УДК 37.043.2-055.1
Э.П. Бурнашева,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры профессионально-технологического
образования
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия bep59@yandex.ru
Проектирование сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий в условиях малого города
Решение задачи организации доступной качественной профессиональной подготовки будущих специалистов и рабочих требует по-новому пересмотреть систему управления образовательным процессом в средних профессиональных образовательных учреждениях. Создание Интеграционного центра сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий на базе педагогического университета обеспечит оптимизацию системы подготовки профессионально востребованных кадров, в нашем случае, в условиях малого города.
Интеграционный центр; сетевое взаимодействие; структурно - функциональная модель; подготовка квалифицированных кадров; факторы успешности.
E. P. Burnasheva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Professional Technological
Education
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia bep59@yandex.ru
Designing of network interaction of professional educational organizations and enterprises in the conditions of a small town
Modern needs of the innovative development of society and the economy of Russia put before the formation of the task of organizing affordable high-quality professional training for future specialists and workers. The solution of this problem requires a new revision of the educational management system in secondary professional educational institutions. The management system that exists in the system of secondary vocational education at the moment, gives rise to some contradictions that can be resolved through the organization of the Integration Center for Networking of Professional Educational Organizations and Enterprises. Such an approach will ensure the optimization of the system of training professionally demanded personnel, in our case, in a single-industry city.
Keywords: integration center; network interaction; structural - functional model; training of qualified personnel; factors of success.
Перемены, которые необходимы в профессиональном образовании, заключаются в инновационном подходе к выработке управленческих решений, носящих стратегический характер и направленных на опережение.
Та система управления, которая существует в системе среднего профессионального образования (СПО) в настоящее время, порождает некоторые противоречия, которые заключаются в следующем:
- недостаточная мобильность в реагировании на изменения, происходящие в социуме;
- некоторая закрытость внутренней образовательной среды учебных заведений, недостаточный обмен инновационными наработками;
- необходимость внедрения системного подхода в управлении взамен процессного, тормозящего внедрение инноваций в образовательную деятельность.
Указанные противоречия определяют необходимость разработки модели сетевого взаимодействия организаций профессионального образования и предприятий в условиях малого города.
Характерным для системы профессионального обучения является процесс стандартизации образования, невозможность вырастить компетентного педагога только в условиях одного, как правило, муниципального или регионального методического учреждения. Это обусловлено недостаточным финансированием организаций СПО, ограниченности их материальных ресурсов, необходимых для создания крепкой, а главное, современной материально - технической базы.
Для решения обозначенной проблемы существует современная инновационная технология, которая помогает образовательным профессиональным организациям достаточно динамично и высокоэффективно развиваться - это сетевое взаимодействие [2].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» прописывается необходимость введения в образовательный процесс сетевой формы взаимодействия образовательных программ, в которой осуществляется возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, которые осуществляют образовательную и воспитательную деятельность [8].
На возможности сетевой формы реализации процесса профессиональной подготовки специалистов указывается в документах, определяющих Болонский процесс
[3].
О роли сетевого взаимодействия образовательных учреждений и предприятий -социальных партнеров в обеспечении качества профессиональной подготовки специалистов речь идет в статье Э.Сейфрида и его коллег из Германии [10].
В.В. Маковеева считает, что значимым направлением развития образования является сетевой подход к организации социального партнерства [7], когда решаются проблемы сотрудничества при подготовке будущих специалистов в условиях быстро меняющейся внешней среды.
Т.Н. Ле-ван [6] под сетевым взаимодействием понимает «систематическое взаимодействие нескольких (более двух) организаций (из которых как минимум одна является образовательной) для совместной деятельности, направленной на достижение общей цели».
Для такого взаимодействия характерно выстраивание стратегии кооперирования усилий нескольких организаций, полностью исключающее конкуренцию, а подразумевающее синергетический эффект от объединения возможностей нескольких отдельных участников (организаций). Каждый субъект (образовательная организация) вносит посильный вклад в качество достижения общего результата.
Исследовательская часть.
В процессе изучения феномена сетевого взаимодействия образовательных и производственных организаций в условиях малого города объектом исследования являлись учреждения профессионального образования (колледжи) и анализировалась их деятельность совместно с аналогичными учебными заведениями и предприятиями в городском социуме.
Были использованы методы опроса и анкетирования с целью выявить имеющийся опыт совместной работы по обучению будущих специалистов в Шадринском политехническом, медицинском и финансово - экономическом колледжах.
Для разработки предложения по созданию интеграционного Центра сетевого взаимодействия образовательных организаций и предприятий при вузе применялся метод моделирования. Метод сравнительного анализа помог изучить и применить в процессе разработки модели организационные принципы сетевого взаимодействия.
На базе Шадринского государственного педагогического университета был проведен ряд мероприятий, способствующих актуализации и укреплению понимания проблемы необходимости объединения усилий различных организаций и служб, направленных, в первую очередь, на соблюдение принципа регионализации в подготовке резерва для насыщения рынка труда малого города. Использовались такие формы проведения как круглый стол «Сущность синергетического эффекта при объединении возможностей предприятий в профессиональном образовании»; штурм - прорыв «Сетевое взаимодействие школа - колледж - вуз - предприятие»; деловая игра «Исследование коммуникационных процессов в АО «Шадринский автоагрегатный завод»; декада профессиональной ориентации «Профпробы - 2017»; совместно с городским Центром занятости и работодателями проводятся ежегодные «Ярмарки вакансий».
В рамках изучения ситуации, которая сложилась в образовательном пространстве города, нами было проведено анкетирование, которое позволило выявить, какие формы взаимодействия осуществляются колледжами в условиях города Шадринска и с организациями и предприятиями за его пределами.
Анализ ситуации позволяет нам обобщить цели сетевого взаимодействия [9] для образовательных организаций среднего профессионального образования в условиях моногорода:
1. Оптимизация учебно - организационной работы, необходимой для повышения профессиональной компетентности в процессе подготовки будущих специалистов.
2. Использование объединенной информационно - образовательной среды учреждений среднего профессионального образования для самореализации потенциала преподавателей и обучающихся.
С 2014 года в муниципальном образовании город Шадринск (Отдел экономики) совместно с Центром поддержки производственных систем и предпринимательства университета была разработана муниципальная модель сетевого взаимодействия в системе «школа - колледж - вуз - предприятие». В рамках действия модели можно говорить об отношениях взаимодействия, но системного начала не получилось, так как не все руководители полностью понимали и принимали это образование.
Анализ существующих элементов сетевого взаимодействия в колледжах города позволил разработать инновационную структурно - функциональную модель сетевого взаимодействия, сущность которой мы опишем ниже.
Но вначале определим те противоречия, которые можно решить с помощью реализации модели сетевого взаимодействия:
1. Между рекомендациями вышестоящих органов управления использовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений на паритетных началах и отсутствием разработанных моделей или алгоритмов его организации.
2. Между необходимостью внедрения инновационных изменений в образовательных организациях и недостаточным уровнем активности самих организаций в
реализации инновационной деятельности для осуществления качественного профессионального образования.
Первым условием создания такой модели является понимание и принятие отношений взаимодействия в качестве сотрудничества образовательных профессиональных организаций, а также предприятий - работодателей, обеспечивающих базу практик.
Одним из направлений рассматриваемой модели является образовательный аутсорсинг, что означает рациональное использование ресурсной базы каждой из автономных организаций [4].
Опишем, какие компоненты включает в себя предлагаемая нами структурно -функциональная модель сетевого взаимодействия:
1. Социальный компонент (взаимодействие обучающихся, преподавателей, родителей, предприятий - работодателей, общественности).
2. Предметно - пространственный компонент (сайт интеграционного центра сетевого взаимодействия, материально - техническая база, реализация совместных профессиональных образовательных программ, программ дополнительного образования, учет национальных и культурных особенностей в организации профессионального образования).
3. Технологический компонент (разработка интегративных учебно -методических материалов, специальные профессионально - дисциплинарные курсы, корректировка содержания производственной практики, организация проектно -творческой деятельности обучающихся в рамках формирования заявленных профессиональных компетенций, формы интегрированного обучения с использованием кадровых и иных ресурсов всех организаций - участников сети).
В основе модели сетевого взаимодействия образовательных профессиональных организаций и предприятий - работодателей города Шадринска заложены определенные общие закономерности [3], свойственные сетевому взаимодействию:
- наличие ситуации (события), требующей разрешения проблемы;
- установление системы связей, помогающих разрабатывать и предлагать к апробации инновационные образовательные модели и проекты;
- присутствие в качестве ключевого субъекта личности или группы (коллектива), выступающего в роли носителя инновационной информации;
- доминирование горизонтальных связей образовательных организаций в процессе совместной деятельности;
- открытость границ образовательных организаций - партнеров к изменениям внешней среды;
- постановка цели, общей для всех образовательных организаций - участников
сети;
- полицентровой характер взаимодействия, обусловленный множеством профессиональных образовательных организаций и предприятий, образующих кластер;
- расширение сетевого взаимодействия образовательных организаций СПО за счет использования возможностей Интернет и инструментов информационно -коммуникационных технологий;
- существование «системного интегратора» (лидера), который инициирует и организует проектную деятельность преподавателей.
Проведенный анализ организации взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и предприятий, разработка структурно - функциональной модели их сетевого взаимодействия позволяет нам разработать проект - предложение о создании в городе Шадринске Интеграционного центра сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций, который будет функционировать на базе Шадринского государственного педагогического университета.
Далее будут рассмотрены основные направления сетевого взаимодействия организаций СПО и предприятий - работодателей в рамках предлагаемого Интеграционного центра [1].
Направление 1. Организация учебного процесса.
1. Согласование образовательных программ колледжей: возможность внедрения интегрированных программ в различных колледжах, т.е. одновременное овладение несколькими образовательными программами в рамках организаций СПО, взаимодействующих в сети.
2. Совместная с работодателями разработка вариативной части учебного плана специальностей колледжа, утверждение тематики выпускных квалификационных работ, корректировка рабочих программ профессиональных модулей, практики, фонда оценочных средств в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
3. Приглашение для участия в работе аттестационных комиссий по направлениям подготовки представителей предприятий - работодателей.
4. Возможность привлекать к работе педагогов - «узких» специалистов должной квалификации из других образовательных организаций для проведения занятий по определенному модулю (блоку, разделу дисциплины). Например, преподавание раздела «Оказание первой медицинской помощи» в процессе подготовки специалистов по направлению «Транспорт» в Политехническом колледже может проводиться преподавателем из Медицинского колледжа.
5. Проведение занятий на условиях совместительства преподавателями -специалистами (профессионалами), работающими по направлению подготовки на реальном предприятии.
6. Использование возможностей дуального обучения для проведения практических занятий на базе предприятий - работодателей для усиления профессиональной мотивации.
Направление 2. Организация производственного процесса.
1. Работа преподавателей колледжа в качестве руководителей практики, которую проходят обучающиеся на предприятиях - работодателях.
2. Привлечение потенциала педагогов и специалистов предприятий к подготовке программ практики, формированию фонда оценочных средств, проведению мониторинга сформированности у обучающихся профессиональных компетенций по направлению подготовки.
3. Сотрудничество участников сети в процессе подготовки команд для участия в конкурсах профессионального мастерства, в чемпионате молодых профессионалов -Worldskills Russia (имеется лицензированный центр подготовки квалификаций на базе Политехнического колледжа); расширение спектра направлений подготовки для участия в данном движении.
Направление 3. Маркетинговые исследования.
1. Изучение запросов работодателей для определения потребностей в специалистах на региональном рынке труда и выявлению определенных требований, предъявляемых к будущим рабочим и специалистам среднего звена.
2. Диагностика и мониторинг качества профессиональной подготовки выпускников.
3. Разработка условий для организации дуального обучения (элементов дуального обучения) при подготовке специалистов.
4. Изучение потребностей обучающихся в получении дополнительного образования (в том числе, профессионального - параллельно с получением первого профессионального образования) с использованием ресурсов организаций - участников сетевого взаимодействия.
5. Организация обучения студентов предпринимательству и совместное создание малых предприятий в рамках взаимодействия сети.
Направление 4. Методическая работа.
1. Организация стажировок педагогов специальных дисциплин колледжей на базе производственных предприятий (банковских учреждений, спортивно -оздоровительных комплексах и спортивной школы и клубов, а также в лечебно -профилактических учреждениях) с целью изучения новых (инновационных) технологий, применяемых в реальных организациях - работодателях.
2. Приглашение преподавателей и специалистов организаций - участников сети для проведения учебно - методических мероприятий на базе интегрированного центра: семинаров, тренингов, мастер - классов, практикумов.
3. Проведение совместных международных, всероссийских и региональных научно - практических конференций с использованием интеллектуальных ресурсов всех организаций и предприятий сети, а также совместные мероприятия с Центром поддержки производственных систем и предпринимательства педуниверситета (возможность приглашения зарубежных лекторов - преподавателей специальных дисциплин для чтения спецкурсов).
Заключение.
Успешность предлагаемой структурно - функциональной модели, лежащей в основе Интеграционного центра сетевого взаимодействия, обеспечивают следующие факторы:
1. Поддержка высшим руководством образовательных профессиональных организаций и предприятий - работодателей инновационного опыта реализации образовательных программ и подготовки практикоориентированных специалистов для предприятий города.
2. Мотивация и стимулирование педагогов и обучающихся к проектно -творческой деятельности по совместным программам.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством проведения стажировок по специальным дисциплинам в условиях производственных предприятий - участников сети, использование ресурсного потенциала этих предприятий в процессе подготовки будущих специалистов.
4. Привлечение специалистов предприятий - работодателей к процессу обучения и подготовки по «узкопрофильным» разделам в рамках реализуемых образовательных программ (преподавательский аутсорсинг).
5. Создание руководителями всех организаций - участников сети оптимальных условий для обучения и овладения преподавателями современными интерактивными и информационно - коммуникативными технологиями организации учебно- воспитательного процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адамский, А.И. Модель сетевого взаимодействия [Текст] / А.И. Адамский // Управление школой : еженед. прилож. к газ. «Первое сентября». - 2002. - № 4. - С. 23-24.
2. Амеленков, А.А. Организация сетевого взаимодействия вузов - участников Болонского процесса как основа управления интеграцией российской системы высшего профессионального образования в общеевропейскую: практика организации, цели, функции, структура, перспективы [Электронный ресурс] / А.А. Амеленков [и др.] // Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - № 1. - С. 58-70. - Режим доступа: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/705/. - 14.04.2018.
3. Байденко, В.И. Мониторинговое исследование Болонского процесса: некоторые результаты и взгляд в будущее [Текст] / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 147-155.
4. Жуковицкая, Н.Н. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в региональной образовательной системе [Электронный ресурс] / Н.Н. Жуковицкая // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. - СПб., 2008. - № 33, Ч. 1. - С. 205-209. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-setevogo-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy -v-regionalnoy-obrazovatelnoy-sisteme. - 17.04.2018.
5. Киселева, Е.С. Создание региональной модели сетевого социального партнерства образовательных организаций нижегородской области [Электронный ресурс] / Е.С. Киселева // Вестник костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2015. - № 21. - С. 20-23. -Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_24095129_52336861.pdf. - 23.04.2018.
6. Ле-ван, Т.Н. Сетевое взаимодействие образовательных организаций по вопросам формирования у обучающихся культуры здоровья: теоретико-методологический аспект профессиональной подготовки педагогических кадров [Текст] / Т.Н. Ле-ван // Образование и наука. - 2015. - № 9 (128). - С. 83-103.
7. Маковеева, В.В. Сетевое взаимодействие - ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса [Текст] / В.В. Маковеева // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 354. -С. 163-166.
8. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. -Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/2974. - 23.04.2018.
9. Попова, И.Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного образования [Текст] / И.Н. Попова // Мир науки : Интернет-журн. - 2016. - Т. 4, № 6. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN616.pdf. - 23.04.2018.
10. Seyfried, Е. Supporting quality in vocational training through networking (FHVR-FBAE Berlin). CEDEFOP Panorama [Electronic resource] / Е. Seyfried, К. Kohlmeyer, R. Furth-Riedesser. - Luxembourg : Office for Official Publications of the European Communities, 2000. - 71 p. - Mode of access: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED437560.pdf.
REFERENCES
1. Adamskij A.I. Model' setevogo vzaimodejstvija [Model of network interaction]. Upravlenie shkoloj: ezhened. prilozh. k gaz. «Pervoe sentjabrja» [School management], 2002, no. 4, pp. 23-24.
2. Amelenkov A.A., et al. Organizacija setevogo vzaimodejstvija vuzov - uchastnikov Bolonskogo processa kak osnova upravlenija integraciej rossijskoj sistemy vysshego professional'nogo obrazovanija v obshheevropejskuju: praktika organizacii, celi, funkcii, struktura, perspektivy [Elektronnyi resurs] [Organization of network interaction of universities participating in the Bologna process as a basis for managing the integration of the Russian system of higher professional education into the European one: the practice of organization, goals, functions, structure, prospects]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis], 2006, no. 1, pp. 58-70. URL: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/705/ (Acessed 14.04.2018).
3. Bajdenko V.I. Monitoringovoe issledovanie Bolonskogo processa: nekotorye rezul'taty i vzgljad v budushhee [Monitoring study of the Bologna process: some results and a look into the future]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2009, no. 7, pp.147-155.
4. Zhukovickaja N.N. Modeli setevogo vzaimodejstvija obrazovatel'nyh uchrezhdenij v regional'noj obrazovatel'noj sisteme [Elektronnyi resurs] [Models of network interaction of educational institutions in the regional educational system]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. Aspirantskie tetrad [Izvestiya of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. Postgraduate notebooks]. Saint-Petersburg, 2008, no. 33, ch. 1, pp. 205-209. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7modeli-setevogo-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-v-regionalnoy-obrazovatelnoy-sisteme (Accessed 17.04.2018).
5. Kiseleva E.S. Sozdanie regional'noj modeli setevogo social'nogo partnerstva obrazovatel'nyh organizacij nizhegorodskoj oblasti [Elektronnyi resurs] [Creation of a regional model of network social partnership of educational organizations of Nizhny Novgorod region]. Vestnik kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika [Herald of the Kostroma State University. Ser. Pedagogy. Psychology. Socio-kinetics], 2015, no. 21, pp. 20-23. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_24095129_52336861.pdf (Accessed 23.04.2018).
6. Le-van T. N. Setevoe vzaimodejstvie obrazovatel'nyh organizacij po voprosam formirovanija u obuchajushhihsja kul'tury zdorov'ja: teoretiko-metodologicheskij aspekt professional'noj podgotovki pedagogicheskih kadrov [Network interaction of educational organizations on the formation of a health culture among students: the theoretical and methodological aspect of vocational training of pedagogical personnel].
Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2015, no. 9 (128), pp.83-103.
7. Makoveeva V.V. Setevoe vzaimodejstvie - kljuchevoj faktor razvitija integracii obrazovanija, nauki i biznesa [Network interaction is a key factor in the development of the integration of education, science and business].
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Tomsk State University], 2012, no. 354, pp. 163-166.
8. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj federacii [Elektronnyi resurs]: feder. zakon: [The Russian Federation Laws. On education in the Russian Federation [adopted by the State Duma on December 21, 2012: approved by the Federation Council on December 26, 2012]. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/2974 (Accessed 23.04.2018).
9. Popova I.N. Setevoe vzaimodejstvie kak resurs razvitija obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija [Elektronnyi resurs] [Network interaction as a resource for the development of general and additional education]. Mir nauki: Internet-zhurn. [The world of science], 2016, t. 4, no. 6. URL: http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN616.pdf (Accessed 23.04.2018).
10. Seyfried E., Kohlmeyer K., Furth-Riedesser R. Supporting quality in vocational training through networking (FHVR-FBAE Berlin). CEDEFOP Panorama [Electronic resource]. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2000. 71 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED437560.pdf (Accessed 23.04.2018).
УДК 373.3
О.А. Вахрамеева,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной
работы
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия vahrameeva_o_a@mail.ru
Значение мотивационной сферы в адаптации дошкольника к обучению в
условиях массовой школы
Статья посвящена рассмотрению теоретических основ проблемы мотивационной готовности ребенка к школьному обучению как этапу успешной адаптации при вхождении в образовательную среду. Автором рассматриваются теоретические аспекты проблемы мотивационной сферы и успешной
адаптации старших дошкольников, выделяются и описываются характерные возрастные особенности старшего дошкольного возраста.
Адаптация, готовность к школьному обучению, мотивация, возрастные особенности.
О.А. Vakhrameeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Social Pedagogy and
Social Work
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia vahrameeva_o_a@mail.ru The importance of the motivational sphere in the adaptation of preschool
children to study in a mass school
The article is devoted to the theoretical foundations of the problem of motivational readiness of the child to school as a stage of successful adaptation when entering the educational environment. The author considers the theoretical aspects of the problem of motivational sphere and successful adaptation of senior preschoolers, highlights and describes the characteristic age features of senior preschool age.
Keywords: adaptation, readiness for school education, motivation, age peculiarities.
Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Предложенное Л.С. Выгодским понятие «зоны ближайшего развития» позволяет сделать вывод о необходимости способствовать всестороннему развитию дошкольников, так как реальные возможности ребенка проявляются достаточно поздно, следовательно, образование, которое ребенок получает в дошкольном детстве, максимально способствует их проявлению. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что в это время психические процессы очень подвижны и пластичны. В данный момент развитие потенциальных возможностей в большей мере зависит от того, какие условия ему для этого будут созданы.
Школьное обучение - это один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. В отечественной педагогике и психологии в последнее время прослеживается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу и связанному с этим понятию готовности ребенка к школьному обучению. Предпосылками успешного обучения является подготовка дошкольников к обучению в условиях массовой школы. Готовность ребенка к школьному обучению - это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации при вхождении в образовательную среду школы.
Л.В. Мардахаев определяет «социальную адаптацию» как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [4]. В период старшего дошкольного возраста в процессе адаптации принимают участие все те, кто окружает индивида: это родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, сверстники, близкие и дальние родственники.
Рассматривая старший дошкольный возраст, нужно отметить, что в этот период ребенок готовится к поступлению в школу, следовательно, ему нужно обеспечить успешное вхождение в образовательную среду. Этот процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешного периода адаптации к школе, ребенок