Научная статья на тему 'Информационные технологии на уроках географии и экологии Москвы'

Информационные технологии на уроках географии и экологии Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / УРОКИ ГЕОГРАФИИ И ЭКОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тауль О. А.

В статье рассматриваются основные преимущества, которые дает использование на уроках географии и экологии Москвы программы Power Point и электронных учебных пособий «Библиотека электронных наглядных пособий «География в 6-10 классах», «Образовательная коллекция по географии 6-10 классов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии на уроках географии и экологии Москвы»

жет оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.

Программа MyTest работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, указание истинности или ложности утверждения.

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому в настройках теста предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время).

Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям - все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов - один тест - один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат.

И, наконец, при правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения.

Таким образом, несмотря на такое разнообразие программ для разработки тестов, большинство из них имеют определенную структуру:

1. Красочная заставка. Титульный лист. Он может возникать и на фоне заставки.

2. Инструкция к тесту должна кратко сообщать о целях тестирования и о том, как следует вводить ответы на предложенные вопросы.

3. Программа состоит из двух модулей (Генератора тестов и Тестера).

4. Интерпретация является результатом обработки накопленных баллов по ключу теста. Она может быть не только в виде текста, но и в виде схем, графиков, профилей личности.

5. Результаты тестов записываются в отдельный файл.

На основании всего вышеописанного можно сделать вывод, что в условиях информационно-образовательной среды вуза большую значимость приобретает тестовый контроль. Это приведет к более эффективной работе, откроет доступ к электронным ресурсам библиотек, даст возможность дистанционной диагностики знаний, подготовки к экзаменам в форме компьютерного тестирования.

Но нельзя забывать, что в основе информационно-образовательной среды вуза лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты преподавателя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Очень важно, чтобы новые информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными, классическими образовательными технологиями.

УДК 372.891

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ЭКОЛОГИИ МОСКВЫ

О.А. Тауль

В статье рассматриваются основные преимущества, которые дает использование на уроках географии и экологии Москвы программы Power Point и электронных учебных пособий «Библиотека электронных наглядных пособий «География в 6-10 классах», «Образовательная коллекция по географии 6-10 классов».

Ключевые слова: информационные технологии, электронные учебные пособия, уроки географии и экологии.

В современном информационном обществе большое значение имеют новые ИКТ и новые способы деятельности, которые подразумевают развитие у школьников комплекса умений и навыков поиска необходимой информации, ее обработки, представления

одноклассникам и учителям, а также моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования своих действий. Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе -явление закономерное. А вот эффективность

1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложном комплексе взаимосвязей, которые складываются в системе взаимодействия «преподаватель - ученик». Те учащиеся, которые активно используют в своей работе компьютер, имеют более высокий уровень навыков и умений, чтобы ориентироваться в огромном потоке информации, находить нужный материал. Это особенно важно для более глубокого изучения такого предмета естественнонаучного цикла, как география. При этом важна роль учителя для раскрытия возможностей новых компьютерных технологий. Программа Power Point является одним из таких инструментов. В этой программе можно составлять презентации, которые создают информационную поддержку при подготовке и проведении уроков географии и экологии Москвы. С помощью компьютерной презентации учитель иллюстрирует свое изложение материала на уроке. Важно отметить, что программа Power Point фиксирует внимание учащихся на конкретном объекте и не перегружает зрительное пространство. Также, используя гиперссылку, можно вернуться в любую подтему урока, не затрачивая на это много времени.

На уроках географии и экологии Москвы используются такие формы работы, как составление проектов, подборка видеоматериалов по конкретной тематике. При работе над презентацией в программе Power Point учащиеся проводят определенную научноисследовательскую работу, используют большое количество источников информации. Этот вид деятельности развивает у учащихся логическое мышление и дает опыт публичных выступлений, а это так необходимо ребятам в их дальнейшей жизни. Программа Power Point дает возможность использовать на уроках географии, экологии Москвы карты, диаграммы, рисунки, видеофрагменты, портреты известных путешественников и ученых. При создании каждого слайда презентации ученик становится компьютерным художником, а каждая работа превращается в продукт индивидуального творчества. Использование данной программы позволяет учащимся сделать свои выступления яркими, запоминающимися. Использование программы «Библиотека электронных наглядных по-

собий» позволяет провести виртуальные экскурсии по всем странам и континентам, морям и океанам.

С 2010/2011 учебного года ГБОУ ЦО № 465 ЦАО города Москвы вступил в пилотный образовательный проект. По новым ФГОС школьников учат использованию компьютерной техники в качестве рабочего инструмента как в учебе, так и в повседневной жизни, начиная с первого класса. За время обучения в начальной школе дети проходят все этапы создания презентации, осваивают проектную деятельность с использованием программы Power Point. Учащиеся 4-х классов умеют уже создавать разнообразные по тематике и содержанию проекты. Это очень важно, потому что по ФГОС утверждено изучение географии с 5-го класса уже с 2012/2013 учебного года. Поэтому использование программы Power Point на уроках географии, при подготовке к неделе естественных наук, школьной научно-практической конференции является логическим продолжением применения на практике тех знаний, которые были получены в начальной школе. Ребята проявляют большой интерес к работе в программе Power Point еще и потому, что их работы могут быть использованы как учебный материал, что его можно демонстрировать младшим школьникам.

Важной составляющей естественнонаучного образования личности является география. Главной причиной затруднения изучения географии в школе является номенклатура и терминология, а также такое содержание изучаемого материала, которое не позволяет учащимся использовать свой небольшой жизненный опыт при решении практических задач, применять полученные знания в повседневной жизни.

Решению этой проблемы помогает использование на уроках географии электронного учебного пособия «Образовательная коллекция». В этом пособии учащимся предложены видеофрагменты, схемы, задания для самоконтроля, что способствует лучшему освоению материала. Важно, что данное пособие содержит тесты, за выполнение которых ученики сразу получают оценки. Эти тесты позволяют учителю проследить динамику усвоения знаний учащимися в курсе «География» по разным классам.

В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты, среди прочего, основные универсальные умения информационного характера, информационное моделирование как основной метод приобретения знаний, широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хране-

ния, преобразования и передачи различных видов информации. Идя в ногу со временем, учителя географии ГБОУ ЦО № 465 города Москвы активно используют в своей работе программы Power Point. Как показывает практика, в результате ее использования ускоряется приобщение всех участников учебного процесса к активному использованию ИКТ, повышается их информированность, способность к творческому мышлению, а значит, возможность получить выпускников, готовых идти в ногу со временем.

УДК 378

ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ*

М.С. Чванова, М.В. Храмова

В статье рассмотрены внутренние и внешние факторы перехода технологий дистанционного обучение на новый этап развития.

Ключевые слова: дистанционное обучение, наукоемкие специальности, сетевые образовательные технологии.

Говоря об истории становления и развития дистанционного обучения (ДО) в нашей стране, исследователи берут за основу различные классификации - хронологическую (выделяя изменения системы в разные годы), нормативно-правовую (опираясь на нормативные документы, лежащие в основе использования технологи ДО), технологическую (выбирая в качестве признаков классификации технологии, лежащие в основе передачи знаний), педагогического диалога (классификацию, в основе которой система педагогического взаимодействия). Какой бы признак не лежал в основе классификации, все они постулируют изменения, происходящие в системе ДО, и некоторую условность границ последнего этапа.

По нашему предположению, среди факторов перехода технологий ДО на новый этап развития можно выделить два основных: внешний и внутренний. Внешний обусловлен технической модернизацией общества и потребностью в поиске и применении

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка инновационной информационно -коммуникационной системы для дистанционного обучения специалистов наукоемких специальностей», проект № 12-06-12006/12.

принципиально новых образовательных технологий, способствующих формированию новых компетенций специалистов наукоемких отраслей для инновационной экономики. Внутренний обусловлен эволюцией самих технологий общения в сети, их ориентацией на социальные потребности людей.

Рассмотрим подробнее первый фактор.

Для новой технологической революции, происходящей в настоящее время, характерно отсутствие дифференциации научных знаний. Конвергенция наук, общественной мысли, интегративные подходы в решении самых сложных, глобальных проблем человечества набирают обороты. Яркий пример -появление информационного общества в последние 2-3 десятилетия, тесно связанное с бурным развитием «наддисциплинарных» информационных технологий.

Для развития наукоемких технологичных отраслей и корпораций необходимо объединение усилий специалистов различных областей знаний для решения той или иной наукоемкой проблемы, интеграция усилий гуманитарных и технических знаний. Опыт передовых в инновационном развитии стран свидетельствует о важности комплексного подхода к решению сложных технологических проблем. В качестве примера приведем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.