3. Baranov A. V. Kliniko-biohimicheskie pokazateli i ih osobennosti u bol'nyh hronicheskim virusnym gepati-tom С s razlichnymi faktorami inficirovanija [Clinical and biochemical parameters and their peculiarities in patients with chronic viral hepatitis C with different factors of infection]. Dal'nevostochnyj medicinskij zhurnal [The far Eastern medical journal], 2008, no. 1, pp. 35-38.
4. Latentnye formy virusnyh gepatitov B, C i D: Diagnostika, lechenie i profilaktika [The latent form of viral hepatitis B, C and D: Diagnosis, treatment and prevention]. Moscow, Voenizdat, 2002, 48 p.
5. Maleev V. V., Sologub T. V., Narovljanskij A. N., Tokin I. I., Semenjako H. A., Romantsov M. G. Hronich-eskij gepatit C vozmozhnosti i perspektivy protivovirusnoj terapii [Chronic hepatitis C: opportunities and prospects of antiviral therapy]. Vestnik Sankt-Peterburgskoy gosudarstvennoy meditsinskoy akademii im. I.I. Mechnikova [Vestnik of Saint Petersburg state medical Academy n. a. I.I. Mechnikov], 2008, vol. 28, no. 3, pp. 37-41.
6. Malova E. S., Jushhuk N. D., Balmasova I. P., Shmeleva E. V. CD 56+ limfocity i immunopatogenez hronicheskogo gepatita С [CD 56+ lymphocytes and immunopathogenesis of chronic hepatitis C]. Immunologiya [Immunology], 2010, vol. 31, no. 6, pp. 310-315.
7. Mammaev S. N., Lukina E. A., Shul'pekova Ju. O., Ivashkin V. T. Mehanizmy immunnogo «uskol'zanija» pri hronicheskom gepatite С [Mechanisms of immune "escapes" in chronic hepatitis C]. Rossijskij zhurnal gastrojen-terologii, gepatologii, koloproktologii [Russian journal of gastroenterology, hepatology, coloproctology], 2002, vol. 12, no. 2, pp. 55-60.
8. Mammaev S. N. Subpopuljacionnyj sostav limfocitov krovi bol'nyh hronicheskim gepatitom С v dinamike interferonoterapii [Subpopulation composition of lymphocytes in the blood of patients with chronic hepatitis C in dynamics interferonoterapii]. Klinicheskaja laboratornaja diagnostika [Clinical laboratory diagnostics], 2002, no 7, pp. 15-18.
9. Pigarevskij V. E. Zernistye lejkocity i ih svojstva [Granular leukocytes and their properties]. Moscow, Medicina, 1978, 128 p.
10. Pigarevskij V. E. Polimorfnojadernyj lejkocit i makrofag v reakcijah vospalenija i giperchuvstvitel'nosti [Polymorphonuclear leukocyte and macrophage in inflammations and hypersensitivity]. Arhiv patologii [Archive of pathology], 1983, vol. 45, no. 11, pp. 14-22.
11. Plehova N. G., Somova L. M. Izmenenie aktivnosti fermentov plazmalemmy makrofagov, inficirovannyh RNK-soderzhashhimi virusami [Change of activity of enzymes of plazmalemmy macrophages infected with RNA-containing viruses]. Materialy IVs"ezda Rossiyskogo obshchestva biokhimikov i molekulyarnykh biologov [Materials of the IV Congress of the Russian society of biochemistry and molecular biologists]. Novosibirsk, Arta, 2008, p. 439.
12. Radchenko, V. G., Stel'mah V. V., Kozlov V. K. Optimizacija jetiopatogeneticheskoj terapii hronicheskogo gepatita С [Optimization etiopathogenetic therapy of chronic hepatitis C]. Saint Petersburg, publishing house «TaktikStudio», 2004, 166 p.
13. Semenjako N. A. Kliniko-morfologicheskaya i immunoserologicheskaya kharakteristika malosimptomnykh form HCV-infektsii. Avtoreferat dissertatsii kandidata meditsinskikh nauk [Clinical-morphological and immunosera technological characteristics oligosymptomatic forms of HCV infection. Abstract of thesis of Candidate of Medical Sciences]. Saint Petersburg, 2009, 22 p.
14. Jushhuk N. D., Dudina K. R., Znojko O. O., Mal'kov I. G., Kuzina L. E., Cheshik D. S., Isagulyants M. G. Immunnyj status bol'nyh s razlichnymi ishodami ostrogo gepatita S [The Immune status of patients with different outcomes of acute hepatitis C]. Terapevticheskij arhiv [Therapeutic archive], 2005, vol. 77, no. 11, pp. 32-37.
УДК 616.89-008.19-084: 159.98 © Н А. Князева, Е В. Соболева, М.К. Андреев, 2014
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ У ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ, ПСИХИАТРОВ, ПСИХОЛОГОВ
Князева Наталья Александровна, медицинский психолог диспансерного отделения № 3, ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница», Россия, 414004, г. Астрахань, ул. Началовское шоссе, д. 15, тел.: (8512) 52-54-39, e-mail: okpb-po@mail.ru.
Соболева Елена Валерьевна, заместитель главного врача по поликлинической работе, ГБУЗ АО «Областная клиническая психиатрическая больница», Россия, 414004, г. Астрахань, ул. Началовское шоссе, д. 15, тел.: (8512) 52-54-39, e-mail: okpb-po@mail.ru.
Андреев Михаил Константинович, доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры психиатрии, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 414004, г. Астрахань, ул. Началовское шоссе, д. 15, тел.: (8512) 51-62-57, e-mail: mkandreev@mail. ru.
Профессиональная деятельность врачей общей практики, психиатров, психологов сопряжена с длительным воздействием стрессогенных факторов, влияющих на формирование синдрома эмоционального выгорания. В трех группах, принявших участие в исследовании, отмечается сопротивление нарастающему стрессу, активизация механизмов психологической защиты, не всегда являющихся адаптивными. Затронуты вопросы профессионального здоровья и долголетия врачей и психологов. Рассмотрены стадии формирования и развития синдрома эмоционального выгорания в аспекте личностной деформации профессионала под влиянием длительного воздействия стрессоров и индивидуальный характер проявлений, обусловленный личностными особенностями.
Ключевые слова: врачи, психологи, пациент, профессиональная деятельность, синдром эмоционального выгорания.
FЕATURES OF MANIFESTATIONS OF THE EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME
AND PERSONALITY CHARACTERISTICS OF GENERAL PRACTITIONERS, PSYCHIATRISTS, PSYCHOLOGISTS
Knyazeva Natalia A., Clinical psychologist, Regional Clinical Psychiatric Hospital, 15 Nachalovskoe shosse St., Astrakhan, 414004, Russia, tel: (8512) 52-54-39, e-mail: okpb-po@mail.ru.
Soboleva Elena V., Deputy Chief Doctor, Regional Clinical Psychiatric Hospital, 15 Nachalovskoe shosse St., Astrakhan, 414004, Russia, tel: (8512) 52-54-39, e-mail: okpb-po@mail.ru.
Andreev Mikhail K., Dr. Sci. (Med.), Assotiate Professor, Professor of Department, Astrakhan State Medical Academy, 15 Nachalovskoe shosse St., Astrakhan, 414004, Russia, tel: (8512) 51-62-57, e-mail: mkandreev@mail. ru.
The professional life of general practitioners, psychiatrists, psychologists is associated with long-term exposure to stress factors contributing to the emotional burnout syndrome. Three groups which took part in the research showed resistance to the increasing stress, activation of the defense mechanism not always adaptive. The article touches upon the problems of the emotional burnout syndrome occupational safety and longevity of doctors and psychologists. It considers the stages of formation and development of emotional burnout syndrome in the aspect of professional deformation of a personality under the influence of long-term exposure to stresses and distinctiveness of manifestation caused by personal characteristics.
Key words: doctors, psychologists, patient, professional activity, emotional burnout syndrome.
Введение. Современный человек живет и работает в нестабильном мире, где стремительно меняются социально-экономические условия, возрастает количество предъявляемых требований, в том числе и к профессиональной деятельности. Сам путь становления и развития профессионала требует напряжения сил, активизации физических и психосоциальных ресурсов личности. Среди множества стрессирующих факторов большой интерес представляют те из них, которые связаны с деятельностью людей так называемых «помогающих» (социономических) профессий. Сегодня синдром эмоционального выгорания (СЭВ) выявляется у специалистов различных областей - адвокаты, врачи, психологи, преподаватели, менеджеры и т.д. Как справедливо указывает Г. Матулене [5], любая профессиональная деятельность стрессогенна.
Результаты исследований профессиональных стрессоров в процессе становления и развития профессионала достаточно широко описаны как в отечественной, так и в зарубежной литературе [1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10]. В свете сказанного важным представляется вопрос о способах совладания со стрессом, выработке мер по сохранению здоровья и эффективности в работе, профессионального долголетия работающих людей.
Научный подход в освещении проблемы профессионального выгорания был разработан профессором психологии Калифорнийского университета C. Maslach и ее коллегами. Было предложено рассматривать синдром профессионального выгорания как трехкомпонентную систему, включающую в себя эмоциональное истощение (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение), деперсонализацию (деформирование отношений с другими людьми, появление негативного, даже циничного отношения) и редукцию личностных достижений (тенденция к снижению самооценки, своих профессиональных достижений и успехов) [10].
Принято считать, что СЭВ является следствием воздействия совокупности факторов: объективных (организационных, ролевых), включающих в себя условия работы, профессиональную нагрузку, недостаток материального и морального вознаграждения, риск штрафных санкций, выступающих в качестве профессиональных стрессоров, и субъективных (индивидуально-личностные особенности, направленность личности, мотивация профессиональной деятельности, отношения с коллегами и т.д.).
Степень влияния тех или иных факторов на динамику выгорания может быть различной. При этом длительное воздействие психотравмирующих факторов может привести к деформации профессионала и, как следствие, к профессиональной неэффективности. В ряде исследований, посвященных СЭВ, говорится об эмпатии как необходимом качестве или способности для продуктивности и успешности в общении при установлении «помогающих» отношений с клиентами (пациентами). Это находит подтверждение в работе практикующих врачей, психологов. Действительно, отсутствие эмпатии в отношениях с клиентом приводит к уменьшению количества обращений.
Работа врача, психолога непрерывно связана с ежедневным интенсивным эмоционально насыщенным взаимодействием с пациентами, монотонной работой, требующей активного участия в разрешении проблем других людей. С другой стороны, профессионал находится под давлением социальных норм, предписывающих врачу жесткие стереотипы эмоционального реагирования (быть чутким, терпеливым, заботливым, внимательным, сочувствующим и т.д.) [2]. Эмоциональная насыщенность контактов является очень высокой и носит хронический характер. R. Lazarus в соответствии с концепцией «хронического житейского стресса» рассматривает эту ситуацию как особенно патогенную. Автор исследует осознанные стратегии совладания со стрессом [9].
Доктор C. Maslach подчеркивает, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение», возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением [10].
В.В. Бойко определяет СЭВ как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранное психотравмирующее воздействие. Экономия эмоций это функциональный стереотип, выработанный в процессе деятельности, но следует говорить и о том, что могут наступить дисфункциональные последствия, когда выгорание начинает негативно влиять на выполнение профессиональных обязанностей [1].
Цель: выявить взаимосвязь между степенью выраженности СЭВ у врачей общей практики, психиатров и психологов и индивидуально-личностными факторами.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 54 человека, которые составили три группы: 1 группа - 18 врачей общей практики, 2 группа - 18 врачей-психиатров, 3 группа - 18 психологов.
Возраст специалистов, вошедших в группы, колебался. Так, в группах врачей он составлял от 28 до 68 лет, у психологов - от 23 до 49 лет. Средний возраст специалистов в группах: врачей общей практики - 47,6 ± 2,5 года, врачей-психиатров - 48,0 ± 2,1 года, психологов - 33,1 ± 1,1 года.
Средняя продолжительность трудового стажа у врачей общей практики - 23,2 ± 2,5 года; врачей-психиатров - 23,6 ± 2,1 года; психологов - 7,4 ± 1,0 года.
Для исследования проблемы провели тестирование с использованием стандартных психодиагностических методик, определяющих степень выраженности СЭВ и выявляющих личностные особенности принявших участие в исследовании. При определении уровня эмоционального выгорания была использована методика диагностики уровня СЭВ В.В. Бойко [1] (табл. 1-3). Личностные особенности изучали с помощью 16-факторного личностного опросника Кеттелла (форма C) (табл. 4) [4].
Полученные данные были подвергнуты статистической обработке с помощью критерия Стью-дента (t), непараметрических критериев оценки и др.
Результаты исследования и их обсуждение. Количественный и качественный анализ результатов проведенных исследований показал, что в группе врачей общей практики у 16,6 % опрошенных все показатели симптоматики по фазам выгорания находятся в пределах нормативных значений (9 и ниже баллов); в группе психиатров - у 0 %; в группе психологов - у 11,1 % респондентов. Дальнейший анализ выявил, что в фазе формирования СЭВ находятся: 16,7 % врачей общей практики; 16,8 % психиатров; 16,7 % психологов. Сложившийся симптом наблюдался у 66,6 % врачей общей практики, у 83,3 % - в группе врачей-психиатров; у 72,2 % - в группе психологов.
Преобладание симптоматики фазы «Резистенция» над фазой «Истощение» во всех трех группах можно рассматривать как сформированный способ психологической защиты от длительного воздействия стрессоров, дающий возможность выполнять профессиональную деятельность продолжительное время. Запущенный механизм экономии эмоций хоть и помогает профессионалу сохранять продолжительное время работоспособность, все же не является адаптивным, о чем свидетельствует переход симптоматики в фазу «Истощение». Здесь на первый план выступает задача профилактики профессиональной дезадаптации, обучение специалистов адаптивным способам реагирования на стрессовые ситуации, развитие коммуникативных навыков и умений, использование профессиональной и личностной поддержки, эмпатии, помогающей сбалансировать межличностные отношения.
Важно помнить, что основным инструментом в работе врачей, психологов является личность профессионала. Следовательно, необходимо заботиться о физическом и душевном благополучии работающего человека. Полезно заниматься спортом, так как ощущение «мышечной радости» помогает восстанавливать физическое и душевное состояние. Увлечения, хобби, не имеющие отношения к работе, в которых человек может раскрыть в себе какие-то новые способности, таланты, способствуют накоплению положительных эмоций, формируют позитивную самооценку, что можно рассматривать как важный ресурс в стратегии совладания со стрессом и саморегуляции. Умение ставить перед собой реальные цели и задачи, правильно определять краткосрочные и долгосрочные цели с учетом имеющихся ресурсов личности способствует возникновению чувства уверенности и пополняет базу положительных эмоций, мотивирует человека к новой деятельности.
При исследовании симптоматики фаз формирования СЭВ у врачей общей практики доминирующим симптомом в фазе «Напряжение » стали тревога и депрессия в 22,2 % случаев (табл. 1). Этому могут способствовать организационные факторы - высокие профессиональные нагрузки, риск штрафных санкций, необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальному состоянию. Врачи отмечают, что начинают испытывать разочарование в работе, тревожные ожидания, связанные с рабочими ситуациями.
Таблица 1
_Исследование уровня сформированности СЭВ у врачей общей практики по методике В.В. Бойко_
Степень выраженности симптомов СЭВ
Фазы
Напряжение
абс.
%
Резистенция
абс.
%
Истощение
абс.
%
Выгорание, %
Несложившийся симптом
50
44,4
13
72,2
22,2
Симптом в фазе формирования
27,7
38,8
22,25
16,7
Сложившийся симптом
22,2
16,6
5,55
61,1
9
8
5
7
4
4
3
1
Примечание: абс. - абсолютные цифры
Следующую фазу формирования СЭВ («Резистенция») В.В. Бойко рассматривает как полезный профессиональный навык, выработанный в процессе деятельности. В группе врачей общей практики выраженность этой фазы составляет 38,8 % в стадии формирования, как сложившийся симптом - у 16,6 % респондентов. В.В. Бойко указывает, что выраженность фазы «Резистенция» можно рассматривать как сопротивление нарастающему стрессу, формирование защит, стремление снизить давление внешних обстоятельств [1]. У врачей общей практики в фазе «Резистенция» доминирующий симптом - «расширение сферы экономии эмоций» составлял 16,6 % опрошенных. Стремление к экономии эмоций и чувств расширяется и захватывает область жизни вне работы - человек, приходя домой, хочет помолчать, побыть в тишине, никого не видеть, ограничивает общение с близкими и друзьями, откладывает встречи, часто раздражается на членов семьи. Как формирующийся симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» присутствует у 38,8 % исследуемых, как сложившийся симптом - у 16,6 %. Вместо спокойного принимающего общения, мягкого тембра голоса появляются нотки раздражения, повышается голос, возникает стремление как можно быстрее свернуть беседу, «отделаться от докучливого нытика».
Истощение характеризуется снижением общей работоспособности, эмоциональным, умственным и физическим утомлением, ослаблением нервной системы, приводящим к психосоматическим и невротическим расстройствам. Как сформированный симптом в фазе «Истощение» выступает «эмоциональный дефицит» у 11,1 % врачей общей практики, в стадии формирования симптома «эмоциональный дефицит» находится 33,3 % врачей общей практики. У профессионала возникает ощущение, что он не в состоянии помогать своим пациентам, не хватает сил на сочувствие и сопереживание. Появляется холодность в общении, резкость, обиды и даже грубость. Симптом «эмоциональная отстраненность» характерен для 44,4 % обследованных. Это является продолжением развития СЭВ профессионала и выступает как признак профессиональной деформации личности. Человек реагирует без эмоций и чувств, отстраняется от пациента, что в итоге наносит ущерб не только обратившемуся за профессиональной помощью пациенту, но и самому специалисту. Так, психосоматические дисфункции присутствуют у 22,2 % врачей общей практики. Использование когнитивного компонента во взаимодействии с пациентом является важным навыком при выработке механизмов профессионального самосохранения. При выстраивании взаимоотношений врач - больной для достижения наилучших результатов необходимо сотрудничество, конструктивное взаимодействие (комплайнс). Пациент также принимает участие в процессе лечения, важно делегировать ему часть ответственности за сохранение своего здоровья.
В группе психиатров зафиксирован сформированный симптом в фазе «Напряжение»: «переживание психотравмирующей ситуации» - у 83,3 % обследованных; как формирующийся симптом - у 16,7 % респондентов (табл. 2).
Таблица 2
_Исследование уровня сформированности СЭВ у врачей-психиатров по методике В.В. Бойко_
Степень выраженности симптомов СЭВ
Фазы
Напряжение
абс.
%
Резистенция
абс.
%
Истощение
абс.
%
Выгорание, %
Несложившийся симптом
10
55,6
27,7
33,3
Симптом в фазе формирования_
27,5
27,7
29,5
16,7
Сложившийся симптом
16,7
44,4
37,2
83,3
5
6
5
5
5
3
8
7
Примечание: абс. - абсолютные цифры
При положительной оценке себя как профессионала и положительной оценке пациента происходит накапливание переживаний, связанных с ситуациями на рабочем месте. Взаимодействие с «трудными» больными и их родственниками, вынужденное общение с негативно заряженным пациентом, возникающие конфликты, агрессия, направленная как на других, так и на себя, приводит к актуализации эмоциональной сферы в оценке взаимодействий с пациентами. Это может послужить пусковым механизмом для начала формирования СЭВ. Важно понять, что положительная оценка себя и пациента актуализирует вначале симптом «переживание психотравмирующей ситуации» в фазе «Напряжение», а затем симптом «дефицит эмоций» в фазе «Истощение». Симптом «дефицит эмоций» сформирован у 50 % врачей-психиатров, «эмоциональная отстраненность» присутствует у 27,7 %. В процессе взаимодействия с пациентом врач ведет беседу без эмоций и чувств, стремится быстрее ее завершить.
Доминирующий симптом в фазе «Резистенция» - «расширение сферы экономии эмоций», он выявлен у 44,4 % врачей-психиатров, «редукция профессиональных обязанностей» наблюдается у 50 % врачей-психиатров. Постепенно появляются мысли о том, чтобы скорее закончился рабочий день, как можно быстрее завершить беседу с «неприятным» пациентом, опоздания, эмоциональное напряжение, возникающее в процессе взаимодействия не только с пациентами, но и с коллегами. Все это начинает сказываться на результатах работы, у профессионала появляется ощущение, что он меньше делает, снижает качество своего труда, возникают конфликты и с коллегами, и с пациентами.
У 27,7 % психологов в фазе «Напряжение» как формирующийся симптом выступает «переживание психотравмирующей ситуации» (табл. 3). Для психологов характерным является положительное оценивание себя как профессионала в процессе взаимодействия с пациентом, стремление к патерналистской позиции, взгляд на клиента «свысока». В конфликтной ситуации, сопровождающейся сниженным фоном настроения, возникает отрицательное отношение к пациенту. Происходит актуализация эмоциональной сферы, возникает чувство недовольства собой, профессией и связанными с ней обязанностями, что запускает механизм формирования симптома «неудовлетворенность собой» у 33,3 % психологов. В фазе «Резистенция» преобладает симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» в стадии формирования у 44,4 % опрошенных, как сформированный симптом у 11,1 % обследованных; в фазе «Истощение» в 61,1 % случаев зафиксирован доминирующий симптом - «эмоциональный дефицит». Сопутствующие этому симптому чувства обиды, раздражения и ощущение, что психолог уже не в состоянии сочувствовать, сопереживать и помогать своим пациентам, можно корригировать, используя методы когнитивно-поведенческой психотерапии. Использование научной парадигмы для перестройки и приведения в соответствие с реальностью восприятия происходящих событий, взаимоотношений с окружающими и самого себя [5] выступает как один из методов совладания со стрессогенными ситуациями.
Таблица 3
Исследование уровня сформированности СЭВ у психологов по методике В.В. Бойко_
Степень выраженности Фазы Выгорание, %
симптомов СЭВ Напряжение Резистенция Истощение
абс. % абс. % абс. %
Несложившийся симптом 14 77,7 7 38,8 11 61,1 11,1
Симптом в фазе формирования 3 16,7 9 50 6 33,3 16,7
Сложившийся симптом 1 5,5 2 11,1 1 5,5 72,2
Примечание: абс. - абсолютные цифры
При исследовании СЭВ принято рассматривать в качестве внутренних факторов индивидуально-личностные особенности профессионала, используемые модели поведения, возможность профессионального роста. Так, например, профессиональный рост, обеспечивающий человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В работах Н.Е. Водопьяновой установлена взаимосвязь между выгоранием и неконструктивными моделями поведения в проблемных производственных ситуациях людей с определенными личностными симптомокомплексами [3]. В то же время пол, возраст, стаж работы не рассматриваются исследователями как оказывающие значительное влияние на формирование СЭВ.
В проведенном исследовании приняли участие примерно равные по возрасту специалисты в группах врачей общей практики (47,6 лет, стаж работы - 23,2 года) и врачей психиатров (48,0 лет, стаж работы 23,6 года). Вместе с тем степень выгорания в исследуемых группах различная: у врачей общей практики она составляет 66,6 %, а у врачей психиатров - 83,3 %. В группе психологов средний возраст участников исследования составляет 33,3 года, стаж работы 7,36 лет, при этом СЭВ выявлен у 72,2 %. Было установлено, что в группе с выраженными проявлениями СЭВ стаж работы был достоверно выше на 5 лет (18,0 и 23,0 года, соответственно, р < 0,05).
Важно понять, что стремление контролировать эмоции, использовать в качестве психологической защиты механизм экономии эмоций, с одной стороны, позволяет сохранять длительное время работоспособность, с другой стороны - неизбежно ведет к выгоранию. В процессе профессиональной деятельности важную роль играют индивидуально-психологические особенности личности, которые могут выступать в качестве внутренних ресурсов и способствовать эффективности в деятельности. Это высокий уровень самоуважения, адекватная самооценка, высокий уровень побуждений, активность, быстрая приспособляемость к новым условиям, ориентирование на корпоративное отношение к пациентам.
В то же время В.В. Бойко указывает на ряд личностных факторов, которые отягощают эмоциональное состояние и влияют на формирование СЭВ. Это эмоциональная холодность, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, высокий уровень эмоциональной лабильности, сильный самоконтроль при волевом подавлении отрицательных эмоций, рационализация мотивов поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивному развитию, ригидность личностной структуры, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [1].
В исследовании использован 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла [4] для выявления индивидуально-психологических особенностей принявших участие в работе врачей общей практики, врачей-психиатров и психологов с различной степенью выраженности СЭВ (табл. 4).
Таблица 4
Показатели по шкалам опросника Р. Кеттелла у респондентов
_в зависимости от степени выраженности СЭВ (п = 54)_
Шкала Отсутствие выгорания (группа 1) Выгорание в фазе формирования (группа 2) Сформировавшийся синдром выгорания (группа 3)
А 7,1 ± 0,5 6,3 ± 0,7 7,8 ± 0,3
В 6,2 ± 0,4 3,8 ± 0,6 3,0 ± 0,4
С 6,6 ± 0,6 5,6 ± 0,5 6,0 ± 0,5
Е 6,9 ± 0,5 5,2 ± 0,5 5,1 ± 0,7
Г 5,7 ± 0,4 4,2 ± 0,4 4,7 ± 0,5
О 4,8 ± 0,5 4,8 ± 0,6 5,7 ± 0,5
н 4,8 ± 0,6 4,6 ± 0,5 4,1 ± 0,4
I 6,0 ± 0,5 5,4 ± 0,5 6,6 ± 0,5
ь 7,0 ± 0,6 7,0 ± 0,5 6,6 ± 0,7
м 6,1 ± 0,6 5,9 ± 0,6 6,1 ± 0,5
N 4,7 ± 0,7 5,5 ± 0,4 5,3 ± 0,5
О 5,4 ± 0,5 5,6 ± 0,5 5,4 ± 0,5
д1 4,2 ± 0,5 3,6 ± 0,7 4,7 ± 0,6
д2 5,1 ± 0,6 7,2 ± 0,5 4,9 ± 0,5
дэ 5,3 ± 0,7 4,9 ± 0,5 5,4 ± 0,5
д4 4,3 ± 0,4 4,7 ± 0,4 4,6 ± 0,4
СБ 5,9 ± 0,5 5,8 ± 0,6 6,6 ± 0,7
В ходе анализа выявлена прямая положительная зависимость между степенью выраженности СЭВ и показателями по шкалам А, C, G ,CD.
Установлена индивидуальная предрасположенность к негативному воздействию СЭВ в связи с типологическими особенностями личности профессионала. Можно выделить личностные характеристики, отрицательно влияющие на осуществление коммуникаций с другими людьми: повышенная тревожность, мнительность, неуверенность в себе, излишняя эмоциональная напряженность, импульсивность, низкий уровень самоуважения, низкая мотивация к деятельности, застенчивость, настороженность при установлении социальных контактов, затруднение при принятии социальных решений. В то же время менее подвержены выгоранию личности с высоким уровнем самоуважения, адекватной самооценкой, высоким уровнем побуждений, активных, быстро приспосабливающихся к новым условиям, ориентированным на корпоративное отношение к пациентам.
Результаты проведенного исследования показали, что СЭВ развивается как у врачей-психиатров, так и у врачей общей практики. Аналогичные данные были получены и для психологов, работающих в специализированных психиатрических учреждениях, при этом возраст и стаж работы психологов по сравнению с аналогичными показателями в группах врачей были значительно ниже, то есть СЭВ развился раньше. Степень выраженности СЭВ была прямо пропорционально связана со стажем работы специалистов (в нашем случае разница в стаже составила 5 лет).
Полученные данные являются показанием для коррекционной работы. Необходим серьезный анализ профессиональной деятельности и выработка механизмов профессионального самосохранения. Актуальной является помощь профессионалам на всех уровнях функционирования личности: работа с когнитивными процессами предполагает перестройку когнитивной картины мира с реконструкцией иррациональных суждений, основанных на категории долженствования (когнитивная терапия перфекционизма). Кроме того, следует использовать рефлексивные мероприятия в форме «ба-линтовских групп», основанных на возможности обсуждения и проработки трудных случаев в ситуации коллективной поддержки. Несомненно значение преморбидных особенностей личности для вероятности запуска механизма СЭВ. В данном исследовании таковыми являлись эмоциональная неустойчивость, импульсивность, подверженность чувствам, раздражительность, низкий порог фрустрации, ригидность мышления, низкая самооценка.
Заключение. Особое значение для профессиональной адаптации и сохранения профессионального долголетия специалистов имеет выработка стрессоустойчивых навыков, совершенствование коммуникативных навыков, основанных на сотрудничестве, делегирование части ответственности за процесс лечения пациенту. Актуальность проблемы и полученные результаты обусловливают продолжение исследований.
Список литературы
1. Бойко, В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. - СПб.: Питер, 2004. - 473 с.
2. Винокур, В. А. Профессиональное выгорание и состояние здоровья медицинских работников : учебное пособие / В. А. Винокур. - СПб. : Издательство Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, 2007. - 32 с.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченова. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.
4. Капустина, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустина. - СПб. : Речь, 2001. - 122 с.
5. Ковпак, Д. В. Депрессия. Диагностика и методы лечения. Техника релаксации на DVD / Д. В. Ковпак, Л. Л. Третьяк. - СПб. : Наука и техника, 2009. - 320 с.
6. Матулене, Г. От социальной адаптации к деятельности (краткий обзор зарубежной литературы) / Г. Матулене // Психологический журнал. - 2002. - № 5. - С. 108-112.
7. Постнов, В. В. Симптомы эмоционального выгорания у врачей-психиатров-наркологов / В. В. Постнов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 12 (118). - С. 184-189.
8. Ясько, Б. А. Психология личности и труд врача : курс лекций / Б. А. Ясько. - М. : Медицина, 2005. -
81 с.
9. Lazarus, R. S. The stress and coping paradigm / R. S. Lazarus // Competence and coping during adulthood / ed. L. M. Bond, J. C. Rosen. - Hanover, 1980. - Р. 35.
10. Maslach, C. Burned - out / C. Maslach // Human Behavior. - 1976. - № 5 (9). - Р. 16-22.
References
1. Boyko V. V. Energiya emotsiy [Energy emotions]. Saint Petersburg, Peter, 2004, 473 р.
2. Vinokur V. A. Professional'noe vygoranie i sostoyanie zdorov'ya meditsinskikh rabotnikov: uchebnoe posobie [Professional burnout and health status of health care workers: a tutorial]. Saint Petersburg, Publisher Saint Petersburg Medical Academy of Postgraduate Studies, 2007, 32 р.
3. Vodopyanova N. E., Starchenova E. S. Sindrom vygoraniya : diagnostika i profilaktika [The burnout syndrome: diagnostics and prevention]. Saint Petersburg, Peter, 2008, 336 р.
4. Kapustina A. N. Mnogofaktornaya lichnostnaya metodika R. Kettella [Multifactorial personality technique of R. Kettler]. Saint Petersburg, Rech, 2001, 122 р.
5. Kovpak D. V., Tret'yak L. L. Depressiya. Diagnostika i metody lecheniya. Tekhnika relaksatsii na DVD [Depression. Diagnostics and treatments. Relaxation techniques on DVD]. Saint Petersburg, Science and Technology, 2009, 320 р.
6. Matulene G. Ot sotsial'noy adaptatsii k deyatel'nosti (kratkiy obzor zarubezhnoy literatury) [From social adaptation to the activities (brief review of foreign literature)]. Psychological Journal, 2002, no. 5, рр. 108-112.
7. Postnov V. V. Simptomy emotsional'nogo vygoraniya u vrachey-psikhiatrov-narkologov [Symptoms of burnout among doctors-psychiatrists-narcologists]. Bulletin of Orenburg State University, 2010, no. 12 (118), рр. 184-189.
8. Yasko B. A. Psikhologiya lichnosti i trud vracha: kurs lektsiy [Psychology of personality and work of the doctor: lectures]. Moscow, Medicine, 2005, 81 р.
9. Lazarus R. S. The stress and coping paradigm. In: Competence and coping during adulthood. Ed. L. M. Bond, J. C. Rosen. Hanover., 1980. p. 35.
10. Maslach, C. Burned - out. Human Behavior, 1976, no. 5 (9), pp. 16-22.
УДК 616.12-008.331.1+616.124.2
© Д.С. Митрохина, Е.А. Полунина, О.С. Полунина, Г.Ю. Масляева, И.С. Белякова, 2014
РЕМОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗМЕРОВ ЛЕВЫХ ОТДЕЛОВ СЕРДЦА ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ, СТЕНОКАРДИИ НАПРЯЖЕНИЯ
И ПРИ ИХ СОЧЕТАНИИ
Митрохина Дария Сергеевна, аспирант кафедры внутренних болезней педиатрического факультета, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел. : (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru.
Полунина Екатерина Андреевна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел. : (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru.
Полунина Ольга Сергеевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой внутренних болезней педиатрического факультета, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел. : (8512) 52-41-43, e-mail: admed@yandex.ru.
Масляева Галина Юрьевна, заведующая терапевтическим отделением № 1, ГБУЗ АО «Городская клиническая больница № 2 им. братьев Губиных», Россия, 414057, г. Астрахань, ул. Кубанская, д. 1, тел. : (8512) 61-65-99, e-mail: astrahan_gkb2@mail.ru.
Белякова Ирина Сергеевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры внутренних болезней педиатрического факультета, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел. : (8512) 52-41-43, e-mail: agma@astranet.ru.
У 45 больных артериальной гипертензией (АГ), у 45 больных ишемической болезнью сердца: стенокардией напряжения II-III функционального класса (СТ) и у 45 пациентов с сочетанной патологией (СТ + АГ) были изучены размеры левых отделов сердца и диаметр аорты. По результатам эхокардиоскопического исследования обнаружено, что у больных СТ и СТ + АГ ремоделирование левых отделов сердца выражено в большей степени, чем при мононозологии (АГ). У больных артериальной гипертензией как при мононозологии, так и в сочетании со стенокардией напряжения имело место только увеличение диаметра аорты. В то же время у больных со стенокардией напряжения без АГ значимого увеличения диаметра аорты выявлено не было. Однако у пациентов со СТ как при мононозологии, так и при сочетании с АГ имело место большее увеличение