УДК 371.486 ББК 74.48
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СМЫСЛА ЖИЗНИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: «МИНУТЫ ПОГРУЖЕНИЯ В ПРЕКРАСНОЕ»
I И.Н. Солдатова
Аннотация. В статье исследуется проблема воспитания у студентов способности к поиску и реализации эстетического смысла жизни (в деятельности, творчестве, профессии, человеческих отношениях), который выражается в особой форме мотивации личности, в ее стремлении к красоте, прекрасному, потребности в совершении духовных поступков. В качестве средства воспитания прекрасного у студенческой молодежи рассматривается ситуация постижения эстетического смысла жизни. Данная ситуация реализуется в композиции «минуты погружения в прекрасное» - эмоционально насыщенного, эстетического события. Структура «минут погружения в прекрасное» представляет собой реализацию четырех составляющих: «эскиза», диалога, рефлексии, «дарения ассоциаций». В статье предлагается авторская разработка ситуации «Встреча с душой Осени» в рамках данной композиции.
48 Ключевые слова: эстетический смысл жизни, студенческая моло-
дежь, воспитание прекрасного, духовные ценности, композиция, «минуты погружения в прекрасное».
ISSUES OF EDUCATION OF AESTHETIC MEANING OF LIFE IN STUDENTS: "MINUTES OF IMMERSION IN BEAUTIFUL"
I I.N. Soldatova
Abstract. The article deals with the problem of education in students of the ability to identify and implement aesthetic meaning of life (in activity, creativity, profession, human relationships), that is manifested in a special form of personality's motivation, in his aspiration for beauty, in need to contemplate beauty, to perform spiritual actions As a means of educating the beautiful in students, the situation of comprehension of the aesthetic meaning of life is considered. This situation is implemented in form of the compo-
sition "minutes of immersion in beautiful". The structure of the composition "minutes of immersion in beautiful" is represented in form of four parts: "sketch", dialogue, reflection and "giving associations". The article offers the author's development of the situation "Meeting with the soul of Autumn" within the framework of this composition.
Keywords: Aesthetic meaning of life, students, education of the beautiful, spiritual values, composition, "minutes of immersion in beautiful".
Сегодня общество переживает острый духовный кризис, пагубные последствия которого раскрываются в современных философских, социологических, психологических и педагогических исследованиях (М.М. Поташник, А.А. Остапенко, Т.А. Хагу-ров, Н.Е. Щуркова и др.). Н.Е. Щур-кова, М.И. Мухин констатируют, что проявления этого кризиса находят свое выражение в падении уровня культуры, целенаправленной пропаганде квазиценностей, стремительной вульгаризации общественной жизни, циничном прагматизме и обогащении любой ценой, доминировании эгоцентризма в сфере нравственного воспитания [1]. В условиях духовного кризиса усиливается «гла-муризация» общества. «Гламуриза-ция» — подмена подлинных духовных ценностей (Красота, Истина, Добро) искусственными образцами поведения, общения как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. О деструктивных влияниях гламура свидетельствуют исследования И.А. Осинов-ской, М.М. Поташника, А.К. Секац-кого и др. Подчеркнем, что в сознании современного молодого человека прочно укоренились такие феномены, как «массовая культура», «красивость», «ужасная» красота. Это приводит к проявлению безобразного в
поступках, утрате смысла жизни, в том числе эстетического.
В данном исследовании эстетический смысл жизни рассматривается как личностное переживание человеком события прекрасного, как встреча с красотой и одновремено как творение прекрасного, преобразование окружающего мира по законам красоты, т.е. утверждение подлинно человеческого в окружающем мире. Эстетический смысл жизни — то системное качество, которое формируется у студентов в процессе воспитания прекрасного в мире их отношений между людьми, природы, искусства, повседневности.
В настоящее время в педагогической науке предпринимаются попытки обоснования и поиска средств воспитания прекрасного [2], однако педагоги ограничиваются вербальными средствами (беседа, дискуссия) и наглядными (иллюстрация) преимущественно в сфере искусства. Поэтому вопрос о разработке других средств воспитания прекрасного у студенческой молодежи остается открытым. Теория личностно-развива-ющего образования и положения педагогики Бытия о развитии духовного мира человека (Л.М. Лузина) предоставляет возможность расширить арсенал средств воспитания прекрасного, формирования эстети-
49
50
ческого смысла жизни с учетом возрастных особенностей студенческой молодежи. Личностно-развивающее образование (Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, В.В. Сериков, А.П. Тря-пицина и др.) исследует личность воспитанника, предназначение которой заключается в его самовыражении, самореализации, поиске смыслов жизни. Интегративная цель воспитания прекрасного — формирование у студенческой молодежи эстетического смысла жизни на разных уровнях ее взаимодействия (с собой, с другими людьми, природой, искусством как иными способами бытия), продуцирование индивидуального эстетического смысла. Согласно этой теории, для формирования эстетического смысла жизни педагогу лучше применять коллизионные ситуации-события, «эстетические события» (М.М. Бахтин). Такие ситуации создают условия для духовного раскрытия воспитанников, когда проявляются рефлексивные переживания студентов. Предметом приоритетного внимания педагога в «эстетическом событии» становится сфера ценностей и смыслов, совершаемых студентом поступков. Ситуация постижения эстетического смысла жизни — эмоционально насыщенное событие, своеобразный эмоциональный «сгусток» переживаний остроты коллизий встреч с прекрасным, возвышенным, трагическим, безобразным. Постижение в этом случае предполагает мыслительную и духовную, чувственную и рациональную деятельность, включающую познание и понимание (Л.М. Лузина) [3].
Согласно результатам опытно-экспериментальной работы автора, проводившейся на базе Волгоград-
ского государственного медицинского университета и Волгоградского государственного социально-педагогический университета, было выявлено, что наиболее эффективной является логика применения ситуации постижения эстетического смысла жизни в контексте организационной формы или композиции — «минуты погружения в прекрасное» [2]. Композиция в данном случае рассматривается как творческий процесс создания, комплекс средств раскрытия содержания (В.В. Шорохов) коллизионной ситуации постижения эстетического смысла жизни. В кандидатской диссертации автора была впервые предложена методика «Минуты погружения в прекрасное» [там же]. Еще раз приведем здесь воспитательные задачи этой методики:
• развитие глубокого восприятия студентами красоты, способствующего расширению спектра эмоциональных переживаний и понимания прекрасного;
• утверждение отношения у воспитанников к Красоте как к ценности;
• формирование умений самостоятельно организовывать диалог на ценностно-смысловой основе;
• развитие способности отличать истинную («добрую») красоту от ложной, гламурной;
• формирование понимания сущности духовного поступка как одного из проявлений прекрасного в мире человеческих отношений;
• преодоление ситуативности в совершении прекрасных (духовных) поступков;
• формирование у студентов устойчивого осознанного стремления к созиданию прекрасного, к совершению духовного поступка.
ЕК
Структура композиции «минут погружения в прекрасное» представляет собой реализацию четырех составляющих: «эскиза», диалога, рефлексии, «дарения ассоциаций». «Эскиз» (замысел ситуации, набросок) — своеобразный эпиграф к предстоящим «минутам погружения в прекрасное». «Здесь важно, чтобы педагог оставил момент недосказанности, предоставил студентам возможность проявить воображение, фантазию. Такая атмосфера способствует поддержанию интереса, ожиданию встречи с прекрасным» [4, с. 211]. «Эскиз» ситуации постижения эстетического смысла жизни настраивает студентов на искреннее переживания от встречи с прекрасным. В качестве «эскиза» педагогу рекомендуется использование фрагментов произведений о красоте природы, искусства, человеческих отношений, фрагменты музыкальных произведений и т.п. К видам «эскиза» относятся легенды, сонеты, стихотворения, притчи, высказывания мудрецов, философов, поэтов, писателей, педагогов-классиков. Выбор средств для «эскиза» определяется тематикой «минут погружения в прекрасное», спецификой преподаваемого предмета. Главный принцип отбора литературных, изобразительных, музыкальных фрагментов — сочетаемость, гармонизация выбранных средств. Согласно данному принципу, эти фрагменты не должны вступать в противоречие с последующими этапами «минут» (диалог, рефлексия), создавать при этом диссонанс в восприятии студентов.
После эскиза происходит диалог как сюжетная линия композиции «минуты погружения в прекрасное».
Диалог в «минутах погружения в прекрасное» носит ценностно-смысловой характер, когда воспитанниками присваиваются духовные ценности, открываются прекрасные стороны собственного духовного мира, обретаются эстетические смыслы жизни. Диалог в «минутах погружения» — «эстетическое общение, когда происходит обмен личностными смыслами, представлениями, образами, переживаниями, суждениями» [там же]. Эстетика диалога в «минутах погружения в прекрасное» педагога заключается в манере естественного поведения, в его образе гармоничного человека, в умении слушать воспитанника и в уважении к его мнению, в «дозированном» самопредъявлении. Тактичное обращение педагога к студенту, способность «красиво» (не навязывая и не внушая) передавать ему свою точку зрения, свое мироотношение — важное условие общения-диалога в «минутах погружения в прекрасное». Результатом ценностно-смыслового диалога как составляющей «минут погружения в прекрасное» является со-творчество педагога и студентов.
Композиция «минуты погружения в прекрасное» завершается рефлексией. Рефлексия обозначает последействие «минут погружения в прекрасное». Опытно-экспериментальная работа показала, что в ходе «минут» студенты испытывают глубокие эмоциональные переживания [2]. При рефлексии воспитанникам дается возможность переосмыслить и понять: «Что я пережил сегодня на "минутах погружения"?», «Что я открыл для себя нового?» и т.п. В ходе рефлексии
51
52
педагог направляет студентов на осмысление проблем и сущности бытия, которые «зашифрованы» в том или ином фрагменте художественного произведения, стихотворении, обычной зарисовке из повседневной жизни. Рефлексия позволяет воспитанникам еще раз прочувствовать прошедшие «минуты», обратиться к осмыслению пережитого состояния во время «минут», осознать и понять значимость «погружения в прекрасное» [там же, с. 130]. Поэтому рефлексия является необходимой и заключительной частью в структуре этой композиции.
В завершение композиции педагог «дарит» студентам ассоциацию, возникшую у него после «минут погружения в прекрасное». Можно прочесть стихотворение, вспомнить о какой-либо притче, «подарить» воспитанникам воображаемый букет цветов и т.п. «Дарение ассоциаций» — своеобразный вид рефлексии со стороны педагога, «украшение» свершившихся «минут». Важная функция «дарения ассоциаций» — самосовершенствование педагога на основе его обращения к собственным особенностям восприятия, переживания, постижения прекрасного, рефлексия духовных поступков. «Дарение ассоциаций» вызывает у воспитанников искренние эмоциональные переживания, наслаждение прекрасным, катарсис [2; 4, с. 132]. Все это в совокупности стимулирует процесс воспитания прекрасного у студентов.
Рассмотрим ситуацию «Встреча с душой Осени», спроектированную в рамках внеучебной воспитательной деятельности со студентами 1—11 кур-
сов лечебного факультета Волгоградского государственного медицинского университета. Идеей проектирования этой ситуации стало описанное Н.Е. Щурковой и модифицированное нами занятие [5]. В качестве «эскиза» к «минутам погружения в прекрасное» предлагается отрывок из рассказа К. Паустовского «Желтый свет» [6]:
«Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава... Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа неясный звук, похожий на детский шепот. ».
Затем студентам предлагается мысленно перенестись на Аллею Героев (г. Волгоград), представить красоту осеннего вечера. Студенты выбирают разные предметы природы (опавший лист, осенний цветок, капля дождя и т.п.), мысленно представляли, что у этого предмета есть душа, он тоже может чувствовать, переживать. В диалоге студентам предлагалось от имени выбранного
предмета рассказать своеобразную историю его жизни. Такой внутренний монолог был представлен в виде рефлексивных эссе, цель которых — «расшифровка» смыслов понимания студентами прекрасного в их духовном мире. Студенты вживались в образы осеннего листа, капли дождя, хризантемы, осеннего ветра и т.п. Некоторыми были выбраны и атрибуты осенней погоды. Ниже приводятся примеры эссе, на которых показано, как студенты «вживались» в образы осени. «Орфография и пунктуация оригиналов сохранены, поскольку это позволяет проследить эмоциональные состояния, переживания студентов (искренность их чувств, порывы, волнение), испытываемые ими во время написания рефлексивных эссе» [4, с. 215]. Так, Денис Д., студент I курса лечебного факультета представил себя в образе Зонта:
«И вот я в черном, темном чулане... Брошен, разбит и сломлен... А ведь когда-то я был ЕЕ зонтом... "Жемчужным дождем вдруг прольется на шелковый зонтик, который сжимала нежная с перстнем рука.", это, возможно, было про нас. И я помню те чудесные дни... Идет дождь и мы идем с ней по осеннему парку. И капли дождя... И я оберегаю ее, спасаю от холода, дождя. Я любил эти дни, а ОНА нет... ОНА была как-то особенно строга и серьезна. Шла через парк, через аллею увядающих деревьев, к старому кладбищу на ЕГО могилу... Возвращались мы только ночью. Я чувствовал ее боль, но не мог помочь; делал все, что в моих силах. Я оберегал ее от опасности извне, от дождя. И я помню тот вечер... Тем-
ный. Мы шли по привычному маршруту. Дождь, парк, аллея. ЕЕ рука держала мою руку... И вновь до вечера она там... Сидит... Говорит. А я ЕЕ лишь оберегаю, не в силах впитать ее боль. Мы шли домой. Она серьезна и строга. И налетел ураган. Дождь хлестал ЕЕ по лицу, а я не в силах был спасти ее. Казалось, что она не выдержит, погибнет; но СЛОМЛЕН и сломан оказался я. В один миг я потерял все. Я не смог защитить ее, спасти от дождя и был брошен... Брошен в этот темный, черный чулан. Дни тянутся бесконечно и мысли мои тянутся к НЕЙ... Но все уже кончено. Не будет больше этих прогулок, не увижу знакомый парк, аллею, увядающие деревья и не почувствую ДОЖДЬ... Дождь и ЕЕ прикосновение.».
Арсений Б. рассказывает: «Осень... Холодный вечер... Идет дождь... Не сильный, но пробирающий до глубины души своей, обжигающей холодностью, серостью... Я — капля дождя. Особенная, не такая, как все. Я смотрю вокруг. И вижу мир — вижу его в полете. Он сер, 53 тускл, обыден. Идут люди в серах одеждах, в серой аллее, лишь на земле лежат желтые, красноватые, оранжевые листья деревьев. Ветер несет меня. Я падаю на одну из серых лавочек в этой аллее. На ней сидят двое влюбленных, которые светятся ярчайшим огнем среди этого однообразного мира. Они влюблены... Они счастливы... Они вместе... Они не кутаются в плащи, они сидят на скамейке под каплями дождя... Они — луч света в темноте».
Валерия К. выбрала образ вечернего Фонаря: «Я фонарь. Сейчас
осень. Темнеет с каждым днем все раньше и раньше, и я с каждым днем все раньше и раньше начинаю загораться. Я стою около дороги и мимо меня пролетают сотни машин... Сотни людей проходят... Меняется погода вокруг меня и время года... И никто днем меня не замечает. Не вспоминает. Зато в темное время суток, когда день сменяет ночь, когда за летом идет осень, за осенью зима, без меня бы не обошлись люди. Гуляющие парами влюбленные, дети со своими родителями и те двое, которые прожили вместе полвека, и всю жизнь идут за руку... Как и сейчас... Я освещаю всем путь и каждый для себя выбирает, куда ему идти.И вот опять солнце показалось за городом, его лучи коснулись меня.. И я снова гасну... И снова ярче меня светит солнце... Капли дождя будут бить по мне. Осенние листья щекочут меня, падая на землю и ложась к моим ногам. Но это не навсегда, а пока на время... Пока снова день не станет
г- засыпать...»
54 Сергей К.: «Октябрь. Холодное раннее утро. На асфальте лежит большой кленовый лист. Это я. Я улетел с дерева три дня назад. Я уже старик. О, сколько всего я видел! Как весело мы проводили дни, общаясь и смеясь в кроне дерева! Мне не страшно засыпать... Меня подхватывает ветер... Он кружит меня, поднимая все выше над парком, домами, городом. Мне легко сегод-ня.Нужно бросить последний взгляд на парк... Я свободен! Ничего больше не держит меня. Я засыпаю...»
Александра В. пишет: «Я — ветер, холодный, осенний ветер. По
утрам я напоен капельками влаги. И мое стремительное движение заставляет некоторых чувствовать жуткий холод, а другим дает возможность проникнуться духом свободы. Я люблю прекрасные цветы, но их увядающий вид меня печалит, и потому я бегу от своей печали и не могу убежать... Люди ругают меня за холодные порывы, но я теплее, чем они думают...»
На этапе рефлексии учащимся предлагалось подумать над такими вопросами: «Что вы чувствовали, когда выполняли это задание? Что-то необычное было в нем? Трудно или легко было вживаться в образ? Почему?» Примеры показывают, что «Встреча с душой Осени» затрагивает прекрасные струны человеческой души. По мнению студентов: «это задание — хорошее упражнение для самопознания, благодаря которому человек может понять еще одну сторону своей многогранной личности», «...возможность выразить все, что у меня на душе.», «нахлынула волна воспоминаний, чувств...»
Резюмируя сказанное выше отметим, что проектирование «минут погружения в прекрасное» осуществляется на ценностно-смысловой основе. «Минуты погружения в прекрасное» — композиция, в которой педагог воплощает разнообразные средства воспитания прекрасного. «Минуты» способствуют выражению рефлексивных переживаний студентов, поиску их индивидуального эстетического смысла жизни.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Щуркова, Н.Е. Педагог нового воспитания [Текст] / Н.Е. Щуркова, М.И. Мухин;
под общ. ред. Н.Е. Щурковой. - М.: АРКТИ, 2014 . - 264 с.
2. Солдатова, И.Н. Воспитание чувства прекрасного у студенческой молодежи [Текст] / И.Н. Солдатова: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2009. - 216 с.
3. Лузина, Л.М. Человек в проблемном поле воспитания: монография [Текст] / Л.М. Лузина. - Псков: изд. ПГПУ, 2008. -288 с.
4. Солдатова, И.Н. Проектирование ситуации-композиции «Диалог с Прекрасным» как эстетического события у студенческой молодежи [Текст] / И.Н. Солдатова // Научный диалог. - 2016. - № 8 (56). -С. 208-219.
5. Щуркова, Н.Е. Нежная педагогика [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2005. - 160 с.
6. Паустовский, К.Г. Повести и рассказы [Текст] / К.Г. Паустовский. - Л.: Лениздат, 1979. - 387 с.
REFERENCES
1. Luzina L.M., Chelovek v problemnom pole vospitanija: monografija, Pskov, PGPU, 2008, 288 p. (in Russian)
2. Paustovskij K.G., Povesti i rasskazy, Leningrad, Lenizdat, 1979, 387 p. (in Russian)
3. Soldatova I.N., Vospitanie chuvstva prekras-nogo u studencheskoj molodyozhi, PhD dissertation (Pedagogics), Volgograd, 2009. (in Russian)
4. Soldatova I.N., Proektirovanie situacii-kom-pozicii "Dialog s Prekrasnym" kak ehsteticheskogo sobytiya u studencheskoj molodyozhi, Nauchnyj dialog, 2016, No. 8 (56), pp. 208-219. (in Russian)
5. Shhurkova N.E., Nezhnaja pedagogika, Moscow, Centr "Pedagogicheskij poisk", 2005, 160 p. (in Russian).
6. Shhurkova N.E., Muhin M.I., Pedagog novogo vospitanija, pod obshh. red. N.E. Shhurkovoj, Moscow, ARKTI, 2014, 264 p. (in Russian)
Солдатова Инна Николаевна, кандидат педагогических наук, преподаватель иностранного языка, Институт непрерывного образования, Волгоградский государственный аграрный университет, [email protected]
Soldatova I.N., PhD in Education, Teacher of Foreign Languages, Institute of Continuing Education, Volgograd State Agrarian University, [email protected]
55