Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
1
УДК 378.4
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДАХ
Шмелева Елена Александровна к.п.н., доцент
Чистякова Мария Александровна аспирант
Шуйский государственный педагогический университет, Шуя, Россия
В статье рассматривается проблема формирования инновационной активности студентов. Студенческий педагогический отряд как центр молодежных педагогических инициатив формирует инновационную среду для подготовки нового учителя
Ключевые слова: ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД, ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ВУЗА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ, ПРОГРАММЫ
UDC 378.4
FORMATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN PEDAGOGICAL GROUPS
Shmeleva Elena Alexandrovna Cand.Ped.Sci., associate professor
Tchistyakova Maria Alexandrovna postgraduate student
Shuya State Pedagogical University, Shuya, Russia
The article addresses the problem of the formation of innovative activity of students. Pedagogical team of students as a center of youth initiatives creates an innovative framework for preparing a new teacher
Keywords: INNOVATIVE ACTIVITY, STUDENTS PEDAGOGICAL GROUP, INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF HIGHER SCHOOL, INTELLIGENT PRODUCTS, PROGRAMS, VOCATIONAL TRAINING
В период глобальной модернизации в России возникла острая потребность в личности, способной к самореализации в различных областях жизни: профессиональной, исследовательской, управленческой, творческой, образовательной и других. Решение этих задач в свою очередь требует от вузов создания оптимальных условий для формирования и развития ключевых характеристик - инновационной активности студентов и готовности выпускников к инновационной деятельности. Такая оптимальность условий обеспечивается созданием продуктивной инновационной инфраструктуры вуза, ориентированной на проектные методы в подготовке студентов.
Задачи развития инновационной активности становятся еще более актуальными в условиях новых инновационных задач, требующих новых интенсивных подходов, задач, обозначенных Президентом РФ для системы педагогического образования. Шуйский государственный педагогический университет создает условия инновационного развития образования, науки
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/47.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
2
и культуры основе разработки, апробации и внедрения проектноориентированной модели социокультурного научно-образовательного центра подготовки и переподготовки кадров, целью деятельности которого является формирование инновационной среды, развитие взаимодействия между вузом и стратегическими партнерами, повышение на этой основе качества подготовки специалистов, уровня развития исследовательской и образовательно-технологической базы, инновационной активности научнопедагогического и студенческого корпуса.
Системообразующим фактором инновационного развития является процесс самореализации и самоактуализации как воплощение сущности человека в высших формах деятельности: готовность к профессиональному росту, организаторские и исследовательские способности, инициативность, целеустремленность, креативность, упорство в достижении целей, лидерство. В совокупности данные качества можно определить как инновационную активность личности. В условиях интенсивного развития вузов инновационная активность научно-педагогических коллективов становится необходимым условием успешного позиционирования в формирующемся новом пространстве образовательных услуг.
Под инновационной активностью предприятий Богачев А.И., Полякова А.А. понимают их способность использовать и реализовать нововведения для обеспечения конкурентоспособности и удержания за собой доли рынков. Признавая крайне низкий уровень инновационной активности российских предприятий, они доказывают необходимость комплексного механизма стимулирования инновационного процесса [3]. Сербиновский Б.Ю., Захарова О.С. выделили факторы и показатели, соответствующие целям инновационного субъекта, к числу которых они относят формирование инновационной культуры. Признавая, что центральным звеном инновационного менеджмента и успешного инновационного предприятия останется человек, коллектив и команды, способные разрабатывать и практи-
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/47.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
3
чески использовать инновации, авторы призывают использовать акмеоло-гический подход, чтобы сформировать организационную культуру, побуждающую работников к развитию и самосовершенствованию [11]. При рассмотрении проблемы формирования инновационной активности студентов - будущих педагогов мы также основываемся на акмеологическом подходе к продуктивной педагогической деятельности [2,4,7,16,17].
В концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах Министерством образования и науки РФ исследовательская и инновационная деятельность сегодня рассматривается как приоритетная по отношению к преподавательской работе [6]. Она признается важнейшей самостоятельной задачей высшей школы и необходимой составляющей качественного образовательного процесса. В связи с этим возрастает роль участия студентов в прикладных исследованиях, которые дают возможность освоить способ обновления производственных и отраслевых технологий; "увидеть" свою будущую профессиональную деятельность в динамике, осмыслить значимость освоения фундаментальных знаний; получить опыт интенсивной практической работы; уточнить направление своей будущей профессиональной деятельности, профиль получаемого образования; более осмыслено, целенаправленно и мотивированно работать с (научной) информацией.
Для инновационного прорыва России в русле реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» необходима скоординированная работа по подготовке новых педагогов, педагогов-исследователей, педагогов-инноваторов. Формирование потребности в инновационном характере профессионально-педагогической деятельности стало целевой установкой при создании на базе социогуманитарного научно-образовательного центра Шуйского государственного педагогического университета центра молодежных педагогических инициатив, который выступил формой интеграции и координации учебного, научного и инно-
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/47.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
4
вационно-внедренческого потенциала молодежи. В нем осуществляется научно-исследовательская деятельность студентов (подготовка проектов, участие в конференциях, конкурсах, выставках и т.д.); внеучебная профессиональная подготовка (практикум по работе в детских оздоровительных лагерях, инструктивно-методический лагерь); участие студентов в молодежном педагогическом движении (работа в клубах по месту жительства, оказание помощи детским общественным объединениям); социально-
педагогическая деятельность (работа с детьми-инвалидами); организация оздоровительных компаний (работа в детских оздоровительных лагерях). Обеспечивается глубокая интеграция образовательной составляющей в инновационных процессах, формирование у студентов инновационного мышления с целью развития инновационной способности и восприимчивости, содействие в трудоустройстве выпускников; повышение уровня предпринимательской культуры студента, воспитание менталитета предпринимателя. Студент создает интеллектуальную собственность в виде авторских программ, начинает работать по своей специальности, учится работать в области инновационных технологий, развивает свои научнотворческие способности и решает поставленные задачи в коллективе.
Одной из форм объединений для развития молодежных педагогических инициатив стало студенческое отрядное движение. В центр молодежных педагогических инициатив вуза входят студенческие педагогические отряды «Вегос» [1], «Спасатель» [5], «Радос», «Мост», спортивный оздоровительный клуб инвалидов «Пингвин» [8] и др. В настоящее время почти во всех регионах Российской Федерации возрождаются студенческие отряды. При этом в содержательном плане произошла трансформация движения студенческих строительных отрядов в создание студенческих отрядов, деятельность которых непосредственно сопряжена с будущей профессией. Изменились и общественные приоритеты востребованности деятельности студенческих отрядов. Возрастает интерес к участию в педа-
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/47.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
5
гогических и социально-педагогических отрядах, что обусловлено возрастающей потребностью различного типа учреждений (образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры, социально-реабилитационные центры, детские оздоровительные лагеря, клубы по месту жительства) в молодых педагогах, способных активно и качественно осуществлять воспитательный процесс с различными детскими коллективами, воспитывать у детей нравственную культуру, формировать жизненно важные навыки, пропагандировать здоровый образ жизни. Кроме того, в силу обширных связей и контактов студенчества с различными поколениями и социальными группами, особую значимость приобретает ориентация студенчества на взаимодействие с детьми, которое выступает ведущим фактором успешной социализации обеих категорий молодежи.
Включаясь в социально-педагогическую работу, студенты, получают возможность развивать и реализовывать свой воспитательный, личностный и творческий потенциал; более интенсивно включаться в социальные отношения, овладеть новыми социальными ролями; осваивать программноцелевой подход к профессионально-педагогической деятельности; получить дополнительную профессиональную квалификацию; приобрести педагогические и психологические знания, умения, навыки; обрести опыт коллективной деятельности, практического общения с детьми, подростками и молодежью.
Е. Е. Пашохонова обосновывает влияние педагогического отряда на развитие творческих качеств личности [10]. Е. М. Могалюк рассматривает деятельность педагогического отряда как один из факторов самореализации личности [9]. Н. А. Соловьева указывает, что деятельность педагогических отрядов - это дополнительная возможность формирования досугово-развивающих умений у студентов педагогических вузов [13]. А. Ю. Ховрин дает определение студенческим педагогическим отрядам как субъ-
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/47.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
6
ектам реализации государственной молодежной политики [15]. Но, несмотря на многообразные подходы к рассмотрению сущности деятельности педагогического отряда, чаще всего педагогический отряд рассматривается как общественное объединение [14]. На наш взгляд, именно студенческий педагогический отряд выступает оптимальной формой организации инновационной среды в педагогическом вузе, позволяющей реально осуществлять инновационный научно-образовательный процесс, включающий деятельность по коммерциализации интеллектуального продукта студентов.
Наиболее сформировавшейся инновационно-ориентированной формой в ШГПУ сегодня стал студенческий педагогический отряд «Вегос» -студенческая организация при вузе, участники которой выступают в роли вожатых, а также организаторов детского коллектива. Они постоянно занимаются самообразованием в рамках своего профессионального интереса и призвания, принимают участие в организации и проведении праздников и мероприятий, шефствуют над детьми, лишенными попечительства родителей. Цель педагогического отряда - воспитание не только детей, но и самих студентов. Выступая в роли вожатого, студент на практике пробует себя в профессиональной деятельности, что способствует развитию интереса к педагогической деятельности. Студенты в совместной деятельности с учеными имеют возможность апробировать авторские методики и авторские программы, внедрять их в самостоятельной работе с детьми.
В чем же проявляется инновационность в деятельности студенческого педагогического отряда? Системообразующей характеристикой инновационного цикла является процесс от производства идеи до получения серийного продукта с соответствующим социально-экономическим эффектом. Авторские программы, которые студенты разрабатывают по заявкам субъектов рынка образовательных услуг: организаций, предприятий и других партнеров, выступают именно тем продуктом, который будет реа-
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/47.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
7
лизован ими в непосредственной работе с детьми. Эта особенность - от производства идеи до серийного использования ее на практике - определяет инновационный характер деятельности студенческого педагогического отряда. Те профессионально-значимые новообразования, которые приобретают студенты при работе с детьми, реализуя инновационные образовательные и воспитательные услуги, дают не менее важный эффект, который выражается в формировании и развитии компетентностей будущего педагога.
Акмеологический подход к построению модели инновационной деятельности учителя применен В.А. Сластениным и Л.С.Подымовой [12]. Согласно их описанию на первом этапе происходит развитие творческой индивидуальности, формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а также развитие общей технологии творческого поиска; на втором -овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику. Студенты знакомятся с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями, знакомятся с различными типами инновационных учебных заведений и т.д. Третий этап характеризуется освоением технологии инновационной деятельности: методика составления авторской программы, этапы экспериментальной работы, создание авторской программы, анализ и прогнозирование дальнейшего развития новшества, трудностей внедрения. Завершающий четвертый этап направлен на практическую работу на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс, осуществлению коррекции, отслеживанию результатов эксперимента, рефлексии профессиональной деятельности. Следование этой модели позволяет формировать инновационную позицию будущего учителя через деятельность в студенческом педагогическом отряде.
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/47.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
8
«Вегос» объединяет студентов, магистрантов, аспирантов, учёных университета в исследовательской деятельности по актуальным направлениям развития региона, привлекая к участию в его деятельности представителей органов исполнительной власти. Участие студентов в деятельности СПО «Вегос» способствует формированию у них навыков творческой реализации полученных знаний и умений, помогает овладевать методологией научного поиска, приобрести исследовательский опыт. Привлечение к творческой, исследовательской и аналитической работе позволяет использовать творческий потенциал молодёжи для выработки нетривиальных, инновационных подходов к решению актуальных социально-
педагогических задач. Студенты получают возможность в реальной практической деятельности применить свои знания, приобрести организационные навыки. Студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы сферах он ни работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать свои возможности, обладать разносторонним взглядом на возникающие проблемы.
Участие в деятельности СПО является продолжением и расширением учебного процесса и предполагает интеграцию внеучебной, учебной и профессионально-практической деятельности студентов, членов студенческого педагогического отряда с целью создания условий для всестороннего развития студентов, раскрытия и реализации их творческого потенциала. Деятельность СПО призвана научить будущих специалистов исследовательской, практической деятельности, способствовать продвижению молодёжи в науку, ротации научных и управленческих кадров, решению проблемы подготовки новых российских инновационных кадров, формированию у молодёжи активной гражданской позиции.
Для приобретения более полного и правильного собственного представления о специфике каждого направления деятельности вновь принятые в СПО «Вегос» студенты получат возможность работать в каждом из них:
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/47.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
9
1. Научно-исследовательская деятельность (подготовка проектов, участие в конференциях, конкурсах, выставках и т.д.) ;
2. Организация учебно-воспитательного процесса (практикум по работе в детских оздоровительных лагерях, инструктивно-методический лагерь);
3. Участие в молодежном движении (работа в клубах по месту жительства, оказание помощи детским общественным объединениям);
4. Социально-педагогическая деятельность (работа с детьми-инвалидами);
5. Организация оздоровительных компаний (работа в детских оздоровительных лагерях).
Студент вправе выбрать именно то направление деятельности, которое более соответствует его интересам, проверить ожидания и вовремя (самое главное практически безболезненно) внести необходимые коррективы в выбранную специализацию (не дожидаясь окончания университета, не разочаровываясь при первом приходе на работу), получить навыки практической работы и по другим направлениям, реализовав возможности формирования более широкого специалиста, имеющего практические навыки, представления не только в одной узко специализированной области. Данный подход может рассматриваться как своеобразная стажировка студента. В последующем участник педагогического отряда может сделать выбор, отдавая предпочтение какому-либо определённому подразделению. Работа в СПО «Вегос» также предполагает возможность формирования проблемных научных групп (гибких, временных структур под конкретные комплексные, сложные задачи с привлечением студентов, преподавателей, аспирантов/соискателей из разных подразделений на время её решения). Это позволяет накапливать не только опыт самостоятельного решения отдельных вопросов (работая в стабильных коллективах), но и опыт работы, общения в различных (в том числе временных) коллективах, приобретать
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/47.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
10
навыки коллективного принятия решений. Студенческий педагогический отряд обладает значительными возможностями, использование которых в педагогических целях реально при наличии инновационной системы подготовки кадров.
Программа подготовки включает в себя следующие компоненты: «Курс молодого бойца СПО» - специальный практикум по работе с детским коллективом в различных детских учреждениях; «Школа организаторов досуга» - специальный практикум по работе с детским коллективом в условиях клубов по месту жительства, педагогическая деятельность студентов в клубах по месту жительства, анализ результатов деятельности студентов; «Школа молодого вожатого» - специальный практикум по работе с детским коллективом в условиях детского лагеря, инструктивнометодический лагерь, выработка программ смен детского лагеря, педагогическая деятельность в лагерях Ивановской области с различными группами детей, апробация программ смен; «Школа социального педагога» -специальный практикум по работе с детьми-инвалидами в условиях комплексных реабилитационных центров, социально-педагогическая деятельность в Шуйском комплексном центре; «Анализ полученных результатов» - анализ результатов деятельности студентов по выбранным направлениям, лидерский семинар; «Формирование педагогических отрядов для работы по рабочим направлениям» - педагогическая деятельность сформированных отрядов в детских учреждениях Ивановской области. Ежегодно студентами разрабатывается и внедряется более 10 авторских программ. Внедрение этих программ позволяет студентам реализовывать свои профессиональные знания и умения, формировать опыт инновационной деятельности, коммерциализировать результаты интеллектуальной деятельности.
Профессиональное становление личности студента через деятельность в студенческом отряде направленно на формирование и развитие
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/47.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
11
инновационной активности студентов. Подготовка современных специалистов с высшим образованием, обладающих инновационными компетентностями, требует от профессорско-преподавательского состава вузов непрерывной научно-исследовательской деятельности, связанной с обновлением и расширением рамок учебных программ, актуализацией фактического материала, освоением новых форм образовательного процесса, опирающихся на новые технологии в области образования. Важно подчеркнуть, что выполнение разработок, направленных на решение конкретных задач в условиях производства, позволяет привнести в образовательный процесс, составляющий основу деятельности сферы высшего образования, элементы практического использования тех теоретических знаний, которые получают слушатели высших учебных заведений в образовательном процессе. Именно в этом процессе достигается реализация инновационного потенциала вуза и осуществляется практическая интеграция деятельности научных школ в эффективное функционирование инновационной инфраструктуры как единого целого.
Деятельность по созданию инновационной инфраструктуры в вузах социально-гуманитарной направленности, также как и в других вузах, не может не быть сопряжена с выявлением и оформлением интеллектуальной собственности. Подлинно научный характер открытий, воплощенный в результатах интеллектуальной деятельности, может быть обеспечен лишь тогда, когда студенты, молодые ученые проводят исследования в рамках существующих научных коллективов, динамично развивающихся научных школ. Именно здесь проявляется в явной мере необходимое и достаточное условие научно-образовательного процесса вуза - продуктивное взаимодействие профессора и студента. Только лишь в тесном контакте с учеными студенты могут приобщиться к получению и производству инновационных продуктов и услуг. Возлагать надежды на то, что студент самостоятельно сможет генерировать идею и оптимально довести ее до момента
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/47.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
12
коммерциализации вряд ли стоит. Да и не в этом смысл инновационного характера профессиональной подготовки в вузе. Ведь тесное взаимодействие преподавателей и студентов имеет еще более значимый «некоммерциализируемый» воспитательный эффект - воспитание культуры научного поиска, систематичность в работе, уважение к научному труду, воспитание ученого, обладающего современными навыками и компетенциями инновационной деятельности в профессиональной сфере. Большую роль в подготовке кадров для малого инновационного предпринимательства в социогуманитарной сфере могут сыграть педагогические вузы как наиболее социально-ориентированные вузы. Именная эта задача соответствовала бы функции активизации инновационной деятельности выпускников педвуза в сфере их профессиональной деятельности, формирования способностей инициировать и реализовывать инновационные проекты.
Список литературы:
1. Березкин И.С., Корнев А.В., Солярская С.Н., Шмелева Е.А. Социальнопедагогический потенциал университета в работе с детьми-инвалидами// Наука и школа. 2007. № 6. С. 31-33.
2. Бирюкова Г.М., Зобнина Т.В. Методологические принципы акмеологического подхода к психологической подготовке студентов педагогического университета// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. Т. 68. № 10. С. 17-23.
3. Богачев А.И., Полякова А. А. Инновационный потенциал и инновационная активность российских предприятий. Научный журнал КубГАУ, №64(10), 2010, 04201000012/0269 http://ej.kubagro.ru/2010/10/ pdf/ 04.pdf
4. Зобнина Т.В. Акмеологический подход к подготовке будущих педагогов. Профессиональное образование. Столица. 2008. № 10. С. 35a-37.
5. Кисляков П.А. Социально-педагогическое сопровождение формирования безопасности и здоровьесберегающей среды вуза//Высшее образование сегодня. 2010. № 7.С. 86-90.
6. Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах [Электронный ресурс]. http://mon.gov.ru/dok/akt/7762.
7. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория качества подготовки специалиста образования. М., 2001.
8. Махов А. С. Место спортивно-оздоровительного клуба инвалидов в университете для обучения студентов специальности адаптивная физическая культу-ра//Адаптивная физическая культура. 2010. Т. 44. № 4. С. 48-50.
9. Могалюк Е. М. Социально-культурная деятельность молодежных общественных
объединений как фактор самореализации личности: Дисс.
.. .канд.пед.наук.М.,2001. 214 с.
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/47.pdf
Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года
13
10. Пашохонова Е. Е. Педагогические условия развития творческих качеств личности в процессе профессионального самоопределения: Дисс. ...
канд.пед.наук.М.,2000. 217 с.
11. Сербиновский Б.Ю., Захарова О.С. О содержании терминов «инновационная экономика», «новая экономика» и «экономика знаний»// 04201000012/0169 Научный журнал КубГАУ, 2010. №61(07). [Электронный ресурс]. http://ej.kubagro.ru/2010/07/pdf/11.pdf
12. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. 224 с.
13. Соловьева Н. А. Формирование у студентов педвузов досугово-развивающих умений воспитательной работы со школьниками в процессе педагогической практики: Дисс. ... канд. пед. наук .Челябинск, 1998. 208 с.
14. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»// «Российская газета». -№ 100.- 25.05.1995.
15. Ховрин А. Ю. Студенческие отряды как субъект реализации ГМП: социологоуправленческий анализ. Дисс. ... канд. соц. наук. М., 2003. 217 с.
16. Шмелева Е.А. Акмеологические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей. Шуя, 2008. 160 с.
17. Шмелева Е.А. Акмеология в профессиональной подготовке учителя к педагогическим инновациям//Высшее образование сегодня. 2010. № 6. С. 37-39.
http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/47.pdf