Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель адаптации выпускников техникума к будушей профессиональной деятельности'

Структурно-функциональная модель адаптации выпускников техникума к будушей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / АДАПТАЦИЯ / PEDAGOGICAL MODEL / PROFESSIONAL COMPETENCES / PEDAGOGICAL PRINCIPLES / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коржавина Татьяна Николаевна

В статье представлена педагогическая модель адаптации выпускников техникума к будущей профессиональной деятельности. Раскрыта структура и основные компоненты модели, разработаны принципы и условия формирования профессиональных компетенций будущих специалистов. Для реализации данной модели сформулирован ряд педагогических принципов, среди которых следующие: 1) гуманистическая профессиональная направленность ориентация на профессиональное развитие и саморазвитие личности, творческую самореализацию, 2) целостность взаимосвязи всех структурных (цель, содержание, организационные формы и методы обучения) и функциональных (ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного) компонентов, взаимосвязь и взаимодействие теоретической и практической подготовки будущих специалистов, 3) динамичность предполагает развитие, адаптацию к изменяющейся социально-экономической ситуации; 4) параллельность действия различных видов адаптации студентов в профессиональной подготовке. Одним из возможных вариантов реализации данной модели является совмещение технологии модульного обучения с формированием непрерывной цепочки адаптивных ситуаций. По мере усложнения содержания профессиональных функций, выполняемых студентом, у него накапливается опыт возможных вариантов поведения при столкновении с профессиональными трудностями. Трансформация предложенной структурно-функциональной модели процесса адаптации в конкретные мероприятия обеспечит оптимизацию образовательного процесса и успешную адаптацию студентов техникума к будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коржавина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

StructurAL AND functional model of adaptation of VOCATIONAL COLLEGE GRADUATES to future professional activity

Pedagogical model of technical school student’s adaptation to the professional activity is presented in the article. The structure and the basic components of the model are revealed; the principles and conditions of professional competence formation of the future specialists are developed. For implementation of this model several pedagogical principles are provided: 1) humanistic professional orientation aimed at professional development and self-development of a person and creative self-realization; 2) integrity of interconnection of all structural (goal, content, forms and methods of teaching) and functional (value-motivational, cognitive and activity-based) components, interrelation of theoretical and practical training of future specialists; 3) dynamic character means development and adaptation to the changing social and economic situations; 4) parallelism of different types of adaptation in students’ training. One of the possible ways of implementation of this model is combination of the technology of modular training and the formation of continuous chain of adaptive situations. In the course of increasing of complexity of professional functions performed by the student he gains experience of possible variants of behavior in difficult situations in profession. Transformation of the structural and functional model of the adaptational process will guarantee optimization of the educational process and successful adaptation of vocational college students to the future profession.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель адаптации выпускников техникума к будушей профессиональной деятельности»

УДК 377.12 ББК Ч447.043

ГСНТИ 15.81.29

Код ВАК 13.00.02

Коржавина Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой техники и технологий, Уральский государственный аграрный

университет; 620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; e-mail: [email protected]

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИКУМА К БУДУШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая модель; профессиональные компетенции; педагогические принципы; адаптация.

АННОТАЦИЯ. В статье представлена педагогическая модель адаптации выпускников техникума к будущей профессиональной деятельности. Раскрыта структура и основные компоненты модели, разработаны принципы и условия формирования профессиональных компетенций будущих специалистов. Для реализации данной модели сформулирован ряд педагогических принципов, среди которых следующие: 1) гуманистическая профессиональная направленность - ориентация на профессиональное развитие и саморазвитие личности, творческую самореализацию, 2) целостность взаимосвязи всех структурных (цель, содержание, организационные формы и методы обучения) и функциональных (ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного) компонентов, взаимосвязь и взаимодействие теоретической и практической подготовки будущих специалистов, 3) динамичность - предполагает развитие, адаптацию к изменяющейся социально-экономической ситуации; 4) параллельность действия различных видов адаптации студентов в профессиональной подготовке. Одним из возможных вариантов реализации данной модели является совмещение технологии модульного обучения с формированием непрерывной цепочки адаптивных ситуаций. По мере усложнения содержания профессиональных функций, выполняемых студентом, у него накапливается опыт возможных вариантов поведения при столкновении с профессиональными трудностями. Трансформация предложенной структурно-функциональной модели процесса адаптации в конкретные мероприятия обеспечит оптимизацию образовательного процесса и успешную адаптацию студентов техникума к будущей профессии.

Korzhavina Tatiana Nikolaevna,

Candidate of Pedagogy, Head of Department of Equipment and Technologies, Ural State Agricultural University, Russia,

Ekaterinburg.

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF ADAPTATION

OF VOCATIONAL COLLEGE GRADUATES TO FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

KEYWORDS: pedagogical model; professional competences; pedagogical principles; adaptation.

ABSTRACT. Pedagogical model of technical school student's adaptation to the professional activity is presented in the article. The structure and the basic components of the model are revealed; the principles and conditions of professional competence formation of the future specialists are developed. For implementation of this model several pedagogical principles are provided: 1) humanistic professional orientation aimed at professional development and self-development of a person and creative self-realization; 2) integrity of interconnection of all structural (goal, content, forms and methods of teaching) and functional (value-motivational, cognitive and activity-based) components, interrelation of theoretical and practical training of future specialists; 3) dynamic character means development and adaptation to the changing social and economic situations; 4) parallelism of different types of adaptation in students' training. One of the possible ways of implementation of this model is combination of the technology of modular training and the formation of continuous chain of adaptive situations. In the course of increasing of complexity of professional functions performed by the student he gains experience of possible variants of behavior in difficult situations in profession. Transformation of the structural and functional model of the adaptational process will guarantee optimization of the educational process and successful adaptation of vocational college students to the future profession.

► а время существования в нашей ) стране системы среднего профессионального образования потребность в специалистах среднего звена постоянно изменяется. Это связано не только с развитием науки, техники и технологии, но и с переориентацией на результат образования, выраженный в компетенциях. В качестве инструментальных средств достижения целей образования выступают новые образова-

тельные конструкты - обобщенные способы действий человека, обозначающие интегрированные характеристики качества подготовки выпускника, включающие процедурные знания, умения и навыки, мотивацион-ную и эмоционально-волевую сферу [1].

Подготовка высококвалифицированного специалиста в техникуме в первую очередь сводится к формированию у него профессиональных компетенций и дополни-

© Коржавина Т. Н., 2016

тельных конструктов - новых (ключевых) и надпрофессиональных компетенций, позволяющих адаптировать знания, умения, навыки, способы действий к новым требованиям в сфере труда, организовать рабочее место, учавствовать в совершенствовании организации предприятия, инновационной и творческой деятельности [7, с. 21].

В связи с этим все большую актуальность приобретает проблема оптимизации процесса адаптации студентов в условиях образовательного учреждения, а в дальнейшем и его вхождение в профессиональную деятельность. Чем выше уровень согласованности сформированных компетенций человека с содержанием и требованиями различных видов деятельности (учебная, профессиональная), тем успешнее он сможет адаптироваться в профессии. Адаптация к профессии приобретает смысл не простого приспособления к условиям профессиональной деятельности, а особого рода труда, творчества, самореализации и саморазвития специалиста.

Поэтому, как отмечает И. А. Зимняя, в результате профессиональной подготовки в образовательном учреждении у будущего специалиста не должны развиваться разрозненные компетенции, а должна быть сформирована целостная социально-профессиональная компетентность, «проявляющаяся в адекватности решения задач всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций» [2, с. 17]. Для объяснения этого можно привести следующий пример: у выпускника техникума по специальности 220301 «Автоматизация технологических процессов и производств» в рамках выполнения отдельных видов профессиональной деятельности по организации работ по монтажу, ремонту и наладке систем автоматизации развиваются способности применять полученные знания и умения, формируется позитивное отношение к деятельности, к коллективу и своему личному и профессиональному развитию. Адаптация студента к будущей профессиональной деятельности зависит от его профессиональной и психологической подготовки, индивидуально-личностных качеств и умений, среди которых можно определить следующие:

- умение организовывать собственную деятельность;

- умение работать с информацией и быть готовым к смене технологий,

- умение применять информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

- навыки работы в коллективе и команде, умение эффективно работать с коллегами и руководством;

- умение ставить цели, мотивировать и контролировать себя и других в работе;

- умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, осознанно планировать повышение квалификации.

В результате у студента формируются следующие качества:

- самостоятельность в определении методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества;

- ответственность при оценивании рисков принятия решений в нестандартных ситуациях;

- наличие качеств самоорганизации.

Приведенный комплекс представляет

систему адаптивных свойств человека, которые развиваются при целенаправленном воздействии на процесс адаптации и определяют его адаптивность, под которой понимается соответствие результатов, достигаемых личностью, целям деятельности [8, с. 11].

Адаптивность студента в первую очередь проявляется через результат его личностных, субъективных изменений, которые по мере адаптации в профессиональном образовательном учреждении объединяются в единое целое для достижения «полезного приспособительного эффекта» [9, с. 68].

Адаптивность студента к будущей профессии представлена следующими видами:

- социально-когнитивная адаптивность - восприятие, принятие и понимание сущности адаптивного поведения, знание механизмов адаптации в будущей профессии, способов корректировки дезадаптивно-го поведения, эмоциональная регуляция условий и способов оптимизации адаптивного профессионального пространства;

- социально-коммуникативная адаптивность - поведенческая гибкость и приспособительные навыки, умение работать в команде, способность конструктивно решать конфликты, моральная и социальная нормативность поведения;

- организационно-операциональная адаптивность - способность к целеполага-нию, организации и контролю профессиональных действий и профессиональной коммуникации, умение принимать стандартные и нестандартные решения и корректировать результаты труда;

- рефлексивная адаптивность - устойчивая внутренняя мотивация профессионального и личностного развития, готовность к самосознанию и самооценке профессиональных действий, идентификация себя в профессиональной деятельности.

Выпускнику техникума будет проще преодолевать профессиональные трудности и коммуникативные барьеры в будущем, если он будет готов вести диалог и дискутировать, анализировать, оценивать, корректировать результаты своей деятельности, сохраняя при этом эмоциональную стабильность. Адаптируемый специалист отличается прежде всего способностью к рефлексии, поскольку приобщение человека к определенному окружению, социальным группам и новой деятельности в процессе «преобразования объективного социального мира, себя в этом мире и субъективного образа мира в себе» ведет к персональной и профессиональной идентичности личности [10, с. 15].

Конечно, нами не исключается, что каждый человек выстраивает индивидуальные поведенческие стратегии в силу своей субъективности и ценностных ориентаций. Но все же различные виды профессиональной деятельности предусматривают более сходные и ожидаемые реакции. Такое адаптивное поведение специалиста будет способствовать конструированию комфортного пространства в профессиональной среде.

Адаптация студентов техникума рассматривается нами как поэтапный двухсторонний процесс успешного вхождения, приспособления, развития студента и преобразование им окружения в условиях образовательного учреждения с целью активной сознательной позиции в будущей профессии. При этом личностные преобразования студента и формирование у него индивидуально-личностных качеств в процессе профессиональной подготовки обязательно должны

согласоваться с компетентностной моделью выпускника, разрабатываемой каждым образовательным учреждением на основе социального заказа общества. Эта модель выпускника будет выступать основанием для построения модели адаптации.

Поэтому образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку, необходимо учитывать происходящие в обществе изменения, факторы внешней и внутренней среды и своевременно выстраивать специальные образовательные программы по адаптации выпускников к будущей профессии. Алгоритмом такой программы в нашем исследовании стала структурно-функциональная модель адаптации студентов техникума к будущей профессии (рис. 1). Она выступает вспомогательным объектом, выбранным или преобразованным в познавательных целях, дающим новую информацию изучаемого процесса в виде структурных элементов и отношений между ними (А. М. Новиков) [3]. Построение модели адаптации студента на основе структурно-функционального анализа позволяет рассмотреть изучаемый процесс как систему, в которой каждая структурная единица является функциональной. Функциональные единицы отличаются относительной устойчивостью, эффективностью взаимодействия с другими компонентами модели. Кроме того, следует отметить, что каждый субъект, включенный в адаптационный процесс, несет функциональную ответственность за собственные и совместные результаты деятельности в период адаптации и заинтересован в них.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель адаптации студентов техникума

к будущей профессии

Следует подчеркнуть, что систему адаптации студента к избранной профессии необходимо рассматривать разносторонне: на уровне личностных изменений студентов, организации образовательного процесса и на уровне взаимоотношения субъектов в образовательном пространстве. Разработки отечественных ученых Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской, Б. Ф. Ломова, А. В. Петровского, Е. В. Шороховой позволяют раскрыть сущность процесса адаптации в единстве взаимодействующих сторон - человека и социальной среды. В основе адаптации лежит активность социальной среды и активность личности, дающие возможность и приспособиться к изменившимся социальным условиям, и преобразовать их по мере необходимости.

Для реализации данной модели мы сформулировали ряд педагогических принципов, среди которых следующие:

- гуманистическая профессиональная направленность - ориентация на профессиональное развитие и саморазвитие личности, творческую самореализацию;

- целостность взаимосвязи всех структурных (цель, содержание, организационные формы и методы обучения) и функциональных (ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного) компонентов, взаимосвязь и взаимодействие теоретической и практической подготовки будущих специалистов;

- динамичность - предполагает развитие, адаптацию к изменяющейся социально-экономической ситуации;

- параллельность действия различных видов адаптации студентов в профессиональной подготовке.

Одним из возможных вариантов реализации данной модели может быть совмещение технологии модульного обучения с формированием непрерывной цепочки адаптивных ситуаций. По мере усложнения содержания профессиональных функций, выполняемых студентом, у него накапливается опыт использования возможных вариантов поведения при столкновении с профессиональными трудностями.

Таким образом, адаптация студентов к будущей профессии в колледже представляет важнейший этап личностного развития и сложную систему, реализуемую непрерывно и поэтапно, включая все ресурсы образовательного учреждения в процессе формирования их профессиональных компетенций.

Осваивая каждый профессиональный модуль, студент не только моделирует определенную профессиональную ситуацию, но и создает предпосылки для формирования навыков конструктивного общения, эмоциональной регуляции, умения разрешать конфликты, способности планировать и выстраивать индивидуальный маршрут самоизменений и саморазвития в каждом виде профессиональной деятельности. Происходит поэтапное формирование элементарных приспособительных реакций и затем развитие конструктивных способов поведения, позволяющих студентам профессионально самореализоваться.

Трансформация предложенной структурно-функциональной модели процесса адаптации в конкретные мероприятия обеспечит оптимизацию образовательного процесса и успешную адаптацию студентов техникума к будущей профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. вузов. М. : Академия, 2009.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и средн. учеб. завед. М. : Академия, 2005.

4. Колобков В. Ф. Самостоятельная учебная работа как фактор социально-профессиональной адаптации студентов колледжа // Среднее профессиональное образование. 2007. №2. С. 61-63.

5. Мардахаев Л. В, Социальная педагогика. М. : Юрайт, 2011.

6. Новиков А. М. Методология образования М. : Эгвес, 2006.

7. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях : учеб. пособие. М. : Альфа-М, 2005.

8. Психология. Словарь / под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1990.

9. Розов В. И. Системогенез как общая закономерность развития адаптивности в экстремальных условиях // Актуальные проблемы психологии: традиции и современность : мат-лы междунар. конф. Киев, 1992.

10. Ромм М. В. Социальная адаптация личности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2003.

11. Скворцова В. Интервью в «Медицинской газете». URL: http: //www.minzdravsoc.ru.

12. Холостова Е. И. Социальная энциклопедия М., 2000.

13. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учебник для бакалавров. М. : Юрайт, 2011.

14. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении : учеб. пособие для студ. пед. вузов. М. : Академия, 1999.

15. Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики : учеб. пособие. Кемерово : Кемеров. гос. ун-т, 1999.

REFERENCES

1. Zeer E. F. Psikhologiya professional'nogo obrazovaniya : uchebnik dlya stud. vuzov. M. : Akademiya, 2009.

2. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. M. : Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004.

3. Kodzhaspirova G. M. Pedagogicheskiy slovar' : dlya stud. vyssh. i sredn. ucheb. zaved. M. : Akademiya, 2005.

4. Kolobkov V. F. Samostoyatel'naya uchebnaya rabota kak faktor sotsial'no-professional'noy adaptatsii studentov kolledzha // Srednee professional'noe obrazovanie. 2007. №2. S. 61-63.

5. Mardakhaev L. V, Sotsial'naya pedagogika. M. : Yurayt, 2011.

6. Novikov A. M. Metodologiya obrazovaniya M. : Egves, 2006.

7. Oleynikova O. N., Murav'eva A. A., Konovalova Yu. V., Sartakova E. V. Razrabotka modul'nykh programm, osnovannykh na kompetentsiyakh : ucheb. posobie. M. : Al'fa-M, 2005.

8. Psikhologiya. Slovar' / pod. obshch. red. A. V. Petrovskogo, M. G. Yaroshevskogo. M. : Politizdat, 1990.

9. Rozov V. I. Sistemogenez kak obshchaya zakonomernost' razvitiya adaptivnosti v ekstremal'nykh usloviyakh // Aktual'nye problemy psikhologii: traditsii i sovremennost' : mat-ly mezhdunar. konf. Kiev, 1992.

10. Romm M. V. Sotsial'naya adaptatsiya lichnosti : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Tomsk, 2003.

11. Skvortsova V. Interv'yu v «Meditsinskoy gazete». URL: http://www.minzdravsoc.ru.

12. Kholostova E. I. Sotsial'naya entsiklopediya M., 2000.

13. Kholostova E. I. Sotsial'naya rabota: istoriya, teoriya i praktika : uchebnik dlya bakalavrov. M. : Yurayt, 2011.

14. Shiyanov E. N., Kotova I. B. Razvitie lichnosti v obuchenii : ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov. M. : Akademiya, 1999.

15. Yanitskiy M. S. Adaptatsionnyy protsess: psikhologicheskie mekhanizmy i zakonomernosti dinamiki : ucheb. posobie. Kemerovo : Kemerov. gos. un-t, 1999.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.