Солдатова И. Н. Проектирование ситуации-композиции «Диалог с Прекрасным» как эстетического события у студенческой молодёжи / И. Н. Солдатова // Научный диалог. — 2016. — № 8 (56). — С. 208—219.
ЕШНШЦ?
Журнал включен в Перечень ВАК
и I. Я I С Н' 5 РЕКЮ01СА15 Ю1КЕС КЖУ...
УДК 371.486
Проектирование ситуации-композиции «Диалог с Прекрасным» как эстетического события у студенческой молодёжи
© Солдатова Инна Николаевна (2016), кандидат педагогических наук, учитель иностранного языка, Муниципальное казенное образовательное учреждение «Логовская средняя общеобразовательная школа» (Волгоградская область, Россия), inna-soldatova@ yandex.ru.
Рассматривается вопрос о воспитании прекрасного у студенческой молодёжи. Под воспитанием прекрасного понимается ценностно-смысловая деятельность педагога с позиций единства духовных ценностей Красота и Добро, которая выражается в создании условий для принятия и воплощения воспитанником красоты как одного из смыслов его жизни. Особое внимание уделяется формированию у студента эстетического смысла жизни как цели воспитания прекрасного. Эстетический смысл жизни трактуется как «закон красоты», побуждающий человека осуществлять любую деятельность с позиций красоты, прекрасного. Новизна исследования видится в том, что в качестве интегративного средства воспитания прекрасного автором предлагается ситуация-композиция «эстетическое событие», логика её проектирования. Композиция «эстетическое событие» — эмоционально насыщенное событие, «погружающее» студентов в переживания прекрасного, трагического, возвышенного. Ситуация-композиция «эстетическое событие» состоит из следующих составляющих: замысел (интродукция), развёртывание сюжета ситуации (диалог), постижение смысла (рефлексия), «дарение ассоциаций». Представлена авторская разработка ситуации «Диалог с Прекрасным» как эстетического события у студентов. Результатом проектирования такой ситуации становится возникновение и формирование эстетического смысла жизни у воспитанников, их потребности в красоте, в созидании прекрасного.
Ключевые слова: воспитание прекрасного; эстетический смысл жизни; «эстетическое событие»; композиция; ситуация «Диалог с Прекрасным».
1. Введение
В современной кризисной образовательной ситуации особую актуальность приобретает обращение молодёжи к чувствам, переживаниям, эсте-
тическим смыслам, духовным ценностям. По утверждению Д. И. Фель-дштейна, «нашей целью является образование современного человека, сохраняющего весь потенциал человеческой культуры» [Фельдштейн, 2012, с. 13]. Одним из потенциалов человеческой культуры, эстетического ресурса личности можно рассматривать воспитание прекрасного. Однако в педагогических исследованиях прошлых лет и в современной педагогической науке воспитание прекрасного традиционно освещается как неотъемлемая часть эстетического воспитания, оно не исследуется как самостоятельное направление в образовании. Остаются необоснованными принципы воспитания прекрасного, логика применения средств такого воспитания. Это затрудняет проектирование результативной педагогической деятельности в сфере воспитания прекрасного у студенческой молодёжи.
2. Основы понимания воспитания прекрасного
В отличие от современных концепций эстетического воспитания мы фокусируем внимание на воспитании смысловой сферы воспитанника, где переживание красоты является одним из смыслов и принципов жизни молодого человека. Под воспитанием прекрасного понимается ценностно-смысловая деятельность педагога с позиций единства духовных ценностей Красота и Добро, которая выражается в создании условий для принятия и воплощения воспитанником красоты как одного из смыслов его жизни. Цель воспитания прекрасного — формирование у студента эстетического смысла жизни, продуцирование индивидуального эстетического смысла. Эстетический смысл жизни выражается в стремлении воспитанника к переживанию прекрасного, проявлении «человеческого в человеке», потребности в созерцании прекрасного, в совершении красивых, духовных поступков. Эстетический смысл жизни — это «закон красоты», побуждающий молодого человека осуществлять любую его деятельность с позиций красоты, прекрасного. Созидание личностью прекрасного является деятельным проявлением эстетического смысла жизни, миропостижения, бытия человека. Сущность воспитания прекрасного можно проиллюстрировать в образной форме высказыванием И. Канта: «Две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и благоговением. Это звёздное небо над нами и моральный закон в нас» [Кант, 1908, с. 165]. Ключевые понятия воспитания прекрасного — эстетические смыслы жизни педагога и воспитанника, духовные ценности Красота и Добро, эстетические переживания и впечатления, интерпретация «языка образов» прекрасного, безобразного, трагического, возвышенного, ситуация постижения эстетического смысла жизни, ситуация-композиция «эстетическое событие». Воспитание пре-
красного как ценностно-смысловой феномен тесно связано с природой, искусством как иными способами бытия, так как «искусство есть постоянное открытие прекрасного в обыденном» (Е. Кибрик).
Педагогическая наука, занимаясь воспитанием, взращиванием «человеческого в человеке», может быть по своей сути соотнесена с искусством как способом бытия, который способствует возрастанию созидательного, творческого потенциала личности в различных сферах её жизни и деятельности. Взаимосвязь педагогики и искусства прослеживается в работах разных лет (ею занимались Ю. П. Азаров, Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, Е. И. Ильин, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский и др.). В педагогической науке и практике востребованы и разрабатываются педагогически организованные способы взаимодействия с искусством, природой, миром человеческих отношений. В контексте духовного воспитания применяются ситуации встречи с прекрасным и их разновидности (И. А. Соловцова, И. Н. Солдатова), в рамках личностно-развивающего образования — ситуации художественного открытия (М. А. Олейник) и др. В качестве средств воспитания прекрасного педагог применяет коллизионные ситуации-события, а именно ситуации постижения эстетического смысла жизни, те «душевные события» (С. Л. Рубинштейн), которые ставят воспитанника перед необходимостью проявления рефлексии, смыслоопределения, творчества. Постижение в этом случае предполагает мыслительную и духовную, чувственную и рациональную деятельность, включающую познание, понимание [Лузина, 2008]. Предметом приоритетного внимания педагога в ситуации постижения эстетического смысла жизни становится сфера ценностей и эстетических смыслов жизни, совершаемых воспитанником поступков, а не внешние атрибуты и регламентация его деятельности. С помощью такого «душевного события» воспитанники обретают эстетические смыслы жизни, присваивают духовные ценности Красота и Добро в их единстве.
3. Проектирование ситуации-композиции «эстетическое событие»
В процессе опытно-экспериментальной работы, проводившейся на базе Волгоградского государственного медицинского университета, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, было выявлено, что наиболее результативной является логика применения ситуаций постижения эстетического смысла жизни в контексте организационной формы или композиции — «эстетическое событие» (М. М. Бахтин). Рассмотрим композицию «эстетическое событие». Композиция рассматривается, «с одной стороны, как творческий процесс создания произведения искусства, с другой — своеобразный комплекс средств
раскрытия содержания данного произведения, основанный на законах, правилах, приёмах, служащих наиболее полному и выразительному раскрытию замысла» [Шорохов, 1989, с. 7]. При проектировании ситуации-композиции «эстетическое событие» можно провести аналогию с созданием произведения искусства, например, живописного полотна: художник определяет тему, замысел своего будущего произведения, выбирает палитру красок для создания картины и т. д. «Педагог в известном смысле выстраивает образ человека подобно тому, как деятель искусства выстраивает художественный образ. И в том, и в другом случае имеют место цель, замысел, авторская концепция, сюжетная линия жизни героя и т. п.» [Сериков 2012, с. 371]. Создание художественного образа ярко проявляется в деятельности педагога по воспитанию прекрасного, поскольку проектирование ситуации-композиции «эстетическое событие» — это своего рода построение смыслового целостного образа. Композиция «эстетическое событие» — эмоционально насыщенное событие, «погружающее» воспитанников в переживания красоты, прекрасного. Такая ситуация-коллизия представляет собой «сгусток» эстетических переживаний воспитанника, здесь «художественный образ — капля, в которой отражается мир» [Кибрик, 1967]. Цель ситуации-композиции «эстетическое событие» — запечатлеть чувства, переживания воспитанника, иными словами — «изобразить мгновение» (Н. Н. Волков). Здесь ярко проявляется ситуационный характер воспитания прекрасного, его «одномоментность» [Волков, 1977, с. 25]. Композиция в искусстве обладает целостностью, представляет собой единую, гармоничную (согласованность различных элементов) структуру, состоящую из закономерно связанных частей. «Композиция произведения искусства — это смысловая целостность. Композиция всегда есть конструкция для понимания, конструкция для смысла. Целью композиции является не построение само по себе, а смысл. Конструкция выполняет функцию подачи смысла» [Волков, 1977, с. 26—27]. Содержанием ситуации-композиции «эстетическое событие» являются эстетические переживания, впечатления воспитанников, переживания, возникающие при их встречах с прекрасным, безобразным, возвышенным, трагическим. Посредством эстетических переживаний молодым людям открываются новые эстетические смыслы в повседневной жизни, искусстве, природе, в отношениях между людьми. Структура ситуации-композиции «эстетическое событие» представляет собой единство четырёх составляющих: за-мыс ел (интродукция), развёртывание сюжета ситуации (диалог), постижение смысла (рефлексия), «дарение ассоциаций».
Замысел ситуации, или интродукция (представление, введение) — первоначальный этап проектирования композиции «эстетическое событие». «Образ-замысел — это "поисковый мотив", важный компонент "проблемной ситуации" в искусстве <...> Замысел может быть понят в качестве некого духовно-эмоционального эскиза будущего образа» [Золкин, 2009, с. 235]. В интродукции педагогом определяется тема, проблема предстоящего «эстетического события», выбирается «эпиграф» к композиции. В интродукции педагог создаёт условия для возникновения эстетического смысла жизни у студентов. Интродукция — своеобразный эмоциональный стимул, настрой для воспитанников, который дает им возможность искреннего переживания от встречи с эстетическим. В интродукции создаётся та атмосфера, что глубоко эмоционально «захватывает» воспитанников, способствует поддержанию интереса, ожиданию их встречи с красотой. В интродукции важно, чтобы педагог оставил момент недосказанности, предоставил воспитанникам возможность проявить воображение, фантазию.
Затем происходит развертывание сюжета ситуации. Поскольку сюжет может рассматриваться [Волков, 1977] как событие человеческой жизни, взаимодействие человека с окружающим миром, то здесь речь идёт о диалоге, имеющем ценностно-смысловой характер. Посредством ценностно-смыслового диалога раскрывается сюжет, коллизия ситуации-композиции «эстетическое событие». По утверждению И. А. Со-ловцовой, «ценностно-смысловой характер диалог приобретает тогда, когда он стимулирует поиск человеком смыслов собственной жизни, когда за каждой вещью, явлением, событием, законом, нормой поведения видится человек, который предстает как высшая ценность, как "мера всех вещей", а за внешней формой отношений и поступков — смыслы бытия человека в мире» [Соловцова, 2007, с. 178]. Поэтому при проведении диалога в контексте композиции «эстетическое событие» педагог направляет студентов на открытие тех эстетических смыслов, которые заключены в их собственном духовном мире и окружающем.
Диалог в композиции «эстетическое событие» — духовное взаимодействие между педагогом и студентами, предполагающее взаимное раскрытие и предъявление его участниками ценностей и эстетических смыслов жизни. Специфика эстетического общения, по мнению М. М. Бахтина, заключается в таком диалоге, когда происходит обмен личностными смыслами, образами, переживаниями, суждениями. Атмосфера в таком взаимодействии должна располагать к свободе выражения мыслей, переживаний студентов. В таком диалоге педагог побуждает воспитанников к чувство-
ванию и видению красоты в непримечательных, на первый взгляд, явлениях. Эти «явления» (поведение в быту, культура речи, внешний вид и т. п.) всегда присутствуют в жизнедеятельности воспитанников. Но проявлению красоты в этих повседневных моментах часто не уделяется должного внимания.
Постижение смысла (рефлексия) обозначает последействие в ситуации-композиции «эстетическое событие». Опытно-экспериментальная работа показала, что в момент участия в ситуации студенты испытывают глубокие эмоциональные переживания. В ходе рефлексии педагог косвенно направляет студентов на осмысление проблем, которые «зашифрованы» в том или ином фрагменте художественного произведения, стихотворении, обычной зарисовке из повседневной жизни. Педагог обращает студентов к поиску прекрасного в их духовном мире. Рефлексия позволяет воспитанникам ещё раз прочувствовать прошедшее «эстетическое событие», обратиться к осмыслению пережитого состояния во время данной ситуации, осознать и понять: «Стала ли для меня данная ситуация "эстетическим событием?"; «что для меня значит "эстетическое событие "»? Поэтому рефлексия является необходимой и заключительной частью в структуре композиции «эстетическое событие».
«Дарение ассоциаций» — своеобразный вид рефлексии со стороны педагога, «украшение» свершившегося «эстетического события». Важная функция «дарения ассоциаций» — самосовершенствование педагога на основе его обращения к собственным особенностям восприятия, переживания, постижения прекрасного. Завершая, педагогу уместно «подарить» воспитанникам ассоциацию, возникшую у него после ситуации. Это происходит на его выбор: можно в заключение прочесть стихотворение, вспомнить о какой-либо притче и т. п. «Дарение ассоциаций» подчеркивает выразительность «эстетического события», делает акцент именно на его эстетическую составляющую, что вызывает у воспитанников искренние эмоциональные переживания, наслаждение прекрасным, катарсис.
4. Ситуация «Диалог с Прекрасным» как «эстетическое событие»
Рассмотрим ситуацию «Диалог с Прекрасным», спроектированную в форме «эстетического события» для занятия по предмету «Общий курс композиции» со студентами IV курса кафедры графики и дизайна Института художественного образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Данное занятие проведено автором совместно с доцентом кафедры графики и дизайна, членом Союза художников России, Филимоновой Анной Викторовной.
Воспитывающая цель ситуации — обращение студентов к анализу их внутреннего мира, открытию ими собственных эстетических смыслов жизни. Данная ситуация предполагает совместный анализ педагога и воспитанников, их наблюдений, впечатлений, переживаний. В контексте ситуации применяется метод интерпретации, который предполагает «истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо» [Борытко и др., 2006, с. 139]. «Интерпретация основана на признании ценностно-смысловой множественности, стремлении к информационному и ценностно-смысловому обмену» [Там же]. Применение этого метода побуждает воспитанников к глубокому осмыслению и пониманию проблем в отношениях с другими людьми, в искусстве и природе, способствует поиску прекрасного в повседневности, обращает студентов к осмыслению красоты их внутреннего мира. Содержание ситуации «Диалог с Прекрасным» основано на применении диагностической методики «Рефлексивное эссе». Методика «Рефлексивное эссе» стимулирует процесс присвоения студентами ценностей Красота и Добро в их единстве. Мы полагаем, что при написании рефлексивного эссе студент более глубоко задумывается над предложенным понятием, задумывается о проявлениях эстетического смысла в собственной жизни. Применение методики «Рефлексивное эссе» является и способом формирования эстетического смысла жизни у студенческой молодёжи.
В качестве замысла, интродукции к ситуации «Диалог с Прекрасным», студентам была предложена легенда о Христофоре Псоглавце, образе христианского святого. Студенты размышляли над такими вопросами: возможно ли при внешне безобразном облике быть духовно красивым человеком? Всегда ли это происходит? Почему великомученика Христофора Псоглавца можно назвать прекрасным? Далее студентам предлагалось высказать своё индивидуальное понимание того, что есть красота, прекрасное, в виде написания рефлексивного эссе. Приводим некоторые высказывания представителей экспериментальной группы автора: (1) Внутренняя красота способна излучать свет, создавать внутреннюю силу человека. Это голос души. Красота живёт всюду. И не замечает её только человек с чёрствым сердцем, со слепой душой; (2) я думаю, что истинная красота находится в самом смотрящем, а не в том, на что он смотрит; (3) ...это ощущение светлого, радости и вдохновения; (4) красота — это великолепие, живописность, изящество, изящность, нарядность, прелесть... Всё, что трогает мою душу. Всё прекрасное просто. ...Без красоты жизнь теряет свою прелесть. Всё становится злым, чёрным; (5) прекрасное — это визуальный образ, звук или что-то другое,
влияющее на органы чувств, вызывающее чувство внутри, — чувство восхищения, благоговения, умиротворения или другое приятное чувство.
Входеразвёртывания сюжета ситуации (диалога) студенты записывали свои размышления в форме «Рефлексивного эссе» на тему: «Диалог с Прекрасным». Задание было следующим: мысленно нарисуйте Вашу встречу с Прекрасным. Какая это будет встреча? Что Вы скажете Красоте? О чем Вы спросите её? Если диалог с Прекрасным состоялся, опишите его. В данной ситуации особый акцент приобретает внутренний, или «молчаливый», диалог студентов с прекрасным. При написании рефлексивного эссе особенно интенсивно осуществляется внутренний диалог, поскольку «в таком диалоге человек формулирует своё отношение к идеям, высказанным, например, в книге <...>, обращается к тому, что раньше не представлялось значимым» [Борытко и др., 2006, с. 141]. Этот внутренний диалог и есть индивидуальное понимание воспитанниками прекрасного в другом человеке, в искусстве, природе. «Молчаливый диалог» — отражение собственного духовного мира, где есть место проявлению скрытой, незаметной красоты души человека. Это позволяет воспитанникам быть в диалоге с прекрасным как со значимым Другим. Именно во время «молчаливого диалога» воспитанникам лучше всего удается открывать, «расшифровывать» эстетические смыслы своей жизни, открывать прекрасное в своем духовном мире. Это способствует максимальному проживанию студентами данной ситуации, обеспечивает эмоциональное «погружение в прекрасное». Во время написания «Рефлексивного эссе» педагогу рекомендуется не высказывать собственных мыслей относительно идеи «Диалога с Прекрасным», так как в таком случае возникает опасность искажения мыслей воспитанников, их индивидуального восприятия, переживания, понимания прекрасного. Поэтому педагогу следует занять роль «наблюдателя», не мешающего высказываниям и выражениям эмоциональных переживаний студентов. Приводим примеры того, как студенты кафедры графики и дизайна IV курса «встретились» с Прекрасным. Орфография и пунктуация оригиналов сохранены, поскольку это позволяет проследить эмоциональные состояния, переживания воспитанников (искренность чувств, порывы, волнение), испытываемые ими во время написания таких эссе.
(1) Вероятно, однажды я повстречаю человека, излучающего красоту, и я пойму, что это существо не относится к нашему миру. Я почувствую неадекватный восторг от его созерцания. Присев рядом со мной на скамейку в парке, Красота улыбнется мне и скажет: «Я — Красота. Благодаря мне ты видишь этот мир именно так, как ты его видишь». И тог-
да после некоторого молчания я спрошу: «Красота, объясни мне, почему пауки и осьминоги такие красивые, но такие пугающие? И почему самые красивые молодые люди, которые мне нравятся, такие глупые?».
(2) ...Вокругменя пустыня и туман вперемежку с облаками. Из тумана выплывает женщина в легких одеждах, её платье развивается на ветру. Её лица не видно. Оно светится, и невозможно разглядеть его. Она останавливается напротив меня (не буду вдаваться в подробности, откуда я знаю, кто она, но я знаю). Я скажу ей: «Здравствуй, Красота. Спасибо, что ты еще есть в этом мире». Она промолчит. Потом я спрошу её: «Как можно увидеть твоё лицо?» Она ответит: «Мое лицо можно увидеть, только закрыв глаза...».
(3) Сквозь черноту жизни, неприятность и жестокость, дым и пепел, человек идёт к доброте, к прекрасному, теплу, красоте.
— Я здесь, я живу. Мне нужен мир, солнце, любовь. Ты слышишь, человек?
—Да, я помогу тебе, я сберегу тебя.
— Здравствуй, дружок! Это мир. Он разный, но ты держись. Тебе будет трудно, но борись за жизнь, за мир, за красоту. А я тебе помогу. Давай руку..
(4) При встрече с Прекрасным непременно будет зима, яркое солнце и хорошее настроение. Я спрошу, отчего зависит это самое прекрасное у каждого? Что делать, чтобы видеть прекрасное в каждом?.
(5) Это будет мирный яркий солнечный день. Будет дуть лёгкий тёплый ветерок. Я буду в платье босиком стоять на зеленой поляне и улыбаться. При встрече с красотой я пойму, что не нужно лишних слов. Я буду молча любоваться красотой..
(6) Это будет встреча с чем-то прекрасным внутри себя, с тем, что есть у каждого, но открывается только иногда. Диалог будет на уровне чувств, и я попрошу прекрасное приходить чаще, а потом навсегда со мной остаться.
(7) Мне трудно представить именно диалог с Прекрасным, скорее на ум приходят различные мои монологи. Это может быть встреча ранним утром, когда я выглядываю в окно и вижу чудесный рассвет, как гармонично сочетаются цвета на небе. Хочется в такие моменты поблагодарить красоту, природу за возможность наслаждаться тем, что вокруг тебя.
(8) Если бы я встретилась с Прекрасным, я бы поблагодарила её / его (я не определяю Прекрасное как мужскую или женскую красоту; красота беспола, всеобъемлющая, всесторонняя...) за то, что Красота есть
в нашей жизни и за то, что она привносит в этот мир. За то, что она помогает людям стать лучше.
Ситуация-композиция «эстетическое событие» завершается р е ф л е к -сией, или постижением смысла. Для рефлексии студентам были предложены незаконченные предложения: «Я не могу жить без красоты, потому что...», «Я могу жить без красоты в своей жизни, так как...». При выборе утверждений педагог использует метод контрастов, который подчеркивает выразительность, эстетичность ситуации-композиции «эстетическое событие». Верно утверждает Е. Кибрик [1967], что контрасты — это движущая сила композиции. Отсутствие контрастов как одного из главных законов композиции «порождает серое, скучное, нехудожественное произведение» [Кибрик, 1967]. Сочетание парадоксальных высказываний создает резкий контраст в понимании студентами значимости в их жизни прекрасного. Применение метода контрастов побуждает воспитанников к осмыслению и осознанию красоты как необходимости в человеческих отношениях, в окружающем мире. Приводим некоторые высказывания представителей экспериментальной группы автора: (1) Я не могу жить без красоты в своей жизни, потому что иначе конец, деградация, разложение; (2) я не могу жить без красоты в своей жизни, потому что мне нужны и утренняя заря, и вечерний закат, и лёгкий дождь, и сильный ливень, и маленький росток; (3) я не могу жить без красоты, потому что она присутствует всегда и везде и неотделима от жизни, даже если мы не всегда её чувствуем; (4) я не могу жить без красоты, потому что красота — это сама жизнь; (5) я не могу жить без красоты, потому что, находя прекрасное в любом его проявлении, становится лучше от осознания того, что именно ты обнаружишь его, что оно тебе открылось. И ты можешь сам поделиться тем, что обнаружишь, помочь другим найти «своё» прекрасное; (6) я не могу жить без красоты, потому что тогда жизнь потеряет всякую красочность и превратится лишь в серую массу, в хаос без какого-либо равновесия и гармонии. Пустота.
Исходя из анализа рефлексивных эссе, мы можем утверждать, что в экспериментальной группе автора у студентов отмечается высокий уровень сформированное™ эстетического смысла жизни. Ценности Добро и Красота понимаются ими как одно целое. В «дарении ассоциа -ций» студентам было предложено высказывание одного из сокурсников: «Красота — это то, что позволяет переносить пребывание на этой планете». Такая ассоциация побуждает студентов к дальнейшему размышлению о смысле прекрасного и безобразного в жизни человека, обозначает незавершенность ситуации-композиции «эстетическое событие».
5. Выводы
Таким образом, проектирование ситуации-композиции «эстетическое событие» осуществляется на ценностно-смысловой основе. Происходит взаимообмен эстетическими смыслами и ценностями воспитанников не только с педагогом, но и с тем значимым Другим, встречу с которым организовывает педагог. В данной ситуации значимый Другой — Красота. Результатом проектирования такой ситуации является сотворчество педагога и студентов, возникновение и формирование эстетического смысла жизни у воспитанников, их потребности в красоте, расширение диапазона средств выражения переживания эстетического события.
Литература
1. Борытко Н. М. Педагогика : учебник для студентов пед. спец. вузов : в 2 ч. / А. М. Байбаков, Н. М. Борытко, И. А. Соловцова. — Волгоград : Оптим, 2007. — Ч. 1 — 256 с.
2. Борытко Н. М. Методология психолого-педагогических исследований : учебник для магистрантов и студ. пед. вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. — Волгоград : ВГИПК РО, 2006. — 250 с.
3. ВолковН. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — Москва : Искусство, 1977. — 265 с.
4. Золкин А. Л. Эстетика : учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А. Л. Золкин. — Москва : Юнити-Дана, 2009. — 447 с.
5. Кант И. Критика практического разума / И. Кант. — Санкт-Петербург : Издательство В. И. Яковенко. — 1908. — 167 с.
6. Кибрик Е. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве [Электронный ресурс] / Е. Кибрик, 1967. — Режим доступа : http://royallib.com.
7. Лузина Л. М. Человек в проблемном поле воспитания : монография / Л. М. Лузина. — Псков : ПГПУ, 2008. — 288 с.
8. Сериков В. В. Общая педагогика : избр. лекции / В. В. Сериков. — Волгоград : Перемена, 2004. — 278 с.
9. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. — 2012. — №№ 1. — С. 3—16.
10. Шорохов Е. В. Основы композиции : учеб. пособие для студентов пед. институтов / Е. В. Шорохов. — Москва : Просвещение, 1979. — 303 с.
Projecting a Situation-Composition "Dialogue with Beauty" as Aesthetic Event in Students
© Soldatova Iniia Nikolayevna (2016), PhD in Education, foreign language teacher, Logovskiy Secondary School (Volgograd, Russia), [email protected].
Promotion of the beauty among students is discussed. Promotion of the beauty is understood as axiological activity of a teacher from the standpoint of the unity of the spiritual values of Beauty and Goodness, which is expressed in creation of conditions for adoption and implementation of beauty by the pupil as one of the senses of his life. Special attention is paid to the formation of aesthetic sense of life in a student as the goal of promotion of the beauty. The aesthetic sense of life is interpreted as the "law of beauty" that motivates a person to carry out any activity from the standpoint of beauty, beautiful. The novelty of the research is seen in the fact that as an integrative means of promotion of beauty the author offers the situation-composition of the "aesthetic event", the logic of its forming. The composition "aesthetic event" is emotionally charged event "immersing" the students in experiences of the beautiful, the tragic, the sublime. The situation-composition "aesthetic event" consists of the following components: purpose (introduction), unfolding of the plot situation (the dialogue), understanding the meaning (reflection), "giving associations". The author's development of the situation "Dialogue with Beautiful" as an aesthetic event for the students is presented. The result of the design of this situation is the emergence of the aesthetic sense of life of pupils, their needs for beauty, creation of beauty.
Key words: promotion of beauty; aesthetic sense of life; "aesthetic event"; composition; situation "Dialogue with Beautiful".
References
Baybakov, A. M., Borytko N. M., Solovtsova, I. A. 2007. Pedagogika: uchebnik dlya studentov ped. spets. vuzov, 2/1. Volgograd: Optim. (In Russ.)
Borytko, N. M., Molozhavenko A. V., Solovtsova I. A. 2005. Metodologiya psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniy: uchebnik dlya magistrantov i stud. ped. vuzov. Volgograd: VGIPK RO. (In Russ.)
Feldshteyn, D. I. 2012. Psikhologo-pedagogicheskaya nauka kak resurs razvitiya sovre-mennogo sotsiuma. Pedagogika, 1: 3—16. (In Russ.)
Kant, I. 1908. Kritika prakticheskogo razuma. Sankt-Peterburg: Izdatelstvo V. I. Yako-venko. (In Russ.)
Kibrik, E. 1967. Obyektivnye zakony kompozitsii v izobrazitelnom iskusstve. Availabe at: http://royallib.com. (In Russ.)
Luzina, L. M. 2008. Chelovek v problemnom pole vospitaniya: monografiya. Pskov: PGPU. (In Russ.)
Serikov, V. V. 2004. Obshchayapedagogika: izbr. lektsii. Volgograd: Peremena. (In Russ.)
Shorokhov, E. V. 1979. Osnovy kompozitsii: ucheb. posobie dlya studentov ped. institu-tov. Moskva: Prosveshchenie. (In Russ.)
Volkov, N. N. 1977. Kompozitsiya v zhivopisi. Moskva: Iskusstvo. (In Russ.)
Zolkin, A. L. 2009. Estetika: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsyapo gu-manitarno-sotsialnym spetsialnostyam. Moskva: Yuniti-Dana. (In Russ.)