УДК 378 ПРОФЕССИОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПАСАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КАТАСТРОФИЧЕСКИХ НАВОДНЕНИЙ КАК ЭТАЛОН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург,
Сергей Валентинович Николаев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Аннотация
С целью объективного позиционирования навыков плавания в модели деятельности спасателя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) гидрологического характера, нами была выстроена профессиограмма, как интегральная совокупность признаков, описывающих профессию спасателя, а также норм и требований, предъявленных к специалисту при его действиях в условиях водной среды. Научные описания (профессиограмма) деятельности спасателей по ликвидации последствий ЧС гидрологического характера обеспечит, с одной стороны, специальную направленность методики их подготовки внутри Министерства, а с другой - унифицирует методику подготовки спасателей различных специальностей. Поскольку деятельность по ликвидации последствий катастрофических наводнений протекает непосредственно в водной среде или в соотношении с ней, совокупность навыков плавания, выстроенных на вертикали, образует тот стержень, каркас, который ложится в основу построения профессиограммы.
Ключевые слова: профессиограмма, катастрофические наводнения, навыки плавания.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p117-122 PROFESSIOGRAME OF RESCUER ACTIVITY DURING THE CATASTROPHIC FLOODS AS AN ETALON OF PEDAGOGICAL PROCESS OF TRAINING TO
APPLIED SWIMMING
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St.-Petersburg
Sergey Valentinovich Nikolaev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
St. Petersburg University of the State Fire Service of Emercom of Russia
Annotation
With the aim of objective of positioning of the swimming skills in the activity model of a rescuer during the water-related emergencies, we have built the professiograme as integrated set of attributes that describes a profession of the lifeguard, as well as standards and requirements demanded from the specialist during his actions in the aquatic environment. Scientific descriptions (professiograme) of rescuers relieving the consequences of hydrological disasters provide, on the one hand, the special focus of the methods of their preparation in the Ministry, and on the other - the unification methodology for the Rescuer Training with various specialties. Since activities in the aftermath of catastrophic floods takes place directly into the aquatic environment or in relation to it, set of the swimming skills, built along the vertical, forms the pivot frame, which is the basis for building the professiograme.
Keywords: professiograme, catastrophic floods, swimming skills.
Исследование реальных процессов, протекающих в системе подготовки спасателей, показало, что проблема инновационного подхода при разработке специализированных методических материалов, касающихся специалистов спасательных воинских формирований (СВФ), является актуальной для решения задач их профессиональной подготовки и требует специального изучения.
Анализ научно-методической литературы свидетельствует об отсутствии исследо-
ваний, связанных с изучением и систематизацией профессиональных действий спасателей с целью их рациональной подготовки по плаванию.
Научные описания (профессиограмма) деятельности спасателей по ликвидации последствий ЧС гидрологического характера обеспечит, с одной стороны, специальную направленность методики их подготовки внутри Министерства, а с другой - унифицирует методику подготовки спасателей различных специальностей.
Успешное решение возложенных на спасателей задач будет зависеть от того, насколько они обладают основными профессионально-важными качествами (ПВК). Диссертационными исследованиями ученых доказано, что комплекс основных ПВК спасателя МЧС России составляют: работоспособность в условиях аварийной ситуации, способность действовать нешаблонно, умение принимать решение в короткие сроки изменяющейся обстановке, высокая эмоциональная устойчивость, способность сохранять самообладание и выдержку. Важное значение в профессиональной деятельности спасателей также имеют качества, характеризующие физическую выносливость, ответственность за принятие решений комплекс психофизиологических качеств, характеризующих концентрацию переключаемость внимания, эмоционально волевые качества, двигательные и психомоторные способности функции слухового и зрительного анализаторов [1].
В своих работах авторы исследуют структуру ПВК и выстраивают профессио-грамму деятельности спасателей, как правило, с целью всестороннего развития, обучения и воспитания личности специалиста аварийно-спасательных служб и изучения организационно-педагогических условий его профессиональной подготовки [2]. Таким образом, организация профессионального обучения рассматривается как комплексный процесс создания и функционирования образовательных систем. На прикладном уровне выполненных работ, исследующих способы повышения эффективности практического обучения отдельным дисциплинам, в частности прикладному плаванию, явно недостаточно.
В контексте данного обсуждения следует выделить диссертационную работу И.В. Пыжовой, посвященную проблеме непрерывного физического воспитания спасателей на воде в образовательной системе «кадет-студент» [3]. Акцент работы делается на начальном этапе профессионального обучения специалистов, а непрерывность воспитания достигается преемственностью воспитательного процесса при переходе из школьной системы образования в вузовскую. Эффективность процесса непрерывного формирования прикладных двигательных навыков кадетов обеспечивается систематизацией процесса физического воспитания в интересах формирования профессиональных качеств студентов, обучающихся по специальности «спасатель», улучшением системы педагогической диагностики кандидатов для поступления в ВУЗ и конкретизацией средств контроля. Содержание занятий при непрерывном физическом воспитании автор предлагает строить методом комплексирования средств из различных разделов физического воспитания: бег, прыжки, футбол, специальные прикладные способы плавания и оказание помощи пострадавшему на воде и на суше.
Таким образом, предложенная программа непрерывного воспитания кадетов и студентов не выходит за рамки образовательного процесса в начальный период обучения и скорее характеризует их адаптивность к учебной деятельности.
С целью объективного позиционирования навыков плавания в модели деятельности спасателя по ликвидации последствий ЧС гидрологического характера, нами была выстроена профессиограмма, как интегральная совокупность признаков, описывающих профессию спасателя, а также норм и требований, предъявленных к специалисту при его действиях в условиях водной среды.
При построении профессиограммы мы руководствовались подходом, который условно можно назвать подходом позиционирования навыков [4]. Он состоит в следующим. Все исследуемые компоненты структуры профессиограммы рассматривались через призму тех двигательных действий, которые будут выполняться специалистами в кон-
кретных условиях ЧС. Основой выполняемых действий в нашем понимании является профессиональная задача, возникающая в определенных условиях среды (водной, воздушной, на твердой поверхности). Решение возникающих, как правило, двигательных задач, осуществляется посредством движений (двигательных актов), основанных на профессиональных навыках и профессиональных личностных качествах.
Каждая составляющая профессиограммы формировалась с учетом гипотетических предположений о том, что функционирование этих составляющих:
а) может задействовать те или иные навыки плавания;
б) зависит в той или иной степени от навыков плавания;
в) строится непосредственно на достаточном уровне овладения навыками плавания.
Поскольку деятельность по ликвидации последствий катастрофических наводнений протекает непосредственно в водной среде или в соотношении с ней, совокупность навыков плавания, выстроенных на вертикали, образует тот стержень, каркас, который ложится в основу построения профессиограммы.
Такой подход, на наш взгляд, позволяет не только определить местоположение навыков плавания в структуре модуля профессии спасателя, но и с учетом уровня их сформированности выстроить профессиограмму рядового специалиста, успешного специалиста и творческого специалиста.
Для составления профессиограммы деятельности спасателя по ликвидации последствий катастрофических наводнений нами были использованы следующие методы:
1. Изучение руководящих документов (приказов, руководств, инструкций).
2. Наблюдение за процессом деятельности.
3. Хронометраж временных параметров действий.
4. Опрос ведущих специалистов методиками беседы, анкетирования, экспертных оценок и др.
5. Трудовой метод - личное участие авторов в работе спасателей.
6. Методы изучения условий деятельности с точки зрения опасных воздействий природы и окружающей среды на организм человека.
7. Экспериментальные методы изучения психологических особенностей спасателей (психометрия, личностные опросники, психофизиологические методы).
ПРОФЕССИОГРАММА
ЦЕЛЬ ТРУДА:
устранение непосредственной угрозы жизни и здоровью людей со стороны поражающих факторов катастрофических наводнений, восстановление жизнедеятельности.
ПРЕДМЕТ ТРУДА:
широкомасштабная аварийная ситуация, возникающая при катастрофических наводнениях и затоплениях.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ И ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ:
- поиск и спасение пострадавших от водной стихии;
- оказание первой доврачебной помощи;
- эвакуация пострадавших на плавсредства;
- местная частичная локализация опасности затопления;
- аварийно-восстановительные работы на системах жизнеобеспечения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- количество спасенных от наводнения;
- отсутствие человеческих жертв среди населения и самих спасателей;
- минимизация материальных затрат, потерь специальной техники;
- максимальный охват территорий, подвергшихся затоплению.
СРЕДСТВА:
- наземные (высокопроходимые транспортные средства);
- плавающие (катера, лодки, военные плавающие средства);
- вертолеты;
- водолазное снаряжение;
- специальные средства спасения (круги, шары, жилеты);
- подручные средства.
УСЛОВИЯ:
Опасные (экстремальные). Характеризуются повышенным уровнем воздействия со стороны водной стихии.
ВОЗДЕЙСТВИЯ:
Возможны опасные воздействия водной среды: поражающие факторы водного потока (высота волны, скорость потока), попадание воды в дыхательные пути, переохлаждение при длительном пребывании в холодной воде, нервно-психологическое напряжение, нарушение нормального функционирования жизненно важных органов.
ЗНАНИЯ:
- основных нормативно-технических и правовых документов;
- правил выживания и поддержания жизнедеятельности при длительном пребывании в воде;
- порядка определения состояния пострадавших и последовательности оказания им первой доврачебной помощи при утоплениях и длительном нахождении в холодной воде;
- мер безопасности и правил эвакуации пострадавших при наводнениях;
- психологических особенностей поведения человека при попадании в воду.
УМЕНИЯ:
- проводить АСДНР при ликвидации последствий катастрофических наводнений;
- пользоваться индивидуальными спасательными средства;
- оказывать медицинскую помощь при утоплениях, владеть приемами транспортировки утопающих, в том числе вплавь;
- перемещаться в условиях затоплений на плавающих средствах и вплавь;
- ориентироваться в сложных условиях затопления, проводить разведку района
ЧС.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА:
- выносливость;
- выдержка и самообладание, в том числе при нахождении в воде;
- целеустремленность;
- решительность;
- ловкость;
- наблюдательность;
- стрессоустойчивость, настойчивость и упорство в достижении цели.
Новизна (инновационность) разработанной профессиограммы заключается в ее ориентированности на конкретный вид деятельности спасения - ликвидацию последствий катастрофических наводнений.
Установлено, что существуют компоненты действий, при которых лишь в незначительной степени, либо при определенных условиях ситуации, например, при выходе из строя спасательной техники, задействуются навыки плавания. К подобным действиям можно отнести: аварийно-спасательные работы на системах жизнеобеспечении; частичную локализацию опасности затопления; эксплуатацию наземных спасательных транс-
портных средств, вертолетов; оказание первой доврачебной помощи пострадавшим; передвижение и поиск пострадавших от наводнений на плавающих средствах.
Наряду с этим, существуют компоненты действий, результативность которых зависит от уровня развития навыков плавания:
- эвакуация пострадавших, находящихся в воде, в спасательные плавающие средства;
- эксплуатация водолазного снаряжения, использование подручных средств спасения и спасательных жилетов;
- спасение пострадавшего с воды на вертолете;
- аварийно-восстановительные работы на объектах жизнеобеспечения, частично находящихся в воде.
Наконец, ряд действий спасателя строится именно на основе владения им навыков плавания:
- спасение утопающего вплавь (подплывание к утопающему, подъем пострадавшего со дна водоема, освобождение от захвата утопающего, приемы буксировки пострадавшего к берегу или плавающему средству);
- перемещение вплавь в условиях затоплений;
- плавание в спасательном жилете;
- неожиданное попадание в воду вследствие нештатных аварийных ситуаций;
- подъем пострадавшего на борт судна посредством закрепления вокруг туловища каната с петлей.
Построенная модель профессиограммы иллюстрирует, что около 70% деятельности спасателей во время ликвидации последствий катастроф, связанных с водной стихией, напрямую или косвенно связано с навыками плавания. Кроме того, неожиданное попадание в воду вследствие возникновения нештатных ситуаций рассматривается как одна из опасностей, сопутствующих выполнению служебных обязанностей. Степень риска возрастает многократно при опасности попадания в особые условия водной среды.
Следует особо подчеркнуть, что к наиболее значимым профессиональным качествам спасателя относится ряд психологических и эмоционально-волевых качеств, воспитание и развитие которых можно осуществлять посредством использования педагогических средств - формируя навыки плавания. К этим качествам относятся:
- выдержка и самообладание при нахождении в воде;
- смелость и решительность при неожиданном попадании в воду;
- стрессоустойчивость при длительном нахождении в водной среде.
ВЫВОДЫ
Навыки плавания являются значимыми в работе спасателя при ликвидации последствий ЧС гидрологического характера. Успешное достижение результатов в данной профессии зависит от способности применять навыки плавания в особых условиях обстановки и водной среды. Некоторые профессионально важные качества, проявляемые в условиях водной среды, целесообразно воспитывать и развивать посредством формирования навыков плавания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бигунец, В.Д. Физиолого-гигиеническая характеристика профессиональной деятельности спасателей МЧС России : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Бигунец В.Д. -СПб., 2004. - 21 с.
2. Психологическая подготовка спасателей : учеб. пособие / под ред. М.Г. Ковту-нович. - М. : [б. и.], 2007. - 250 с.
3. Пыжова, И.В. Непрерывное физическое воспитание спасателей на воде в образовательной системе «кадет-студент» на начальном этапе профессионального образова-
ния : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пыжова И.В. - СПб., 2007. - 23 с.
4. Макарова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Макарова. - М. : Знание, 1996. - 308 с.
REFERENCES
1. Bigunets, V.D. (2004), Physiological and hygienic characteristics of professional rescue officers Russia, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
2. Ed. Kovtunovich, M.G. (2007), Psychological training of rescuers: studies, Moscow, Russian Federation.
3. Pyzhova, I.V. (2007), Continuous physical training rescuers in the water in the educational system "cadet student" at an early stage of professional education, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
4. Makarov, A.K. (1996), Psychology of professionalism, publishing house “Znanie”, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: nikola1964_1964@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.04.2013.
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С ПАРАФУНКЦИЯМИ ЖЕВАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ
Юлия Кимовна Родыгина, доктор медицинских наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) Софья Андреевна Черкашина, старший преподаватель,
Санкт- Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ)
Аннотация
Современное студенчество характеризуется низкими показателями здоровья и высоким уровнем личностной тревожности и тем самым относится к «группе риска» по психосоматическим заболеваниям. Парафункции жевательных мышц относятся к часто встречающимся стоматологическим заболеваниям и являются социально значимой проблемой. Выявлены личностные особенности студентов с парафункциями жевательных мышц. Определены уровни депрессивности и агрессивности, а также представлены данные статистически значимых различий в показателях личностной тревожности студентов с наличием данного расстройства. Представлены взаимосвязи психологических параметров и субъективного уровня соматической заболеваемости студентов с парафункциями жевательных мышц. Обоснована необходимость более глубокого изучения вопросов психосоматической природы возникновения данной патологии, а также нахождения причин склонности студентов испытывать состояние тревоги, оказывающее негативное влияние на особенности соматического состояния личности.
Ключевые слова: психосоматический статус, студенты - медики, парафункции жевательных мышц, тревожность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p122-126
PSYCHOSOMATIC STATE FEATURES OF MEDICINE INSTITUTE STUDENTS HAVING PARAFUNCTIONS OF MASTICATORY MUSCLES
Yuliya Kimovna Rodygina, the doctor of medical sciences, the senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg Sofya Andreevna Cherkashina, the senior teacher,
Saint-Petersburg State University of Culture and Arts
Annotation
The modern students are characterized by low indicators of health and high level of personal uneasiness and by that treat "group of risk" on psychosomatic diseases. Parafunctions of chewing muscles