ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 378.14+159.9.072.52
В. А. Худик, А. В. Козлов, И. В. Тельнюк, Б. В. Морозов, В. В. Лобажевич, О. Б. Логинова, М. И. Кавдангалиева, Т. Б. Зотова
ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Введение. Обучение в условиях медицинского вуза требует от будущего врача осознания выбора ценностно-смысловых ориентиров, связанных с моральной и гуманистической направленностью личности в деле лечения и оказания медицинской помощи людям, и ответственности перед государством как лиц, выполняющих гражданский профессиональный долг. Профессиональный выбор у вчерашних абитуриентов основан на образовательной подготовке в прошедшие школьные годы обучения, физической подготовке, а также данный выбор детерминирован интересами и мотивами поведения на пути к поступлению и обучению в высшем медицинском образовательном учреждении.
Однако целый ряд внутренних и внешних факторов «социальной ситуации развития» [1] в юношеском возрасте носит скрытый характер, когда мотивационные аспекты поведения номинально указывают на готовность субъекта
к определенной деятельности, но на деле же оказывается, что интересы и мотивы поведения, связанные с выбором профессии и её овладением приобретают размытый, полиморфный характер. И тогда на передний план выступают явления учебной (более широко — социальной) дезадаптации, невротические и конфликтные пережив а-ния, манкирования учёбой, пр. Изучение истинных детерминирующих факторов учебной мотивации и возможности корригирования лейтмотивов поведения обучающихся на начальном этапе их социализации в условиях высшего медицинского вуза становится одной из первостепенных задач в процессе учебно-воспитательной работы вуза.
Перед педагогами вуза встают справедливые вопросы о том, что следует понимать под учебной мотивацией, и как её изучать у обучающихся на начальных этапах их социализации в вузе, каким образом можно влиять на её корриги-
рование в условиях образовательной деятельности? Если мотивацию рассматривать как комплексное социальное-психологическое явление, детерминированное близкими и дальними целями, то побуждающие к действию феномены становятся предметом специальных исследований в области педагогической психологии или психологии труда, психологии физической культуры и спорта и т. д. А поскольку мотивация выступает одним из важных компонентов деятельности, то возникает необходимость рассматривать роль различных социально-психологических детерминант, влияющих на успешность деятельности, в том числе и в процессе освоения будущей медицинской профессии.
Формирование у обучающихся медицинского вуза мотивации к учению осуществляется уже с первого года и в дальнейшем корригируется в учебно-воспитательной работе с учетом успеваемости и проявления интереса к конкретному профилю специализации будущей лечебно-профессиональной деятельности. Педагоги высшей медицинской образовательной организации постоянно уделяют внимание обучающимся, пытаясь формировать у них интерес к предметам гуманитарной, естественнонаучной и предметно-профессиональной подготовки. Однако уровень их успеваемости может отличаться известными колебаниями, что требует своей актуализации в ходе учебно-воспитательных мероприятий уже на начальных этапах обучения.
В этой связи становится необходимым разработка и внедрение методов изучения личности обучающихся, в том числе методов, позволяющих опосредованно выявлять социально-психологические факторы, детерминирующие мотивы и успешность учения. Опосредованный характер мотиваци-онной сферы личности являлся предметом специальных исследований [2—6], направленных на объективизацию мотивов поведения человека в различных сферах жизнедеятельности [7]. В условиях учебной деятельности медицинского вуза изучение опосредующих факторов мотивации к учению регламентировано этико-норматив-ными требованиями, относящимися также к процедуре создания и апробации методов исследования. Поэтому обоснование методики изучения социально-психологических детерминант мотивации учения [8] и её дальнейшая апробация [9—10] указывает на необходимость применения данного метода на различных этапах обучения, то есть профессионализации личности в процессе освоения будущей профессией, что позволяет не только определять значимость тех или иных факторов, благоприятно влияющих на мотивы учебной деятельности обучающихся, но и своевременно их корригировать в процессе учебной и производственной видов практик, стажировок, пр.
Организация исследования и обсуждение результатов. В исследовании участвовали обучающиеся
1-го курса одного из медицинских вузов Санкт-Петербурга. Всего исследованием было охвачено 140 человек (среди которых 78,6% — это лица в возрасте 18—19 лет), выполнявших определенные задания на занятиях по психологии и педагогике под руководством преподавателя кафедры педагогики медицинского вуза. Социально-психологические детерминанты, влияю -щие на мотивацию учения прямо или косвенно, изучались с помощью адаптированной нами анкеты-вопросника, разработанного В. Ю. Дмитриевым и В. А. Худи-ком [11].
Применяемая анкета-вопросник содержала вопросы закрытого типа с заготовленными вариантами ответа. От исследуемых требовалось выбрать те варианты, которые наиболее соответствовали их представлению об изучаемом признаке. В соответствии с апробацией данной методики, были выделены следующие блоки факторов социально-психологических детерминант мотивирующего поведения в учебной деятельности обучающихся: 1) блок «психологического поля личности»; 2) блок «когнитивно-рефлексивной апперцепции»; 3) блок «интерактивной деятельности»; 4) блок «межличностной аттракции»; 5) блок «аффективно-мотивационной направленности личности». Условно выделенные блоки позволили анализировать полученные данные в аспекте поликультурной детерминации различных мотивов, опосредующих интересы, поведение и
деятельность обучающихся на начальном этапе их социализации в условиях медицинского вуза. Полученные данные обрабатывались путем количественного и качественного анализа, что позволяло учитывать влияние конкретных факторов на мотивационные аспекты поведения в учебной деятельности обучающихся.
Приводим анализ полученных результатов с учётом условно выделенных блоков факторов социально-психологических детерминант, что указывает на удельный вес влияния различных переменных в мо-тивационном (полевом) поведении обучающихся, а также определяет их интересы к будущей профессионально-лечебной деятельности.
1. Блок «психологического поля личности» рассматривался нами в контексте анализа бытовых условий жизнедеятельности обучающихся, а также их социально-личностных проблем, разрешаемых с учётом специфики нормативно-уставных отношений, регулируемых учебным заведением. Бытовые условия жизни обучающихся опосредованно влияют на мотивированность и успешность обучения. Основная часть опрошенных лиц (85%) указывают на то, что проживают в благоустроенном общежитии городка медицинского вуза. Практически все опрошенные лица удовлетворены условиями быта, что является благоприятным фактором для учёбы и занятий по физической подготовки.
Анализ социальных и личностных проблем вытекает от условий орга-
низации быта и образовательной среды, когда психологическое поле личности рассматривается в контексте складывающихся взаимоотношений и мотивированности поступков, а также в связи с возрастными особенностями юношеского возраста. Очевидно, что в этом возрасте ещё остаются явления нестабильности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, попытки доказать свою правоту и проявление самостоятельности в решении социально-бытовых проблем. Так, 17,9% респондентов указывают на «затруднения в общении с друзьями, сверстниками», где имеют место попытки «самоутверждения в коллективе сверстников» (13,9%); проблемы «в отношениях с родителями и ближайшими родственниками» отметили 9,3% опрошенных лиц. Затруднения в общении со взрослыми посторонними людьми испытывают 12,1% опрошенных лиц, а 15,7% опрошенных лиц отметили трудности в общении с преподавателями вуза. Обучающиеся считают, что чаще всего «проблемы и затруднения» находятся в «поиске ответов на собственные переживания, мысли», когда необходимо принять правильное решение (42,9%). Тем не менее следует отметить, что по сравнению с подростковым периодом детского развития, юношеский возраст отличает критичное отношение к действительности, поиск и попытки адекватного самоутверждения в учебной группе, а также в связи с направленностью и спецификой медицинских про-
фессий у них фактически отсутствуют проблемы «в отношениях с правовыми, административными органами» (на данные затруднения указали всего лишь 3,6% опрошенных лиц).
2. Блок «когнитивно-рефлексивной апперцепции» включал анализ восприятия собственной самооценки о состоянии здоровья, самочувствии в их опосредованной ретроспективной и настоящей оценке когнитивно-личностного развития в детском, подростковом и юношеском возрасте. Отмечено, что особое место в самооценках обучающихся отводится описанию особенностей физического здоровья и самочувствию, влияющих на активность в учебной и общественной деятельности. Так, примерно около половины опрошенных лиц отметили, что «имеют отличное здоровье, постоянно занижаются физической культурой и спортом» (45,7%); другая часть респондентов «удовлетворены своим физическим здоровьем, но хотели бы стать более физически развитыми» (30%); третья часть — указывает на то, «физически развиты хорошо, хотя этому внимание не уделяли» (22,1%).
Незначительная часть обучающихся (около 4,3%) жалуются на то, что их «слабое физическое развитие и плохое самочувствие мешают в учебе», но хотели бы преодолеть трудности физической подготовки, чтобы «быть равными другим». Такую оценку они связывают с хроническими заболеваниями, которые были у них с детства.
Простудные заболевания отмечают 65% опрошенных лиц; они также считают необходимым соблюдение мер профилактики в учебном заведении. Примерно около 1/3 респондентов отмечают отсутствие каких-либо болезней с детства и связывают это с благоприятными условиями жизни и труда в семье.
В то же время обучающиеся обращают внимание на статичные и динамичные характеристики функционального состояния, влияющие на здоровье и успешность учебной деятельности. К статичным характеристикам они относят оценки самочувствия и состояния здоровья, тогда как к динамическим характеристикам относят колебания настроения, работоспособности, особенности режима сна и бодрствования. Так, резкие колебания настроения отмечают 17,9% опрошенных лиц и связывают это с учебной напряженностью, особенно в период экзаменационных сессий; с внутриличностными конфликтами и коммуникативной сферой в кругу сверстников и старших. Почти 1/4 часть респондентов в условиях межличностных конфликтов испытывает «раздражительность, нежелание видеть друзей, товарищей». Они также отмечают наличие «безразличия ко всему окружающему» (15,7%). «Бессонница и нарушение режима питания» отмечается менее, чем у 10% опрошенных лиц. В то же время 53,9% респондентов «ничего необычного в своём состоянии не замечали», считая своё «физиче-
ское и психическое состояние как удовлетворительное и достаточно устойчивое».
Жалобы обучающихся относятся к сфере самоорганизации в условиях учебной деятельности, неумении распределить своё время, что влияет на подготовленность к учебным занятиям. Почти половина опрошенных отмечают рассеянность, забывчивость, неумение структурировать учебный материал при подготовке к ответам. Это указывает на необходимость проведения специальных занятий, направленных на формирование у обучающихся навыков организации учебной деятельности не только в условиях аудиторных занятий, но и при самоподготовке вне учебного заведения.
На оценку физического и психического состояния опрашиваемых определенное влияние оказывает прошлый опыт, то есть ретроспективная оценка себя в детском и подростковом возрасте. В частности, «чувство собственной неполноценности», «робость», «застенчивость», «капризность» была свойственна около 18,6% опрошенных лиц, что в некоторой мере имеет место и в настоящее время (11,2%). Часть опрошенных (5,7%) винят в этом родных и близких, способствовавших «излишней привязанности, не самостоятельности», что проявляется в нынешних условиях как «трудность переживаемых ситуаций», «напряженность» при необходимости самостоятельно принимать необходимые решения. Незначительное число опро-
шенных лиц (11,4%) отметили, что были «излишне подвижны», «активны», «неугомонными», за что часто им «из-за этого попадало».
Все же почти половина опрошенных характеризует себя как «спокойных», «дисциплинированных», «исполнительных к требованиям взрослых» (46,4%). Однако, около 15% опрошенных лиц указывают на детскую «впечатлительность» и «ранимость», которые возникали при недостаточно справедливых отношениях со взрослыми. «Серьезность» и «деловитость», «авторитет среди школьников и педагогов» отмечают чуть более 1/4 всех опрошенных исследуемых групп, что, по мнению опрашиваемых, помогает им лучше адаптироваться к образовательной среде медицинского вуза.
В самооценке личностных качеств большая часть опрошенных (57,1%) отмечают «целеустремленность», «самостоятельность», «решительность» «ответственность», «добросовестность», «трудолюбие», что, по мнению обучающихся, помогает им в освоении будущей профессии. Ряд других качеств: «бодрость», «веселость», «невозмутимость», «оптимизм» помогают обучающимся в трудных ситуациях, преодолевать проблемы социализации и учебной адаптации (более 1/3 опрошенных лиц). Некоторые другие характеристики, такие как «чуткость», «искренность», «отзывчивость», «добродушие» (1/4 опрошенных лиц) также оказались важными и необходимыми качествами будущего врача. Проявле-
ние «коллективизма», «тактичности», «вежливости», «общительности» находят у себя 38,6% опрошенных лиц, что наряду с «нравственностью», «образованностью» и «культурностью», по мнению респондентов (24,3%), представляют собой итоговую оценку воспитанности, значительно труднее определяющейся в самооценке.
Оценивая себя, лица юношеского возраста склонны указывать на недостатки, которые они не терпят у других. Среди отрицательных свойств — «недисциплинированность», «халатность в отношении к делу» (42,1%) не желают видеть это у своих сверстников или у старших, с которыми пришлось бы учиться или работать); «неуважение к старшим» — 40,7% не приемлют видеть у других своих сверстников; «употребление спиртных напитков и наркотиков» не приемлет в других около половины всех опрошенных лиц (47,1%), тогда как по отношению к курению количество нетерпимости значительно снижается (6,4%). Также отмечено незначительное число респондентов, которые отрицательно относится к тем, кто «склонен к употреблению жаргонных и нецензурных выражений» (3,6%), что, по мнению опрашиваемых, является следствием широкого распространения данного явления в средствах массовой информации. Большему осуждению подвергнуты такие негативные качества, как «издевательство, насилие над другими», «воровство», «нечестность» (78,5%), что, по мне-
нию опрошенных, не совместимо с избранным видом будущей профессиональной деятельности.
В целом, характеризуя себя, почти все обучающиеся (89,2%) считают, что «удовлетворены собой, хотя не исключают возможности поработать над собой», «знают, что мешает быть лучше», тогда как некоторые из общего числа опрошенных настроены в самооценке личностных свойства пессимистично — «каков есть, лучше уже не стану» (3,6%); «устраивает то, что не отличаюсь от большинства других», «зачем об этом думать...» (4,3%).
3. Блок «интерактивной деятельности» включал анализ самооценок в учебной деятельности, особенностей влияния интересов и увлечений на мотивированность и успешность обучения. Отмечено, что когнитивные характеристики личности обучающихся прослеживаются сквозь призму ретроспективной оценки успешности обучения в школе, которые имеют разнонаправленный характер — одни обучающиеся отмечают, что лучше учились в начальных классах школы (16,4%), другие — указывают на то, что в течение всего времени обучения в школе имели хорошую и отличную успеваемость, и в настоящее время стараются обучаться на «хорошо» и «отлично» (30,7%), третьи — отмечают, что успешно учились только по отдельным предметам (10,7%). Из общего числа опрошенных лиц 5% ориентированы только на «отличное обучение», ценность которого заложе-
на у них с начальных классов школьного образования.
Очевидно, что эти данные проливают свет на анализ учебной деятельности и характер увлечений учащейся молодежи в современных условиях получения медицинского образования. Так, среди этой категории лиц увлеченность учебным процессом занимает примерно 38,6% опрошенных лиц, которым «нравится узнавать новое, проявить творческие способности»; больше половины опрошенных учащихся связывают учебу с «будущей успешной деятельностью» (54,3%). В то же время примерно 1/3 всех опрошенных лиц отмечают, что «пока нравятся отдельные учебные предметы», в чём особая роль отводится преподавателям, умеющим заинтересовать, увлечь в познании нового. Есть и такие учащиеся (8,6%), которые ещё не определились с мотивацией интересов к учебной деятельности, отмечая, что «не знаю нравится или нет, учусь потому, что так надо всем.», а также и те, которые обнаруживают «трудности в учёбе, из-за плохой памяти» (9,3%).
Более 2/3 опрошенных лиц считают учебу основным видом деятельности и уделяют ей достаточно времени. Причем обучающиеся отмечают, что им «нравятся те учебные занятия, благодаря которым можно что-то приобрести для умственного развития, проявить выдумку, смекалку» (69,3%). Среди иных увлечений указываются занятия физической культурой, направленные на здоровый образ
жизни и развитие физических качеств — «выносливости, ловкости, силы и работоспособности» (47,1%). Некоторые другие увлечения связаны с общественной активностью, социализацией и развитием лидерских качеств — «нравятся занятия, где можно руководить, организовывать, повести за собой других, научить их чему-то» (15%). В целом молодые люди пытаются актуализировать свои возможности в коммуникативной, деловой и познавательной деятельности не только в условиях учебной группы, на занятиях, но и в неформальном общении, участии в различных общественных и культурных мероприятиях, где можно «проявить оригинальные увлечения, способности, вкусы, найти подражателей, повести за собой и т. д.» (16,4%). При этом «азарт и риск» увлекает 10% опрошенных лиц, которые стремятся «ощутить чувство победы, выигрыша». К сожалению, респонденты отмечают, как «пагубное явление, отнимающее много времени — постоянное присутствие в сети интернет, общение, которое трудно регулировать» (около 70%), и только 6,4% респондентов отметили, что им нравится такое времяпрепровождения.
Примерно 12,9% опрошенных лиц склонны к праздному, иждивенческому образу жизни — им «нравятся занятия, не требующие серьезных усилий ума и тела, но дающие ощущение свободы, отдыха, разнообразия», а 7,1% — не определились со своими увлечени-
ями и настроены к окружающим явлениям учебной и общественной жизни пессимистично.
Мотивирующими факторами учебной деятельности и различных увлечений выступают такие детерминанты, как «знание», «навыки», «умения», «нравственные идеалы», «положительное влияние уважаемых людей» и др. Причём анализируемые показатели находятся примерно в равных величинах, что характеризует особенности юношеского возраста в период профессионального самоопределения и обретения будущей профессиональной деятельности. Очевидно, что нравственный потенциал формирующей личности коррелирует с уровнем притязаний, способностями обучающихся, которые в условиях образовательной среды отражают «желание приобрести необходимые знания, умения и навыки», что обнаруживают около 2/3 опрошенных респондентов. Советы родителей и авторитет взрослых оказывают значимое место в мотивации учения примерно у И опрошенных лиц, что указывает на сохранение тенденции роли семьи и взрослых в профессионально-личностном становлении будущих специалистов.
Учеба и увлечения напрямую связаны с формами проведения досуга, когда обучающиеся занимаются саморазвитием, самовоспитанием и совершенствованием физических и психических качеств в целях освоения будущего профиля профессиональной деятельности. Так, «спорт, туризм, занятия
физической культурой, активный отдых» отметили 52,9% опрошенных лиц; «посещение театра, музеев, выставок, публичных лекций, концертов классической, народной музыки» — 32,1% респондентов, а «чтение книг, посещение библиотеки, занятия филателией, нумизматикой, коллекционированием художественных репродукций» — 20,7% респондентов. То есть, данные формы проведения досуга рассматриваются лицами юношеского возраста как традиционные занятия и увлечения в аспекте физического, культурно-духовного развития личности. Не менее важными также оказались более частные увлечения молодежи, связанные с изобразительной деятельностью, музыкой, коллекционированием, пошивом одежды и др., которые берут своё начало, по мнению опрошенных лиц, из прошлой детской жизни (более 1/3 респондентов).
Наряду с этим юношеский возраст отличает более широкая коммуникативная сфера — знакомство и общение в кругу сверстников и старших. Так, «посещение кафе, баров.» увлекает примерно 20,7% опрошенных лиц, тогда как обычное общение с товарищами занимает 32,9% опрошенных лиц, что связано, очевидно, с особенностями направленности общности коммуникативных интересов в юношеском возрасте.
Скорее всего, досуговую деятельность следует рассматривать в контексте учёта всего периода времяпрепровождения в течение дня
или определенных промежутков времени — недели, месяца, лет. У лиц молодого возраста таким периодом выступает учёба, связанная с профессиональным выбором и будущей профессионализацией личности, врачебно-трудовой деятельностью. Поэтому большая часть опрошенных лиц отмечают, что «основное время уделяют учёбе» (77,1%), а также «личным занятиям и увлечениям» (35,7%), тогда как на другие виды деятельности («чтение книг, журналов, газет, написание писем», «просмотр телепередач» и пр.) времени оказывается значительно меньше (от 3 до 5%). Респонденты жалуются, что не хватает времени на «просмотр страниц интернета, общение в сети интернет» — данные увлечения отметили 14,3% из числа опрошенных лиц.
4. Блок «межличностной аттракции» включал анализ оценок особенностей взаимодействия со сверстниками в учебной группе, неформальных контактах, а также с педагогами вуза. Выявлено, что для обучающихся (около 1/4 части опрошенных лиц) времяпрепровождение в форме «встреч с друзьями, визитами к знакомым, товарищам» является средством коммуникативной адаптации, что характерно для лиц юношеского возраста. Причем объединяющим звеном в общении сверстников выступают «общие интересы и увлечения» (52,1%), «сходство характеров, отдельных личностных качеств» (38,6%), «легкость в общении и установлении контактов»
(24,3%), «понимание и поддержка» (9,3%). Следует отметить, что с возрастом молодежь больше ориентируется на серьезность отношений, когда превалируют «познавательные интересы», а «весёлое, праздное времяпрепровождения» уступает месту «совместным формам учёбы» (46%). Среди респондентов есть и такие, которые предпочитают «уединение, когда общение со сверстниками не несёт в себе никакой пользы» (3,6%). Вполне возможно, что такая точка зрения является следствием пережитых конфликтов и разочарований.
В самооценке межличностных отношений нельзя не коснуться вопроса о складывающихся взаимоотношениях субъектов педагогического взаимодействия — обучающихся и педагогов. Педагоги оставляют свой след с учётом предметно-профессиональной подготовки обучающихся — чаще всего во время различных занятий, реже — во внеурочное время, в процессе неформального общения в условиях практики или участия в коллективных общественных мероприятиях вуза. Обучающие обращают внимание на преподавателей, отличающихся «яркостью, профессионализмом, доброжелательным отношением..., такие преподаватели нравятся, остальные — безразличны» (61,4%), хотя изначальная установка отношения у большей части обучающихся достаточно позитивная — «ко всем без исключения, с уважением, пониманием, доверием» (31,4%). Примерно 14,3% опрошенных лиц, проявляя вос-
питанность, отмечают: «слушаю всех, но особой симпатии не испытываю», что не исключает нарушение эмпатии в отношениях «преподаватель — обучающийся».
Варианты оценок, в которых присутствуют «конфликтные настроения», обусловлены замечаниями со стороны педагогов — «выслушиваю замечания и быстро забываю о них» (4,3%), «часто конфликтую из-за предвзятости преподавателей», «нередко иду наперекор преподавателю, когда думаю иначе», «нет взаимопонимания, только ссоры и наказания» (1,4%). В то же время 3,6% обучающихся отметили, что «хотели бы наладить взаимоотношения, но не знаю как». Чаще всего респонденты оптимистично настроены к преподавателям и готовы выполнять все необходимые требования для улучшения отношений и позитивности обоюдного учебного процесса.
5. Блок «аффективно-мотива-ционной направленности личности» включал анализ прогностических оценок общественной и профессиональной направленность личности. Известно, что учёба в вузе подготавливает будущих выпускников к самостоятельной общественной и трудовой деятельности. Воспитание и формирование гражданской позиции проявляется не только в сфере учения и будущей профессиональной деятельности, но и в аспекте формирующейся социально зрелой личности, проявляющееся в её отношении к обществу, происходящим событиям в стране и мире. Анализ
прогностических оценок социализации и будущей профессионализации личности вытекает из опосредованных суждений, активности человека в общественной и трудовой деятельности, в процессе освоения им профессии и т. д.
Участие в общественных мероприятиях актуально для лиц юношеского возраста, что обусловлено процессом социализации и влиянием различных внешних факторов, таких как волонтёрская деятельность, участие в работе партийных организаций, пр. Причем у части обучающихся общественная направленность напрямую связана с необходимостью формирования и проявления лидерских качеств (10%). В то же время часть обучающихся (22,1%) самостоятельно не проявляют активности по вовлечению себя в общественную работу, тогда как другие стараются «выполнять все поручения по общественной линии, не желая подвести товарищей, своих руководителей» (40,7%). Среди обучающихся есть и такие, кто придерживается следующей пассивной позиции: «стараюсь быть подальше от общественной работы, она мне кажется неинтересной, формальной, ничего не дающей» (9,3%) или явного отрицания участия в общественной жизни — «не до общественной работы, не хватает времени на более важные дела, зачем его травить впустую.» (11,4%).
Социальная активность личности в юношеском возрасте опосредуется также поиском в реализации себя с учетом профессиональ-
ных предпочтений, вытыкаемых не только из совокупности интересов и увлечений, но и с позиции личностной критичности в оценке успеваемости по дисциплинам гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки. И даже если обучающиеся определились с выбором профессиональной направленности вуза, то есть профессией, всё же они отмечают, целый ряд других направлений профессиональной деятельности, где бы они могли бы добиться успеха. В частности, убежденность в правильности выбора медицинской профессии отметили 63,6% опрошенных лиц.
У лиц юношеского возраста профессиональный выбор смещается в сторону увлечений и повседневных занятий, таких как физическая культура и спорт (30%), а также занятий по учебным дисциплинами естественно-научной (22,1%) и гуманитарной (15%) подготовки. Конечно, выбор профессиональных предпочтений непосредственно обусловлен интересами и увлечениями в процессе будущего профессионального становления личности и носит динамичный характер, что проявляется в условиях успешных видов деятельности, а также подвергается критическому анализу в периоды сомнений в адекватности профессионального выбора и будущей профессиональной деятельности.
Изучение дисциплин гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки оказывает своё влия-
ние на формирование мировоззрения обучающихся, где также выявляются «сильные» и «слабые» места в освоении учебных дисциплин и практик, имеющих отношение не только к подготовке будущих специалистов, но и к формированию у них профессиональных компетенций, научного мышления и прикладной направленности умений и навыков в различных видах практико-ориентированной деятельности. Поэтому почти все опрошенные лица намерены продолжать учиться, даже после завершения учёбы в вузе (75,7%).
В ближайших планах обучающихся — продолжение учебы в медицинском вузе, а также необходимость в том, чтобы определиться с профилем вида лечебно-профессиональной деятельности (от 43,8 до 62,7%); не менее важным является желание «найти спутника жизни, создать семью» (30,7%). Наряду с этим около 1/5 опрошенных лиц ближайшими планами рассматривают «решение различных социальных проблем», касающихся быта, отношений со сверстниками, родными и близкими». Большая же часть опрошенных лиц занята сегодняшними планами — учебными занятиями, вопросами успешной учебной (более широко — социальной) адаптацией — обретением навыков учения, общения и социальной значимости «себя в будущей профессии».
Заключение. Полученные результаты исследования можно трактовать довольно-таки неоднозначно, поскольку затрагивают пе-
риод юношеского возраста на этапе профессионального обучения, где ведущими новообразованиями личности выступают критичность в оценке себя и окружающего, мо-тивационные аспекты учения и социальной направленности личности, коммуникативные особенности поведения в практико-ориен-тированных видах деятельности, пр. Статичные характеристики выделенных социально-психологических детерминант, обусловливающих мотивацию учебной деятельности, полученные при исследовании обучающихся медицинского вуза, отличаются слабой дифференцированностью, что в целом отражает специфику профиля обучения и характеристику юношеского возраста, как одной из стадий взрослеющей личности. Результаты исследования согласуются с аналогичными выводами, полученными под руководством В. А. Худика на сторонних выборках групп студентов Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова [12].
Анализ полученных результатов с учётом условно выделенных блоков социально-психологических детерминант мотивации обучения в медицинском вузе позволяет сделать следующие выводы:
1. Современные условия организации жизненного пространства, быта обучающихся являются достаточно комфортными, когда большая часть опрошенных лиц проживают в хорошо обустроенных комнатах общежития. При
этом позитивность отношений, психологический климат определяют межличностную совместимость и влияют на общую направленность в учебной самоподготовке к занятиям. Обучающиеся, которые проживают с родными и близкими или снимают жильё, отмечают некоторые ограничения в организации быта и условий для эффективной учебной самоподготовки.
2. В молодежной среде социальные и личностные проблемы и способы их решения актуализированы в аспекте реализации основных задач обучения в вузе — адаптации в межличностных отношениях со сверстниками и педагогами, поиска путей эффективного использования урочного и досуго-вого времени, выработке навыков самоорганизации личности в условиях быта и учебного процесса, потребность в которых обнаруживают обучающиеся на начальных этапах профессионального обучения.
3. Важным критерием физической и психической зрелости личности выступает оценка собственного здоровья и самочувствия как развитие необходимых качеств, обеспечивающих успешное освоение избранной профессии. При этом занятия физической культурой выступают дополнительным мотиватором в предметно-профессиональной подготовке, где проявление определенных физических и личностных качеств является залогом успеха будущей профессиональной деятельности.
4. Динамика психофизических характеристик в юношеском возрасте зачастую сопряжена с ретроспективной и настоящей оценкой собственных физических и когнитивно-личностной свойств, констатируемых с периода детского и подросткового возраста, что позволяет обучающимся критично относиться к реальному и притяза-емому уровню достижений в различных видах деятельности, в физическом и психическом развитии в целом.
5. Учеба и увлечения в юношеском возрасте отличаются характеристиками взрослеющей личности, что в большей мере обусловлено будущей профессиональной направленностью и реальными достижениями в учебной деятельности при освоении дисциплин гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки. Колебания в уверенности правильности выбранного профессионального пути наблюдается у некоторых опрошенных лиц на начальном этапе обучения, что обусловлено недостаточной уверенностью в себе, в своих возможностях, а также указывает на необходимость проведения дальнейших мероприятий по предметно-профессиональной ориентации в сфере избранной будущей профессии.
6. Результативной оценкой успешности обучения и освоения будущей профессии выступает позитивная динамика складывающихся отношений обучающихся в группе и с педагогами вуза, где
большую поддержку требуют обучающиеся начальных курсов обучения. Навыки учебной (более широко — социальной) адаптации позволяют обучающимся выстраивать адекватные межличностные отношения, проецируя их в область будущей предметно-профессиональной деятельности.
7. Итогом социально-зрелой личности выпускника вуза высту-
пает его отношение и проявление гражданской позиции в вопросах общественной и профессиональной направленности, относящихся к готовности исполнения трудового и общественного долга в избранном виде профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Проблема возраста // Лекции по педологии. Ижевск, 2001. С. 188-190.
2. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317 с.
3. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. 40 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Допущено ВКВШ при СНК СССР в качестве учеб. пособия для высших пед. учеб. заведений и ун-тов. М.: Учпедгиз, 1940. 596 с.
5. Маслоу А. Х. Мотивация и личность / Пер. с англ. [Т. Гутман, Н. Мухина]. 3-е изд. СПб.: Питер, 2022. 399 с.
6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1986. 632 с.
7. Ильин Е. П. Мотивы человека: Теория и методы изучения. Киев: Вища шк., 1998. 291 с.
8. Худик В. А. Методики изучения социально-психологических детерминант учебной мотивации и успешности обучения студентов высших учебных заведений // Наука и школа. 2023. № 3. С. 217-226.
9. Ванчакова Н. П., Тельнюк И. В., Худик В. А. Рефлексивный опыт студентов медицинского вуза в оценивании и оптимизации педагогических условий учебно-образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2014. N0 6 (49). С. 124-127.
10. Худик В. А. Анкета-вопросник для объективации учебного процесса по дисциплинам гуманитарной, естественно-научной и предметно-профессиональной подготовки в условиях вуза // Вестн. С.-Петерб. науч.-исслед. ин-та педагогики и психологии высш. образования. 2023. № 2 (6). С. 25-35.
11. Дмитриев В. Ю., Худик В. А. Анкета-опросник социально-психологического исследования подростков // Коррекционно-педагогическое образование. 2017. № 4 (12). С. 49-64.
12. Худик В. А., Тельнюк И. В. Изучение роли социально-психологических детерминант в мотивированности обучения студентов медицинского вуза // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 3 (7). С. 32-47.
REFERENCES
1. Vygotsky L. S. The problem of age // Lectures on pedology. Izhevsk, 2001. P. 188-190. (In Russ.).
2. Yakobson P. M. Psychological problems of human behavior motivation. Moscow: Education, 1969. 317 p. (In USSR).
3. Leontiev A. N. Needs, motives and emotions. M.: Publishing House of Moscow State University, 1971. 40 p. (In USSR).
4. Rubinshtein S. L. Fundamentals of General Psychology: Approved by the Higher School under the Council of People's Commissars of the USSR as a textbook for higher pedagogical educational institutions and universities. M.: Uchpedgiz, 1940. 596 p. (In USSR).
5. Maslow A. H. Motivation and Personality / Translated from English [T. Gut-man, N. Mukhina]. 3rd ed. St. Petersburg: Piter, 2022. 399 p. (In Russ.).
6. Hekhauzen H. Motivation and activity / Translated from German. Moscow: Pedagogy, 1986. 632 p. (In USSR).
7. Ilyin E. P. Human motives: Theory and methods of study. Kyiv: Vishcha school, 1998. 291 p. (In UA).
8. Khudik V. A. Methods of studying socio-psychological determinants of educational motivation and success in teaching students of higher educational
institutions // Science and School. 2023. No. 3. P. 217-226. (In Russ.).
9. Vanchakova N. P., Telnyuk I. V., Khudik V. A. Reflective experience of medical students in assessing and optimizing the pedagogical conditions of the educational environment // World of Science, Culture, Education. 2014. No 6 (49). P. 124-127. (In Russ.).
10. Khudik V. A. Questionnaire for the objectification of the educational process in the disciplines of humanitarian, natural science and subject-professional training in the conditions of the university // Bulletin of the St. Petersburg Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 2 (6). P. 25-35. (In Russ.).
11. Dmitriev V. Yu., Khudik V. A. Questionnaire for socio-psychological research of adolescents // Pedagogic Cor-rectionEducationJournal. 2017. No.4(12). pp. 49-64. (In Russ.).
12. Khudik V. A., Telnyuk I. V. Studying the role of socio-psychological determinants in the motivation of learning among medical university students // Bulletin of the St. Petersburg Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2023. No. 3 (7). Р. 32-47. (In Russ.).
Поступила в редакцию: 11.12.2023 г.