Научная статья на тему 'Проектирование комплекса интегрированной логистической поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции'

Проектирование комплекса интегрированной логистической поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1424
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / THE INTEGRATED LOGISTIC SUPPORT (ILS) / LIFE CYCLE / CORPORATE INFORMATION SYSTEM / SOFTWARE PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бром Алла Ефимовна

Проблема интегрированной логистической поддержки наукоемкой продукции, удовлетворяющей требованиям международных стандартов, приобрела особую актуальность в последние годы. Наличие качественного информационного обеспечения является необходимым условием конкурентоспособности продукции авиа и тяжелого машиностроения. В этой связи многие российские компании вынуждены создавать новые элементы инфраструктуры, вплоть до создания отдельных структурных подразделений по организации и автоматизации процессов жизненного цикла продукции. В статье рассмотрены требования к такой инфраструктуре, представлен обзор базовых программных продуктов для создания системы логистической поддержки на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бром Алла Ефимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF THE COMPLEX INTEGRATED LOGISTIC SUPPORT OF LIFE CYCLE FOR TECHNICAL PRODUCTS

The problem of the integrated logistic support meeting requirements of the international standards gained special relevance in recent years. Existence of qualitative information support is a necessary condition of competitiveness of an aircraft industry and heavy mechanical engineering. In this regard many Russian companies are compelled to create new elements of infrastructure, up to creation of separate structural divisions on the organization and automation of processes of life cycle of production. In article requirements to such infrastructure are considered, the review of basic software products for creation of system of logistic support at the enterprise is submitted.

Текст научной работы на тему «Проектирование комплекса интегрированной логистической поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции»

УДК: 658 ББК: 32.97-018.2

Бром А.Е.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ

Brom A.E.

DESIGN OF THE COMPLEX INTEGRATED LOGISTIC SUPPORT OF LIFE CYCLE

FOR TECHNICAL PRODUCTS

Ключевые слова: интегрированная логистическая поддержка, жизненный цикл, корпоративная информационная система, программный продукт.

Keywords: the integrated logistic support (ILS), life cycle, corporate information system, software product.

Аннотация: проблема интегрированной логистической поддержки наукоемкой продукции, удовлетворяющей требованиям международных стандартов, приобрела особую актуальность в последние годы. Наличие качественного информационного обеспечения является необходимым условием конкурентоспособности продукции авиа и тяжелого машиностроения. В этой связи многие российские компании вынуждены создавать новые элементы инфраструктуры, вплоть до создания отдельных структурных подразделений по организации и автоматизации процессов жизненного цикла продукции. В статье рассмотрены требования к такой инфраструктуре, представлен обзор базовых программных продуктов для создания системы логистической поддержки на предприятии.

Abstract: the problem of the integrated logistic support meeting requirements of the international standards gained special relevance in recent years. Existence of qualitative information support is a necessary condition of competitiveness of an aircraft industry and heavy mechanical engineering. In this regard many Russian companies are compelled to create new elements of infrastructure, up to creation of separate structural divisions on the organization and automation of processes of life cycle of production. In article requirements to such infrastructure are considered, the review of basic software products for creation of system of logistic support at the enterprise is submitted.

В последние годы в лексиконе отечественных консалтинговых компаний все чаще появляется словосочетание «Интегрированная логистическая поддержка жизненного цикла». Это свидетельствует о том, что наша индустрия стала уделять должное внимание такой важной статье доходов, как послепродажное обслуживание машиностроительной продукции. Примитивная структура электронной эксплуатационной документации (ЭЭД), долгие по мировым меркам сроки поставки сертифицированных запасных частей, что в результате вынуждает предприятия обращаться к «серым» поставщикам, прочие нюансы, связанные с эксплуатацией отечественной наукоемкой продукции, - все это отталкивает зарубежных покупателей от нашей и без того отстающей от мирового уровня по потребительским качествам техники.

Отдельные предприятия (в частности, производители авиатехники) переводят английский стандарт DEF STAN 00-60, основанный на европейской спецификации для авиапроизводителей и сопутствующих регламентах [1,2,3,4,5], и являющийся негласным мировым стандартом в обеспечении послепродажного обслуживания наукоемкой продукции, и пытаются применить на практике описанные там положения.

Между тем методы, предлагаемые в этом документе, не являются панацеей для всех видов техники. Инжиниринг и инструменты автоматизации развиваются бурными темпами, инженерная мысль в этом направлении шагнула еще на шаг, а то и на два вперед, со времени

создания этого стандарта накопился опыт проектирования информационных систем интегрированной логистической поддержки жизненного цикла (ИС ИЛП ЖЦ) у разных производителей для разных видов технической продукции по всему миру.

Суть и предназначение систем ИЛП заключается в интеграции управленческих и инженерных процессов, основанной на технических и логистических дисциплинах, направленную на повышение надежности и ремонтопригодности изделия, уменьшение времени на диагностику и обслуживание с целью минимизации расходов на эксплуатацию. Физически системы поддержки ЖЦ реализуются через корпоративные информационные системы (КИС). На рисунке 1 представлена общая схема системы информационного обеспечения ИЛП ЖЦ продукции. На схеме выделены следующие блоки: агрегат (изделие), системы диагностики, системы сбора, накопления и хранения информации, блоки анализа и принятия решения, средства связи.

Рисунок 1 - Система информационного обеспечения ИЛП ЖЦ

Безусловно, несомненным плюсом DEF STAN 00-60 является его гибкость, но это оборачивается и значительным минусом - в стандарте предлагаются лишь самые общие подходы к развертыванию системы ИЛП, которые, конечно, индивидуальны для каждого вида технической продукции и типа производства.

Сложность для российских компаний заключается еще в том, что в рамках внедрения концепции ИЛП для постпроизводственного обслуживания техники на предприятии требуется поменять или заново создать многие элементы инфраструктуры. Система ИЛП включает в себя производственные мощности, склады, транспортную сеть, программное обеспечение, инженерный персонал, управленческие процедуры, инструменты и средства. Поэтому при проектировании системы ИЛП должны решаться следующие вопросы:

- создание новых структурных подразделений;

- реорганизация административных бизнес-процессов на предприятии;

- внедрение новой или совершенство-вание существующей корпоративной информационной системы;

- модернизация производственных мощностей предприятия;

- обучение персонала.

Такие серьезные изменения потребуют волевых решений руководства предприятия, привлечения большого количества трудовых ресурсов и вливания серьезных инвестиций. Руководство предприятия должно быть компетентно в данном вопросе, понимать актуальность решения проблемы поддержки эксплуатации своей продукции.

Концепция ИЛП включает в себя десять составляющих, которые должны быть скоординированы с остальной инфраструктурой предприятия и друг с другом [6]:

- концепция планирования техничес-кого обслуживания и ремонта;

- концепция планирования мате-риально-технического обеспечения;

- испытательное и вспомогательное оборудование;

-требования к собственной инфраст-руктуре предприятия;

- система технической эксплуатации изделия;

-обучение персонала заказчика;

-электронная эксплуатационная доку-ментация;

-единое информационное поле «Пос-тавщик-Производитель-Заказчик»;

-упаковка, хранение и транспор-тировка; требования к конструкции изделия.

По мнению автора, отталкиваться при построении системы ИЛП следует от конкретных технических изделий. То есть наиболее целесообразно разработать систему ИЛП для одного «пилотного» изделия, отработать на нем всю систему проектных мероприятий, и, на основе полученной методики, внедрять ИЛП для других моделей техники.

Система ИЛП будет требовать наличия отдельного структурного подразделения на предприятии. Это должна быть команда специалистов разного профиля. Кроме того, в ходе проекта неизбежна реорганизация производственных процессов, бизнес-процессов и естественно информационной системы, поэтому в команду в дальнейшем должны быть включены представители подрядных организаций:

- консалтинговой компании, занимающейся основными бизнес-процессами;

- компании, занимающейся инженерным консалтингом;

- компании, занимающейся внедрением корпоративных информационных систем.

И, наконец, чтобы подстраховаться от ошибок, периодически стоит приглашать представителей заказчиков изделия.

Задача, стоящая перед рабочей группой, будет состоять из следующих этапов:

- анализ логистической поддержки (АЛЛ) изделия;

- определение требований к инфра-структуре предприятия;

- выбор базового программного продукта для создания ИИС;

- моделирование процессов в информационной среде;

- составление технического задания на проект системы ИЛП;

- определение необходимого объема инвестиционных средств.

Кроме того, концепция ИЛП предъявляет свои требования к информационной поддержке непосредственно инженерной деятельности, производственной, складской и транспортной инфраструктуре предприятия. Поэтому необходимо четко определить требования к инфраструктуре предприятия:

- полное использование программных продуктов класса РОМ;

- учет требований к доступности заметаемых узлов и механизмов;

- рассмотрение возможности проектирования изделия по модульному принципу;

- составление полного комплекта сопроводительной документации;

- разработка испытательного оборудования;

- определение полного комплекта вспомогательного оборудования для осмотра, диагностики и обслуживания изделия и инструментов, необходимых для сборки/ разборки, тестирования, обслуживания или ремонта изделия и его компонентов;

- гибкая производственная система, способная быстро перенастраиваться на изменение

объемов производства, сглаживать отклонения от графика и изменять ассортимент

выпускаемых узлов;

- формирование восстанавливаемого ЗИПа (запас сменных изделий, материалов, инструментов и принадлежностей для обслуживания);

- склады, материалов и комплектующих для производства, спроектированные по современным логистическим принципам, с высокой скоростью доставки необходимых комплектов к производству;

развитое транспортное хозяйство, возможно использование услуг специализированного логистического провайдера;

- налаженные связи с поставщиками материалов и комплектующих и аутсорсинговыми производствами.

Комплекс системы ИЛП должен выполнять следующие функции [7]:

-управление поставками;

-производство предметов МТО;

-управление эксплуатацией изделия;

- обеспечение обратной связи между эксплуатацией и поставками.

Поэтому на рисунке 2 взаимодействие с сервисными (ремонтными) службами в процессе эксплуатации выделено в отдельный цикл, четко показаны основные решаемые задачи ИС, место и роль ИС ИЛП ЖЦ в структуре организации взаимосвязей между участниками ЖЦ изделия.

Рисунок 2 - Схема взаимодействия участников ЖЦ

Выбор базового программного продукта для создания системы ИЛП на предприятии.

После определения нового «лица предприятия» можно приступать к подбору интегрированной информационной системы.

Функциональная часть ИИС может быть условно разделена на две части: основная часть, находящаяся у производителя, и агентская часть, находящаяся у эксплуатанта.

Следует четко сформулировать основные требования, которым должна удовлетворять ИС ИЛП ЖЦ. Первая часть ИС ИЛП должна выполнять следующие функции:

1. Определение номенклатуры и количества изделий, входящих в план МТО.

2. Прогнозирование и управление запасами предметов МТО.

3. Внутреннее управление складами.

4. Управление работой с постав-щиками.

5. Ведение портфеля заказов.

6. Объемное планирование.

7. Управление транспортировкой.

8. Формирование отчетов.

Вторая часть, находящаяся у заказчика, должна осуществлять:

1. Составление графиков ТОиР.

2. Прогнозирование и определение по фактическому состоянию текущих потребностей в предметах МТО для поддержания коэффициента технической готовности изделия.

3. Оперативно-календарное плани-рование потребностей в предметах МТО.

4. Оценку уровня текущих запасов на складах по всем предметам МТО.

5. Подготовку заявок на пополнение запасов и направление их производителю.

6. Управление процессами выпол-нения заявок (прохождение, выставление и оплата счетов).

7. Внутреннее управление складским хозяйством.

8. Формирование отчетов.

Этим требованиям в разной степени удовлетворяют следующие программные продукты, наиболее популярные на рынке в настоящий момент:

- SAP R/3. Преимущество данного продукта в том, что он является мощной ERP системой, направленной на управление крупнейшими предприятиями. При этом обеспечивается полная интеграция с прочими CAD/CAM/CAE-системами и PDM-системами предприятия. Помимо стандартного решения, реализованного в модуле PLM, система позволяет на собственном языке программирования дописывать функционал,

функционалу и приемлемой цене. Немного отстает от именитых Oracle и SAP, но довольно бурно развивается, и уже позволяет интегрироваться с CAD-системами предприятия. О ее возможностях красноречиво говорит хотя бы тот факт, что она используется немецким концерном BMW.

- PDM Step Suite, внедряемая в России НИЦ CALS-технологий. Наиболее полно удовлетворяет концепции ИЛП с учетом российских особенностей, однако уже не является продуктом класса ERP, в отличие от предыдущих трех систем, требуя дополнительной интеграции с корпоративной информационной системой предприятия.

- Siemens PLM. Тоже достаточно известное в России решение. Отличается относительной дороговизной по сравнению с PDM Step Suite, однако, большой опыт внедрения данной системы на различных отечественных предприятиях, позволяет говорить о её достаточной надежности и приспособленности.

На данный момент в авиационной отрасли известен продукт фирмы Parallel Graphics, называющийся Maintenance Performance Toolbox. Данный продукт позволяет инженерам по техническому обслуживанию воздушных судов через графический интерфейс получать трехмерное изображение всего самолета или отдельных его систем и компонентов. К отображаемой модели можно привязывать информацию о проведенных операциях, маркировать участки, где проводился ремонт, и отправлять данные через интернет в компанию-производитель. Электронный макет изделия может быть импортирован из большинства популярных в данный момент CAD и PDM систем. Технология активно используется корпорацией Boeing и космическими агентствами NASA и ESA.

Пожалуй, еще 10 лет назад о подобных возможностях можно было только мечтать. Но стремительный рост производительности портативных компьютеров и очень низкие цены на них позволяют делать такие технологии легко доступными. Ноутбук с достаточной производительностью, с установленным клиентским ПО, чтобы отрисовывать сложные трехмерные модели, легко поместится в сменную сумку сервисного инженера, а весит не больше 2 кг.

Такие возможности не должны оставаться без внимания специалистов в области управления и организации жизненного цикла продукции. В сочетании с комплексной системой ИЛП на предприятии открываются широкие возможности в области создания интерактивных руководств по техническому обслуживанию на уровне технологий 21 -го века.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Судов, Е.В., Левин, А.И., Петров, А.В., Чубарова, Е.В. Технологии интегрированной логистической поддержки изделий машиностроения. - М.: ИнформБюро, 2006. - 232 с.

2. Бром, А.Е., Колобов, А.А., Омельченко, И.Н. Интегрированная логистическая поддержка жизненного цикла наукоемкой продукции: Учебник / Под ред. А.А. Колобова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.

3. DEF STAN 00-60 "Integrated Logistic Support".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. International procedure specification for Logistics Support Analysis. S3000L. ASD,

2010.

5. MIL-STD-1388-2B. Requirements for a Logistic Support Analysis Record.

6. AECMA Specification 2000M. International Specification for Materiel Management Integrated Data Processing for Military Equipment.

7. NATO Product Data Model.

8. Никулин, Д.Ю., Краснов, С.В. Логистическая поддержка проектных решений в промышленном производстве // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - № 2 (21). - 2013. - С.14-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.