развивающие потребности личности и общества в образовании, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам, направленности, дающее каждому возможность реализовать собственный путь получения образования независимо от возраста, первоначально приобретенной профессии, места жительства. Следовательно, техническое образование должно иметь более гибкую систему, которая давала бы возможность выбора дальнейшего образовательного пути в университете, а также и за его пределами.

Современное высшее техническое образование как один из структурных элементов системы высшего профессионального образования переживает кризис, поскольку, с одной стороны, не удовлетворяет социально-экономическим потребностям общества, а с другой — не соответствует потребностям личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Вуз как социальный институт не способен вооружить будущего специалиста таким набором знаний, которого хватило бы на все время трудовой деятельности. Поэтому возникают различные центры обучения на предприятиях, фирмах, где осуществляется доводка профильных специалистов. Многие студенты, получив техническое образование, поступают в другие вузы (гуманитарные, экономические и др.), поскольку традиционная система технического образования не удовлетворяет требованиям работодателей или самих выпускников.

Многочисленные публикации свидетельствуют о том, что мировое сообщество находится на новом этапе своего развития - этапе построения постиндустриального, информационного общества, основной ценностью и ресурсом которого являются знания. Предпосылкой становления информационного общества стали невероятное по темпам развитие средств обработки и передачи информации, их повсеместное внедрение во все сферы жизни общества, информатизация общества [17].

Для полновесного становления парадигмы новой модели высшего технического образования в современном мире необходимо учитывать закономерности, влияющие на сферу образования: .

- рост наукоемких производств, требующий работу высококвалифицированного персонала;

- интенсивный рост объема научно-технической информации. В результате квалифицированный специалист должен обладать способностями и навыками самообразования, уметь включаться в непрерывный процесс повышения квалификации;

- быстрая смена технологий, вызывающая достаточно быстрое моральное старение производственных мощностей. Этот факт требует от специалиста хорошей фундаментальной подготовки, способность быстро осваивать новые технологии;

- наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности, приводящих к автоматизации не только физического, но и умственного труда. В результате резко возросла потребность в творческой, неалгоритмизируе-мой деятельности и специалистах, способных ее выполнить;

- рост числа людей, вовлеченных в научную и наукоемкую деятельность, что требует от специалистов знания методологии научной и практической деятельности [13, с. 33—36].

В свете вышесказанного проанализируем процесс подготовки будущих инженеров в современных условиях, предварительно рассмотрев, как изменялся характер этой подготовки и какие требования предъявляются к современному инженеру.

Слово «инженер» в российских источниках впервые встречается в середине XVII в. в «Актах Московского государства». Этимологи считают, что попало оно к нам из Польши, где, в свою очередь, было заимствовано из немецкого и французского — «нщешеиг», восходящего к латинскому йще~ шипз - «изобретательность», «ум», «талант», «способность», «знание». В античном мире понятие «инженер» стало использоваться для обозначения особого рода занятий, связанных с управлением техникой, главным образом, военными машинами, а также их изобретением [7].

Известный русский инженер, ученый, философ П. К. Энгельмейер, анализируя понятие «техника», в одной из своих работ [18] иишет, что латинское слово 1есЬпа употреблялось и в промышленности, и в торговле; в ремесле и в искусстве; в риторике, медицине, науке и литературе.

Латинское гескшкш чаще всего обозначало учителя искусств, а наравне с этим - и практического дельца. Вообще слово «техника» обозначает «совокупность средств человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества; .. .совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства» [14, с. 606].

В современных условиях понятие «инженер», трактуется по-разному. Например, в словаре С. И. Ожегова понятие «инженер» трактуется как «специалист с высшим техническим образованием». На наш взгляд, такое определение недостаточно отражает особенности инженерной деятельности, однако дает понять, что инженер должен получить высшее образование.

Понятие «инженер» также рассматривается в работе [12]. Инженер—«специалист, который на основе теоретических соображений и материальных средств создает экономичные жизнеспособные объекты, различную продукцию, проекты» [Там же, с. 8].

Авторы [4] рассматривают инженера как субъекта технической деятельности. Инженерная деятельность тесно связана с техникой и технологией, разработкой и непосредственным созданием технических систем, их функционированием и управлением. Поэтому инженер: «и есть специалист, решающий проблемы проектирования, конструирования, функционирования, практического применения техники и технологии на научной основе» [Там же, с. 15].

В. Й. Мартинкус предлагает следующую классификацию инженерной деятельности по интеллектуальным функциям: управленческая (организационная), конструкторская, технологическая, изобретательская, научная [9].

А. И. Ракитов рассматривает процесс видоизменения инженерной деятельности с момента ее возникновения и в современном контексте. Под инженерной деятельностью он понимает «анализ, постоянное совершенствование и организацию индивидуального и группового труда, управление производством, технологическими процессами, конструирование и проектирование изделий и инструментальных систем» [10, с. 91].

В последнее время в отечественных публикациях появилось понятие «инжиниринг». В энциклопедическом словаре говорится, что термин «инжиниринг» происходит от английского engineering и от латинского ingenium - изобретательность, выдумка, знания. «Инжиниринг» - это одна из «форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники, основное направление которой - предоставление услуг по доведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до стадии производства» [1, с. 492].

И. К. Корнилов, анализируя инженерную деятельность, дает определение понятия «инжиниринг», где под «инжинирингом» понимается инженерная деятельность, в которой «наряду с техническими задачами решаются задачи организационного и экономического характера». К таким задачам относят «подготовку торгов, работ и их координацию. Экономические и управленческие задачи могут включать изучение экономических, финансовых и иных условий работы по усовершенствованию организации и управления производства» [6, с. 160]. .

В работе [5] дается определение понятия «инжиниринг», как технологии инженерной деятельности. Подразделяется инжиниринг на следующие виды:

- теоретический инжиниринг - социально-техническая часть, изучающая объект, предмет и методы исследования, философские аспекты;

- практический инжиниринг - методологическая часть, задача которой состоит в том, чтобы, опираясь на сформулированные теоретические положения, создавать возможность управления социальной стратой - инженерными и научными работниками, давать практические рекомендации по организации и рациональному устройству обучения инжинирингу и использованию полученных знаний на практике.

Введение этого понятия вызвано тем, что инженер в процессе обучения в вузе, а затем и на производстве сталкивается с новыми требованиями современности, а именно [5]: ■

- выдвижением на первый план технологических задач по сравнению с задачами совершенствования технического оборудования;

- включением в функции инженера не только научно-организационных, но и экономических и социальных задач, взятых в их системной целостности;

- появлением и необходимостью решения экологических задач;

- изменением содержания и характера обучения - переход к гуманизации и гуманитаризации образования.

В исследовании [8] показано, что главной особенностью инженерной деятельности является ее обусловленность техникой, причем техникой как постоянно развивающейся системой производительных сил общества. Инженер не только должен знать современную технику, но и быть участником происходящей научно-технической революции. Главная функция современного инженера состоит в разработке решений, направленных на создание конкурентноспособной продукции.

В настоящее время обострение конкуренции и резкое усложнение сбыта продукции привели к тому, что превосходство продукции за счет внедрения технических новшеств или снижение себестоимости не приводит к желаемым результатам. Рынок стал фактором конкурентной борьбы. Реклама оказалась практически единственным инструментом воздействия на рынок. Тем не менее, даже блестяще задуманные и великолепно проведенные рекламные кампании, будучи автономными, не связанными или слабо связанными со стратегическими целями и тактическими задачами производственно-рыночной деятельности предприятия, способствуют решению лишь отдельных задач этого предприятия. На Западе рекламу называют «жизненным соком», «кровью» предприятия [2]. Поэтому возникла необходимость в специалистах по рекламе инженерной продукции, знающих не только экономику, управление, маркетинг, но и технологию производства, которая включает проектно-конструкторскую, организационную, научнотехническую деятельность.

Наши исследования различных литературных источников дозволили систематизировать структуру инженерной деятельности, представленную на рис. 1.

Приведенный анализ инженерной деятельности будет неполным, если не выяснить, что представляют собой цель инженерной деятельности, объект, продукты инженерной деятельности, связь ее с наукой, а также праксеологический аспект.

Рис. 1. Структура инженерной деятельности

Инженерная деятельность возникла и конституировалась с отделением умственного труда от физического. Поэтому исключительной функцией инженера с древнейших времен и до наших дней считается интеллектуальное обеспечение процесса создания техники как объекта инженерной деятельности. На этом основании специальное инженерной образование следует рассматривать как сущностную характеристику данной профессии [15].

Первоначально техника выступает в виде вещественных образований, изменяющих свой облик под воздействием (преимущественно механическим) человека. Этот период можно связать с первым типом инженерной деятельности. С развитием техники менялся и ее материальный субстрат, который постепенно становился не только предметом, но и результатом труда [4]. Изменение техники как объекта инженерной деятельности можно также рассматривать с позиций фундаментальных естественнонаучных принципов, заложенных в основу создания производительных сил общества на том или ином конкретно-историческом этапе. Как известно, одной из объективных причин превращения мануфактурного производства в крупную промышленность явилось изобретение и использование парового двигателя.

' Т>

Дальнейшие потребности общественного развития привели к использованию электромагнитных законов. Современная промышленность основывается на использовании электричества, магнетизма, электроники. В. И. Стрюковский в работе [16] указывает, что именно развитие производства вызвало большой интерес к естественнонаучным дисциплинам (физика, химия, биология). Другими словами, преобразование техники и технологии вызвано влиянием науки и изобретательства на историческом этапе развития производительных сил, а также потребностями общества. И. К. Корнилов [6], рассматривая цель инженерной деятельности, уделяет особое место разнице между научной и инженерной деятельностью. Цель научной деятельности заключается в познании закономерностей окружающего нас мира, результатом которой являются законы существования объективной реальности, состоящей из естественных и искусственных систем. Цель инженерной деятельности он рассматривает как проектную, результатом которой являются способы, методы, средства для создания и преобразования естественных и искусственных систем. Однако для создания средств, методов и технологий материального преобразования окружающей среды, инженеру нередко приходится осваивать научные формы труда. Следовательно, исходя из вышесказанного, инженерная деятельность непосредственно связана с наукой, изобретательством, ее можно определить как научно-техническую, продуктом которой выступают технологии, товары и услуги широкого потребления.

Сегодня основным направлением модернизации промышленности и строительства является комплексная информатизация, от которой напрямую зависит конкурентноспособность предприятий, качество и сроки модернизации выпускаемых и используемых изделий, производительность труда. «Комплексную информатизацию технической деятельности предприятия определяет информационная поддержка жизненного цикла изделий - ИПИ (за рубежом PLM - Product Life Cycle Management) и инфраструктуры — ИГ1ИН (за рубежом - ILM - Infrastructure Life Cycle Management).

Жизненный цикл изделий включает маркетинг, разработку технического задания, технического предложения, технического и рабочего проекта, инженерный анализ, технологическую подготовку производства, собственно производство, эксплуатацию, модернизацию, ремонт и утилизацию. Под инфраструктурным объектом понимаются региональные или муниципальные районы, городские комплексы, гидроузлы, транспортные и телекоммуникационные системы, ЖКХ кварталов и районов, сети инженерного обеспечения, торговые и развлекательные центры, предприятия, сооружения, университеты и т. д. Таким образом, жизненный цикл инфраструктурного объекта состоит из этапов маркетинга, технического задания, технического и рабочего проекта, строительства, сдачи в эксплуатацию, эксплуатации, проекта реконструкции, реконструкции, иногда нескольких циклов эксплуатации и реконструкции, реконструкции, проекта демонтажа и демонтажа.

Главная цель ИПИ - и ИПИН-технологий - создание единого информационного пространства изделия или инфраструктурного объекта, организация полного документооборота, обеспечение единообразного описания и интерпретации проектной, технологической, производственной или строительной, модернизационной или реконструкционной документации, ее унификация и стандартизация, оперативный и наглядный доступ к ней в нужное время, в нужном месте, в нужном объеме, в нужном представлении. Применение ИПИ - и ИПИН-технологий позволяет значительно повысить качество, свести к минимуму возможности появления ошибок при проектировании, производстве и строительстве, эксплуатации, модернизации и реконструкции [11, с. 13]. .

Как видим, применение ИПИ - и ИПИН-технологий направлено на реализацию единой общей задачи - на разработку модели объекта (изделия, процесса), причем в связи со стратегией информатизации такая модель обязательно должна иметь электронное геометрическое воплощение, представляющую собой набор данных, однозначно определяющих форму и размеры изделия. Именно такая электронная геометрическая модель играет роль первоисточника для всех этапов жизненного цикла изделий и инфраструктуры и обеспечивает решение инженерных задач при проектировании, производстве, строительстве и эксплуатации,

Исследование инженерной деятельности, являющейся одним из элементов общей системы профессиональной деятельности, мы обобщили, выделив семь типов инженерной деятельности, и представили в виде схемы, показанной на рис. 2.

1 тип: трудовая деятельность первобытного человека, Цель: создание и добыча средств существования, Связь с наукой: науки нет. Субъект: первобытный человек. Объект: природные объекты Праксеологический аспект: период целостной трудовой деятельности и начало процесса дифференциации по профессиональной направленности._________

2 тип: ремесленное производство. Цель: решение частных технических задач, связанных с ремесленной практикой. Связь с наукой: слабо выражена ориентация на научное знание. Субъект: ремесленники, не имеющие специальное инженерное образование. Объект: в основном природный материал. Праксеологический аспект: естественнонаучная, социальная, техническая деятельность не связаны между собой и преследуют принципиально различные цели. Появляется первый вид инженерной деятельности — изобретательство.

3 тип: мануфактурное производство. Цель: решение частных инженерных задач, связанных с управлением, функционированием, регулированием мануфактурным производством, Связь с наукой: ориентация на первые научные достижения. Субъект: первые инженеры не имеют специального образования, в основном они выходцы из ремесленников,. Объект: в основном природный материал и частично искусственно созданный. Праксеологический аспект: объединение различных видов деятельности, необходимых для создания продукции. Появляется возможность органической взаимосвязи научной и технической деятельности. ________

Окончание рисунка

4 тип: машинное производство. Цель: решение сложных инженерных задач, связанных с новыми-видами деятельности, усовершенствование существующих. Связь с наукой: широкое использование естественных наук, выделение технических-знаний в статус науки. Субъект: появляются первые технические школы для подготовки инженеров. Объект: рабочие машины, обслуживающие мануфактурное производство и зарождающееся капиталистическое^

Праксеологический аспект: инженерная деятельность в основном не дифференцирована-по отраслям, однако,'в связи с усложнением производства, требуются инженеры по отдельным направлениям профессиональной деятельности. Формируются такие виды деятельности как изобретательство, научно-исследовательская, проектно-конструкторская, технологическая, организационно-производственная.__________________________

5 тип: системотехническое производство. Цель: построение технических комплексов, машин. Связь с наукой: непосредственная взаимосвязь с наукой в области технической, проектно-конструкторской, производственно-управленческой деятельности. Субъект: инженеры-системотехники, обеспечивающие организацию, взаимодействие и управление производства, (производств). Объект: сложные производства, комплексы предприятий при создании сложных технических систем. Праксеологический аспект: интеграция различных видов деятельности для осуществления организации, функционирования и управления. _____________________________________________________________________

6 тип: наукоемкое производство. Цель: построение-сложных человекомашин. Связь с наукой: производство построено на наукоемких технологиях, ориентированных на вкусы потребителей Субъект: подготовка инженеров характеризуется глубокой дифференциацией по различным отраслям (сфера социальных услуг, транспорта, энергетики, экологии, экономики и др.) и функциям. Объект: сложные автоматизированные производственные комплексы. Праксеологический аспект: дифференциация инженерной деятельности.

7 тип: социотехническое производство. Цель: построение технических комплексов. ' удовлетворяющих материальные, духовные, экологические потребности общества. Связь с наукой: использование технических, естественных, гуманитарных наук. Субъект: инженеры нового поколения — социотехники, главной задачей которых становится целенаправленное изменение социально-организационных структур. Объект: сложные автоматизированные производственные комплексы, основанные на социальных потребностях. Праксеологический аспект: объединение производственной и социально-экономической сфер деятельности и управления.___________________________. -_____________

Рис. 2. Становление инженерной деятельности

А. И. Ракитов, рассматривая, что является целью инженерной деятельности, на которую должно быть направлено инженерное мышление, отмечает, что целью является создание эффективных средств деятельности и условий жизнедеятельности человека, создание искусственной среды обитания [10]. .

Таким образом, особенность инженерного мышления объясняется тем, что инженерное знание выступает синтезом различных отраслей знания.

Так, например, первые инженеры — это одновременно художники-архитекторы, консультанты-инженеры по фортификационным сооружениям, артиллерии и гражданскому строительству, алхимики и врачи, математики, естествоиспытатели и изобретатели, которые обратились за помощью к математике (геометрии) и механике, из которых они заимствовали знания и методы для проведения инженерных расчетов, К ним относятся великие ученые: Леон Батиста Альберти, Леонардо да Винчи, Николо Тарталья, Джи-роламо Кардано, Джон Непер и др. Такая особенность сказывается и на формировании процесса обучения в техническом вузе, поэтому учебный план обычно включает в себя естественно-гуманитарные (фундаментальные), общепрофессиональные (общетеоретические) и специальные (прикладные) дисциплины. .

Обычно подготовка инженера содержит следующие компоненты: а) инженерно-гуманитарная подготовка (включающая естественно-гуманитарные (фундаментальные) дисциплины); б) общетехнические дисциплины (имеет специфику для различных факультетов и специальностей); в) специальная подготовка.

Однако в настоящее время, в эпоху рыночных отношений, инженер - это не только специалист, деятельность которого направлена на создание искусственных, т. е. не существовавших ранее в природе, конкурентноспособных объектов, с использованием технических средств и научных исследований, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества, но и специалист, способный проводить мониторинг рыночных тенденций, создавать и проводить экспертизу продукции с учетом потребительских предпочтений, разрабатывать стратегические цели и тактические задачи производственно-рыночной деятельности с учетом развития техники, технологии и науки, а также специалист, способный предоставить информацию о сущности, качестве, особенностях товаров, услуг, идей, явлений и процессов общественной жизни через систему моделей - образов, символов, знаков и т. п. с целью создания высокого имиджа предприятия, который может быть подготовлен только на основе синтеза естественных, гуманитарных и технических наук. Рассогласованность инженерной деятельности с потребительскими предпочтениями и интересами (не сиюминутными, а долгосрочными) приводит к созданию объектов, не востребованных обществом (действительно, зачем нужно изобретать какой-либо технический объект, если он не найдет своего применения). Связь технического объекта как объекта инженерной деятельности с человеком определяет интенсификацию социальных отношений (производственно-технических, транспортных, коммуникативных, территориальных и пр.), а также их упорядочивание, достижение социально-политических целей [3]. .

Таким образом, при комплексном решении задачи подготовки специалистов в техническом вузе в традиционное содержание подготовки будущих инженеров следует включить подготовку в области рекламной деятельности, а реклама промышленного комплекса становится профильной специальнос-

тью технического вуза. Вообще говоря, рекламная деятельность распространяется на сферу экономики, производства, коммерции, экологии, различных отраслей народного хозяйства, а также сферу политики, образования, здравоохранения, культуры и искусства, включая изделия, услуги, идеи, технологии, природные ресурсы, ценные бумаги и т. д, Поэтому подготовка специалиста инженерного профиля должна носить междисциплинарный характер и содержать следующие компоненты: а) гуманитарные и социально-экономические дисциплины (включая рекламную подготовку); б) естественнонаучные дисциплины (включая общематематическую подготовку); в) общелрофессиональные дисциплины; г) дисциплины специализации.

Рассмотренные выше принципы раскрыты на примере профессиональной деятельности будущих специалистов по промышленной рекламе и представлены на рис. 3.

Профессиональная деятельность специалистов по рекламе Цель: разработкаметодов, средств, направленныхна созданиеуникального образа (модели) предлагаемого объекта (товара, услуги).

Связь с наукой: специалисту по рекламе требуется не только знание естественно-гуманитарных . (фундаментальных) дисциплин, непосредственно касающихся его рекламной деятельности, но и умение ориентироваться в той предметной (инженерной) области, на которую направлена его деятельность (техника, технология).

Субъект: специалист по рекламе представляет собой профессию, которая востребована во многих областях и сферах деятельности современного общества - экономике, политике, производстве, образовании, здравоохранении, в различных отраслях народного хозяйства и работают в службах и центрах по связям с общественностью, рекламных отделах и службах фирм, предприятий, учреждений и т. д.

Объект профессиональной деятельности является все то, что окружает потребителя во внешней макро- и микросреде, все, что полезно для общества и что может быть подвержено рекламе с целью создания высокого имиджа организации (фирмы, личности) и коммерческой пропаганды потребительских свойств товаров и услуг с учетом потребительских предпочтений и интересов, .

Праксеологический аспект: объединение производственной и

| социально-экономической сфер деятельности и управления.___________

Рис. 3. Структура профессиональной деятельности специалистов по рекламе

На основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод, что при подготовке будущих инженеров должны учитываться следующие тенденции: :

- научно-техническое развитие становится решающим фактором развития общества;

- инженерная деятельность характеризуется сильной степенью интег-

рации научного, технического, социального и производственного знания, высокими темпами изменения научной информации применяемой в производственных процессах; .

- система подготовки будущих инженеров должна носить междисциплинарный характер и ориентировать студентов не на получение некоторой совокупности знаний, а на овладения методами познания;

- будущий инженер должен овладеть навыками самостоятельной

деятельности, уметь.свободно ориентироваться в окружающем его информационном пространстве; .

- будущий специалист инженерного профиля должен быть ориентирован на творческий характер свей деятельности.

Библиографический список

1. Большой энциклопедический словарь [Текст]: В 2, Т. / Под ред.

А, М. Прохорова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991. - Т. 1. - 863 с.

2. Васильев, Г. А. Основы рекламной деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов. / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 414 с.

3. Душков, А. Индустриально-педагогическая психология (труд, организация, управление) [Текст]: учеб. пособие. / А. Душков. - М.: Просвещение, 1981. — 208 с"!

4. Инженер-философия-вуз [Текст] / С. А. Лебедев, В. И. Медведев, О. П. Семе-

нов и др. // Под ред. И, А. Майзеля, А,. П. Мозелова, Б, И. Федорова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. - 128 с. .

5. Корнилов, И. К. Инновационная деятельность и инженерное искусство. [Текст] / И. К, Корнилов. - М.: Мир книги, 1996. - 196 с.

6. Корнилов, И. К. Методологические основы инженерной деятельности. [Текст] / И. К. Корнилов. - М.: МГУП, 1999. - 207 с,

7. Крыштановская, О. В. Инженеры [Текст]: Становление и развитие профессиональной группы. / О. В. Крыштановская. - М.: Наука, 1989. — 144 с,

8. Кур лов, А. Б. Эффективность и качество инженерной подготовки как социальная проблема [Текст]: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. / А. Б. Курлов. -Уфа, 1994. - 37 с.

9. Мартинкус, В. Й. Инженерно-творческая деятельность как социологи-

ческая проблема [Текст]: дис, .,. канд. фил. наук. /В. Й. Мартинкус. — Вильнюс, 1981.- 184 с. . .

Ю.Ракнтов, А. И. Философия компьютерной революции. [Текст] /

А. И, Ракитов- М.: Политиздат, 1991. - 287 с.

11. Сидорук, Р. М. Инновационная стратегия информатизации геометро-гра-фической подготовку в техническом профессиональном образовании. [Текст] / Р. М. Сидорук, Л. И. Райкин, О. А. Соснина, В. И. Якунин. / Состояние, проблемы и тенденции развития графической подготовки в высшей школе: сборник трудов

К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ...

Всероссийского совещания заведующих кафедрами графических дисциплин вузов РФ, 20-22 июня 2007г., -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007, - Т. 1. - 238 с.

12. Система подготовки инженерных кадров в вузе. [Текст] / Рук. авт. коллектива Г, И. Денисенко. - К.: Вища шк. Изд-во при Киев, ун-те, 1987. - 184 с,

13. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для слушателей фак-ов и ин-ов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. / С, Д. Смирнов, - М.: Аспект-Пресс, 1995.-316 с.

14. Современный словарь иностранных слов [Текст]: Ок. 20000-слов. - М.: Рус. яз., 1992. - 740 с.

15. Степин, В. С. Философия науки и техники [Текст]: учеб. пособие. /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. С. Степнин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. — М.: Г'ардарика. 1996. - 400 с.

16. Стрюковский, В. И. История и логика развития научно-технической деятельности. [Текст] / В. И. Стрюковский, - М.: Мысль, 1985. - 160 с,

17. Тихонов, А. Н. Национальная система образования России при переходе к информационному обществу, [Текст] / А. Н. Тихонов // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень 1-2 (11-12), 1998. - С. 11-26.

18.Энгельмейер, П. К. Технический итог ХІХ-го в. [Текст] / П. К. Энгельмейер. - М.: Тип. К. А. Казначеева, 1898. - 107 с.

УДК 37.1

В. А. Мищенко

К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ» В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В последние годы во многих отечественных исследованиях по педагогике, социологии и социальной педагогике достаточно часто употребляется понятие «профессиональная мобильность», которое на упрощенном уровне обычно понимается как готовность человека к смене профессии. В исследованиях предлагаются разнообразные толкования самого феномена профессиональной мобильности, что нередко приводит к различному пониманию самого этого явления.

Понятие «профессиональная мобильность» возникло в первой половине XX столетия на Западе в начале как чисто социологическое, а затем и социально-педагогическое. «Мобильность» в целом обычно понимается как «отлаженность, подвижность, способность к быстрому передвижению, действию» [И, с. 813],

Профессиональная мобильность, как специфический социальный феномен, берет свое начало в социальной мобильности, - особом социологичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.