УДК 35.084.3
Бисенгулова Альфия Рашитовна
магистрант Института исторического и правового образования
Носова Диана Хасановна
преподаватель кафедры права и обществознания
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. Мифтахетдина Акмуллы», г. Уфа, Россия 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 55а, e-mail: alfiya. bisengulova@mail. ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Alfiya R. Bisengulova
Student-graduate of the Institute of historical and legal education
Diana H. Nosova
Teacher of the Chair of Law and Social Studies
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education 'Bashkir State Pedagogical University M. Akmulla' 450000, Ufa, Russia, 55a, October revolution Str., e-mail: alfiya. bisengulova@mail. ru
PROFESSIONAL DEFORMATION OF ATS STAFF AND METHODS ITS WARNINGS
Аннотация. Профессиональная деформация - это процесс и результат негативных изменений личности сотрудника, его профессиональных навыков под воздействием внешних факторов. В современных условиях сотруднику органов внутренних дел необходимы не только высокая профессиональная подготовленность, но и устойчивые профессиональные морально-психологические качества.
Ключевые слова: сотрудник ОВД, профессиональная деформация, личность, служебная деятельность, полиция, синдром «эмоционального выгорания», закон.
© Бисенгулова А.Р., Носова Д.Х., 2017
Abstract. Professional deformation is the process and result of negative changes in the personality of the employee, his professional skills under the influence of external factors. In modern conditions, the employee of the internal affairs bodies need not only high professional preparedness, but also stable professional moral and psychological qualities.
Keywords: employee ATS, professional deformity, personality, service activities, police, syndrome of «emotional burnout», the law.
Для успешной деятельности каждая профессия требует от работника наличия определенных трудовых качеств. В современных условиях сотруднику органов внутренних дел необходимы не только высокая профессиональная подготовленность, но и устойчивые профессиональные морально-психологические качества. Ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил снижают функциональные резервы организма вплоть до их полного истощения. Поэтому тема деформации личности сотрудника органов внутренних дел является достаточно актуальной на сегодняшний день.
Профессиональная деформация - это процесс и результат негативных изменений личности сотрудника, его профессиональных навыков под воздействием внешних факторов, которые приводят к неадекватному поведению и утрате профессиональной компетенции [3].
В настоящее время выделяют два уровня проявления профессиональной деформации: личностно-психологический и социальный [2]. На личностно-психологическом уровне она непосредственно связана с негативными изменениями в структуре и динамике личности. Что же касается социального уровня, то там присутствует определенная связь с отрицательными последствиями для общества. Оба уровня диалектически взаимосвязаны.
В зависимости от ведущей причины и направления профилактической работы выделяют три подхода к определению профессиональной нравственной деформации:
- социоцентрический - акцентирует внимание на ведущей роли внешних причин (динамика преступности, экономическая ситуация, политические решения и т.п.), сосредоточен на объективно-аналитическом и организационно-воспитательном направлениях профилактической работы;
- психологический - признает решающую роль внутренних причин (знания, ценностномотивационные установки и др.) и нацелен на индивидуальную или групповую воспитательную работу;
- комплексный - диалектически синтезирует внешние и внутренние причины; в организации профилактической работы ориентирован на оптимальное сочетание соответствующих средств [Там же].
На сегодняшний день в профилактике профессиональной нравственной деформации в ОВД преобладает социоцентрический подход.
Служебная деятельность сотрудника полиции предъявляет к его личности постоянно растущие требования, в том числе к нравственной устойчивости и надежности. Его деятельность выполняется в экстремальных условиях, характеризующихся ненормированным объемом решаемых задач, эмоционально напряженным характером содержания, организации. Однако не каждый сотрудник может адаптироваться к постоянно растущим требованиям и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Поэтому возрастает вероятность возникновения и развития неблагоприятных психических и эмоциональных состояний. Самым устойчивым и прогрессирующим со временем и незаметным для личности является эмоциональное выгорание. Проблема эмоционального выгорания, по нашему убеждению, является одной из главных для сотрудников полиции, работающих в экстремальных условиях психологически напряженной служебной деятельности в современной социальной ситуации реформирования Министерства внутренних дел и его подразделений.
Синдром «эмоционального выгорания» - это сложный психофизиологический феномен, характеризующийся эмоциональным, умственным и физическим истощением, возникающее в условиях длительной эмоциональной перегрузки [5].
По мнению психолога А.В. Буданова, профессиональная деформация начинается с того, что сотрудник ОВД «утрачивает истинное представление о нравственном смысле своей профессии» [1]. На наш взгляд, самым важным элементом является то, что профессиональная деформация оказывает негативное влияние на мотивацию поведения сотрудников ОВД и зачастую означает изменение отношения к объекту деятельности. Опасность профессиональной деформации не только в том, что она может, в конечном счете, привести сотрудника полиции к уголовной ответственности. Опасность еще и в том, что даже малая степень профессиональной деформации серьезно влияет на эффективность профессиональной деятельности и на человеческие качества, постепенно размывая сложившиеся устойчивые личностные позиции.
Итак, рассмотрим основные факторы эмоционального выгорания:
I. Индивидуальные (внутренние) факторы - обусловлены индивидуальными, социально-демографическими и личностными характеристиками человека. Так, В.В. Бойко отмечает наличие зависимости эмоционального выгорания от характеризующей человека эмоциональной ригидности [см. 4]. Естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан.
II. Организационные (внешние) факторы - обусловлены особенностями профессиональной деятельности: условиями работы, содержанием труда, социально-психологическими показателями. Среди организационных факторов можно выделить следующие причины «выгорания»: чрезмерный уровень напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения; физическое изнеможение, недостаточный отдых и отсутствие нормального сна; психологически трудный контингент преступников.
В конечном счете, профессиональная деформация приводит к росту нарушений сотрудниками служебной дисциплины и законности, требований профессиональной этики правоохранительных органов в целом.
Исходя из вышесказанного самой главной и актуальной задачей, стоящей перед нами, является предупреждение профессиональной деформации сотрудников.
Профилактика профессиональной деформации должна включать в себя комплекс мероприятий организационно-управленческого (проведение различных семинаров, мастер-классов), воспитательного и психологического (семинары для сотрудников для психологической разгрузки) характера, направленных на совершенствование методов управления персоналом, совершенствование системы воспитания и обучения сотрудников, организацию тщательного отбора кандидатов, изучение и анализ их деловых и нравственных качеств с учетом специфики деятельности, создание благоприятных условий жизни [3].
Непосредственными задачами, стоящими перед подразделениями органов внутренних дел, являются:
- повышение интеллектуального и духовного уровня сотрудников, в частности, встречи органов внутренних дел с представителями церквей и мечетей;
- создание и поддержание здорового морально-психологического климата в служебных коллективах, профилактика конфликтов;
- оборудование комнат психологической разгрузки (в каждом ОП они есть, но данные комнаты не посещают сотрудники из-за нехватки времени);
- плановая психодиагностика сотрудников, входящих в группу повышенного психолого-педагогического внимания.
Значительную роль играет предупреждение профессиональной деформации на стадии обучения в вузе. Тщательное планирование своей деятельности, правильное чередование труда и отдыха - основные предпосылки предупреждения профессиональной деформации. Умение активно отдыхать, наличие разнообразных непрофессиональных интересов и увлечений, содержательное общение значительно препятствуют переутомлению и перенапряжению нервно-психической сферы работника правоохранительных органов, уменьшают отрицательное действие стресс-факторов. Данные факторы должны учитываться еще при обучении в университете, и, возможно, юные кадеты и студенты смогут в будущем преодолеть профессиональную деформацию, противостоять ей.
Таким образом, морально-психологическая подготовка сотрудников должна быть направлена на формирование устойчивости к негативным факторам оперативно-служебной деятельности, конфликтным ситуациям. Весьма актуально овладение сотрудниками приемами и методами психологической саморегуляции, которые позволят преодолеть деструктивное воздействие неблагоприятных жизненных обстоятельств и сформировать психологическую устойчивость к стрессогенному влиянию профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Буданов А.В. Работа с сотрудниками ОВД по профилактике профессиональной деформации. - М.: Домодедово, 1992. - 271 с.
2. Долин В.А. Профилактика профессиональной нравственной деформации сотрудника органов внутренних дел: экзистенциально-психологический подход. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-professionalnoy-nravstvennoy-deformatsii-sotrudnika-organov-vnutrennih-del-ekzistentsialno-psihologicheskiy-podhod (дата обращения: 26.09. 2017).
3. Красинская Е. С. Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел и ее предупреждение // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2016. - № 3. - С. 48-52.
4. Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Синдром профессионального выгорания: учеб. пособие / под ред. П.И. Сидорова. Архангельск: Север. гос. мед. ун-т. 2007. - 176 с.
5. Уразаева Г.И. Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - № 2. - С. 14-20.
163