МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 37.02+378.162.33
Т. Б. Зотова, В. В. Лобажевич, Б. В. Морозов
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Введение. Учебно-методическая работа является одной из приоритетных в работе профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Она имеет свою специфику с учетом профиля обучения будущих специалистов. Так, в условиях медицинского вуза особо важным становится обретение опыта преподавателями вуза в проектировании не столько самих образовательных программ по той или иной учебной дисциплине гуманитарного, естественно-научного или профильного обучения, сколько поиск прикладных аспектов в пересечении формирующихся знаний, навыков и умений в контексте компетентностного подхода к профессионализации личности будущего врача [1—2]. Наряду с этим важно, чтобы проектируемые программы реализовывали принципы обучения и воспитания, формирования у будущих специалистов чувств гражданственности
и патриотизма, побуждали к творчеству и научно-прикладному поиску в реализации трудовых свершений на благо Родины [3].
Одной из таких учебных дисциплин, входящих в программу обучения специалитета по специальности «Лечебное дело», является «Психология и педагогика», где возможно реализовывать задачи учебно-воспитательного характера, а также способствовать формированию учебной мотивации и успешности учения, особенно на начальных этапах обучения в вузе [4]. Данная дисциплина направлена на психолого-педагогическую подготовку обучающихся к профессиональной деятельности, а также формирование у них целостного представления об образовании, воспитании и обучении.
Подход к содержательному наполнению учебной дисциплины, а также структурирование материала соответствует учебным про-
граммам профессиональной подготовки медицинских специалистов. Разнообразие представленных тем направлено на формирование у обучающихся соответствующих компетенций в области психологии и педагогики. Освоение представленного материала позволит более эффективно справляться с личными проблемами в различных жизненных ситуациях, эффективно приобщиться к элементам педагогической культуры как составляющей общей культуры современного человека, а также умело использовать эти знания в профессиональной деятельности.
В данной статье мы хотим поделиться опытом методического обеспечения учебной дисциплины «Психология и педагогика» при подготовке будущих специалистов здравоохранения, проходящих обучение в рамках основной профессиональной образовательной программы высшего образования спе-циалитета по специальности «Лечебное дело».
Основная часть. Методическое обеспечение учебной дисциплины «Психология и педагогика» было разработано на основе профессионального стандарта «Врач-лечебник» (врач-терапевт участковый) [5] и с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» [6] к результатам освоения образовательной программы.
Целью изучения учебной дисциплины является психолого-пе-
дагогическая подготовка обучающихся к профессиональной деятельности, а также формирование целостного представления об образовании, воспитании и обучении.
В процессе обучения по данной программе у обучающихся формируется ряд компетенций, примерный перечень которых, а также индикаторы их сформированности, приводятся в публикуемой далее таблице (табл. 1).
По окончании освоения дисциплины «Психология и педагогика» обучающиеся должны знать:
• понятие и структуру деятельности;
• понятие малой группы, ее структуры и механизмов групповой динамики;
• методы и приемы эффективной коммуникации;
• стратегии управления и стили руководства людьми;
• понятие психического состояния личности;
• психологические особенности возрастных изменений человека;
• систему принципов и методы обучения;
• понятие, основные виды, этапы конфликтов;
• социально-психологические предпосылки и особенности конфликтов в деловом общении;
• содержание и формы работы по предупреждению конфликтных ситуаций в коллективе;
• стратегии поведения личности в конфликте;
• алгоритм деятельности руководителя организации в процессе управления конфликтами;
• основные методы разрешения конфликтных ситуаций;
• основные понятия и классификацию споров;
Таблица 1
Примерный перечень профессиональных компетенций и индикаторов их сформированности
Наименование компетенции Индикаторы формируемых компетенций
Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели - вырабатывает стратегию сотрудничества и на ее основе организует отбор членов команды для достижения поставленной цели, распределяя роли в команде; - планирует и корректирует работу команды с учетом интересов, особенностей поведения и мнений ее членов; распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; - Разрешает конфликты и противоречия при деловом общении на основе учета интересов всех сторон; - организует дискуссии по заданной теме и обсуждение результатов работы команды с привлечением оппонентов разработанным идеям.
Способен определять и реализовы-вать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни - оценивает свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные), оптимально их использует для успешного выполнения порученного задания; - определяет приоритеты профессионального роста и способы совершенствования собственной деятельности на основе самооценки по выбранным критериям; - выстраивает гибкую профессиональную траекторию, используя инструменты непрерывного образования, с учетом накопленного опыта профессиональной деятельности и динамично изменяющихся требований рынка труда.
• теоретические основы организации и проведения дискуссии;
• риторические особенности публичного выступления;
• правила ведения спора и успешного публичного выступления;
• наиболее распространенные ошибки публичного выступления начинающих ораторов;
• методику подготовки и проведения публичного выступления;
• техники убеждения в деловом общении;
• методику разработки замысла и проведения дискуссии;
• структуру психики человека;
• закономерности психического развития человека;
• свои личностные особенности;
• методы и приемы самооценки личности;
• основные методики определения уровня развития когнитивных процессов человека;
• основные методы изучения индивидуально-психологических свойств личности;
• теоретические основы саморазвития, самореализации и самообразования;
• особенности осуществления саморазвития, самореализации и самообразования;
• направления и содержание направлений совершенствования личностных особенностей;
• способы самосовершенствования своей деятельности с учетом своих личностных, деловых, коммуникативных качеств;
• различные программы и методы саморазвития, самореализации и самообразования;
• особенности планирования процессов самовоспитания, самообразования;
• базовые аспекты и инструменты непрерывного образования, с учетом накопленного опыта профессиональной деятельности и динамично изменяющихся требований рынка труда.
По окончании освоения дисциплины «Психология и педагогика» обучающиеся должны уметь:
• определить этап развития официальной малой группы;
• анализировать различные ситуации общения в коллективе, устанавливать взаимопонимание, грамотно применять речевые и неречевые средства коммуникации;
• организовать и провести учебное занятие в соответствии с утвержденной тематикой;
• анализировать и оценивать различные ситуации общения в коллективе и предупреждать конфликты и противоречия;
• определить стратегию поведения личности в конфликте;
• разрешать межличностные конфликты;
• раскрыть сущность этапов подготовки и проведения дискуссии и публичного выступления;
• подготовиться и выступить с публичной речью;
• организовать и провести дискуссию в профессиональной деятельности;
• обсудить результаты работы команды с привлечением идей оппонентов;
• применять методы и приемы самооценки личности;
• определять уровень личностных достижений;
• оценивать и определять уровень развития своих когнитивных процессов;
• анализировать личностные особенности на основании психодиагностических методов исследования личности;
• адекватно оценивать свои способности и возможности, оптимально их использовать для успешного выполнения порученного задания в конкретной ситуации;
• выбирать техники самоорганизации и самоконтроля для реализации собственной деятельности;
• самостоятельно и творчески планировать процессы саморазвития, самореализации и самообразования;
• решать задачи собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности;
• критически оценивать и переосмысливать накопленный опыт профессиональной деятельности.
По окончании освоения дисциплины «Психология и педагогика» обучающиеся должны владеть:
• навыками публичного выступления;
• навыками ведения дискуссии;
• навыками самоанализа;
• навыками организации самостоятельной работы.
Общая трудоемкость дисциплины — две зачетные единицы (72 часа), в том числе, учебных занятий с преподавателем — 48 часов; самостоятельной работы обучающегося — 24 часа.
Далее приводится примерное содержание тем и видов учебных занятий по данной дисциплине.
Раздел 1. Психология. Введение. Психология как наука. Возникновение и развитие психики.
Психология: предмет, задачи, основные отрасли и методы исследования. Исторические этапы развития психологической науки. Понятие психики. Сознание как высшая ступень развития психики. Особенности психического отражения. Понятие о сознании. Самосознание и его главная функция. Неосознаваемые психические процессы: неосознаваемые механизмы сознательных действий; неосознаваемые побудители сознательных действий; надсознатель-ные процессы.
Тема 1. Психология деятельности и познавательных психических процессов.
Лекция 2. Психология деятельности и познавательных психических процессов.
Понятие деятельности. Структура деятельности. Активность и деятельность. С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев о роли деятельности. Действия и операции. Индивидуальный стиль деятельности. Внешние и внутренние компоненты деятельности. Виды деятельности: игра, учение, труд, общение. Общие сведения о познавательных
психических процессах. Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь.
Практическое занятие 1. Психология деятельности и познавательных психических процессов.
Диагностика избирательности и концентрации внимания. Определение уровня развития внимания. Определение типа мышления и уровня развития понятийного мышления. Отработка упражнений на развитие понятийного мышления.
Тема 2. Психология личности: общее и индивидуальное в психике человека.
Лекция 3. Психология личности: общее и индивидуальное в психике человека.
Основные психологические теории личности и их классификация. Свойства личности. Критерии сформировавшейся личности. Свойства личности: направленность, характер, темперамент, способности, опыт. Индивидные свойства человека как основа для формирования способностей. Психологические особенности возрастных изменений человека. Психические процессы и состояния личности. Особенности психологических состояний. Физический, человеческий потенциал и духовные возможности.
Практическое занятие 2. Психология личности: общее и индивидуальное в психике человека.
Определение индивидуально-психологических свойств лично-
сти по стандартизированным опросникам. Определение индивидуально-психологических свойств личности по проективным методикам.
Тема 3. Психология общения: межличностное и межгрупповое взаимодействие.
Лекция 4. Психология общения: межличностное и межгрупповое взаимодействие.
Психология межличностного общения. Психологические особенности общения в процессе профессиональной деятельности врача. Коммуникативная сторона общения. Универсальные принципы повышения эффективности коммуникации. Правила убеждающего воздействия и тактические приемы убеждения. Средства коммуникации. Вербальные коммуникации. Невербальные коммуникации. Интерактивная сторона общения. Перцептивная сторона общения. Конфликты и пути их разрешения. Понятие, основные виды, этапы конфликтов. Психологические процессы развивающегося конфликта, способы его разрешения и профилактики. Алгоритм деятельности руководителя организации в процессе управления конфликтами. Стратегии поведения личности в конфликте. Подготовка и проведение публичного выступления, беседы, дискуссии. Замысел ораторской речи. Принципы построения замысла речи. Подбор основного и вспомогательного информационного материала. Структура выступления. Понятие спора. Виды споров. Дискуссия и полемика. Организаци-
онные и психологические принципы проведения дискуссий.
Практическое занятие 3. Психология общения: межличностное и межгрупповое взаимодействие.
Отработка ситуационных задач по особенностям межличностного общения. Подготовка публичного выступления: замысел, тезисный план. Отработка публичного выступления.
Практическое занятие 4. Психология общения: межличностное и межгрупповое взаимодействие.
Разработка замысла дискуссии. Проведение дискуссии. Решение ситуационных задач по конфликтам в медицинской организации.
Тема 4. Психологические особенности малых групп.
Лекция 5. Психологические особенности малых групп.
Группа как система совместной деятельности. Психологические признаки общности. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Этапы развития малой группы. Коллектив как особая стадия развития группы. Социально-психологические явления, происходящие в малых группах. Функции группы. Содержание коллективной психологии. Характеристика психологических феноменов коллектива. Лидерство как феномен группового развития. Лидерство и механизмы влияния.
Практическое занятие 5. Психологические особенности малых групп
Диагностика межличностных отношений в коллективе. Отработка метода социометрических измерений. Тестовый контроль по разделу «Психология».
Раздел (модуль) 2. Педагогика. Тема 5. Педагогические основы обучения. Лекция 6. Педагогические основы обучения.
Педагогика как наука. Цели, функции, задачи педагогики. Объект, предмет, отрасли и методы педагогики. Основные педагогические категории. Система принципов обучения. Методы и формы обучения в медицинской организации. Классификация методов и форм обучения. Современные подходы к организации обучения в медицинском вузе. Основные направления и условия совершенствования обучающих технологий, их потенциальные возможности в учебно-воспитательном процессе. Инновационное обучение. Интерактивное обучение. Информационные технологии обучения. Педагогический процесс как система. Методы и средства педагогического воздействия на личность. Процесс обучения и его закономерности. Педагогические основы проведения занятий.
Практическое занятие 6. Педагогические основы обучения. Составление плана проведения лекции. Проведение фрагмента лекции.
Практическое занятие 7. Педагогические основы обучения. Отработка ситуационных задач на примерах педагогических ситуаций. Составление плана проведения практического занятия. Проведение фрагмента практического занятия.
Тема 6. Педагогические основы воспитания. Лекция 7. Педагогические основы воспитания.
Сущность процесса воспитания личности. Воспитание личности в широком и узком смысле. Главная цель воспитания. Объективные и субъективные факторы воспитания. Принципы воспитания. Виды воспитания. Система общих методов воспитания. Воспитательная функция семьи. Самовоспитание. Понятие о самовоспитании. Сущность, саморазвития, самореализации и самообразования. Содержание самовоспитания. Методы, приемы и средства самовоспитания.
Практическое занятие 8. Педагогические основы воспитания. Планирование работы с персоналом медицинской организации. Разработка плана самовоспитания и самообразования. Тестовый контроль по разделу «Педагогика».
Методические рекомендации преподавателю. В процессе преподавания учебной дисциплины «Психология и педагогика» рекомендуется использовать различные технологии, в частности информационные (мультимедийные).
Методика подготовки и проведения лекций. Цель лекционного курса — знакомство обучающихся с системой теоретических знаний по основам психологии и педагогики.
В процессе чтения лекций в систематизированном виде излагаются основные теоретические положения учебной дисциплины, понимание и усвоение которых обеспечивает овладение основами научных знаний в области психологии и педагогики, составляющих базу для дальнейшего их углубленного изучения на практических за-
нятиях и в ходе самостоятельной работы обучающихся. Все лекции по учебной дисциплине имеют тематические мультимедийные презентации. Кроме этого, можно использовать ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет. Рекомендуется ознакомить обучающихся с показателями эффективности различных методов обучения.
Методика подготовки и проведения практических занятий. Практические занятия должны способствовать углублению знаний методологии учебной дисциплины, ее основных категорий и формированию универсальных компетенций. Преподаватель на практических занятиях стимулирует учебно-познавательную активность, самостоятельность и творческий характер мышления обучающихся, умение аргументировать свою точку зрения. Практические занятия по учебной дисциплине решают ряд задач: выработка у обучающихся практических умений психологического изучения личности и медицинского подразделения; обучение их приемам эффективного партнерского взаимодействия с пациентами и коллегами; разрешение противоречий в сфере общения и деятельности врача.
Для обеспечения систематической и самостоятельной работы обучающихся преподаватель должен своевременно доводить до них учебные задания на самостоятельную работу и перечень обязательной и дополнительной литературы по учебной дисциплине, при этом необходимо исходить из реальных
возможностей обучающихся по изучению литературы в рамках предусмотренного бюджета времени. Также в обязанности преподавателя входит разработка заданий на практические занятия, проведение индивидуальных и групповых консультаций, осуществление систематического контроля знаний, умений и навыков обучающихся по освоению учебных программ, методическое руководство самостоятельной работой обучающихся.
Методика подготовки и проведения занятий при дистанционном обучении. При подготовке к учебным занятиям при дистанционном обучении преподавателю необходимо заранее внести необходимые объявления для обучающихся на страницу учебной дисциплины «Психология и педагогика» по подготовке к занятию, где указать время занятия, на какие организационные и технические вопросы обратить особое внимание при подготовке и в ходе работы. Необходимо поддерживать постоянную связь со старшим учебной группы, требовать от него информацию о наличии обучающихся на занятии и порядка его организации и проведения, полноты и качества выполнения методических указаний и заданий по отработке учебных занятий.
При получении от обучающихся файлов с выполненными заданиями осуществляется их проверка с выставлением оценок и соответствующими комментариями в электронной обучающей среде по результатам занятия заполняется журнал учета учебных занятий.
Система контроля успеваемости — это совокупность организационных и методических приемов получения и анализа данных, характеризующих состояние усвоения знаний, привития умений и навыков обучающихся.
Основными функциями системы контроля являются следующие: обучающая, управляющая, контрольная, развивающая, организующая и воспитательная.
Контроль знаний должен проводиться своевременно и систематически, а не от случая к случаю. Преподаватель всегда должен знать, каковы успехи каждого обучающегося с тем, чтобы иметь возможность вовремя выявить и исправить его ошибки, оказать необходимую помощь, организовать и стимулировать его самостоятельную работу.
Оценка результатов контроля должна быть объективной и справедливой, давать ясную и точную картину уровня успеваемости обучающихся.
Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию обучающихся.
Методические указания обучающимся. Основными видами учебных занятий по учебной дисциплине являются: лекции, практические занятия и самостоятельная работа обучающихся.
Самостоятельная работа организуется в целях подготовки к предстоящим учебным занятиям,
закрепления полученных знаний и умений, а также подготовки к мероприятиям рубежного контроля и промежуточной аттестации.
Самостоятельная работа включается в общую трудоемкость учебной нагрузки обучающегося из расчета не менее трех часов ежедневно.
Методическое обеспечение каждого вида самостоятельной работы, в том числе заданиями и учебно-методической литературой, осуществляется кафедрой.
Подготовка к лекции начинается накануне её посещения, с уточнения названия предстоящей лекции, перечня рассматриваемых на ней вопросов, списка литературы, использованной для её подготовки. В дальнейшем обучающийся знакомиться с содержанием литературных источников по освещаемым на лекции вопросам, формулирует вопросы, требующие уточнения у лектора.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места и определения следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить». Работая над конспектом лекций, всегда используйте не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал преподаватель.
Подготовка обучающихся к практическим занятиям осуществляется в форме самостоятельной
работы и может проводиться на или вне кафедры.
Обучающемуся рекомендуется следующая схема подготовки к практическому занятию:
• изучить конспект лекций по теме практического занятия;
• ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованной по изучаемому разделу, теме и дополнить конспект лекций;
• выполнить требования задания на практическое занятие;
• при затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю;
• при необходимости прибыть на индивидуальную консультацию.
На практических занятиях главным является выработка практических умений и навыков по теме у каждого обучающегося. Каждый обучающийся должен выполнить по предложенным методикам определенный перечень практических действий, а при наличии достаточного количества времени — многократно их повторить, тем самым обеспечить формирование навыка.
Практические занятия могут проводится с использованием активных и интерактивных методов обучения.
Учебно-материальная база дисциплины и литература. Учебная работа обеспечивается учебными помещениями, а также техническими и электронными средствами обучения. Учебные занятия планируется проводить в аудиториях кафедр, ответственных за преподавание дисциплины.
Перечень оборудования, технических и электронных средств, необхо-
димых для освоения учебной дисциплины: учебный класс, оборудованный современными средствами обучения; мультимедийный проектор; интерактивная доска; комплект презентаций.
Список рекомендуемой литературы по изучаемой дисциплине.
Основная:
1. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология: учебник. М.: «КНО-РУС», 2020.
2. Психология и педагогика: электронное учебное пособие / Под ред. Б. В. Морозова. СПб.: Изд-во ВМедА, 2020 // URL: http://eos.vmeda.org
3. Морозов Б. В., Лобажевич В. В Педагогика: электронное учебное пособие. СПб: Изд-во ВМедА, 2017 // URL: http://eos.vmeda.org
Дополнительная:
4. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Столяренко В. Е. Психология и педагогика: учебник. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.
5. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. М.: Проспект, 2014.
6. Творогова Н. Г. Психология: учебное пособие. 3-е изд., пересм. М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2011 // URL: https://medlib.ru/library/library/ books/665
7. Белогурова В. М. Культура речи медицинского работника: учебная литература для медицинских работников. М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2010 // URL: https://medlib.ru/ library/bookreader/read/425
Информационно-справочные системы:
1. ЭУМК по учебной дисциплине https://eos.vmeda.org/.
2. Электронная библиотека http:// eos.vmeda.org/login/index.php. — Электронная библиотека ВМедА;
3. «Медицинская библиотека «MEDLIB.RU»: https://medlib.ru/ library/ library/books;
4. Библиотека Гумер: https://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_ Index.php;
5. Электронная педагогическая библиотека: http://pedlib.ru/;
6. Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru.
Фонды оценочных средств и критерии оценки результатов обучения. Текущий контроль успеваемости — это мероприятия, проводимые для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной деятельности обучающихся, совершенствования методики проведения занятий. Текущий контроль проводится в ходе всех видов занятий.
Основными формами текущего контроля являются устный или письменный опрос, тестирование, написание и выступление с рефератом, докладом или сообщением, творческое задание, эссе.
Для примера приводится перечень вопросов, необходимых для осуществления текущего контроля. Так по теме 2 «Психология личности: общее и индивидуальное в психике человека» в ходе устного опроса могут быть предложены следующие вопросы: 1. Дайте определение понятию «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект». 2. Назовите психические свойства личности. 3. Дайте определение таким понятиям как направленность, характер, темперамент, способности. 4. Какие психические процессы относятся к эмоциональным, волевым, позна-
вательным? 5. Дайте определение понятию «психическое состояние». 6. Назовите основные методы изучения индивидуально-психологических свойств личности.
Рубежный контроль проводится по завершению изучения каждого раздела дисциплины в форме письменного теста.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета без оценки.
Содержание и методика проведения зачета. К зачету допускаются обучающиеся, успешно выполнившие все учебные задания, предусмотренные программой учебной дисциплины.
Проверка теоретической подготовленности обучающихся осуществляется в форме письменных ответов на вопросы, выносимые на зачет. Уровень освоения учебной дисциплины обучающимися определяется оценками: «зачтено», «не зачтено».
Критериями, определяющими оценку знаний и умений, являются:
• «Зачтено»: наличие твердых знаний в объеме рабочей программы учебной дисциплины; умение определять основные направления практической деятельности на основе современных взглядов психологической и педагогической науки; навыки применения психолого-педагогического знания в конкретной ситуации; изложение материала в соответствии с нормами русского литературного языка.
• «Не зачтено»: неспособность продемонстрировать наличие твердых знаний, умений и навыков в объеме рабочей программы учебной дисциплины: непонимание сущности излагаемых вопросов, неуверенность и неточность в ответах на дополнительные
вопросы, грубые фактические и речевые ошибки.
В зачетную книжку заносится только положительная оценка.
Примерный перечень вопросов, выносимых на зачет:
Раздел «Психология»
1. Объект и предмет психологии. Основные задачи психологии. Место психологии в системе наук.
2. Основные отрасли психологии.
3. Методы психологической науки.
4. Психика. Особенности психического отражения. Структура психики.
5. Понятие о сознании. Функции и свойства сознания.
6. Самосознание.
7. Неосознаваемые процессы.
8. Деятельность и активность. Структура деятельности.
9. Познавательные процессы.
10. Теории личности.
11. Критерии сформировавшейся личности.
12. Понятие о темпераменте. Типы темперамента и их психологическая характеристика.
13. Характер. Формирование характера.
14. Способности. Классификация способностей.
15. Понятие об опыте личности. Знания, умения и навыки как компоненты опыта.
16. Понятие о направленности личности.
17. Эмоциональные психические процессы.
18. Психические состояния личности. Классификация психических состояний.
19. Волевые психические процессы.
20. Понятие малой группы. Признаки малой группы. Детерминанты возникновения малой группы.
21. Классификация малых групп.
22. Этапы развития малой группы.
23. Психология межличностного общения: сущность, содержание, основные функции.
24. Коммуникативная сторона общения.
25. Понятие убеждения. Техники убеждения.
26. Психологические особенности общения в процессе профессиональной деятельности врача.
27. Понятие, основные виды, этапы конфликтов.
28. Стратегии поведения личности в конфликте.
29. Подготовка и проведение публичного выступления.
30. Понятие спора, виды споров, их цели, используемые средства.
Раздел «Педагогика»
31. Педагогика, ее предмет, объект, задачи.
32. Основные функции педагогики как науки.
33. Отрасли педагогики.
34. Методы педагогической науки.
35. Основные категории педагогики.
36. Система принципов обучения.
37. Система методов обучения: их определение, классификации, функции, взаимосвязь.
38. Виды обучения: определение, классификация, характерные черты.
39. Современные технологии обучения.
40. Лекция как форма организации обучения. Виды лекций.
41. Семинар как форма организации обучения. Виды семинаров.
42. Практическое занятие как форма организации обучения.
43. Организации педагогического процесса в медицинской организации.
44. Воспитание как фактор формирования личности. Цели, задачи и функции воспитания.
45. Воспитание личности в широком и узком смысле.
46. Объективные и субъективные факторы воспитания.
47. Система принципов воспитания.
48. Виды и содержание воспитания. Нравственное воспитание: определение, задачи, место в целостном педагогическом процессе, связь с другими видами воспитания.
49. Виды и содержание воспитания. Умственное воспитание: определение, задачи, место в целостном педагогическом процессе, связь с другими видами воспитания.
50. Виды и содержание воспитания. Физическое воспитание: определение, задачи, место в целостном педагогическом процессе, связь с другими видами воспитания.
51. Виды и содержание воспитания. Эстетическое воспитание: определение, задачи, место в целостном педагогическом процессе, связь с другими видами воспитания.
52. Виды и содержание воспитания. Трудовое воспитание: определение, задачи, место в целостном педагогическом процессе, связь с другими видами воспитания.
53. Понятие о самовоспитании. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
54. Задачи и содержание самовоспитания.
55. Методы, приемы и средства самовоспитания.
56. Руководство процессом самовоспитания и самообразования.
57. Основные семейные ценности.
58. Типы неправильного воспитания детей.
Заключение и выводы. Очевидно, что предложенный вариант методического обеспечения учебной дисциплины «Психология и педагогика» не является конечным продуктом. Разработка программы является очень подвижным процессом и предполагает постоянное совершенствование и интеллектуальное обогащение содержания той или иной учебной темы. Тем самым достигается возможность учета реалий сегодняшнего дня в деле совершенствования профессиональной подготовки врачей общей практики, где вопросы психологии и педагогики приобретают акмеологическое звучание. Знание основ психологии и педагогики помогут приобщиться к элементам психолого-педагогической культуры как составляющей общей культуры будущего специалиста в рамках реализации государственного образовательного стандарта современного высшего учебного заведения. Безусловно, становление и развитие врача-профессионала не завершается изучением учебных дисциплин, входящих в образовательную программу по специальности «Лечебное дело». Эта работа продолжается в ходе практической деятельности на протяжении долгих лет, когда постоянно приходится совершенствовать свои знания, умения и навыки, приобретать новые компетенции, в том числе по вопросам психологии и педагогики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тельнюк И. В., Худик В. А. Особенности организации учебно-методической работы в современных условиях медицинского вуза // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 2 (2). С. 38-46.
2. Тельнюк И. В., Худик В. А. Информационно-методическое обеспечение образовательной деятельности педагогов медицинского вуза // Педагогическая информатика. 2023. № 3. С. 211-218.
3. Томилин, А. Н., Худик В. А. Развитие военно-психологической теории и практики профессиональной мотивации офицера-воспитателя: монография / Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Морская гос. акад. им. адм. Ф. Ф. Ушакова». Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2010. 192 с.
4. Худик В. А., Тельнюк И. В. Вопросы психологии и педагогики учебного процесса в медицинском вузе: учебное пособие для препода-
вателей медицинского вуза / Санкт-Петербургский гос. мед. ун-т имени И. П. Павлова. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМУ, 2011. 105 с.
5. Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 г. № 293н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2017 г., регистрационный № 46293) // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_36l328/bcfe53805bbbb0e17405ddf 9d9b3d111dad42e08/ (дата обращения: 21.10.2023).
6. Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 № 988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело» // https://www.c onsultant.ru/do сттет/ cons_doc_LAW_36l328/ (дата обращения: 21.10.2023).
REFERENCES
1. Telnyuk I. V., Khudik V. A. Features of the organization of educational and methodological work in modern conditions of a medical university // Bulletin of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 2 (2). P. 38-46. (In Russ.).
2. Telnyuk I. V., Khudik V. A. Information and methodological support of educational activities of teachers of a medical university // Pedagogical informatics. 2023. No. 3. P. 211-218. (In Russ.).
3. Tomilin A. N., Khudik V. A. Development of military psychological theory and practice of professional motivation of an officer-educator: monograph / Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Maritime State Academy named after Admiral F. F. Ushakov". Novorossiysk: MGA named after Admiral F. F. Ushakov, 2010. 192 p. (In Russ.).
4. Khudik V. A., Telnyuk I. V. Questions of psychology and pedagogy of the educational process in a medical university: a textbook for teachers of a
medical university / St. Petersburg State Medical University named after I. P. Pavlov. St. Petersburg: St. Petersburg State Medical University Publishing House, 2011. 105 p. (In Russ.).
5. Professional standard "Physician (precinct general practitioner)", approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated March 21, 2017, N 293n (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on April 6, 2017, registration No. 46293) // https://www.c onsultant.ru/do cument/
cons_doc_LAW_36l328/bcfe53805bbbb 0e17405ddf9d9b3d111dad42e08/ (date of the application: 21.10.2023).
6. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated August 12, 2020. No. 988 "On approval of the federal state educational standard of higher education - specialty in specialty 31.05.01 General Medicine" // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_361328/ (date of the application: 21.10.2023).
Поступила в редакцию: 03.11.2023 г.