Научная статья на тему 'Проектирование урока географии в новой технологической форме'

Проектирование урока географии в новой технологической форме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1616
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА ГЕОГРАФИИ / ТИПЫ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ / СТРУКТУРА УРОКА ГЕОГРАФИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петунин О. В.

В статье выявляются особенности ФГОС общего образования и их влияние на современный урок географии. Автор предлагает алгоритм проектирования урока географии, приводит различия в требованиях к традиционному и современному урокам географии, рассматривает его типы и структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование урока географии в новой технологической форме»

УДК 372.891

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ГЕОГРАФИИ В НОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЕ

Петунин О. В.

Д.п.н., профессор, ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбаский региональный институт повышения

квалификации и переподготовки работников образования»

В статье выявляются особенности ФГОС общего образования и их влияние на современный урок географии. Автор предлагает алгоритм проектирования урока географии, приводит различия в требованиях к традиционному и современному урокам географии, рассматривает его типы и структуру.

Ключевые слова: особенности ФГОС основного общего образования, алгоритм проектирования урока географии, типы уроков географии, структура урока географии

В условиях введения ФГОС общего образования необходимы коренные изменения в методике проведения современного урока. Деятельностная парадигма обучения требует перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей учащихся. Одно из основных условий эффективности урока - занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью. Деятельность учителя в уроке - заключается в проектировании, организации и управлении учебной деятельностью учащихся.

ФГОС на всех ступенях общего образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подходы, определяющие структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Согласно вышесказанному на уроках географии:

1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения.

2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом.

Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен школьникам.

При проектировании урока географии должны быть обязательно учтены ключевые особенности ФГОС основного общего образования. К ним следует отнести:

- системно-деятельностный подход;

- требования к результатам освоения основной образовательной программы;

- развитие УУД.

Учет этих особенностей ФГОС возможен через реализацию в учебном процессе ряда принципов:

- принцип деятельности заключается в том, что основным целевым ориентиром в системе образования становится способность учащихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что означает не только и не столько усвоение определённого объёма знаний, сколько формирование у учащихся различных способов деятельности с позиции её субъекта;

- принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и т. д.) на основе развития универсальных учебных действий в рамках каждого учебного предмета, курса внеурочной деятельности;

- принцип согласованности, означающий взаимосвязь всех составляющих образовательного деятельности, в частности в аспекте планируемых результатов освоения

основной образовательной программы, которые могут быть представлены различным образом (как целевые ориентиры, как система заданий для диагностики степени достижения этих ориентиров, как логическая цепочка развёртывания учебного материала и т. д.);

- принцип вариативности предполагает как формирование способности учащихся к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, так и возможность выбора своего индивидуального образовательного маршрута в целом.

На современном уроке ученик должен принимать участие:

- в постановке (формулировании) цели и задач данного урока на основе границы собственного знания и незнания;

- планировании способов достижения намеченной цели;

- осуществлении контроля и оценки полученных результатов (самостоятельный и взаимный контроль и оценка);

- осуществлении необходимой коррекции учебной деятельности на основе собственных затруднений;

- рефлексии деятельности по итогам урока;

- выборе домашнего задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Каков же алгоритм проектирования урока географии с точки зрения требований новых ФГОС?

1. Формулирование темы и определение места и роли урока в изучаемом курсе.

1.1. Четко определить и сформулировать для себя тему урока;

1.2. Определить место темы в учебном курсе;

1.3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

1.4. Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2. Определение целевой установки урока для учителя и учащихся (отличия в целеполагании на традиционном и современном» уроках географии приведены в таблице 1).

Таблица 1 - Отличия в целеполагании на традиционном и современном уроках

географии

Традиционный урок «Деятельностный» урок

Понимать требования Научить формулировать цели

Знать (сформировать знание о...) Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)

Научить работать с различными источниками знаний Научить выбирать источники знаний

Систематизировать Научить систематизировать

Обобщать Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи Научить выбирать способы решения задачи

Оценить Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить Модифицировать, перегруппировать, научит применять

Проверить Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся) Сформировать способность к самооценке

3. Планирование и подбор учебного материала.

3.1. Спланировать учебный материал.

3.2. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям.

3.3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

3.4.Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Планирование формирования метапредметных результатов обучения на данном уроке (какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока).

5. Подбор «изюминки» урока (каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут).

6. Разработка структуру урока.

7. Определение способов оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

8. Разработка домашнего задания.

9. Подготовка оборудования для урока.

Суть изменений, связанных с проведением урока современного типа отражает таблица 2.

Таблица 2 - Различия в требованиях к традиционному и современному урокам

географии

Требования к уроку Традиционный урок Современный урок

Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют

работы учащимися осуществляет коррекцию коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия

Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

В зависимости от типа ведущей деятельности учащихся на занятии, в настоящее время выделяют несколько типов уроков:

1. Урок открытия нового знания.

2. Урок рефлексии.

3. Урок развивающего контроля.

4. Урок обобщения и систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Наиболее часто встречающимся типом современного урока является урок открытия нового знания. Его структура, цели, задачи и приемы обучения приведены поэтапно в таблице 3.

Таблица 3 - Структура урока открытия нового знания

Этапы урока Цель этапа Задачи этапа Приемы обучения

1) Мотивация учебной деятельности Включение учащихся в деятельность - Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); - установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). - создать положительную эмоциональную направленность учащихся Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания ученикам, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладоши с соседом по парте); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; девиз, эпиграф: «С малой удачи начинается большой успех», самопроверка д/з по образцу; рифмованное начало урока; начало урока с элементами театрализации; с высказывания выдающихся людей относящихся к теме

урока; с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока; взаимоопрос и др.

2) Актуализация знаний Повторение изученного материла, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений учащихся - Обеспечить воспроизведение и фиксацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; - активизировать соответствую щие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т. д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.) учащихся; - актуализировать норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); - организовать самостоятельное выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; - зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. Возникновение проблемной ситуации Видеосюжет; диалог; интеллектуальная разминка; лови ошибку; музыкальный фрагмент; обсуждение выполнения домашнего задания; проблемный вопрос; ролевой сюжет; проблемная ситуация; театрализация и др.

3) Постановка учебной задачи Обсуждение затруднений проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока - Организовать диалог, побуждающий учащихся к решению проблемы и подводящий к теме урока Вопрос-размышление; группировка; домысливание; исключение; мозговой штурм; подводящий диалог; работа над понятием; ситуация яркого пятна; тема-вопрос и др.

4) Построение проекта выхода из затруднения Решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения - Организовать диалог, групповую или парную работу Побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знаний диалог; подводящий без проблемы диалог и др.

5) Первичное Фиксирование - Организация решения Вопросы к тексту; игра

усвоение новых знаний алгоритма выполнения, организация усвоения учащимися нового материала школьниками (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия «Верите ли вы, что. »; комментированное чтение; лови ошибку!; «Найди связь с жизнью»; работа по инструкции; работа с сигнальными карточками; подготовка презентации учащимися и др.

6) Самостоятельная работа с проверкой по эталону Осуществление самоконтроля, самооценки - Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; -создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; - предоставить возможность учащимся, допустивших ошибки, выявить причины ошибок и их исправления Да-нетка; деловая игра «Я - учитель»; лови ошибку; найди соответствие; мини-исследование; мини-проекты; озвучивание «немого кино»; работа в группах; работа с компьютером; решение орфографических задач и др.

7) Включение нового знания в систему знаний и повторение Выявление границ применения нового знания, повторение учебного материала - Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; - довести новое знание до уровня автоматизированного навыка; - при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса; - повторить учебный материал Аукцион знаний; «Верю, не верю»; выборочный контроль; группировка материала; кластер «Найди ошибку»; обычная контрольная работа; опрос по цепочке; опрос-итог; повторяем с контролем; реклама, эссе, резюме; решение или составление кроссворда; свои примеры; тест и др.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Включение нового способа действий в систему знаний, тренировка способности применять новый алгоритм действий в стандартной и - Организовать деятельность школьников по тренировке способности применять новый алгоритм действий в стандартной и нестандартной ситуации Особое задание; творчество работает на будущее; три уровня домашнего задания

нестандартной ситуации

9) Рефлексия деятельности (итог урока) Осознание учащимися своей деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса - Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; - Определить цели дальнейшей деятельности и задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) «Дерево творчества»; «Елочка»; закончи предложение; десенка «Моё состояние»; метод ранжирования; «Огонек общения»; плюс-минус-интересно; рисуем настроение; свободный микрофон; скажи друг другу доброе слово; выборочный контроль; обсуждаем д/з; опрос по цепочке; опрос-итог и др.

Таким образом, современный урок географии - это четко спланированный и организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. Выводы на уроке делают сами учащиеся. На современном уроке должны присутствовать минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Учитель должен учитывать уровень и возможности учащихся. В центре внимания на уроке - дети.

Литература

1. Петунин, О. В. Метапредметные умения школьников [Текст]/ О. В. Петунин. // Народное образование. - 2012. - № 7. - С. 164-169.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.