2) число заданий теста не должна превышать 60, в предположении, что на выполнение одного задания требуется не более одной минуты;
3) тестирование необходимо проводить в первой половине дня;
4) тестирование желательно проводить не позднее середины недели.
Таким образом, повышение эффективности современного учебного процесса обеспечивается наличием системы управления, цепь обратной связи которой содержит валидную подсистему тестирования, учитывающую процедурные и организационные погрешности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.:МГУ, 1975.
2. Беспалько В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. - М., 1970.
3. Шишов С.Е., Кальней ВА. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998.
4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. -М.: Педагогика, 1991.
5. Михайлычев ЕА. Дидактическая тестология. -М.: Народное образование, 2001.
6. Аванесов В.С. Применение тестовых форм в Rasch Measurement // Педагогические измерения. -2005. -№ 4.
7. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: «Интеллект-центр», 2001.
8. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2002.
9. Ким В.С. Тестирование учебных достижений: Моногр. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2007.
10. Ким В.С. Коррекция тестовых баллов на угадывание // Педагогические измерения. - 2006. -№4.
11. Черненко ВВ., Котенкова НА, Лобанова И.В., Пряженникова ОА. О механизме возникновения систематической погрешности при тестировании уровня интеллектуальных способностей // Матер. Всерос. НТК «Военно-исторические, военно-педагогические, гуманитарные и социально-экономические вопросы». ТОВМИ им С.О. Макарова. - Владивосток, 2000.
12. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - Спб.: Питер, 2006.
13. Ким В.С. Выбор оптимального времени тестирования // Педагогические измерения. - 2008. -№ 2.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЬЮТОРСКОЙ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
PLANNING THE TUTORIAL MODEL OF STUDENT TEACHING PRACTICE
Н.Ю. Грачева
В статье рассматривается проблема совершенствования организации педагогической практики студентов с целью повышения эффективности формирования у выпускников педагогических вузов мотивации и готовности к педагогической деятельности в различных образовательных учреждениях. Предлагается новая тьюторская модель педагогической практики, целью которой является реализация принципа индивидуализации при освоении студентами педагогических вузов основных видов профессионально-педагогической деятельности.
Gracheva N.Yu.
The article is devoted to improving student teaching practice in order to increase its efficiency in developing teacher training graduates' motivation and willingness to teach. The authors suggest a new tutorial model of student teaching practice which aims at putting into practice the principle of individualiza-tion in students' teacher training.
Ключевые слова: педагогическая практика студентов, индивидуализация, открытое образовательное пространство, тьюторство, тьюторское сопровождение, тьюторская модель, тьютор, содержание педагогической деятельности, квалификационные умения студентов.
Keywords: student teaching practice, individualiza-tion, open educational space, tutor teaching, tutorial assistence, tutorial model, tutor, contents of teaching, professional skills of students.
Стратегия современного педагогического образования состоит в формировании личности учителя, способного ответственно и профессионально действовать в условиях необходимости решения актуальных образовательных задач. Эта стратегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного процесса на становление духовно развитой, культурной личности учителя, обладающего целостным гуманистическим мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями, комплексно реализующего свой творческий потенциал в профессиональной деятельности. Большие возможности для формирования личности учителя и его успешной профессиональной адаптации предоставляет педагогическая практика.
Педагогическая практика обеспечивает соединение теоретической подготовки студентов с их практической педагогической деятельностью. Она позволяет студенту полнее осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической работы.
Общими целями педагогической практики являются всестороннее и последовательное овладение студентами основными видами профессионально-педагогической деятельности, соответствующей требованиям ГОС ВПО и учебным программам, а также формирование личности современного учителя и его профессиональных качеств.
Согласно ГОС ВПО, выпускник высшего педагогического образовательного учреждения должен быть подготовлен к работе в образовательных учреждениях различного типа и вида, должен уметь выполнять основные виды профессиональной деятельности учителя.
Для осуществления этих видов деятельности в ходе педагогической практики студент педагогического вуза должен овладеть рядом профессиональных умений, которые определены требованиями к уровню подготовки учителя и составляют должностные обязанности специалиста, зафиксированные в тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников учреждений образования РФ.
Современные образовательные парадигмы настоятельно требуют новых подходов к организационно-содержательным формам педагогической практики студентов. В настоящее время в качестве одного из признанных механизмов обновления в условиях реформирования существующей системы образования выступает деятельностный подход, ориентация образования на конечный результат.
Педагогическая практика является частью основной образовательной программы по всем педагогическим специальностям. Разработка и обновление программ педагогической практики должны быть направлены на повышение уровня профессиональной готовности студента к будущей профессиональной деятельности.
При обновлении программы педагогической практики необходимо проводить обновление всех структурных элементов программы:
- целей и задач педагогической практики;
- содержания педагогической деятельности студента-практиканта;
- квалификационных умений на период окончания практики.
Одним из инновационных вариантов обновления программ педагогической практики является тьютор-ская модель педагогической практики.
Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов средневековой Европы. Тьютор (от англ. tutor) означает «наставник». Тьюторство как ин-ституализированная форма наставничества зародилась примерно в XII-XIII вв. и получила значительное развитие в средневековых классических университетах - Оксфорде и Кембридже. К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в английских университетах, отвечая главным образом за воспитание подопечных; в XVII в. сфера деятельности тьютора значительно расширяется -большое значение начинают приобретать образовательные функции. В XVIII в. тьюторская система обучения официально признается частью английской университетской системы обучения, постепенно вытесняющей лекционный метод обучения.
Тьюторская система формирует культуру выбора и ответственность за последствия этого выбора, развивая умения и навыки самостоятельной деятельности, и обеспечивает большие достижения в усвоении знаний, умений и навыков. Тьюторская система учитывает две стороны: с ее помощью достигается большая, чем при фронтальных или групповых видах работы, индивидуализация в обучении, а также постоянно осуществляется контроль за выполнением самостоятельной работы обучаемых.
В образовательной культуре России наставничество складывалось иначе. Германская модель университета, которую унаследовала Россия, не предполагала института тьюторов. Наставничество начиналось с домашних учителей, но если сравнивать их с тьюторами, они явно в меньшей степени были привержены ценностям корпоративности, гражданского общества, открытого образовательного пространства, реализовывался только индивидуальный подход к обучаемому.
Сегодня тьюторство должно проявить свои черты в системе российского образования. Именно в нынешней образовательной ситуации востребована позиция тьютора, сопровождающего процесс индивидуализации обучающихся.
В системе высшего педагогического образования введение тьюторского сопровождения представляется особо актуальным и эффективным, в том числе в рамках реализации индивидуально ориентированных моделей педагогической практики.
В основе тьюторской модели педагогической практики студентов заложены следующие принципы.
Принцип профессиональной ориентации - прохождение педагогической практики должно вносить существенный вклад в профессиональное становление бу-
дущего педагога при условии согласованности с содержанием и методами школьного образования.
Принцип единства теории и практики требует, чтобы в процессе прохождения педагогической практики студенты максимально эффективно использовали теоретические знания в решении практических педагогических задач.
Принцип вариативности предполает для каждого студента в условиях педагогической практики возможность выбора и последующей специализации в определенном типе образовательных учреждений в рамках определенной педагогической позиции.
Принцип сознательности и активности проявляется в том, что студенты в процессе прохождения педагогической практики являются субъектами не только учебной, но и практической деятельности.
Принцип открытости реализуется в условиях педагогической практики в процессе построения индивидуальной программы каждого студента в рамках открытого образовательного пространства.
Рассмотрим особенности структурных элементов программы педагогической практики в рамках тьютор-ской модели.
Цель и задачи тьюторской модели педагогической практики
Цель: реализация принципа индивидуализации при освоении студентами основных видов профессионально-педагогической деятельности.
Задачи:
- обеспечить проектирование каждым студентом своей индивидуальной образовательной программы педпрактики (далее в тексте - ИОПП) путем выбора подходящих образовательных учреждений и педагогических позиций в период прохождения педагогической практики;
- создать условия для формирования, уточнения, рефлексии выбора в сфере профессиональных интересов будущего педагога;
- закрепить теоретические и методические знания, сформировать профессиональные умения и навыки, необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности в современных образовательных учреждениях различных типов и видов;
- сформировать устойчивый интерес к педагогической профессии и способствовать эффективной профессиональной адаптации студентов.
Содержание педагогической деятельности студента-практиканта
Тьюторская модель педагогической практики представляет собой особый тип сопровождения педагогической деятельности студентов, предполагающий реализацию следующих содержательных циклов:
1) информационно-ресурсного,
2) пробно-деятельностного,
3) рефлексивно-аналитического.
Для эффективной реализации тьюторской модели педагогической практики необходимо введение следующих педагогических позиций:
- методист из вуза, сопровождающий студента на всех этапах педагогической практики;
- наставник - педагогический работник (учитель, педагог-психолог, логопед и т. п.) из образовательного учреждения, на базе которого осуществляется один из этапов прохождения педагогической практики в соответствии с ИОПП;
- тьютор - специалист, сопровождающий реализацию студентом ИОПП.
Основные квалификационные умения студентов на период окончания педагогической практики
К моменту окончания педагогической практики студент должен:
- уметь планировать и осуществлять свою педагогическую деятельность, работать с вариативным материалом, проводить анализ и рефлексию педагогической деятельности, выявлять и формулировать свои профессиональные затруднения, интересы и приоритеты, делать осознанный выбор в рамках профессионального самоопределения;
- владеть навыками профессионально-педагогической деятельности, предусмотренными ГОС ВПО, навыками самообразования, разработки и реализации своей ИОПП, сопровождения индивидуализации учащихся в рамках реализации профильного обучения, проектирования индивидуальных образовательных программ учащихся.
Основные функции тьюторского сопровождения по отношению к студентам в процессе прохождения педагогической практики:
- расширение ресурсов профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры студентов в процессе прохождения педагогической практики;
- проведение диагностики педагогической и методической готовности к педагогической практике;
- помощь в осуществлении целеполагания и проектирования конкретных учебных занятий (уроков, кружковых и факультативных занятий и т. п.), а также внеурочных воспитательных мероприятий;
- мотивация и вовлечение студентов в процессы самообразования и саморазвития;
- консультирование и коррекция педагогической деятельности студентов;
- рефлексия педагогической деятельности в процессе педагогической практики;
- помощь в проектировании профессиональной карьеры.
Сущность тьюторской модели педагогической практики выделена на основании обобщенных материалов российских педагогических вузов, прежде всего Московского педагогического государственного университета. Данная модель педагогической практики обеспечивает эффективную адаптацию будущих учителей к профессиональной деятельности и способствует индивидуализации процесса обучения в педагогическом вузе.
Таблица
Содержание тьюторского сопровождения педагогической практики
Наименование цикла Основные характеристики Специфика педагогических позиций
1. Информационно-ресурсный Знакомство с различными образовательными учреждениями. В зависимости от педагогической специальности вводятся критерии для разработки типологии образовательных учреждений, наиболее полно отражающие вариативность и полноту представленности образовательных учреждений для построения профессиональной траектории студентов. Примерная типология образовательных учреждений для специальности «учитель»: - по правовой модели (частная и государственная); - по особенностям режима пребывания (учреждение дополнительного образования; школа-интернат; вечерняя школа и др.); - по уровню образовательных программ (лицей, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов, общеобразовательная школа и др.); - по модели реализации профильного обучения (монопрофильная, полипрофильная, индивидуальные учебные планы) Методист: информационно-методическое сопровождение Наставник: презентация своего педагогического опыта и ресурсов образовательных учреждений Тьютор: сопровождение проектирования студентами ИОПП
2. Пробно-деятельностный Составление индивидуальной образовательной программы педпрактики (ИОПП) с опорой на типологию различных образовательных учреждений. Осуществление профессионально-педаго ги че ских проб в соответствии с ИОПП Методист: методическое консультирование и наблюдение Наставник: проведение мастер-классов, стажировок для студентов, консультирование по вопросам практической деятельности Тьютор: сопровождение профессионально-педагогических проб студентов
3. Рефлексивно-аналитический Рефлексия реализации ИОПП и уточнение приоритетов в выборе педагогической позиции и определенных типов образовательных учреждений Методист: оценка результатов педагогической деятельности студентов Наставник: анализ педагогических достижений студентов за период педагогической практики и мотивация на профессиональное совершенствование Тьютор: рефлексия и корректировка ИОПП студентов. Обсуждение следующего шага реализации программы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грачева Н.Ю. Разработка тьюторской модели подготовки студентов педагогических вузов к работе в школе в условиях профильного обучения // Педагогические науки. - 2007. - № 2.
2. Грачева Н.Ю. Тьюторское сопровождение студентов педагогических вузов в процессе педагогической практики // Объединенный научный журнал. - 2007. - № 6 (194).
3. Грачева Н.Ю. Тьюторское сопровождение будущих учителей математики в процессе педагогической практики // Проблемы совершенствова-
ния математической подготовки в школе и вузе. Выпуск 12. - М.: Прометей (МПГУ), 2007.
4. Грачева Н.Ю. Подготовка студентов педагогических вузов к работе в школе в условиях профильного обучения: разработка и реализация тьюторской модели. - М.: МПГУ, 2007.
5. Ковалева Т.М. К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы междунар. науч.-практ. конференции. - М.: ИТОиП РАО, 2002.
6. Ковалева Т.М. Гуманитарные технологии и тью-торская практика // Открытое образование и ре-
гиональное развитие: образование как сфера интересов инновационных сообществ: Матер. 6-й Всерос. науч.-практ. тьюторской конференции. -Томск, 2002.
7. Открытое образование и региональное развитие: Образование как сфера интересов инновационных
сообществ: Матер. 6-й Всерос. науч.-практ. тью-торской конференции. - 5-7 февр. 2001 г.
8. Тьюторство: концепции, технологии, опыт: Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. - Томск: М-Принт, 2005.
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ
POSTNONCLASSICAL PHYSICS AS THE BASIS FOR THE MODERN WAY OF THINKING
Г.Ф. Михайлишина
Существующая в настоящее время методическая система изучения физики не соответствует современному состоянию физической науки и, таким образом, не способствует формированию современного стиля мышления, которым должен обладать гармонично развитый, активно действующий специалист-профессионал. В статье приводится анализ феномена современного стиля мышления и обсуждаются принципы, которые должны лечь в основу создания методической системы изучения постнеклассической (современной) физики.
Mikhailishina G.F.
The author argues that the existing physics teaching system does not correspond to the current state of physical science and thus does not contribute to developing the modern way of thinking that should be typical of a harmoniously developed, actively operating professional. The article provides analysis of the phenomenon of modern way of thinking and discusses the principles that should form the basis for developing methods of teachingpostnonclassical (modern) physics.
Ключевые слова: постнеклассическая физика, Keywords: postnonclassical physics, way of thinking. стиль мышления.
Историю научного познания в области физики можно условно разделить на четыре этапа [1]. Каждый из них отличается, в частности, нормами исследования, доминирующими в науке. Это приводит к появлению определенного стиля мышления.
1. Предыстория физики характеризовалась близостью и даже слиянием физических и философских представлений о природе, что, несомненно, сказалось на доминирующем стиле научного мышления.
2. Этап «классической» физики (ХУН-ХУШ вв.). Идеалом физического исследования в рамках классического стиля мышления было построение завершенной, логически замкнутой и самодостаточной картины природы. В обоснование включалась идея о сведении знаний о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики. В XIX в. место механики занимает электродинамика.
3. Этап квантово-релятивистской физики (конец XIX - середина XX вв.). Здесь в противовес идеалу единственно истинной теории допускается существование нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.
4. На сегодняшнем этапе развития науки мы являемся свидетелями радикальных изменений в основаниях физики, связанных с вовлечением в круг исследований качественно новых объектов. Эти изменения можно охарактеризовать как предтечи очередной научно-технической революции, в ходе которой рождается новая, пост-неклассическая физика. В дальнейшем мы будем называть ее современной физикой.
Основными характеристиками современного этапа развития физики являются:
1) междисциплинарность исследований (являющаяся следствием реализации идеи единства физического мира), которая предполагает существование взаимосвязи, преемственности, взаимопревращаемости различных объектов, изучаемых в ряде естественных наук: математике, физике, химии, биологии и т. д.; это касается, естественно, и физических свойств мега-, макро- и микромира, что является следствием единых закономерностей, проявляющихся по-разному в зависимости от временных и пространственных масштабов;
2) идея глобального эволюционизма - ответ на стремление современной науки (в частности физики) к комплексному изучению природы в ее саморазвитии [2].