Научная статья на тему 'Образовательная система исправительного учреждения'

Образовательная система исправительного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛЬ / ПОДСИСТЕМЫ / CORRECTIONAL INSTITUTION / CONVICTS / EDUCATION SYSTEM / MODEL / SUBSYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щепкина Нэилэ Каюмовна, Кора Наталия Алексеевна

Актуальность проблемы, заявленной в статье, обусловлена модернизацией системы образования в исправительных учреждениях, которая предполагает существенную диверсификацию системы общего и профессионального образования осужденных. Цель статьи заключается в описании теоретических подходов к разработке модели образовательной системы в условиях исправительного учреждения. Ведущим методом в исследовании данной проблемы является метод моделирования. Дается содержательная характеристика подсистем модели, позволяющих рассмотреть данную проблему как целенаправленный и организованный процесс по конструированию образовательной системы в пенитенциарном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL SYSTEM OF CORRECTIONAL FACILITY

The relevance of the stated problem in the article is caused by the modernization of the correctional institutions education system, which implies significant diversification of convicts’ General and professional education system. The purpose of the article is to describe theoretical approaches to the development of the model of education system in the conditions of the correctional institution. Leading method to the study of this problem is the modeling method.Given the substantial characteristics of the subsystems of this model, allowing to consider the problem as a purposeful and organized process for the design of the educational system in the penitentiary space.

Текст научной работы на тему «Образовательная система исправительного учреждения»

УДК 37.013.8

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Н.К. Щепкина, Н.А. Кора

Аннотация. Актуальность проблемы, заявленной в статье, обусловлена модернизацией системы образования в исправительных учреждениях, которая предполагает существенную диверсификацию системы общего и профессионального образования осужденных. Цель статьи заключается в описании теоретических подходов к разработке модели образовательной системы в условиях исправительного учреждения. Ведущим методом в исследовании данной проблемы является метод моделирования. Дается содержательная характеристика подсистем модели, позволяющих рассмотреть данную проблему как целенаправленный и организованный процесс по конструированию образовательной системы в пенитенциарном пространстве.

Ключевые слова: исправительное учреждение, осужденные, образование, образовательная система, модель, подсистемы.

EDUCATIONAL SYSTEM OF CORRECTIONAL FACILITY

N. S^epkina, N. Kora

Abstract. The relevance of the stated problem in the article is caused by the modernization of the correctional institutions education system, which implies significant diversification of convicts' General and professional education system. The purpose of the article is to describe theoretical approaches to the development of the model of education system in the conditions of the correctional institution. Leading method to the study of this problem is the modeling method.Given the substantial characteristics of the subsystems of this model, allowing to consider the problem as a purposeful and organized process for the design of the educational system in the penitentiary space.

Keywords: correctional institution, convicts, education system, model, subsystems.

Образование осужденных к лишению свободы признано одним из важнейших средств их исправления. В каждом пенитенциарном заведении создаются уникальные

образовательные системы. В педагогической практике накоплен богатый опыт создания различных образовательных систем. Есть определенные отличия функционирующих образовательных систем, и систем, действующих в условиях закрытых учреждений, с изоляцией личности, совершившей уголовно наказуемое преступление.

Образовательная система в пенитенциарных условиях несет ярко выраженную социальную и культурологическую функции, является достаточно сложным конструктом, поскольку через него проявляется влияние всех факторов ресоциализации осужденных [4]. Сложность содержательно-структурных характеристик образовательной системы исправительного учреждения обусловлена тем, что они испытывают порой серьезное негативное влияние криминализированной субкультуры,

складывающейся в среде осужденных.

Системной характеристикой создаваемой и развивающейся образовательной системы является наличие концептуального, структурного и элементного уровней [3]. Каждый уровень включает реализацию конкретных подсистем как собственно образовательной системы, так и определенных инфраструктурных элементов колонии.

Системообразующим выступает

концептуальный уровень, поскольку именно он содержит представления о миссии образования в местах лишения свободы; постановку педагогических целей и задач; учет особенностей пенитенциарной среды; особенности и специфику организации деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и их взаимодействия с сотрудниками пенитенциарного учреждения и др. Этот уровень отражает реализацию методологической подсистемы образовательной системы, включающей цели, задачи, принципы построения образовательного процесса. Методологическим является также гуманистический подход к пониманию образования как социально-значимой

деятельности личности по освоению социокультурных ценностей. Именно поэтому в образовательном процессе педагог опирается на понимание законов развития и саморазвития личности, закономерностей ее социализации.

Образовательные учреждения при колониях наряду с собственно педагогическими задачами ставят и пытаются решить и пенитенциарные задачи:

- обеспечение возможности отбывающим наказание повышать свой образовательный уровень как непосредственно в период нахождения в исправительном учреждении, так и после освобождения путем продолжения профессионального образования;

- снижение конфликтного поведения, социального напряжения в местах лишения свободы и содействие осужденным в подготовке

к социальной реабилитации и ресоциализации после освобождения.

Содержательная подсистема такого уровня ориентирована на разработку и внедрение образовательных программ, учебных программ элективных предметов, использование современных образовательных и

информационно--коммуникативных технологий. Это должно делаться не только для удовлетворения интересов осужденных, но и в плане подготовки их к освобождению, к эффективному вхождению в социум, реабилитации и ресоциализации на свободе. Такое образование должно быть направлено на изменение личностных качеств осужденных, их ценностной системы представлений, мотивацию к самообразованию.

Системообразующим свойством обладает также структурный уровень образовательной системы, поскольку здесь в полной мере обеспечивается реализация закономерных связей его подструктур. К таким подструктурам могут относиться вечерняя общеобразовательная школа, учреждения профессионального образования, комплексы (центры) профессиональной подготовки. Помимо учреждений образования, в социокультурное пространство может входить группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, являющаяся структурным подразделением исправительного учреждения и предназначенная для проведения социальной работы с осужденными. Работа образовательных учреждений в их социально-педагогической составляющей пересекается с целями психосоциальной работы с группами риска: восстановление социальных прав; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений. Образовательные организации тесно взаимодействуют с психологической службой исправительного учреждения, что позволяет эффективней разрабатывать индивидуальные образовательные и воспитательные программы; совершенствовать образовательный процесс на основе социально-психологических и индивидуально-личностных особенностей осужденных. Кроме того, сюда можно интегрировать конфессиональную структуру, которая представлена действующими на территории исправительного учреждения религиозными сообществами.

Организационная подсистема

образовательной системы пенитенциарного учреждения позволяет обеспечить реализацию конституционного права осужденных на получение образования желаемого уровня и профессиональной направленности. Как один из вариантов перспективных организационных

моделей образовательной системы в исправительных колониях можно рассматривать создание интегративных инновационных центров на основе социального партнерства с внешними учреждениями профессионального образования (колледжи, вузы), которые дистанционно могут обеспечить получение осужденным того или иного уровня профессионального образования [5]. Вместе с тем, эти учреждения своими ресурсами могут помочь в проектировании образовательного процесса в колониях с использованием инновационных

образовательных и социально-педагогических технологий, создании материально-технической и учебно-методической базы.

Из инфраструктуры пенитенциарного учреждения можно выделить подпространства, значимые в плане осуществления социокультурной миссии образования, косвенно содействующие созданию комфортной образовательной среды:

- информационное подпространство (банк диагностических методик, образовательных и информационных технологий, академических возможностей учебных заведений, сотрудничающих с колониями и пр.);

- художественно-творческое подпространство (подразумевается организованная художественно-эстетическая среда в пространстве пенитенциарного учреждения с возможностями творческой самореализации осужденных; досуговая сфера, включающая зрелищную, развлекательную, коммуникативную стороны);

- духовно-нравственное подпространство (культивирование ценностей, выполняющих роль нравственных ориентиров и регуляторов; выбор эффективных методик устранения деформаций личности и коррекции социального поведения осужденных);

- бытовое подпространство жизнеобеспечения осужденных, отражающее режимные моменты, условия содержания и т.п.

Элементный уровень модели подразумевает позицию субъектов социокультурного пространства исправительной колонии, частью которого является образовательная система. К таковым можно отнести администрацию и сотрудников исправительного учреждения, педагогов функционирующей в нем системы образования, осужденных, обучающихся в школе или профессиональном училище, их родственников, с которыми поддерживаются связи.

На этом уровне в ходе решения образовательных и пенитенциарных задач немаловажную роль играют взаимоотношения между субъектами. Как показывает опыт,

эффективность диверсификации образовательной системы наблюдается там, где проявляется активная жизненная позиция субъектов, их готовность к инновационным преобразованиям организационной структуры и содержания образовательных комплексов [3]. Для более полного удовлетворения образовательных потребностей осужденных необходимо выстраивать не только отношения сотрудничества между учащимися и педагогами в образовательном процессе, администрацией и сотрудниками колоний, но и партнерские связи с внешними образовательными учреждениями, культурными, общественными и религиозными организациями.

К элементному уровню относится также личностно-психологическая подсистема. Именно она отражает направленность личности в ее устремлениях и действиях к исправлению, приобретению определенных компетенций в рамках получения общего и профессионального образования. Эта подсистема диктует необходимость формирования благоприятного эмоционально-психологического климата как в целом в колонии, так и в образовательном процессе; обеспечивает мотивацию

образовательной деятельности и формирование

эмоционально-ценностных отношений к социально значимым объектам; подразумевает эффективное владение педагогами современными информационно-коммуникативными технологиями.

В заключении отметим, что при проведении структурных преобразований системы образования в этих условиях необходимо учитывать в качестве критериев степень организованности системы, актуализацию и лабильность функций ее элементов [2]. Вместе с тем, при проектировании образовательной системы в конкретных условиях пенитенциарного учреждения следует учитывать личностную направленность образовательной деятельности осужденных, где они приобретают жизненные стратегии и ценностные отношения, что в целом расширяет возможности реализации концепции личностно-ориентированного образования [1]. Таким образом, диверсификацию

образовательной системы в условиях исправительного учреждения следует осуществлять не локальными косметическими преобразованиями, а с опорой на концептуально обоснованное моделирование всех ее подсистем, и их интеграцию в единое социокультурное пенитенциарное пространство.

Литература:

1. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999. - 256 с.

2. Сетров М.И. Степень и высота организации систем / М.И. Сетров // Системные исследования. Ежегодник. - М.: Наука, 1969. - С. 156-168.

3. Щепкина Н.К. Диверсификация системы пенитенциарного образования: монография / Н.К. Щепкина. - Благовещенск: Издательство Амурский государственный университет, 2014. - 312 с.

4. Volov V.T., Volov V.V. Socio-psychological specifics of higher education design of convicts in prisons on the basis of information and communication technologies (2016) International Review of Management and Marketing, 6 (2), pp. 236.

5. Schepkina N.K., Lecite E.Y., Burdukovskaya E.A., Eremeyeva T.S., Alekseyeva L.M. Features of the process model for penitentiary education system diversification (2014) American Journal of Applied Sciences, 11 (7), pp. 1036.

Сведения об авторах:

Щепкина Нэилэ Каюмовна (г. Благовещенск, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета (АмГУ), email: [email protected]

Кора Наталия Алексеевна (г. Благовещенск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета (АмГУ), e-mail: [email protected]

Data about the authors:

N. Schepkina (Blagoveschensk, Russia), doctor of education, professor at the Department of Psychology and Pedagogy of the Amur State University, e-mail: [email protected]

N. Kora (Blagoveschensk, Russia), PhD in psychology, associate professor at the Department of Psychology and Pedagogy of the Amur State University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.