_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
2. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов. Серия «Инклюзивный образ» Москва. - 2012г.
3. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей// Дефектология.-1995-№1.
© Панюшкина Н. К., 2016
УДК 797.21
Понимасов Олег Евгеньевич
канд. пед. наук, доцент СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОГРАФИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПАСАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ
ГИДРОГЕННЫХ КАТАСТРОФ
Аннотация
В статье сформирована профессиограмма деятельности спасателя по ликвидации последствий катастрофических наводнений. Установлено, что навыки плавания являются профессионально важными в деятельности спасателя.
Ключевые слова
Профессиограмма, катастрофические наводнения, навыки плавания.
С целью объективного позиционирования навыков плавания в модели деятельности спасателя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) гидрологического характера была выстроена профессиограмма, как интегральная совокупность признаков, описывающих профессию спасателя, а также перечень норм и требований, предъявленных к специалисту при его действиях в условиях водной среды [1]. Содержание профессиограммы составили следующие компоненты.
Целью труда является устранение непосредственной угрозы жизни и здоровью людей со стороны поражающих факторов катастрофических наводнений, восстановление жизнедеятельности.
Предметом труда является широкомасштабная аварийная ситуация, возникающая при катастрофических наводнениях и затоплениях.
Содержание работ и основные операции включают в себя: поиск и спасение пострадавших от водной стихии; оказание первой доврачебной помощи; эвакуация пострадавших на плавсредства; местная частичная локализация опасности затопления; аварийно-восстановительные и другие неотложные работы на системах жизнеобеспечения.
К средствам труда относятся: наземные высокопроходимые транспортные средства; катера, лодки, военные плавающие средства; вертолеты; водолазное снаряжение; специальные средства спасения; подручные средства.
Условия труда - опасные (экстремальные), характеризуются повышенным уровнем воздействия со стороны водной стихии.
Возможны опасные воздействия водной среды: поражающие факторы водного потока (высота волны, скорость потока), попадание воды в дыхательные пути, переохлаждение при длительном пребывании в холодной воде, нервно-психологическое напряжение, нарушение нормального функционирования жизненно важных органов.
Требуемые умения: проводить аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий катастрофических наводнений; пользоваться индивидуальными спасательными средствами; оказывать медицинскую помощь при утоплениях, владеть приемами транспортировки утопающих, в том числе вплавь; перемещаться в условиях затоплений на плавающих средствах и вплавь; ориентироваться в сложных условиях затопления.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Профессионально-важные качества: выносливость; выдержка и самообладание, в том числе при нахождении в воде; целеустремленность; решительность; ловкость; наблюдательность; стрессоустойчивость, настойчивость и упорство в достижении цели.
Установлено, что существуют компоненты действий, при которых лишь в незначительной степени задействуются навыки прикладного плавания. К подобным действиям можно отнести: аварийно-спасательные работы на системах жизнеобеспечении; частичную локализацию опасности затопления; вертолетов; поиск пострадавших от наводнений на плавающих средствах.
Наряду с этим, существуют компоненты действий, результативность которых зависит от уровня развития навыков прикладного плавания: эвакуация пострадавших, находящихся в воде, эксплуатация водолазного снаряжения, использование подручных средств спасения и спасательных жилетов; аварийно-восстановительные работы на объектах жизнеобеспечения, частично находящихся в воде.
Наконец, ряд действий спасателя строится именно на основе владения им навыков прикладного плавания: спасение утопающего вплавь перемещение вплавь в условиях затоплений; плавание в спасательном жилете; неожиданное попадание в воду вследствие нештатных аварийных ситуаций; подъем пострадавшего на борт судна [2].
Построенная модель профессиограммы иллюстрирует, что около 70% деятельности спасателей во время ликвидации последствий катастроф, связанных с водной стихией, напрямую или косвенно связано с навыками прикладного плавания.
Таким образом, успешное достижение результатов в профессии спасателя зависит от способности применять навыки прикладного плавания в особых условиях обстановки и водной среды. Некоторые профессионально важные качества спасателя, проявляемые в условиях катастрофических наводнений, целесообразно воспитывать и развивать посредством формирования навыков прикладного плавания. Список использованной литературы
1. Зюкин, А.В. Принципиальные особенности методики развития скоростно-силовых качеств у бойцов по смешанным единоборствам / А.В. Зюкин, А.В. Семенов // Физическая культура и спорт в профессиональном образовании. - СПб., 2015. - С. 212-126.
2. Николаев, С.В. Обеспечение безопасности военнослужащих при аварийном покидании судна средствами прикладного плавания / С.В. Николаев // Психология и педагогика: сборник статей международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 68-69.
© Понимасов О.Е., 2016.
УДК 372.854
Пяткова Ольга Борисовна
Старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин
ГБУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск, РФ Кулакова Ирина Владимировна Учитель химии МБОУ СОШ №33 Г. Озерск, РФ
ЗНАЧЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОВ ХИМИИ
Аннотация