СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 339.9
к вопросу интернационализации бизнес-услуг делового туризма в условиях глобализации региональной экономики
н. н. Морозова,
аспирантка кафедры мировой экономики и международных экономических отношений E-mail: nata. dstu@yandex. ru донской государственный технический университет
В статье раскрыто современное представление сущности интернационализации бизнес-услуг делового туризма в рамках регионального туристического рынка. Проведен анализ распространенных теоретических подходов к процессу интернационализации деловой активности предприятий. Дано авторское определение интернационализации бизнес-услуг делового туризма. В результате проведенного анализа показано, что в современных условиях тенденция к росту международного рынка туристических бизнес-услуг и вовлечению в него все большего числа участников будет расти и углубляться.
Ключевые слова: интернационализация деловой активности предприятий, бизнес-услуги, деловой туризм.
Усиление и углубление процессов глобализации, интернационализация производства товаров и услуг — все эти явления создают новые условия для развития мировой экономики и социально-экономической инфраструктуры мирохозяйственных отношений. В условиях формирования деловой инфраструктуры, стимулирующей предпринимательскую активность в региональной среде, происходит кардинальный сдвиг интеграционного вектора развития экономики, и роль туризма на мировом рынке услуг усиливается с каждым годом.
Сфера туристических услуг развивается по своему, качественно новому пути, способствуя развитию и формированию положительного бренда регионов, территорий, городов, мегаполисов, конкретной страны, континента и всей мировой экономики в целом. Интегрируясь в глобальное экономическое пространство, туристический вид деятельности расширяет сферу своего географического, территориального, экономического, политического влияния. Здесь особую актуальность приобретает вопрос ограниченности внутренних рынков сбыта и факторов производства национальных предприятий, испытывающих потребность в расширении сферы деятельности посредством выхода на международный рынок. Для поддержания конкурентоспособности национального делового туризма и увеличения числа предоставляемых бизнес-услуг в туристическом секторе вопрос интернационализации деловой активности предприятий очень важен. В экономической науке процессу интернационализации деловой активности предприятий, бизнес-процессов, производства товаров и услуг уделяется особое внимание как отечественными, так и зарубежными авторами.
Вопрос интернационализации бизнес-процессов, услуг и технологий касается и сферы делово-
Покупатели услуг/создатели спроса:
- организации;
- ассоциации;
- индивидуальные бизнес-туристы
Посредники рынка:
территориальные
менеджеры;
профессиональные
организаторы
конгрессов/съездов;
конгресс-бюро (конвенш-,
визит-бюро);
туроператоры по въездному
туризму;
туроператоры
специализированного
направления;
крупнейшие туроператоры по направлению «инсентив»
Поставщики услуг:
средства размещения
(гостиницы, отели,
конгресс-отели,
конгресс-центры);
транспортные
компании;
кейтеринговые услуги; комплекс развлечений
Источник: составлено автором [3] Рис. 1. Структура рынка индустрии встреч (MICE)
12 000
10 000
8 000
6 000
4 000
2 000
0
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Рис. 2. Динамика мирового рынка конгресс-мероприятий в 2002—2011 гг.
2009 2010 2011
го туризма. Увеличение потока бизнес-туристов, количества проводимых деловых мероприятий обусловили интерес к этому вопросу.
Актуальным и быстроразвивающимся сектором мирового рынка делового туризма является MICE-индустрия (Meetings — встречи, Incentives — поощрительные поездки/туры, Conferences — рынок конференций, Events/Exhibitions — крупные региональные, национальные, глобальные мероприятия/ выставки). MICE — один из самых быстроразви-вающихся, динамичных рынков мирового оборота туристических услуг.
В структуру рынка MICE-индустрии (рис. 1) входят 3 основных участника рынка: покупатели, поставщики и посредники рынка, задействованные
в процессе предоставления бизнес-туристам услуг MICE.
По данным Международной ассоциации конгрессов и съездов [4], за период 2002—2011 гг. выросло количество ежегодно проводимых мероприятий в мире (рис. 2).
Применительно к туристическим услугам в данной статье особое внимание уделяется бизнес-процессам, бизнес-услугам в деловом туризме и вопросу их интернационализации.
Проблемы интернационализации деловой активности предприятий привлекали внимание научных кругов уже в начале второй половины ХХ в. Весомый вклад в изучение проблематики внесли такие западные экономисты, как С. Андерссон,
К. Норстрем, Б. Овиат, П. Макдугалл. Их исследования направлены на построение теоретических моделей и стратегий интернационализации компаний, на изучение вопросов превращения национальных фирм в транснациональные компании/корпорации.
В отечественной экономической науке большое распространение получило определение интернационализации деловой активности предприятия, предложенное автором А. В. Данильченко, согласно которому под интернационализацией деловой активности понимается «перенос деловой экономической активности фирмы за пределы национального государства в форме экспорта товаров, услуг и капитала» [1]. Данная трактовка отражает специфику активной зарубежной деятельности предприятия.
Зарубежные ученые Л. Велч и Р. Люстарин [5] предложили другую трактовку, согласно которой интернационализация деловой активности предприятия представляет собой «процесс возрастания вовлеченности фирмы в международную деятельность».
Данное определение является наиболее точным, лаконичным и вместе с тем достаточно обобщенным, включающим в себя возможные проявления зарубежной деловой активности предприятия. Это понимание интернационализации деловой активности распространено и актуально в работах западных исследователей.
По определению А. В. Данильченко интернационализация представляет собой расширение сфер влияния предприятия за пределами национального рынка в форме экспорта товаров, услуг и капитала [2]. Автором сформулировано собственное определение. Интернационализация бизнес-услуг делового туризма представляет собой процесс интеграции региональных, национальных бизнес-услуг деловой инфраструктуры туризма в единое мировое экономическое пространство, расширение территориальных возможностей организаций делового туризма за пределами национальной экономики. Ключевыми результатами процесса интернационализации бизнес-услуг делового туризма на национальном рынке являются:
— появление на национальном рынке международных гостиничных цепей (Hyatt, Novotel, Hilton, Sheraton, Marriott и др.), конгресс-холлов международного уровня, Центров Международной Торговли, международных аэропортов, транспортных узлов, хабов;
— усиление процессов интернационализации и интеграции национально-региональных бизнес-процессов и услуг.
Процесс интернационализации бизнес-услуг делового туризма рассмотрен автором на примере российского региона, а именно Ростовской области.
Донской рынок туристических услуг ориентирован на прием и обслуживание бизнес-туристов, в связи с чем в регионе особое значение уделяется развитию деловой инфраструктуры и продвижению национального продукта на международный рынок. Деловой туризм в Ростове-на-Дону как административном территориальном центре Ростовской области развивается быстрыми темпами и имеет тенденцию к интернационализации за счет увеличивающегося потока иностранных бизнес-туристов.
Сложившиеся тенденции развития туристической сферы на региональном уровне требуют коррекции ведения бизнеса в преддверии Сочинской зимней Олимпиады—2014, Чемпионата мира по футболу 2018 г. (один из городов-претендентов на проведение — г. Ростов-на-Дону).
Интеграция донского бизнеса в глобальное экономическое пространство — не новый этап в развитии региональной экономики. С учетом выгодного географического положения с точки зрения развития международной торговли и предоставления услуг иностранным партнерам Ростовская область всегда являлась активным участником внешнеэкономической деятельности, демонстрируя высокие показатели развития международных экономических отношений.
В продолжение интеграции бизнеса в единое мировое экономическое пространство в текущем году в регионе открылся центр международной торговли (далее — ЦМТ), став десятым на территории Российской Федерации, являясь частью сети ЦМТ в России и глобальной ассоциации ЦМТ, объединяющей 300 центров в 100 странах мира.
Центр международной торговли Ростова-на-Дону ставит перед собой стратегические цели по развитию регионального предпринимательства и превращению Ростовской области в привлекательную площадку для иностранных инвестиций. Оказание многочисленных услуг, необходимых бизнесу, дает комплексный положительный эффект и активно способствует развитию региона в целом.
Создание благоприятных условий для участия регионального бизнеса в международных экономических отношениях, в инфраструктурном
обновлении городских территорий, в привлечении новых инвестиций и компаний, в активизации региональной торговли и увеличении мощности аэропортов и гостиниц является стимулом и фактором интернационализации бизнес-услуг делового туризма в условиях глобализации регионального туристического рынка.
Увеличение мощности аэропортов и гостиниц в Ростовской области является актуальным и приоритетным направлением развития деловой инфраструктуры, транспортного обеспечения региона.
В силу благоприятного инвестиционного климата, взаимодействия власти и бизнес-сообщества Ростовская область имеет несколько объектов строительства в активе инвестиционных проектов:
— международный аэропортовый комплекс «Южный» — крупнейший инфраструктурный проект Ростовской области;
— отель Sheraton Rostov-on-Don Hotel & Business Center 5*;
— конгресс-центр и бизнес-отель Hyatt 5*.
Строительство аэропортового комплекса «Южный» в Ростове станет одним из инфраструктурных проектов, вошедших в утвержденную премьер-министром Д. Медведевым федеральную программу подготовки к проведению в России Чемпионата мира по футболу в 2018 г.
Перечисленные проекты создают мультипликативный эффект и оказывают существенное положительное влияние на развитие региональной экономики, интегрирующей в международные экономические отношения, а именно:
— строительство нового аэропорта высвобождает территорию ныне действующего аэропорта г. Ростова-на-Дону под перспективную застройку;
— транспортно-логистический комплекс аэропорта «Южный» способен взять на себя обслуживание мегаполиса, которым в перспективе может стать Ростов-на-Дону вместе с городами-спутниками;
— реализация проектов «аэропорт-город» (бизнес-центры, логистика, ритейл и т. п.) способствует развитию транспортно-логистического комплекса и модернизации туристской инфраструктуры Ростова-на-Дону и Ростовской области.
Аэропортовый комплекс и сопутствующая инфраструктура, а также объекты деловой гостиничной инфраструктуры мировых отельеров-ли-деров позволят создать сотни новых рабочих мест, повысить уровень инвестиционной привлекательности региона, будут способствовать увеличению
туристического потока гостей и бизнес-туристов, что в свою очередь характеризует поступательный процесс интернационализации бизнес-услуг делового туризма на региональном уровне.
Безусловным толчком к развитию делового туризма на Дону стал и прошедший в Ростове с 31 мая по 1 июня 2010 г. саммит Россия — ЕС. Аналогичный эффект от проведения данного мероприятия получили другие российские города, такие как Нижний Новгород, Хабаровск, Владивосток. Позитивный бэкграунд и осязаемые практические результаты от проведения саммитов вполне вписываются в общий процесс формирования в России культуры проведения встреч на высшем уровне. Речь идет не только о контактах на уровне правительств и руководителей государств. Все чаще разного рода международные переговоры, конференции, отраслевые форумы, выставки проходят за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, в других крупных и развитых городах страны. Примерами могут служить следующие мероприятия:
— Мировой зерновой форум (Сочи, июнь 2013);
— Международная зерновая неделя с участием высшего менеджмента Международной ассоциации торговли зерном и кормами (Ростов-на-Дону, сентябрь 2013);
— Международный инвестиционный форум в Сочи, ставший традиционной инвестиционной площадкой бизнес-контактов, деловых структур, органов власти и общественности (сентябрь 2013).
Каковы же причины, способствующие заметному росту количества международных встреч политического, экономического, делового и прочего характера на территории России? Наиболее существенными, по мнению автора, являются три обстоятельства:
— увеличение удельного веса Российской Федерации в международных экономических отношениях;
— явная принадлежность Российской Федерации к западному миру, несмотря на все попытки оспорить этот факт. Данное понятие не ограничивается географическими и этническими рамками. Оно означает лишь включенность в европейскую пред-принимательско-дипломатическую этику и культуру ведения дел. В этом смысле к Западу относятся и такие страны, как Япония и Республика Корея;
— наличие при всем этом достаточного количества колорита и национальной самобытности для придания мероприятиям необходимой непринужденности и позитивного фона.
По мнению автора, именно сегмент международных встреч способен стать локомотивом, индуцирующим дальнейший рост российского рынка делового туризма. Еще одним фактором является прогрессирующая интеграция России с международной спортивной семьей. Так как отечественный спорт (в первую очередь футбол) чрезвычайно тесно связан с бизнесом, укрепление спортивных отношений с зарубежными командами и международными организациями одновременно ведет к аналогичным результатам на деловом направлении. Примером может служить поездка немецкой футбольной команды «Шальке-04», спонсируемой «Газпромом», на российские газовые месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе. С тех пор спортивно-деловой туризм стал в РФ практически обыденным явлением. С приближением ЧМ—2018 он, безусловно, будет приобретать все более интенсивный и глубокий характер.
Все перечисленные примеры свидетельствуют об актуальности и перспективности рынка делового туризма в нашей стране. Однако для упорядочения и институционализации данного сегмента необходимо провести огромную работу, в том числе и законодательную. В связи с этим автор считает
необходимым создание специализированного органа, учреждения по вопросам развития делового туризма. Таким учреждением может стать или государственное агентство по деловому туризму, или соответствующий отдел в одном из министерств, или национальное конгресс-бюро. Во многих мировых центрах делового туризма есть подобные структуры.
Список литературы
1. Данильченко А. В. Транснационализация промышленного и банковского капитала. Минск: БГУ. 2007. 182 с.
2. Данильченко А. В., Калинин Д. С. Современные направления развития теории интернационализации деловой активности предприятий: научный сборник. Минск: Тесей. 2010. URL: http://www. bsu. by/Cache/pdf/394993.pdf.
3 CBI Market Information Database. URL: www. cbi. eu.
4. International Tourist Arrivals back at 2008 pre-crisis peak level // UNWTO World Tourism Barometer. 2012. URL: http://www. unwto. org/.
5. Welch L. S. Internationalization: evolution of a concept // J. of General Marketing. 1988. vol. 14. № 2. P. 36-64.