6. Юридическая психология/ Под ред. Кикотя В.Я. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. - 479 с.
7. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию/В.Н. Карандашев. - М.: Смысл, 2000. - 288 с.
8. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. - 2002. - 256 с.
9. Немов, Р.С. Книги по психологии. Общая психология. Психологический словарь / Р.С. Немов. - 2007 -304 с.
10. Петровский, А. В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2002. - 512 с.
11. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. - М., 1984. - 174 с.
12. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства/ Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. -М.: Academia, 2001. - 480 с.
13. Темнова, JI.B. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: Монография / Л.В. Темнова. - М., 2010. - 212 с.
14. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д.Зиглер. - СПб.: Питер, 2013. - 608 с.
УДК 159.923.2 ББК 88.8
В.А. Смык
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ОВД РФ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам психологической подготовки сотрудников патрульно-постовой службы ОВД РФ. Автор обращает внимание на низкий уровень профессионально-психологической подготовленности сотрудников полиции, несущих патрульно-постовую службу, особенно в условиях опасных для жизни. Несмотря на профессионально разработанные программы подготовки сотрудников, наблюдается недостаток в области психологических знаний.
Ключевые слова: профессионально-психологическая подготовка, патрульно-постовая служба, уровень адаптации, экстремизм, терроризм, личностные качества.
V.A. Smyk
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE SECURITY GUARD AND PATROL SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION INTERNAL AFFAIRS DEPARTMENT FOR ACTIVITY IN EXTREME SITUATIONS
Abstract. This article is devoted to questions of psychological training of employees of a security guard and patrol service of the Russian Federation Internal Affairs Department. The author pays attention to the low level of professional and psychological readiness of the police officers bearing a security guard and patrol service, especially in the conditions of life-threatening. Despite professionally developed programs of training of employees, the lack of area of psychological knowledge is observed.
Keywords: professional psychological training, patrol, the level of adaptation, extremism, terrorism, personal qualities, professional deformation of a personality.
В связи с социально-экономическими и политическими переменами в нашей стране, связанными с расширением демократии и гласности, очень актуальным является налаженное обеспечение правопорядка на улицах и в других общественных местах городов, сёл, поселков и других населенных пунктов. В осуществлении этой задачи ведущая роль принадлежит патрульно-постовой службе полиции. В практике и теории термин «патрульно-постовая служба» (I II 1С) употребляется в двух значениях: как вид деятельности специальных нарядов полиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью и как совокупность аппаратов, частей и подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Оба эти значения с разных сторон раскрывают содержание патрульно-постовой службы полиции. Она является основным средством обеспечения общественного порядка и безопасности, а также борьбы с преступностью на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, в том числе при проведении массовых мероприятий [14, 12].
В число основных задач, которые призвана решать патрульно-постовая служба полиции,
входят:
1) обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах;
2) оказание содействия подразделениям полиции, выполняющим оперативно-розыскную деятельность, в исполнении возложенных на нее обязанностей;
3) обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования;
4) выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда.
В последние годы сотрудники патрульно-постовой службы постоянно принимают участие в выполнении сложных оперативно-служебных задач. Эти условия требуют от сотрудников большого нервно-психического напряжения и самоотдачи [6, 56].
На сегодняшний день к основным уже известным источникам угрозы общественной безопасности добавляются относительно новые, специфические факторы экстремальности — это различные формы проявления экстремизма и терроризма. Заблаговременное распознавание признаков подобных правонарушений, а также профессионально-продуманные действия по их пресечению требуют от сотрудников патрульно-постовой службы предельной собранности, бдительности, способности к быстрой смене режима деятельности и длительным психоэмоциональным нагрузкам. Исследования таких авторов, как А.И. Адаев, Г.М.Истомина, М.И.Марьин, А.Д. Сафронов, H.H. Силкин, показывают, что смерть и ранения значительного числа сотрудников патрульно-постовой службы являются следствием низкой профессионально-психологической подготовленности, неумения собраться в нужную минуту и быстро среагировать в определённой экстремальной ситуации [9, 66].
Такая психологическая неподготовленность к действиям в условиях опасных для жизни вызывает у определенной части сотрудников патрульно-постовой службы отрицательные психические изменения (невроз, агрессивность, апатия, суицидальное поведение), а также может способствовать профессиональной деформации личности. Профессиональная деформация (ПД) личности сотрудника полиции - это изменение психических и социально-психологических особенностей его личности в отрицательную сторону, происходящее в первую очередь под влиянием специфики профессиональной деятельности и профессиональной роли. Одним из первых специалистов в области юридической психологии, разрабатывавших понятие профессиональная деформация, является А.Р. Ратинов [7, 15].
Именно поэтому проблема формирования специальной психологической подготовленности сотрудников патрульно-постовой службы к деятельности в условиях опасных для жизни определённо приобретает достаточно значимую роль.
Подробное изучение литературных источников позволяет увидеть следующее:
1) психологическая готовность к деятельности большинством авторов рассматривается как уровень соответствия психических процессов, опыта и свойств личности конкретным условиям и задачам, что во многом определяет границы устойчивости ее деятельности;
2) проблема оценки и формирования психологической подготовки сотрудников ОВД стала фактом повседневной практики профессиональной подготовки, одним из важнейших направлений работы с личным составом;
3) теория и практика процесса формирования и оценки психологической подготовки сотрудников патрульно-постовой службы к выполнению профессиональных задач, в условиях опасных для жизни, не учитывает специфику проявления экстремизма и терроризма.
Особенность оперативно-служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы заключается в том, что ее объектом являются граждане России, допускающие правонарушения, члены террористических организаций и экстремистских групп, которые нередко бывают хорошо вооружены и организованы. Поэтому восприятие сотрудниками патрульно-постовой службы объекта своих действий должно быть адекватным.
Служба личного состава ОВД и, прежде всего, сотрудников патрульно-постовой службы ОВД, выполняющих оперативно-служебные задачи в зонах, где их жизни может угрожать опасность, носит ярко выраженный боевой характер. Сотрудники выполняют задачи с оружием, реально преодолевают сопротивление преступников. Именно здесь гарантией безопасности являются высокая степень подготовленности сотрудников, их профессионализм, морально-психологические и боевые качества.
Основными стрессогенными факторами для сотрудников ППС ОВД являются реальная угроза жизни, высокая напряженность труда и отсутствие полноценного отдыха, неопределенность и динамичность оперативной обстановки, постоянная боевая готовность. Все это предполагает наличие у сотрудников патрульно-постовой службы ОВД таких профессионально важных качеств как твердость и решительность, самообладание, смелость, психологическая и эмоционально-волевая устойчивость при выполнении оперативно-служебных задач в условиях опасности и
внезапно меняющейся обстановки, ответственность за своевременное выполнение поставленной задачи, соблюдение законности, правомерное применение оружия и специальных средств, соблюдение мер безопасности, дисциплины, тактичность и гуманность в обращении с гражданами [4, 48].
Изучение деятельности подразделений ОВД МВД России в условиях опасных для жизни позволяет сделать вывод о том, что сотрудник патрульно-постовой службы ОВД чувствует себя уверенно и остаётся предельно собранным, если возможная ситуация ему знакома по предыдущему опыту или учебе, если он обладает достаточно полной информацией о том, что происходит. Психологическое значение такой информированности значительно, особенно при действиях ночью, в условиях массового скопления людей. Недостаток информации, неадекватное ее восприятие ведут к непониманию ситуации, а это своего рода дополнительный источник грубых ошибок в деятельности руководителей и их подчиненных.
В настоящее время накоплен опыт психологического сопровождения боевых действий личного состава в так называемых «горячих точках», имеются соответствующие концепции и психотехнологии работы с сотрудниками ОВД. Однако не все современные проблемы экстремальной психологии изучены одинаково глубоко и всесторонне. И это во многом обусловлено тем, что однажды найденные удачные модели, схемы и методы в психологической подготовке сотрудников зачастую используются без учета динамики взаимовлияния личностных, индивидуально-типологических свойств сотрудников и обстановочных факторов служебной деятельности. Заметен и дефицит адекватных методик диагностики психологической готовности личности, что затрудняет оценку и прогноз надежности ее деятельности в экстремальных условиях [10, 466].
В отличие от многих других профессий, свою деятельность сотрудники полиции осуществляют с достаточно высокой степенью риска для жизни и здоровья, особенно в условиях массового нарушения общественного порядка, ликвидации последствий террористического акта, вооруженного противоборства с преступниками. Поэтому особое значение в профессиональном обучении сотрудников патрульно-постовой службы органов внутренних дел имеет комплексная информационная, специальная боевая, физическая и психологическая подготовка.
Информационная подготовка призвана обеспечить обоснование цели и задач, стоящих перед подразделением, изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в особых условиях, ознакомление с предысторией, причинами возникновения сложившейся ситуации, особенностями протекания событий и их состоянием на современном этапе, ознакомление с особенностями несения службы.
Боевая и физическая подготовка включает отработку навыков рукопашного боя, обращения с оружием, навыков ведения стрельбы, навыков обращения со взрывчатыми и химическими веществами, использования технических средств связи, обучение навыкам вождения различных автотранспортных средств, действия в ночных условиях и т д.
Психологическая подготовка помимо вспомогательной функции повышения эффективности использования полученных знаний и навыков, решает самостоятельные задачи.
Психологическая подготовка к действиям в условиях совершения экстремистских или террористических актов представляет собой систему мероприятий, призванных обеспечить:
— сохранение эффективности и качества деятельности каждого сотрудника в отдельности и подразделения в целом в нестандартных ситуациях, в том числе связанных с угрозой для жизни и здоровья;
— сохранение психического здоровья сотрудников, профилактику психотравм и посттравматических стрессовых расстройств;
— предупреждение негативных трансформаций личности в период пребывания и после возвращения из экстремальных условий [3, 57].
Система психологической подготовки в целом должна представлять собой комплекс мероприятий, осуществляемых не только на занятиях по собственно психологической подготовке, но и в ходе осуществления общественно-гуманитарной, боевой, специальной и физической подготовки.
Психологическая подготовка сотрудников ППС ОВД — это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у них психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях.
Основная цель этой деятельности заключается в изменении характера влияния возникающей напряженности на функционирование психики и служебную активность сотрудника — от угнетающего до нейтрального и даже стимулирующего.
Особую проблему при подготовке сотрудников патрульно-постовой службы представляет первоначальное обучение работников полиции, которые не имеют предварительной профессио-
нальной подготовки. Для ее решения в органах внутренних дел краев и областей создаются центры профессиональной подготовки. Задачами обучения являются повышение правовой культуры за счет изучения нормативно- правовых документов, регламентирующих деятельность подразделений патрульно-постовой службы полиции, изучение организационных и тактических форм работы, формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей.
Поскольку «Квалификационные профессиональные требования» к выпускнику учебного центра, подготовленному для службы в должности сотрудника милиции, включают знания основ профессиональной этики и психологии общения с различными категориями граждан, занятиям по данным дисциплинам должно уделяться особое внимание. В большинстве областных центров разрабатываются примерные программы, дополняемые специалистами-психологами управлений внутренних дел, которые проводят практические и теоретические занятия непосредственно со слушателями. Центральное место в формировании и развитии личности сотрудников здесь принадлежит практическим психологам. Работа по программе начального профессионального обучения является первой ступенью, за которой следует развитие психических познавательных процессов, профилактика преждевременной утраты психического здоровья, прогнозирование отклоняющихся форм поведения у сотрудников, оценка текущего психоэмоционального состояния [5, 104].
Общая психологическая подготовка может рассматриваться как психологическое обеспечение всех видов профессиональной учебы путем моделирования психогенных факторов реального антитеррористического противостояния. Оно осуществляется такими способами, как:
1) словесно-знаковые — рассказ о предстоящих трудностях опасностях (в том числе смертельных);
2) наглядные — показ видеофильмов, видеороликов, презентаций, фотографий и т.д. результатов применения взрывчатых, огневых и других средств;
3) тренажерные;
4) компьютерные;
5) имитационные;
6) боевые — моделирование боевых факторов с использованием боевой техники и вооружения [13, 66].
Психологическое обеспечение эффективности деятельности обучаемого (решение проблем нуждающегося путем устранения психологических трудностей):
1) повысить эффективность действий за счет внедрения принципов теории поэтапного формирования умственных действий (учебно-тренировочных карт и задач);
2) расширить возможности усвоения и запоминания за счет включения в учебную деятельность непроизвольной памяти, особенно на 1 и 2 этапах;
3) обеспечить в процессе усвоения знаний включение всех элементов деятельности одновременно и параллельно (1, 2, 3 этапы);
4) устранить разрыв между процессом усвоения знаний и практическим их применением;
5) поднять уровень мотивации при усвоении учебного материала за счет одновременного его практического применения;
6) обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому в процессе усвоения знаний и исключить «фронтальный» подход при их изложении [16, 70].
Психологическая подготовка сотрудников ППС в процессе повседневной профессиональной учебы осуществляется посредством развития на каждом занятии определенных психологических качеств сотрудников. Задача их развития в обязательном порядке включается в план проведения занятий. Основная тяжесть решения задач психологической подготовки, в частности по формированию понятийной и образной основы модели поведения, ложится на занятия по специальной и огневой подготовке (а для полицейских-водителей — на занятиях по вождению).
В процессе подготовки сотрудников патрульно-постовой службы обязательно должны рассматриваться пути и способы поддержания психологической устойчивости в ходе ситуации опасной для жизни. Под психологической устойчивостью в процессе деятельности понимается профессиональная качественная характеристика личности, обусловленная системой взаимосвязанных личностных качеств, профессионально - деятельностных и социально-психологических факторов.
Среди направлений поддержания и повышения психологической устойчивости и служебной активности выделяют следующие:
— профессионально- деятельностное;
— социально-психологическое;
— индивидуально-психологические.
Что касается психологической устойчивости, то она предполагает профессиональную подготовленность (тактико-специальную выучку) и психологическую готовность к решению задач в психогенных условиях реального противоборства с преступниками.
Предупреждение и нейтрализация деморализующего воздействия на сотрудников патрульно-постовой службы ситуаций опасных для жизни требует активной, целенаправленной, психологически обоснованной и взаимной деятельности руководителей, психологов (практических психологов), представляющей собой психологическое противодействие экстремистам и террористам.
Итак, особенности психологической подготовки сотрудников патрульно-постовой службы к деятельности в экстремальных и опасных условиях для жизни определяются многозначностью взаимосвязей между психологической подготовкой сотрудника к выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных ситуациях и показателями его текущего психологического состояния. Так, алгоритм организации психологической подготовки сотрудника традиционно подразделяется на две основные формы — долговременную и оперативную, что противоречит понятию готовности как многокомпонентного психологического образования, как интегративного качества личности [6, 7S]. В процессе психологической подготовки сотрудников патрульно-постовой службы следует учитывать не только динамику взаимовлияния индивидуально-типологических свойств субъекта и факторов ситуации деятельности, но и личностные качества каждого сотрудника. Так, у психологически устойчивых сотрудников доминируют такие качества, как сдержанность, мужественность, уровень адаптации, собранность, организация своих действий в экстремальных ситуациях. Структура специальной психологической подготовки сотрудников патрульно-постовой службы к оперативно-служебной деятельности в экстремальных условиях представлена в основном совокупностью актуализируемых профессионально-ролевых способностей на понятийном уровне, уровне образов ситуаций деятельности, эмоционально-волевых реакций, оценок и принятия решений, на уровне стереотипов и установок действий.
В динамической составляющей структуры специальной психологической подготовки можно выделить определённые функционально взаимосвязанные компоненты — мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой и оценочный. Именно такая достаточная развитость показателей, характеризующая эти компоненты, и их определённое единство обеспечивает высокий уровень готовности сотрудника к службе, его активности, самостоятельности, собранности в экстремальной ситуации деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдеев, В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях: Учебное пособие / В.В. Авдеев. - М.: ВЮЗШ, 19SS. - 46 с.
2. Аверин, В.А. Психология личности: Учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
3. Давыдов, В. П. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России: учебник / В.П. Давыдов, В.П. Сальников, В.Я. Слепов. - СПб, 2OOO. - 2SS с.
4. Калашников, М.О. Критерии психологического отбора в оперативные службы ОВД: Дисс. ... канд. психолог. наук. / М.О. Калашников. - М., 1996. - 177 с.
5. Караваев, А.В. Психологическое обеспечение формирования и развития личности / А.В. Караваев, В.Е. Петров. - М., 2OO6. - 3O7 с.
6. Киселева, Е.А. Профессиографический анализ деятельности сотрудников дежурных частей милиции и критерии психологической пригодности к службе / Е.А. Киселева. - М., 1998. - 192 с.
7. Лебедева, H.B. О психологической готовности личности к деятельности / НВ. Лебедева// Социально-психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов. - Тверь, 1992. - 64 с.
8. Майоров, В.И. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки в органах внутренних дел / В.И. Майоров // Профессиональное образование в системе МВД России: проблемы решения. - Челябинск, 1996 - 66 с.
9. Марьин, М.И. и др. Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях / М.И. Марьин. - М. : ГУК и КП МВД России, 2OO1. - 3OS с.
10. Мягких, H.K Генезис профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской федерации: монография/ H.K Мягких. - Домодедово, 2OO6. - SOS с.
11. Силкин, H.H. Формирование психологической подготовленности у сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях/ H.H. Силкин. - СПб., 1996. - 17 с.
12. Смирнов, В.К Профессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях/ В.К Смирнов. - М.: Академия управления МВД РФ. - 36O с.
13. Столяренко, A.M. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории / А.М. Столяренко. -М., 1999 - 229 с.
14. Сухарев, В.Ф. Проблемы совершенствования организационных структур органов внутренних дел / В.Ф. Сухарев. - М.: Академия МВД СССР, 19SS. - 12S с.
15. Суворова, В.В. ^которые проблемы прогноза деятельности человека в экстремальных условиях / В.В. Суворова // Вопросы психологии. - 1973. - № 4. - 23 с.
16. Якунин, В.А. Обучение как процесс управления / В.А. Якунин. - Л., 19SS. - 16O с.
УДК 343.95 ББК 88.47
В.В. Стеценко
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: РЕФЛЕКСИВНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье исследуются психологические требования к личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Раскрываются основные психологические особенности профессиональной деятельности сотрудника ОВД в рефлексивном аспекте, такие как правовая регламентация, властный характер полномочий, экстремальные условия деятельности, творческий характер юридического труда, процессуальная самостоятельность, персональная ответственность. Исследуются профессионально значимые качества личности сотрудника органов внутренних дел (познавательные и коммуникативные качества, личностные особенности), наличие которых необходимо для профессионального соответствия требованиям правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: личность, психологические требования, профессиональная деятельность, сотрудники органов внутренних дел, рефлексивный аспект.
V.V. Stetsenko
PSYCHOLOGICAL FEATURESOF PROFESSIONAL ACTIVITY OF EMPLOYEE OF DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS: THE REFLEXIVE ASPECT
Abstract. The article studies psychological requirements to personality and professional activity of employee of agencies of internal affairs; reveals fundamental psychological peculiarities of professional activity of employee of Department of Internal Affairs in reflexive aspect such as legal regulation, powerful character of competence, extreme conditions of activity, creative character of juridical labor, procedural independence, personal responsibility. The author studies professionally important qualities of personality of employee of agencies of internal affairs (cognitive and communicational qualities, personal peculiarities), the existence of which is necessary for professional conformity of employee with requirements of law-enforcement activity.
Key words: personality, psychological requirements, professional activity, employees of agencies of internal affairs, reflexive aspect.
В рамках проводимой в настоящее время реформы в системе Министерства внутренних дел (МВД) России психологическое обеспечение сотрудников органов внутренних дел (ОВД) рассматривается руководством МВД России и обществом в качестве одного из приоритетных направлений работы с личным составом. Сегодня, как никогда, актуальна проблема самокоррекции личностных особенностей в рамках социальной рефлексии сотрудников МВД России и общественного мнения. В связи с новыми требованиями к личности сотрудника ОВД социальная рефлексия как способ переосмысления им содержаний своего сознания о себе позволяет конструктивно разрабатывать средства анализа психологических ситуаций в рамках выполнения оперативно-служебных задач, стоящих перед сотрудниками.
Профессиональная деятельность сотрудников ОВД принадлежит к разряду сложных, предъявляющих высокие требования к работникам правоохранительных органов, так как от принятых ими решений зависят судьбы многих людей. Сотрудники ОВД представляют государственные органы, стоящие на страже личных и государственных интересов.
По мнению В.В. Простякова, «основными особенностями профессиональной деятельности сотрудников ОВД являются:
• правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников ОВД, профессионально участвующих в правоохранительной деятельности;
• властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц ОВД;
• экстремальный характер правоохранительной деятельности;
• нестандартный, творческий характер труда;
• процессуальная самостоятельность и персональная ответственность» [3].
Исследователи выделяют два вида особенностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД. В первую группу можно включить коммуникативный аспект и специфику общения