ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS
УДК 378.14.035
DOI: 10.18413/2075-4574-2018-37-2-269-276
АДАПТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ К СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ADAPTIVE TRAINING OF SPECIALISTS TO MODERN SOCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY
1 12 Н.В. Биттер , Е.В. Антюфеева , М. Баярсайхан
N.V. Bitter1, E.V. Antyufeeva1, M. Bayarsaykhan2
1) Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Россия, 658000, г. Барнаул, пр. Ленина, 46 2) Ховдский государственный университет, Монголия, 84153, г. Ховд
1) Polzunov Altai State Technical University, 46, Lenin Ave., Barnaul, Russia, 658000
2) Hovd State University, Hovd, 84153, Mongolia
E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация
В статье приводится анализ выстраивания адаптивной подготовки студентов средне-специальных и высших учреждений, представленного в современных теоретических и практических исследованиях. Раскрыта роль адаптации студентов к будущим реальным условиям труда, как стержневой основы при выборе методов обучения и прохождения практики. Приведенные результаты адаптивной подготовки способствуют более успешному вхождению будущего специалиста в профессиональную деятельность. Одним из методов успешной адаптивной подготовки является применение кейс-потоков, разработанных совместно с работодателями. Данные кейс-потоки способствуют развитию у студентов способности к самостоятельному мышлению, аргументированному высказыванию своей точки зрения. Представленная модель адаптивной подготовки может быть использована при выстраивании учебного процесса в среднем профессиональном и высшем учебном заведении, а также при прохождении практик студентами. Приведенный практический опыт организации адаптации студентов АлтГТУ к социально-экономической деятельности указывает на необходимость тесного взаимодействия учебного заведения с работодателями.
Abstract
The article analyzes the adaptive training alignment ofthe students of the secondary professional and higher institutions in modern theoretical and practical researches.The role of students' adaptation to the future real working conditions as a core basis in the choice of teaching methods and practice is disclosed. The given results of the adaptive training promote entry of a future specialist into professional activities that ismore successful.One of the methods of successful adaptive training is the application of case-flows developed in cooperation with employers. The presented model of the adaptive training can be used for building the educational process in a secondary professional and higher educational institution, as well as students practice. The given practical experience of organization of Polzunov Altai state technical
university students adaptation to social and economic activities indicates the need for close interaction of the educational institution with employers.
Ключевые слова: адаптивная подготовка, специалист, кейс-метод, высшее образование, среднее профессиональное образование, профессиональная деятельность.
Keywords: adaptive training, the expert, a case method, higher education, secondary professional education, professional activities.
Введение
Современные социально-экономические условия и модернизация системы образования предъявляют все новые требования к организации учебного процесса в средне-специальных и высших образовательных учреждениях, профессиональному становлению будущих специалистов. Это указывает на необходимость поиска оптимальных путей адаптации обучаемого к изменяющимся условиям социальной действительности, новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, направленного на раскрытие потенциальных возможностей студентов.
Основные проблемы современной системы высшего образования в том, что она сосредоточена на повышение уровня знаний выпускников, ВУЗы стремятся обновлять содержание программ, чтобы успевать за динамикой реалий современной жизни, они внедряют новые формы образования, ищут новые методы оценки знаний выпускников. Однако при этом необходимость подготовки специалистов для работы в особых социально-экономических условиях часто остается незамеченной, в то время как рынок труда остро нуждается в работниках, способных быстро встраиваться в специфические условия деятельности конкретных предприятий. Сегодня работодатели все чаще жалуются на огромный разрыв между реалиями рынка труда и образовательными программами. В содержательной части образовательных программ эта проблема медленно, но решается. А вот в части готовности выпускника продолжать самостоятельно учиться и подстраиваться под конкретные требования предприятий пока явно виден зияющий пробел. Сегодня зачастую методы обучения в ВУЗах и принципы построения образовательных программ не формируют навыки активной познавательной деятельности выпускников, не развивают адаптивные способности личности, выпускники часто не готовы к решению реальных задач в сфере своей профессиональной деятельности в условиях подвижной рыночной экономики.
В этой связи возрастает роль адаптивной подготовки будущих специалистов. В высшем или средне-специальном учебном заведении успешной адаптации способствует овладение профессиональными навыками и практической деятельностью на предприятии во время прохождения учебной и производственной практики.
Основная часть Описание и анализ материала исследования
Адаптивное обучение представляет собой подход, который максимально учитывает индивидуальные способности и потребности обучающегося. С активным развитием информационных технологий все большее применение в сфере образования находят электронные среды обучения, которые позволяют реализовать идеи адаптивного обучения на практике [Верещагина и др., 2016].
Под учебно-профессиональной адаптацией понимается процесс активного приспособления учащегося к условиям социальной среды [Горькая, Королева, 2016]. Основное содержание данного процесса проявляется в активном взаимодействии индивида или социальной группы с социальным окружением, включающее как усвоение норм и ценностей среды, так и её преобразование в соответствии с новыми условиями и целями деятельно-
сти [Кузьмина, Беляков, 2013]. Из выше сказанного можно сделать вывод, что адаптация личности в процессе учебной, профессиональной, социальной деятельности проявляется в двух формах - адаптивной и адаптирующей. При этом учебно-профессиональная адаптация выступает составной частью процесса социализации и часто рассматривается за пределами процесса профессионализации
Основная идея адаптивной подготовки в исследовательской литературе рассматривается с точки зрения возможностей будущего специалиста и результатов его профессиональной деятельности. Отметим, что основным результатом учебно-производственной адаптивной подготовки является освоение учащимися и студентами профессиональных компетенций и приобретение таких навыков, которые обеспечат его нормальное функционирование в профессии.
В рассмотрении адаптации как процесса Ж.В. Горькая выделяет два основных подхода:
1) социальный подход, рассматривающий приспособление человека к требованиям общества и профессии;
2) социально-психологический подход, рассматривающий адаптацию как процесса взаимного приспособления и изменения систем отношений человека и социума [Горькая, Королева, 2016].
При рассмотрении адаптации как процесса приспособления к социальным изменениям исследователи выделяют три ряда факторов:
1) способность к изменению ценностных ориентаций и Я-концепции;
2) нахождение баланса между ценностными ориентациями и социальной ролью;
3) ориентация на универсальные ценности, а не на частные конкретные требования.
По мнению С.А. Дмитриенко, адаптация студентов к будущей профессиональной
деятельности - одна из самых актуальных проблем, в решении которой заинтересована система профессионального образования [Дмитриенко, 2017]. Итак, способность адаптироваться является одной из важных особенностей личности человека, которая формируется, в первую очередь, под воздействием окружающей среды. Составной частью данной среды выступает средне-специальное или высшее образовательное учреждение. Обусловлено это тем, что в данных учреждениях происходит формирование молодого человека, как будущего специалиста-профессионала и становление его личности. Как уже выше мы отмечали, в процессе учебно-профессиональной деятельности для достижения необходимого профессионального уровня студент овладевает профессиональными компетенциями. Формируя профессиональные намерения личности и удовлетворяя требования со стороны будущей профессии, образовательные программы направлены на развитие профессионально-значимых качеств учащегося или студента, т. е. адаптируют его к профессиональной деятельности.
На современном этапе подготовки специалистов адаптивная подготовка будущих профессионалов направлена на достижения двух результатов:
1) адаптацию выпускников к статусу современного специалиста;
2) адаптацию к социально-производственным условиям конкретного учреждения.
Варианты решения обозначенных проблем в качестве подготовки специалистов
предлагаются различные. Е.Н. Рябинова видит их в разработке математического моделирования дидактических процессов [Рябинова, 2010]. Л.И. Долинер предлагает внедрять адаптивную методическую систему, ориентированную на повышение результативности обучения с применением информационных и коммуникационных технологий [Долинер, 2004]. По его мнению, современный ВУЗ должен вести обучение по уникальным программам двухуровневого дневного обучения, а также должен иметь экстернат, очно-заочное дистанционное и дополнительное образование, систему непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Однако все эти меры, безусловно, необходимые, касаются скорее
формальных показателей качества образования. Исследователи Р.Э. Кесаева, Т.Т. Бязрова, Г.А. Кантемирова-Канукова пишут, что модернизация образования должна способствовать подготовке конкурентоспособных на современном рынке труда специалистов всех уровней. Они предлагают достигать этих изменений путем «влияния на содержание, формы и методы организации учебного процесса, и даже выбор типа образовательного учреждения» [Кесаева и др., 2014]. Данные параметры, конечно, влияют на качество образования, но не учитывают необходимости психологической готовности выпускника к встраиванию в сложную систему реальной социально-экономической деятельности. Необходимо отметить, что модель студента как будущего специалиста является основным компонентом систем адаптивного обучения. Данная модель включает всю информацию о студенте: его прогресс в изучении предметной области, уровень усвоения, поведение и пр. [Paramythis, Loidl-Reisinger, 2004].
На наш взгляд, адаптация студентов к будущим реальным условиям труда должна стать стержневой основой в выборе методов обучения, особенно в тех отраслях подготовки, где специализация предприятий очень велика. Например, в сфере маркетинга, рекламы и PR учебные планы не могут учесть всех особенностей реальных агентств и компаний на данном рынке труда. Работодателям приходится либо мириться с тем, что они получают специалиста-выпускника, которого нужно доучивать в процессе его работы, чтобы он вписался в необходимые требования компании, либо включаться в учебный процесс, с целью формирования необходимых навыков у студентов еще во время их подготовки. Безусловно, комплекс производственных практик в программе подготовки бакалавра дает возможность понять специфику работы предприятий отрасли и помогает и помогает выработать у будущего специалиста навыки адаптации к реалиям социально-экономической деятельности в современных условиях. Однако работодатели отмечают, что сроки практик обычно не позволяют студентам в полной мере погрузиться в производственный процесс. Кроме того многие партнеры ВУЗов признают, что не всегда могут практиканту предложить полный объем профессиональных задач, с которыми ему предстоит столкнуться в будущем. Это связано с высокой загруженностью специалистов компаний, невозможностью обучать студентов разным операциям и решениям. В связи с этим практики обычно позволяют получить общие представления о производстве и отработать один-два профессиональных навыка. При этом внимания адаптации практиканта к условиям компании обычно уделяется мало, так как руководители предприятий пока не уверены в том, что студент станет их сотрудником и скованны необходимостью сформировать у студента набор профессиональных компетенций.
В средних профессиональных учебных заведениях адаптивной подготовке студентов как будущих специалистов способствует модульное построение образовательной программы и учебного плана. Студенты изучают учебный материал по модулям и каждый модуль заканчивается прохождением учебной и производственной практики. На наш взгляд это способствует более успешной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. В процессе прохождения практики в базовых учреждениях студент взаимодействует с новой для него профессионально-социальной средой. Мы рассматриваем молодого специалиста одновременно в качестве субъекта и объекта адаптационного процесса.
Сегодня в разных образовательных системах высшей школы процесс обучения направлен в основном на формирование профессиональных компетенций, что строго оговаривается государственными стандартами. При этом способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям динамичных рыночных условий, в которых выпускникам приходится выполнять свои профессиональные обязанности, чаще всего никак не формируются. По словам И.Ю. Соколовой и Г.П. Кабанова, в современных образовательных программах различных учебных заведений акценты делаются на «передачу знаний, формирование умений, навыков и далеко не всегда способствуют
развитию интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей учащихся» [Соколова, Кабанов, 2010]. В то время как именно способности к самообразованию, к творческому подходу в решении различных задач, умение приспосабливаться к рыночным реалиям обеспечивают высокую востребованность и конкурентоспособность выпускников учебных заведений на рынке труда. Выстраиванию адаптивной подготовки способствует также проведение учебных занятий на базе организации с использованием кейсов, практических заданий.
Рассматривая образование в сфере туризма, рекламы как в Алтайском крае, так и в целом в России, можно отметить, что проблемы везде одинаковы, не всегда есть возможность практики взаимодействия потенциальных работодателей и участников системы образования с предприятиями данной отрасли. Также существует проблема использования современных образовательных технологий в учебном процессе. Наличие этих сложностей ведет к тому, что студенты не получают именно те знания, которые необходимы в дальнейшей практической профессиональной деятельности. Значительные трудности учебные заведения испытывают с обеспечением учебного процесса такими материалами, как практические кейс-стади, компьютерные модуляторы работы туристских предприятий и многие другие, совершенно необходимые в процессе обучения, элементы [Теличева, Шперова, 2017].
Сегодня в сфере рекламы, маркетинга и туризма существует острая проблема квалифицированных кадров. Рекламный бизнес желает получить выпускника ВУЗа с таким набором компетенций, знаний и умений, который позволил бы возлагать на молодого специалиста практически любые задачи, не затрачиваясь на его дополнительное обучение [Антюфеева, 2014]. Однако четко сформулировать свои требования к подготовке молодого специалиста работодатели не всегда способны, и, более того, они не всегда готовы включаться в процесс подготовки. В то время как задачу адаптации выпускников к социально-производственным условиям конкретного учреждения, на наш взгляд, более успешно помогает решить система договоров, в рамках которых студент уже на стадии обучения закрепляется за определенной компаний и весь комплекс практик проходит на потенциальном месте своей будущей работы. Это позволяет будущему выпускнику пройти основные производственные циклы, глубоко ознакомиться со спецификой работы компании и ее коллективом. Эту же цель преследуют и системы стажировок, в рамках которых студент в течение нескольких месяцев работает в компании, получая профессиональные навыки и решая реальные профессиональные задачи.Так, в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова существует практика стажировок студентов направлений «Менеджмент в рекламе и массовых коммуникациях», «Менеджмент в сервисе и туризме» в ведущих агентствах города. Этот опыт показывает, что студенты во время стажировки не только получают профессиональные навыки, но и осваиваются на новом месте работы и легко входят в рабочий режим после окончания ВУЗа. Работодатели положительно оценивают такую практику, и более 50% студентов, проходивших стажировки, трудоустраиваются в принимающие компании.
Сфера маркетинга предъявляет особые требования к квалификации специалиста, и это отражается не только во все возрастающем количестве необходимых компетенций, но и в том, что специалист должен постоянно учиться, уметь находить необходимые знания, осмыслять тенденции. По словам Denis Kislov и Yevgenia Horobei, предприятиям, предоставляющим рекламные услуги, необходимо постоянно адаптироваться не только к реальным бизнес-условиям, но и обеспечить способность к быстрому реагированию на будущее [Kislov, Yevgenia, 2015]. Сегодня, по мнению Е.В. Самсоновой, неопределенность среды функционирования предприятий во всех сферах производства предопределяет тот факт, что управленческие решения оказывают значительное влияние на остальные ее сферы [Самсонова, 2006]. Все большую значимость приобретают не
только вопросы адаптации предприятий и менеджмента к рыночным условиям хозяйствования, но и умения быстро реагировать на динамично изменяющуюся среду, умения находить нетривиальные и продуктивные решения, навыки стрессоустойчивости и психологическая готовность к принятию управленческих решений в новой среде. Выработать данный набор умений в рамках подготовки бакалавров, можно лишь применяя инновационные приемы обучения. Для образования в сфере маркетинга, рекламы и связей с общественностью такими приемами являются не только стажировки и практики, но и работа в реальных условиях отрасли.
Задачи адаптации выпускников к статусу современного специалиста позволяют решать инновационные методы адаптации студентов в период обучения. Примером такого метода являются, например, кейс-потоки, которые проводятся в АлтГТУ им. И.И. Ползунова. Сущность метода кейс-потоков заключается в том, что он позволяет применить теоретические знания к решению практических задач, развивать у студентов способность к самостоятельному мышлению, аргументировано высказывать свою точку зрения [Биттер, 2017; Мошкин и др., 2016]. В рамках этих мероприятий создаются рабочие группы из студентов разных специальностей: менеджеры по рекламе и массовым коммуникациям, менеджеры в сфере туризма, дизайнеры. Группы получают реальные кейсы от работодателей по продвижению туристских территорий или объектов. В ходе работы студенты получают навыки работы над реальными заказами, а также учатся сотрудничать с другими специалистами.
Кроме того, задачу адаптации студентов к будущим реальным условиям работы помогает решить создание учебных малых предприятий, которые дают возможность студентам пройти все этапы производственного процесса, взаимодействия с заказчиками и т. п. Именно такие задачи решает, например, учебное рекламное агентство «Кактус» в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова, где студенты в рабочих группах выполняют весь набор профессиональных задач в работе над реальными заказами.
Тесное сотрудничество администрации, преподавателей, наставников образовательного учреждения, практическая деятельность под руководством специалиста от предприятия, оказание помощи при выполнении учебно-производственных работ способствуют адаптации студентов к будущей профессионально-экономической деятельности.
На наш взгляд, модель адаптивной подготовки студентов среднего профессионального и высшего учебного заведения может включать в себя следующие составляющие (рис. 1):
Рис. 1. Модель адаптивной подготовки студентов Fig. 1. Model of students adaptive training
Заключение
Из вышесказанного следует, что процесс адаптации - это двусторонний процесс, так как не только организация воздействует на студента-практиканта, но и сами члены той или иной организации испытывают воздействие с его стороны. Все это способствует успешному профессиональному становлению специалиста.
Таким образом, адаптивная подготовка специалистов к реальным условиям социально-экономической деятельности - это особая задача, которая встает перед образовательными учреждениями и требует специального инструментария. К продуктивным приемам адаптивной подготовки можно отнести сквозные программы практик, работу с реальными кейсами заказчиков, стажировки, создание малых предприятий в образовательных учреждениях.
Список литературы References
1. Антюфеева Е.В. 2014. Проблемы высшего профессионального образования в сфере рекламы и PR: региональный аспект. В кн.: Гарантии качества профессионального образования. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Барнаул, АлтГТУ им. И.И. Ползунова. Барнаул, АлтГТУ: 64-65.
Antyufeeva E.V. 2014. Problems of higher professional education in the field of advertising and PR: a regional aspect. In the book.: Guarantees of the quality of vocational education. Abstracts of the International Scientific and Practical Conference. Barnaul, AltSTU: 64-65. (in Russian)
2. Биттер Н.В. 2017. Современные образовательные технологии в подготовке специалистов сервиса и туризма В кн.: Экономика. Менеджмент. Сервис. Туризм. Культура (ЭМСТК-2017) Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Барнаул, АлтГТУ: 62-65.
Bitter N.V. 2017. Modern educational technologies in the training of specialists in service and tourism. In the book: Economy. Management. Service. Tourism. Culture (EMSTC-2017) Materials of the XIX International Scientific and Practical Conference. Barnaul, AltSTU: 62-65. (in Russian)
3. Верещагина Е.В., Пупков А.Н., Телешева Н.Ф., Царев Р.Ю. 2016. Использование модели смешанного обучения в Сибирском федеральном университете. В кн.: Научное обозрение: гуманитарные исследования. № 2: 14-19.
Vereshchagina E.V., Pupkov A.N., Telesheva N.F., Tsarev R.Yu. 2016. Use of the model of mixed instruction in the Siberian Federal University. In the book: Scientific review: humanitarian research. № 2: 14-19. (in Russian)
4. Горькая Ж.В., Королева С.П. 2016. Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности. Инновационная наука., 12-4: 191-195.
Gorkaya Zh.V., Koroleva S.P. 2016. Adaptation of students to educational and professional activities. Innovative science, 12-4: 191-195. (in Russian)
5. Данилаев Д.П., Польский Ю.Е. Адаптивная система управления подготовкой технических специалистов Университетское управление: практика и анализ. Екатеринбург, 6 (88): 49-54.
Danilaev D.P., Polish Yu. E. Adaptive management system for training of technical specialists. University management: practice and analysis. Ekaterinburg, 6 (88): 49-54. (in Russian)
6. Дмитриенко С.А. 2017.Адаптация студентов образовательного учреждения среднего профессионального образования к будущей профессиональной деятельности. Авторефт. дис. канд. пед.наук. Омск, 25.
Dmitrienko S.A. 2017. Adaptation of the educational institution of secondary vocational education students to the future professional activity. Synopsis of a thesis of Candidate of. Pedagogical sciences. Omsk, 25. (in Russian)
7. Долинер Л.И. 2004. Адаптивные методические системы в подготовке студентов вуза в условиях информатизации образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 49.
Doliner L.I. 2004. Adaptive methodical systems in university students training in the context of the informatization of education: Synopsis of a thesis of Dr. pedagogical. sciences Ekaterinburg, 49. (in Russian)
8. Заруба Н.А. 2014. Подготовка профессионально-компетентных кадров для сферы культуры в условиях транзитивного общества. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 26: 228-232.
Zaruba N.A. 2014. Training of professional and competent staff for the culture sphere in a transitive society. Vestnik Kemerov. State University of Culture and Arts, 26: 228-232. (in Russian)
9. Заруба Н.А. 2014. Управление образованием адаптивный подход. В кн.: Сборник научных трудов Sworld, 2012. Т.16 (1): 23-29.
Zaruba N.A. 2014. Education management: adaptive approach. In the book: collection of research papers. Sworld, 2012, Vol. 16 (1): 23-29. (in Russian)
10. Кесаева Р.Э., Бязрова Т.Т., Кантемирова-Канукова Г.А. 2014. Модернизация системы высшего профессионального образования в России. Фундаментальные исследования, 9-6: 1339-1342; URL: http://fundamental-research.ru/ru/artide/view?id=35066 (дата обращения: 17.02.2018).
Kesaeva R.E., Bazarova T.T., Kantemirova-Kanukova G.A. 2014. Modernization of the system of higher professional education in Russia. Fundamental research, 9-6: 1339-1342; URL: http://fundamental-research.ru/en/article/view?id=35066 (date of circulation: 17.02.2018). (in Russian)
11. Кузьмина В.Е., Беляков В.И. 2013. Основы адаптологии. Самара: Изд-во Самарский университет, 236.
Kuzmina V.Ye., Belyakov V.I. 2013. Fundamentals of Adaptology. Samara: Samara University. 236. (in Russian)
12. Мошкин В.Н., Биттер Н.В., Шаховалов Н.Н., Шаховалова Е.Г. 2016. Роль повышения квалификации в профессиональном развитии специалистов в сфере туризма. Научный результат. Педагогика и психология образования, 2 (4): 18-22. URL: http://rrpedagogy.ru/media/pedagogy/2016/4/Мошкин_ВН.pdf (дата обращения: 14 марта 2018).
Moshkin V.N., Bitter N.V., Shakhovalov N.N., Shakhovalova E.G. The role of professional development in the professional development of specialists in the field of tourism. Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 2 (4): 18-22. URL: http://rrpedagogy.ru/media/pedagogy/2016/4/Мошкин_ВН.pdf (accessed 14 March 2018). (in Russian)
13. Рябинова Е.Н. 2010. Адаптивная система персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических вузов. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тольятти, 44 с.
Ryabinova E.N. 2010. Adaptivnaya sistema personifitsirovannoy professional'noy podgotovki studentov tekhnicheskikh vuzov [Adaptive system of personalized vocational training for students of technical universities]. Synopsis of a thesis of Dr. pedagogical. sciences Togliatti, 44 p. (in Russian)
14. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. 2010. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. Томск: 203.
Sokolova I.Yu., Kabanov G.P. 2010. Quality of training specialists in technical universities and technology training. Tomsk: 203. (in Russian)
15. Самсонова Е.В. 2006. Адаптивный маркетинг и его применение на промышленных предприятиях. Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Волгоград, 24.
Samsonova E.V. 2006. Adaptivnyy marketing i ego primenenie na promyshlennykh predpriyati-yakh [Adaptive marketing and its application in industrial enterprises]. Synopsis of a thesis of Candidate of economical sciences of Volgograd, 24. (in Russian)
16. Теличева Е.Г., Шперова Е.Р. Совершенствование образовательных технологий в туристской сфере. Ученные заметки ТОГУ. 1; URL: http://pnu.edu.ru/ejournal/pub/authors/181/ (дата обращения 24.02.2018).
Telicheva, E.G. Shperova, E.R. Perfection of educational technologies in the tourist sphere. The learned notes, 1; URL: http://pnu.edu.ru/ejournal/pub/authors/181/ (circulation date 24.02.2018). (in Russian)
17. Царев Р.Ю., Тынченко С.В., Гриценко С.Н. 2016. Адаптивное обучение с использованием ресурсов информационно-образовательной среды. Современные проблемы науки и образования. 5; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25227 (дата обращения: 17.02.2018).
Tsarev R.Yu., Tynchenko SV, Gritsenko S.N. 2016. Adaptive learning using the resources of the information and educational environment. Modern problems of science and education. № 5.URL: http://science-education.ru/en/article/view?id=25227 (date of circulation: 17.02.2018). (in Russian)
18. Kislov D., Horobei Ye. 2015. Advertising agency marketing management Baltic Journal of Economic Studies. 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/advertising-agency-marketing-management (дата обращения: 23.02.2018).
19. Esichaikul V., Lamnoi S., Bechter C. 2011. Student modelling in adaptive e-learning systems. Knowledge Management and E-Learning, Vol. 3 (3): 342-355.
20. Sanford N. 1988. Self and Society: Social Change and Individual Development. N.Y.
21. Paramythis A., Loidl-Reisinger S. 2004. Adaptive learning environments and eLearning standards. Electronic Journal of eLearning, Vol. 2 (1): 181-194.