УДК 343.814
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Кечил Д.И.
Тувинский государственный университет, Кызыл
CURRENT ISSUES OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS IN MODERN CONDITIONS
Kechil D.I.
Tuvan State University, Kyzyl
В условиях реформирования уголовно-исправительной системы в числе важнейших комплексных проблем, требующих нового осмысления, выступает проблема организации и проведения с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнительного наказания России, воспитательной работы. Это непосредственно связано с происходящим в исправительных учреждениях процессом гуманизации условий отбывания наказания и приведения их к международным стандартам.
Ключевые слова: уголовно-исполнительный кодекс, правовые отношения, воспитательный процесс, осужденные, исправление осужденных, нормативные акты, уголовно-исполнительная система.
In the context of reforming the penal system among the major complex problems that require new thinking, advocates a problem of organization and holding of convicts serving sentences of imprisonment in correctional facilities Federal Penitentiary Service of Russian Federation, educational work. It is directly related to what happens in the process of humanization of prison conditions for serving the sentence and bring them closer to international standards.
Key words: Penal Code, the legal relations, educational process, convicted, sentenced correction, regulations, criminal-executive system.
Известно, что осужденный, временно изолированный от общества, отрывается от привычной жизненной среды, что существенно снижает его адаптационные способности. При этом, освобождаясь из мест лишения свободы, человек возвращается уже в изменившиеся социально-экономические условия. Незнание новых правил общественной жизни воспринимается им как их отсутствие, или возможность создать свои. Поиски выхода из такой сложной в социально-психологическом плане ситуации часто приводят к совершению новых преступлений. Организация и содержание воспитательной работы с осужденными во время отбывания наказания, их правовое регулирование должно облегчить им решение подобных проблем и способствовать более успешной ресоциализации и адаптации в обществе после освобождения [1].
Как показывает практика, в тех исправительных учреждениях, где воспитательная работа с осужденными осуществляется на низком уровне или формально, неизбежно накапливаются факты противоправного поведения осужденных. Отсутствие позитивного воспитательного воздействия на осужденных со стороны администрации при этом замещается психологическим воздействием со стороны криминально настроенной части осужденных. Соответственно при недостаточном внимании к решению социальных проблем снижается и восприятие осужденными воспитательного воздействия [2].
Оказание помощи в решении социальных проблем осужденных, обеспечение их социальной защиты способствует подготовке их к освобождению, восстановлению и укреплению социально полезных связей, содействию в трудовом и бытовом устройстве после освобождения, а проведение воспитательной работы поможет осужденным принять нормы и правила общежития открытого общества и потребность в их соблюдении.
На протяжении последних лет сохраняется тенденция ухудшения социально-демографической и психолого-педагогической характеристик осужденных. В местах лишения свободы, как правило, отбывают наказание лица педагогически запущенные, с низким уровнем образования, имеющие серьезные нравственные изъяны. Это также подтверждает актуальность комплексного воспитательного воздействия на осужденных в местах лишения свободы [3].
Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы.
На осужденного влияют и обстановка исправительного учреждения (далее - ИУ), и настроение ближайшего социального окружения, и сложившаяся система его отношений с другими осужденными, сотрудниками, близкими родственниками, друзьями, знакомыми, и многое другое. На него непосредственно и опосредствованно в течение суток оказывается влияние большого количества источников воздействия. Практически же они могут частично или полностью нейтральными, если воспитуемый остается лишь объектом воздействия и не становится одновременно субъектом перевоспитания, когда он начинает проявлять соответствующую активность в преобразовании (превращении) собственных природных и социально приобретенных способностей и возможностей в общественно значимые побуждения, поступки, действия. Стремление личности к самосовершенствованию определяется социально-психологической атмосферой в ИУ, всем комплексом воздействующих факторов. Система воспитательного воздействия строится таким образом, чтобы она базировалась на широкой общественно полезной деятельности осужденных, развивала социально значимую активность личности, высокую требовательность к себе, к самоконтролю за нравственным поведением в коллективе и вне него [4].
В науке уголовно-исправительного права и пенитенциарной педагогике исправление рассматривается в качестве результата комплексного воздействия на личность осужденного, которое превращает его в безопасного и для общества человека (нравственное исправление). Вместе с тем степень исправления конкретного осужденного всегда индивидуальна, следовательно, и достижение цели исправления может быть разным. Главное здесь - изменить искаженные нравственные ориентации осужденного, обуславливающие совершение преступлений, на позитивные социально полезные. Поэтому в ч. 1 ст. 9 УИК РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения [5]. Исправление является главной линией уголовно-исполнительного законодательства, на указанном понятии базируется большинство норм УИК РФ.
Основными направлениями воспитательной работы выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ст. 110 УИК РФ) [5].
Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого обществ, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.
Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направленно на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными, как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения [6].
Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой формирование трудовых навыков и умений у осужденных, развитие у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни - единственно правильный приемлемый для них дальнейший путь.
Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направленно не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания наказания [7].
К иным направлениям воспитательного воздействия относится социально-политическое, экономическое, эстетическое, экологическое воспитание.
В реальном процессе перевоспитания часто возникают противоречия между педагогической целесообразностью и правовыми предписаниями. Педагогический процесс творческий, требующий постоянного изменения, совершенствования форм, средств и методов воздействия, а правовая форма явление более консервативная. Правовая норма не может отразить в себе всю индивидуальность личности и многообразие возникающих педагогических ситуаций, она является обобщающим предписанием. Педагогические же решения всегда рассматривают конкретную личность. Они во многом определяются ситуацией, особенностями личности как воспитуемого, так и воспитателя. Взаимное влияние педагогики и права расширяет сферы их положительного воздействия на осужденных и усиливает процесс исправления их личности. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определенны в ст. 110 УИК РФ[5]. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой.
Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. В содержание индивидуальной работы входят: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимся к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к
явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д. [8].
В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе УИС. Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения, который имеет высшее или среднее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Индивидуальная воспитательная работа включает в себя систему целенаправленных психолого-педагогических и режимно-правовых воздействий, применяемых с учетом индивидуальных особенностей личности. Индивидуальную воспитательную работу в ИУ организует начальник отряда. Для ее правильной организации и проведения необходимо предварительное изучение личного дела осужденного, в том числе - с помощью психологических тестов. Индивидуальная работа базируется на индивидуальном подходе. Он предполагает организацию педагогического воздействия на конкретного осужденного, основанного на знании его черт личности и условий жизни. Тогда индивидуальную воспитательную работу можно определить как систему целенаправленного воздействия субъектов на объект - осужденного. Изучение личности осужденного - сложный и длительный процесс, требующий соблюдения следующих педагогических принципов [9]:
- взаимосвязь изучения и воспитания;
- плановость изучения (изучать личность не от случая к случаю, а постоянно по специальной программе);
- целенаправленность изучения (почему один испытывает напряженность, другой не хочет учиться и т.д.);
- непрерывность и преемственность изучения;
- всесторонность изучения;
- изучение личности в развитии;
- взаимопроверка сведений о конкретной личности.
Организация воспитательного процесса с осужденными их перевоспитание требует значительных усилий со стороны сотрудников учреждения участвующих в этом процессе. Существует необходимость применения особого подхода к преодолению внутреннего сопротивления воспитуемых. Главный признак личности преступившей закон - это резкое негативное отношение к воспитательным воздействиям, стойкое внутреннее сопротивление им. Не редко у осужденного такое сочетание отрицательных качеств личности, дисгармоническое развитие черт характера, которые при наличии негативизма и внутреннего сопротивления составляют огромную трудность в их перестройке. В структуру личности осужденного входят: прочные криминальные или антисоциальные установки, привычки антиобщественного поведения, неадекватная защитная доминанта, не восприимчивость к воспитательным воздействиям, неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, отягощение отрицательных черт личности психическими аномалиями, а так же сдвиги в структуре личности (заострение черт характера, возникновение различных «комплексов» сверх ценности своего «я» или своей неполноценности) [6].
Причины сложности воспитания осужденных весьма многообразны.
Нередко их видят в детской безнадзорности, недостатке семейного воспитания, отрицательном влиянии улицы, микросреды и т.п.
В исправительных учреждениях для проведения воспитательной работы создана материально-техническая база (клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др.), есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение, воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных. Кроме того, участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении их степени исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч. 2 ст.109 УИК РФ). Уголовно-исправительным законодательством (ч. 2 ст. 110 УИК РФ) закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных [5].
В процессе воспитательной работы с осужденными используются различные психолого-педагогические методы: убеждения (разъяснение, поучение, наставление, доказательство, опровержение, пример); организации поведения (требование, показ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение); торможения отрицательного поведения (внушение, осуждение, порицание, предупреждение, наказание); стимулирования положительного поведения (похвала, одобрение, доверие, поощрение, организация перспективы).
Утвержденная 14 октября 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1772-р Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее — Концепция) предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года [10].
В сфере социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными Концепцией предусматривается создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению («социальные лифты»), включающей совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения.
Система «социальных лифтов» представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев.
Целями применения системы стимулов являются социализация осужденного, профилактика рецидивной преступности и создание условий для позитивного формирования личности.
Основные задачи:
мотивация осужденного к законопослушному образу жизни;
обеспечение прозрачности процесса изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения и условий отбывания наказания осужденными;
дифференциация осужденных по их уголовно-правовой, социально-педагогической, психологической и медицинской характеристике.
Критерии оценки поведения осужденного подразделяются на два вида:
Основным критерием оценки поведения осужденного является соблюдение им порядка отбытия наказания.
Помимо этого, при определении условий отбытия наказания оценивается:
а) стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и инициативные меры к ресоциализации
б) иные события и действия, свидетельствующие об активной позитивной позиции осужденного.
В основе каждого критерия исправления осужденного лежит система основных отношений, проявляющихся в совокупности поступков и действий. Это отношения: к окружающему миру, к общественно полезному труду (честное или не честное), к коллективу, его интересам, коллективной деятельности, к другим людям (к старшим, младшим, равным по положению, жене, детям, родителям, знакомым и не знакомым людям, эгоистическое или альтруистическое, пренебрежительное или уважительное, гуманное или жестокое), совершенному преступлению и назначенному судом наказанию (раскаялся или нет, признает наказание справедливым или считает его не справедливым), к российским законам, в том числе отношение к требованиям режима отбывания наказания, к самому себе, своим личным качествам, своему прошлому, настоящему и будущему (самокритичное или не самокритичное, есть ли устойчивое стремление к самовоспитанию, какова цель дальнейшей жизни), к основным средствам исправления и перевоспитания (добросовестное или не добросовестное, активное или пассивное).
В ФКУ ИК-1 УФСИН России по республике Тыва отбывают наказание осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В учреждении есть жилая и производственная зона. Воспитательную работу с осужденными осуществляют сотрудники отдела по воспитательной работе с осужденными [11].
Организация воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в учреждении осуществляются согласно регламентирующих документов: Приказа № 259 МЮ РФ от 30.12.2005 года, Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года и другими нормативно-правовыми актами [10]. Воспитательный процесс в учреждении строится на основе направлений воспитательной работы прописанной в УИК РФ. В воспитательном процессе администрацией ИУ уделяется внимание культурному, духовному и физическому воспитанию осужденных с привлечением общественности. В выходные и праздничные дни, в целях активной занятости осужденных, проводятся культурно-массовые мероприятия, соревнования, спартакиады по различным видам спорта.
В целях внедрения передового опыта работы в отделе воспитательной работы с осужденными, развития у них правопослушного поведения, укрепления режима, соблюдения законности, поддержания социально-полезных связей осужденных с близкими родственниками ежегодно несколько раз в году проводится «День Милосердия».
В системе социально-правовых занятий с осужденными проводятся лекции по подаче ходатайств на помилование, у осужденных небольшой и средней тяжести отбираются
расписки об ознакомлении с правилами подачи ходатайства на помилование. Необходимая информация по помилованию размещена на стендах с наглядной агитацией в жилых отрядах.
Для усиления направленности труда, общеобразовательного и профессионального обучения в колонии девствует общеобразовательная вечерняя школа № 2 и производственно-техническое училище № 304, в которых осужденные по желанию приобретают гражданские специальности необходимые после освобождения (мастер столярного и мебельного производства, тракторист машинист с\х производства, электросварщик ручной сварки, каменщик, изготовитель художественных изделий из дерева, машинист (кочегар) котельной) [12].
В школе учреждения оборудована библиотека учреждения, также пополнен книжный фонд библиотеки (художественная литература, журналы и местная периодическая печать) из библиотеки им. Горького г. Кызыла [13].
В целях обеспечения свободы совести, и свободы вероисповедания осужденных, а так же для удовлетворения духовных потребностей в ИК-1 функционирует буддийский храм, заканчивается строительство православной часовни. В исправительных учреждениях заключены соглашения о сотрудничестве со Свято-Троицкой церковью г. Кызыла, а так же с Централизованной религиозной организацией «Объединение буддистов Тувы» [14].
Разработаны аттестационные листы оценки поведения осужденных по применению системы «социальных лифтов». В отрядах жилой и производственной зоны размещена наглядная агитация по применению системы «социальных лифтов».
Во исполнение положений Концепции развития УИС и в рамках подписанного Соглашения о сотрудничестве с Агентством занятости населения Республики Тыва с целью внедрения современных технологий социальной помощи, защиты и поддержки в отношении наиболее уязвимых категорий осужденных, а также конкретной личности на всех этапах отбывания наказания [15].
Таким образом, воспитательный процесс в ИУ трудный вид педагогической деятельности, который включает в себя некоторые относительно самостоятельные, хотя и взаимосвязанные элементы: изучение личности осужденного, выбор средств, способов и форм воздействия на него, их реализацию, контроль за результатами.
Стремление сделать вывод об исправлении осужденного на основе лишь отдельных критериев может привести к грубым ошибкам. Поэтому практические работники должны оценивать степень исправленности осужденного по как можно большему числу критериев перевоспитания. Оценивать поведение осужденного как примерное надо учитывая активность его в поддержании дисциплины среди осужденных, помощь администрации в укреплении режима отбывания наказания и если у осужденного возникло и упрочилась потребность в самовоспитании и самообразовании, выработалась привычка честно трудиться, он психологически, нравственно и практически подготовлен к преодолению тех трудностей, с которыми может встретиться после освобождения.
Библиографический список
1. Чепунов, О.И.; Минаев А.В.. Правовое регулирование и становление уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Москва: // «Закон и право». Издательство «Юнити-Дана», 2014, № 9, - С. 17-23
2. Минаев, А.В.; Дубровский, О.Н. Криминология (учебное пособие). - Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина»», 2011, - 244 с.
3. Минаев, А.В.; Кечил, Д.И.; Чепунов, О.И. Уголовно-исполнительное право (учебное пособие). Кызыл: Редакционно-издательский отдел ТувГУ, 2014, - 378 с.
4. Алексеев, В.И. Российская пенитенциарная политика в середине XIX - начале XX в. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. № 5. С. 29 - 32.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1 -ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - М.: АО Консультант-Плюс, 1992.
6. Методические рекомендации по индивидуальной воспитательной работе с осужденными в отрядном звене: ОВРО УИН, 2004, СВ. Виноградов, ст.1-3 Уголовно-исполнительное право: Пособие для сдачи экзамена /под ред.С.М. Зубарева - М.: Юрайт - Издат, 2004, ст.165-170
7. Ткачевский, Ю.М. Российская прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. - М.: Городец, 2007. - 240 с.
8. Сборник нормативных документов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИУ-М.: Права человека, 2000 ст. 30-42
9. Уголовно-исполнительное право России: учебник / А.П. Алешина, В.М. Анисимков, Н.В. Желоков и др.; под ред. П.Е. Конегера, М.С. Рыбака. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010 - 624 с.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - М.: АО Консультант-Плюс, 1992.
11. Материалы архива ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ № 1 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА».
12. Минаев, А.В. Развитие уголовно-исполнительной системы в Республике Тыва на современном этапе. Самара: // «Аспирантский вестник Поволжья». Изд-во: Самарский государственный университет, 2014, №3-4, -С.65-67
13. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 05.04.2013) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - М.: АО Консультант-Плюс, 1992.
14. Минаев, А. В., Серен-Чимит, К. К. Историко-правовое значение исполнения уголовного наказания в Туве в конце XIX и в начале XX века // Концепт. - 2015. - Современные научные исследования. Выпуск 3. - ART 85037. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85037.htm. - ISSN 2304-120X.
15. Минаев, А. В., Серен-Чимит, К.К. Перепрофилирование образовательного процесса осужденных как индикатор развития Республики Тыва // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по материалам XLIX-L междунар. науч.-практ. конф. № 5-6 (47). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. - С.129-135.
Bibliograficheskiy spisok
1. Chepunov, O.I.; Minaev, A.V. Pravovoe regulirovanie i stanovlenie ugolovno-ispolnitelnoy sistemyi Rossiyskoy Federatsii. Moskva: // «Zakon i pravo». Izdatelstvo «YUniti-Dana», 2014, № 9, - S. 17-23
2. Minaev, A.V.; Dubrovskiy, O.N. Kriminologiya (uchebnoe posobie). Abakan: OOO «Knijnoe izdatelstvo «Brigantina»», 2011, - 244 str.
3. Minaev, A.V.; Kechil, D.I.; CHepunov, O.I. Ugolovno-ispolnitelnoe pravo (uchebnoe posobie). Kyizyil: Redaktsionno-izdatelskiy otdel TuvGU, 2014, - 378 str.
4. Alekseev, V.I. Rossiyskaya penitentsiarnaya politika v seredine XIX - nachale XX v. // Ugolovno-ispolnitelnaya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2010. N 5. S. 29 - 32.
5. Ugolovno-ispolnitelnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 08.01.1997 № 1-FZ (red. ot 03.02.2014) // Konsultant Plyus: sprav. pravovaya sistema. - Versiya Prof, setevaya. - Elektron. dan. - M.: AO Konsultant-Plyus, 1992.
6. Metodicheskie rekomendatsii po individualnoy vospitatelnoy rabote s osujdennyimi v otryadnom zvene.: OVRO UIN, 2004, SV. Vinogradov, st.1-3 Ugolovno-ispolnitelnoe pravo: Posobie dlya sdachi ekzamena-M.: YUrayt -Izdat, 2004, Pod red.S.M. Zubareva st.165-170
7. Tkachevskiy, YU.M. Rossiyskaya progressivnaya sistema ispolneniya ugolovnyih nakazaniy. M.: Gorodets, 2007. -240 s.
8. Sbornik normativnyih dokumentov i metodicheskih rekomendatsiy po organizatsii vospitatelnoy rabotyi s osujdennyimi v IU-M.: Prava cheloveka, 2000 st.30-42
9. Ugolovno-ispolnitelnoe pravo Rossii: uchebnik / A.P. Aleshina, V.M. Anisimkov, N.V. Jelokov i dr.; pod red. P.E. Konegera, M.S. Ryibaka. Saratov: Ay Pi Er Media, 2010. 624 s.
10. Rasporyajenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 14.10.2010 № 1772-r (red. ot 31.05.2012) «Ob utverjdenii Kontseptsii razvitiya ugolovno-ispolnitelnoy sistemyi Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda» // Konsultant Plyus: sprav. pravovaya sistema. - Versiya Prof, setevaya. - Elektron. dan. - M.: AO Konsultant-Plyus, 1992.
11. Materialyi arhiva FEDERALNOGO KAZENNOGO UCHREJDENIYA «ISPRAVITELNAYA KOLONIYA № 1 UPRAVLENIYA FEDERALNOY SLUJBYI ISPOLNENIYA NAKAZANIY PO RESPUBLIKE TYIVA».
12. Minaev, A.V. Razvitie ugolovno-ispolnitelnoy sistemyi v Respublike Tyiva na sovremennom etape. Samara: // «Aspirantskiy vestnik Povoljya». Izd-vo: Samarskiy gosudarstvennyiy universitet, 2014, №3-4, - S.65-67
13. Zakon Rossiyskoy Federatsii ot 21.07.1993 № 5473-1 (red. ot 05.04.2013) «Ob uchrejdeniyah i organah, ispolnyayuschih ugolovnyie nakazaniya v vide lisheniya svobodyi // Konsultant Plyus: sprav. pravovaya sistema. -Versiya Prof, setevaya. - Elektron. dan. - M.: AO Konsultant-Plyus, 1992.
14. Minaev, A. V., Seren-CHimit, K. K. Istoriko-pravovoe znachenie ispolneniya ugolovnogo nakazaniya v Tuve v kontse XIX i v nachale XX veka // Kontsept. - 2015. - Sovremennyie nauchnyie issledovaniya. Vyipusk 3. - ART 85037. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85037.htm. - ISSN 2304-120X.
15. Minaev, A. V., Seren-CHimit, K.K. Pereprofilirovanie obrazovatelnogo protsessa osujdennyih kak indikator razvitiya Respubliki Tyiva.// Voprosyi sovremennoy yurisprudentsii: sb. st. po materialam XLIX-L mejdunar. nauch.-prakt. konf. № 5-6 (47). Novosibirsk: Izd. «SibAK», 2015. - S.129-135.
Кечил Дмитрий Иванович - старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса юридического факультета Тувинского государственного университета, кандидат психологических наук, начальник отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Тыва, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Kechil Dmitri - senior lecturer of the Department of Criminal Law and Procedure, Law Faculty of Tuvan State University, candidate of Psychology, chief of detachment Department of educational work with convicted PKU IR-1 Russian Federal Penitentiary Service for the Republic of Tyva, Kyzyl, E-mail: dkechil@mail .ru