3. Гвоздева Е. В. Этнокультурное образование в поликультурной среде высшей школы // European research, 2016. № 3 (14). С. 59-61.
4. Гвоздева Е. В. Об опыте организации проектной деятельности при обучении русскому языку как иностранному // International scientific review, 2016. № 2 (12). С. 184-187.
5. Гвоздева Е. В. Гнездовой принцип изучения лексики при обучении русскому языку как иностранному // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология, 2015. № 3. С. 14-19.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Тухтарова А. С.
Тухтарова Алмагуль Сахташевна - учитель, средняя общеобразовательная школа им. М. Ауэзова,
село Ганюшкино, Атырауская область, Курмангазинский район, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются методы и приёмы привития учащимся в казахстанской школе навыка полиязычия на уроках русского языка. Ключевые слова: полиязычная личность, взаимопонимание этносов, межнациональное общение, перспективность.
Образование - один из ключевых аспектов качественной оценки и жизнеспособности общества. Будущее того или иного государства зависит от того, как и на сколько разумно решены в нём проблемы образования Мировое сообщество пришло к пониманию, что от качества и уровня образования зависят перспективы развития любого государства. «Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана» - подчеркивает Президент нашей страны Н. А. Назарбаев в своих выступлениях.
Основной задачей политики нашего государства в сфере образования является повышение уровня интеллектуальных способностей нации. Как считают учёные, залогом устойчивости, взаимопонимания этносов, рационального развития языков, политической стабильности для современного казахстанского общества является формирование полиязычных личностей. Полиязычие в Казахстане на сегодня является необходимым навыком, характеризующим образованную и преуспевающую личность.
Здесь хочется обратиться к высказываниям Главы нашего государства Н. А. Назарбаева: «Мир и согласие в многоязычном и многоконфессиональном обществе - это наша с вами заслуга, уважаемые казахстанцы. Отрадно отметить, что казахстанцы с уважением и достоинством стали изучать государственный казахский язык, давший название родной земле, на которой мы живём и ведём к благополучию нашу страну. Мы также будем развивать русский язык и языки других казахстанских этносов.
Я всегда говорил, что для современного казахстанца владение тремя языками - это обязательное условие собственного благополучия».
Думаю, что эти слова Президента особенно близко воспринимаются учителями -языковедами. Ведь именно нам доверяется внедрение обучения на трёх языках. И мы можем сказать, что, несмотря на ряд трудностей, с которыми приходится сталкиваться, мы уверенно идём по пути становления новой школы.
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью культуры народа.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Главная задача русского языка - способствовать межнациональному общению, взаимопониманию, расширению возможностей ученика в плане его перспективности. Отсюда видится основное направление деятельности учителя-русоведа - работа по развитию коммуникативной компетенции каждого учащегося.
Если мы хотим и ставим цель сформировать и воспитать в школе идеальную полиязычную личность, которая будет владеть тремя языками в равной степени свободно, нам следует внести инновации в систему школьного языкового образования. Но родной язык должен быть опорным, основным при обучении и формировании полиязычной личности.
Своеобразной спецификой языкового пространства Казахстана начала нового столетия явилось активное вторжение английского языка. Благодаря этому наблюдается процесс формирования полиязычных личностей.
Коммуникативная компетенция - способность к реальному общению адекватно целям, ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
На каждом уроке педагоги нашей школы реализуют задачи, направленные не только на усвоение учебного материала и развитие интеллекта, но и на формирование мировоззренческих идей, воспитание полиязычной и поликультурной личности, казахстанца 21 века.
Деятельность учителя характеризуется постоянным совершенствованием учебного процесса, поиском новых приёмов обучения языку и использованием их в сочетании с традиционными методами [1, с. 41].
Достижение результата на уроке возможно только при условии развития творческой активности учащихся, самостоятельности в решении поставленных перед ними задач. О прочности знаний можно судить после того, как учитель видит заинтересованность детей в процессе урока и поддерживает творческую активность учащихся, как во время урока, так и в процессе подготовки к нему.
Одним из важнейших принципов обучения является воспитывающее обучение. Преподавание русского языка, так же как и других учебных предметов, строится на основе этого принципа. Изучение русского языка само по себе воспитывает, поскольку даёт учащимся в руки незаменимое ничем средство познания мира, формирования мысли, общения с людьми и на этой основе формирования мировоззрения [2, с. 17].
На уроках русского языка и литературы особое внимание уделяется формированию лучших человеческих чувств: патриотизма, целеустремлённости в достижении поставленных целей. Эту работу можно проиллюстрировать фрагментом урока по русскому языку в 7 классе. Лексическая тема данного урока: «Звёзды Казахстана». В начале урока на этапе «Ассоциация» задаю вопрос:
- Что вы себе представляете, когда слышите это слово? /звезда - ж^лдыз - star.
Ответы учеников: 1) геометрическая фигура; 2) небесное тело; 3) популярный человек; 4) герой, совершивший подвиг во имя Родины.
«Круг друзей» Пожелания друзьям «Ты будешь звездой....».
Учитель: - Говорят, что когда учитель приходит в этот мир, то на небе зажигается звезда, когда у человека всё хорошо складывается, то говорят: «Родился под счастливою звездою..». А я, ребята, желаю, чтобы ваша звезда горела ярко, указывала путь к мечте, к достижению цели. И мы сегодня на уроке узнаем о жизни и становлении «звезды» нашей космонавтики - Тохтара Аубакирова.
Особенно удачно было проведено внеклассное мероприятие в 7 классе на тему «Поэзия в единстве трёх языков». Цели проведения данного мероприятия были такие:
1) Совершенствование речевых умений и навыков в письме, чтении, слушании, говорении; установление взаимосвязи трёх языков: казахского, русского, английского;
2) Развитие навыков связной речи, памяти;
3) Воспитание чувства уважения и любви к языкам, чувства ответственности и патриотизма у молодого поколения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
- Добрый день, уважаемые гости и учащиеся! Добро пожаловать на наш праздник!
Наш Президент Н. А. Назарбаев уделяет большое внимание образованию и науке. В его проекте «Триединство языков» сказано: «Казахстан должен восприниматься во всём мире как высокообразованная страна, население которой пользуется и должно пользоваться тремя языками. Это казахский язык - государственный язык нашего народа, русский язык как язык межнационального общения, английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику нашей страны.
Великие деятели своего народа, такие как Пушкин, Абай, Байрон воспевали могучую роль родного языка в образовании и воспитании человека. Слова выявляют воспитание говорящего. Язык - оружие сердца, он охраняет человека.
3. Сообщения учащихся.
1-й ученик «Пушкин - зеркало русской поэзии»
2-й ученик «Абай Кунанбаев - великий казахский поэт, переводчик, композитор».
Великий казахский поэт Абай Кунанбаев, обращаясь к грядущему поколению,
говорил:
Пойми меня сердцем своим -
Для тебя загадкой предстану.
С бесправьем боролся, в бездорожье путь искал,
С тысячью один бился - не осуждай
Абай рано проникся чувством глубокого уважения к великому наследию русской культуры, жил сознанием общности идеалов и раскрепощения народов России от многовекового гнёта и темноты. Позже в своих «Гаклиях» («Словах назидания») он писал: «Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче......
4. Инсценирование
Абай и своих детей, а их было трое, отдал учиться в русскую школу.
Учитель: - Абай высоко поднял светильник разума в темноте степи.
В юрте сидят Абай, Улжан. Айгерим, дети Абая - Абиш, Магаш, Гульбадан.
Абиш: Я теперь и по-русски учусь. Как только с зимовки уехали, начал учиться.
Абай: Ого! У кого же ты учишься? Кто здесь учит по-русски? (притягивает к себе мальчика).
Улжан: Весной, как ты уехал в город, к нам в Жидебай приехал молодой русский жигит, Он год служил в городе толмачом, его так и зовут бала-толмач. Пришёл ко мне, говорит, что болен, приехал в аул кумысом лечиться, попросился жить у нас и учить детей по-русски. Я вспомнила, что ты этого хотел. Не только Абиш - и Магаш, и Гульбадан учатся у этого бала-толмача.
5. Выразительное чтение.
Стремясь познакомить свой народ с образами романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Абай в 1887-1889 г.г. переводит несколько отрывков: «Портрет Онегина», «Письмо Татьяны» и др.
Чтение отрывков из романа «Евгений Онегин» на русском и казахском языка
6. Сообщение учащегося.
Одним из первых среди европейских поэтов к восточной теме обратился Дж. Байрон. Он призывал народ к борьбе за свободу, ему была не безразлична судьба русского народа. С болью в сердце он рассказывает о событиях войны в России с Наполеоном.
Москва, Москва! Был грозен и жесток
Врагу тобой преподанный урок!
Крылом пурги смела ты вражий строй,
44
И падал в снег развенчанный герой.
Ученик читает отрывок из поэмы «Бронзовый век».
7. Слово учителя
- В наш век, век технологии, современный человек должен владеть тремя языками обязательно. Это жизненная необходимость. Как сказал Гете: «Кто не знает иностранного языка, тот ничего не знает о своём языке».
- К какому мы пришли выводу, ребята? Да, в мире литературы ни один поэт не может быть оторванным от других, в этом вы убедились на уроке.
8. Подведение итогов урока.
- В завершение урока хочется сказать: «Дружба и братство дороже всякого богатства».
Главная цель таких уроков - подвести учащихся к выводу, что «личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни». В перспективе мы должны достигнуть поставленной цели обучения языкам: наши выпускники школ должны стать коммуникативно компетентными полиязычными личностями, а это на сегодняшний день является государственной задачей системы образования Республики Казахстан.
Список литературы
1. Сигуан М., Макки У. Образование и двуязычие. М. Педагогика, 1990.
2. Мурзалинова А. Ж. Методические основы формирования функциональной грамотности учащихся казахов при обучении русскому языку в 10-11 классах. Алматы, 2002.
ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Полякова Е.А.
Полякова Екатерина Александровна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 6 города Ейска муниципального образования,
Ейский район, г. Ейск
Аннотация: в статье анализируются основные особенности детей раннего возраста. Отдельное внимание автор уделяет предметно-развивающей среде с учетом того, на каких основных функциях построена предметная среда и на какие принципы ориентировались при её проектировании. Обратила внимание, что жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Ключевые слова: предметно-развивающая среда, принцип разумности и целесообразности, принцип индивидуального подхода, принцип эмоциогенности.
«В пустых стенах ребенок не заговорит » - заметила в свое время Е.И. Тихеева. В раннем возрасте характерен быстрый темп развития организма, в это время активно развивается сенсорика, движения, малыш овладевает речью. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено, в первую очередь, развитие таких способностей, как умение слушать, смотреть, сравнивать, различать, обобщать которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта [Тихеева Е.И. Развитие речи детей, стр. 6]. Насыщая групповое пространство, мы позаботились в первую очередь о том, чтобы дети в