- признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и по-познавательного развития обучающихся;
- учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [1].
Системно-деятельностный подход в управлении знаниями помогает решить важную образовательную задачу современности -развитие детей, формирование активных личностей и компетентных педагогов-профессионалов.
Таким образом, системно-деятельностный подход в управлении знаниями способен обеспечивать стабильное функционирование ДОО, её развитие в соответствии с требованиями информационного общества.
Список литературы
1. Жилина А.И. Требования ФГОС к развитию интеллекта, мышления и личности обучающегося // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. - Т. 3. Педагогика. - 2016. - №2. - С. 170-181.
2. Петерсон Л.Г., Абдулина Л.Э., Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 5: учеб.-метод. пособие // Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании. - М.: Пед. о-во России, 2014. - 112 с.
3. Системно-деятельностный подход в обучении. - URL: http://chel-siao.narod.ru
4. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. - URL: http://school1884.ru
О. Г. Жукова
Музейная педагогика в системе управления знаниями субъектов образования ДОО по истории
Северо-Западного региона в условиях реализации ФГОС
Северо-Западный регион - один из небольших по площади регионов Российской Федерации [2]. Он расположен на северо-западе европейской части страны и занимает площадь примерно 200 тыс. км2, что составляет 1,2 % от всей ее территории. В состав входят Ленинградская, Псковская и Новгородская области и город Санкт-Петербург. На севере регион граничит с Финляндией и Республикой Карелия, на востоке с Вологодской областью, на юге большей частью граничит с Тверской областью и немного со Смоленской, на востоке - с Белоруссией, Латвией и Эстонией.
Регион расположен на западе Восточно-Европейской равнины и находится вблизи основных торговых путей. Благодаря своему прибалтийскому расположению Северо-Запад стал для своей страны «окном в Европу», как и хотел того Петр I.
Самой яркой чертой района является несоответствие между его скромной территорией и удаленным от центра страны положением, с одной стороны, и его исторической, культурной ролью, с другой стороны. Немаловажное значение в развитии региона сыграл Санкт-Петербург - бывшая столица царской России. Здесь сосредоточивалась культурная и политическая жизнь страны. Сейчас Санкт-Петербург является вторым по величине и важности городом после Москвы, и до сих пор считается культурной столицей. Так что удаленность региона от центра страны и его близость к западу, наоборот, положительно повлияло на его развитие и значимость для страны в целом [2].
У региона очень богатая история и культура. Осталось много исторических памятников со времен царской России. Естественно, все сначала едут в Санкт-Петербург смотреть Эрмитаж, Петропавловскую крепость, Исаакиевский и Казанский соборы, Кунсткамеру, Русский и другие музеи, дворцы королей и придворных, парки, памятники, многочисленные соборы, церкви и часовенки. Не менее интересны и пригороды Санкт-Петербурга: такие дворцовые комплексы, как Гатчина, Петергоф, Ораниенбаум, Пушкин, Павловск, Выборг.
Высоким уровнем сохранности историко-градостроительной среды отличаются 24 города, при этом только семь городов - Великий Устюг, Гатчина, Старая Русса, Печоры, Павловск, Петродворец и Пушкин - отличаются самым ценным историко-культурным наследием и высоким уровнем сохранности исторической среды.
В Северо-Западной России народные промыслы сложились, в первую очередь, на базе местного льна. Наибольшей известностью пользуются вологодское кружево и крестецкий строчевышивальный промысел. Особое место среди народных промыслов СевероЗападной России занимает резьба по кости и мезенская, или пала-щельская роспись.
Санкт-Петербург является не только культурной, но и туристской столицей России, имеющей обилие исторических архитектурных ансамблей, памятников и музеев.
В Ленинградской области образовательная функция мини-музея для воспитания детей и взрослых на основе нового для них знания о своём крае приобретает особую значимость и ценность. Новую динамику развития мини-музеев в ХХ! в. определяет высокая востребованность нового знания ценностного и информационного потенциала Северо-Западного региона [2].
Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем новым знанием, которое она даёт педагогам, родителям и детям, тем методологическим инструментарием, который позволяет воспитателям осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус.
В дошкольных образовательных организациях Ленинградской области создано особое пространство, где педагоги осуществляют управление знаниями всех субъектов дошкольной образовательной практики, реализуют специальные образовательные, экскурсионные программы, апробируют музейные технологии, проводят мониторинги.
Создание мини-музеев в детских садах на сегодняшний день очень актуально [5]. Это связано, во-первых, с тем, что многие сельские ДОО в регионе удалены территориально от центра, где находится большое количество музеев; во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано далеко ездить, чтобы посещать такие учреждения, и поэтому родители не ездят с детьми на такие экскурсии.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их мини-музеями. Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды -участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок -лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей -результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музей расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире. Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н.Г. Макарова, 1987, Т.А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А.Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С.В. Пшеничная, 2000). Основная цель музейной педагогики - приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Вместе с тем на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную методологию управления знаниями [4]. Назначение создаваемых мини-музеев - вовлечь детей в дея-
тельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, они более свободно оперируют образами.
Почему же музейная педагогика прочно входит в музеи, в школу, дошкольные образовательные учреждения?
Дело в том, что музейно-образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения маленького человека к мировому и отечественному культурному знанию, наследию. А это, в свою очередь, способствует формированию патриотических чувств, развитию духовности, художественного вкуса, становлению гармонично и всесторонне развитой личности. Все это возможно с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также всех тех предметов, которые окружают ребенка в его повседневной жизни.
В то же время образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. «Добрый», «хороший», «милый» -вот и все эпитеты, которыми дети могут охарактеризовать какого-нибудь героя [1].
А во время знакомства с произведением искусства в музее, погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, в таких условиях происходит управление знаниями [4]. Управление знаниями в условиях музейной педагогики позволяет решать основную педагогическую проблему, а именно: учить детей так, чтобы появился интерес, желание учиться; развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаться через музей к истории родного края, города, села, семьи. Посредством музейной педагогики воспитанники ДОО лучше социализируются, у них формируются качества личности высоконравственного гражданина, патриота своей отчизны.
Управление знаниями в условиях музейной педагогики позволяет, активизировать поисковую и исследовательскую деятельность воспитанников и обучающихся. В то время, как у многих молодых людей изменилось отношение к истории, отсутствуют гражданская позиция и чувство национальной гордости, необходимо воспитывать у школьников интерес и стремление изучать прошлое родного края.
Управление знаниями как одно из направлений деятельности музея становится всё более привычным в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-
краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.
Управление знаниями в условиях музейной педагогики дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на детей;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
-попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные занятия, исследовательскую работу в интерактивном музее детского сада и школе.
Цель музейной педагогики - создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность интерактивного музея [5].
Задачи музейной педагогики:
- воспитание любви к детскому саду, школе, уважения к педагогам детского сада и школы;
- воспитание любви к родному краю и людям, заботящихся о его процветании;
- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- развитие творческих и организаторских способностей,
- предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога.
Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н.Г. Макарова, Т.А. Алешина); социокультурное пространство российской провинции (А.Л. Филатова); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С.В. Пшеничная). Введение музея в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно меняющемся мире, но и быть субъектом про-
исходящих к нем социокультурных преобразований. Утверждение, что музеи способствуют формированию творческой личности на основе знаний, подчеркивает и то, что именно в музейной среде сочетается внешний, отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями.
Организация мини-музеев в дошкольных образовательных организациях может стать эффективным средством реализации требований ФГОС ДО [1]. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу угла ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения. Потенциал музейной педагогики для воспитания и развития личности ребенка-дошкольника реализуется через функции мини - музея: информативно-знаниевую, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую.
Важнейшей составляющей ФГОС ДО является введение детей дошкольного возраста в мир культуры.
Актуальность использования музейной педагогики в ДОО заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализо-вывать Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Новое знание, полученное детьми в условиях музейной педагогики, позволяет достигать поставленных ФГОС целей: овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями. Успехи воспитательной деятельности связаны прежде всего с тем, насколько профессионально владеет педагог знаниями и умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности, т. е. управлять знаниями. Характер педагогической деятельности постоянно ставит воспитателя в ситуации проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска детей.
В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал воспитания и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребенка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического воздействия, повышение
качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения - главной цели современной дошкольной педагогики, выполняющей социальный заказ общества [1].
Музейная педагогика обладает рядом потенциальных возможностей и преимуществ в воспитании детей дошкольного возраста. Она является одной из форм, позволяющих восполнить пробелы в знании и воспитании, решить множество проблем в образовании и усилить практико-ориентированную составляющую познавательного процесса, реализовать образовательную, воспитательную, развивающую, социокультурную функции современного детского сада. Музейной педагогике в последнее время уделяется все больше внимания в теории и практике дошкольного образования Ленинградской области. Она позволяет интегрировать возможности мини-музея в непосредственно образовательную и самостоятельную деятельность, активизировать поисковую и исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста, обеспечивает нравственно-волевое, патриотическое воспитание личности детей дошкольного возраста.
Отличительной чертой взаимодействия взрослого и ребенка в условиях музейной педагогики является добровольное участие и возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы [5].
В детских садах Выборгского, Всеволожского, Лужского, Гатчинского и других районов Ленинградской области обучение и воспитание детей осуществляется в форме экскурсий, занятий в мини-музеях разнообразной тематики. Примерами могут служить такие мини-музеи, как «Чудо-дерево», где идёт освоение разнообразия окружающей природы, усвоение знаний и привычек бережного отношения к природе; «Город мастеров» - знакомство с творчеством мастеров-родителей на своей территории; «Лучший друг» - о роли животных (в т. ч. собак) в жизни человека; мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, о роли книги в жизни человека; «Игрушки-забавы» - экспонаты, привлекающие внимание: куклы, машинки, фигурки животных и др.; «Мой родной город» - новое знание об истории города, его интересных местах, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; «Наша родина - Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Мини-музей театрального костюма - о том, как менялись театральные костюмы, дети фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки. Картинная галерея - развитие
знаний о мире искусства, выработка умения рассматривать художественные произведения, составлять рассказ по картине; мини-музей природы - знание о необычных, редких объектах живой и неживой природы, разнообразных изделиях из природного материала [5].
Все мини-музеи способствуют развитию речи, формируют представления об историческом времени, связи со своими предками; обеспечивают развитие мышления и речи, предоставляют условия как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе: сочинение сценариев, сказок; выражение себя с помощью средств искусства и др. Таким образом, мини-музеи решают главную задачу: полноценное, гармоничное развитие дошкольников в ДОО в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО - заложить основы творческих способностей, привить художественный вкус, научить творчески воспринимать достижения народной культуры. Неисчерпаемым потенциалом в этом отношении является последовательное приобщение дошкольников к мировому наследию, историческому и культурному наследию Северо-Западного региона России.
Резюмируя вышесказанное, напомним слова Л.С. Выготского: «Воспитывать - значит организовать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети». Добавим, что правильная жизнь полна радости, приключений, больших и маленьких событий, создающих ощущение полноты переживания «сейчас», ярких воспоминаний от «вчера» и радостного ожидания «завтра» [5].
Список литературы
1. Вербенец А.М. Музейно-педагогические технологии в дошкольном образовании: проблемы и направления развития // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации: сб. науч. ст. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - С. 208-215.
2. Википедия - свободная интернет-энциклопедия. - иКЬ: Иир://ги. wikipedia.org
3. Морозова Н А., Мельникова О.В. Музейная педагогика. - М.: Сфера,
2006.
4. Жилина А.И. Управление знаниями - новая методология профессионального развития кадрового потенциала системы образования в регионе // XIX Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 21-22 апр. 2015 г. Т. II. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - С. 167-171.
5. Жукова О.Г., Хмелева И.Н. Музейная педагогика в дошкольной образовательной организации: учеб.-метод. пособие. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - 120 с.
6. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова И. А. Мини-музей в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2008.