ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.21
УДК 159:343 ББК 88.4:67.5
Ю.В. Варданян1, О.М. Воробьева2
1ORCID № 0000-0001-8261-6543, профессор, доктор педагогических наук, заведующий
кафедрой психологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация. E-mail: julia_vardanyan@mail.ru
2 ORCID № 0000-0003-0025-7909, аспирант кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева; психолог, Рузаевский линейный отдел МВД России на транспорте, г. Рузаевка, Российская Федерация.
E-mail: kuvshinova-89@mail.ru
исследование эмоционального выгорания сотрудников полиции в контексте психологической безопасности
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность исследования эмоционального выгорания сотрудников полиции и профилактики его возникновения как значительного ресурса для развития психологической безопасности. На основе обзора современных идей обосновано понимание эмоционального выгорания как психологической деформации личности, которое может способствовать нарушению психологической безопасности сотрудников полиции, доказана необходимость профилактики его возникновения. Цель статьи - охарактеризовать синдром эмоционального выгорания сотрудников полиции, раскрыть особенности его развития с учетом индивидуально-психологических характеристик, выявленных при профессиональном психологическом отборе, и обосновать необходимость профилактики возникновения в контексте психологической безопасности.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме психологической безопасности сотрудников полиции и личностных ресурсов ее усиления, а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, тестирование, методику В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания», методы статистической обработки данных.
Ре.зультаты. Проанализированы эмпирические данные исследования эмоционального выгорания сотрудников полиции в контексте развития психологической безопасности. Выявлены особенности отдельных фаз и симптомов эмоционального выгорания, доказана их зависимость от индивидуально-личностных характеристик и стажа службы.
Обсуждение. Подчеркивается, что процесс развития синдрома эмоционального выгорания сотрудников полиции зависит от их индивидуально-личностных особенностей и стажа служебной деятельности. Обоснована необходимость совершенствования системы профессиональной психологической подготовки сотрудников полиции, намечены перспективы ее реализации.
Заключение. Доказан вывод о том, что исследование эмоционального выгорания как психологической деформации сотрудников полиции, анализ особенностей его развития с учетом различных условий и факторов служебной деятельности способствует повышению эффективности профилактики его возникновения и развитию психологической безопасности.
Ключевые слова: психологическая безопасность, эмоциональное выгорание, напряжение, резистенция, истощение, психологическая безопасность сотрудников полиции, профессиональная деформация, профессиональная психологическая подготовка.
Основные положения:
• проведен анализ исследования синдрома эмоционального выгорания сотрудников полиции как ресурса развития психологической безопасности;
• выявлены особенности формирования отдельных стадий и фаз эмоционального выгорания сотрудников полиции;
• доказана гипотеза о зависимости развития синдрома эмоционального выгорания сотрудников полиции от индивидуально-личностных особенностей и стажа служебной деятельности;
• обоснована необходимость совершенствования системы профессиональной психологической подготовки в органах внутренних дел.
1. Введение (Introduction)
В настоящее время значительно возросло внимание к психологическим проблемам сотрудников полиции, актуальность эффективного решения которых усиливается в связи с необходимостью обеспечения правопорядка в условиях предстоящего Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и проведения других масштабных массовых мероприятий международного уровня. Указанные обстоятельства предъявляют повышенные требования к психологической устойчивости сотрудников полиции, служебная деятельность которых насыщена стрессовыми ситуациями и связана с большой вероятностью увеличения их экстремального характера.
Различные психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников полиции рассматривались рядом исследователей, доказавшим, что особенности служебной деятельности полицейских, постоянно испытывающих на себе воздействие различных неблагоприятных стрессовых факторов, обуславливает необходимость проработки вопросов, связанных с обеспечением их психологической безопасности [1-4 и др.]. При этом работ по исследованию психологической безопасности сотрудников полиции не так много. В основном ее рассматривают в рамках изучения личной безопасности сотрудников либо в контексте экстремальных, чрезвычайных ситуаций и др.
Существует различное понимание психологической безопасности и ее значения. Так, показан генезис потребности человека в безопасности с физического уровня на психический, который вызван ускорением ритма современной жизни, нестабильной ситуацией в мире, неуверенностью в собственном будущем, что приводит к большому количеству стрессовых ситуаций, для решения которых необходимо привлечение умственных, эмоциональных, волевых ресурсов [5]. Подчеркивается неисчерпаемость интереса к разным аспектам психологической безопасности, исследование которых обеспечивает выработку эффективных решений в системе социальных и профессиональных отношений [6-8]. Обоснована потребность в новых данных, которые «позволят разработать модели, адекватные отображаемым психологическим характеристикам, и обеспечить качественное развитие компетентности субъектапсихологическойбезопасности» [9, с. 82]. Доказано, что компетентность специалиста включает «умение и, как следствие, владение технологиями создания психологически безопасной социальной среды любого уровня» [10, с. 94]. Разработана модель психологической безопасности, в которой достигнут динамический баланс между отношениями субъекта (к миру, к себе и другим), его активностью и удовлетворенностью [11]. Если переносить рассмотрение этой
проблемы в плоскость компетенции сотрудника полиции в области психологической безопасности, то подобная компетенция «может быть представлена в виде трех взаимосвязанных компонентов: когнитивно-познавательного, эмоционально-личностного, операцион-но-результативного» [12, с. 130].
Эмоционально-личностный компонент в структуре психологической безопасности сотрудников полиции выступает основой обеспечения адекватного отражения окружающей действительности, переживания и выражения личностной значимости происходящих событий, поддержания сбалансированного состояния самого сотрудника в процессе выполнения служебных задач, взаимодействия с коллегами и гражданами. Данный компонент может подвергаться значительной деформации под влиянием возникновения и развития эмоционального выгорания сотрудников полиции, поэтому уделим особое внимание изучению этого деструктивного источника угрозы нарушения психологической безопасности. В широком смысле под эмоциональным выгоранием понимается специфический синдром, который развивается у человека в процессе его жизни и профессиональной деятельности, выражается в состоянии эмоционального и физического истощения, отчуждении от людей, с которыми взаимодействует, а также в отсутствии жизненных или профессиональных планов и крушении надежд [13-15]. Этот синдром также рассматривается как один из механизмов психологической защиты личности, выражающийся в полном или частичном исключении эмоциональных реакций на воздействие психотравмирующих факторов, своего рода приобретенный стереотипный тип эмоционального, чаще всего профессионального поведения, который позволяет человеку экономить энергетические ресурсы, но может привести к дисфункциональным последствиям, в том числе и к эмоциональному выгоранию [16].
На основе обобщения данных исследования профессионального выгорания сотрудников специализированных под-
разделений дознания полиции установлено, что «эмоциональное выгорание -динамический процесс, и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса» [17, с. 78]. Высокая стрессогенность их профессиональной деятельности вытекает и из ее высокой общественной значимости и ответственности [18]. Необходимость взаимодействия с различными категориями граждан, чаще всего находящихся в аффективных состояниях, вероятность применения оружия и нанесения вреда другому человеку либо риск пострадать самому, ненормированный режим труда и отдыха, эмоциональные перегрузки -все это существенно влияет на психику и личностные свойства сотрудников полиции, повышая вероятность развития у них признаков профессиональной деформации. Профессиональная деформация представляет собой результат негативных изменений личности сотрудника, его профессиональных навыков и способностей под воздействием внешних факторов, приводящих к неадекватному поведению и утрате профессиональных компетенций [19].
К проявлениям профессиональной деформации сотрудников полиции можно отнести ухудшение психологического и физиологического самочувствия, снижение работоспособности, появление хронической усталости, возникновение проблемы неудовлетворенности службой, невозможность самореализоваться и добиться значимых результатов и др. Часто профессиональная деформация сотрудников связана с эмоциональным выгоранием, невозможностью адекватного эмоционального реагирования на различные жизненные и служебные ситуации [20]. Поэтому к проблеме эмоционального выгорания сотрудников полиции обнаружен достаточно выраженный научный интерес, но в контексте средств развития психологической безопасности она остается малоизученной.
В органах внутренних дел функционирует отлаженная система профессионального психологического отбора кандидатов на службу, которая направлена на снижение вероятности возникнове-
о с
СО
о
X I-
о о
го 5
2 го
3 8
и
Го Ф
н
то о с; ^ о т * <и о с
го ¡г
СО 5
о *
4 о) ф I-
о * ш
го
m
ф
.Q
Ю
о ^
о ш
X
к
X
го ^
го ш
QD
ния различного рода деформаций личности сотрудников, а также реализуется психолого-педагогическая работа по их профилактике. Тем не менее, как показывает практика, синдром эмоционального выгорания встречается у сотрудников полиции достаточно часто, что подтверждает необходимость совершенствования профилактической работы, основанной на изучении возможности возникновения этого синдрома в зависимости от индивидуально-психологических особенностей, выявленных у сотрудника при поступлении на службу в рамках профессионального психологического отбора. В таких условиях одним из приоритетных направлений теоретического исследования, ориентирующих на необходимость продуктивного решения задач психологической работы в органах внутренних дел, выступает изучение особенностей развития эмоционального выгорания сотрудников полиции в зависимости от выявленных у них в ходе профессионального психологического отбораиндивидуально-психологических особенностей. Профилактика его возникновения становится важнейшим внутренним ресурсом обеспечения психологической безопасности, способствующим сохранению стабильности личного состава и его психологического благополучия. В связи с этим для организации психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания как ресурса развития психологической безопасности сотрудников полиции необходимо углубленное изучение связи отдельных личностных качеств, которыми обладает сотрудник при поступлении на службу, и их влияния на особенности формирования соответствующего синдрома.
2. Материалы и методы (Materials and Methods)
Рассматривая эмоциональное выгорание как один из критериальных параметров оценки психологической безопасности сотрудников полиции, нами было проведено исследование особенностей
данного синдрома у личного состава одного из линейных отделов Министерства внутренних дел России на транспорте. При определении выборки респондентов мы опирались на результаты профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел, который в обязательном порядке проходит каждый сотрудник при трудоустройстве. Необходимо отметить, что люди с низкими показателями эмоциональной устойчивости не рекомендуются для прохождения службы, соответственно действующие сотрудники на начальном этапе имеют средний или высокий уровень эмоциональной устойчивости. Мы выдвинули гипотезу о том, что развитие синдрома эмоционального выгорания сотрудников полиции может зависеть от выявленных в ходе отбора на службу индивидуально-психологических особенностей и от стажа служебной деятельности.
Для проверки данной гипотезы проведена диагностика 206 сотрудников полиции в возрасте от 19 до 48 лет (из них 16 женщин), имеющих различный стаж служебной деятельности. В качестве диагностического инструментария использовалась методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко1, которая позволяет выявлять ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: напряжения, резистен-ции, истощения.
3. Результаты (Results)
Проанализируем полученные данные оценки синдрома эмоционального выгорания обследованных сотрудников полиции. Относительно высокие количественные показатели эмоционального выгорания обнаружены у 30 респондентов, что составляет 14,6 % от числа всей выборки (выше 110 баллов); средний уровень (выше 70 баллов) - у 79 респондентов, включающих 38,3 % обследованных; сравнительно невысокий уровень (выше 30 баллов) - у 97 респондентов, образующих 47,1 % участников исследования.
1 Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: учеб. пособие. Самара: БАХРАХ-М, 2017. 672 с.
Рассмотрим данные, характеризующие связь между уровнем эмоционального выгорания сотрудников полиции и стажем их службы (рис. 1). Детальный анализ данных показал, что среди респондентов, у которых выявлен высокий уровень синдрома эмоционального выгорания, 65 % имеют стаж служебной деятельности свыше пяти лет. Среди респондентов со средним уровнем эмоционального выгорания таких сотрудников 35 %. Из числа сотрудников
с невысоким уровнем синдрома эмоционального выгорания только 5 % имеют стаж служебной деятельности свыше пяти лет. Следовательно, чем больше стаж служебной деятельности сотрудников полиции, тем выше вероятность возникновения у них эмоционального выгорания, для предотвращения которого необходима своевременная профилактическая работа в контексте снижения риска нарушения психологической безопасности.
Рис. 1. Данные о связи между уровнем эмоционального выгорания и стажем служебной деятельности сотрудников полиции
Fig. 1. Data on connection between the level of emotional burnout and the length of service of police employees
Синдром эмоционального выгорания включает в себя несколько фаз и отдельных симптомов, поэтому проанализируем их более детально для получения полноценного представления об особенностях их развития и проявления у сотрудников полиции. Качественный анализ полученных данных показал, что у значительного числа сотрудников (более 56 %) наблюдаются отдельные сформированные или формирующиеся фазы и симптомы эмоционального выгорания. Также выявлена положительная корреляция между стажем службы и сформированностью признаков эмоционального выгорания, а именно: у обследованных сотрудников полиции, имеющих выслугу менее трех лет, признаков выгорания практически не выявлено.
По данным исследования значительная часть респондентов обладает сформированными или находящимися в стадии формирования симптомами фазы резистенции, характеризующейся неадекватным избирательным эмоциональным реагированием на различные жизненные ситуации, эмоционально-нравственной дезориентацией, расширением сферы экономии эмоций и редукцией профессиональных обязанностей. Среди выявленных сформированных симптомов, наиболее часто встречающихся среди респондентов (35 %), выступает эмоционально-нравственная дезориентация, характеризующаяся снижением адекватности реакций сотрудников по отношению к коллегам и гражданам, которые сопровождаются по-
с; о с m
о ^
s
т
%
CL I-
О
О
го 5 2 го
si
и
Го (U
и
то
О Ц
- о m * ф о с
£ <U го ¡г
СО 5 О ьг Ч <1! Ф I-
о * со
го
ш
ф
.0
ю
о ^
о ш
X
к
X
го ^
го ш
Ш
требностью в самооправдании, обвинении в проблемах во взаимоотношениях других людей. То есть свою эмоциональную холодность, равнодушие к субъекту взаимодействия они пытаются рационально объяснить либо сложившимися обстоятельствами, либо особенностями поведения самого субъекта. У 30 % респондентов данный симптом находится в стадии формирования. Симптом неадекватного эмоционального реагирования сформирован у 32 % респондентов, у 28 % он находится в стадии формирования. Основными характеристиками данного симптома выступает подмена экономного проявления эмоций выборочным эмоциональным реагированием (чаще - неадекватным), проявляющимся в эмоциональной черствости, равнодушии и неуважении к другой личности. При этом сотрудник уверен, что ведет себя совершенно адекватно. Следующую позицию занимает симптом редукции профессиональных обязанностей, сформировавшийся у 27 % респондентов, у 21 % находящийся в стадии формирования. Данные сотрудники проявляют попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, либо переложить их на других сотрудников, тем самым снижая эффективность профессиональной деятельности, проявляя некоторую отстраненность и безучастность.
На втором месте по проявлению эмоционального выгорания находится фаза напряжения. Только начинают формироваться симптомы данной фазы у 35 % респондентов, у 30 % напряжение уже сформировалось. Данные сотрудники ощущают воздействие психотравмирую-щих факторов, которые приводят к накоплению негодования, перенапряжения, разочарования в профессиональной деятельности, неудовлетворенности собственными достижениями и их оценкой со стороны руководства. Все это способствует нарастанию напряжения, повышенной ответственности за неудачи в служебной деятельности, что может спровоцировать появление деструктивных форм психологической защиты, снижению инициативности и продуктивности.
Фаза истощения сформировалась у 19 % респондентов, еще у 23 % находится на начальной стадии формирования. Чаще всего такие сотрудники адаптируются к ситуациям повышенного психического напряжения за счет развития психосоматических заболеваний и использования экономных способов реагирования на профессиональные проблемы. Снижение эффективности своей служебной деятельности они, как правило, оправдывают ухудшением здоровья и переутомлением. На данной фазе, по данным исследования, доминирует симптом «эмоциональная отстраненность», сформировавшийся у 28 % респондентов и находящийся в стадии формирования у 14,8 %. Подобный симптом сигнализирует об исключении человеком эмоций из сферы профессиональной деятельности. Ни позитивные, ни негативные служебные обстоятельства не находят эмоционального отклика у сотрудника, подобная апатичность снижает результативность профессиональной деятельности, негативно влияет на мотивационную направленность. Симптом «эмоциональный дефицит» сформировался у 23 % респондентов, а формируется у 19 %. Он проявляется в ощущении неспособности помочь субъектам своей профессиональной деятельности в эмоциональном плане, человек не может поставить себя на место другого, понять его состояние, что провоцирует у сотрудника негативные переживания. Свою неспособность эмоциональной поддержки и понятия другого человека сотрудник скрывает за грубостью, раздражительностью, обидами.
Оперируя анализом данных проведенного исследования, можно отметить, что в целом у наибольшего процента сотрудников полиции выявлена вторая фаза эмоционального выгорания (фаза резистенции), далее выделяются сотрудники со сформированной фазой напряжения, а у наименьшего количества обнаружена стадия истощения. Необходимо заметить, что признаки напряжения чаще встречаются у сотрудников, имеющих стаж службы от двух до пяти лет, симптомы резистенции и истощения свойственны более опытным сотрудни-
кам, прослужившим в органах внутренних дел свыше пяти лет.
4. Обсуждение (Discussion)
Для более объективного объяснения полученных данных следует учитывать, что 58 % респондентов, у которых обнаружены высокие показатели эмоционального выгорания, по данным отбора на службу имели сниженные показатели эмоциональной устойчивости, волевого контроля и были рекомендованы на службу с группой внимания. Таким образом, привлечение данных профессионального психологического отбора на службу и их анализ позволяет формулировать вывод о зависимости формирования синдрома эмоционального выгорания от индивидуально-психологических особенностей сотрудников полиции, в частности - от уровня их эмоциональной устойчивости и волевого контроля поведения.
Обладая первоначально достаточно высокими показателями пригодности индивидуально-личностных особенностей к служебной деятельности, сотрудники полиции постепенно попадают под воздействие негативных факторов, которые неизбежно откладывают отпечаток на их психологическую безопасность и здоровье. Поэтому необходимо организовать профилактику возникновения такой профессиональной деформации, как эмоциональное выгорание, постоянно совершенствовать психологическое сопровождение служебной деятельности, осуществлять поиск новых способов поддержания работоспособности и благополучия сотрудников полиции.
Полученные данные подтверждают необходимость качественного преобразования системы профессиональной психологической подготовки сотрудников полиции, направленной, прежде всего, на обеспечение их собственной психологической безопасности и психологической безопасности окружающих. В результате исследования доказана важность разработки дополнительных программ психологической подготовки личного состава, способствующих обеспечению психологической безопасности, что выступает перспективным направлением совершенствования психологического
аспекта служебной деятельности сотрудников полиции.
5. Заключение (Conclusion)
Проблема психологической безопасности сотрудников полиции с каждым годом усиливает свою актуальность. В данном исследовании мы затронули только один из ресурсов ее конструктивного решения - профилактику эмоционального выгорания, которое является лишь частью деструктивных источников, обуславливающих дестабилизацию психологической безопасности сотрудников полиции и деформацию их личности. В то же время, полученные данные подтверждают наличие негативных последствий психотравмирующих факторов служебной деятельности и дают основание для поиска перспективных способов профилактики их возникновения и предотвращения возможного деструктивного влияния.
В процессе исследования выявлены особенности формирования эмоционального выгорания с учетом оценки симптомов его фаз. У обследованных сотрудников полиции на первом месте по сформированности симптомов эмоционального выгорания или их нахождению в стадии формирования находится фаза резистенции, на втором - фаза напряжения, на третьем - фаза истощения. Учет подобных данных позволяет усилить адресность психологической подготовки личного состава и профилактической работы с сотрудниками.
В результате исследования подтверждена гипотеза о том, что развитие эмоционального выгорания сотрудников полиции (в том числе - сформированность его фаз и симптомов каждой из этих фаз) зависит от индивидуально-личностных качеств, выявленных у сотрудника при поступлении на службу, и стажа его служебной деятельности. Все это может стать теоретической основой для создания системы формирования компетенции сотрудников полиции в области психологической безопасности и построения перспективы совершенствования профилактической работы с учетом выявленных особенностей эмоционального выгорания.
ç
о с
СО
о
S X
Si
Œ I-
o о
P го
J <u :ю
и
ГО ф
н
то о с; ^ о m * ф о с
го ¡г m 5 о * Ч а) ф I-
о * ш
Библиографический список
го
ш
ф
-Û
Ю О
о m
X
к
X
го ч
го ш
0Û
1. Крук, В.М. Актуальные проблемы обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава ОВД [Текст] / В.М. Крук // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2014. - № 1 (56). - С. 100-104.
2. Мягких, Н.И. Современная организация профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации [Текст] / Н.И. Мягких // Медицинский вестник МВД. -2010. - № 3 (46). - С. 2-7.
3. Пестриков, Д.В. Применение медитативных техник в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы [Текст] / Д.В. Пестриков, О.И. Юрина, В.Е. Матвеенко // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2017. - Т. 23. - № 4. - С. 41-45.
4. Напалкова, Ю.О. Эмоциональная культура сотрудников полиции как одно из условий их психологической безопасности [Текст] / Ю.О. Напалкова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2013. - № 1. - С. 143-146.
5. Vardanyan Y.V., Vardanyan L.V. (2014) Representation of the Concept 'Psychological Safety' in Russian and English Languages. Ciencia e Tecnica Vitivinicola. 29(11), 230-240.
6. Сыманюк, Э.Э. Проблема благополучия и нужды беспокоит человечество на протяжении всей его истории [Текст] / Э.Э. Сыманюк // Дискуссия. - 2017. - № 2(76). - С. 6-12.
7. Hu J., Erdogan B., Jiang K., Bauer T.N., Liu S. (2018) Leader humility and team creativity: The role of team information sharing, psychological safety, and power distance. Journal of Applied Psychology. 103 (3), 313-323. DOI: 10.1037/apl0000277
8. Afsharian A., Zadow A., Dollard. Maureen. F., Dormann Ch., Ziaian T. (2017) Should Psychosocial Safety Climate Theory Be Extended to Include Climate Strength? Journal of Occupational Health Psychology. DOI: 10.1037/ocp0000101
9. Варданян, Ю.В. Субъектная и компетентностная обусловленность развития психологической безопасности в системе образования [Текст] / Ю.В. Варданян, Е.Н. Руськина // Интеграция образования. - 2011. - № 1. - С. 79-82.
10. Баева, И.А. Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии как составляющие профессиональной компетентности выпускника психолого-педагогического профиля [Текст] / И.А. Баева // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2012. - № 1. - С. 93-106.
11. Эксакусто, Т.В. Особенности отношения к миру субъектов с разным профилем психологической безопасности [Текст] / Т.В. Эксакусто, Ю.К. Дуганова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. -2014. - Т. 20. - С. 76-79.
12. Варданян, Ю.В. Профессиональная психологическая подготовка как фактор психологической безопасности [Текст] / Ю.В. Варданян, О.М. Воробьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 7. - С. 127-132.
13. Arnold K.A. Connelly C.E., Walsh M.M., Martin G.K. (2015) Leadership styles, emotion regulation, and burnout. Journal of Occupational Health Psychology. 20(4), 481-490. DOI: 10.1037/a0039045
14. Jensen M.T. (2013) Exploring business travel with work-family conflict and the emotional exhaustion component of burnout as outcome variables: The job demands-resources perspective. European Journal of Work and Organizational Psychology. 23(4), 497-510. DOI: 10.1080/1359432X.2013.787183
15. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст]: 2-е изд. / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
16. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Сударыня, 2000. - 28 с.
17. Шихова, А.П. Профессиональное выгорание сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел [Текст] / А.П. Шихова // Вестник психотерапии. - 2009. -№ 32. - С. 78-84.
18. Кобозев, И.Ю. Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД [Текст] / И.Ю. Кобозев // Вестник Санкт-Петербургского гос. ун-та МВД России. - 2016. - № 1 (69). - С. 205-209.
19. Красинская, Е.А. Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел и ее предупреждение [Текст] / Е.А. Красинская // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2016. - № 3 (78). - С. 48-52.
20. Уразаева, Г.И. Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы [Текст] / Г.И. Уразаева // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - № 2(16). -С. 14-20.
Y.V. Vardanyan1, ü.M. Vorobyeva2
1 ORCID No. 0000-0001-8261-6543, Academic Title of Professor, Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of the Department of Psychology, Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia. E-mail: julia_vardanyan@mail.ru 2 ORCID No. 0000-0003-0025-7909, Post-graduate Student at the Department of Psychology, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev; a psychologist, Ruzaevsky Line Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia In Transport, Ruzaevka, Russia.
E-mail: kuvshinova-89@mail.ru
study of police officers' emotional burnout in the context of their psychological safety
Abstract
Introduction. The article proves the urgency of studying the police officers' emotional burnout and preventing it as a considerable resource for developing their psychological safety. On the basis of review of the modern ideas, the authors substantiate their understanding of emotional burnout as psychological deformation of a person that can contribute to the violation of police officers' psychological safety, and prove the need to prevent its emergence. The aims of the article are to characterize the police officers' emotional burnout syndrome, to show the features of its development taking into account the individual psychological characteristics revealed at professional psychological selection, and to justify the need to prevent its emergence in the context of psychological safety.
Materials and methods. The main research methods are the following: the analysis of scientific literature devoted to the problem of psychological safety of police employees and personal resources for its strengthening; diagnostic methods, including observation, description, conversation, testing, and methods of statistical data processing. The empirical data was obtained using V. V. Boyko's technique g "Emotional burnout diagnostics".
Results. The article analyzes the empirical data of studying the police officers'emotional burnout sj
iX
in the context of their psychological safety development. The authors reveal the features of separate phases and symptoms of emotional burnout and prove their dependence on individual and personal characteristics and on the length of service. | k
Discussion. The authors emphasize that the development of the syndrome of police officers'
O (E
emotional burnout depends on their individual and personal characteristics and length of service. ^ c Furthermore, the research substantiates the necessity of improving the system of police officers' pJS
professional psychological training and outlines the prospects for its implementation. °
о
<0 ф I у
Conclusion. The paper proves that the study of emotional burnout as police officers' psychological ^ g
deformation, and analysis of the features of its development, taking into account various conditions Q
and factors of official activity, contribute to increasing the effectiveness of preventing its emergence §■ o
and to the development of psychological safety. s g
Keywords: psychological safety; emotional burnout; stress; resistance; exhaustion; police officers' eu o
psychological safety; professional deformation; professional psychological training.
Highlights: o g
The analysis of studying the syndrome of police officers' emotional burnout as a resource for ^ £
psychological safety development is given; o °
CO
• The features of separate stages and phases of police officers' emotional burnout are identified;
• The hypothesis on dependence of development of the police officers' burnout syndrome on individual and personal characteristics and the length of the service is proved;
• The necessity of improving the system of professional psychological training in the Internal Affairs Agencies is substantiated.
> <u
-Q
0
1
С
ГО
с
го
73
References
1. Kruk V.M. (2014) Aktual'nye problemy obespecheniya nadezhnosti professional'noy deyatel'nosti lichnogo sostava OVD [Actual problems of ensuring the reliability of professional activity of Department of Internal Affairs personnel] Psikhopedagogika vpravookhranitel'nykh organakh. 1 (56), 100-104. (In Russian).
2. Myagkikh N.I. (2010) Sovremennaya organizatsiya professional'nogo psikhologicheskogo otbora v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii [Modern organization of professional psychological selection to the Internal Affairs Agencies of the Russian Federation] Meditsinskii vestnik MVD. 3 (46), 2-7. (In Russian).
3. Pestrikov D.V., Yurina O. I. (2017) Primenenie meditativnykh tekhnik v deyatel'nosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [The use of meditative techniques in the penitentiary system staff activity]
Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 23(4), 41-45. (In Russian).
4. Napalkova, Yu.O. (2013) Emotsional'naya kul'tura sotrudnikov politsii kak odno iz usloviy ikh psikhologicheskoy bezopasnosti [Emotional culture of police officers as one of the conditions for their psychological safety] Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya sovremennoy psikhologii. 1, 143-146. (In Russian).
5. Vardanyan Y.V., Vardanyan L.V. (2014) Representation of the Concept 'Psychological Safety' in Russian and English Languages. Ciencia e Tecnica Vitivinicola. 29(11), 230-240.
6. Symanyuk E.E. (2017) Problema blagopoluchiya i nuzhdy bespokoit chelovechestvo na protyazhenii vsei ego istorii [The problem of well-being and need disturbs humanity throughout its history] Diskussiya. 2 (76), 6-12. (In Russian).
7. Hu J., Erdogan B., Jiang K., Bauer T.N., Liu S. (2018). Leader humility and team creativity: The role of team information sharing, psychological safety, and power distance. Journal of Applied Psychology. 103 (3), 313-323. DOI: 10.1037/apl0000277.
8. Afsharian A., Zadow A., Dollard. Maureen. F., Dormann Ch., Ziaian T. (2017) Should Psychosocial Safety Climate Theory Be Extended to Include Climate Strength? Journal of Occupational Health Psychology. DOI: 10.1037/ocp0000101
9. Vardanyan Y.V., Ruskina E.N. (2011) Sub"ektnaya i kompetentnostnaya obuslovlennost' razvitiya psikhologicheskoi bezopasnosti v sisteme obrazovaniya [Subject and competence conditionality of psychological safety development in the system of education] Integratsiya Obrazovaniya. 1, 79-82. (In Russian).
10. Baeva I.A. (2012) Tekhnologii obespecheniya psikhologicheskoy bezopasnosti v sotsial'nom vzaimodeystvii kak sostavlyayushchie professional'noy kompetentnosti vypusknika psikhologo-pedagogicheskogo profilya [Technologies for providing psychological safety in social interaction as components of professional competence of a graduate of a psychological and pedagogical profile] Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta, 1, 93-106. (In Russian).
11. Eksakusto T.V., Duganova Y.K. (2014) Osobennosti otnosheniya k miru sub"ektov s raznym profilem psikhologicheskoi bezopasnosti [Features of the attitude to the world by subjects with different profile of psychological safety] Vestnik KGUim. N. A. Nekrasova. 20, 76-79. (In Russian).
12. Vardanyan Y.V., Vorobyeva O.M. (2017) Professional'naya psikhologicheskaya podgotovka kak faktor psikhologicheskoy bezopasnosti [Professional psychological training as a factor of psychological safety] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 7, 127-132. (In Russian).
13. Arnold K.A. Connelly C.E., Walsh M.M., Martin G.K. (2015) Leadership styles, emotion regulation, and burnout. Journal ofOccupationalHealth Psychology. 20 (4), 481-490. DOI: 10.1037/a0039045
14. Jensen M.T. (2013) Exploring business travel with work-family conflict and the emotional exhaustion component of burnout as outcome variables: The job demands-resources perspective. European Journal of Work and Organizational Psychology. 23(4), 497-510. DOI: 10.1080/1359432X.2013.787183
15. Vodopyanova N.E., Starchenkova E.S. (2008) Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome: diagnosis and prevention] St. Petersburg, Piter Publ. (In Russian).
16. Boyko V.V. (2000) Sindrom «emotsional'nogo vygoraniya» v professional'nom obshchenii [Syndrome of "emotional burnout" in professional communication] Moscow, Sudarynya Publ. (In Russian).
17. Shikhova A.P. (2009) Professional'noe vygoranie sotrudnikov spetsializirovannykh podrazdelenii doznaniya organov vnutrennikh del [Professional burnout of employees of specialized units of inquiry of law enforcement agencies] Vestnikpsikhoterapii. 32, 78-84. (In Russian).
18. Kobozev I.Y. (2016) Psikhoprofilaktika i korrektsiya professional'nogo stressa sotrudnikov OVD [Psychoprophylaxis and correction of occupational stress in ATS employees] Vestnik Sankt-Peterrburgskogo universiteta MVD Rossii. 1, 205-209. (In Russian).
19. Krasinskaya E.A. (2016) Professional'naya deformatsiya lichnosti sotrudnika organov vnutrennikh del i ee preduprezhdenie [Professional deformation of the personality of an employee of the Internal Affairs Agencies and its prevention] Vestnik Vostochno-Sibirskogo institutaMVD Rossii. 3 (78), 48-52. (In Russian).
20. Urasaeva G.I. (2014) Professional'naya deformatsiya sotrudnikov politsii v aspekte emotsional'nogo vygoraniya: sotsial'no-psikhologicheskie usloviya, mekhanizmy, osobennosti, factory [Professional deformation of police officers in the aspect of emotional burnout: socio-psychological conditions, mechanisms, features, factors] Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2 (16), 14-20. (In Russian).
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.22
УДК 159:373.6 ББК 88.41:74.47
В.И. Долгова1, Ю.А. Рокицкая2, К.А. Балакина3
1 ORCID № 0000-0001-9059-5682, профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический
университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: 23a12@list.ru
2 ORCID № 0000-0001-9293-625X, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: rokguly@mail.ru 3 ORCID № 0000-0002-1155-4952, магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: kseniya_r95@mail.ru
моделирование процесса развития профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа
Аннотация
Введение. Обсуждаемая проблема отличается исключительной актуальностью, поскольку именно от профессионального самоопределения студентов зависит формирование восприятия мира, выбор жизненной позиции и плана действия молодых людей.
Цель исследования - разработать модель процессов развития профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа.
Материалы и методы. Использованы методы моделирования и целеполагания; методики «Опросник для определения профессиональной готовности (ОПГ)» Л.Н. Кабардовой, «Изуче-