УДК 378.147
Куренева Татьяна Николаевна
Ассистент кафедры высшей математики, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, [email protected], Ульяновск
обучение будущих учителей организации проектной
деятельности школьников
Аннотация. В статье метод проектов рассматривается как дидактическое средство повышения качества учебной деятельности студентов педагогического вуза, раскрываются обучающие, воспитательные и развивающие возможности метода проектов и излагается технология обучения студентов проектной деятельности. Метод проектов, выступающий средством организации проектной деятельности учащихся и студентов, обладает признаками технологичности, а именно: управляемости (возможность проектировать, планировать и корректировать этапы проектной деятельности), воспроизводимости (возможность переноса приемов и процедур проектной деятельности другими учителями), эффективности (гарантированность высоких результатов проектной деятельности).
Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная деятельность, педагогические инновации.
Преодоление затянувшегося кризиса образования, являющегося следствием и проявлением системного кризиса общества, связывают с привнесением инновационных идей в школьную среду. Сегодня мы являемся свидетелями широкой экспансии самых разных по масштабу, типу, характеру инновационных идей в различные аспекты школьного и вузовского образования, которые качественно меняют их облик. К числу инновационных идей, нашедших широкое распространение в отечественном образовании с конца 80-х гг. прошлого столетия, относится метод проектов.
Метод проектов в последние годы становится предметом интенсивного изучения, что нашло отражение в исследованиях И. И. Джужук [2], Н. Б. Крыловой [3], Н. В. Матяш [4], М. М. Морозовой [5], С. А. Пилюгиной [7], Е. С. Полат [8], В. Н. Стернберг [9] и др.
Всякий раз, когда в учебно-воспитательный процесс вносится педагогическое новшество, возникает один и тот же вопрос: «Какими обучающими, воспитательными и развивающими возможностями оно обладает?»
Метод проектов как педагогическая инновация способствует формированию у обучающихся:
- исследовательских качеств;
- положительных мотивов учебной деятельности;
- общеучебных умений и навыков;
- умений проектировать, планировать свою учебную деятельность;
- умений применять теоретические знания при решении практических задач;
- навыков сбора, анализа и осмысления полученной информации;
- коммуникативных способностей (при выполнении групповых и коллективных проектов);
- проектировочных способностей, а в широком плане - проектного типа мышления и проектной культуры.
Предварительным и обязательным условием использования метода проектов в учебном процессе является знание педагогом и обучающимися (учащимися, студентами) существующих типов проектов, их специфики, обучающих, развивающих и воспитательных возможностей. Это важно для отбора и использования тех проектов, которые в наибольшей степени соответствуют специфике учебного предмета, в рамках которого осуществляется проектная деятельность.
В педагогической литературе существует типология проектов, проведенная по различным основаниям:
- по доминирующей деятельности участников проекта (практико-ориентированные, исследовательские, информационные, роле-во-игровые, творческие проекты);
- по характеру контактов между субъектами проектной деятельности (внутрикласс-ные, внутришкольные, региональные, меж-
региональные, международные проекты);
- по предметно-содержательной области (монопроекты, которые осуществляются в рамках одного учебного предмета; межпредметные проекты, выполнение которых требует знания из ряда учебных дисциплин);
- по продолжительности (краткосрочные, недельные, полугодовые, годовые проекты).
Метод проектов предусматривает определенные требования при его использовании. Е. С. Полат к их числу относит:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей;
- использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач, выдвижение гипотезы, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы) [6].
Поскольку применение метода проектов в школе становится массовым, то возникает необходимость обучения будущих учителей организации проектной деятельности школьников. Стратегической линией решения этой проблемы является включение самих студентов в ситуацию выполнения проектной деятельности. В данной статье раскрывается технология обучения студентов Ульяновского государственного педагогического университета проектной деятельности.
Метод проектов растянут во времени и имеет определенные этапы, каждый из которых имеет свою задачу, содержание и предполагает выполнение педагогом и студентами специфических познавательных действий (табл.).
Технологию обучения будущих учителей начальных классов проектной деятельности проиллюстрируем конкретным примером.
Предмет: математика.
Тема проекта: «Нумерология как наука о магии чисел».
Субъекты проектной деятельности: студенты второго курса факультета педагогики и психологии Ульяновского государственно -го педагогического университета.
Тип проекта: исследовательский.
Цели проекта:
- сформировать представление о математике как универсальном языке науки;
- сформировать способности к проектной деятельности.
Задачи проектной деятельности:
- ознакомиться с историей возникновения чисел и систем счисления;
- ознакомиться с историей развития нумерологии - науки о магии чисел;
- выяснить, почему некоторые математические фигуры называют магическими;
- изучить магию чисел планет Солнечной системы и периодической таблицы химических элементов;
- выявить влияние даты рождения человека на его характер.
Методы исследования:
- анализ литературы, СМИ, ресурсов интернета;
- социологический опрос.
Срок проведения: февраль - апрель.
Этапы проектной деятельности.
1-й этап. На этом этапе формируется проблема проектной деятельности, ставятся ее цели и задачи. Для формирования у студентов мотивации проектной деятельности педагог отмечает, что человек на протяжении всей жизни имеет дело с числами, затем обращается к студентам с вопросами: «Как числа могут влиять на судьбы людей?», «Не противоречит ли утверждение о влиянии чисел на судьбы людей положению о том, что характер человека и его судьба предопределены социальными факторами, в частности воспитанием, активностью самой личности?»
2-й этап. В результате группового обсуждения (в присутствии педагога) участники проектной деятельности обозначают ключевые вопросы, которые им предстоит исследовать: значение чисел в жизни человека; магия чисел в жизни людей на ранних ступенях цивилизации; влияние даты рождения на судьбу человека; объект, предмет, цели и задачи нумерологии. Затем каждая из подгрупп выбирает один из вопросов, который ей предстоит изучить в оговоренный срок. На этом же этапе определяется вид конечно-
Таблица
Характеристика этапов проектной деятельности
№ п/п Этапы Задачи Деятельность педагога Деятельность студентов
1 Подготовитель-ный Обеспечение готовности студентов к проектной деятельности Выбор темы проекта, имеющей теоретическое и практическое значение; определение целей и задач проекта Выбор темы проекта
2 Мотива-ционный Формирование мотивов выполнения проектной деятельности Формирование у студентов мотивов выполнения проекта, раскрытие его важности для повышения эффективности учебной деятельности. Постановка цели проектной деятельности Понимание и принятие студентами целей проектной деятельности как имеющей для них личностный смысл, самоопределение участников проектной деятельности
3 Планирование Разработка плана, прогноза хода и результата выполнения проекта Консультация в планировании проектной деятельности Разработка плана проектной деятельности, составление перечня действий, мероприятий для достижения цели проекта, определение источников информации, распределение заданий между группами, определение педагогических и психологических последствий для участников проектной деятельности
4 Исполнительский Выполнение проекта в соответствии с поставленной целью и планом Контроль и коррекция хода выполнения проекта Выполнение проекта в соответствии с его целью и планом, анализ промежуточных результатов, коррекция хода выполнения проекта
5 Защита проекта (презентация) Публичное представление и защита результатов проектной деятельности Участие в защите проекта в качестве эксперта Представление на всеобщее обозрение результатов проекта, рассказ о деятельности над проектом, возникших проблемах в ходе проектной деятельности
6 Рефлексивный Анализ, оценка, подведение итогов, обсуждение результатов проектной деятельности Анализ причин успехов и неудач при выполнении проекта Определение соответствия результатов проектной деятельности с поставленными целями по ранее уточненным критериям
го продукта проектной деятельности, требования к его качеству, разрабатываются критерии оценивания результатов проектной деятельности (актуальность выдвинутой проблемы, практическая и теоретическая значимость проекта, полнота реализации проектного замысла, глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей, эстетика оформления результатов проектной деятельности), уточняется примерный список литературы.
3-й этап. Планирование. На этом этапе
составляется развернутый план совместных действий, который включает: сбор информации, составление портфолио проекта, определение задач и сроков выполнения проекта.
4-й этап. Работа над проектом в группах и оформление результатов проектной деятельности.
5-й этап. После выполнения проекта рабочая группа собирается для анализа и оценки результатов своей деятельности (что из задуманного в проекте удалось реализовать, а что - нет, каковы причины неудач, каков
был индивидуальный вклад каждого участника в решение проблемы и группы в целом, чему проект научил и что осталось неизученным, есть ли перспективы дальнейшего развития темы исследования), составляется вариант презентации и защиты проекта.
6-й этап. Защита проекта. На защиту проекта, которая происходит во внеурочное время, приглашаются все студенты второго курса. Экспертная комиссия, составленная из участников различных рабочих групп, во главе с педагогом, регламентирует время и процедуру презентации результатов проектной деятельности, а также выступление оппонентов, вопросы и оценочные суждения. Участники проекта готовят совместный доклад, распределив между собой порядок выступлений. В докладе излагаются суть проблемы, основные факты и результаты исследований. После выступления члены экспертной комиссии задают интересующие их вопросы, причем свой вопрос может задать и любой из присутствующих студентов. В коллективном анализе и оценке результатов проекта участвуют также все присутствующие. Сначала выступает представитель участников проекта, анализируя и оценивая работу своей группы. Затем слово предоставляется оппоненту - участнику другой рабочей группы. В прениях может выступить каждый студент. Заключительное слово предоставляется педагогу, который резюмирует все сказанное и озвучивает принятое решение экспертной комиссии по оценке проекта.
В заключение следует сделать одно необходимое замечание, важное для формирования отношения к педагогическим инновациям, которые осваиваются и используются в наши дни в образовательных учреждениях разного уровня. Речь идет о традициях и инновациях в образовании. Кризис образования обостряет интерес к историческому прошлому, в опыте предшествующих поколений, традициях исследователи стремятся найти ответы на волнующие их сегодня вопросы. Проектирование и прогнозирование будущих форм учебно-воспитательного процесса должно осуществляться на основе не только анализа современных его форм, но и осмысления ранее использовавшихся в разных странах, в различной социально-педагогической ситуации подходов, орга-
низационных методов и средств обучения и воспитания. Именно в этом ключе следует рассматривать педагогические инновации, используемые в современном российском образовании, в том числе и метод проектов. Метод проектов не является принципиально новым для мирового образования. Он возник в конце XIX в. на Западе в условиях острого недовольства существующей школой, которая ограничивала свою задачу вооружением учащихся знаниями и умениями. Идеологи метода проектов (Дж. Дьюи, У. Килпа-трик) сущность данного педагогического феномена определили как «обучение через делание», т. е. учение посредством деятельности. Другими словами, метод проектов -такой метод обучения, когда учащиеся усваивают знания, выполняя различные учебные и практические проекты. Такая практика организации процесса обучения предполагает активную самостоятельную познавательную деятельность ученика по проектированию, планированию своей деятельности, сбору необходимой информации, ее анализу. В 20-х гг. ХХ в. в условиях строительства новой советской школы метод проектов был перенесен в отечественную педагогику и, по утверждению Р. Б. Вендровской, «со второй половины 20-х гг. и вплоть до начала 30-х метод проектов внедрялся в практику работы школ» [1, с. 33]. Советских исследователей и школьных работников метод проектов привлекал своей возможностью воспитания у учащихся инициативы, самостоятельности, коллективизма, умения планировать работу и достижения запланированных целей. Однако в 1931 г. специальным Постановлением ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» этот метод, как и другие педагогические новшества, заимствованные из западной педагогики и школы, был запрещен. С начала 90-х гг. интерес к методу проектов снова возрастает, подтверждением чего служит увеличение объема публикаций по этой теме и практика тотального использования данной педагогической инновации в образовательных учреждениях.
Библиографический список
1. Вендровская Р. Б. Очерки истории советской дидактики. - М.: Педагогика, 1992. - 128 с.
2. Джужук И. И. Метод проектов в лич-ностно-ориентированном образовании: автореф.
дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2008. - 24 с.
3. Крылова Н. Б. Проектные (продуктивные) методы против классно-урочной организации образования // Школьные технологии. - 2004. -№ 5. - С. 59-63.
4. Матяш Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 38-43.
5. Морозова М. М. «Метод проектов» как феномен образовательного процесса в современной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2006. - 23 с.
6. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.
7. Пилюгина С. А. Метод проектной деятельности в интернете и его развивающие возможности // Школьные технологии. - 2002. - № 2. -С. 196-199.
8. Полат Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. - 2006. -№ 4. - С. 43-47.
9. СтернбергВ. Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике ХХ века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2003. - 20 с.
Kureneva Tatiana Nikolaevna
Assistant of the Department of higher mathematics, Ulyanovsk State Pedagogical University, [email protected], Ulyanovsk
training future teachers to organize students project activity
Abstract. In the paper the project method is considered as a didactic tool for improving the quality of the training activities of the pedagogical university students. The educational, training and developmental possibilities of the project method are revealed and the technology of teaching students the project activity is explained.
Keywords: project, project method, project activity, pedagogical innovations.