лать выводы, что лучше педагоги обладают знаниями средств физического воспитания (7,67), несколько уступают знания здорового образа жизни (7,54), также хорошо преподаватели владеют формами проведения занятий (7,24), прекрасно знают методику проведения занятий (7,09), также умеют самостоятельно вести электронный документооборот (7,01).
В результате проведенного исследования было выявлены отстающие составляющие профессионального самосовершенствования преподавателя физического воспитания, к которым относятся: использование пантомимики в педагогическом общении (3,69), физическое качество - быстрота (3,41), использование средств Интернет в собственной профессиональной деятельности (4,0), использование ряда офисных программ (4,06) и показатели дыхательной системы (4,13).
Проведенное нами исследование реального состояния составляющих, показателей и элементов, отнесенных к самосовершенствованию преподавателя в процессе профессиональной деятельности, позволили выявить отстающие стороны профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания.
Полученный материал в дальнейшем будет использоваться при разработке педагогической технологии, направленной на самосовершенствование преподавателя физического воспитания в процессе профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Павлюк, О.С. Складові процесу професійного самовдосконалення викладача фізичного виховання / О.С.Павлюк // Актуальні проблеми розвитку спорту для всіх: досвід, досягнення, тенденції : матеріали міжнар. паук.-практ. конф., Тернопіль, 25-27 жовтня 2012 р. - Тернопіль, 2012. - С. 369-372.
2. Подоляк, Л.Г. Психологія вищої школи : підручник / Л.Г. Подоляк, В. І. Юрченко. - 2-е вид. - Киев : Каравела, 2008. - 352 с.
REFERENCES
1. Pavlyuk O.S. (2012), “Defining professional improving component parts of a physical training teacher”, Topical problems of sport development for everybody: experience, achievements, tendencies: Papers of The International scientific conference, Ternopil, 25-27 Oct. 2012, Ternopil, pp. 369-372.
2. Podolyak, L.H. and Yurchenko, V.I. (2008), Psychology of the high school: manual. 2 ed., publishing house “Caravel”, Kiev, Ukraine.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.01.2014.
УДК 797.21
СИНХРОНИЗИРОВАННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье исследованы возможности обучения военно-прикладному плаванию на основе синхронизированного освоения разнонаправленных навыков. Сформулировано понятие динамических объединений. Выявлено, что одновременное формирование разнонаправленных навыков предпочтительнее последовательного обучения, разнесенного по времени. Установлено, что навыки прикладного плавания являются основой для формирования динамических объединений в условиях водной среды. Представлены результаты педагогического эксперимента, характеризующие изменения показателей в плавании и стрельбе с воды.
Ключевые слова: военно-прикладное плавание, стрельба с воды, синхронизированное
обучение, динамические объединения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p139-142 SYNCHRONIZED FORMATION OF THE DYNAMIC ASSOCIATIONS IN MILITARY APPLIED SWIMMING TRAINING
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St. Petersburg
Annotation
The article explores the possibility of the military applied swimming training on the basis of the synchronized development of divergent skills. The notion of the dynamic associations is formulated. It has been revealed that the simultaneous formation of the divergent skills is preferable than extended over time consistent training. It has been found that applied swimming skills are the basis for the formation of the dynamic associations in the aquatic environment. The results of the pedagogical experiment characterizing changes of indicators in swimming and shooting from the water are presented.
Keywords: military applied swimming, shooting from the water, synchronized training, dynamic associations.
ВВЕДЕНИЕ
В практических ситуациях военно-профессиональной деятельности, возникающих в условиях водной среды, военнослужащие должны уметь одновременно применять как навыки, формируемые в процессе физической подготовки, так и военнопрофессиональные приемы и действия [1].
К таким ситуациям можно отнести:
- плавание в индивидуальных спасательных средствах с перемещением в спасательную шлюпку или на спасательный плот;
- переправы вплавь с ведением стрельбы с воды из огнестрельного оружия;
- плавание в обмундировании с транспортировкой утопающего и оказанием ему первой помощи непосредственно в воде;
- плавание в снаряжении с ориентированием в акватории естественного водоема;
- выход на поверхность из затонувших объектов военной техники;
- приземление с парашютом на водную поверхность с последующим освобождением от подвесной системы.
Все эти действия объединяют в себе навыки прикладного плавания и двигательные умения из других предметов военно-профессиональной подготовки: огневой, медицинской, парашютной, технической, поисково-спасательной.
Вышеперечисленные действия являются сложными условно-рефлекторными механизмами, сформированными на суше и в воде. Одновременное их проявление возможно в виде единых двигательных объединений, основанных на целостной двигательносмысловой задаче, решение которой будет происходить в условиях водной среды.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для реализации целевой направленности обучения, интегрирующего бинарное овладение навыками двух предметов боевой подготовки, была разработана методика синхронизированного формирования двигательных объединений на примере обучения прикладному плаванию со стрельбой с воды из огнестрельного оружия.
Под двигательными объединениями мы понимаем интегрированное умение решать двигательную задачу, включающую в себя ряд подзадач, объединенных одним двигательным смыслом. Решение самих подзадач, составляющих генерализированную зада-
чу, возможно на уровне отдельно сформированного навыка. Взаимодействуя друг с другом, разнохарактерные навыки могут и должны преобразовываться в единое двигательное объединение в интересах эффективного решения генерализированной задачи.
Формирование навыков прикладного плавания со стрельбой с воды синхронизировалось по времени, месту, средствам, методам и условиям обучения.
Организационной составляющей синхронизированного обучения явилось планирование в рамках одной темы освоение содержания из двух предметов боевой подготовки: огневой и физической. При этом предпосылкой к изучению стрельбы с воды послужило начальное освоение обучаемыми основ обращения с оружием и техники плавания способом брасс.
В исследовании приняли участие курсанты военно-физкультурного вуза, имеющие различную спортивную специализацию. Из их числа были сформированы экспериментальные (ЭГ) и одна контрольная группа (КГ) по 10-15 человек в каждой.
В состав групп, задействованных в исследовании, вошли следующие испытуемые:
ЭГ-1 - курсанты, имеющие спортивную специализацию в плавании;
ЭГ-2 - курсанты, имеющие спортивную специализацию в стрельбе;
ЭГ-3 - курсанты основного отделения, не имеющие специализированной подготовки в плавании и стрельбе, занимавшиеся по экспериментальной методике;
КГ - курсанты основного отделения, не имеющие специализированной подготовки в плавании и стрельбе, обучавшиеся по методике с использованием специальных тренажеров [2].
С курсантами всех групп было проведено по 10 практических занятий, продолжительностью 50 мин каждое. Содержание занятий составили специальные синхронизирующие упражнения, внешняя структура которых характеризовалась совмещением элементов техники плавания и стрельбы в одно двигательное действие.
Функция удержания на воде достигалась использованием вспомогательных поддерживающих средств - модульного снаряжения, заполненного легкоплавучим материалом.
В процессе обучения решалась задача по формированию умения координировать навыки прикладного плавания и стрельбы с воды в одно двигательное объединение. При выполнении стрельбы с воды автомат закреплялся на рюкзаке рейдовом, заполненным легкоплавучим материалом. Подгонка обмундирования соответствовала рекомендациям методических материалов по военно-прикладному плаванию.
Итоговая подготовленность испытуемых оценивалась по результатам выполнения комплексного контрольного упражнения (ККУ), включающего в себя проплывание отрезка дистанции 50 м в обмундировании с автоматом, закрепленном на рюкзаке рейдовом, выполнение 5-ти прицельных одиночных выстрелов, находясь на плаву в движении в коридоре ведения огня, обратное проплывание 50-метровой дистанции к линии финиша. Фиксировались следующие показатели: общее время выполнения упражнения, время проплывания отдельных отрезков дистанции, время, затраченное на выполнение прицельных выстрелов, количество пораженных мишеней.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице представлены итоговые показатели выполнения комплексного контрольного упражнения. Анализ данных таблицы позволяет отметить преимущество испытуемых экспериментальных групп в выполнении ККУ как по отдельным частным показателям, так и по результатам выполнения упражнения в целом.
Лица, имеющие спортивную подготовку, показали лучшие результаты в видовых показателях, соответствующих спортивной специализации, однако, в комплексном выполнении всего упражнения в целом их преимущество не столь значительно. Курсанты, специализирующиеся в плавании, показали лучшие результаты по всем исследуемым
показателям. Это можно объяснить тем, что навыки плавания являются основой исследуемого динамического объединения.
Таблица
Парциальные показатели выполнения комплексного контрольного упражнения
Исследуемые параметры Группы испытуемых
ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3 КГ
Общее время выполнения ККУ, с 227,9±3,8 252,7±4,0 265,8±2,7 292,3±1,8
Время проплывания стартового отрезка, с 53,1±0,8 75,4±1,6 68,3±2,1 72,5±2,0
Время выполнения стрельбы, с 102,8±3,4 91,2±2,7 109,1±4,3 140,6±1,8
Время проплывания финишного отрезка, с 66,7±2,4 82,6±0,9 84,4±2,7 82,5±1,9
Процент поражения мишеней, % 18,6±2,5 20,5±2,7 11,7±0,8 9,9±1,3
ВЫВОДЫ
Формирование сложных динамических объединений имеет свои характерные особенности. Навыки прикладного плавания составляют основу динамических объединений, функционирующих в водной среде. Двигательным навыкам, составляющим их структуру, целесообразно обучать синхронизировано.
ЛИТЕРАТУРА
1. Понимасов, О.Е. Профессиограмма деятельности спасателя в условиях катастрофических наводнений как эталон педагогического процесса обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2013. - № 4 (98). - С. 117-122.
2. Чуриков, А.И. Теоретические и прикладные аспекты военно-прикладного плавания : монография / А.И. Чуриков ; Воеп. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1994. - 225 с.
REFERENCES
1. Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2013), “Professiogram of rescuer function during catastrophic spates devastating effects as etalon of pedagogical process of training in applied swimming”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, № 4, pp. 117-122.
2. Tchurikov, A.I. (1994), Theoretical and applied aspects of applied military swimming: monograph, publishing house Military Institute of Physical Culture, St.-Petersburg, Russian Federation
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.01.2014.
УДК 796.8
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И УСПЕШНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОРЦОВ-ЖЕНЩИН
Евгения Ивановна Серова, соискатель,
Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС)
Аннотация
В статье отображена актуальность исследования тактической подготовленности борцов-женщин и успешности их соревновательной деятельности. Представлены результаты эмпирического исследования по выраженности и вариативности четырех групп показателей: основных характеристик тактической подготовленности борцов-женщин, характеристик их тактики ведения схватки, показателей поминутной активности в процессе поединка и значений успешности их соревнова-тельпой деятельности. В статье отражены особенности проявления тактических действий в женской борьбе.
Ключевые слова: тактическая подготовленность, тактика ведения схватки, поминутная активность, разнообразие приемов, эффективность деятельности, успешность деятельности, особен-пости побед.