Научная статья на тему 'Профессиональная деформация психиатров в представлениях студентов медицинского вуза и практикующих врачей'

Профессиональная деформация психиатров в представлениях студентов медицинского вуза и практикующих врачей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1646
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РАБОТНИКИ МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ / PROFESSIONAL DEFORMATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MEDICAL WORKERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потапова Юлия Викторовна, Брюханова Юлия Сергеевна, Иванова Галина Александровна

Рассматривается вопрос о представлениях студентов и врачей о признаках профессиональной деформации психиатров. Выявлено, что студенты разных курсов акцентируют внимание на различных аспектах деформации и это в своем большинстве отражает особенности прохождения профессионального обучения. Младшие студенты представляют деформацию как излишнюю холодность, отстраненность врача, средние используют идеи о чрезмерной включенности в деятельности, старшие оперируют понятиями цинизма и эмоциональной холодности. Эти же параметры в большинстве случаев упоминают и сами врачи, которым задается вопрос о деформации их личности под воздействием профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Потапова Юлия Викторовна, Брюханова Юлия Сергеевна, Иванова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional deformation of psychiatrists in the representations of students of a medical university and practicing doctors

The article is devoted to the question of the representations of students and doctors about the signs of professional deformation of psychiatrists. It was revealed that students of different courses accentuate the knowledge on various aspects of deformation and this in its majority reflects the features of the passage of vocational training. Younger students represent deformation as excessive coldness, detachment of the doctor, the average use ideas about excessive involvement in activities, the elders operate with the concepts of cynicism and emotional coldness. The same parameters in most cases are mentioned by the doctors themselves, who are asked about the deformation of their personality under the influence of the profession.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деформация психиатров в представлениях студентов медицинского вуза и практикующих врачей»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 3. С. 59-65. УДК 159.923

Ю. В. Потапова Ю. С. Брюханова Г. А. Иванова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ПСИХИАТРОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА И ПРАКТИКУЮЩИХ ВРАЧЕЙ

Рассматривается вопрос о представлениях студентов и врачей о признаках профессиональной деформации психиатров. Выявлено, что студенты разных курсов акцентируют внимание на различных аспектах деформации и это в своем большинстве отражает особенности прохождения профессионального обучения. Младшие студенты представляют деформацию как излишнюю холодность, отстраненность врача, средние используют идеи о чрезмерной включенности в деятельности, старшие оперируют понятиями цинизма и эмоциональной холодности. Эти же параметры в большинстве случаев упоминают и сами врачи, которым задается вопрос о деформации их личности под воздействием профессии.

Ключевые слова: профессиональная деформация; профессиональное развитие; работники медицинской сферы.

Yu. V. Potapova Yu. S. Bryuhanova G. A. Ivanova

PROFESSIONAL DEFORMATION OF PSYCHIATRISTS IN THE REPRESENTATIONS OF STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY AND PRACTICING DOCTORS

The article is devoted to the question of the representations of students and doctors about the signs of professional deformation of psychiatrists. It was revealed that students of different courses accentuate the knowledge on various aspects of deformation and this in its majority reflects the features of the passage of vocational training. Younger students represent deformation as excessive coldness, detachment of the doctor, the average use ideas about excessive involvement in activities, the elders operate with the concepts of cynicism and emotional coldness. The same parameters in most cases are mentioned by the doctors themselves, who are asked about the deformation of their personality under the influence of the profession.

Keywords: professional deformation; professional development; medical workers.

Основным постулатом классической отечественной психологии является идея о неразделимом единстве деятельности и личности человека. Личность накладывает отпечаток на характер выполняемой деятельности, что выражается в индивидуальном стиле ее исполнения, но и деятельность меняет личность, подстраивая ее под свои требования и характерные особенности. С увеличением профессионального стажа практически любой человек приобретает новые для него и специфичные для профессии черты характера. Иногда влияние работы на человека может выражаться и в усилении имеющихся

у него психопатизирующих особенностей личности.

В процессе выполнения трудовой деятельности происходит акцентуация личностных черт, необходимых в определенной профессии, профиль личности профессионала начинает искажаться, подвергаясь воздействию стереотипных способов поведения. Так, врачи, работающие в психиатрическом стационаре, со временем приобретают личностные особенности, отличающие их от врачей других отраслей медицины [1].

Профессиональная деформация (от лат. deformatю - искажение) определяется

© Потапова Ю. В., Брюханова Ю. С., Иванова Г. А., 2017

как психологическая дезориентация личности, которая формируется под влиянием или давлением внешних и внутренних факторов, условий профессиональной деятельности, приводящая к образованию специфически-профессионального типа личности [2].

Существуют точки зрения, которые говорят о том, что профессиональные деформации являются одной из форм профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация -это процесс привыкания к выполнению трудовых обязанностей, с которыми сталкивается человек на рабочем месте. Это динамический процесс разрушения стереотипов деятельности с попутным формированием новых убеждений, навыков, умений. В итоге происходит изменение не только уровня профессиональной компетентности от доспециалиста до профессионала, но и изменение личности под влиянием этого процесса [4]. Профессиональные адаптации ведут к стеническим и астеническим изменениям. Стенические приводят к гармоничной адаптации на рабочем месте, а астенические препятствуют успешному функционированию личности в труде. Астенические, негативные изменения личности называют профессиональной деформацией или деструкцией [3]. Многие авторы считают, что профессиональных деструкций как таковых не избежать в трудовой деятельности, связанной со значительными нагрузками [6].

Э. Ф. Зеер выделяет четыре уровня профессиональных деформаций.

1. Общепрофессиональные деформации (прослеживаются у большинства работников со значительным стажем). Деформации делают работников узнаваемыми, похожими (синдром «сострадательной усталости» у врачей -эмоциональная индифферентность к страданиям больных);

2. Специальные профессиональные деформации (возникают при специализации; каждая специальность в рамках любой профессии имеет свой качественный и количественный состав деформаций). Например, у терапевтов - стремление к постановке угрожающих диагнозов в условиях отсутствия «интересных» случаев, рутинности работы;

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности (темперамента, способностей, характера) на психологическую структуру деятельности. В результате складываются такие

профессионально и личностно обусловленные комплексы:

- деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентаций, скептическое отношение к нововведениям;

- деформации, развивающиеся на основе организаторских, коммуникативных, интеллектуальных черт: комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация;

- деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность;

4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников различных профессий. Чрезмерное развитие отдельных профессионально важных качеств (в результате многолетней профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии) приводит к возникновению акцентуаций [5].

Д. Г. Трунов феномен профессиональной деформации определил как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой и выносит получаемые деформации в личную жизнь. Таким образом, термин «профессиональная деформация» — это достаточно удачная метафора, на основе которой можно построить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния профессиональной деятельности [7; 8].

Им были выявлены и негативные виды профессиональных деформаций, встречающихся у специалистов «помогающих профессий» (психологов, психотерапевтов):

1) проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких;

2) навязчивая диагностика себя и окружающих («навешивание ярлыков» и интерпретации);

3) консультирование окружающих без необходимости;

4) принятие роли учителя, патернализм в общении;

5) излишний самоконтроль;

6) гиперрефлексия и работа над собой;

7) потеря спонтанности;

8) рационализирование, стереотипизиро-вание и уменьшение чувствительности к живому опыту;

9) пресыщение общением;

10) эмоциональная холодность;

11) цинизм [7].

Профессия врача-психиатра еще с советских времен, если не ранее, учитывая опыт европейских коллег, окутана тайнами и вымыслом. Ярким примером тому является предвзятое отношение к некоторым «инструментам» работы врача, связавшего себя с изучением и терапией так называемой души человеческой - гипнозом. Один из основоположников использования гипноза в терапии неврозов и истерии А. О. Льебо, когда начал практиковать эту методику, столкнулся с полным отрицанием и нежеланием пациентов пользоваться такими услугами врача. Суеверия относительно гипноза, предполагающие, что это умение пособников Сатаны, расцветали пышным цветом. Зловещий ореол врачей-психиатров в советское время был более опасным в связи с отсутствием законов об оказании психиатрической помощи, который появился лишь в 70-80-х гг. ХХ в., ведь отправляли в стены лечебниц не только действительно страдающих психическими расстройствами, но и противников действующей власти. Из-за этих факторов многие студенты, которые пытаются определиться со специальностью, могут представлять профессию в неверном свете.

Психиатр - особенный врач, лишь он один в перечне специальностей этой профессии не имеет напрямую дел с соматическими болезнями, потому что его удел - лечить душевные болезни. Недаром термины «психология» и «психиатрия» имеют один корень. Он пошел от имени древнегреческой богини Психеи (от греч. «душа», «бабочка»), в мифологии являвшей собой олицетворение души, дыхания. Среди медицинских дисциплин психиатрия является, пожалуй, наиболее социальной по своему предмету, методологии исследований и практических действий. Это происходит, потому что психиатрия имеет дело с социально функционирующей личностью, в изучение которой входят ее деформированные социальные отношения, а в число патогенных факторов включаются сложные социальные ситуации, которые этой личностью воспринимаются и осмысливаются. В

круг пациентов входят уже не только люди с явными патологиями психики, но и находящиеся в группах риска. Кроме того, в процессе терапии порой могут использоваться принудительные меры лечения, что не только сказывается на самих пациентах, но и на врачах. Диагноз «психически больной» несет негативную окраску со стороны общества. Поэтому одной из задач психиатрии является повышение толерантности по отношению к пациентам психиатрических больниц. В итоге, работа психиатра подразумевает ряд особенностей, которые необходимо принимать к сведению при выборе специальности.

Неверный выбор врачебной специализации может повлечь за собой возникновение различных кризисов в профессиональной деятельности, потерю внутренней мотивации, и это всё чревато возникновением профессионального выгорания и профессиональных деформаций. Поэтому проведенное исследование имеет также практическую значимость, которая заключена в правильном и корректном формировании образа профессии психиатра у студентов медицинского вуза. Актуальность обусловлена недостаточной разработанностью темы, хотя даже при поверхностном рассмотрении профессии становится ясно, что она является потенциально рискованной в плане формирования профессиональных деформаций.

Таким образом, объектом исследования стала профессиональная деформация, предметом - представления студентов медицинского вуза разных курсов и практикующих врачей об особенностях профессиональной деформации врачей-психиатров.

Цель - выявление и сопоставление представлений студентов медицинского вуза и практикующих врачей об особенностях профессиональной деформации психиатра.

Были поставлены следующие задачи работы:

1) исследовать представления студентов разных курсов медицинского вуза о профессиональных деформациях психиатра;

2) изучить представления практикующих врачей-психиатров о профессиональных деформациях в их профессии;

3) сопоставить представления студентов и врачей относительно профессиональных деформаций психиатров.

В исследовании из организационных применялся сравнительный метод, из эмпи-

рических - анкетирование. Методика исследования - авторская анкета, составленная на основе анализа теоретического материала и данных статей Д. Г. Трунова. Она представляла собой перечень признаков профессиональной деформации у врачей-психиатров (приведенный выше при описании концепции Д. Г. Трунова), в котором испытуемому предлагалось оценить уровень выраженности того или иного признака деформации у врача-психиатра с помощью 5-балльной шкалы.

Методы математической статистики: первичные описательные статистики (подсчёт средних величин); критерий Колмогорова-Смирнова; однофакторный дисперсионный анализ.

В исследовании приняли участие:

- студенты ОмГМУ ^ = 119): младших: 1-2 курсов N = 79), средних: 3-4 курсов N = 12), старших: 5-6 курсов N = 28);

- практикующие врачи-психиатры, работающие в клинической психиатрической больнице им. Солодникова N = 14). Мнение врачей в исследовании воспринималось как экспертное, на него авторы ориентировались при трактовке полученного материала.

Перейдем к обсуждению результатов. При исследовании признаков профессиональной деформации были выбраны 6 наиболее выраженных, отмеченных разными группами

испытуемых. Среди них проецирование негативной проблематики на себя и близких; навязчивое стремление давать советы; принятие на себя роли учителя, патернализм в отношениях; излишний самоконтроль; цинизм; эмоциональная холодность. По уровню проявления данных признаков группы отличались друг от друга, хотя результаты однофак-торного дисперсионного анализа показали, что принадлежность к группе студентов определенного уровня обучения или врачей не является значимым фактором, влияющим на представления о профессиональной деформации. Это может означать достаточную близость в представлениях студентов к представлениям практикующих врачей, которая будет свидетельствовать в целом о хорошей осведомленности учащихся об особенностях профессии и в целом о достаточно четком понимании возможных рисков, связанных с ней. Тем не менее сравнение средних значений дает интересные результаты, которые необходимо обсудить (см. рис.).

Врачи в качестве самого ярко выраженного признака профессиональной деформации отметили «цинизм» (в среднем он был оценен в 3,23 балла из возможных 5). Самым слабо выраженным признаком врачи посчитали «патернализм» в отношениях с окружающими (2,57 балла).

3.60

£

1 3.40

Е 3.20 г

= 3.00 *

| 2.80 ^

л 2,60 | 2.40

2.20 2.00

3,42 3^9

3,2 IV 3.17 3.23

ЗЛ^ч 3^8 зЯ*^ 3,21

2.Е2А.

2,64^ 2Л5 2,83

¿,ы

2,25

Проецированне Стремление Роль учителя Излишний Эмоциональная

негативной давать советы самоконтроль холодность

проблематики

Цинизм

-Младшие (1-2)

Средние (3-4)

Признаки профессиональной деформаци]

-Старшие (5-6) ---Врач»

Признаки профессиональной деформации у психиатров в представлениях студентов и практикующих врачей

Студенты младших курсов самым выраженным считают признак «эмоциональная холодность» (3,34 балла), реже всех они отмечают стремление психиатров навязчиво давать советы (2,85 балла). Вероятно, такие результаты можно объяснить идентификацией скорее с ролью пациента, чем ролью врача, в которой они ещё себя не могут ощущать. Для них врач является недоступной и далекой фигурой, с которой они не ощущают близкого психологического родства и понимания, в этом и проявляется высокая оценка «холодности» (как синонима отчужденности, отдаленности). Однако в целом сравнение профилей студентов младших курсов и врачей показало практически полное совпадение по ряду признаков (проецирование негативной проблематики, стремление давать советы, самоконтроль, цинизм). Таким образом, студенты младших курсов достаточно точно представляют себе особенности профессиональной деформации психиатров, сходясь с экспертами по многим параметрам. Возможно, результат объясняется особенностями программы обучения младших курсов, насыщенной социально-гуманитарными дисциплинами при отсутствии конкретных клинических дисциплин, поэтому они яснее представляют образ врача-психиатра как специальность, максимально приближенную к социальной сфере, в которой актуальны вопросы установления психологического контакта и актуализации профессионального долга.

Студенты средних курсов как наиболее ярко выраженный отмечают параметр деформации «проецирование негативной проблематики на себя и своих близких» (3,23 балла). Вероятно, данный результат объясняется тем, что на средних курсах происходит изучение клинических дисциплин, следовательно, роль пациента отходит на второй план, а на первый выходит роль врача. При этом они подвержены проецированию проблематики профессии, особенностей патологических процессов на самих себя (феномен принятия на себя архетипа «раненого целителя» у третьекурсников, описанный А. Гуггенбюль-Крейгом [9]). Также у средних курсов самый высокий показатель был выявлен по параметру «роль учителя» (3,42 балла). Вероятно, по причине начала тесного взаимодействия с врачами-клиницистами и ознакомления с их поведенческими характеристиками, проявляющимися в общении со студентами (проявление опекающего,

патерналистского взаимодействия). Реже всего студенты 3-4 курсов говорят о проявлении эмоциональной холодности в общении врача и пациента (2,67 балла), вероятно, потому что из-за глубокого погружения в профессию их ценностные ориентиры меняются, и врач предстает в сознании как некий идеализированный образ, лишенный недостатков, максимально включенный в свою деятельность и ни в коем случае не позволяющий себе проявлять равнодушие.

Студенты старших курсов склонны недооценивать по сравнению с оценками врачей проявление у психиатров проецирования негативной проблематики (2,82 балла) и стремления давать советы (2,25 балла) и переоценивать уровень выраженности цинизма (3,39 балла) и холодности (3,0 балла) в общении психиатра с пациентами. Этот факт можно объяснить тем, что в связи со скорым выпуском студенты пытаются снизить уровень тревоги, которая нарастает с мыслью о необходимости приступать к реальной работе с пациентами. Особенности системы медицинского образования таковы, что лишь немногие особенно заинтересованные студенты сталкиваются в процессе обучения с реальными пациентами. Таким образом, формирование клинического мышления, которое возможно только в условиях связки «студент -врач - пациент» только начинается, присутствует неуверенность и страх перед предстоящей деятельностью. Завышенные представления о роли цинизма и холодности в работе врача являются своего рода психологической защитой, которую выстраивают выпускники, чтобы заранее уберечь себя от излишнего включения в деятельность, предотвратить формирование излишне высокой значимости вопросов профессионального развития. Также подобный путь является способом избежать эмоциональное выгорание, которое происходит, как правило, у молодых специалистов, «загоревшихся» своей работой, с полной отдачей стремящихся совершить переворот во врачебной практике и сталкивающихся с непреодолимой преградой в виде ригидной и консервативной системы, в которую им необходимо встроить свою личность.

Вероятно, анкета, предложенная нами студентам разных курсов, позволила на основе рассуждения о конкретной теме увидеть реальные проблемы, присутствующие на разных этапах профессионального обучения бу-

дущих врачей. Эта методика стала аналогом проективного теста, в котором, как говорится, «то, что Петр говорит о Павле, характеризует скорее Петра, чем Павла».

Тем не менее несколько общих выводов получены и по заявленной изначально теме.

Студенты склонны в качестве основных параметров деформации называть «проецирование негативной проблематики на себя и близких»; «стремление давать советы и рекомендации»; «принятие роли учителя»; «излишний самоконтроль»; «эмоциональная холодность»; «цинизм».

Сами врачи отмечают высокий уровень развития цинизма.

Отличия между представлениями студентов и врачей невелики, но их детальный анализ отражает особенности профессионального обучения в медицинском вузе: студенты младших курсов достаточно точно описывают образ врача и его деформации, но видят его скорее отстраненно, со стороны. Студенты средних курсов склонны идентифицировать себя с образом врача, отмечая патерналистские черты в его поведении, формируя образ, отвечающий основным задачам и кризисам обучения на данном этапе. Старшекурсники недооценивают проявления включенности психиатра в профессию, переоценивая уровень их холодности и цинизма, что может быть результатом подготовки к будущей деятельности, сопровождающимся неуверенностью перед новым этапом и формированием психологических защит.

Перспективой изучения данной темы, на наш взгляд, является дальнейшая разработка психодиагностического инструментария, позволяющая оценить признаки профессиональной деформации врачей разных специальностей.

В заключение следует отметить, что исследование данной темы на примере дефор-

маций врачей других специальностей не только будет являться ценным для накопления данных о профессиональных трудностях медицинских работников, но и даст благодатную почву для изучения психологических особенностей и изменений личности студента медицинского вуза, который находится еще на стадии подготовки к профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баженова А. Н. Профессиональные деформации личности психолога // Интеграция образования. - 2003. - № 2. - С.145-150.

2. Дружилов С. А. Профессиональные деформации как индикаторы дезаптации и душевного неблагополучия человека // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 6. - С. 171-178.

3. Корытова Г. С. Профессиональные деформации личности в педагогической деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. -№ 1(142). - С. 13-19.

4. Лаптиева Л. Н. Профессиональная адаптация медицинских работников // Вестник Мо-зырянского педагогического университета. - 2015. - № 1 (45). - С. 80-86.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. - М. : Академия, 2013 - 199 с.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание»,1996. - 310 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Трунов Д. Г. И снова о «профессиональной деформации» // Психологическая газета. -2004. - № 6. - С. 32-34.

8. Трунов Д. Г. Профессиональная деформация практикующего психолога // Психологическая газета. - 2003. - № 1. - С. 12-16.

9. Урываев В. А. «Внутренняя картина лечения» как клинико-психологический феномен // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. - № 5 (22). -URL: http://mprj.ru (дата обращения: 21.04.2017).

Информация о статье

Дата поступления 7 мая 2017

Дата принятия в печать 29 сентября 2017

Сведения об авторах

Потапова Юлия Викторовна - ст. преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук Омского государственного медицинского университета (Омск, Россия). E-mail: [email protected].

Брюханова Юлия Сергеевна - студент лечебного факультета Омского государственного медицинского университета (Омск, Россия). E-mail: [email protected].

Иванова Галина Александровна - студент лечебного факультета Омского государственного медицинского университета (Омск, Россия). E-mail: [email protected].

Для цитирования

Потапова Ю. В., Брюханова Ю. С., Иванова Г. А. Профессиональная деформация психиатров в представлениях студентов медицинского вуза и практикующих врачей // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 3. С. 59-65.

Article info

Received May 7, 2017 Accepted

September 29, 2017 About authors

Potapova Yulia, V. - Senior teacher, department of philosophy and social humanities, Omsk State Medical University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].

Bryuhanova Yulia, S. - Student of medical faculty, Omsk State Medical University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].

Ivanova Galina, A. - Student of medical faculty, Omsk State Medical University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].

For citations

Potapova Yu. V., Bryuhanova Yu. S, Ivanova G. A. Professional deformation of psychiatrists in the representations of students of a medical university and practicing doctors Herald of Omsk University. Series «Psychology», 2017, no. 3, pp. 59-65 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.