Научная статья на тему 'Проектирование новых форматов научно-методического обеспечения ДОО на основе управления профессиональными знаниями педагогов в условиях внедрения ФГОС'

Проектирование новых форматов научно-методического обеспечения ДОО на основе управления профессиональными знаниями педагогов в условиях внедрения ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова О. Г., Хмелева И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование новых форматов научно-методического обеспечения ДОО на основе управления профессиональными знаниями педагогов в условиях внедрения ФГОС»

воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки. Важно учиться управлять знаниями конфликтующих сторон, обеспечивающими их взаимодействие. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Управление знаниями сотрудников образовательной организации о конфликтах является одной из важнейших функций руководителя, ибо он должен разрешать возникшую проблему всеми доступными ему средствами, что определяет эффективность управления конфликтом, создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 278-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми: учеб. пособие. - М.: Москов. психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЕК, 2012.

3. Морозов А. В. Деловая психология: учеб. - СПб.: Союз, 2007.

4. Панферов В. Н. Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2009.

5. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека; Российская акад. наук, Ин-т психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2013.

О. Г. Жукова, И. Н. Хмелева

Проектирование новых форматов научно-методического обеспечения ДОО на основе управления профессиональными знаниями педагогов в условиях внедрения ФГОС

С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим проектирование новых форматов научно-методического обеспечения ДОО приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает

усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.

В связи с этим основная задача дошкольных учреждений - создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.

Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.

Ведущими критериями оценки проектирования педагогического процесса является готовность каждого специалиста к созданию следующих условий:

- для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;

- для реализации целей образовательного процесса;

- для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.

Необходимо оценивать также и соответствие содержания деятельности воспитателей:

- социальному заказу государства к данному типу учреждения;

- социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов);

- включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.

Наиболее эффективно достичь желаемого результата возможно с помощью технологии управления знаниями.

Управление знаниями - одна из самых популярных технологий современного организационного менеджмента. В ходе управления знаниями мы сознательно создаем, структурируем и используем базу повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников.

Существует множество определений понятия «управление знаниями», приведем лишь несколько примеров.

«Управление знаниями - это процесс извлечения, распространения и эффективного использования знаний» (Davenport, 1994).

«Управление знаниями - это такое управлений организацией, которое нацелено по постоянное обновление базы организационных знаний; это, в числе прочего, подразумевает создание соответству-

ющих организационных структур, фасилитацию для сотрудников и использование таких IT-инструментов, которые делают акцент на командной работе и обмене знаниями» (T. Bertels).

«Управление знаниями - это концепция, в рамках которой информация превращается в действенные знания и легко, в удобной форме поставляется тем сотрудникам, которые могут эти знания использовать» (Information Week, 2003).

Исходя из этого, выделяем задачи управления знаниями в системе научно-методического обеспечения ДОО на новом этапе:

- моделирование и проектирование основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО;

- создание развивающей образовательной среды в ДОО, которая позволит реализовать достижения нового качества образования;

- формирование в ДОО коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе;

- способствование развитию профессиональных компетентно-стей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий;

- повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в опытно-экспериментальной деятельности.

Одной из важнейших задач педагогического коллектива является поиск путей по обновлению профессиональных знаний и управления научно-методическим обеспечением работы с детьми в ДОО. Обучение ребенка-дошкольника в первую очередь должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии.

Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Мы рассматриваем музейную педагогику не только как взаимодействие музея и ребенка, но и как инновационную технологию формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье, городу, стране воспитанников в условиях ДОО.

В ходе реализации данной технологии на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных средств передачи информации, происходит активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОО средств музееведения и музейной педагогики, создание в МБДОУ

музейно-образовательного пространства, центрами которого являются интерактивные мини-музеи социально-коммуникативного направления.

Назначение создаваемых интерактиных мини-музеев - вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей.

Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде уверенно и спокойно. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами. Потенциал музейной педагогики для воспитания и развития личности ребенка-дошкольника реализуется через функции мини-музея: информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. В работе мини-музея детского сада можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к семье, городу, родной стране необходимо учитывать следующие принципы: наглядность; доступность; динамичность; содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность); обязательное сочетание предметного мира музея с основной образовательной программой ДОО; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями; гуманизм (экспонаты должны формировать у дошкольников уважительное отношение и чувство принадлежности к семье, городу, родной стране); поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии; активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражение полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй); подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Кроме того, мы сделали один из основных акцентов в организации интерактивного мини-музея в ДОО на то, что детям нужен музей, в котором экспонаты будут доступны, где можно будет потрогать их, где ребенку будет предоставлена возможность «погрузиться» в неведомый мир, где он может самостоятельно создать экспонат для музея, рассказать его историю.

Необходимо отметить, что результат управления знаниями педагогов, к которому мы стремимся, соответствует следующим параметрам:

1) осознанная готовность педагогов ДОО к реализации новых форм научно-методического обеспечения образовательных стандартов;

2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования;

3) повышение профессиональной компетентности педагогов;

4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;

5) самореализация педагога в профессиональной деятельности.

Основная идея состоит в том, чтобы включить мини-музеи в качестве полноправного объекта в образовательный и воспитательный процессы дошкольного образовательного учреждения, используя их потенциальные возможности, обогатить их новыми формами и методами, средствами, программами, придать их работе новый импульс.

Новизна этого проекта состоит в управлении знаниями педагогов по овладению педагогической системой включения в воспитательный процесс современного детского сада музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических интерактивных технологий, создания системы приобщения ребенка к музейной культуре, создания новых условий для творческого развития детей, расширения воспитательной среды современного детского сада, создания эмоционально насыщенной и развивающей среды обитания воспитанников.

В процессе реализации проекта осуществляется опытно-экспериментальная работа по выработке у педагогов таких общекультурных компетенций, как способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.

Управление знаниями позволит активно формировать профессиональные компетенции педагогов в области педагогической деятельности: способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

Будут сформированы профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности: способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности, выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

Осуществление опытно-экспериментальной работы позволяет расширить образовательное пространство детского сада. С учетом требований ФГОС ДО проблема организации научно-методического сопровождения педагогов, управления знаниями на сегодняшний день становится все более актуальной. Изменения требований к образованию влечет за собой и изменения, которые сегодня формируются в связи с активным внедрением требований ФГОС ДО в профессиональную деятельность каждого педагога.

Список литературы

1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. -СПб.: Детство-Пресс, 20011. - 112 с.

2. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания // Справочник старшего воспитателя. - 2013. - № 2. - С. 32-37.

3. Битютская Н.П. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. - Волгоград: Учитель, 2013. - 207 с.

4. Кибирева И.В. Музейная деятельность в воспитании учащихся // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - №2. - С. 10-16.

5. Майер А. А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ: учеб.-метод. пособие. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 176 с.

6. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.

7. Реброва В.И. Проектная деятельность в образовательной практике современного детского сада // Детский сад будущего - галерея творческих проектов. - СПб.: Галерея проектов. - 2012. - № 1. - С. 28.

8. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты / авт.-сост. Н.П. Битютская. - Волгоград: Учитель, 2013. - 207 с.

А. В. Казанникова, Т. О. Петрова, С. Ю. Силина

Инновационная деятельность как методологический ресурс нового знания в формировании профессиональных компетенций педагога

Развитие инновационной педагогики дошкольного образования связано с требованиями Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 20, п. 1, п. 3) и внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования в практику работы системы дошкольного образования, которая получила статусность в общей системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.