патриотическому воспитанию, но и формированию у ребенка позитивного отношения к миру и к самому себе [2, с. 6].
Именно воспитателям и учителям необходимо уметь создать для детей в интернате и семью, и школу, как единство жизни. Школа - это школа жизни.
Каждый взрослый человек или ребёнок если не сохраняет в себе память прошлого, равнодушно относится к истории - деградирует как человек. Интеллектуально развитая личность неразрывно связывает свою судьбу с будущим родного края и страны, а выпускники способны встать на защиту государственных интересов России.
Список литературы
1. Батурина Г. И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях / Г. И. Батурина. М.: Народное образование, 2012.
2. Орлов А. Б. Психология личности человека: практики. М.: Академия, 2002.
3. Соколова И. И. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника: методический материал / И. И.Соколова // Начальная школа, 2007. № 6.
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Болтунова М. В.
Болтунова Марина Вячеславовна - учитель начальных классов, Образовательный центр «Созвездие», г. Москва
Аннотация: в соответствии с перспективными задачами школьного образования и необходимостью поиска их решения в данной статье рассматриваются проектные технологии. Описан процесс планирования проектов, их цели, задачи, особенности проведения. Значимость рассмотренных проектных технологий заключается в том, что они могут использоваться в работе со школьниками с различным уровнем подготовки.
Ключевые слова: образование, начальная школа, проектные технологии, метод проектов, чтение.
Перед современной школой в целом и начальной в частности поставлена серьезная задача - не только передать учащимся предметные знания, но и привить умение по собственной инициативе, самостоятельно приобретать необходимую информацию и эффективно использовать ее на практике. Решению поставленной задачи, «способствуют проектные технологии, поскольку они дают определенную свободу выбора темы, методов исследования, формы представления результатов выполненной работы» [2, с. 54]. Школьники сами могут выбирать интересующие их темы, аспекты предложенных для анализа проблем, сами определяют источники поиска материала и способы предъявления результатов. Все это позволяет создать такую атмосферу, в которой раскрываются творческие и исследовательские способности школьников. Кроме того, проблемой многих современных детей стало неумение выразить свою мысль, подобрать нужный для данной коммуникативной ситуации стиль общения. На наш взгляд, проект решает и такого рода задачи, поскольку требует от обучающихся повышенной коммуникативной активности. Известно, что «в процессе коммуникации необходимо не только правильно выбрать содержание, но и облечь его в подходящую языковую форму» [5, с. 14]. Каждый школьник, вовлеченный в проектную деятельность, должен уметь общаться с другими участниками проекта и его координатором, отстаивать свою точку зрения, выслушивать
40
мнение и понимать выбор другого. Обучение становится двусторонним процессом, взаимодействием преподавателя и учащегося, при котором школьники имеют возможность занимать активную позицию.
Преподаватели образовательного центра «Созвездие» регулярно используют проектные технологии в практике преподавания. В статье хотелось бы показать, каким образом чтение текстов может стать отправной точкой нового проекта. На начальном этапе участники проекта читают текст. Могут быть использованы даже тексты из базовых школьных учебников. Как правило, все они высоконравственны и затрагивают важные проблемы. Кроме этого, учитель может предложить и специально подобранный текст. Так, небольшой текст об именах может стать началом проекта «Фамилия - тайна имени», в котором каждый ученик сможет рассказать о себе и истории своей семьи, происхождении своей фамилии. А рассказ о символическом значении цветов в древнерусском искусстве поможет подойти к тематике проекта «Что могут символизировать цвета у разных народов мира». Последняя тема и подобные ей, на наш взгляд, особенно актуальны в современных условиях, когда в классе обучаются дети самых разных национальностей. Такие проекты ведут к диалогу культур, помогают увидеть общее и вырабатывают толерантное отношение к представителям иных национальностей и культур. Таким образом, текст подводит к проблематике проекта. Обучающиеся выражают свои эмоции по поводу прочитанного, учитель задает вопросы, которые помогают выявить проблему. Необходимо, чтобы проблема имела полемичный характер. Задача педагога - организовать дискуссию. Школьники, как правило, с удовольствием отстаивают свою точку зрения. В ходе обсуждения вырисовывается тематика проекта. Обучающиеся в зависимости от интересов и психологической совместимости делятся на группы. Перед ними стоит непростая задача: «поставить проблему, наметить способы ее решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал» [1 с. 26]. Преподаватель координирует деятельность обучающихся, помогает им распределиться на группы, дает рекомендации по поиску материала.
На следующем этапе школьники самостоятельно добывают информацию и оформляют итоги в той или иной форме. Преподаватели поощряют творчество своих учеников, поскольку «образование - это не только передача известной суммы знаний, но и развитие способности к творческой деятельности» [3, с. 60]. Свои результаты обучающиеся оформляют в виде докладов, презентаций, фотовыставок и даже концертов. Присутствующие на защите проектов имеют возможность задать вопросы авторам. Школьники отвечают на вопросы слушателей, а значит, практикуются в использовании языка, добиваясь логичного построения своей речи и грамотного отбора языковых средств.
Конечно, проект не решает всех проблем современного образования, но он может разнообразить учебный процесс, сделать его полезным, актуальным и интересным для обучающихся. Как отмечается в работах современных методистов, ученики «в ходе проекта расширяют свои знания, учатся работать в сотрудничестве...» [4, с. 187]. Проект дает свободу при выборе темы, методов исследования, обучающийся может предложить разнообразные формы представления результатов. Все это позволяет создать творческую атмосферу, поддерживает интерес к предмету.
Список литературы
1. Барменкова О. И. О работе над проектом // Иностранные языки в школе, 1997.
№ 3. С. 25-27.
2. Гвоздева Е. В. Проектные технологии в обучении русскому языку как
иностранному // Научная дискуссия: инновации в современном мире, 2016. № 1-2.
С. 54-57.
3. Гвоздева Е. В. Этнокультурное образование в поликультурной среде высшей школы // European research, 2016. № 3 (14). С. 59-61.
4. Гвоздева Е. В. Об опыте организации проектной деятельности при обучении русскому языку как иностранному // International scientific review, 2016. № 2 (12). С. 184-187.
5. Гвоздева Е. В. Гнездовой принцип изучения лексики при обучении русскому языку как иностранному // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология, 2015. № 3. С. 14-19.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Тухтарова А. С.
Тухтарова Алмагуль Сахташевна - учитель, средняя общеобразовательная школа им. М. Ауэзова,
село Ганюшкино, Атырауская область, Курмангазинский район, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются методы и приёмы привития учащимся в казахстанской школе навыка полиязычия на уроках русского языка. Ключевые слова: полиязычная личность, взаимопонимание этносов, межнациональное общение, перспективность.
Образование - один из ключевых аспектов качественной оценки и жизнеспособности общества. Будущее того или иного государства зависит от того, как и на сколько разумно решены в нём проблемы образования Мировое сообщество пришло к пониманию, что от качества и уровня образования зависят перспективы развития любого государства. «Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана» - подчеркивает Президент нашей страны Н. А. Назарбаев в своих выступлениях.
Основной задачей политики нашего государства в сфере образования является повышение уровня интеллектуальных способностей нации. Как считают учёные, залогом устойчивости, взаимопонимания этносов, рационального развития языков, политической стабильности для современного казахстанского общества является формирование полиязычных личностей. Полиязычие в Казахстане на сегодня является необходимым навыком, характеризующим образованную и преуспевающую личность.
Здесь хочется обратиться к высказываниям Главы нашего государства Н. А. Назарбаева: «Мир и согласие в многоязычном и многоконфессиональном обществе - это наша с вами заслуга, уважаемые казахстанцы. Отрадно отметить, что казахстанцы с уважением и достоинством стали изучать государственный казахский язык, давший название родной земле, на которой мы живём и ведём к благополучию нашу страну. Мы также будем развивать русский язык и языки других казахстанских этносов.
Я всегда говорил, что для современного казахстанца владение тремя языками - это обязательное условие собственного благополучия».
Думаю, что эти слова Президента особенно близко воспринимаются учителями -языковедами. Ведь именно нам доверяется внедрение обучения на трёх языках. И мы можем сказать, что, несмотря на ряд трудностей, с которыми приходится сталкиваться, мы уверенно идём по пути становления новой школы.
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью культуры народа.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом