УДК 371.314.6 UDC 371.314.6
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ - PROJEET ACTIVITIES OF STUDENTS -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Мулина Ольга Николаевна аспирант
Шуйский государственный педагогический университет, Шуя, Россия
В статье рассматривается проектная деятельность студентов как оптимальная среда формирования инновационных компетенций. Конечным результатом проектной деятельности студентов являются создание, апробация и внедрение проекта авторской системы деятельности как инновационного продукта
Ключевые слова: ИННОВАЦИИ,
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ,
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, АВТОРСКАЯ СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года определяет цели и приоритеты государственной инновационной политики, в том числе в области образования. Стратегия ориентирует на создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности: способности и готовности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, профессиональной мобильности, стремления к новому; способности к критическому мышлению, креативности и предприимчивости, умению работать самостоятельно, готовности к работе в команде и высококонкурентной среде и др. Перед системой педагогического образования в настоящее время стоит задача создания условий, необходимых для формирования у студентов компетенций инновационной деятельности. Такие условия могут быть обеспечены при создании в вузе инновационной инфраструктуры, ориентированной на применение проектных методов в процессе подготовки будущих учителей. Наша задача заключается в доказательстве, что включенность студентов педагогического вуза в проектную
THE FUTURE TEACHERS IN SHAPING OF INNOVATION COMPETENCES
Mulina Olga Nikolayevna postgraduate student
Shuya State Pedagogical University, Shuya, Russia
The article deals with the project activity of students as optimal environment of innovation competencies. The final result of the student project activity is to provide test and implementation the project of authoring activity system as an innovative product
Keywords: INNOVATION, INNOVATIVE ACTIVITY, INNOVATIVE COMPETENCES, PROJECT ACTIVITY, AUTHORING ACTIVITY SYSTEM
деятельность по созданию программ авторской системы деятельности является оптимальным условием для формирования у них инновационных компетенций.
В основе теории проектного обучения лежат идеи о необходимости формирования у студентов проектного мышления, обеспечения целостности педагогического процесса (единства развития, обучения и воспитания), создания условий для самостоятельного приобретения знаний и формирования положительной мотивации к самообразованию [14 ].
Проектное обучение направлено на оптимизацию процесса профессионального становления личности студентов с целью формирования инновационной компетентности, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда [10]. Проектная деятельность студентов нацелена на развитие способностей, обладая которыми, будущий специалист оказывается более приспособленным к жизни, умеет ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в команде. На основе этих способностей в процессе практической деятельности у студентов формируются инновационные компетентности [9].
Стратегия инновационного развития РФ ориентирует систему образования на осуществление инновационной деятельности, направленной на практическое освоение результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность образовательных процессов, а также на практическое освоение результатов научных исследований и разработок, обеспечивающих создание нового или усовершенствованного продукта, реализуемого в сфере образования. Инновационная педагогическая деятельность в системе высшего профессионального образования - это деятельность по поиску, изучению, распространению, разработке и внедрению педагогических и организационных инноваций, трансферу результатов фундаментальных и
прикладных НИР в учебный процесс и созданию инновационной образовательной среды, обеспечивающей инновационную активность студентов [12].
Л.С.Подымова обосновывает необходимость ориентации в подготовке будущих учителей к инновационной деятельности на развитие инновационного мышления, что предполагает подготовку специалиста-эксперта, способного не только решать типовые задачи, но и умеющего выделять педагогические проблемы, мыслить комплексно с учетом разных концептуальных подходов к решению проблем педагогической инноватики.
В подготовке будущего учителя к инновационной деятельности выделено четыре этапа [8]. Первый связан с развитием творческой индивидуальности преподавателя, формированием у него способности анализировать и решать творческие педагогические задачи, общей технологии творческого поиска. На втором этапе идет овладение основами методологии научного познания и введение в инновационную педагогику. Третий этап связан с освоением технологии инновационной деятельности, где происходят знакомство с методикой составления авторской программы, анализ и прогнозирование ее дальнейшего развития и трудностей ее внедрения. На четвертом этапе осуществляется практическая работа на экспериментальной площадке по внедрению новшества в педагогический процесс, отслеживается результат экспериментальной работы.
Оптимальность процесса последовательного освоения всех этапов подготовки студента - будущего преподавателя - к осуществлению инновационной деятельности обеспечивается обучением студентов проектированию авторских систем деятельности. Проект авторской системы деятельности - это теоретическая и экспериментальная модель практической деятельности студента, которую он планирует сам под
руководством преподавателя на основе анализа уже существующих систем деятельности преподавателей [13]. Главной целью создания проекта авторской системы деятельности является предоставление студентам -будущим педагогам возможности самостоятельного создания инновационных продуктов в виде авторских проектов предстоящей деятельности, их апробации и практического внедрения [4].
Процесс создания студентами проектов авторских систем
деятельности направлен на развитие логического мышления и
самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор информации, проведение исследования, анализ полученных результатов) и актуализацию инновационного потенциала личности в форме разработки и реализации авторских программ и проектов, которые разрабатываются студентами по заявкам субъектов рынка образовательных услуг
организаций и предприятий.
Студенты, включаясь в проект, получают возможность проявить поисковую активность, самостоятельность, ответственность, у них развиваются творческое воображение и критическое мышление [6]. Изучение процесса подготовки и реализации проектов авторских систем деятельности студентов осуществляется нами на базе социогуманитарного научно-образовательного центра Шуйского государственного педагогического университета, в центре молодежных педагогических инициатив. Это обучение предполагает сочетание учебных занятий и внеучебной деятельности студентов.
В программу подготовки студентов входят различные формы и виды практико-ориентированной учебно-профессиональной деятельности, в т.ч. по работе с детским коллективом в различных учреждениях в условиях клубов по месту жительства, детских лагерей, комплексных реабилитационных центров и др.; с различными группами детей, в т.ч. одаренными детьми, детьми-инвалидами, детьми-сиротами и т.д. Для
работы с детьми в каждом отдельном случае разрабатывается педагогический проект - авторская программа студента. Необходимым элементом подготовки является педагогическая стажировка -непосредственная педагогическая деятельность в сформированных педагогических отрядов [11].
И.А. Колесниковой в зависимости от требований к результату и формам представления продукта выделены уровни проектирования [2]:
- концептуальный - ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление. Продукт, полученный на этом уровне, имеет универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня;
- содержательный - предусматривает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования в практической деятельности;
- технологический - направлен на алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте;
- процессуальный - обеспечивает вывод проектной деятельности в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению.
Последовательное прохождение уровней проектирования позволяет студентам освоить полный инновационный цикл создания проекта авторской системы деятельности: от замысла, разработки проекта до его самостоятельной практической реализации в профессиональной деятельности.
Процесс создания студентами проектов авторских систем деятельности соответствует этапам проектной деятельности, выделенным Н.В.Емельяновой: ценностно-ориентационный, планирование,
конструктивный, презентационный, оценочно-рефлексивный.
На ценностно-ориентационном этапе студенты на основе диагностических процедур выявляют проблему и осуществляют поиск путей ее решения, определяют цель, задачи и социальную значимость проекта, анализируют социально-педагогическую ситуацию, выделяют сильные и слабые стороны объекта и выстраивают содержание деятельности. Результатом данного этапа является формирование образа результата - проекта авторской системы деятельности. Критерием освоенности ценностно-ориентационного этапа проектной деятельности является способность автора проекта обосновать его актуальность и практическую значимость. На данном этапе у студентов формируется умение работать самостоятельно.
На этапе планирования осуществляются подробное описание проекта и этапы его реализации, а также стратегическое, тактическое и детальное планирование. Результатом этапа планирования является план работ, включающий в себя строгую последовательность выполнения действий по созданию проекта. Критерием освоенности этапа планирования является способность автора проекта описать технологию создания и реализации проекта. В результате у студентов развивается творческое мышление.
На конструктивном этапе реализуется план проекта, выполнятся поставленные задачи. Результатом конструктивного этапа является готовый проект авторской системы деятельности. Критерием освоенности данного этапа является достижение целей проекта. Данный этап характеризуется формированием у студентов целеустремленности, направленной на достижение цели проекта.
На презентационном этапе осуществляется демонстрация проекта авторской системы деятельности. Критерием освоенности презентационного этапа является успешная защита проекта авторской системы деятельности. На данном этапе происходит формирование
ответственности за практический результат внедрения авторской системы деятельности.
На оценочно-рефлексивном этапе анализируются результаты деятельности. Соотносятся цели и задачи проекта с полученными результатами. Осуществляется проверка проекта независимыми экспертами и специалистами, заинтересованными в его реализации. Результатом этого этапа является приобретение студентами знаний по созданию и практическому внедрению проекта авторской системы деятельности. Предложенную последовательность мы дополняем обязательным этапом практического внедрения проектов авторских систем деятельности.
Практическое внедрение проектов авторской системы деятельности дает студентам возможность реализовать свои профессиональные знания, умения и навыки, сформировать готовность к самостоятельному осуществлению инновационной деятельности.
Студенты, создавая авторские программы, оформляют их как результаты интеллектуальной деятельности, учатся работать в области инновационных педагогических технологий, развивают свои научнотворческие способности, реализуют на практике созданные интеллектуальные продукты.
Проекты авторской системы деятельности студентов должны отвечать следующим требованиям:
1) обладать высоким уровнем трудности,
2) иметь общественно-полезную значимость, рыночную стоимость и быть ориентированными на производство,
3) должны предусматривать коллективную деятельность студентов и их включенность в научный коллектив, т.е. студенты в совместной деятельности с учеными должны иметь возможность практической реализации проекта авторской системы деятельности [5].
Следуя В.И.Щеголю можно отметить, что самостоятельная разработка проектов авторских систем деятельности и возможность осуществления всего процесса от замысла проекта до его реализации развивают у студентов творческие способности и формируют у них готовность к самостоятельному осуществлению инновационной деятельности.
Разрабатываемые студентами проекты авторских систем деятельности реализуются ими в практической деятельности с детьми в студенческих педагогических отрядах, подтверждая инновационный характер технологии обучения проектированию авторских систем деятельности. Студенческий педагогический отряд - это общественная организация при вузе, участники которой выступают в роли вожатых, а также организаторов детского коллектива. Студент, выступая в роли вожатого, на практике пробует себя в профессиональной деятельности [11]. Студенческими педагогическими отрядами разработаны и внедрены программы смен детского оздоровительного лагеря «Искорка» «За нами будущее!», «Вперед в прошлое!» и др.
В результате проектирования и практического внедрения студентами проектов авторских систем деятельности установлено, что у будущих педагогов формируются личностные и профессиональные новообразования:
- инициативность, проявляющаяся в самостоятельной постановке целей и организации действий, направленных на достижение этих целей;
- умение работать самостоятельно, характеризуемое
самоконтролируемой целенаправленной деятельностью студентов,
- творческое мышление, характеризующееся развитостью логического мышления, обширностью и гибкостью знаний;
- целеустремленность - активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности;
- ответственность, проявляющаяся в способности студента отвечать за свои действия и их последствия.
Вышесказанное дает нам основание считать формируемые новообразования предпосылками к развитию компетенций инновационной деятельности. Опыт проектирования, разработки и практического внедрения авторских систем деятельности доказывает, что включенность студентов в проектную деятельность является оптимальной средой для формирования у них компетенций инновационной деятельности.
Список литературы
1. Емельянова Н.В. Проектная деятельность студентов в учебном процессе // Высшее образование сегодня. 2011. № 3. С. 82-84.
2. Кирилова Г.И. Подготовка преподавателей к организации проектной
исследовательской деятельности студентов // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2009. Т. 3, № 3. С. 109-116.
3. Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова -Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
4. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория качества подготовки специалиста
образования. М., 2001.
5. Куракова Г.В. Специфика педагогического проектирования процесса
формирования ключевых учебных компетенций обучающихся // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2011. № 1. 39-46.
6. Носенко А. О. Проектная деятельность как оптимальное решение осуществления полноценной научно-исследовательской работы студентов // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С. 76-78.
7. Подымова Л.С., Алисов Е.А. Готовность субъектов образовательного процесса к педагогическому проектированию образовательной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12. С. 135-138.
8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. 224 с.
9. Тарасова Е. О. Проектная деятельность как технология развития ключевых компетенций будущих специалистов // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. 2009. № 1. С. 99106.
10. Чеботарева Е.С Развитие самообразовательной компетентности студентов в процессе проектной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2009. № 5. С. 121-125.
11. Шмелева Е.А., Чистякова М. А. Формирование инновационной активности студентов в педагогических отрядах // Политематический сетевой электронный
научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 68. С. 351-363 Режим доступа http://ej.kubagro.ru/2012/05/pdf/56.pdf
12. Шмелева Е.А. Формирование инновационных компетенций студентов в центре молодежных педагогических инициатив // Гуманитарные науки и образование. 2011. №
3. С. 21-26.
13. Шмелева Е.А. Инновационный потенциал и образовательная среда как акмеологические ресурсы развития [Электронный ресурс] / С.Н. Толстов, Е.А. Шмелева // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2012. №79(05). Режим доступа http://ej.kubagro.ru/2012/05/pdf/56.pdf.
14. Щеголь В.И., Михайловская Т.А. Рефлексия в творческом саморазвитии и проектной деятельности студента // Педагогическое образование и наука. 2010. № 5. С. 64-67.