http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 378
Наталья Леонидовна Коршунова1,
кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет,
Школа педагогики (692500, Россия, г. Уссурийск, ул. Некрасова, 35),
e-mail: nlkor@mail.ru
Сунь Сяопэн2,
соискатель степени кандидата наук, Дальневосточный федеральный университет,
Школа педагогики (692500, Россия, г. Уссурийск, ул. Некрасова, 35),
e-mail: nlkor@mail.ru
Основные направления развития тьюторских технологий образования для иностранных студентов в вузах России
Представленная статья посвящена описанию технологий тьюторской деятельности в работе с иностранными студентами в российских вузах. Технологический подход к преподаванию и общению предполагает инструментальное обеспечение тьюторской деятельности с гарантией достижения поставленной цели. Технология тьюторской деятельности, по мнению автора, должна состоять из следующих компонентов: методов, приёмов, режимов работы, последовательности операций и процедур; отмечена прямая зависимость от непосредственно используемых средств, оборудования, инструментов и материалов. В статье показано, что выбор того или иного метода требует одновременного учёта всех факторов, в том числе и случайных (неизвестных) причин, величину и направленность воздействия которых нельзя предсказать заранее. Утверждается, что основу педагогической позиции тьютора также составляет система личностных установок, которые реализуются в процессах межличностного взаимодействия со студентами. Тщательный анализ результатов современных исследований в области образования позволяет выделить три разных тьюторских подхода, каждый из которых предлагает собственные основы для соорганизации различных образовательных предложений в индивидуальную образовательную программу, соответственно, задаёт определённый тип тьюторской деятельности: 1) тьюторские практики дистанционного образования - оказание помощи слушателю (ученику, студенту) при выстраивании обучения, с использованием навыков работы в интернет-среде; 2) тьюторские практики открытого образования - разработка и использование открытых социальных технологий, которые затем позволяют через открытое образование создать институты гражданского общества; 3) тьюторская практика как сопровождение индивидуальной образовательной программы - реализация сопровождения всего процесса проектирования и построения своей образовательной программы, начиная от работы с первичным познавательным интересом, углублением этого интереса благодаря образовательным исследованиям или проектам, и тьюторское консультирование в области профессиональных образовательных программ.
Ключевые слова: тьюторская деятельность, технологии тьюторской деятельности, типы тьютор-ской деятельности, тьюторские практики
Введение. Несмотря на то, что тьюторская деятельность является специфическим видом педагогической деятельности, осуществляемой при помощи конкретных технологий, нами предпринята попытка дефиниции «технологии тьюторской деятельности» с опорой на понятие «педагогическая технология». За основу было взято наиболее широкое определение педагогической технологии, опубликованное Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологиям США: «Педагогическая технология - это комплексный, интегративный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, касающихся всех аспектов усвоения знаний»3.
Исходя из объёмности такого определения, остаётся только уточнить специализацию тьюторской деятельности, то есть под технологией тьюторской деятельности мы будем понимать комплексный, интегративный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации тьюторской деятельности для её анализа, планирования, реализации и контроля.
Важное место в технологии тьюторской деятельности занимает технологический подход к преподаванию и общению, что предполагает инструментальное обеспечение тьюторской деятельности с гарантией достижения поставленной цели. В тьюторстве реализуется педагогическая и социальная действительность [5; 7], что позволяет в значительной степени:
1 Н. Л. Коршунова организует исследование, определяет его логику, формулирует цели, задачи и выводы.
2 Сунь Сяопэн собирает, анализирует эмпирический материал.
3 Селевко Г. К. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.selevko.net/1nosnov.php (дата обращения: 03.09.2017).
80
© Коршунова Н. Л., Сунь Сяопэн, 2017
1) прогнозировать результаты тьюторской деятельности и управлять процессами её осуществления;
2) анализировать, систематизировать и эффективно использовать практический опыт тьюторской деятельности;
3) комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
4) обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
5) выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые методы и способы решения социально-педагогических проблем, неизбежно возникающих в процессе активной тьюторской деятельности.
Методология и методы исследования. При исследовании использованы следующие средства: гуманистический подход, субъект-субъектный подход, терминологический анализ, теоретический анализ, сравнение, функциональный анализ, оценка.
Результаты исследования и их обсуждение. Технология тьюторской деятельности в плане теоретико-практического подхода к образованию занимает преимущественно процессу-ально-деятельностный уровень, характеризуясь как процесс осуществления взаимодействия субъектов и объектов в тьюторской деятельности, их целеполагание, планирование, организация, реализация цели и анализ результатов1.
Относительно организационных структур тьюторство занимает уровень макротехнологии, то есть отраслевой образовательной технологии, и определяет деятельность педагога-куратора как направленную на обучение, воспитание или сопровождение в разрезе учебной дисциплины или индивидуальной образовательной траектории.
Опираясь на определение ключевого термина «технология», точнее - на его первоначальное значение (techne - «мастерство, искусство»; logos - «наука»), согласимся с мнением, что цель технологии состоит в том, чтобы разложить на составные части процесс достижения определённого результата [8]. Исходя из этого, технология тьюторской деятельности, по нашему мнению, должна состоять из следующих компонентов: методы, приёмы, режимы работы, последовательность операций и процедур, прямая зависимость от непосредственно используемых средств, оборудования, инструментов и материалов.
Тщательный анализ результатов современных исследований в области образования даёт возможность выделить три разных тьюторских подхода, каждый из которых предлагает собственные основы для соорганизации различных образовательных предложений в индивидуаль-
1 Курьянов И. С. Основы педагогической деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliofond. ru/download_list.aspx?id=652649 (дата обращения: 02.09.2017).
ную образовательную программу, соответственно, задаёт определённый тип тьюторской деятельности:
1) тьюторские практики дистанционного образования - оказание помощи слушателю (ученику, студенту) при выстраивании обучения с использованием навыков работы в интернет-среде;
2) тьюторские практики открытого образования - разработка и использование открытых социальных технологий, которые затем позволяют через открытое образование создать институты гражданского общества;
3) тьюторская практика как сопровождение индивидуальной образовательной программы -реализация сопровождения всего процесса проектирования и построения своей образовательной программы, начиная от работы с первичным познавательным интересом, углублением этого интереса благодаря образовательным исследованиям или проектам, и тьюторское консультирование в области профессиональных образовательных программ [10].
Любая из тьюторских практик может реа-лизовываться в таких режимах работы: режим визуального (очного) контакта, режим теле- или видеосвязи, или работа в сетевых режимах (онлайн, офлайн).
Специфика тьюторской деятельности для китайских студентов в вузах РФ позволяет в полной мере использовать весь арсенал методов, приёмов и средств традиционного обучения, воспитания и общения в сочетании со специфическими разработками инновационных моделей.
Для удобства осуществления выбора методов, целесообразных для использования в технологии тьюторской деятельности, рассмотрим их классификацию, выделив методы, дополняющие группы традиционных методов специфическими, которые характерны только для обучения по тьюторским технологиям.
В процессе тьюторской деятельности используются группы методов, выделяемых:
1) по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические методы работы с книгой и видеометод;
2) по логике передачи и восприятия информации: индуктивные и дедуктивные;
3) по уровню самостоятельности: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский;
4) по степени руководства учебной работой: работа под руководством педагога и самостоятельная работа слушателей (студентов) без контроля педагога (домашние задания)2.
Словесные методы тьюторской деятельности отличаются включением, кроме расширенного арсенала устных методов (рассказ, сообще-
2 Подготовка педагога к тьюторскому сопровождению обучающихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.sites.google.com/site/tutorsoprovogdenie (дата обращения: 03.09.2017).
ние, беседа, объяснение, лекция, консультация и т. д.), обязательных письменных словесных методов (инструкции, объявления, чат, ICQ и т. д.), реализуемых в режимеонлайн и офлайн.
Наглядные методы тьюторской деятельности трудно представить без использования мультимедиа (мультимедийные презентации, flash-анимация, видеодемонстрации и т. д.).
Практические методы обучения с тьютор-ским сопровождением могут включать в себя устные и письменные упражнения, упражнения с использованием компьютерных тренажеров, лабораторный метод как в реальных, так и виртуальных условиях, и т. п.
Традиционный метод работы с учебником используется в полной мере в сочетании с использованием электронных учебных ресурсов.
Рассматривая возможности проблемного метода в обучении с тьюторским сопровождением (например, кейс-метод, метод групповых занятий и т. д.) для китайских студентов в вузах РФ, следует отметить, что он занимает доминирующую позицию в группе методов, выделяемых по уровню самостоятельности, поскольку про-блемность является основной движущей силой в обучении с тьюторским сопровождением. Формами реализации этого метода являются дискуссия, диспут, форум, видео- и телеконференции, тьюториалы и т. п.
Частично-поисковый (эвристический) метод также может использоваться в процессе обучения (метод мозговой атаки, дискуссии, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфель студента», портфолио, студенческая презентация и т. д.).
Исследовательский метод целесообразно использовать на этапе обучения, когда студенты уже получили основные навыки работы с тью-торским сопровождением, овладели основами поиска разнотипной информации из различных видов источников, её анализа, критического осмысления, обработки и структурирования. Ярким примером этой подгруппы методов является метод проектов.
Поскольку целью тьюторской деятельности является подготовка к продуктивной самостоятельной познавательной деятельности слушателей (студентов), то не вызывает сомнения целесообразность использования соответствующих методов работы без контроля педагога (выполнение домашних заданий) в сочетании с фасилитационным взаимодействием, что, собственно, отражает содержание технологии тьюторской деятельности [4].
Рассмотрение технологии тьюторской деятельности требует выделения бинарных и ситуационных методов.
Бинарные методы позволяют научно обоснованно сочетать и выбирать одновременно несколько методов, а ситуационный метод наиболее полно отражает соответствие конкретным
условиям. Последний применяется тогда, когда ни один из известных изолированных методов не позволяет быстро и эффективно достичь намеченных задач в имеющихся конкретных условиях. По строению ситуационный метод комбинируется из многих путей и способов: в нём сочетаются традиционные и новые пути, способы, идеи. Структура и содержание данного метода нестабильны, ибо он является самостоятельным произведением тьютора и базируется на его непосредственном понимании педагогического процесса. В этом случае «важное значение приобретает творческий характер педагогической деятельности, связанный с изменением способов и результатов деятельности при решении нестандартных ситуаций»1.
Для формирования познавательного интереса кроме традиционных приёмов (создание ситуации, актуальности, нравственного переживания, этикетности, удивления, образности и т. д.) используют методы стимулирования интереса к обучению, а именно: познавательные (дидактические) игры, стимулирующие игры, метод инсценировки, метод генерации идей, учебную дискуссию, тренинги и т. д.
В основе методов стимулирования долга и ответственности лежит разъяснение значимости обучения, предъявление учебных требований, поощрения и наказания в обучении, что достигается специфическими приёмами психологического влияния тьютора на аудиторию.
Средства обучения тьюторской деятельности - это разнообразные материалы и средства тьюторской деятельности, благодаря которым более успешно и за короткое время достигаются определённые цели.
Весь арсенал средств можно разделить на научные (теоретические и эмпирические) знания, носители знаний, вспомогательные (технические, компьютерные, графические и т. д.) средства.
Средства деятельности тьютора не имеют существенных различий со средствами, которые используются обычными педагогами, они лишь дополняются инновационными педагогическими наработками и разработками в области информационно-коммуникационных технологий.
Характер выбора методов, приёмов, режимов работы и средств, их комбинирование и самостоятельная разработка носят личностно-творческий характер и находятся в прямой зависимости от уровня профессиональной компетентности тьютора и его стремления к самосовершенствованию с целью достижения успеха в выбранной области деятельности.
Среди факторов выбора тьютором составляющих технологии тьюторской деятельности в условиях конкретной ситуации следует выделить:
1 Курьянов И. С. Основы педагогической деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.ЫЫiofond. ru/download_list.aspx?id=652649(дата обращения: 03.09.2017).
1)закономерности, принципы и содержание тьюторской деятельности; цели и задачи конкретной ситуации;
2) состав и возможности группы студентов: возрастные, технические, уровень подготовки, особенности коллектива;
3) мотивацию группы к конкретному виду деятельности, конкретному мероприятию, отношение группы к своему тьютору;
4) внешние условия (например, географические);
5) возможности тьютора (опыт, техническое обеспечение, уровень подготовки, знания типичных ситуаций процесса обучения) [2].
Выбирая тот или иной метод, необходимо одновременно учитывать все факторы, в том числе и случайные (неизвестные) причины, величину и направленность воздействия которых нельзя предсказать заранее.
Основу педагогической позиции тьютора также составляет система личностных установок, которые реализуются в процессах межличностного взаимодействия со студентами.
Первая установка описывается терминами «искренность», «открытость», «вероятность», «конгруэнтное самовыражение в общении» -предусматривает открытость педагога своим собственным мыслям и переживаниям, способность свободно и открыто выражать и передавать их окружающим.
Вторая установка - «безусловное положительное принятие», «доверие» - отображает принципиальную уверенность тьютора в возможностях и способностях студентов, происходит их целостное принятие.
Третья установка - «эмпатическое понимание» - это способность тьютора видеть внутренний мир и поведение каждого студента с его внутренней позиции, его глазами [3].
Именно исходя из этих установок в отношениях со студентами тьютор может выстроить такое учебно-воспитательное взаимодействие, при котором становится реальным и социально желаемым свободный личный выбор решения (формы поведения, отношения, мысли) студента. Тьютор призван помогать процессу «положительных личностных изменений» студента и осознанию его места и роли в образовательном процессе. В рамках традиционной педагогики к положительным личностным характеристикам воспитуемого субъекта (студента) относится весь возможный спектр социально-ценных черт и качеств. Соответственно, положительные личностные изменения характеризуются накоплением таких черт или увеличением их соответствия идеалу, а также уменьшением выраженности или исчезновением социально неодобряемых качеств. Данные представления обусловливают определённую логику педагогических действий: формировать положительное и корректировать (а в абсолюте - искоренять) отрицательное.
Строгая заданность педагогического результата жёстко предопределяет характеристики педагогического процесса и набор используемого арсенала педагогических средств. Педагог является компетентным проводником социально заданной «педагогической политики» и, естественно, решающей (доминирующей) фигурой учебно-воспитательного процесса.
В рамках современной гуманистической педагогики положительные личностные изменения отражают, прежде всего, становление способности к открытому проявлению своей индивидуальности, развитие умения узнавать и интерпретировать мир самостоятельно, принимать и реализовывать собственные решения - это именно то, что точно, по нашему мнению, описывается понятиями «субъектность», «способность к творчеству, самоактуализация». Существенным моментом гуманистического взгляда на процесс позитивных личностных изменений является признание «права на существование» негативных проявлений и качеств личности, которые развивают противостояние с положительными. Именно в процессе личного ценностного выбора между позитивом и негативом, между знанием и незнанием, между собственной и другой мыслями у человека формируются навыки субъектности, развивается свобода выбора как внутренняя основа для осознанного студента, для развития личности, способной к творчеству, самоактуализации. Важнейшей задачей тьютора становится не доминантное вмешательство в формирование положительных черт мышления, характера и поведения, а создание условий для инициации и осуществления личного ценностного выбора1. Учебный процесс здесь выступает как субъект-субъектное взаимодействие, в которой тьютор занимает ровную, недоминантную, но активную и заинтересованную - диалоговую позицию. Определение содержания и места педагогической толерантности в гуманистической тьюторской деятельности обусловливает необходимость совместить идеи «ненавязчивой помощи», свободы выбора, опосредованного влияния и идеи активного педагогического воздействия, руководства учебно-воспитательным процессом. Воспитание осуществляется через собственный опыт студента, обусловленный средой, и роль куратора при этом сводится к организации и регулированию среды.
Проблема свободы выбора для китайских студентов в вузах РФ стоит остро. На первый взгляд, студенты изначально свободны в организации собственной образовательной активности: высшее образование не является обязательным, никто не поднимает паники по
1 Онучина А. В. Тезаурус по программе «Подготовка педагога к тьюторскому сопровождению» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sites.google.com/ site/tutorsoprovogdenie/home/tezaurus (дата обращения: 03.09.2017).
пропуску лекций. Студент якобы сам себе хозяин. Но реально довольно большая часть студентов, особенно первокурсников, не способны к действительно к осознанному обучению, не в состоянии противостоять конкурирующим (по обучению) воздействиям окружения. Стихийное приспособление к социальной позиции студента происходит больше в режиме психологической защиты, чем в процессе творческого, положительно актуального для личности вхождения в новую стадию развития. Личностная ориентация профессионального образования требует изменений в методологии и методике профессиональной подготовки - в реализации образовательного процесса как индивидуальной субъектной активности будущих специалистов [6]. Видимо, ситуация группового учебного взаимодействия является наиболее благоприятной, учитывая возможность мотивации и тренировки «выборной» активности субъекта обучения. Чем больше альтернатив, тем больше возможность научиться делать выбор. Мы рассматриваем взаимодействие тьютора со студентами как способ реализации социальной ситуации развития таких личностных новообразований, как субъектность, способность к осознанному учению, к творчеству, самоактуализации. Социальная ситуация развития разворачивается в коммуникативном (учебном) процессе как система трансперсональных взаимодействий и взаимоотношений, через которые участникам транслируются внешние требования к их психике. В содержательном поле взаимодействий и взаимоотношений оформляются и возможные способы ответа на эти требования (требования социальной ситуации развития).
Практически субъект-субъектное взаимодействие между участниками обеспечивается реализацией специфических функций педагогического общения: «открытие», «соучастие», «подъём» [9].
«Открытие» партнёра (студента) на общение - исходная функция. Она позволяет разбудить желание взаимодействовать, создать комфортные условия для взаимодействия, снять страх, психологическую закрепощённость, повысить уверенность собеседника в себе, дать ему возможность убедиться в положительном отношении педагога к нему. Исходя из того факта, что тьютор должен работать со сложным (фрустрированным, скептически настроенным и т. д.) контингентом, часто в условиях дефицита времени на активное общение, или в условиях психогенной ситуации, умение оперативно «открыть» партнёра, настроить его на доверительный контакт становится ключевым в структуре профессиональной компетентности.
Вторая функция субъект-субъектного общения - «соучастие» - призвана поддерживать взаимный контакт в течение всего процесса общения, помочь партнёру преодолеть трудности,
поддержать его, одобряя и стимулируя активное проявление свойственных только ему личностных качеств. Данная функция играет центральную роль в субъект-субъектном взаимодействии. С помощью соучастия тьютору удаётся создать условия для реализации потенциальных возможностей молодого человека как субъекта деятельности. Оно обеспечивает эффективную трансляцию одного «Я» другому «Я». С точки зрения технологии, соучастие - это инструментальная поддержка активного взаимодействия в течение процесса коммуникации.
Невозможно представить субъект-субъектное педагогическое общение без реализации третьей функции - «подъём». Речь идёт о подъёме того, с кем работаем, в его собственных глазах и в глазах окружающих его людей: коллег, одноклассников, преподавателей, администраторов, родителей, сотрудников. «Подъём» во взаимодействии понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований. Поднимать - значит способствовать осуществлению молодым человеком наибольшего, на что он пока способен: быть смелее, милосерднее, добрее, активнее, критичнее, ответственнее, увереннее - важно быть более независимым и т. д.
С точки зрения психологии влияния, коммуникативная функция подъёма соотносится с социальной поддержкой. Социальная поддержка - это обратные социальные влияния, получая которые, субъект предвкушает удовольствие от собственного поведения в конкретной ситуации, вследствие чего возникает мотивация к повторению (закреплению) соответствующих поведенческих реакций.
Реализация специфических функций педагогического общения обеспечивается практическими профессиональными умениями куратора, среди которых есть индивидуальные, свойственные конкретному специалисту, и есть имеющие более общий характер, без которых названные функции профессионально не могут быть выполнены1.
Известно, что общение - многоуровневый процесс. И чем больше уровней коммуникации задействованы в контакте, тем он эффективнее. В технологии субъект-субъектного взаимодействия мы выделяем следующие уровни коммуникации, на которых реализуются указанные выше функции общения:
- первый уровень - «уровень внешнего пластичного образа». Это уровень невербальной коммуникации (мимика, жесты, внешность). Общеизвестно, что восприятие невербальных сигналов существенно влияет на эффективность контакта. Неадекватная мимика (строгое,
1 Смирнов С. А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibl.tikva.ru/base/B352/B352Content.php (дата обращения: 11.08.2017).
раздражённое или тоскливое выражение лица и т. д.), угрожающие или «скованные» позы, некоторые особенности внешнего вида тьютора на уровне подсознания могут разрушить взаимодействие с молодым человеком, переориентировать его из содержания общения на оборону, в таком случае ни о каком сотрудничестве говорить не придётся;
- второй уровень - условно мы его обозначили как «контекстный», или «регулировочный». Реализуя общение на этом уровне, специалист дает понять партнёру, что он в нём заинтересован как в человеке. Причём, эти принятие и заинтересованность должны быть не декларативными, а доказаны в самом стиле, формах, способах взаимодействия, которые применяет специалист;
- третий уровень - «стилистический». Речь идёт о приёмах и техниках вербального представления информации, нацеленные, прежде всего, на формирование аттракции - через использование определённых языковых форм, оформляющих этику и этикет общения. Аттракция при этом направлена на положительную эмоциональную окраску межличностных отношений, вызывающую симпатию, привязанность, чувство привязанности к другому человеку (партнёра по общению).
От тьюторов требуются такие качества, как дивергентность мышления, гибкость и вариативность поведенческих реакций. Но главное, применяя данную технику взаимодействия, тьютор даёт молодому человеку новый опыт эффективного поведения, технологически обеспечивая обучение субъектов в рамках реального взаимо-
действия креативным способам жизнедеятельности, самостоятельности и ответственности в принятии решений.
Главное - соблюдать принцип единства функций общения и трёх уровней их реализации. При этом условии действительно можно раскрепостить партнёра, создать базовую эмоциональную готовность к свободному открытому обращению и усвоению навыков самостоятельного ответственного поведения.
Выводы. Подводя итог, следует ещё раз отметить, что технология тьюторской деятельности является отраслью творческого подхода тьютора к организации и осуществлению профессиональной деятельности в отдельно взятом направлении, что в своей основе содержит лучшие традиции традиционной педагогической теории и практики, которые дополняются прогрессивными инновационными поисками в области педагогики, психологии и информационно-коммуникационных технологий. Разноплановость возможных технологий тьюторской деятельности для студентов из КНР, обучающихся в вузах РФ, следует отнести к образовательным технологиям, что, по сути, представляет собой совокупность ментальных научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования. Этот выбор объясняется тем, что тьюторство, кроме педагогических, включает в себя ещё и различные социальные, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, методические, экономические, коммуникативные и другие смежные аспекты.
Список литературы
1. Боровкова Т. И. Технология тьюторского сопровождения как практика индивидуализации [Электронный ресурс] // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. Режим доступа: http://www.cyberleninka. ru/article/n/tehnologiya-tyutorskogo-soprovozhdeniya-kak-praktika-individualizatsii (дата обращения: 02.09.2017).
2. Ерофеева Н. С. Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 7. Режим доступа: йНр:/Л№№«. cyberleninka.ru/article/n/opyt-realizatsii-tyutorskogo-soprovozhdeniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze (дата обращения: 02.09.2017).
3. Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012. 638 с.
4. Ковалева Т. М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mioo.ru (дата обращения: 02.09.2017).
5. Кокамбо Ю. Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса // Вестник Амурского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 60. С. 110-115.
6. Педагогика и психология высшей школы / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 544 с.
7. Плахотова А. В. Проблема тьюторства в контексте современной философии образования // Проблемы современного образования: педагогика и психология: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. Ялта, 2000. С. 15-20.
8. Современные педагогические технологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedtehno.ru (дата обращения: 02.09.2017).
9. Ткачева М. С. Педагогическая психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-reading.club/ chapter.php/98425/48/Tkacheva_Pedagogicheskaya_psihologiya_konspekt (дата обращения: 03.09.2017).
10. Чебыкина Л. В., Худякова И. В., Лисина М. А. Тьюторство как особый педагогический способ работы: теоретические аспекты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.narfu.ru/upload/medialibrary/2e1/14.pdf (дата обращения: 03.09.2017).
Статья поступила в редакцию 12.09.2017; принята к публикации 15.10.2017
Библиографическое описание статьи
Коршунова Н. Л., Сунь Сяопэн. Основные направления развития тьюторских технологий образования для иностранных студентов в вузах России // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6. С. 80-86.
Natalia L. Korshunova1,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Far Eastern Federal University, School of Pedagogy (35 Nekrasov st., Ussuriisk, 692500, Russia), e-mail: nlkor@mail.ru
Sun Xiapin2,
Doctoral Candidate, Far Eastern Federal University, School of Pedagogy (35 Nekrasov st., Ussuriisk, 692500, Russia), e-mail: nlkor@mail.ru
Main Directions in the Development of Tutorial Educational Technologies for Foreign Students in Russian Universities
The article is devoted to the description of technologies of tutorial activity in the work with foreign students in Russian universities. The technological approach to teaching and communication involves a tool supply of tutorial activities with a guarantee of achieving the desired objective. The technology of tutorial activities, according to the author, should consist of the following components: methods, techniques, modes of operation, sequence of operations and procedures; direct dependence on the equipment, instruments and materials used. The article shows that the choice of one or the other method requires simultaneous consideration of all factors, including random (unknown) causes, the magnitude and direction of the impact of which cannot be predicted in advance. It is alleged that the framework of the pedagogical position of a tutor is also a system of personal attitudes that are implemented in the processes of interpersonal interaction with students. A thorough analysis of the results of modern research in the field of education allows the author to distinguish three different tutorial approaches, each of which offers its own basis for combining various education proposals into the individual educational program, and, accordingly, creates a certain type of tutorial activity: 1) tutor practices of distance education help listeners (pupils, students) to build their learning process using the skill of working in the Internet environment; 2) tutor practices of open education develop and use open social technologies, which enable through open education to establish institutions of civil society; 3) tutor practice as a support of an individual educational program that accompanies the whole process of designing and building educational programs, ranging from primary cognitive interest, deepening this interest through educational research or projects, and tutor consulting in the field of professional education programs.
Keywords: tutorial activities, technologies of tutorial activities, types of tutorial activities, tutor practices
References
1. Borovkova T. I. Tekhnologiya t'yutorskogo soprovozhdeniya kak praktika individualizatsii [Elektronnyi resurs] // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2012. № 4. Rezhim dostupa: http://www.cyberleninka.ru/article/n/ tehnologiya-tyutorskogo-soprovozhdeniya-kak-praktika-individualizatsii (data obrashcheniya: 02.09.2017).
2. Erofeeva N. S. Opyt realizatsii t'yutorskogo soprovozhdeniya obrazovatel'nogo protsessa v vuze [Elektronnyi resurs] // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 7. Rezhim dostupa: http://www.cyberleninka. ru/article/n/opyt-realizatsii-tyutorskogo-soprovozhdeniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze (data obrashcheniya: 02.09.2017).
3. Il'in E. P. Psikhologiya dlya pedagogov. SPb.: Piter, 2012. 638 c.
4. Kovaleva T. M. Vvedenie v t'yutorstvo [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mioo.ru (data obrashcheniya: 02.09.2017).
5. Kokambo Yu. D. T'yutorstvo kak novaya forma vzaimodeistviya uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa // Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki. 2013. Vyp. 60. S. 110-115.
6. Pedagogika i psikhologiya vysshei shkoly / otv. red. M. V. Bulanova-Toporkova. Rostov n/D.: Feniks, 2002. 544 s.
7. Plakhotova A. V. Problema t'yutorstva v kontekste sovremennoi filosofii obrazovaniya // Problemy sovremennogo obrazovaniya: pedagogika i psikhologiya: sb. materialov mezhvuz. nauch.-prakt. konf. Yalta, 2000. S. 15-20.
8. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.pedtehno.ru (data obrashcheniya: 02.09.2017).
9. Tkacheva M. S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.e-reading. club/chapter.php/98425/48/Tkacheva_Pedagogicheskaya_psihologiya_konspekt (data obrashcheniya: 03.09.2017).
10. Chebykina L. V., Khudyakova I. V., Lisina M. A. T'yutorstvo kak osobyi pedagogicheskii sposob raboty: teoreticheskie aspekty [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.narfu.ru/upload/medialibrary/2e1/14.pdf (data obrashcheniya: 03.09.2017).
Received: September 12, 2017; accepted for publication: October 15, 2017
Reference to the article
Korshunova N. L., Sun Xiapin. Main Directions in the Development of Tutorial Educational Technologies for Foreign Students in Russian Universities // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Professional Education, Theory and Methodology of Teaching. 2017. Vol. 12, No. 6. PP. 80-86.
1 N. L. Korshunova organizes the research, determines its logic, formulates the goal, tasks and draws the conclusions.
2 Sun Xiapin collects and analyzes the empirical material.