СолдатоваИ. Н. Конструирование ситуации выбора в воспитании прекрасного: уровень технологий / И. Н. Солдатова // Научный диалог. — 2016. — № 11 (59). — С. 412—423.
Soldatova, I. N. (2016). Situations of Choice Modelling in Promotion of Beauty: Level of Technologies. Nauchnyy dialog, 11(59): 412-423 (In Russ.).
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С H ' s
PfJHOCXCALS t)IKK"TORY-
УДК 371.486
Конструирование ситуации выбора в воспитании прекрасного: уровень технологий
© Солдатова Инна Николаевна (2016), кандидат педагогических наук, преподаватель иностранного языка, отделение «Общеобразовательные дисциплины» Института непрерывного образования, Волгоградский государственный аграрный университет (Волгоград, Россия), [email protected].
Рассматривается конструирование коллизионной ситуации выбора «Милосердие и сострадание Другому как проявление прекрасного в человеке». Данная ситуация является средством воспитания прекрасного у студентов, педагогов, способствует духовному становлению человека, воспитывает умение делать нравственный выбор. Воспитание прекрасного понимается автором с позиций единства эстетических и этических ценностей как духовный феномен. Приводится стенограмма «круглого стола» заседания лаборатории «Гуманитарно-целостные исследования в образовании», где педагоги принимали участие в созданной автором ситуации выбора. В центре исследования находится вопрос: каким образом педагог может спроектировать свою деятельность с позиций красоты? Представлена авторская разработка ситуации выбора как средства воспитания прекрасного, которая конструируется по алгоритму: интродукция, диалог, рефлексия. Показано, что данная ситуация — эмоционально насыщенное, эстетическое событие, «погружающее» участников в переживания коллизий прекрасного, нравственного, трагического. В результате происходит обретение воспитанниками и педагогом эстетического смысла жизни, присвоение ими духовных ценностей Красота—Добро в их единстве. Научная новизна исследования видится в том, что впервые с позиций ситуационного подхода обоснована модель педагогической деятельности по воспитанию прекрасного у педагогов и учащихся.
Ключевые слова: воспитание прекрасного; ситуация выбора; коллизия; эстетический смысл жизни; смыслотворческая деятельность; духовные ценности.
1. Введение
Проблема поиска результативных средств воспитания прекрасного является одной из актуальных в современной педагогике. Воспитание
прекрасного, сущность которого заключается в ценностно-смысловой деятельности педагога с позиций единства духовных ценностей Красоты и Добра, выражается в создании условий для понимания и созидания воспитанником красоты как одного из смыслов и принципов его жизни. Цель воспитания прекрасного — формирование у человека эстетического смысла жизни, продуцирование индивидуального эстетического смысла. Эстетический смысл жизни — «закон красоты», побуждающий человека осуществлять любую его деятельность с позиций прекрасного. Воспитание прекрасного, рассматриваемое как одна из граней духовного воспитания, должно быть обеспечено педагогическими средствами, адекватными его ценностно-смысловой природе. Между тем диапазон средств воспитания прекрасного, используемых в воспитательной работе со студентами высших учебных заведений, как показывают результаты анкетных опросов, наблюдений, бесед с преподавателями и студентами, ограничен, поскольку включает преимущественно беседы и экскурсии.
Подчеркнем, что средствами воспитания прекрасного могут служить те события и явления, с которыми учащиеся встречаются в природе, искусстве, в отношениях с другими людьми, повседневности. Встречи с прекрасным, безобразным, возвышенным, трагическим становятся «эстетическими событиями» (М. Бахтин) для воспитанников. «Событием в воспитательном процессе может стать некая значимая, спонтанно возникшая или специально "сконструированная" ситуация, которая обеспечивает её участникам своеобразный "психологический прорыв", выход за пределы существующего жизненного опыта. Событие происходит как встреча духовных миров его участников, которая объединяет их в ценностно-смысловом и эмоциональном отношении» [Борытко и др., 2007, с. 176]. Таким образом, ведущим средством воспитания прекрасного может выступать система ситуаций — эстетических событий. Такие ситуации часто именуются воспитывающими ситуациями. «Под воспитывающей ситуацией понимается система условий, стимулирующих совместную смыслотворческую деятельность педагога и воспитанника. В деятельности по духовному воспитанию необходимо использовать не только ситуации, вызывающие положительные эмоции, но и такие, которые вызывают боль, предполагают муки выбора, пробуждают совесть и сострадание и тем самым обращают к сфере ценностей и смыслов» [Соловцова, 2006, с. 171]. В процессе воспитания прекрасного педагогом проектируются ситуации, наполненные глубоким эмоциональным содержанием, смыслами прекрасного, трагического, нравственного, вызывающие палитру таких эмоциональных состояний, как грусть, печаль, слёзы, муки совести и т. п. Прекрасное в данных
ситуациях не всегда является явным, большое значение здесь имеет поиск воспитанниками невидимой, скрытой красоты в отношениях между людьми, в их поступках.
2. Применение ситуации выбора в воспитании прекрасного
И. А. Соловцова выделяет следующие функции ситуации выбора в духовном становлении человека:
— формирование способности к рефлексии и оценке своих возможностей;
становление умения пользоваться свободой;
— воспитание чувства ответственности;
— стимулирование самоизменения;
— создание кризиса духовного становления [Там же, с. 192].
Эти функции могут быть реализованы в рамках как спонтанно возникшей, так и специально сконструированной педагогом ситуации. Выделяют два основных вида ситуации выбора: ситуацию нравственного выбора и ситуацию-коллизию. Ситуация-коллизия, имитируя «кризис существования», кризис бытия, дает человеку возможность обратиться к своему «я». Такая ситуация не предполагает «правильных» и «неправильных» ответов. При ее проектировании педагог выступает как равноправный партнер в обсуждении коллизии. Педагогический смысл ситуации-коллизии — в стимулировании смыслотворческой деятельности воспитанников, их обращении к своему духовному миру, погружении в глубины собственного «я». Ситуация-коллизия в наибольшей степени воспитывает умение делать выбор, свойственный духовному миру субъекта, нести ответственность за последствия собственного выбора. Для каждого человека важно найти собственный смысл жизни. Существуют правила разработки ситуации-коллизии (В. В. Сериков, И. А. Соловцова, Н. Е. Щуркова). Согласно этим правилам ситуация-коллизия должна: (1) иметь отношение к духовной жизни человека; (2) содержать проблему, связанную с основами человеческого бытия (жизнь и смерть, вина и ответственность, смысл жизни, ценности); (3) быть по возможности простой для понимания; (4) быть незаконченной; (5) содержать в себе возможность нескольких вариантов решения [Там же, с. 195—196].
При конструировании ситуации-коллизии можно предложить следующий алгоритм:
— интродукция, обеспечивающая эмоциональный настрой на ситуацию и в общих чертах дающая представление о её содержании;
— диалог, имеющий ценностно-смысловой характер и стимулирующий поиск воспитанником смыслов собственной жизни, когда за каждым
жизненным явлением, за каждой социальной, нравственной нормой или формой поведения видится человек, который предстаёт как высшая ценность, как «мера всех вещей» [Борытко и др., 2007, с. 178];
— рефлексия, позволяющая обратиться к совместно прожитой ситуации: во-первых, к её содержанию, возможностям в духовном становлении человека, во-вторых, к собственным мыслям и переживаниям в контексте ситуации, к тем изменениям в собственном духовном мире, к которым привело «погружение» в ситуацию [Солдатова, 2008].
3. Результаты и обсуждение
Ситуация выбора, разработанная автором данной статьи, стала предметом обсуждения педагогов на круглом столе, организованном в рамках заседания лаборатории «Гуманитарно-целостные исследования в образовании» в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете. Участникам «круглого стола» предлагалась ситуация-коллизия на тему: «Милосердие и сострадание Другому как проявление прекрасного в человеке».
I. Интродукция
... Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать всё, что в человеческих силах и даже свыше их [Цвейг, 1993, с. 4].
II. Диалог
Участникам «круглого стола» предлагается для обсуждения «Новелла» Максима Яковлева [Яковлев, 2008, с. 119], которая разбита на смысловые части с целью поэтапного знакомства с содержанием каждого из фрагментов и последующего их обсуждения.
Первая часть: Вспомнилась мне одна история, которую невозможно забыть, — ну что, скажите, заставляло шестилетнюю девочку втайне от родителей убегать по ночам подкармливать попавшую под поезд собаку с перебитыми лапами, лежащую под платформой (кто-то, сжалившись, бросил её туда подыхать).
Обеспеченный всем ребёнок, богатый дом, любые увлечения только захоти, своя собственная преданная собака — купили ей за огромные деньги, и вот таскает какой-то облезлой полумёртвой дворняге сырки, печенье,
мясо из холодильника, вещи свои на подстилку. Собака лизала ей руки, стараясь не выть слишком громко ... И на что ей, девчонке, пришлось пойти ради этой ... ради этой любви!
Обсуждение
Ведущий. Как видим, в ситуации присутствуют две линии выбора — выбор девочки и выбор её родителей. Давайте обратимся к выбору девочки. Почему девочка делает такой «странный» выбор? Зачем ей нужно ухаживать за бездомным животным? Ведь можно же было довольствоваться своей собакой? Или же просто, увидев однажды бездомную собаку, покормить, пожалеть ... и пойти дальше. Можно ли назвать такой поступок духовным?
Участник А. Мне кажется, это — нелёгкий выбор. Действительно, быть добрым «эпизодически», «ситуативно» или же напоказ легко. А вести себя так, как героиня новеллы, для этого нужна настоящая сила духа.
Участник F Каждый человек имеет право на то, чтобы быть кому-то нужным, потому что одно дело — когда заботятся о тебе, другое дело — когда ты сам о ком-то заботишься. Потребность быть нужным другому — одна из важнейших человеческих потребностей. Если в ближайшем окружении человека не находится никого, кому нужна его забота, он будет искать того, кто нуждается в его помощи, за пределами ближайшего окружения.
Участница С. Родители заботятся о девочке, о том, чтобы она ни в чем не знала нужды, но не учитывают, что ребёнку, чтобы вырасти хорошим человеком, тоже обязательно нужно о ком-то заботиться. Девочка понимает, что собаке, которая живёт у них дома, она не нужна — о ней и так позаботятся, и ищет живое существо, в отношении которого может проявить милосердие.
Участник Е. Мне поведение девочки напоминает ситуацию в семье, когда родители из всех своих детей больше всего любят больного, слабого, несчастного ребёнка, обращают на него всю свою заботу.
Участница В. Мне кажется, выбора здесь нет. Такое поведение типично для детей данного возраста, которые постоянно подбирают бездомных котят, щенков, больных животных. А если нельзя принести такое животное домой, они всё равно с ним «нянчатся», заботятся о нем.
Участник Е. Девочка делает типичный «выбор будущего», потому что путь сострадания — это единственный путь духовного совершенствования.
Ведущий. Давайте вместе попробуем разобраться, понять внутренний мир девочки. Представьте, что Вы — эта девочка. Составьте рассказ от лица девочки:
1. «Мой внутренний мир».
2. «Мое отношение к Другому».
3. «Что я могу совершить во имя Другого?».
Участник Е. Не могу равнодушно видеть страдающее существо. Если могу чем-то помочь — обязательно сделаю это, как бы трудно ни было.
Участница С. Я люблю всё живое. Животные — добрые, они понимают меня, разговаривают со мной ...
Участница Н. Рядом с этой собакой я чувствую себя настоящей. То, что окружает меня дома, кажется мне каким-то фальшивым. А рядом с этой собакой я — это Я.
Участница В. Родители, конечно, любят меня, но мне этого мало — я хочу сама кого-то любить — того, кому это действительно нужно.
Участник Е. Дома я игрушка, а рядом с этой собакой — Человек. Дом богатый, но, наверное, холодный .
Ведущий. Можно ли назвать поступок девочки духовным?
Участник Е Несомненно. Думаю, все с этим согласны.
Ведущий. А теперь представьте себя на месте родителей девочки. Какие варианты выбора существуют для них в этой ситуации? Какой выбор сделали бы вы на месте родителей девочки?
Участница С. Если родители состоятельные, значит, они вполне могут взять на себя заботу о собаке — забрать её домой, оплатить услуги ветеринара. Думаю, о другом выборе здесь речи быть не может.
Участница В. Родители должны не только взять на себя заботу о собаке, но и оценить по достоинству поступок девочки. По-моему, они должны гордиться такой дочерью.
Участник А. Думаю, выбор девочки и выбор родителей должны совпасть, ведь они самые близкие люди.
Участница D. Но выбор родителей может быть и другим — они могут оставить всё как есть.
Участница G. А могут запретить дочери «общаться» с животным — мало ли что ... И бегать одной на станцию опасно, всё-таки девочка ещё маленькая.
Вторая часть: Престижный загородный дом на охраняемой территории — пришлось договариваться с охраной, а попросту платить за молчание. Но чтобы платить, надо, значит, как-то вытянуть у родителей деньги, то есть врать и врать каждый раз про какие-нибудь подарки подружкам или ещё о чём-то, а когда и это не помогало, приходилось и воровать — знала ведь, где деньги лежат, подсматривала.
Обсуждение
Ведущий. 1. Изменилось ли ваше отношение к девочке? 2. Почему она выбрала именно такой путь помощи собаке — воровства, обмана и в то же время безграничного сострадания? Эти пути совместимы?
Участница С. Не знаю. Что-то в моём отношении к героине новеллы изменилось. Почему надо скрывать свои поступки от родителей? Она же может всё им рассказать и попросить помощи.
Участница G. Моё отношение к девочке не изменилось. Если она выбрала такой путь, путь воровства и обмана, значит, другого выхода у неё просто нет. Мы же, видимо, не всё знаем об этой семье.
Участник А. Поведение девочки оправданно, поскольку она руководствуется высокими мотивами — мотивами сострадания. Она сделала свой выбор и идёт по выбранному пути до конца, несмотря ни на какие препятствия.
Участник Е. У девочки в этой ситуации два пути: либо продолжать оставаться игрушкой в руках родителей, частью их «престижного» образа жизни, либо идти до конца, отстаивая своё право на Поступок, на сострадание Другому. Она и отстаивает это своё право доступными ей средствами. Видимо, у неё действительно нет другого выхода или она просто не знает, что есть какие-то иные способы.
Участница С. По-моему, девочка, будучи заранее уверена, что родители её не поймут, просто заранее отрезает все пути к взаимопониманию.
Участница Е. Нельзя отстаивать правду с помощью лжи. Одна ложь ведёт за собой другую. О каком духовном совершенствовании можно говорить, если человек лжёт? Я думаю, что свою правду нужно отстаивать открыто. Я пытаюсь «примерить» эту новеллу к образу шестилетнего ребёнка, и у меня картинка как-то не складывается — слишком изощрённо девочка применяет разные способы обмана. Истинное сострадание и обман — вещи несовместимые.
Участник Е. Получается, что поступок девочки аморальный, но в то же время нравственный.
Участница Н. Оказавшись на месте девочки, я не смогла бы так себя вести по отношению к родителям — для меня это непосильный груз. Из любой, самой сложной ситуации можно найти нравственный выход. Возможно, не в силах шестилетнего ребёнка этот выход обнаружить — у него для этого просто может быть недостаточно жизненного опыта. Я преклоняюсь перед героиней новеллы — перед её мужеством, перед силой её духа, но сама никогда не смогла бы вести себя так, как она. Возможно, я не сострадающий, не духовный человек, но для меня родители всё равно дороже, чем собака.
Ведущий. Каково душевное состояние девочки в это время?
Участница В. Нормальное душевное состояние шестилетнего ребёнка — это радость и гармония. В этой ситуации гармония явно нарушена, здесь налицо ярко выраженная душевная коллизия. И ещё. Здесь много говорилось о мужестве героини новеллы. Я считаю, что раз эта девочка не
может набраться мужества и всё рассказать родителям, значит, она всё-таки недостаточно мужественная. Душевное состояние, в котором находится девочка, нельзя считать нормальным, это ведёт к её духовной деградации.
Участник Е. Недавно по телевидению шла передача, посвященная памяти патриарха Алексия II. Меня поразило, насколько этот человек чувствовал себя одиноким. Один эпизод: патриарх в парке кормит павлинов, разговаривает с ними. И в это время корреспондент задаёт ему вопрос: «Есть ли у Вас друзья?». Патриарх отвечает: «Что значит иметь друзей? Это значит — кого-то выделить среди других. Я не могу себе этого позволить». Когда человек одинок, ему, может, только с животными и остается поговорить. Девочка, судя по всему, очень одинока. Для неё собака — единственный собеседник, единственный значимый Другой. Я бы охарактеризовал душевное состояние девочки одним словом — одиночество.
Участница G. А я охарактеризовала бы состояние девочки словом «дисгармония». Или «диссонанс». По-моему, ужасно разрываться между любовью к родителям и состраданием к живому существу. Ведь девочка наверняка любит родителей. Просто, наверное, они считают, что главное — это обеспечить ребёнка материально. А маленькой девочке очень трудно выразить свои чувства. Мне кажется, совершая все эти ужасные поступки, она ещё и стремится таким образом обратить на себя внимание родителей. На такой мотив подобного поведения часто указывают психологи.
Ведущий. Представьте себе, что родители узнали о том, как вела себя девочка — о её обмане, кражах. Каков будет их выбор после этого?
Участник Е. Наверное, родители мало внимания уделяют дочери из-за недостатка времени. В новелле сказано, что они — люди состоятельные, а богатство просто так не даётся. Видимо, они вынуждены работать столько, что на задушевное общение с ребёнком практически не остаётся времени. Скорее всего, когда родители узнают о том, как вела себя дочь, они совсем не обязательно примут репрессивные меры. Может быть, скажут ей о том, что нужно было сразу всё рассказать. И обязательно помогут.
Участница Е. Девочка скорее всего думает, что родители будут её ругать, когда узнают, зачем она отлучалась из дому. А может быть, и не будут. Может быть, наоборот, поддержат в её стремлении помочь страдающему существу. Когда всё раскроется, произошедшее может стать основой для настоящего, духовного, сближения родителей и дочери.
Участница В. Я считаю, что в этой ситуации родители всё равно должны расставить нравственные акценты, однозначно показать девочке, что хорошо, нравственно ценно в её поведении, а что совершенно недопустимо, тем более по отношению к близким людям.
Участница Е. Хуже всего даже не то, что девочка ворует. Хуже всего то, что она не хочет открыться близким людям.
Участник К. В любом случае чем раньше ситуация станет ясна и прозрачна для «действующих лиц», тем лучше.
Третья часть: Не говоря уже о том, каково это пробираться к платформе ночью, сидеть под ней, сжимаясь от грохота товарняка. А почему, скажете, ночью? Почему тайком? Да потому что знала же, что не пустят, не разрешат. Так в общем и вышло: когда прознали, куда их чадо бегает по ночам, пришли в неописуемый ужас: ребёнок ежедневно рисковал попасть под поезд, сам мог превратиться в такую собаку! Послали прислугу на станцию. И нашли ту собаку и прибили ее — устранили, так сказать, саму причину.
Обсуждение
Ведущий. Что заставило родителей девочки совершить такой выбор? Можно ли сказать, что в этом выборе проявилось милосердие родителей к дочери? Что значит для них сострадание Другому?
Участница G. В последних словах этого отрывка — «устранили, так сказать, саму причину» — ответ на многие вопросы. На самом деле ничего родители не устранили; я предполагаю, что они, осуществив свой выбор, создали множество других проблем.
Участник К. До этого момента в отношениях девочки и её родителей, собственно говоря, ещё и не было ничего по-настоящему страшного. Ну, обманывала она родителей — зато это содержало в себе возможность для развития отношений, искренний разговор мог стать началом подлинного взаимопонимания. А вот теперь ситуация стала по-настоящему страшной. Если и удастся найти из неё выход, то это потребует от всех огромных усилий и много-много времени.
Участник А. Может быть, эту трагедию поможет преодолеть только другая трагедия, которая объединит всех участников ситуации.
Участница Н. Я хочу вернуться от уровня технологии к уровню методологии и обратить внимание на то, что такой поступок родителей — это и есть выбор прошлого. Стремясь сохранить видимость благополучия, не пожелав посмотреть на ситуацию с точки зрения своего ребёнка, они перекрыли себе пути к духовному совершенствованию. Если бы они поступили по-другому, сделали иной выбор, они могли бы совершенствоваться вместе с ребёнком, могли бы у дочери поучиться состраданию, милосердию. А теперь они лишили себя такой возможности. Это очень выразительный пример, иллюстрирующий выбор прошлого: «Пусть всё остается как есть, не буду ничего менять, не хочу. Вообще, не понимаю, зачем нужно что-то
менять». Многие люди совершают такой выбор, потому что это, на первый взгляд, легче — не надо работать над собой, не надо меняться самому.
Участница G. Родители и девочке перекрыли пути к духовному совершенствованию. Ей теперь остаётся либо отказаться от всяких попыток проявить сострадание (чтобы не причинить зла тем, кому она помогает), либо придумывать более изощрённые способы скрывать добрые поступки от близких людей. И то, и другое одинаково плохо.
Участница Е. Более того, девочка может разочароваться в добре как таковом. Зачем делать добро, если оно всё равно оборачивается злом?
Четвертая часть: А чем всё это закончилось? А кончилось тяжёлым нервным расстройством девочки. Лежала, уйдя в себя, то вдруг плакала без причины. И ничем не могли отвлечь, утешить её. Однажды в марте попросилась она на прогулку. Было много солнца, свежий, пахнущий летом ветер. Потом крупозное воспаление лёгких — скоротечное, как жизнь мотылька. И человечка не стало.
Я невольно задумывался над этой судьбой: что привело её в эту жизнь? Ради чего это прожито? Неужели ради любви и милосердия к этой несчастной бездомной собаке? Неужели ... Так мало прожито и так много дано.
III. Рефлексия
Обсуждение
Ведущий. А теперь давайте представим: что было, если бы вы смогли поговорить с девочкой? Что было бы, если бы она осталась жива? У вас есть сейчас такая возможность! Вы знаете её историю. Что вы сейчас ей скажете? Вы сейчас можете обратиться к девочке, высказать ей свои чувства, мысли.
Участник F. Прости своих родителей! Они по-своему, по-дурацки, но всё равно тебя любят.
Участник А. Жаль, что рядом с тобой не оказалось человека, который смог бы понять тебя и позаботиться о тебе.
Участница В. Постарайся понять своих родителей и простить их.
УчастницаH. Спасибо! Я многое поняла благодаря тебе. И мне многому предстоит научиться.
Участница G. Ты очень смелая. Ты смогла противостоять равнодушию окружавших тебя людей, потому что была способна на настоящее чувство.
Участник F. Ты помогла понять, что маленький человечек иногда может больше, чем взрослые люди, что он способен на настоящий Поступок.
Участница Е. Каждому человеку Господь даёт силы для подвига милосердия. Может быть, и твои родители когда-нибудь окажутся на это способны...
Ведущий. Если обратиться к нашей интродукции, то в «Новелле» очень ясно можно увидеть те два рода сострадания, о которых говорит Стефан Цвейг Сострадание девочки — истинное сострадание, ведь она делает не только то, что в её силах, но и то, что свыше её сил. А «сострадание» родителей — «нетерпение сердца», которое не хочет замечать страданий собственного ребёнка и ищет способ оградить себя от них. У каждого человека есть выбор между подлинным и мнимым состраданием, между будущим, ведущим к духовному совершенствованию, и прошлым, ведущим в духовный тупик.
4. Выводы
Анализ обсуждения, проведенного участниками «круглого стола», позволяет сделать вывод, что фактором актуализации подлинно эстетических переживаний являются коллизионные ситуации-события, «эстетические события», ставящие воспитанника перед необходимостью проявления избирательности, рефлексии, смыслоопределения, творчества, свободы. Вхождение в мир искусства порождает переживания остроты коллизий встреч с прекрасным, которые эмоционально захватывают и потрясают личность. Личностно-значимое событие порождает эмоционально-рефлексивные переживания, результатом которых является своего рода «озарение», «высвечивание» внутреннего мира человека, осмысление (наделение смыслами) своего собственного Я, отношений с другими людьми. То, что называют «встречей с красотой», становится «эстетическим событием» для личности, способствует поиску новых эстетических смыслов жизни.
Источники
1. Цвейг С. Нетерпение сердца. Письмо незнакомки : Роман. Новелла / С. Цвейг. — Калининград : Кн. изд-во, 1993. — 366 с.
2. ЯковлевМ. Фрески / М. Яковлев // Фома. — 2008. — № 4. — С. 116—122.
Литература
1. Борытко Н. М. Педагогика : учебник для студентов пед. специальностей вузов : в 2-х ч. / А. М. Байбаков, Н. М. Борытко, И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград : Оптим, 2007. — Ч. 1 — 256 с.
2. Лузина Л. М. Человек в проблемном поле воспитания : монография / Л. М. Лузина. — Псков : Изд-во ПГПУ, 2008. — 288 с.
3. Солдатова И. Н. Проблемы духовного воспитания : минуты погружения в прекрасное : учеб.-метод. пособие / И. Н. Солдатова. — Волгоград : Перемена, 2008. — 72 с.
4. Соловцова И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике : методология, теория, технологии : монография / И. А. Соловцова; науч. ред. Н. М. Борытко. — Волгоград : Перемена, 2006. — 248 с.
Situations of Choice Modelling
in Promotion of Beauty: Level of Technologies
© Soldatova Inim Nikolayevna (2016), PhD in Education, foreign language teacher, Department of General Subjects, Institute of Continuing Education, Volgograd State Agrarian University (Volgograd, Russia), [email protected].
Modelling conflict situation of choice "Mercy and compassion for the Other as a manifestation of the beauty in man" is discussed. This situation is a mean of educating beauty in students and teachers, it contributes to the spiritual development of man, brings the ability to make a moral choice. Promotion of beauty is understood by the author from the standpoint of the unity of aesthetic and ethical values as a spiritual phenomenon. A transcript of the "round table" meeting of laboratory "Humanitarian-holistic studies in education" is presented, where teachers participated in created by the author situation of choice. The focus of the study is the question: how can teachers design their activities from the standpoint of beauty? The author's development of situation of choice as a means of educating the beauty is presented, which is constructed according to the algorithm: introduction, dialogue, reflection. It is shown that this situation is emotionally charged, aesthetic event, "immersing" the participants into the experiences of conflicts of beautiful, moral, tragic. The result is the attainment by the pupils and teacher of aesthetic sense of life, assigning by them spiritual values of Beauty and Goodness in their unity. Scientific novelty of research consists in the fact that for the first time the model of pedagogical activities for the promotion of beauty in teachers and students is proved from the standpoint of the situ-ational approach.
Key words: promotion of beauty; situation of choice; collision; aesthetic sense of life; sense-making activities; spiritual values.
Material resources
Tsveyg, S. 1993. Neterpeniye serdtsa. Pismo neznakomki: Roman. Novella / S. Ts-veyg. Kaliningrad: Kn. izd-vo. (In Russ.).
Yakovlev, M. 2008. Freski. Foma, 4: 116—122. (In Russ.).
References
Borytko, N. M., Baybakov, A. M., Solovtsova, I. A. 2007. Pedagogika: uchebnik dlya studentov ped. spetsialnostey vuzov: v 2-kh ch., 1. Volgograd: Optim. (In Russ.).
Luzina, L. M. 2008. Chelovek v problemnompole vospitaniya: monografiya. Pskov: Izd-vo PGPU. (In Russ.).
Soldatova, I. N. 2008. Problemy dukhovnogo vospitaniya: minuty pogruzheniya v prekrasnoye: ucheb.-metod. posobiye. Volgograd: Peremena. (In Russ.).
Solovtsova, I. A., Borytko, N. M. (nauch. ed.). 2006. Dukhovnoye vospitaniye v pra-voslavnoy i svetskoy pedagogike: metodologiya, teoriya, tekhnologii: monografiya. Volgograd: Peremena. (In Russ.).