РОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
З. О. Кекеева
(Элиста)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА САМООРГАНИЗАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы проектирования содержания педагогического образования на основе принципа самоорганизации будущего учителя в культурно-образовательном пространстве университета. Рассмотрены теоретические проблемы создания целостной многосторонней интегрирующей образовательной системы, которая способствует саморазвитию всех подструктур и факторов среды профессиональной подготовки учителя
Инновационные преобразования в начале XXI столетия внесли коренные изменения в традиционную систему образования в Российской Федерации, способствовали процессу диверсификации образовательных систем и появлению многообразных образовательных маршрутов в стратегии развития содержания образования. В связи с этим происходит переосмысление роли личности учителя в пространстве воспитания и образования. По-новому ставится вопрос о системе профессиональной подготовки учителя и содержании педагогического образования. Личность учителя, его профессиональная компетентность, социальная зрелость и духовное богатство должны обеспечивать повышение качества и эффективность процесса обучения и воспитания. Определяющим критерием состояния и результативности процесса образования, его соответствия потребностям современного общества в формировании и развитии профессионально-личностной компетенции специалиста выступает качество профессиональной подготовки учителя [1].
К сожалению, сегодня наблюдается целый ряд противоречий между фундаментальными возможностями системы педагогического образования в формировании личности с одной стороны, и, с другой стороны, сравнительно неэффективным использованием процесса проекти-
рования содержания образования на современном этапе перестройки всей общественной жизни в образовательном пространстве; отсутствием научно обоснованной целостной и прогнозируемой образовательной политики, основанной на идеях принципа самоорганизации образовательного пространства университета; доминированием узкопредметного подхода, относительного консерватизма; неизменности традиционной концепции оценки качества образования в подготовке учителя в условиях многообразия и взаимодействия с другими культурами, народами, странами.
Необходимость создания целостной интегрирующей многосторонней образовательной системы, способствующей саморазвитию всех подструктур и факторов среды, актуализирует принцип самоорганизации в подготовке будущего педагога в культурно-образовательном пространстве.
Самоорганизация - интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самоосознание себя как личности. И если процесс самовоспита-
ния преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности [2].
В конце ХХ века система образования оказалась под воздействием сильнейших флуктуаций внешнего мира (экономических, политических, социальных, технологических), нарушивших ее равновесие. Сегодня уже невозможно вернуться к прежнему, устойчивому состоянию, т. к. для этого надо было бы заново строить замкнутую систему. Привычный же и хорошо отлаженный механизм в новых условиях открытой системы действовать уже не может. Самоорганизация же
- это возможность добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии, времени, материалов; это правильное использование времени с наибольшим результатом; это ясное представление цели, смысла, порядка выполнения, приоритетов работы.
Характерной особенностью развивающихся систем является их способность к самоорганизации, которая проявляется в самосогласованном функционировании системы за счет внутренних связей с внешней средой. Рассматривая развитие как процесс самоорганизации системы, выделим в нем две основные фазы: адаптацию или эволюционное развитие и отбор. Самоорганизующиеся системы обладают механизмом непрерывной приспособляемости (адаптации) к меняющимся внутренним и внешним условиям, непрерывного совершенствования поведения с учетом прошлого опыта.
Постижение механизма самоорганизации стало одним из важнейших открытий ушедшего столетия. Самоорганизация - процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жёсткий, а вероятностный характер. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты самой различной природы: живая клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т. д. Процессы самоорганизации происходят за счёт перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации - их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти про-
цессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от неё [3].
И. Стенгерс и И. Пригожин отмечают, что все процессы, протекающие в различных материальных системах, могут быть подразделены на два типа: во-первых, это процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса, и, во-вторых, это процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Характерной особенностью развивающихся систем является их способность к самоорганизации, которая проявляется в самосогласованном функционировании системы за счет внутренних связей с внешней средой [4].
Развитие самоорганизующейся системы может осуществляться двумя путями. При эволюционном, не требующим какого-либо управления, система спонтанно меняется (развивается) под воздействием сочетания внешних условий и внутренних тенденций. Второй путь, который можно назвать инициированным развитием, осуществляется в тех случаях, когда система должна существенно изменить свое состояние по воле какого-либо внешнего субъекта, или под воздействием существенных изменений внешней среды, или в результате накопившихся эволюционных изменений, также требующих существенных (качественных) изменений состояния системы.
Основными идеями принципа самоорганизации являются целостность, открытость, единство множеств, прерывность и непрерывность, нелинейность, интегративность, вариативность, эффективность, накопление информации и энергии. Рассмотрим эти идеи подробнее.
Открытость направлена на обмен системы информацией, отношениями, энергией, материалами с окружающей средой, обществом. Целостность обеспечивает во всей объединенной области более высокий темп развития: целое развивается быстрее составляющих его частей. При этом существенную роль играет согласованность действий, кооперация усилий для объединения в единое целое, что приводит к экономии материальных, духовных и других затрат. Нелинейность ориентирует на преодоление аддитивного подхода в процессе развития образовательной системы: сумма различных
воздействий не всегда равна их результату. Единство множеств обеспечивает создание целой сети дуальных позиций (не только противоположных, но дополняющих друг друга), в которой эффективно работает диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Интегративность усиливает механизм взаимопроникновения и взаимодополнения, взаимодействия в развитии процессов самоорганизации и объединяет противоположности в единое целое, преодолевая неизбежные ограничения каждого подхода в отдельности. Вариативность предоставляет возможность выбора, замены жестких причинно-следственных отношений, изменение типов отношений. Взаимодействие саморазвивающейся системы обеспечивается диалектикой альтернативных возможностей, что позволяет реализовать на практике индивидуальные стили общения и сотрудничества. Эффективность предполагает совпадение (резонирование) внешних воздействий на систему с внутренними механизмами самоорганизации, что обеспечивают эффективность её развития. Зная механизмы самоорганизации, можно сознательно ввести в среду соответствующее воздействие именно в нужных местах и тем самым направить ее движение, но направить не куда угодно, а в соответствии с потенциальными возможностями самой среды.
Сегодня педагогическое образование является системообразующим фактором новых образовательных моделей. Принцип самоорганизации позволяет объемно и с различных сторон рассмотреть процесс формирования профессионально-личностной компетентности учителя, так как система педагогического образования формируется под влиянием экономических, социальных, демографических, этнокультурных и других факторов, действующих в регионе.
Принцип самоорганизации позволит многосторонне и качественно обновить содержание педагогического образования и технологическую систему подготовки будущих учителей в культурно-образовательном пространстве регионального университета. Проектирование содержания педагогического образования на основе принципа самоорганизации позволяет:
- рассматривать взаимодействие субъектов образования как открытую и саморазвиваю-щуюся систему с взаимодополняющими позициями;
- определять диалектику альтернативных возможностей изменения системы; изучать различные грани педагогической деятельности;
- формировать целостный процесс личностного и профессионального развития учителя.
В то же время разработка и реализация принципа самоорганизации культурно-образовательного пространства университета в ходе подготовки учителя может способствовать обновлению содержания педагогического образования и формированию профессионально-личностной компетентности учителя в новых социальных и экономических условиях. Под обновлением здесь следует понимать гуманитаризацию, личностно-смысловое наполнение содержания предметного образования, педагогиза-цию образовательной среды, многогранность проявления социокультурной сущности человека, регионализацию, развитие субъективной педагогической реальности, расширение границ личного опыта и т.д.
При этом культурно-образовательное пространство университета в регионе следует рассматривать как объективную педагогическую реальность образовательной системы, представляющую собой совокупность материальных, политических, идеологических и социально-психологических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе и оказывающих влияние на формирование его профессионально-личностностной компетентности, способностей к самоопределению и саморазвитию.
Интегральной характеристикой профессио-нально-личностностной компетентности учителя является его способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в педагогической деятельности. Использование знаний, жизненного опыта, ценностей учителя необходимо для его самоорганизации и развития.
Педагогическая деятельность - особый вид социальной деятельности в образовательном пространстве, направленный на усвоение содержания образования, развитие субъект-субъ-ектного взаимодействия учителя с обучающимися в специально организованном процессе познания с целью создания условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенной социальной роли в различных сферах бытия. Педагогическая деятельность является способом бытия педагогической реальности с подвижными и изменчивыми границами.
Необходимо, чтобы система профессиональной подготовки учителя в культурно-образовательном пространстве университета, интегрируясь с другими сферами жизни человека (профессиональной, трудовой, научной, учебно-познавательной, этнокультурной, общением),
обеспечивала возникновение нового качества содержания педагогического образования, которое понимается нами как потенциал научнопедагогических школ вуза; интеллектуальный ресурс образовательных традиций, культурной и этнической среды; ментальность региона; субъектное пространство будущего педагога; технологизация и диалогизация образовательного процесса; активные методы обучения и многое другое.
Таким образом, для того, чтобы система профессиональной подготовки учителя была более действенной на основе принципа самоорганизации в культурно-образовательном пространстве университета, являющегося системообразующим фактором развития качественно новой образовательной системы, необходимо разработать ее на всех уровнях (как минимум муни-
ципальном и региональном), определить особенности формирования профессионально-личностной компетентности педагогов и механизмы ее развития в культурно-образовательном пространстве университета.
Проектирование содержания педагогического образования на основе принципа самоорганизации способствует созданию необходимых условий для саморазвития будущих учителей и осуществления мониторинга процесса личностно-профессионального саморазвития субъектов культурно-образовательного пространства, организации педагогически целесообразной деятельности, а также создания ситуаций свободного выбора индивидуальных путей личностно-профессионального саморазвития, видов и способов их взаимодействия и т.д.
Литература
1. Мареев В. И., Мкртчян Н. М. Современные подходы к модернизации высшего педагогического образования // Известия Южного федерального университета. - 2008. - №8. - С.13-26.
2. Халанская В. А. Активные методы обучения как фактор самоорганизации личности студентов // Субъект образования как самоорганизующаяся система : сб. науч. тр. сотрудников кафедры психологии / под ред. Н. В. Поддубного, В. В. Гребневой. - Белгород: Поли-терра. - 2005. - С.324-341.
3. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.: Наука, 1994. - 238 с.
4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1986. - 420 с.
5. Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика : моногр. - М. ; Тамбов, 2005. - 400 с.
6. Шендрик И. Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования // Педагогика. - №4. - 2004. - с. 36-42.