мым «подростковым комплексом», включающим беспокойство, тревогу, меланхолию, склонность подростка к резким колебаниям настроения, импульсивность, негативизм, конфликтность и противоречивость чувств, агрессивность, категоричность высказываний и суждений [7].
Полученные данные частично схожи с имеющимимся в литературе данными о личностных характеристиках Интернет зависимых подростков. В исследовании Малыгина В.Л., Феклисо-ва К.А. были получены 5 личностных факторов - С, D, Н, Q3, Q4, выявленных с помощью опросника Р Кеттелла HSPQ (подростковый вариант), по которым обнаруживаются значимые различия между группами подростков с проблемным Интернет-поведением (склонных к Интернет-зависимости) и условно здоровыми подростками без предрасположенности к образованию зависимых паттернов поведения. Интернет-зависимым подросткам, по данным теста Кеттела, свойственны следующие характерологические особенности: отсутствие инициативы, астенич-ность, низкая социальная компетентность и способность произвольной регуляции деятельности [8].
Учитывая биологическую основу факторов С и Н, можно также предположить роль резидуально-органического фона в развитии Интернет-зависимости.
К особенностям резидуально-органических состояний у детей и подростков относятся, наряду с легкими психоорганическими и церебрастеническими проявлениями, искажение, замедление или задержка психического развития, которая с возрастом уменьшается и нивелируется, но становится более отчетливой в периоды возрастных кризов. Личностными характеристиками таких подростков являются импульсивность, склонность к реакциям по механизму «короткого замыкания», нарушение критики к своим особенностям. Наиболее часты при этом дефекты в эмоционально-волевой сфере, в сферах темперамента и влечений: нарушения инстинкта самосохранения, аффективная возбудимость с агрессивными вспышками или слабость аффективных побуждений, расторможенность примитивных влечений — сексуальность, прожорливость; внушаемость, под-чиняемость, зависимость от взрослых, а также тугоподвижность
Библиографический список
психических процессов (инертность), застревание на несущественных рассуждениях, склонность к накоплению аффекта, истощаемость [9].
В целом резидуально-органическая недостаточность не только облегчает возникновение психогений, но и может определять выбор невротического (психореактивного) синдрома и участвовать (наряду с другими факторами) в переходе в психогенное (невротическое) развитие личности. Известна роль резидуально-органического фона, как фактора утяжеляющего течение алкогольной зависимости и токсикоманий.
Сочетание личностных характеристик склонных к Интернет-зависимости пользователей сети достоверно более низкие баллы по шкалам А, С, F, Н, Q3 и более высокие по Q4 так же практически исключает проявление им лидерских качеств, занятие руководящих, ответственных, «социально почетных» должностей в реальной жизни. В таких условиях игра в MMORPG может рассматриваться как бегство от реального мира с попыткой компенсации, в мире игры. В литературе это косвенно подтверждается исследованиями, показавшими, что в качестве совладаю-щего поведения, склонные к Интернет-зависимости пользователи, используют копинг-стратегии «бегство-избегание» [10].
Выводы. Склонные к зависимости от многопользовательских ролевых онлайн игр пользователи сети имеют достоверно более низкие результаты по факторам: А «способность к установлению межличностных контактов», С «эмоциональная устойчивость», Е «степень доминирования», F «эмоциональная зрелость», Н «активность в социальных контактах», Q3 «самоконтроль» и более высокие результаты по шкалам М «воображение», О «тревожность», Q4 «внутреннее напряжение».
Таким образом, склонные к зависимости от многопользовательских ролевых онлайн игр пользователи сети отличаются от пользователей, у которых зависимость не возникает, замкнутостью, эмоциональной нестабильностью, склонность к подчинению, сдержанностью, робостью, низким самоконтролем, тревожностью, напряженностью, мечтательностью. Данные свойства личности более характерны для подросткового возраста - «подростковый комплекс», а так же для лиц с подчиненным поведением.
1.
2.
3.
9.
10.
Жичкина, А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Э/р]. - Р/д: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf Лучшие онлайн игры на нашем информационно игровом портале [Э/р]. - Р/д: //URL: http://best-games.su
Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Новосибирск, 2004 [Э/р]. - Р/д: //URL: http://user.lvs.ru/vita/avtoreferat.htm
Ермолаева, А.В. Интернет-аддикция подростков // Проблемы и перспективы общетеоретической, прикладной и специальной психологии: материалы межвузовской науч. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов. - Новосибирск, 2010.
Лоскутова, В.А. Тест на Интернет-зависимость [Э/р]. - Р/д: http://www.psyhelp.ru/texts/iad test/htm Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р Кеттелла: учеб.-метод. пособие. - СПб., 2004.
Мухина, В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. - М., 2000.
Малыгин, В.Л. Методологические подходы к раннему выявлению Интернет-зависимого поведения/ В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.Б. Искандирова, А.А. Антоненко // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2011. - № 6 [Э/р]. - Р/д: http:// medpsy.ru Гурьева, В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. - М., 1996.
Спиркина, Т.С. Особенности эмоционально-личностной сферы пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2011. - № 6 [Э/р]. Р/д: URL: http:// medpsy.ru
Bibliography
4
1. Zhichkina, A.E. Socialjno-psikhologicheskie aspektih obtheniya v Internete [Eh/r]. - R/d: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf
2. Luchshie onlayjn igrih na nashem informacionno igrovom portale [Eh/r]. - R/d: //URL: http://best-games.su
3. Loskutova, V.A. Internet-zavisimostj kak forma nekhimicheskikh addiktivnihkh rasstroyjstv: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. - Novosibirsk,
2004 [Eh/r]. - R/d: //URL: http://user.lvs.ru/vita/avtoreferat.htm
4. Ermolaeva, A.V. Internet-addikciya podrostkov // Problemih i perspektivih obtheteoreticheskoyj, prikladnoyj i specialjnoyj psikhologii: materialih mezhvuzovskoyj nauch. konf. molodihkh uchenihkh, aspirantov i studentov. - Novosibirsk, 2010.
5. Loskutova, V.A. Test na Internet-zavisimostj [Eh/r]. - R/d: http://www.psyhelp.ru/texts/iad_test/htm
6. Kapustina, A.N. Mnogofaktornaya lichnostnaya metodika R. Kettella: ucheb.-metod. posobie. - SPb., 2004.
7. Mukhina, V.S. Vozrastnaya psikhologiya: detstvo, otrochestvo, yunostj. - M., 2000.
8. Malihgin, V.L. Metodologicheskie podkhodih k rannemu vihyavleniyu Internet-zavisimogo povedeniya/ V.L. Malihgin, K.A. Feklisov, A.B.
Iskandirova, A.A. Antonenko // Medicinskaya psikhologiya v Rossii: ehlektron. nauch. zhurn. - 2011. - № 6 [Eh/r]. - R/d: http:// medpsy.ru
9. Gurjeva, V.A. Psikhogennihe rasstroyjstva u deteyj i podrostkov. - M., 1996.
10. Spirkina, T.S. Osobennosti ehmocionaljno-lichnostnoyj sferih poljzovateleyj seti Internet, sklonnihkh k Internet-zavisimosti // Medicinskaya
psikhologiya v Rossii: ehlektron. nauch. zhurn. - 2011. - № 6 [Eh/r]. R/d: URL: http:// medpsy.ru
Статья поступила в редакцию 15.05.12
УДК 378.316.6
Fedotov B. V. ADDITIONAL EDUCATION YOUTH AND PROBLEMS PATRIOTIC EDUCATION. The paper considers the problem of patriotic education in the context of the further education of young people. To what extent does the notion of “patriotism” has undergone a change and the role of patriotism in the national security of Russia in the past and present? These and other questions are answered from the perspective of a modern teenager, based on case studies conducted in schools and educational establishments of additional education. Considering the experience of teachers and makes recommendations to further improve the system of patriotic education.
Key words: national idea, patriotic consciousness, the formation of a citizen, a program of patriotic education, basic military training, municipal educational institutions of further education.
Б.В. Федотов, канд. ист. наук, доц., Инженерный институт НГАУ, г. Новосибирск,
E-mail: fedotovboris@gmail. com
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ И ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы патриотического воспитания в контексте дополнительного образования молодежи. В какой степени понятие «патриотизм» претерпело изменение и какова роль патриотизма в обеспечении национальной безопасности России в историческом прошлом и настоящем? На эти и другие вопросы дается ответ с точки зрения современного подростка на основе проведенных социологических исследований в школе и образовательных учреждениях дополнительного образования. Учитывается опыт педагогов и даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы патриотического воспитания.
Ключевые слова: национальная идея, патриотическое сознание, формирование гражданина, программа патриотического воспитания, начальная военная подготовка, муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования.
Одной из целей современной социальной и образовательной политики государства является формирование национальной идеи, способной задать систему координат, ориентиры развития и общность культурного пространства России. Идеалы патриотического сознания - служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга -признаны основой консолидации общества и укрепления государства.
Однако, рассмотрение патриотизма как нравственного чувства не отражает его сущности в полном объёме, т.к. нравственные чувства - это переживание человеком своего отношения к окружающей действительности, поступкам и действиям, нормам ответственности. Патриотизм предполагает не только переживание личностью своего отношения к Родине и Отечеству, но и осознание патриотического долга, а также его реализацию.
Слишком узким представляется определение патриотизма как нравственного или политического принципа, т.к. политический принцип, как основополагающее фундаментальное положение, которым личность руководствуется в своей деятельности, предполагает учёт лишь одной из составляющих понятия «патриотизм», а именно, вариативной, отражающей понятие «Отечество». Однако данное понятие выступает в единстве с понятием «Родина», характеризующим естественную привязанность личности к родной земле, природе родного края. Очевидно, что такое однобокое понимание патриотизма ведёт к излишней политизации данного понятия и к его обеднению [1].
Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех потребностей формируется и укрепляется любовь к Родине. Развитие у подростков подобных чувств было одних из важных направлений работы школы в деле патриотического воспитания, а формирование чувства привязанности к родным местам - одним из его компонентов.
Изучение общественного мнения в современной школе убедительно подтверждает тот факт, что современная молодежь не столь инфантильна, как долгое время было принято считать. Школьники в подростковом и юношеском возрасте знакомы с понятием патриотизм и, как правило, осознают свое место, роль и гражданскую позицию к происходящим в нашем социуме процессам. Так, в соответствии с проведенным в 2011 г. в ряде школ Дзержинского района г. Новосибирска опросом 66 % школьников старших классов считают себя патриотами своего Отечества. 33 % опрошенных вкладывают в понятие патриотизм любовь к своему народу, а 45 % респондентов на первое место ставят такие основополагающие понятия, как любовь к земле и стране, в которой они родились и в настоящее время живут.
Однако ситуацию не стоит идеализировать. Несмотря на разнообразие форм патриотического воспитания, начиная с семьи и заканчивая старшими классами средней школы, остается значительной доля школьников, для которых данные понятия не стали близкими. Среди опрошенных, например, на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» 20 % затруднились ответить, а 8 % таковыми себя не считают. При этом 12 % опрошенных даже не смогли объяснить, какой смысл они вкладывают в понятие «патриотизм».
М.В. Ломоносов считал, что «воспитание человека-патрио-та, человека-гражданина, честного труженика должно стать целью педагогического процесса». Он невольно сблизил понятия «гражданин» и «патриот», дав им одинаковые характеристики:
высокие нравственные качества, любовь к наукам, знания, бескорыстное служение на благо Отечества [2].
Нынешняя система патриотического воспитания находится в стадии становления. Она опирается на прошлый исторический опыт и традиции старших поколений. Школа всегда направляла свои усилия на то, чтобы патриотические чувства подростков находили выражение в полезных делах на благо Родины. С этим была связана и другая задача “ воспитание у детей готовности защищать свою страну, проявлять заботу о ее национальной безопасности. Вся работа школы по патриотическому воспитанию подростков проводилась в единстве с интернациональным воспитанием: воспитанием у молодого поколения чувства дружбы народов нашей страны, братской солидарности с народами социалистических стран, трудящимися всего мира, нетерпимости к расовой и национальной неприязни, ненависти к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате действия системы воспитательных средств, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся. Огромное значение в воспитании патриотических чувств принадлежит учебному процессу. На уроках учащиеся изучают прошлое и настоящее нашей родины, знакомятся с лучшими представителями науки, культуры, героями борьбы и труда. Знания являются важнейшей предпосылкой для возникновения патриотических чувств. На уроках отечественной истории в советской школе учащиеся получали обширные и достоверные знания о родине и ее прошлом. Эти знания способствовали пробуждению и активной работе исторической памяти молодежи. На уроках литературы и истории формировалась система исторически, культурно и военно-мотивированных образов, в том числе “ образов героического прошлого, соответствующих разным историческим этапам развития нашей страны.
Известно, что на основе таких знаний формируется и закрепляется чувство любви к Родине, чувство национальной гордости. Сегодня учащиеся средних школ не имеют достаточных представлений о своей стране, понимая порой под словом Родина местность, в которой они живут. Действительно, такие представления являются исходными для формирования других, более глубоких представлений о Родине, о государстве, о народах и народностях нашей страны. Уровень патриотического воспитания во многом зависит и от содержания материалов школьных учебников. Его воздействие на молодых людей усиливалось за счет регулярного просмотра военно-патриотических фильмов, прослушивания высокохудожественных песен разнообразной, в том числе и военно-патриотической тематики. Широко использовалась проза и поэзия военных лет, привлекалась мемуарная литература, использовались диафильмы, картины, музейные экспозиции. Нередкими были посещения мест былых сражений и памятников боевой славы прошлого.
Большое значение в военно-патриотическом воспитании всегда имела и имеет подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах. Основными ее формами в советское время являлись начальная военная подготовка, учеба в школах и клубах Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), занятия техническими и военно-прикладными видами спорта. Юноши еще до призыва их в Вооруженные Силы заблаговременно приобретали военные знания и навыки, чтобы быстрее стать умелыми защитниками своей Родины. Это соот-
ветствовало ленинскому указанию о том, что наряду с военным обучением взрослых граждан для повышения обороноспособности социалистической страны необходимо также обучение всех подростков военному делу.
Свою лепту в организацию военно-патриотического воспитания молодежи вносили, например, партийные и комсомольские организации Новосибирской области. Так, накануне Великой отечественной войны одной из основных и самой распространенной формой оборонно-массовой работы являлись кружки военных знаний, создаваемые на предприятиях, учреждениях и в учебных заведениях. На первое января 1940 г. в Новосибирской области действовало 2100 оборонных кружков, в которых занималось 160 000 человек [3]. Работа кружков обеспечивала не только решение идеологической составляющей, но и в значительной степени способствовала росту грамотности среди призывников. Если в 1937 г. в Новосибирской области неграмотные из числа призывников составили 9,2%. то в 1939 г. - 0,4% соответственно.
Повышение уровня образования допризывной молодежи помогло ей в короткие сроки в совершенстве овладевать боевой техникой и оружием, что значительно повышало боевую мощь армии [4].
Начальная военная подготовка проводилась в девятых-десятых классах общеобразовательных школ, в средних специальных учебных заведениях системы профессионально-технического образования. Она имела своей целью помочь юношам получить военные знания и практические навыки в объеме подготовки солдата, матроса, овладеть одной из военно-технических специальностей, изучить основы гражданской обороны. Начальная военная подготовка была неразрывно связана с военно-патриотическим воспитанием молодежи.
Сложившаяся в Советском Союзе система обязательных форм подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах дополнялась мероприятиями оборонно-массовой и спортивной работы. Ее задачей являлась пропаганда военных и военно-технических знаний, вооружение молодых людей знанием основ военного дела, гражданской обороны. Знания и навыки, полученные в процессе начальной военной подготовки, дополнялись занятиями в университетах военных знаний, на факультетах военных знаний при народных университетах, клубах будущего воина, в живом общении с участниками Великой отечественной войны. Многие юноши, получившие военную, физическую и моральную подготовку в военно-патриотических клубах, поступали в военные училища, становились офицерами Вооруженных Сил. Успешному овладению молодежью военными знаниями способствовало шефство воинских частей, кораблей и военноучебных заведений над общеобразовательными школами, профессионально-техническими училищами, техникумами, учебными организациями ДОСААФ.
Особая роль в деле военно-патриотического воспитания молодежи принадлежит системе дополнительного образования. Сегодня учреждения молодежной политики призваны не столько обеспечить организацию досуга населения, сколько способствовать успешной социализации подрастающего поколения. Правовая грамотность, гражданская позиция и сотрудничество граждан и силовых структур являются необходимыми механизмами адаптации молодежи, которые обеспечивают стабильность общества.
Принципы государственной политики в области образования, как совокупность концептуальных идей и установок, дали впервые за многие годы возможность самим педагогам моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе детства, национальным и региональным культурным традициям.
Хорошим примером работы с молодежью и школьниками является муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Новосибирска «Социокультурно-образовательный Центр «Звездный». Центр «Звездный» обосновался в Дзержинском районе, где функционирует уже свыше двадцати лет. Его деятельность носит многоплановый характер, удовлетворяя потребности детей младшего школьного возраста и тех, кто старше, в организации своего досуга в зависимости от интересов. Сюда входит свыше пятнадцати кружков и секций, включая танцы, изобразительное искусство, хоровое пение, бисероплетение, занятия спортом (каратэ, аэробика, шахматы) и многие другие направления. Занятия прово-
дят опытные высококвалифицированные педагоги. Результаты их работы отмечены грамотами и ценными подарками, так как ученики неоднократно и на самом высоком уровне завоевывали призовые места как на региональных, так и общероссийских соревнованиях и выставках прикладного творчества.
Отрадно отметить, что в Центре «Звездный» не обошли вниманием и вопросы военно-патриотического воспитания. Здесь с сентября 2000 г. функционирует «Подростково-правовой военно-патриотический клуб «Сила» (ПППК «Сила»). За прошедший период в клубе прошли подготовку сотни воспитанников, получив хорошие знания и навыки по основам военного дела и физической подготовке. Те из них, кого призвали в ряды Вооруженных Сил, продемонстрировали свою готовность с честью выполнить воинский долг. Сегодня многие из вчерашних воспитанников клуба, прошедших воинскую службу, не забывают о том, что они когда-то были воспитанниками клуба. Они уже обзавелись семьями. У них есть дети, которых родители приводят в клуб, доверяя их начальную подготовку и воспитание своим учителям.
Клуб «Сила» с самого начала возглавила Л.Н. Муханова. Решать весьма непростые воспитательные задачи ей помогает прежний опыт. Ведь на протяжении многих лет Людмила Николаевна была сотрудником милиции, занимаясь в основном делами несовершеннолетних. Человек принципиальный, но справедливый, отзывчивый к чужим бедам, Муханова Л.Н. быстро завоевала авторитет среди столь непростого контингента. Совершенно не случайно первыми воспитанниками клуба зачастую становились дети из неблагополучных семей, в которых родители порой преступали закон и оказывались в конечном счете в местах не столь отдаленных. Но Муханова никогда не делила детей на плохих и хороших. У нее всегда и со всеми были ровные отношения. И это отражалось на результатах воспитательной работы с молодежью. Порой то, что не могли сделать родители с успехом выполняла Л.Н. Муханова.
Нельзя не сказать и о том, что сформированные группы воспитанников представляют собой интернациональное явление. В их состав входят представители многих народов России, выходцы с Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, в прошлом бывшие в составе союзных республик. Их родители порой прошли суровые испытания 80-х и 90-х годов. Но они не отчаялись. Они верили, что наступят лучшие времена. Педагоги «Звездного» и ПППК «Сила» встречаются с родителями подростков, объясняют им цели и задачи клуба и, как правило, находят отклик в их сердцах и душах. Родители приходят к пониманию того, что они передали своих детей в надежные руки.
Педагогический состав клуба и те, кто с ним сегодня активно сотрудничает, представлен не просто опытными специалистами, а прежде всего подлинными патриотами и своей страны и своей профессии. Есть среди них и прошедшие дорогами войны, побывавшие в «горячих точках». Они оказывают действенную помощь и в проведении самых различных мероприятий патриотической направленности и в разработке программ военнопатриотического воспитания.
Героическое прошлое русского воинства, патриотическое сознание и патриотическое воспитание военнослужащих, их роль в процессе формирования и совершенствования личности вои-на-профессионала в настоящее время приобретают особое значение, поскольку они непосредственно связаны с формированием нового облика Вооруженных Сил.
Программа клуба включает пять разделов: психологическую, военную подготовку, основы юридических знаний, историю патриотизма, боевые искусства. Проводится комплекс мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди подростков и молодежи, осуществляется профориентационная работа, направленная на подготовку к военной службе в Вооруженных Силах, службе в органах МВД, юстиции и иных силовых ведомствах.
Обобщая различные точки зрения на проблему патриотизма, можем заметить, что это понятие не обязательно связано с совершением подвига и вызвано извне. Патриотизм - это устойчивое внутреннее состояние, желание и реализуемое стремление быть гражданином своего Отечества там и тогда, где он находится. Работа подобных объединений в системе дополнительного образования молодежи как раз и призвана решать столь важные для государства задачи. Разумеется, в пределах возрастных и статусных возможностей.
Библиографический список
1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание молодежи. - М., 2009.
2. Ковалева, Г.А. Воспитывая гражданина. “ М., 2009.
3. Государственный архив Новосибиской области. Ф.П-4.- Оп.4.-Д.545,- Л.32.
4. Государственный архив Новосибиской области. Ф.П-4. - Оп.З.-Д 404.-Л. 69.
Bibliography
1. Aleshina, N.V. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi. - M., 2009.
2. Kovaleva, G.A. Vospitihvaya grazhdanina. ? M., 2009.
3. Gosudarstvennihyj arkhiv Novosibiskoyj oblasti. F.P-4.- Op.4.-D.545,- L.32.
4. Gosudarstvennihyj arkhiv Novosibiskoyj oblasti. F.P-4. - Op.Z.-D 404.-L. 69.
Статья поступила в редакцию 15.05.12
УДК 316.62
Snigireva E.M. FEATURES OF DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY OF TEACHER IN SYSTEM OF ADDITIONAL TRADE EDUCATION. In the article essential characteristics of individual style of pedagogical activity of a teacher are determined; conditions for its development and self-development are substantiated. Possibilities of system of additional vocational education for development of individual style of pedagogical activity of a teacher are revealed.
Key words: a teacher, pedagogical activity, individual style, development, a self-reflection, self-control, selfdevelopment, additional vocational education.
Е.М. Снигирева, ст. преп. каф. педагогики и психологии ГБОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск,
E-mail: snigireva72@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье определены сущностные характеристики индивидуального стиля педагогической деятельности учителя, обоснованы условия его развития и саморазвития. Раскрыты возможности системы дополнительного профессионального образования для развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя.
Ключевые слова: учитель, педагогическая деятельность, индивидуальный стиль, развитие, самореф-лексия, саморегуляция, саморазвитие, дополнительное профессиональное образование.
В ключевых направлениях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве основного фактора обновления российской системы образования выступает личность учителя, постоянно совершенствующего свое мастерство, мобильно реагирующего на изменения, происходящие в образовательном пространстве, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения, готового обучаться в течение жизни.
Осознанная на государственном уровне потребность общества в новом типе учителя определила необходимость изучения особенностей развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя, от которого зависит развитие обучающегося как субъекта и качество школьного образования в целом. Описывая принципы модернизации педагогического образования, А.Я. Данилюк отмечает, что социально значимые качества личности невозможно передать как информацию, они «взращиваются в человеке другой личностью, обладающей такими качествами» [1, с. 40].
Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей. Индивидуализация, которую можно рассматривать как специфическую форму развития, является также способом приспособления человека к объективно заданным условиям трудовой деятельности. Процесс индивидуализации в труде педагога может иметь разные выражения: индивидуальные различия и индивидуальный стиль деятельности.
Индивидуальные различия в педагогическом труде представляют собой отдельные эпизодические проявления особенностей выполнения учителем профессиональной деятельности, которые могут проявляться практически во всех сторонах педагогической деятельности: в выборе профессии, специализации заданий и ситуации внутри профессии, в отношении к профессии и профессиональной мотивации, в выборе способов работы и т.д. Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции человека в систему общественных отношений, сравнения себя с другими людьми. Приобретая в результате процесса профессионализации устойчи-
вый характер, индивидуальные различия могут способствовать становлению индивидуального стиля деятельности.
В разное время в отечественной науке рассматривались различные аспекты проблемы индивидуального стиля педагогической деятельности: содержательные характеристики стиля педагога; методологические и теоретические основы формирования стиля; возможность диагностики стиля на практике; условия развития индивидуального стиля педагога. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли Н.А. Аминов, К.М. Гуревич, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, С.Г. Измайлов, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Л.Н. Макарова, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Н.И. Петрова, Е.С. Рапацевич, В.А. Сластенин, А.В. Торхова и др.
Традиционно в отечественной и зарубежной психологии ученые в своих исследованиях опираются на концепции В.С. Мерлина, согласно которому индивидуальный стиль рассматривается как проявление вариативности способов деятельности [2], и Е.А. Климова, который под индивидуальным стилем понимает совокупность общих и особенных способов работы, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать его недостатки [3].
Анализ психолого-педагогической литературы по изучению индивидуального стиля педагогической деятельности позволил нам выделить два подхода к объяснению сущности индивидуального стиля педагогической деятельности.
Первый подход отражает детерминанты, служащие объектом изучения и характеризующие структуру индивидуального стиля: свойства личности (Г.А. Берулава, Ю.А. Горькова, Ю.Н. Калюткин, Л.М. Митина, В.Д. Сластенин, А.В. Торхова, О.Н. Чепкова), особенности деятельности (А.А. Деркач, В.И. Заг-вязинский, С.Г. Измайлов, Н.В. Кузьмина, А.К Маркова, О.Л. Маркова, И.П. Подласый и Л.И. Евланова), особенности общения (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик).
В соответствии со вторым подходом основанием классификации является изменяемость уровня индивидуального стиля педагогической деятельности. Одни авторы определяют индивидуальный стиль как устойчивую систему способов деятель-