Научная статья на тему 'Создание корпоративной системы интегрированной логистической поддержки эксплуатации изделий АТ'

Создание корпоративной системы интегрированной логистической поддержки эксплуатации изделий АТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулешов Александр Анатольевич

В статье на основе анализа современного опыта организации систем интегрированной логистической поддержки ИЛП эксплуатации изделий авиационной техники рассмотрены организационно-технические механизмы создания корпоративных систем ИЛП предприятий авиационного комплекса. Создание интегрированной системы поддержки эксплуатации изделий авиационной техники позволяет повысить конкурентоспособность отечественной авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание корпоративной системы интегрированной логистической поддержки эксплуатации изделий АТ»

2005 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА №84(2)

серия Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности ВС

УДК 629.7.083

СОЗДАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЗДЕЛИЙ АТ

А.А. КУЛЕШОВ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным В.С.

В статье на основе анализа современного опыта организации систем интегрированной логистической поддержки ИЛП эксплуатации изделий авиационной техники рассмотрены организационно-технические механизмы создания корпоративных систем ИЛП предприятий авиационного комплекса. Создание интегрированной системы поддержки эксплуатации изделий авиационной техники позволяет повысить конкурентоспособность отечественной авиационной техники.

В настоящее время в различных научно-популярных источниках появляется все больше и больше информации о необходимости внедрения системы интегрированной логистической поддержки (ИЛП) высокотехнологичных изделий. Различные отрасли промышленности самостоятельно пытаются решать задачу минимизации стоимости жизненного цикла (ЖЦИ) высокотехнологичных изделий и проблему управления издержками на всех этапах ЖЦИ. Наиболее продвинутыми являются авиационная и судостроительная отрасли. Это связано, прежде всего, с их экспортным потенциалом. В настоящее время авиационная и судостроительная отрасли обеспечивают более 50% доходов по экспортным контрактам с инозаказчиками.

Требования заказчиков, базирующихся на последних разработках ведущих мировых авиастроительных компаний и изучение текущего состояния работ по послепродажному обслуживанию отечественных изделий авиационной техники, подтверждают, что существующая система организации их разработки и производства не способны обеспечить эффективную поддержку эксплуатации. В связи с этим, в инициативном порядке российские разработчики и производители начали заниматься проблемой создания современной системы интегрированной логистической поддержки (система ИЛП).

Проработанная за этот период информация (сравнительные данные по стоимости жизненного цикла, нормативная база НАТО по логистике, опыт организации послепродажного обслуживания в ведущих западных компаниях и др.) убедила российские компании, что ИЛП в стратегическом плане является критическим бизнес-приложением для них. Отсутствие в авиастроительных компаниях подобной системы со временем неизбежно приведет к снижению конкурентоспособности и управляемости как уже осуществленных проектов, так и новых разработок АТ. Фактически, результатом отставания российских авиастроительных компаний в части внедрения ИЛП явились проблемы с сертификацией изделий российской АТ за рубежом, потерей ряда контрактов на поставку изделий АТ военного назначения. Следует отметить, что отнесение военной и гражданской техники к новому поколению определяется в настоящее время не только конструкцией и характеристиками изделия, но в первую очередь его синергетикой: наличием единой информационной среды; организацией информационных потоков между всеми элементами системы поддержки жизненного цикла.

Именно ИЛП обеспечивает гарантии того, что все требования к поддержке изделия идентифицированы и документированы, нацелены на оптимизацию полной стоимости жизненного цикла и реализуются путём принятия эффективных решений.

В качестве примера можно привести эволюцию стоимости летного часа (ЛЧ) самолетов ВВС США. Результатом внедрения системы ИЛП стало снижение стоимости летного часа в полтора-два раза. Однако это не предел. Применение методов ИЛП на начальных этапах разработки авиатехники может снизить стоимость летного часа еще более, чем в два раза от стоимости ЛЧ изделий АТ, разработанных на рубеже 90-х годов.

Анализ нормативной базы ИЛП в части эксплуатации показал, что она неразрывно связана с комплексом стандартов, регламентирующим все стадии жизненного цикла, включая разработку и производство АТ. По существу вопрос стоит о нашей интеграции в нормативную базу, применяемую западными производителями АТ. Безусловно, в такой постановке вопрос требует решения на уровне государства.

Вопросы ИЛП не являются узкоспециализированными, а охватывают абсолютное большинство направлений деятельности подразделений любой российской авиастроительной компании. Система ИЛП должна быть общекорпоративной, построенной на единой методологической и информационной платформе.

Методическая отработка элементов ИЛП, которая проводится в настоящее время - начальный этап в рамках работ по построению корпоративной системы ИЛП. Проведение дальнейших работ требует применения современного инструмента - базового программного обеспечения ИЛП, которое необходимо закупать и внедрять на корпоративном уровне.

Цель создания корпоративной системы ИЛП

Цель создания корпоративной системы ИЛП - управление стоимостью жизненного цикла изделий АТ за счет является:

оказания воздействия на процесс проектирования и производства; выбора технических и технологических средств обеспечения эксплуатации; обеспечения надежности и ремонтопригодности; организации системы обучения;

технического обслуживания и ремонта (ТОиР), планирования ТОиР; организации материально-технического обеспечения, в том числе начальных поставок запчастей;

участие в построении эффективной наземной инфраструктуры авиабазы (здания, сооружения, коммуникации и т. п.),

а также других ресурсов обеспечения штатных условий эксплуатации.

Этап эксплуатации изделий АТ является наиболее длительным по сравнению с другими этапами жизненного цикла и, чаще всего, затраты на поддержку эксплуатации могут значительно превышать суммарные затраты других этапов. Чем раньше будет применена система ИЛП для конкретного проекта, тем больше появляется возможностей добиться заданного (минимального в конкретных условиях) уровня стоимости эксплуатации за счет проектноконструкторских и технологических решений.

Для любой стадии жизненного цикла изделия АТ от разработки концепции до его утилизации система ИЛП позволяет построить матрицу затрат до необходимого уровня детализации и управлять стоимостью эксплуатации, выявляя наиболее затратные операции.

При проектировании новых изделий АТ система ИЛП позволит минимизировать стоимость эксплуатации за счет оптимизации конструкции в рамках заданных ограничений.

Для изделий АТ, находящихся в эксплуатации, использование системы ИЛП позволит выявить наиболее затратные операции и, как минимум, обеспечить снижение стоимости эксплуатации за счет оптимизации организационно-технических мероприятий.

Общая структура системы ИЛП

Общая структура системы ИЛП состоит из двух подструктур:

1. Система ИЛП поставщика - охватывает головного разработчика, изготовителя, поставщиков бортового оборудования и систем, поставщиков наземного оборудования и информационно взаимодействует с системами ИЛП эксплуатантов.

2. Система ИЛП эксплуатанта - охватывает заказчика и эксплуатанта (в данном случае заказчик и эксплуатант рассматриваются как одна сторона) и информационно взаимодействует с системой ИЛП поставщика.

Система ИЛП поставщика инвариантна ко всем проектам, т.к. ее построение ведется на основе базовых стандартов ИЛП. Построение этой системы может быть основано на выборе ком-

мерческого программного продукта, хорошо зарекомендовавшего себя на рынке. Критерий выбора - «Качество/функциональность - стоимость».

Требования к системе ИЛП эксплуатанта не определены так жестко, как к системе ИЛП поставщика, и не регламентированы каким-либо набором стандартов или других нормативных документов. В этой ситуации можно говорить только об общих подходах к организации и построению системы ИЛП эксплуатанта. При отсутствии системы ИЛП у поставщика он не сможет оперативно взаимодействовать с эксплуатантом, владеющим системой ИЛП. Это приведет к значительным издержкам обеих сторон в процессе эксплуатации изделий АТ.

В приведенной ниже таблице описаны действия эксплуатанта и поставщика для различных вариантов состояния системы ИЛП эксплуатанта.

Действия эксплуатанта

Состояние системы ИЛП эксплуатанта

Система ИЛП есть Система ИЛП разрабатывается

Эксплуатант формирует требования к поставщику по регламенту, перечню и формату данных (логистических характеристик), необходимых для передачи в систему ИЛП эксплуатанта. Эксплуатант самостоятельно разрабатывает систему ИЛП или заказывает разработку у третьей стороны. Эксплуатант заказывает разработку системы ИЛП у поставщика.

К началу поставки изделий АТ система ИЛП эксплуатанта должна быть построена и функционировать в рабочем режиме.

Действия поставщика

Состояние системы ИЛП эксплуатанта

Система ИЛП есть Система ИЛП разрабатывается

Поставщик не может оказать влияние на существующую систему ИЛП эксплуатанта и при обмене данными вынужден удовлетворять жестким требованиям к регламенту и формату обмена информацией с системой ИЛП эксплуатанта. Поставщик оказывает влияние на разрабатываемую систему ИЛП эксплуатанта. Проводится согласование общей архитектуры системы ИЛП. Возможна поставка эксплуатанту части модулей системы ИЛП поставщика. Поставщик ведет построение системы ИЛП эксплуатанта, что обеспечивает в дальнейшем минимальные издержки при взаимодействии двух систем. Разрабатывается согласованная спецификация на систему ИЛП. Часть функций модулей системы ИЛП поставщика переносится эксплуатанту. Дополнительно разрабатываются и поставляются основные модули для системы ИЛП эксплуатанта:

Проводится согласованная поставка эксплуатанту и постоянная актуализация определенного набора логистических характеристик изделия и вспомогательного оборудования для занесения их в БД и использования при работе основных модулей системы ИЛП эксплуатанта:

учет состояния изделий АТ и их агрегатов; оперативное и календарное планирование эксплуатации изделий АТ; учет отказов; управление запасами и формирование заявок на поставку запчастей и т.п.

Составляющие корпоративной системы ИЛП

Основные составляющие корпоративной системы ИЛП: организационная; методическая; информационная;

программная (системное и прикладное ПО); аппаратно-техническая.

Организационная составляющая - структурное подразделение компании (Центр ИЛП), обеспечивающее организацию и методическое сопровождение процессов создания, внедрения и эксплуатации системы ИЛП на корпоративном уровне.

В рамках корпорации Центр ИЛП взаимодействует с дирекциями по проектам Корпоративного центра и с подразделениями завода-изготовителя (в первую очередь это - ОГК, ОГТ, Управление качества и сертификации, служба эксплуатации, планово-экономический отдел, планово-диспетчерское управление).

На ведущих предприятиях авиационной отрасли активно решаются организационные вопросы по созданию структурных подразделений ИЛП:

• В рамках холдинговой структуры Корпорации «ИРКУТ» Центр ИЛП взаимодействует с аналогичными подразделениями ТАНТК им. Г.М. Бериева и ОКБ им. А.С. Яковлева.

• в Компании "Сухой" в начале 2004 года создан Центр ИЛП, состоящий из пяти отделов;

• в ОКБ «Сухого» процесс создания структурного подразделения ИЛП, состоящего из трех отделов, находится в завершающей стадии;

• в РСК «МиГ» с 2002 года существует Управление ИЛП;

• в Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» создан Центр ИЛП.

Российские авиастроительные компании не пришли к общему мнению о возможных организационных и методических путях внедрения ИЛП. Строгая регламентация и стандартизация процессов разработки и производства АТ, являющаяся основой последующей сертификации, не позволяет в России принять разработанные и доступные западные стандарты ИЛП.

В настоящее время осуществляются попытки разработки отечественных стандартов ИЛП. Данная практика видится малорациональной, так как интеграционные процессы в мировой экономике, в частности в промышленности, к которым стремится присоединиться Россия, требуют единых методик, правил, регламентов, технических экспертиз и т.п. Созданные в настоящее время стандарты ИЛП апробированы и показали свою эффективность. Разработка собственных отечественных стандартов в последующем потребует гармонизации с западными стандартами ИЛП, что автоматически приведет к необходимости внесения значительных изменений. Опыт разработки отечественных авиационных правил (АП) подтверждает, что самым разумных для отечественных авиастроительных компаний и эксплуатантов АТ является освоение западных стандартов ИЛП.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы IV международной научно-практической конференции «Компьютерные технологии сопровождения и поддержки наукоемкой продукции на всех этапах жизненного цикла» 28-29 ноября 2002, г. Королев.

2. Материалы заседания Научно-технического совета ОАО «Научно-производственная корпорация «ИРКУТ» и ОАО «ОКБ им. Яковлева» от 23 ноября 2004, г. Москва.

3. Integrated Logistic Support. Def Stan 00-60, 1998.

CREATION OF A CORPORATE SYSTEM OF THE INTEGRATED LOGISTICS SUPPORT OF MAINTENANCE OF AIROTECHNICAL PRODUCTS

Kuleshov A.

In the article following to the modern experience of Integrated Logistical Support methods utilization in aviation industry the organizational aspects of setting up of Corporative ILS system was took up. As a result the growth of competitiveness of the national aviation industry is expected.

Сведения об авторе

Кулешов Александр Анатольевич, 1960г.р., окончил МИИГА (1984), окончил Всероссийскую академию Внешней торговли МВЭС РФ (1996), кандидат экономических наук, директор дирекции самолета Бе-200 Научно-производственной корпорации «ИРКУТ», автор 30 научных работ, область научных интересов - самолетостроение, системы интегрированной логистической поддержки создания и эксплуатации ВС, формирование и оценка стоимости жизненного цикла высокотехнологичных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.