Научная статья на тему 'Проектная культура студентов в контексте акмеологии образования'

Проектная культура студентов в контексте акмеологии образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / DESIGN CULTURE OF STUDENTS / SOCIAL DESIGN / AKMEOLOGY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стенина Татьяна Львовна

Показано, что современное высшее профессиональное образование нуждается в системных преобразованиях, направленных на создание условий для саморазвития и самореализации уже в процессе профессиональной подготовки. Проектная культура студентов, являющаяся сегодня одной из доминант, акцентирующих общепедагогический контекст развития высшего образования, рассмотрена сквозь призму акмеологического подхода. Через содержание и специфику социального проектирования как вида деятельности, определяющего проектную культуру, обосновываются ее акмеологическая функция и условия, необходимые для ее становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design Culture of Students in the Context of Educational Acmeology

It is shown that modern higher vocational education is characterized by the need for systemic changes aimed at creating conditions for selfdevelopment and self-realization in the course of vocational training. The design culture of students, which is today one of the landmarks that emphasize Obshchepedagogichesky context of higher education, viewed through the prism of akmeologicheskogo approach. Through the content and specifics of social planning as an activity that defines the design culture, justified its akmeologicheskaja function and the conditions necessary for its development.

Текст научной работы на тему «Проектная культура студентов в контексте акмеологии образования»

Т. Л. Стенина. Проектная культура студентов в контексте акмеологии образования

акмеология образования

УДК 378:316 (076)

проектная культура студентов в контексте акмеологии образования

Т. Л. Стенина

Стенина Татьяна Львовна - доктор педагогических наук, доцент, проректор по работе с молодежью, профессор, кафедра коррекционной педагогики, Ульяновский государственный технический университет, Россия E-mail: [email protected]

Показано, что современное высшее профессиональное образование нуждается в системных преобразованиях, направленных на создание условий для саморазвития и самореализации уже в процессе профессиональной подготовки. Проектная культура студентов, являющаяся сегодня одной из доминант, акцентирующих общепедагогический контекст развития высшего образования, рассмотрена сквозь призму акмеологического подхода. Через содержание и специфику социального проектирования как вида деятельности, определяющего проектную культуру, обосновываются ее акмеологическая функция и условия, необходимые для ее становления. Ключевые слова: проектная культура студентов, социальное проектирование, акмеоло-гический подход.

DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-101 -104 Акмеологический подход в образовании

Акмеологическая составляющая в системе подготовки человека к жизни содержит идеологию прогрессивного развития, целенаправленной, содержательной и гармоничной осмысленной жизни. Акмеологический подход в образовании позволяет осуществить подготовку специалистов, соответствующих требованиям времени, способных решать задачи в условиях глобальных перемен. Стратегия формирования ценностного отношения студентов к личностно профессиональному самосовершенствованию предполагает признание саморазвития личности главной целью учебно-воспитательного процесса, а личность студента - основной ценностью.

В педагогических работах, исследующих проблемы акмеологии, теоретически обосновано и эмпирически доказано, что личностно профессиональное самосовершенствование достигается через проявления творческой социальной активности и рефлексивной саморегуляции [1]. Единство этих составляющих не только характеризует достигнутый уровень самосовершенствования, но и свидетельствует о наличии потенциала для саморазвития. Одним из условий модернизации системы высшего профессионального образования согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. является вовлеченность студентов и преподавателей в социально значимую проектную деятельность, являющуюся ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации, прогнозирования и проектирования. В этом контексте раскрывается актуальность исследований проблемы становления проектной культуры студентов, как качества личности, характеризующего конкурентоспособного выпускника высшей школы на рынке труда.

Проектная культура как качество личности

Проектную культуру мы определяем как целостное, интегратив-ное, изменяющееся во времени качество личности, характеризующееся

© Стенина Т. Л, 2016

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 2(18)

сформированными знаниями и представлениями о социальном проектировании, познавательной активностью и самостоятельностью в проектной деятельности, ценностными ориентациями и устойчивой мотивацией к культурному развитию, актуальными способностями (познавательными, аналитическими, прогностическими, творческими, коммуникативными), преломляющимися в сформированных компетенциях (операционально-технологической, стратегической, прогностической, коммуникативной), позволяющих самостоятельно осуществлять социально значимую проектную деятельность и ее рефлексивный анализ.

Многообразие функций культуры личности требует в процессе ее изучения достоверно ограничить сложность познаваемых объектов и явлений, выделив типичные группы, детерминируемые конкретным видом деятельности. Содержание исследуемого нами феномена - проектной культуры студентов определяется проектной деятельностью. Мы конкретизируем это положение и далее будем рассматривать проектную культуру как детерминируемую таким видом деятельности, как социальное проектирование.

Анализ специфики социального проектирования, возникающих в проектной деятельности отношений, формирующихся ценностных ориента-ций позволил нам обосновать следующие функции проектной культуры личности: познавательную, гуманистическую, аксиологическую, преобразующую, коммуникативную, акмеологическую. Многоплановость функций проектной культуры объясняется тем, что в процессе проектирования личность, будучи субъектом проектирования, развивается: происходит восхождение к потребностям высшего порядка, вслед за этим формируются ценностные ориентации, появляются интерес и побуждение к социально значимой деятельности, формируются коммуникативные навыки; успешная реализация собственной идеи повышает самооценку и рождает стремление к самосовершенствованию и достижению высших результатов.

Расширение границ познания, необходимость поиска новой информации и генерирование нового знания раскрывают сущность познавательной функции проектной культуры. В отсутствии готовых образцов решения поставленных задач требуется творческий поиск собственных идей и возможностей для их воплощения.

Гуманистическая функция проектной культуры детерминируется самим смыслом реализации социальных инноваций: стремлением к положительным изменениям в социальных системах и деятельности социальных институтов на благо человека. Мировой культурный опыт свидетельствует, что в обществе нельзя, ставя цели, добиваться их реализации любыми средствами. Если они безнравственны, несут зло большинству людей, нации, нарушают основную ценность морали - человеческую жизнь, ее самоценность, игнорируют смысл человеческого общежития - гуманизм, то

102

любое реформирование общества бесперспективно, лишено смысла и обречено на торможение и затухание. Хорошо известно, что нравственность, мораль наряду с правом - основные регуляторы общественной жизни, без использования которых нельзя реформировать ни одно общество.

Аксиологическая функция является отображением ценностных ориентаций субъекта проектирования на объект проектирования, в этом случае источником проектной идеи служит ценностная система создателя проекта.

Роль коммуникативной функции проектной культуры, присущей всем включенным в структуру модели компонентам, неоднократно подчеркивалась отечественными учеными: «Рассматривая концепцию прогнозного социального проектирования, - пишет Т. М. Дридзе, - важно подчеркнуть роль коммуникации, в опоре на которую только и возможны выработка и реализация комплексной стратегии перехода от социальной диагностики к конструированию вариантных образцов решения социально значимых проблем в режиме диалога между социальными субъектами, чьи интересы затронут эти решения» [2, с. 79].

В процессе проектирования необходимо осваивать умения эффективно формировать коммуникативную стратегию, пользоваться разнообразными тактическими приемами и средствами коммуникации, представлять себя и других участников проектирования как участников коммуникативного процесса. В ходе презентации своей идеи и проекта вырабатываются навык владения монологической речью, стиль формулирования мысли, умение аргументированно доказывать свою точку зрения, выстраивать логическую последовательность в диалоге. В процессе коммуникации, в свою очередь, формируются и развиваются взаимоотношения между членами группы, происходит командообразование.

Акмеологическая функция проектной культуры

Акмеологическая функция проектной культуры заключается в формировании самостоятельного опыта решения задач проектирования, поиска нестандартных решений, умения управлять собственным развитием. В процессе совместной творческой проектной деятельности формируются позитивные представления о себе, адекватные восприятие и самооценка личности как основы позитивной социокультурной направленности. В процессе проектирования происходит накопление самостоятельного опыта социально активной деятельности как основы самопреобразования личности в условиях жизнедеятельности в социуме. К результатам реализации акмеологической функции проектной культуры можно отнести выработку активной гражданской позиции, ориентацию личности в мире ценностей, готовность к постоянному повышению уровня своей профессиональной компетентности.

Научный отдел

Т. Л. Стенина. Проектная культура студентов в контексте акмеологии образования

В процессе проектирования возникает потребность развивать способность к самостоятельному планированию своих действий, возможность проявить свои лидерские и организаторские способности. В терминологии А. А. Деркача профессиональное развитие личности предполагает освоение новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач (анализа, прогноза и принятия управленческих решений), совершенствование стиля руководства, формирование ак-меологических инвариантов профессионализма, развитие таких личностно-деловых качеств, как инициативность, ответственность, организованность, раскрытие потенциала личности, изменение системы мотивов и ценностей [3].

Становление проектной культуры студентов и развитие их творческого потенциала в таком контексте можно рассматривать как акмеологиче-скую стратегию развития личности. Аргументом является тот факт, что в социально значимой проектной деятельности, определяющей проектную культуру, заложены элементы акмеологического тренинга программно-целевой направленности, а именно:

- ориентация на освоение технологий, не только проектировочных, но и гностических, коммуникационных;

- учет потребностей практики;

- оценка эффективности освоения технологий;

- использование индивидуальной и групповой программ обучения;

- поэтапное освоение технологии.

Исследуя проблему способностей, ученые

обращаются к вопросам, так или иначе затрагивающим проблемы потенциального и актуального. А. Маслоу утверждал, что «полное, здоровое, нормальное развитие личности состоит в актуализации "человеческой природы", в реализации ее потенциалов и в развитии их до состояния зрелости по путям, заложенным в ней» [4]. По мнению ученого, развитие заключается, скорее, в росте изнутри, чем в формировании извне. Отсюда следует, что суть поведения человека есть стремление реализовать в процессе жизнедеятельности врожденный потенциал, использовать полностью свои таланты и способности. Самоактуализация является ростом изнутри того, что составляет сущность организма [5, с. 231]. Таким образом, диалектика потенциального и актуального, по нашему мнению, характеризует одну из важнейших линий развития качеств личности. Соотношение потенциального и актуального позволяет рассматривать становление проектной культуры студентов как динамический процесс, а не только через характеристику уже сложившихся, сформированных способностей. В отличие от потенциальных, актуальные способности - это реализующиеся, действующие в данных конкретных условиях жизнедеятельности свойства личности [6].

Благодаря такому подходу личность представляется обладающей множеством возможностей, которые получают или не получают реализацию в зависимости от конкретных социальных условий ее жизнедеятельности, т. е., с одной стороны, не все социальные условия способствуют превращению потенциальных состояний и свойств в актуальные, с другой - не все потенциальные особенности личности могут стать актуальными из-за низкой личностной активности. Данное утверждение актуально для изучения становления проектной культуры как динамического процесса, протекающего в определенных социальных условиях.

Мы, естественно, не предполагаем, что результат - достижение личностью «акме» -будет достигаться автоматически в процессе социального проектирования. Для достижения определяемой возрастом ступени зрелости необходимы дополнительные условия; зрелость в этом контексте характеризуется высокоразвитым интеллектуальным отношением к жизни, устойчивой социальной активностью, деятельной продуктивностью, сформированностью ценностных ориентаций личности, эстетическим отношением к действительности. Основополагающим условием достижения личностью «акме» кроме благоприятных условий макро- и микросреды является ее творческая деятельность. «Акме» личности определяется широтой спектра развития основных областей деятельности и достигнутым уровнем сформированных умений и навыков. В акмеологическом подходе к становлению проектной культуры доминирует идея развития творческих способностей и совершенствования навыков проектирования у студентов.

Для достижения «акме» в процессе социального проектирования необходимы наличие рефлексивной саморегуляции, формирование позитивных представлений о себе и своей проектной деятельности, следовательно, востребованными являются технологии обучения, органично соединяющие личностно значимое для студента с общественно значимым, игровые методы обучения, направленные на совершенствование межличностных отношений, на повышение профессиональной готовности.

Применение в педагогическом процессе технологии организационно-деятельностных игр дает возможность каждому из участников попробовать себя в роли модератора, идеолога, оппонента. В игровых техниках происходит взаимодействие участников, выступающих носителями различных интересов. В процессе принятия индивидуальных и совместных решений вырабатывается и одновременно апробируется модель оптимального управления процессом.

На публичных защитах проектов студенты оказываются в различных позициях по отношению к проекту; идея и методы ее реализации, основанные на собственной трактовке соци-

Акмеология образования

103

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 2(18)

альных процессов, подвергаются экспертизе и обсуждению, в итоге происходит корректировка прогнозов и проектных действий. Таким образом, идеи, проекты, решения, выработанные в ходе совместной творческой деятельности, зачастую оказываются гораздо реалистичнее и содержат наиболее обоснованные (экономически и организационно) предложения по решению социально значимых проблем.

Заключение

Наличие действенной системы оценки результативности проектной деятельности и системы поощрений положительно влияет на формирование у студентов ценностного отношения к социальному проектированию как к деятельности, необходимой и значимой для общества. В заключение уместно будет привести цитату Н. В. Кузьминой: «Счастлив только истинно нравственный человек, осознающий свое предназначение в жизни и его осуществляющий в делах и поступках» [7, с. 10]. Социальное проектирование позволяет студентам выстроить свою иерархию жизненных ценностей, переходящих в убеждения, и реализовать основанные на них идеи в собственном социальном проекте.

Библиографический список

1. Деркач А. А. Акмеология : личностное и профессиональное развитие человека : в 5 кн. М., 2000-2001. Кн. 3. 538 с.

2. Дридзе Т. М. Социальная коммуникация и культура в экоантропоцентрической парадигме // В контексте конфликтологии. М., 1997. Вып. 1. С. 78-81.

3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология : учеб. пособие. СПб., 2003. С. 38-39.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008. 352 с.

5. Абульханова-СлавскаяК. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.

6. Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. 365 с.

7. КузьминаН. В. Предмет акмеологии. СПб., 1995. 128 с.

Design Culture of Students in the Context of Educational Acmeology

Tatyana L. Stenina

Ulyanovsk State Technical University

32, Severnyy Venets str., 432027, Ulyanovsk, Russia

E-mail: [email protected]

It is shown that modern higher vocational education is characterized by the need for systemic changes aimed at creating conditions for self-development and self-realization in the course of vocational training. The design culture of students, which is today one of the landmarks that emphasize Obshchepedagogichesky context of higher education, viewed through the prism of akmeologicheskogo approach. Through the content and specifics of social planning as an activity that defines the design culture, justified its akmeologicheskaja function and the conditions necessary for its development. Key words: design culture of students, social design, akmeology approach.

References

1. Derkach A. A. Akmeologiya: lichnostnoe iprofessional'noe razvitie cheloveka: v 5 kn. (Acmeology: person's personal and professional development: in 5 books). Moscow, 2000-2001. Book 3. 538 p. (in Russian).

2. Dridze T. M. Sotsial'naya kommunikatsiya i kul'tura v ekoantropotsentricheskoyparadigme (Social communication and culture in eco-anthropocentric paradigm). V kon-tekste konfliktologii (In conflictological context). Moscow. 1997. Iss. 1, pp. 78-81 (in Russian).

3. Derkach A. A., Zazykin V. G. Akmeologiya: ucheb. poso-bie (Acmeology: the study guide). St.-Petersburg, 2003, pp. 38-39 (in Russian).

4. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' (Motivation and personality). St.-Petersburg, 2008. 352 p. (in Russian, trans. from English).

5. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Deyatel'nost'ipsikhologiya lichnosti (Activity and psychology of personality). Moscow, 1980. 335 p. (in Russian).

6. Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti (Psychology of personality's formation and development). Ed. by L. I. Antsyferova. Moscow, 1981. 365 p. (in Russian).

7. Kuz'mina N. V. Predmet akmeologii (Acmeology subject). St.-Petersburg, 1995. 128 p. (in Russian).

УДК 159.9

мастер-класс как способ трансляции механизмов успешного педагогического будущего

Е. А. ротмирова

Ротмирова Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой естественно-научных дисциплин и информатики, Минский областной институт развития образования, Беларусь

E-mail: [email protected]

Современный педагог как личность и субъект культуры призван овладевать ценностями и смыслами культурно ориентированного педагогического труда, как компетентный культуротворческий специалист должен быть способен обосновать и успешно транслировать культурные практики продуктивной педагогической де-

© Ротмирова Е. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.