УДК 378.147
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
© 2016
Шкиль Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна, руководитель Центра содействия трудоустройству выпускников и студентов Амурский государственный университет, Благовещенск (Россия)
Аннотация. Профессиональная адаптация студентов, осуществляемая в рамках спроектированной в учреждении профессионального образования адаптационной системы, обеспечивает не только формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов, но и создает условия для эффективного трудоустройства молодежи и построения успешной профессиональной карьеры. В условиях реализации компетентност-ного подхода в профессиональной подготовке кадров проблема адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности становится особенно актуальной. В контексте компетентностного подхода под профессиональной адаптацией студентов в учреждении профессионального образования понимается сложный многогранный процесс вхождения в профессиональную деятельность, в результате которого происходит ознакомление с особенностями профессии, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для решения профессиональных задач. Акцент в процессе обучения делается на специфику профессиональной деятельности, приспособление к системе, условиям труда, освоение современных технологий производства. Профессиональная адаптация студентов в учреждении профессионального образования предусматривает наличие определенных структурных компонентов: когнитивного, профессионального, социально-психологического и организационного. Наличие этих компонентов обусловлено этапами адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности в период обучения: профориентация, собственно профессиональная адаптация, ассимиляция, идентификация. Разработка системы профессиональной адаптации студентов в учреждении профессионального образования будет способствовать созданию условий для успешного погружения молодого поколения в профессиональную деятельность и построения карьеры.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, профессиональное образование, подготовка кадров, компе-тентностный подход, профессиональная деятельность, профориентация, ассимиляция, идентификация.
PROFESSIONAL ADAPTATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE COMPETENCE APPROACH
© 2016
Shkil Olga Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department «Design», head of center of assistance to employment of graduates and students Amur State University, Blagoveshchensk (Russia)
Abstract. Professional adaptation of students implemented by in the framework of at an educational establishment designed adaptive systems provides not only the formation of a high level of professional competence of future professionals but also creates the conditions for the effective employability of young people and build a successful professional career. In the conditions of implementing the competency approach in professional training the problem of professional adaptation of students is especially important. In the context of the competency approach under the professional adaptation of students in educational establishment is understood as a complex multi-faceted entry into professional activity which results in the introduction to the peculiarities of the profession, the acquisition of knowledge, skills and competencies needed to solve professional tasks. The emphasis in the training process is done on the specifics of professional activities, adaptation to the system of production, conditions of work, study of modern production technologies. Professional adaptation of students in high school provides presence specific structural components: cognitive, professional, socio-psychological and organizational. Availability of these components is due to the stages adaptation of future specialists for professional activity in period of training: career guidance, professional adaptation, assimilation, identification. Formation of system professional adaptation of students will contribute to creating conditions for successful of immersion of the young generation in professional activity and career building.
Keywords: professional adaptation, professional education, professional training, competence approach, professional activity, professional orientation, assimilation, identification.
В настоящее время все актуальней становится проблема адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности. Это обусловлено тем, что молодые специалисты, начиная строить профессиональную карьеру, сталкиваются с множеством проблем на рабочем месте: требованиями работодателей к работнику, отсутствием профессионального опыта, психологической атмосферой коллектива и рядом других факторов. От того насколько быстро и успешно выпускники адаптируются к условиям профессиональной деятельности, будет зависеть их дальнейшее профессиональное становление.
Современные требования к профессиональной подготовке кадров, которые определяются образовательными стандартами нового поколения, повышают роль адаптации студентов к профессиональной деятельности в рамках учреждения профессионального образования. Профессиональная адаптация, безусловно, должна начинаться еще во время обучения будущих специалистов - это начальный этап становления профессиональной личности, ее будущей карьеры.
Широкое использование традиционных методов и АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)
форм обучения формально снижает значимость профессиональной адаптации студентов в период обучения. Между тем, уровень профессиональной компетентности будущего специалиста и эффективность его дальнейшей профессиональной деятельности напрямую зависят от наличия системы профессиональной адаптации студентов, спроектированной в учреждении профессионального образования.
В педагогических исследованиях проблема профессиональной адаптации личности рассматривалась в различных аспектах. Нужно отметить, что достаточно глубоко разработана теоретическая основа рассматриваемой проблемы (Э.Ф. Зеер, В.И. Загвязинский, А.Г. Асмолов и другие), социально-психологические аспекты (А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская и другие), основы профессионального становления личности (Е.А. Климов, В.П. Беспалько, В.А. Сластенин и другие), раскрыты теоретические аспекты создания адаптивной образовательной среды (П.И. Третьяков, H.H. Бояринцев, С.Н. Митин и другие). Однако в научной литературе нет единого подхода к решению проблемы профессиональной адаптации студентов в учрежде-
137
нии профессионального образования с учетом основных положений компетентностного подхода к обучению, который ориентирует профессиональную подготовку кадров на конечный результат - достижение высокого уровня профессиональной компетентности будущего специалиста.
Цель данного исследования - раскрыть понятие профессиональной адаптации, выявить ее компоненты и определить этапы профессиональной адаптации студентов в условиях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.
Практика показывает, что студенты последних курсов и выпускники не имеют представления о процессах, которые происходят на производстве, об особенностях будущей трудовой деятельности, и, как результат, не могут быстро адаптироваться к тем условиям, с которыми им приходится сталкиваться на производстве.
Это объясняется тем, что в профессиональных образовательных учреждениях недостаточно развита система адаптации студентов к профессиональной деятельности, основанной на современных требованиях, которые предъявляет работодатель к своим работникам, учете специфики и условий производства и т.д. Возникает противоречие между современными запросами рынка труда и профессиональной подготовкой кадров в образовательных учреждениях. Для его разрешения необходима выработка адаптационной стратегии, направленной на создание условий успешности для дальнейшей профессиональной деятельности молодого поколения.
Очень важно понимать, что означает термин «профессиональная адаптация». В научной литературе встречается несколько подходов к раскрытию сущности данного понятия. В широком смысле слова, профессиональная адаптация (от лат. adaptation - приспособление) - процесс социального, профессионального психофизиологического приспособления личности к новым условиям трудовой деятельности, внутриколлективным отношениям.
Психологи Р. Корсини, А. Ауэрбах [1] под профессиональной адаптацией понимают приспособление человека к новым для него условиям труда.
Н.И. Конюхов [2] рассматривает профессиональную адаптацию с трех позиций: как процесс активного приспособления индивида к условиям профессиональной деятельности; как результат этого процесса; как один из этапов профессионального становления.
Развернутую характеристику профессиональной адаптации представляет А.А. Реан [3], под которой понимается приспособление новых работников к условиям профессиональной деятельности. Среди этих условий он выделяет физические (физическое окружение и орудия труда), собственно профессиональные (содержание труда, организация производства, система оплаты, распорядок и инструкции) и социальные (групповые ценности и нормы, стиль руководства и межличностные отношения).
B.А. Сластенин [4] профессиональную адаптацию характеризует как процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации, подчеркивает автор, является показателем правильности выбора профессии.
C.М. Вишнякова [5] под профессиональной адаптацией подразумевает процесс вхождения человека в профессиональную деятельность, освоение условий, требований труда, ориентацию в новом коллективе, его нормах и правилах и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда.
Если рассматривать профессиональную адаптацию студентов с позиций компетентностного подхода, то это процесс вхождения будущих специалистов в профессиональную деятельность в рамках учреждения профессионального образования, в результате которого
происходит не только овладение знаниями, умениями, навыками, но и компетенциями, необходимыми для решения профессиональных задач, а также обязательное ознакомление со спецификой профессии, адаптация к системе, условиям труда, трудовому коллективу, освоение технологий современного производства.
Профессиональная адаптация студентов в учреждении профессионального образования - это сложный многогранный процесс, который предполагает наличие определенных структурных элементов. На основе анализа исследований можно выделить следующие компоненты профессиональной адаптации студентов: когнитивный, профессиональный, социально-психологический и организационный. Когнитивный компонент способствует формированию знаний, необходимых для выполнения профессиональной деятельности. Профессиональный компонент обеспечивает изучение характера и содержания труда выбранной профессии, уровней организации и условий профессиональной деятельности, формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для решения профессиональных задач. Социально-психологический компонент позволяет будущему специалисту познакомиться с нормами взаимоотношений в коллективе. Организационный компонент предусматривает ознакомление с профессиональной структурой организации, системой организации труда.
Если рассматривать процесс профессиональной адаптации молодого специалиста на производстве [6-8], то в нем выделяют четыре этапа. На рисунке 1 представлена структура профессиональной адаптации студентов в учреждениях профессионального образования в контексте компетентностного подхода.
Рисунок 1 - Структура профессиональной адаптации студентов в учреждениях профессионального образования
Первый этап - ознакомление - начинается еще в период обучения будущего специалиста в школе. Здесь большое значение имеет система профессиональной ориентации школьников.
Второй этап приходится на старшие курсы профессиональной подготовки в вузе или колледже. В это время на будущего специалиста оказывают влияние сразу два фактора - социокультурная среда учебного заведения и внешняя профессиональная среда. На данном этапе очень важно, чтобы у студента сформировать адекватное представление о его будущей профессии, погруже-
ние в которую не должно быть неприятной неожиданностью, что может, в свою очередь, оказать негативное влияние на желание молодого специалиста продолжить работу по специальности. Большинство студентов не имеют реального представления о будущей профессии, которое формируется у студента на основе полученных в профессиональных образовательных учреждениях знаниях. Это делает его неподготовленным к тем обстоятельствам и трудностям, которые могут возникнуть в его профессиональной деятельности. Неправильное представление о характере своей будущей деятельности приводит к тому, что большинство выпускников после окончания вуза работают не по специальности, полученной в профессиональных образовательных учреждениях. Чтобы избежать такой ситуации, профессиональная подготовка кадров в вузе должна быть направлена на формирование у студента мотивации к качественному прохождению производственной практики, предусмотренной учебным планом, и внимательного отношения к изучению особенностей своей будущей профессии путем погружения в реальный рабочий процесс.
Третий этап адаптации, который приходится на первый год работы молодого специалиста, предусматривает его интеграцию в организационную среду предприятия. На этом этапе происходит усвоение практических знаний и навыков. Если выпускник успешно решает поставленные перед ним производственные задачи и выполняет должностные обязанности, становится частью коллектива, пользуется доверием своих коллег, то третий период адаптации считается успешно пройденным.
Четвертый этап адаптации, который происходит на втором году работы, характеризуется дальнейшим погружением молодого специалиста в коллектив, совершенствуется его профессиональный опыт, приобретаются новые навыки. И, именно на этом этапе, принимается решение о продолжении работы по выбранной специальности или на данном предприятии и начинает формироваться представление о карьерном и профессиональном росте.
В контексте компетентностного подхода к обучению можно выделить этапы адаптации студентов к профессиональной деятельности в образовательном процессе [10-13].
Первый этап - профориентация - профессиональное самоопределение, выбор профессии. Несмотря на то, что этот процесс начинается еще в школе, продолжается он в учреждении профессионального образования. На этом этапе происходит дальнейшее формирование мотивации к овладению основ профессиональной деятельности.
Второй этап - собственно профессиональная адаптация - усвоение особенностей профессии, специфики, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретение и совершенствование навыков профессионального мастерства, дальнейшее развитие мотивации к профессиональной деятельности, творческого потенциала.
Третий этап - ассимиляция - приспособление студентов к современным условиям производства, коллективу: ознакомление с целями, задачами, особенностями профессиональной деятельности; изучение основ профессиональной деятельности, подготовка к решению профессиональных задач; освоение технологий производства для успешной адаптации и достижения высоко уровня профессиональной компетентности.
Четвертый этап - идентификация - отождествление целей будущего выпускника с целями и задачами профессиональной деятельности.
Резюмируя выше сказанное, нужно отметить, что профессиональную адаптацию будущих специалистов в контексте компетентностного подхода необходимо рассматривать как элемент образовательного процесса, направленного на профессиональную подготовку высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда. И здесь немаловажное значение имеет разработка
системы профессиональной адаптации студентов в учреждениях профессионального образования. Ее основная цель - создание условий для успешного освоения будущим специалистом основ профессиональной деятельности с учетом быстро изменяющихся требований профессиональной среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. 1096 с.
2. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. М., 1992. 132 с.
3. Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти» / под редакцией А.А. Реана. СПб.: 2002. 656 с.
4. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
5. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. НМЦ СПО, 1999. 538 с.
6. Мартышкин Р.В. Адаптация молодых специалистов в организации: факторы влияния, критерии и показатели // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2013. № 3. С. 130 - 135.
7. Голубева Н.М. Адаптация студентов вуза к профессиональной деятельности: на примере подготовки будущих менеджеров. Нижний Новгород, 2004, 199 с.
8. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.
9. Вражнова М. Н. Современные подходы к формированию системы профессиональной адаптации студентов технических вузов // Интеграция образования . 2004. №2. С. 22-25.
10. Третьякова Е.М. Реализация компетентностного подхода в системе практикоориентированного обучения // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 88-90.
11. Сысоева Ю.Ю. Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 69-71.
12. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Формализация предметной образовательной информации в процессе разработки компетентностного подхода к оцениванию знаний // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 156-160.
13. Лепешкина Е.Ю. Компетентностный подход - основа формирования профессиональной позиции будущего педагога как воспитателя // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 2 (16). С. 22-24.