В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ
УДК 378.147
В. А. Худик
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Учебная дисциплина «Психология и педагогика» относится к профилю гуманитарной подготовки, когда обучающиеся на начальных этапах осваивают целый ряд образовательных предметов. При этом направленность психолого-педагогического образования предусматривает подготовку обучающихся к учебному процессу в условиях медицинского вуза. На первом-втором курсах студенты знакомятся со спецификой дисциплин гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки, то есть осваивают изначальные профессиональные компетенции профессий, связанных с охраной здоровья, лечебной и профилактической деятельностью будущего врача, пр. В этом смысле обучающиеся должны получить специфические навыки учения, техники усвоения учебного материала по различным дисциплинам, сформировать у себя способность к интеграции полученных знаний на уровне межпредметных связей, подготовиться к
пониманию и развитию предпосылок будущего «клинического мышления» в аспекте профессионализации личности работника системы здравоохранения.
К сожалению, зачастую многие из учебных дисциплин преподносятся обучающимся в несколько обособленном виде, когда изучение, например химии, биологии, анатомии и других предметов в рамках стандарта ориентировано на освоение определенного объема (зачетных единиц), вследствие чего большая часть студентов придерживается формализованного правила, типа: «выучить, чтобы сдать». Это может относиться и к дисциплине «Психология и педагогика», перечень тем которых никаким образом не связаны с будущей профессиональной деятельностью [1]. В то время как уникальность предметов «Психология» и «Педагогика» в том, что их изучение должно раскрывать перед обучающимися новые перспективы в освоении собственной учебной деятельности и овладении ею
как специфически направленным видом профессионального становления. Причем данные предметы универсальны при любой профессиональной подготовке — в медицинском или техническом вузе. Иными словами, направленность психолого-педагогической подготовки заключена в обучении и овладении лицами молодого возраста навыками учебной деятельности — «научиться учиться», что характеризует одно из важных проявлений личностной компетентности [2], а также в формировании интересов и профессиональных предпочтений при освоении различных дисциплин с позиции интегративного подхода к профессии как виду человеческой практики, что обусловливает учебную мотивированность и успешность обучения [3—4].
В этой связи становится актуальным вопрос о содержательности курса «Психология и педагогика», преподавание которого ведется на первом или втором году обучения в медицинском вузе. Очевидно, что названия учебных дисциплин были бы более предпочтительны в следующем звучании: «Медицинская психология» и «Лечебная педагогика», предметная направленность которых непосредственно обращена к профессиональной сфере системы здравоохранения, точно так же как в условиях технического вуза такими дисциплинами являлись бы: «Инженерная педагогика» и «Психология труда». То есть учебные дисциплины «Педагогика» и «Психология» должны быть ориентиро-
ваны на специфику будущей профессиональной деятельности и включать формирующиеся общекультурные социально ориентированные компетентности личности специалиста.
При проектировании программы учебной дисциплины «Психология и педагогика» для студентов медицинского вуза следует учесть следующие цели:
а) определить место психолого-педагогических знаний в цикле профессионального обучения, и в частности, в условиях медицинского вуза;
б) сформировать практический опыт учебной деятельности как ведущей составляющей в формировании знаний, навыков и умений при освоении дисциплин гуманитарного, естественно-научного и предметно-профессионального профилей в условиях медицинского вуза;
в) обозначить гуманитарную направленность личностного развития и формирующиеся личностные компетенции специалиста системы здравоохранения.
При объеме учебной нагрузки (72 академических часа и 2 зачетные единицы) содержание разделов учебной дисциплины можно представить как поэтапное формирование представлений о процессе учения, овладение учебной деятельностью и развитие личностных компетенций обучающихся по мере освоения ими дисциплин гуманитарной, естествен -но-научной и предметной профессиональной подготовки. Таким образом, тематика учебной дисци-
плины «Психология и педагогика» должна отвечать требованиям будущей профессиональной подготовки обучающихся с учетом профиля специальности, когда студенты получают знания и овладевают дидактическими приемами и психотехниками, позволяющими им усваивать учебный материал, интегрирующийся в новообразования психической и личностной сферы, относящийся к параметрам деятельности в системе здравоохранения.
Поэтому разделы (модули) программы учебной дисциплины «Психология и педагогика» следует проектировать с учетом задач учебно-образовательной деятельности обучающихся медицинского вуза.
Так, во введении следует акцентировать внимание обучающихся на специфику учебной среды вуза медицинского профиля; особенностях построения циклов учебных дисциплины гуманитарного, естественно-научного и предметно-профессионального профилей; показать динамику освоения образовательных программ в целях интегрированного подхода при формировании профессиональных компетенций будущего специалиста системы здравоохранения; отразить место настоящей учебной дисциплины в общей системе субъектной учебно-образовательной деятельности студента медицинского вуза. То есть следует показать центральное место учебной дисциплины «Психология и педагогика» в системе высшего медицинского профессионального об-
разования, когда перед обучающимися раскрываются пути и возможности овладения навыками учебной деятельности, когда сами обучающиеся обнаруживают у себя те или иные психологические новообразования, относящиеся к формирующимся компетенциям в сфере социокультурных и профессиональных видов деятельности, или дефициты (пробелы в знаниях) — педагогическую запущенность, которая препятствует успешному обучению.
Основная часть разделов (модулей) учебной дисциплины «Психология и педагогика» должна содержать темы лекционных и практических занятий, направленных на формирование у обучающихся представлений об учебной деятельности как ведущей деятельности в процессе профессионализации личности будущего работника системы здравоохранения. Перед учащимися необходимо раскрыть педагогические технологии и психотехники образовательного процесса, позволяющие им на практическом уровне освоить методологию учения как когнитивную составляющую личностного развития в заданном виде формирующихся профессиональных компетенций. Это в корне отличается от позиции некоторых педагогов, ориентирующихся на изучение обучающимися учебника по тому или иному предмету, тогда как раскрытие сути учебного предмета (например, анатомии, физиологии, биохимии и т. д.) должно приблизить будущего специалиста к новообразовани-
ям психической сферы, интегрированная совокупность знаний и опыта которых приводит к рождению компетентной профессионально грамотной личности в избранном виде профессиональной деятельности.
Темы учебной дисциплины «Психология и педагогика» выступают вектором мотивационного потенциала личности обучающихся, поскольку раскрывают последнему зоны «актуального» и «ближайшего» развития [5] в различных сферах освоения дисциплин гуманитарного, естественно-научного и предметно-профессионального профилей. Овладение обучающимися учебными навыками, психотехниками успешности усвоения знаний по различным учебным предметам и опыта интеграции их в структуру модели будущего специалиста становится центральным «вектором полевого поведения» [6] во время обучения студентов в вузе, подготавливая обучающихся к проявлению психологической готовности к будущей профессиональной деятельности по избранной специальности.
Темы лекций и практических занятий по психологии и педагоги-
ке в этой связи максимально приближаются к сферам предметно-профессиональной ориентации специалистов системы здравоохранения, то есть отражают специфику отраслевой направленности психологии как «медицинской психологии», а педагогики — как «лечебной педагогики», что отражает преемственность освоения данных дисциплин при обучении в ординатуре или аспирантуре [7].
Таким образом, при проектировании учебной дисциплины «Психология и педагогика» для обучающихся медицинского вуза необходимо понимать, насколько данный предмет может выступать обособлено от остальных дисциплин гуманитарного, естественно-научного и предметно-профессионального профилей и тогда можно считать, по мнению опрошенных обучающихся, что «это потерянное время, повинность, которой не избежать и пр.» [8] или, насколько возможна интеграция данной учебной дисциплины в систему формирующегося мировоззрения, ценностно-ориентированного профессионального обучения и опыт становления специалиста системы здравоохранения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зотова Т. Б., Лобажевич В. В., Морозов Б. В. Методическое сопровождение учебной дисциплины «Психология и педагогика» в системе подготовки специалистов здравоохранения // Вестник Санкт-Петербургского на-
учно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 4 (8). С. 43-57.
2. Зимняя И. А. Компетентность и компетенции в контексте компетентностного подхода //
URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/ 123456789/40487/1/978-5-89516-227-9_2012_008.pdf (дата обращения: 29.02.2024).
3. Худик В. А. Методики изучения социально-психологических детерминант учебной мотивации и успешности обучения студентов высших учебных заведений // Наука и школа. 2023. № 3. С. 217-226.
4. Худик В. А., Тельнюк И. В. Изучение роли социально-психологических детерминант в мотивированности обучения студентов медицинского вуза// Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 3 (7). С. 32-47.
5. Выготский Л. С. Проблемы детской (возрастной) психологии // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 260-268.
6. Худик В. А. Курт Левин: учитель и ученики, их вклад в мировую психо-
логическую науку (к 125-летию со дня рождения) // Коррекционно-педаго-гическое образование. 2015. № 3 (3). С. 52-69.
7. Худик В. А. Обучение по программам прикладной лечебной педагогики в условиях медицинского вуза // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 4 (4). С. 18-32.
8. Худик В. А., Козлов А. В., Тельнюк И. В., Морозов Б. В., Лобаже-вич В. В., Логинова О. Б., Кавданга-лиева М. И., Зотова Т. Б. Детерминированность учебной мотивации на начальном этапе обучения в медицинском вузе // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 4 (8). С. 17-31.
REFERENCES
1. Zotova T. B., Lobazhevich V. V., Morozov B. V. Methodological support of the educational discipline "Psychology and Pedagogy" in the system of training healthcare specialists // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 4 (8). pp. 43—57. (In Russ.).
2. Zimnyaya I. A. Competence and competencies in the context of the competency-based approach // URL: https:// elar.rsvpu.ru/bitstream / 123456789/ 40487/1/ 978-5-89516-227-9_2012_008.pdf (date of the application: 29.02.2024).
3. Khudik Y. A. Methods for studying social and psychological determinants of
educational motivation and the success of teaching students of higher educational institutions // Science and school. 2023. No. 3. P. 217-226. (InRuss.).
4. Khudik Y. A., Telnyuk I. V. Studying the role of socio-psychological determinants in the motivation of learning of medical university students // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 3 (7). P. 32-47. (In Russ.).
5. Yygotsky L. S. Problems of child (age) psychology //Vygotsky L. S. Collected works: In 6 volumes. T. 4. M., 1984. P. 260—268. (In USSR).
6. Khudik Y. A. Kurt Levin: teacher and students, their contribution to world
psychological science (to the 125th anniversary of his birth) // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. No. 3 (3). P. 52-69. (In Russ.).
7. Khudik Y. A. Training in applied therapeutic pedagogy programs in a medical university // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 4 (4). P. 18-32. (In Russ.).
8. Khudik Y. A., Kozlov A. V., Tel-nyuk I. Y, Morozov В. V., Lobazhe-vich Y. V., Loginova О. В., Kavdangali-eva M. I., Zotova Т. B. Determinism educational motivation at the initial stage of training at a medical university // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 4 (8). P. 17-31. (In Russ.).
Поступила вредакцию: 03.03.2024 г.