УДК 37.013.8 Щепкина Нэилэ Каюмовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета тел.: (4162) 39-46-20
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Shchepkina Neile Kayumovna
Candidate of Pedagogics, associate professor of the chair of psychology and pedagogic, Amur State University tel.: (4162) 39-46-20
DESIGNING OF EDUCATIONAL SYSTEM OF CORRECTIONAL FACILITY
Аннотация:
В статье освещаются проблемы реорганизации образовательной системы исправительного учреждения в направлении ее гуманизации. Приводится технология проектирования инновационного развития непрерывного образования осужденных с внедрением системы высшего образования в исправительных учреждениях.
Ключевые слова:
образование, образовательная система, образовательная программа, воспитание, исправительное учреждение, осужденные.
The summary:
The article highlights the problem of reorganizing the educational system of the correctional institution in the direction of humanization. An innovative design technology of continuous education of convicts with the introduction of higher education in prisons.
Keywords:
education, educational system, educational program, training, correctional facility, prisoners.
Одной из социальных целей общества выступает исправление осужденных, обладающих в большинстве своем ошибочными или извращенными взглядами и убеждениями, асоциальной жизненной позицией, ярко выраженными отрицательными чертами. Поэтому перевоспитание таких людей связано с преодолением у них сложившейся системы антиобщественного поведения, с изменением духовного мира, ценностей, личностных качеств и черт характера. Сутью такой целенаправленной деятельности выступает исправление осужденных к лишению свободы для возвращения их к нормальной жизни после освобождения, в цивилизационный пласт культуры общества.
Воспитание в пенитенциарных учреждениях представляет собой интегративную, органически взаимосвязанную систему разных аспектов: с одной стороны, это определяющая и системообразующая всю исправительную деятельность цель, с другой стороны, это собственно педагогический процесс во всем многообразии его компонентов. Согласно ст. 110 УИК РФ в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные виды воспитания осужденных [1].
Но есть еще и третий аспект - воспитание как внутренний процесс качественного изменения сознания, чувств и поведения осужденных. Исходя из этих представлений воспитания, «исправление» можно трактовать как изменение сознания и поведения личности. В ст. 9 УИК РФ дается понятие исправления, как формирования у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования у них правопослушного поведения [2]. По сути это есть формирование у них системы ценностных отношений к социально значимым объектам.
Говоря же о перевоспитании, следует иметь в виду, что этот процесс осуществляет сама личность благодаря целесообразному воспитательному воздействию. Результатом этого «самопере-воспитания» являются изменения в личности. Причем указаний на характер и причины этих изменений само определение не содержит, а значит, возрастает роль специально спланированного и организованного в учреждении социально-педагогического процесса, направленного на социальную адаптацию личности осужденного.
В качестве основных средств исправления, воспитания и перевоспитания осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве РФ выделяются режим, труд и учеба. О воспитывающей роли трудовой деятельности, и прежде всего ее общественной стороне, в педагогической литературе написано достаточно много. Труд обладает такими качествами, как постоянство и систематичность. К сожалению, в настоящее время в силу объективных причин исправительным учреждениям становится все более затруднительно организовать общественно-полезный производительный труд среди всех осужденных. А это может вызвать определенную напряженность в среде осужденных, невосполнимые потери в формировании таких качеств, как трудолюбие, добросовестное отношение к труду, потребность вести честный образ жизни, уважение к общественной собственности и т.п.
С первых шагов становления пенитенциарной системы в России обучение осужденных рассматривалось как одно из основных средств их исправления и перевоспитания [3, с. 342]. В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ колонии называются «исправительными», тем самым определяется роль повышения образовательного и культурного уровня в перевоспитании и ресоциализации осужденных в условиях социально-культурной среды пенитенциарного учреждения. В исправительных учреждениях образовательный процесс организуется так, чтобы осужденные имели возможность не только окончить среднюю школу, но и получить начальное профессиональное образование, а при создании определенных условий - и высшее профессиональное образование. Так, в настоящее время осужденные имеют возможность заочно обучаться как в государственных, так и негосударственных высших учебных заведениях.
Для внедрения системы высшего образования в одном из регионов России автором была разработана и реализована на практике образовательная программа «Развитие системы высшего образования в исправительных учреждениях», которая включает в качестве составляющих семь модулей.
I. Целеполагающий модуль:
1.1. Определение назначения программы, ее цели и актуальности.
1.2. Научные основы моделирования оптимальной образовательной системы.
1.3. Определение логики и структуры образовательной программы.
II. Аналитический модуль:
2.1. Характеристика базовой площадки
2.2. Анализ ресурсов вуза для реализации образовательной программы.
III. Диагностический модуль:
3.1. Выявление образовательных мотивов и потребностей осужденных.
3.2. Определение готовности к сотрудничеству и уровня профессионализма преподавателей образовательных учреждений, функционирующих в колонии, для развития партнерских отношений.
3.3. Выявление наклонностей и интересов преподавателей и сотрудников колонии для повышения квалификации в вузе, в том числе к получению высшего образования по специальностям, подготовка по которым осуществляется в исправительном учреждении.
IV. Проектный модуль:
4.1. Анализ современного понимания осужденными избранного направления подготовки.
4.2. Исследовательский проект развития высшего образования в исправительном учреждении (составляется по параметрам проекта: цели, задачи, предмет, объект, методики, этапы и т.п.).
4.3. Моделирование оптимальной образовательной системы и проектирование ее дальнейшего развития.
V. Собственно программный модуль образовательной программы:
5.1. Разработка и апробация содержательного компонента образовательного процесса (учебные планы, рабочие программы и пр.).
5.2. Методическое обеспечение образовательной системы, создание интегративных комплексов, призванных обеспечивать образовательный процесс необходимыми ресурсами.
5.3. Отработка системы управления и координации образовательной деятельности по реализации государственного образовательного стандарта.
VI. Ресурсный модуль:
6.1. Общая оценка возможностей реализации программы.
6.2. План реализации основных блоков (модулей) образовательной программы.
VII. Контрольно-оценочный модуль:
7.1. Контрольно-измерительные материалы для определения уровня и качества образовательной подготовки осужденных.
7.2. Критерии оценки эффективности образовательной системы.
Внедрение образовательной программы осуществлялось в течение семи лет, что позволило включить в образовательную деятельность большое количество осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, создать условия для получения ими высшего образования. В ходе проведенного исследования были определены конкретные группы условий реорганизации образовательной системы исправительного учреждения.
Научно-методические условия, заключающиеся в разработке концепции совершенствования образования осужденных, призванной определить ее развитие в условиях реформирования уголовноисполнительной системы, в решении вопроса об обеспечении образовательной системы пенитенциарного учреждения обоснованной стратегией изменений для достижения результативных целей.
Нормативно-правовые условия, заключающиеся в обеспечении системы образования всеми разрешительными документами, положениями, договорами, необходимой учебной документацией для реализации основных и инновационных образовательных программ.
Психолого-педагогические условия, направленные на личностное саморазвитие осужденных через формирование собственной субъектной позиции, осуществление ценностной жизнедеятельности, осознание и реализацию позитивных ценностных предпочтений как базиса жизненной перспективы, содействие формированию социально значимых мотивов деятельности.
Организационно-педагогические условия, к которым можно отнести способы, обеспечивающие интеграцию потенциала образовательных учреждений и всей инфраструктуры исправительного учреждения как пространства саморазвития и ресоциализации осужденного. К указанному условию относится развитие системы методической работы, содержания и организации управления образовательной системой, комплексного методического обеспечения образовательного процесса. Сюда же включены условия, обеспечивающие эффективную диверсификацию образовательной системы на основе социального партнерства.
Социально-педагогические условия, обеспечивающие социальную и педагогическую поддержку осужденных в обеспечении их права на образование, включения в социально значимую ценностную жизнедеятельность. Данная группа условий направлена, в том числе, на консолидацию нового социального сообщества на основе образовательной деятельности, как одного из адаптивных способов существования осужденных в экстремальной ситуации и снижения стигматизационного напряжения в пенитенциарной среде.
Комплексное преобразование организационной структуры системы образования с целью повышения его качества и доступности, а также устойчивости и конкурентоспособности возможно за счет создания оптимальных организационных структур на основе кооперации образовательных учреждений для более эффективного использования финансовых, материально-технических, кадровых и управленческих ресурсов. Одной из возможных моделей структурного преобразования образовательной системы в пенитенциарных условиях является создание социокультурного образовательного комплекса. Основное предназначение такого комплекса - повышение эффективности функционирования образовательной системы исправительного учреждения путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек, привлечения ресурсов обеспечения образовательного процесса. Такой комплекс позволяет устранять дублирование некоторых функций образовательных учреждений и разных структурных пенитенциарных подразделений, делает их деятельность более целенаправленной и скоординированной. Вместе с тем это способствует объединению усилий всех субъектов исправительно-воспитательного процесса для консолидированного решения проблем, стоящих перед пенитенциарным учреждением в решении задач исправления и ресоциализации личности.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Сборник нормативных правовых актов, закрепляющих права и обязанности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы (по состоянию на май 2007 г.) / сост. С.К. Акимов, О.Б. Лысягин. М., 2007.
2. Там же.
3. Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1923.
1. Sbornik normativnykh pravovykh aktov, zakreplyay-ushchikh prava i obyazannosti osuzhdennykh, ot-byvayushchikh nakazanie v vide lisheniya svobody (po sostoyaniyu na may 2007 g.) / comps. S.K. Akimov, O.B. Lysyagin. M., 2007.
2. Ibid.
3. Poznyshev S.V. Osnovy penitentsiarnoy nauki. M., 1923.