УДК 338.1 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-67-71
ПРОЕКТНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
доктор политических наук, профессор кафедры экономики, финансов и природопользования, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected]
преподаватель кафедры экономики, финансов и природопользования, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются тенденции формирования государственной политики регионального социально-экономического развития, направленной на реализацию инфраструктурных проектов в субъектах РФ, создание условий, обеспечивающих стимулирование инвестиционной активности и общественных инициатив в контексте подготовки к проведению чемпионату мира по футболу - 2018.
Ключевые слова: инфраструктурные проекты, регион, социально-экономическое развитие, инвестиционная активность, общественные инициативы.
Стабильный экономический рост российского государства и проблемы его обеспечения являются актуальными на протяжении ряда лет, поскольку именно состоянием инфраструктуры характеризуется жизнеспособность социально- экономической среды страны и ее регионов.
На сочинском информационном форуме в феврале 2017 года проходил диалог региональных и федеральных властей о поиске новых внутренних ресурсов для раскрытия инвестиционного потенциала страны. Шли оживлённые дискуссии по стратегическому развитию России и ее регионов. Премьер-министр России Дмитрий Медведев задал тренд скорейшего перехода на новые эффективные методы управления страной - инфраструктурные проекты, которые имеют определяющее значение для развития регионов, и «должны получать гарантированное финансирование», - подчеркнул премьер [1].
Мировая экономическая наука и практика доказали, что любая развивающаяся страна, стремящаяся к ускорению ее интеграции в мировую экономику и повышению конкурентоспособности продукции на рынке должна в первую очередь развивать инфраструктуру [2, с. 203].
Однако анализ степени изученности проблемы позволяет утверждать, что в опубликованных материалах в основном рассматриваются: общие концепции развития инфраструктуры, ее отраслевые особенности; развитие отдельных видов институтов инфраструктуры и др. [3], в то же время, инфраструктурные проекты в контексте формирования государственной политики регионального развития рассматриваются нечасто [4].
Очевидно, что для поддержания оптимального функционирования инфраструктуры необходимы своевременные и достаточные объемы финансирования проектов для ее модернизации [5].
В Российской Федерации ключевым звеном, направленным на формирование эффективной экономической политики, инвестиционной и инновационной активности, как в стране, так и в ее регионах является комплексное взаимодействие власти и бизнеса, результатом которого при учете региональных стратегий можно прогнозировать увеличение темпов роста ВВП, повышение эффективности бюджетного сектора экономики, снижение издержек всех уровней при реализации инфраструктурных проектов.
С учетом сложившихся обстоятельств и мировых тенденций в настоящее время в России развитие эффективных институтов взаимодействия власти и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования повышения как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Такое взаимодействие при использовании адекватных региональных стратегий позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики, снизить
Уварова
Галина
Геннадьевна
Щербаков Дмитрий Андреевич
издержки всех уровней при реализации инфраструктурных проектов. При этом развитие инфраструктуры, как одного из условий устойчивого развития экономики России, как фактора динамичного развития территорий, должно являться не самоцелью, а реально способствовать качественному изменению структуры национальной экономики, повышению ее конкурентоспособности в мире.
В целом по итогам реализации государственной экономической политики в России и ее регионах в 2015-2016 гг. можно отметить, что было предотвращено критическое ухудшение социально-экономической ситуации, сглажен эффект от временного резкого роста процентных ставок на наиболее уязвимые сектора российской экономики, а в части социальной политики — сосредоточены ресурсы на поддержке наиболее уязвимых слоев населения. Вместе с тем полноценный эффект от программных мероприятий - улучшение текущего состояния экономики — в полной мере не был достигнут.
В качестве основных причин следует отметить фактическое недоведение в полном объеме предусмотренных бюджетных ассигнований по отдельным мероприятиям до конечных получателей, а также нарушение отдельными ответственными исполнителями сроков внесения проектов правовых актов Правительства Российской Федерации. Предусмотренные мероприятия по поддержке бюджетов бюджетной системы и банковского сектора, обеспечили необходимый уровень кредитования организаций приоритетных отраслей экономики, в том числе при реализации проектов с использованием механизма проектного финансирования, а также позволили повысить стабильность банковской системы и системы государственных закупок.
Действенным механизмом поддержки проектов реального сектора экономики стала Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования, получившая положительную оценку со стороны представителей уполномоченных банков. Механизм государственной гарантийной поддержки является эффективным инструментом для решения задачи по расширению доступности кредитов для организаций реального сектора экономики и осуществления антикризисной поддержки предприятий в целях обеспечения устойчивого развития экономики. Для целей финансирования проектов, получивших государственную гарантийную поддержку, банки-кредиторы могут получить льготное фондирование в Банке России, что позволяет снизить конечную ставку по кредиту для заемщика. Получение государственной гарантии позволяет реализовать комплексные инвестиционные проекты, по которым у принципалов не имеется достаточного собственного обеспечения [6].
Одним из приоритетов государственной политики является поддержка инвестиций в инфраструктуру, в целях увеличения объема которых в стране все активнее используются механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Указанный механизм развития общественной инфраструктуры реализует планы Правительства Российской Федерации по сокращению присутствия государства в экономике, прежде всего в тех традиционных для него сферах, развитие которых может быть обеспечено силами бизнеса [7]. При этом - ГЧП перспективный и эффективный механизм, позволяющий найти баланс интересов государства и бизнеса, одновременно упрощая условия ведения предпринимательской деятельности, сохраняя функциональное назначение объектов публичной инфраструктуры и право на разумный контроль со стороны государства.
В целях дальнейшего развития сферы ГЧП в 2017 году необходимо решить ряд важных задач. Так, должны быть приведены в соответствие с положениями Закона о ГЧП все региональные и муниципальные правовые акты, регулирующие реализацию соглашений о ГЧП. В целях исполнения данного требования Минэкономразвития России были подготовлены и направлены в адрес субъектов Российской Федерации соответствующие рекомендации. Кроме того, стоит задача по расширению перечня объектов, в отношении которых могут быть заключены соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве, в том числе в части арендного жилья и объектов производственной инфраструктуры.
Также Минэкономразвития России планируются к внедрению новые механизмы стимулирования строительства сопутствующей инфраструктуры, необходимой инвесторам при создании новых промышленных производств и комплексном освоении территорий. Таким механизмом, в частности, является инструмент TIF (Tax Increment Financing], который предполагает предоставление инвестору налоговых льгот по федеральным налогам в целях обеспечения возврата инвестиций в строительство (реконструкцию] сопутствующей инфраструктуры в пределах налоговых поступлений от вновь созданных и введенных в эксплуатацию производств.
Использование механизма направлено на реализацию проектов комплексного развития территории, включающих две взаимосвязанные составляющие: коммерческую (объект частной собственности] и инфраструктурную, необходимую для полноценного функционирования объектов коммерческой составляющей проекта.
В настоящее время эффективная подготовка и проведение первого в России Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года занимает особое место в ряду важнейших государственных задач страны, одной из которых является создание условий и проведение мероприятия на высоком организационном уровне. Кроме того, подготовка и реализация крупных инфраструктурных проектов к чемпионату мира по футболу - важнейшее направление государственной политики регионального развития.
Чемпионат мира по футболу - это всегда уникальное и грандиозное спортивное событие, призванное объединять усилия государства, бизнеса, общественных организаций и болельщиков той страны, которой выпала честь стать его организатором. Чемпионат охватит 11 городов России, в том числе и город воинской славы Ростов-на-Дону, который вошел в число городов-организаторов, благодаря сложившимся в регионе условиям: высокому уровню социально-экономического развития и политической стабильности, благоприятному инвестиционному климату и особой туристической привлекательности [8].
Проведение чемпионата мира в Ростовской области, несомненно, станет мощным стимулом к обновлению региона. Победа города Ростова-на-Дону и Ростовской области в конкурсе на право стать городом-организатором чемпионата мира по футболу уже позволила привлечь в область большой объем частных инвестиций, получить дополнительное финансирование из средств федерального и регионального бюджетов на развитие городской, спортивной и транспортной инфраструктуры. В связи с этим в соответствии с условиями ФИФА необходимо:
- создать спортивную инфраструктуру в регионе;
- обеспечить реализацию комплекса мероприятий, направленных на организацию и проведение игр чемпионата мира по футболу 2018 года.
Полученная эффективность от использования наследия спортивной инфраструктуры чемпионата мира по футболу 2018 года обеспечит повышение уровня развития ростовского футбола и даст импульс поступательному развитию сферы физической культуры и спорта области на долгосрочную перспективу. Проведение чемпионата позволит создать стимул и обеспечить комплекс мер, способствующих социально-экономическому развитию Ростовской области.
В настоящее время в числе актуальных задач Правительства Ростовской области можно отнести качественную подготовку и проведение в г. Ростове-на-Дону игр чемпионата мира по футболу 2018 года.
В соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 518 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» Правительство Ростовской области утвердило соответствующую региональную программу. Общий объем ее финансирования составляет почти 75 млрд. рублей, из них средства федерального бюджета - 26,3 млрд. рублей, средства областного бюджета - 12,7 млрд. рублей, средства местных бюджетов - 4,9 млрд. рублей, внебюджетные средства - 30,7 млрд. рублей, средства фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 0,3 млрд. рублей. В 2016 году активно началась реализация практически всех мероприятий программы. Для контроля за реализацией мероприятий региональной программы была разработана информационно-аналитическая система мониторинга, которая позволит следить за ходом реализации запланированных мероприятий, их финансировании и оперативно реагировать на возникающие проблемные вопросы [9].
Любое крупное международное спортивное событие невозможно представить без работы волонтеров. Президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании к Совету Федерации и правительству РФ в 2016 году, попросил власти помогать волонтерам, благотворительным и некоммерческим организациям, которые смогут оказывать социальные услуги, финансируемые за счет бюджета. По словам президента, необходимо снять все барьеры для развития волонтерства, оказать всестороннюю помощь и социально ориентированным некоммерческим организациям [10].
Проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года в городе Ростове-на-Дону предусматривает наличие и реализацию волонтерской программы принимающего города - «Городские
волонтеры». Волонтеры станут одним из символов, олицетворяющим образ Чемпионата, создавая атмосферу традиционного донского гостеприимства и дружелюбия гостям и его участникам. Городские волонтеры будут работать на объектах городской инфраструктуры, помогая в ориентировании на местности. В задачи волонтеров будет входить информирование гостей города о местах досуга и питания, транспортной логистике, культурных мероприятиях, проходящих в городе, достопримечательностях города и многое другое.
Таким образом, с целью обеспечения проведения чемпионата мира по футболу ФИФА в 2018 году Ростовской области необходимо комплексное решение задач формирования инфраструктуры, связанных со строительством и реконструкцией спортивных объектов и средств размещения, транспортной инфраструктуры; подготовкой инфраструктуры связи, и информационных технологий, инфраструктуры здравоохранения; инфраструктуры, позволяющей функционировать спортивные объекты, осуществлять проведение мероприятий, направленных на благоустройство г. Ростова-на-Дону и городов, в которых будет расположены ряд тренировочных баз команд-участниц; строительством и реконструкцией инфраструктуры энергоснабжения; реализацией подготовительных мероприятий, включающих строительство стадиона и других объектов чемпионата мира по футболу; реализацией мероприятий по обеспечению безопасности, охране окружающей среды, значительно повышающих туристическую привлекательность и продвижение города Ростова-на-Дону в качестве города-организатора чемпионата мира по футболу; с социальными и образовательными инициативами.
Кроме того, должны быть сформированы и применены новые организационно-управленческие механизмы, направленные на ускоренное развитие региональной инфраструктуры, улучшение кадрового обеспечения региональной экономики, материально - технического обеспечения и качества работы медицинских учреждений, правоохранительных органов; модернизацию и повышение эффективности использования объектов дорожно-транспортной инфраструктуры; развития новых и повышение эффективности использования созданных спортивных объектов, в том числе развития массового спорта; использование преимуществ накопленного потенциала туристического и гостинично-ресторанного комплексов; улучшение структуры инвестиций в модернизацию и развитие региональных экономических комплексов, в том числе на принципах государственно -частного партнерства; развития пограничной инфраструктуры и использования приобретенной практики трансграничного сотрудничества.
Литература
1. Медведев предложил определить "точки роста" для каждого региона РФ//Информационное агентство России -ТАСС // http://tass.ru/ekonomika/4054530 (дата обращения 20.04.2017г.]
2. Ахметжанова Л.Р., Кожевникова М.М. Инфраструктурные проекты как основа устойчивого развития экономики региона // Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 203-205.
3. Филимонова Н.М., Моргунова Н.В. Методические подходы к оценке лучших практик применения методов проектного управления органами государственной власти // Российское предпринимательство. 2013. № 23 (245). С. 10-19.
4. Джуха В.М., Погосян Р.Р., Казаренко К.О. Этапы разработки проекта по использованию государ-
ственно-частного партнерства при строительстве объектов спортивно-оздоровительной инфраструктуры / //Учет и статистика. 2012. № 4 (28]. С. 47-53.
5. Доклад «О результатах и основных направлениях деятельности Минэкономразвития России на 2016-2018 годы» // Официальный портал Министерства экономического развития Российской Федерации // http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/4658c0f4-c515-4416-bef3-6784ad10a7c2/Doclad_2016_web.pdf?MOD=AJPERES&CACHEm=4658c0f4-c515-4416-bef3-6784ad10a7c2 (дата обращения 10.05.2017г.]
6. Чернова О.А., Матвеева Л.Г., Пилипенко Л.И. Механизм финансирования проектов развития социальной сферы периферийных территорий Юга России // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 23. С. 81-86.
7. Игнатова Т.В., Марадудина В.Ф. Критерии и инструменты оценки общественной эффективности проектов государственно-частного партнерства // Известия высших учебных заведений. Социология, экономика, политика. 2016. № 4. С. 7-12.
8. Чемпионат мира по футболу 2018// Официальный портал ГАУ РО «Дирекция по подготовке и
проведению игр чемпионата мира по футболу 2018 года в г. Ростове-на-Дону»/ http://2018.championat-rostov.ru/history/view/41 (дата обращения 23.03.2017г.]
9. Постановление Правительства Ростовской области от 23.12.2013 № 798 «О Программе подготов-
ки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу» (действующая редакция с изменениями от 30 декабря 2016года]// Официальный портал Правительства Ростовской области// Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] / http://www.donland.ru/documents/O-Programme-podgotovki-k-provedeniyu-v-2018-godu-chempionata-mira-po-
futbolu?pageid=128483&mid=134977&itemId=22854 (дата обращения 20.05.2017г.]
10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 "Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию// Интернет-ресурс справочно-правовой системы «Консультант Плюс»/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/ (дата обращения 14.03.2017г.].
Uvarova Galina Gennadievna, Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of Economics, Finance and Nature Management; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected].
Shcherbakov Dmitry Andreevich, teacher of the Department of Economics, Finance and Nature Management of the South-Russian institute of management, a branch of the Russian State Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, ; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected].
PROJECT TOOLS OF STATE REGIONAL POLICY IN THE SPHERE OF INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT Abstract
The article examines the trends in the formation of the state policy of regional social and economic development aimed at implementing infrastructure projects in the constituent entities of the Russian Federation, creating conditions that stimulate investment activity and public initiatives in the context of preparations for the 2018 FIFA World Cup.
Keywords: infrastructure projects, region, social and economic development, investment activity, public initiatives.
УДК 338 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-71-74
ПРОЦЕДУРЫ И КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Ягодин кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики
Дмитрий и управления, Ярославский филиал Ленинградского государственного Витальевич университета имени А.С. Пушкина
(150014, Россия, г. Ярославль, ул. Чайковского, д.9) E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются требования к формированию показателей государственного и муниципального планирования. Отмечается отсутствие системности в их установлении. Предлагается использовать систему показателей, имеющих функциональные связи, в виде дерева показателей, где показатель первого уровня - уровень благосостояния. Другой ключевой показатель - производительность труда, рассчитываемая делением добавленной стоимости на численность занятых, должен использоваться и на уровне организации, чем обеспечится взаимосвязь микро- и макроэкономических показателей.
Ключевые слова: дерево показателей планирования, уровень благосостояния, производительность труда, добавленная стоимость.
Принятие в 2014 г. Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» сыграло значительную роль в повышении осмысленности и обоснованности государственной и муниципальной социально-экономической политики. Разрабатываемая на этапе целе-полагания стратегия социально-экономического развития является в соответствии с данным законом развёрнутой формулировкой цели предстоящей деятельности, для осуществления которой -реализации стратегии - разрабатываются в дальнейшем соответствующие программы.