Научная статья на тему 'Проектная деятельность как одна из форм формирования коммуникативных УУД в начальной школе'

Проектная деятельность как одна из форм формирования коммуникативных УУД в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1940
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балакина Наталья Александровна

В статье рассматривается роль проектной деятельности как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Что такое «проект», метод проектов. Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балакина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как одна из форм формирования коммуникативных УУД в начальной школе»

Проектная деятельность как одна из форм формирования коммуникативных УУД в

начальной школе Балакина Н. А.

Балакина Наталья Александровна /Balakina Natalja Aleksandrovna - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 116, г. Челябинск

Аннотация: в статье рассматривается роль проектной деятельности как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Что такое «проект», метод проектов. Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной,

коммуникативной, социальной.

Ключевые слова: проект, метод проектов, формирование универсальных учебных действий.

В процессе подготовки педагогов по новым стандартам сложилась непростая ситуация. Информирование остается по-прежнему недостаточно: значительная часть учителей не особенно охотно воспринимает инновационный характер ФГОС нового поколения. В то же время инструменты для получения заданного новыми стандартами результата у педагогов в руках. Эти инструменты у каждого свои, индивидуальные. Их необходимо искать, пробовать, ошибаться, осмыслять ошибки, начинать поиск снова и снова. Каждый находит свои методы, я, например, начала с метода проекта.

В рамках нового федерального государственного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. То есть, каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика и учителя. Основная цель этого подхода - воспитание личности, развитие ее на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в рамках этого подхода реализуется метод проектов

[4].

«Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, ощутимым и применимым в реальной практической деятельности. Суть метода проектов - стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний» [7]. «Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Использование исследовательских методов предусматривает определенную последовательность действий: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, анализ полученных данных, оформление конечных результатов (презентация, защита, демонстрация и пр.). Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых (эвристических), проблемных методов, творческих в сочетании с традиционными информационно-репродуктивными методами обучения, направленными на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности [5, с. 184].

Из истории появления метода проекта, описанного в статье Гилевой Е. А. «Метод проектов», как метод деятельностного подхода в обучении возник ещё в XVI веке в архитектурных мастерских Италии.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучении возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Как метод деятельностного обучения он возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи.

В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х гг. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П. П. Блонского [6, с. 15].

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. «Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предпологающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные

системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического, предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования [6, с. 12-13].

Работа по методу проектов, как замечает И. С. Сергеев, «.. .это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика или группы учеников и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые:

• Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

• Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, как отмечает исследователь И. С. Сергеев, «Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт.

Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и/или представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект -это «пять П». Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. Шестое П проекта - его Портфолио, т. е папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты, и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!» [8, с. 128-129].

Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта:

• Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

• Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

• Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

• Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

• Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев, с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? [9, с. 17-19].

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

1. Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.

2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности:

1. Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

2. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

3. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

4. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект -от определения проблемы и темы до презентации выполняется во внеурочное время.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор типичных форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. п.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия [3].

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определённых знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Таким образом, проектная деятельность младших школьников имеет определённую методику осуществления, основанную на методе проектирования. Однако, с точки зрения разработчика ФГОС второго поколения А. Б. Воронцова, «полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно» [5, с. 8]. Поэтому в начальной школе проектная деятельность имеет свои специфические особенности. Как отмечает М. В. Хохлова, «Проектная деятельность в начальных классах - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Основным отличием учебной проектной деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося». Другой исследователь отмечает: «Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности» [9].

В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. Как отмечает О. Е Жиренко: «В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1-2 классов не могут осуществлять проектную деятельность, поэтому целесообразней применение метода начинать в 3-4 классах. Начинать проектную деятельность в начальных классах следует на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд, чем на уроках русского языка, математики и других предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Для данных предметов вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос, что изучать в рамках данных курсов».

Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:

1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.

2. Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».

Мы понимаем, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. «Первоначально темы предлагаются учителями. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.

В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы:

- «Как организовать проектную деятельность учащихся» И. С. Сергеев;

- учебно-методический комплект Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь».

Эта литература может очень помочь в организации проектной деятельности. В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующей таблице (см. табл. 1).

Таблица 1. Организация проектной деятельности

Ученик Учитель

Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы Рекомендует источники получения

деятельности информации

Экспериментирует Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов

Активен

Субъект деятельности Создает условия для активности школьника

Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия) [2, с. 40].

Таким образом, введение в начальную школу программы проектной деятельности потребуется и от учителя, и от администрации школы изменения всей образовательной среды школы, поиска эффективных технологий, которые позволят высвободить учебное время для решения системы проектных задач с целью достижения новых образовательных результатов.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под. ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

3. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2009 - 80.

4. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Стандарты второго поколения. - М. «Просвещение».2009.

5. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат, - М., 2000. - 211 с.

6. Гилева Е. А. История развития метода проектов в Российской школе / Е. А. Гилева // Наука и школа. - № 4. 2007. - с. 15-17.

7. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие / сост. Е. С Полат. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 303 с.

8. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2007.

9. Ступницкая М. А. «Что такое учебный проект?» / М. А. Ступницкая // Первое сентября. - № 2. 2010. - 34 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.