УДК 159.99 ББК 88.4
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ВРАЧЕЙ-
ПСИХОТЕРАПЕВТОВ
В.В. ЛУКИН-ГРИГОРЬЕВ, ГБОУВПО АГМУМинздрава России, г. Барнаул, Россия А.Е. СТРОГАНОВ, ГБОУ ВПО АГМУ Минздрава России, г. Барнаул, Россия Ю.О. КАРАЧЕВА, ГБОУ ВПО АГМУ Минздрава России, г. Барнаул, Россия
Аннотация
В статье представлен анализ проблемы профессиональной деформации личности врача психотерапевта как фактора, определяющего особенности его поведения, общения и самоотношения. Проблема профессиональной деформации личности психотерапевта, во-первых, рассматривается в психологическом аспекте, а во-вторых, касается в большей степени сферы жизнедеятельности личности психотерапевта, а также его профессиональной деятельности. В статье описаны негативные последствия, связанных с их профессиональными занятиями и выражающихся в субъективных или объективных изменениях их личности.
Ключевые слова: психотерапевт, профессиональная деформация.
Актуальность. В данной статье речь пойдет об особенностях профессиональной
деформации специалистов, занимающихся психотерапевтической помощью, а именно - о некоторых негативных последствиях, связанных с их профессиональными занятиями и выражающихся в субъективных или объективных изменениях их личности. Следует сразу же отделить понятие профессиональной деформации от так называемого "синдрома сгорания". Оба эти состояния связаны с работой в сфере психотерапевтической помощи. Различие заключается в том, что о "синдроме сгорания" принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а
профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы. В связи с этим следует выделить две личностные позиции - "Я как профессионал" и "Я как человек" для того, чтобы можно было более наглядно представить разницу между этими двумя феноменами.
"Я как профессионал" - это часть личности, которая ответственна за осуществление профессиональных действий, выполнение обязанностей на основе специальных знаний, умений и навыков на основе нравственных и деонтологических принципов. "Я как человек" - базовая, более индивидуальная часть личности, включающая в себя
мировоззренческие установки, системы ценностей, особенности характера, привычки и определяющая качества личной жизни. На основе этих определений "синдром сгорания"
можно представить как потерю контролирующей роли "Я профессионального", и внедрение "Я человеческого" в область профессиональной компетенции. На работе специалисты "по-человечески" устают и испытывают раздражение на своих пациентов. Профессиональная деформация, напротив, представляется нам как расширение господства "Я профессионального" в область деятельности "Я человеческого", когда специалист за пределами своей профессиональной деятельности, в личной жизни продолжает выполнять свою профессиональную роль.
Обсуждение. В развитии профессиональной деформации можно условно выделить два компонента - изначальные склонности и собственно профессиональную деформацию. Под изначальными склонностями имеются в виду существующие еще до начала профессиональной деятельности черты характера и особенности личности, свойственные представителям данной профессии, в данном случае - психотерапевта (к примеру, коммуникабельность,
внимательность, желание помогать людям). Такие изначальные свойства личности как правило, вполне осознаваемы и вызывают чувство гордости. Часто они обозначаются как "профессионально важные качества личности". Но они могут быть и неосознанными, подавляться и скрываться (к примеру, повышенный интерес к частной жизни других людей, желание воздействовать на людей с
помощью специальных умений и т.п.). Профессиональная деятельность развивает эти личностные особенности, рельефно
подчеркивает их. А в случае с вытесненными и не принимаемыми чертами профессиональная деятельность оправдывает их, дает им право на существование и проявление.
Несомненно, изначальные склонности влияют на выбор соответствующей профессии. Они представляют собой "благоприятный" фон, почву, на которой в последующем и разворачивает свою деформирующую деятельность профессия. Первые признаки собственно профессиональной деформации могут появляться уже во время учебы, когда у студентов разрушаются обыденные установки и стереотипы и формируется профессиональная картина мира. В соответствии с отечественными требованиями к подготовке психотерапевта, будущий специалист, помимо общемедицинского образования, должен приобрести опыт работы психиатром, что, безусловно, вносит существенные дополнения в уже существующую профессиональную картину. Действительно, благодаря учебе и дальнейшей работе личность специалиста преображается, он приобретает массу коммуникативных навыков, начинает лучше понимать себя и т.д. Эти явно позитивные изменения описываются выражением "личностный рост", но здесь о них речь не идет. Нас интересует именно "профессиональная деформация", то есть совокупность свойств и качеств, разрушающих личность. Ниже мы приводим некоторые относительно негативные последствия, которые обнаруживают себя в повседневной и личной жизни специалиста и касаются, в первую очередь, субъективной сферы человека - отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Объяснение жизненных проблем
клиническими и (или) психологическими причинами. Если в жизни человека что-нибудь случается, человек всегда находит для объяснения этого факта какую-нибудь психологическую причину. Возможно, в том, что произошло какое-то событие (например, кто-то простудился) действительно играют некоторую роль психологические причины, однако здесь речь идет о гиперинтерперетации, то есть о придании особого значения психологическому фактору в объяснении самых разнообразных событий.
Приобретение навыков в рационализации своих проблем. Овладение психолого-психотерапевтическим понятийным аппаратом и терминологией предоставляет большие возможности для конструирования оправданий на все случаи жизни. В отличие от предыдущего пункта, где имеет место "раздувание" психологического фактора, здесь речь идет о сочинении "разумных оснований" для своих поступков и удобных ("успокоительных") объяснений поведения других людей.
Навязчивое самонаблюдение. Знания, подчерпнутые из многочисленных книг, описывающих какую-либо норму (как то, физиологическую, психологическую,
психическую и пр.) или другие идеализированные варианты бытия, призывают человека постоянно " отслеживать" за собой поведение, речь, мысли, эмоции с целью самодиагностики и "своевременной
самокоррекции".
Давление профессиональных обязанностей и навыков. Практически каждый психотерапевт, даже находясь вне работы, в той или иеной степени чувствует на себе особую ответственность за психологическое состояние окружающих его людей. Если человек знает как помочь другому, и у него есть такая физическая возможность, он начинает слышать внутри себя императив: "Ты должен бросить все свои дела и прийти на помощь!" Если же он по каким-то причинам не может этого сделать, то его голова заполняется самообвинениями, уничижающими оценками и самооправданиями. К этому же пункту относится утверждение: "Я обязан вести себя так, чтобы не травмировать других", которое обычно горячо поддерживается окружающими: "Ты же психотерапевт - ты должен... "
Комплекс "сапожника без сапог". Древнее выражение предписывает: Medice, cura te ipsum - "Врач, исцелися сам". Представители других медицинских специальностей уже мало обращают на это внимание, зато у психологов-консультантов и психотерапевтов работа над собой поставлена во главу угла. На формальном уровне это определяется как "обязательное прохождение личной терапии" , на персональном - в виде индивидуальных требований к себе типа: "У меня все должно быть хорошо. Я должен уметь справляться с конфликтами и неприятными эмоциями. Какой
же я тогда психотерапевт и какое я имею право лечить своих пациентов?".
Поиск людей, нуждающихся в психотерапевтической помощи. Не всегда профессиональные навыки гнетут и являются помехой в личной жизни. Иногда человек испытывает удовольствие от своей "опытности" , от переполнения знаниями о том, как помочь людям, и ищет поводы для того, чтобы их проявить на деле. "На деле" это может проявляться по-разному, например, в раздаче советов.
Потеря способности удивляться. За время своей работы практический психолог встречает тысячи различных житейских ситуации, общается с огромным количеством самых разных людей. Нормальной реакцией является овладение этим потоком информации: ограничение восприятия, построение типологий и др. Это накладывает отпечаток как на профессиональную деятельность, так и на личную жизнь специалиста. Встречая что-либо новое на своем жизненном пути, человек редко удивляется этому, поскольку это для него не является новым, с этим или подобным этому он уже встречался. Жизнь он наблюдает сквозь координатную сетку классификаций.
Профессиональный цинизм. Обилие тяжелых жизненных ситуаций, с которыми встречается психотерапевт, развивает способность к "невовлечению" в их переживание, а точнее - способность отстраненно к ним относиться. Такой взгляд со стороны освобождает эти ситуации от эмоционального груза и позволяет выполнять с ними разные манипуляции, например,
помещать их в другой контекст, наполнять другим эмоциональным содержанием (иногда очень веселым). Одни считают, что это -цинизм, подразумевая нечто неприемлемое для "воспитанного человека", другие считают, что это - защитная реакция, третьи считают это эффективной социальной стратегией, позволяющей "проще относиться к жизни".
Заключение. Таким образом, существует разница в понятиях " эмоциональное выгорание" и "профессиональная деформация личности". Профессиональная деформация подразумевает распространение "Я-
профессионального" на сферы жизни, которые не входят в профессиональную деятельность специалиста.
Развитию профессиональной деформации личности психотерапевта могут способствовать определенные черты личности, существующие до вхождения в профессию, и часто оцениваемые как "профессионально важные качества". С другой стороны, можно выделить качества неосознаваемые или вытесняемые, но в то же время профессия позволяет реализовать и их.
Среди признаков профессиональной деформации личности психотерапевта можно выделить придание особого статуса психологической интерпретации любых событий и поступков людей, а также собственных переживаний и действий; принятие на себя профессиональных обязательств вне рабочего контекста, а также своеобразная "схематизация" жизни и профессиональный цинизм.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Психология в медицине /Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. -М.: Наука, 1998. - С. 231-244.
2. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика / М.М. Авхименко // Медицинская помощь. - М.: Медицина, 2003. - № 2. - С. 25-29.
3. Анциферова Л.И. Условия деформации личности / Л.И. Анциферова // Новые исследования. - М.: Наука, 1998. - С. 32-38.
4. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. /С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
5. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении /В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. -105 с.
6. Безносов С.П. Профессиональная деформация. /С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие. 4-е издание, переработанное и дополненное. / Э.Ф. Зеер. -Москва: Академический проект: Фонд " Мир", 2006. - 336 с.
8. Зеер Э.Ф. Психологические факторы профессиональной деформации. /Э.Ф. Зеер. - www.elitarium.ru
9. Повойский В.П. Сборник научных трудов "Профессиональная деформация и проблемы профессионализма". / В.П. Повойский - 2001. - №2. - www.psymanager.ru
10. Семенова Н.Д. Балинтовские группы для врачей, работающих с умирающими пациентами / Н.Д. Семёнова // http://www.doctor.ru/onkos/ together/conf2.htm#5
FEATURES OF PROFESSIONAL DEFORMATION PSYCHOTHERAPIST
V.V. LUKIN-GRIGORIEV, ASMU, Barnaul, Russia A.E. STROGANOV, ASMU, Barnaul, Russia Y.O. KARACHEVA, ASMU, Barnaul, Russia
Abstract
In the article the idealized case study of professional deformation of the person of the psychotherapist as factor determining a features of his behavior, dialogue and self-attitude is submitted. The problem of professional deformation of the person of the psychotherapist, at first, is esteemed in psychological aspect, and, secondly, concerns, in the greater degree, orb of habitability of the person of the psychotherapist and of his professional work. In the article the negative effects associated with their professional practice and expressed in subjective or objective changes in their personality, have been described.
Keywords: psychotherapist, professional deformation.