ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Г. А. Русских, Н. А. Белоглазова
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ
(ТВОРЧЕСТВА)
В статье раскрываются методические особенности моделирования урока деятельностного типа - исследования (творчества). В качестве примера предлагается модель урока по теме «Евразия: образ материка» из опыта работы учителя географии школы № 51 г. Кирова Н. А. Белоглазовой.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, урок-исследование (творчества), планируемые результаты, условия проявления познавательной активности, развивающая образовательная среда.
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении - проблема, которую решают в настоящее время педагогические коллективы в нашей стране. Один из путей решения проблемы - создание условий, которые способствуют проектированию развивающей образовательной среды. Развивающая образовательная среда является необходимым средством активизации познавательной деятельности школьников. Перечислим условия проектирования развивающей образовательной среды: 1) ход познания - «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; 2) преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, то есть цель - пробудить к мыслительной деятельности; 3) интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью и поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации - коллизии; 4) коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; 5) создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; 6) гибкая структура; учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся [1].
Перечисленные условия стимулируют развитие самостоятельной познавательной деятельности школьников, что наиболее ярко раскрывается на уроках деятельностной направленности. Ученые-педагоги по целеполаганию выделяют следующие типы уроков: 1) уроки «открытия» нового знания; 2) уроки отработки умений и рефлексии; 3) уроки общеметодологической направленности; 4) уроки развивающего контроля; 5) уроки-исследования (творчества). Для каждого типа урока характерна развивающая образовательная среда, которая является обязательным условием и средством развития интеллектуальной деятельности обучающихся.
© Русских Г. А., Белоглазова Н. А., 2018 68
Формирование развивающей образовательной среды, по мнению А. Н. Леонтьева, начинается с главной «единицы» деятельности человека, которая возникает как разумный смысл для человека того, на что направлена его активность. Следовательно, с активной деятельности педагога начинается его работа по формированию развивающей образовательной среды в процессе урока и в ходе внеклассных занятий. В основе этой работы - педагогическое творчество учителя, которое развивает участников образовательного процесса в системе «учитель -ученик». При этом, считают ученые-педагоги, учитель учится не прямо, а опосредованно, через свое рефлексивное отражение. Таким образом, уровень готовности учителя к проектированию развивающей образовательной среды ученика зависит от уровня его готовности к педагогическому творчеству [2].
Приемы проявления педагогического творчества многообразны: нестандартные подходы к решению проблем; разработка новых методов форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний. Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях и др. Рассматривая развитие творческой активности учителя и ученика, в ходе которого происходит изменение взаимодействия участников образовательного процесса, В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров отмечают, что последовательность творческих действий включает четыре этапа. 1 - овладение системой действий элементарного взаимодействия с классом (на этом этапе осуществляются теоретическое и практическое занятия по изучению методики развития исследовательской деятельности школьников). 2 - оптимизация действий учителя и учащихся на уроке (на этом этапе проводятся экспериментальные уроки); 3 -эвристическое взаимодействие (на этом этапе проводится анализ и самоанализ результатов экспериментального урока); 4 - полная творческая самостоятельность участников образовательного процесса (на этом этапе обобщается инновационный опыт учителя, проводятся открытые уроки).
Школа требует от учителя постоянного осмысления результатов своего труда и способов трансляции и опыта. Необходимость решения постоянно возникающих проблем мотивирует учителя экспериментировать, стимулирует его использовать приемы инновационной педагогики в профессиональной деятельности, поэтому именно в школе возможно создание развивающей образовательной среды, которая обеспечивает условия для решения многих педагогических проблем [3].
Особый интерес у учителей-практиков вызывает методика подготовки и моделирования урока-исследования (творчества), поскольку использование технологии проведения этого типа урока позволяет эффективно раскрыть педагогическое творчество учителя и познавательную активность обучающихся, осознанно применять в учебной деятельности методы исследовательской работы. Рассмотрим особенности технологии урока-исследования (творчества), на примере модели урока географии «Евразия: образ материка» (7-й класс). Модель урока подготовлена Н. А. Белоглазовой в сотрудничестве с научным консультантом -Г. А. Русских и с заместителем директора школы № 51 г. Кирова по научно-методической работе - Г. Н. Карсаковой.
Для инновационной модели урока исследования (творчества) характерна следующая структура.
Первый этап. Актуализация знаний (мотивация; актуализация знаний; умений и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания; фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности).
Второй этап. Операционно-исполнительский (постановка проблемы: а) создание проблемной ситуации; б) постановка проблемы исследования).
Постановка проблемы исследования включает следующие действия: 1) определение темы исследования; 2) формулирование цели исследования;
3) выдвижение гипотезы; 4) выбор метода решения проблемной ситуации; 5) составление плана исследования; 6) «открытие» детьми нового знания; 7) проверка гипотезы; 8) создание мотивации на успех для каждого ребенка.
Третий этап. Оценочно-рефлексивный (интерпретация полученных данных; вывод по результатам исследовательской работы; применение новых знаний в учебной деятельности; проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепления; итоги урока; самооценка детьми собственной деятельности).
Четвертый этап. Домашнее задание (предусматривает элементы выбора, творчества).
Авторы технологии урока-исследования (творчества) отмечают, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся могут самостоятельно быстро и правильно изучать новый материал. У детей развивается устойчивый интерес к предмету [4].
Учитывая особенности технологии урока-исследования (творчества), мы разработали оригинальную модель урока, которая состоит из трех компонентов: 1) дидактическое обоснование с учетом требований ФГОС ООО; 2) ход урока (структура и логика деятельности учителя и обучающихся раскрывается в виде таблицы); 3) приложения к уроку.
Дидактическое обоснование урока с учетом требований ФГОС ООО
1. Тема урока «Евразия: образ материка».
2. Дидактическая цель - способствовать достижению планируемых результатов в процессе изучения блока новой учебной информации, закрепления, применения и самопроверки, используя технологию урока-исследования.
3. Тип урока: урок-исследование.
4. Планируемые результаты (цели по содержанию):
4.1. Предметные: умения анализировать карты полушарий и карты материка с целью определения географического положения Евразии; работать с картами атласа и контурными картами для выполнения исследовательского задания; сравнивать г. п. двух материков и объяснять черты сходства и различия, объяснять причины уникальности Евразии.
4.2. Метапредметные:
Познавательные: умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; определять цели исследования, формулировать задачи, конструировать гипотезу исследования; планировать пути достижения цели; выделять главное в содержании текста учебной статьи, комментировать и анализировать учебную информацию, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, выполнять действия по алгоритму.
Регулятивные: умения концентрировать внимание; подготовить рабочее место; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать в паре, находить общее решение проблем; оценивать результаты исследовательской деятельности; выбирать задание в соответствии со своими возможностями и интересами.
Коммуникативные: умения отвечать на вопросы; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владеть устной и письменной речью, конструировать ответ-монолог; презентовать результаты работы.
4.3. Личностные: умение уважительно относится к процессу и результатам своей исследовательской деятельности и деятельности одноклассников; понимать значимость выполнения исследовательской работы для развития опыта творческой деятельности; осознавать ценность географических знаний как важного компонента
научной картины мира; адекватно оценивать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, осуществлять самооценку на основе критериев успешности.
5. Методы обучения: исследовательский и частично-поисковый.
6. Формы организации познавательной деятельности школьников: фронтальная, парная.
7. Средства обучения: учебник «География. Страны и континенты» 7-й класс, под ред. А. И. Алексеева. М. : Просвещение, 2008. (Полярная звезда), стр.186-189. Атлас. География 7-й класс. М. : Дрофа, 2016. Контурные карты 7-й класс. М. : Дрофа, 2016. Дидактический материал: карточки с алгоритмом исследовательской деятельности; карточки с критериями оценки результатов исследовательской деятельности школьников; карточки с дополнительной информацией по теме исследования; лист самоконтроля по результатам работы, рабочие тетради. Мультимедийное сопровождение урока.
Таблица 1
Ход у урока __
Структура урока: традиционная (урока-исследования), алгоритм исследовательской деятельности Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты (умения)
1. Организационный момент. Подготовка рабочего места к исследованию Концентрирует внимание и проверяет готовность рабочего места к исследовательской работе Проверяет готовность рабочего места У. концентриро-вать внимание; подготовить рабочее место
2. Целеполагание и мотивация. Выбор и утверждение темы исследования Предлагает учащимся совершить виртуальное путешествие, определить тему урока (приложение 1). Помогает сформулировать темы исследования: «Особенности географического положения Евразии», «Особенности рельефа материка» Совершают виртуальное путешествие. Определяют тему урока, формулируют темы исследования У. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассника-ми. У. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
3. Актуализация знаний и умений. (I. Актуализация знаний) Фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности. Теоретическая и практическая подготовка Знакомит с алгоритмом проведения исследования (приложение 2). Предлагает назвать и прокомментировать методы исследовательской работы. Организует работу в парах. Предлагает учащимся вспомнить изученные ранее материки, алгоритмы определения географического положения и план характеристики рельефа. Осмысливают требования к исследовательс -кой деятельности. Называют методы исследования. Работают в паре, используя типовые планы характеристики г. п. и рельефа материка. У. анализировать карты полушарий и карты материка с целью определения географического положения Евразии. У. работать в паре, находить общее решение проблем, корректировать свои действия в соответствии с учебной ситуацией.
Знакомит учащихся с Отвечают на У. отвечать на
«Критериями оценки вопросы вопросы.
результатов учителя.
исследовательской
деятельности
школьников» Комментируют У. адекватно
(приложние 4) критерии оцен- оценивать причины
ки результатов успеха/неуспеха в
исследователь- учебной
ской деятель- деятельности
ности
4. Изучение блока новой Организует Изучают У. работать с картами
учебной информации. самостоятельную работу содержание атласа и контурными
(II. Операционно- по выполнению задания. картами для
исполнительский исследовательских Определяют выполнения
этап) заданий (приложение 3). тему и цель исследовательского
Конкретизация цели Консультирует учащихся исследования, задания.
исследования, в процессе выдвижения выдвигают У. определять цели
выдвижение гипотезы, гипотезы, гипотезу, исследования, фор-
конструирование задач конструирования целей и формулируют мулировать задачи,
(!), определение плана задач исследовательской задачи и конструировать
исследования, анализ работы, планирования составляют гипотезу исследова-
литературы по теме своей деятельности. план работы ния.
исследования; работа Напоминает требование над основной У. планировать пути
над основной частью соответствия плана частью достижения цели.
исследования работы задачам исследования У. выделять главное
исследования. в содержании текста
Комментирует источники учебной статьи,
информации комментировать и
анализировать
учебную информа-
цию, делать выводы
5. Закрепление новых Консультирует Учащиеся У. устанавливать
знаний и умений. школьников по формам заполняют причинно-
(III. Оценочно- представления контурную следственные связи,
рефлексивный этап) результатов карту строить логическое
Интерпретация исследовательской рассуждение,
полученных данных, деятельности. комментировать и
вывод по результатам Напоминает правила анализировать
исследовательской оформления авторской информацию,
работы. Оформление работы(контурной выполнять действия
результатов карты) по алгоритму
исследовательской
работы
6. Применение новых Организует защиту Учащиеся У. уважительно
знаний и умений. работы школьников. готовят относиться к резуль-
(III. Оценочно- Напоминает критерии сообщение по татам своей деятель-
рефлексивный этап) оценки результатов теме ности и деятельнос-
Подготовка работы (приложение 4). исследования. ти одноклассников.
исследования к защите Предлагает подготовить Презентуют У. строить логичес-
(публичной экспертизе). сообщение по теме результаты кое рассуждение по
исследования, используя работы у доски теме исследования.
материалы контурной У. презентовать
карты результаты работы
7. Проверка уровня Организует работу по Учащиеся У. осознанно
достижения защите результатов презентуют использовать
результатов исследовательской результаты речевые средства в
деятельности деятельности. своей соответствии с
школьников Предлагает оценить исследователь- задачей
(III. Оценочно- результаты работы ской работы. коммуникации,
рефлексивный этап). одноклассников на владеть устной и
Презентация основе критериев оценки. Обсуждают письменной речью,
результатов (приложение 4). результаты конструировать
исследовательской Предлагает оценить работы ответ-монолог.
работы собственную однокласснико У. сравнивать г. п.
деятельность на уроке, в. двух материков и
используя «Лист Оформляют объяснять черты
самоконтроля по результаты сходства и различия,
результатам работы» исследования в объяснять причины
(приложение 5). рабочих уникальности
Подводит итоги, тетрадях Евразии.
определяет дальнейшие У. осознавать
перспективы ценность
исследовательской географических
работы школьников знаний, как важного компонента научной картины мира
8. Домашнее задание Предлагает домашнее Учащиеся У. выбирать задание
(IV. Домашнее задание (на выбор). выбирают в соответствии со
задание) 1) Составить шкалу домашнее своими
рекордов по рельефу (по задание, возможностями и
материалам § 45). записывают интересами.
2) Обозначить объекты задание в Понимают
береговой линии и дневник значимость
формы рельефа Евразии выполнения
на контурной карте (с. исследователь-ской
10-11). работы для развития
3) Ответить на вопросы своего опыта
(письменно, на выбор 2, творческой
3, 7, с. 189) деятельности
Приложения
В приложении к ходу урока мы предлагаем дидактические материалы, которые помогают учителю организовать исследовательскую деятельность школьников на уроке, управлять процессом исследования и осуществлять педагогическую поддержку в ходе самостоятельной работы школьников. Это следующие дидактические материалы: 1) алгоритм проведения исследования; 2) примеры учебно-исследовательских заданий; 3) критерии экспертизы результатов исследовательской деятельности школьников; 4) лист самоконтроля по результатам исследовательской работы.
1. Алгоритм проведения исследования
1) определите тему исследования;
2) поставьте цель исследования;
3) выдвиньте гипотезу исследования;
4) наметьте задачи исследования;
5) продумайте план исследования;
6) используйте нужную информацию (карты атласа, учебные статьи, дидактические материалы);
7) проанализируйте информацию;
8) заполните контурную карту, схему и таблицу в тетради;
9) подготовьте устный ответ по теме исследования.
2. Примеры учебно-исследовательских заданий Задание 1 (виртуальное путешествие)
Учитель: предлагаю вам совершить виртуальное путешествие по загадочному материку. По ходу урока мы будем делать географические открытия, которые делали наши выдающиеся ученые географы - Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский и Иван Дементьевич Черский. В ходе нашей работы мы будем применять особый метод - метод картографического исследования. Познакомимся со списком уникальных чудес природы, которые характерны для загадочного материка.
1. Естественная лестница гигантских размеров, уводящая в море (Мостовая гигантов).
2. Это уникальное озеро расположено в Южной Сибири (озеро Байкал).
3. Этот древний лес на северо-востоке Польши простоял больше 500 лет (Беловежский лес).
4. Знаменитая область средиземноморского побережья. Эти места жизненно важны для размножения и пропитания многих животных, в том числе полудиких белых лошадей (Камарг).
5. Каскад белоснежных горных озер в области Западной Турции (Памуккале).
6. Зубчатая четырехгранная пирамида пронзает небо среди Альп, расположенная между Италией и Швейцарией (Маттерхорн).
7. Вот планета наша - велика Земля! Горы, океаны, реки и моря... Сколько островов -
Всех не перечесть!
А материков -
Всего лишь только шесть!
Определить, о каком материке идет речь (Евразия).
Задание 2. Всем известный материк. И прекрасен, и велик. Он Евразией зовется, Лучшим в мире признается. Где на карте он лежит И какой имеет вид? Мы с другим его сравним, Уникальность подтвердим.
Нанесите географическое положение Евразии на контурную карту. Сравните географическое положение Евразии с географическим положением Северной Америки и заполните таблицу. Тема «Географическое положение»
Цель исследования - определить особенности географического положения Евразии.
Гипотеза: если территория Евразии находится севернее экватора, то занимает северное положение, если территория расположена восточнее нулевого меридиана, то занимает восточное полушарие.
Таблица 2
Задачи исследования и план работы
Задачи исследования План исследования
1. Определить положение Евразии по отношению к экватору 1. Определяют положение по отношению к экватору
2. Определить положение Евразии по отношению к нулевому меридиану 2. Определяют положение Евразии по отношению к нулевому меридиану
З.Определить положение Евразии по отношению к 180° З.Определяют положение Евразии по отношению к 180°
4. Определить положение Евразии по отношению к полярному кругу 4. Определяют положение Евразии по отношению к экватору
5. Определить положение Евразии по отношению к тропику 5. Определить положение Евразии по отношению к тропику
6. Определить океаны омывающие материк 6. Определить океаны омывающие материк
7. Определить ближайшие материки 7. Определить ближайшие материки
8. Доказать гипотезу - материк расположен в северном и восточном полушариях 8. Доказывают гипотезу, но частично, так как материк самый большой и не помещается в двух полушариях
9. Сравнивать ГП двух материков (Евразии и Северной Америки) и объяснять различия. Приводить примеры географических следствий ГП материка 9. Сравнивают ГП двух материков и объясняют различия. Приводят примеры географических следствий ГП материка
10. Объяснять причины уникальности Евразии 10. Объясняют причины уникальности Евразии.
11. Подготовить контурную карту и устный ответ у доски 11. Готовят контурную карту и устный ответ у доски
Задание 3. Часть неровностей Земли С вами изучить должны. Назовите горы сами, Это будут (Гималаи). Ну, а это что за диво? Наша Русская (равнина). Надо выяснить причины, Почему они такие? Почему такой рельеф? Жду, ребята, я ответ.
На физической карте Евразии мы видим разнообразный рельеф. На континенте расположены самые большие равнины и самые высокие горы мира. Какова роль тектонического строения в формировании рельефа? В начале XVIII века на старой карте можно было увидеть белые пятна, потому что еще не были проведены серьезные географические исследования русскими учеными. Какие открытия и кем были сделаны в Центральной Азии в XIX веке?»
Тема «Особенности рельефа Евразии»
Цель исследования - изучить рельеф Евразии и выдающиеся открытия русских ученых географов на материке.
Гипотеза: исследования русских ученых позволили создать современную физическую карту Евразии; определить влияние тектонических процессов на развитие рельефа.
Таблица 3
Задачи исследования и план работы
Задачи исследования План исследования
1. Определить тектонические структуры в основании материка 1. Определяют тектонические структуры в основании материка
2. Соотнести тектонические структуры и формы рельефа 2. Соотносят тектонические структуры и формы рельефа
3. Определить значение исследований Семенова-Тян-Шанского З.Определяют значение исследований Семенова -Тян-Шанского
4. Определить значение исследований Пржевальского 4. Определяют значение исследований Пржевальского
5. Определить значение исследований Черского. 5. Определяют значение исследований Черского
6. Определить основные виды полезных ископаемых 6. Определяют основные виды полезных ископаемых
7. Определить положение сейсмических активных зон 7. Определяют положение сейсмических активных зон
8. Доказать гипотезу - влияние тектонического строения на расположение основных форм рельефа 8. Доказывают гипотезу, тектоническое строение влияет на расположение крупных форм рельефа
9. Подготовить схему «Тектоника и формы рельефа» и таблицу «Вклад русских ученых географов в серьезные исследования материка» 9. Готовят схему и таблицу в тетради
3. Критерии экспертизы результатов исследовательской деятельности школьников
Общая сумма баллов - 20.
1. Четкость постановки целей и задач работы, оформление гипотезы исследования (5 баллов).
2. Логичность изложения материала с указанием методов исследования (4 балла).
3. Полнота исследования проблемы и обоснованность выводов (3 балла).
4. Уровень оформления работы, отсутствие грамматических ошибок (3 балла).
5. Грамотная речь при ответе (3 балл).
6. Умение использовать карты при ответе (2 балла).
4. Лист самоконтроля по результатам работы исследовательской работы.
Таблица 4
Оцени свою работу, поставив в нужной строке знак «+».
№ п/п Учебная деятельность Выполнил безошибочно Выполнил с ошибками Испытывал затруднения
1 Определял тему урока
2 Формулировал тему исследования
3 Определял методы исследования и комментировал их
4 Выдвигал гипотезу, конструировал цели, задачи исследования
5 Составлял план исследования
6 Отбирал информацию для выполнения исследования
7 Работал с картами атласа и контурными картами
8 Составлял графический конспект на контурной карте
9 Составлял схему и таблицу
Примечания
1. Управление познавательной деятельностью школьников в условиях открытой профессиональной научно-методической среды : сб. / Г. Н. Карсакова, Г. А. Русских. АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании». Киров, 2015. 280 с. (Сборник методических материалов из опыта инновационной деятельности педагогов школы, 29 педагогов школы- авторы статей, мастер-классов, дидактических моделей уроков).
2. Карсакова Г. Н. Русских Г. А. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке открытия нового знания // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2015 г.). Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 147-151.
3. Русских Г. А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика : монография. М. ; Киров : ВятГГУ, 2003. 208 с.
4. http://doc4web.ru/pedagogika/tipologiya-urokov-po-fgos-ooo.html
© Рябикова Е. Л., 2018