ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 12)
УДК 372:881.111.1 Мирошникова Ольга Христьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка естественных факультетов Южного федерального университета
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ И ЗАПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
Miroshnikova Olga Khristyevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Department of English Language for Natural Science Faculties, Southern Federal University
THE FOREIGN LANGUAGE LEARNING MANAGEMENT IN HIGHER EDUCATION AND THE DEMANDS OF REGIONAL LABOUR MARKET
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности проектирования программ иноязычной подготовки в условиях федерального университета с учетом профессиональных и личностных потребностей обучающихся и запросов регионального рынка труда. Представлены результаты анкетирования молодых специалистов естественно-научного профиля (магистрантов и аспирантов Южного федерального университета) и данные опроса работодателей Ростовского региона с целью выявления востребованности иноязычной компетентности в профессиональной деятельности и возможностей повышения мотивации к изучению иностранных языков в системе непрерывного образования.
Ключевые слова:
иноязычная подготовка, запросы рынка труда, компетентностный подход, профессиональные компетенции, коммуникативные навыки, анкетирование специалистов, опрос работодателей, качество образования.
Summary:
The article deals with the possibilities of project management of foreign language learning programs taking into account students' professional and personal needs and regional labour market demands. The authors present results of a questionare survey of young specialists in science-related fields (Master's Degree students and postgraduates of Southern Federal University) and the assessment of Rostov Region employers' polling in order to evatuate the foreign language competency demand in professional activities and the possibilities of rising motivation for foreign language learning in lifelong education system.
Keywords:
foreign language learning, demand of regional labour market, competence-based approach, professional competencies, communicative skills, questionnaire survey of specialists, employers' polling, higher education quality.
В последние годы часто говорится о том, что выпускники российских вузов зачастую не обладают достаточным набором компетенций, необходимых для перехода к инновационной экономике; при этом дефицит навыков, охватывающих социальную и поведенческую сферы (умение решать проблемы, работать с людьми, вести деловую коммуникацию), превышает дефицит навыков в профессиональной сфере [1].
В силу своей коммуникативной направленности иностранный язык (ИЯ) как учебная дисциплина обладает обширным потенциалом лингводидактических средств для формирования профессиональных и социокультурных компетенций будущих специалистов. Задача преподавателя состоит в том, чтобы определить оптимальный набор данных компетенций, учитывая индивидуальные потребности обучающихся, запросы региональных рынков труда и образовательных услуг [2, с. 241]. Стратегии проектирования процесса иноязычной подготовки в вузе на основе личностно ориентированного подхода с учетом запросов работодателей разрабатываются на кафедре английского языка естественных факультетов Южного федерального университета. В частности, в октябре - ноябре 2014 г. проводилось двойное анкетирование:
1) анкетирование специалистов (магистрантов и аспирантов естественно-научного профиля) с целью выявления потребностей обучающихся, связанных с использованием ИЯ в профессиональной деятельности и в процессе личной коммуникации;
2) опрос работодателей Ростовской области для выявления степени востребованности специалистов, владеющих ИЯ, на рынке труда [3, с. 120].
На первом этапе анкетирования в исследовании приняли участие 164 специалиста (магистранты и аспиранты), большая часть которых - выпускники бакалавриата и специалитета ЮФУ (механико-математический, физический, биологический, геолого-географический и химический факультеты). Оказалось, что 98 % опрошенных используют в профессиональной деятельности английский язык. Уровень самооценки распределился следующим образом: крайне низкий (нулевой) уровень владения ИЯ - 2,4 % респондентов; ниже среднего - 30,5; средний - 50,6; выше среднего - 14,6; высокий - 1,8. Удовлетворены качеством иноязычной подготовки, полученной в
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
вузе, более половины респондентов (52 %), не удовлетворены 6 %, не полностью удовлетворены 27,4, затрудняются ответить 15,2.
Выяснилось, что 53,6 % опрошенных специалистов нуждаются в постоянном использовании ИЯ (в основном это программисты, выпускники мехмата). Эпизодически используют иностранный (в большинстве случаев английский) язык в профессиональной деятельности 40,2 % респондентов, пользуются иноязычной информацией сети Интернет 90,2 % опрошенных. Независимо от рода профессиональной деятельности 70 % опрошенных применяют знание ИЯ для знакомства с компьютерным обеспечением, 15,2 % ведут деловую переписку, 12 - телефонную коммуникацию, 22 участвуют в международных конференциях, 15,8 ездят в зарубежные командировки, 27 общаются в социальных сетях. Лишь 5,5 % специалистов совершенно не требуется знание ИЯ.
На втором этапе исследования (ноябрь - декабрь 2014 г.) в анкетировании приняли участие 59 работодателей Ростовского региона, занятых в различных сферах деятельности (наука и образование, информационные технологии, транспорт, строительство, телекоммуникации и связь, юридические услуги и т. д.). 61,5 % руководителей предприятий считают, что в регионе наблюдается высокий спрос на специалистов со знанием ИЯ. Согласно результатам опроса, в основном компании нуждаются в специалистах технического (30 %), естественно-научного (15,5 %), экономического (11,5 %), информационно-компьютерного (30 %) и физико-математического (30 %) профилей. Однако выяснилось, что при подборе персонала знание ИЯ принимают во внимание лишь 38 % работодателей. При этом удовлетворены иноязычной подготовкой выпускников только 23 % респондентов, не удовлетворены 53,8, затрудняются ответить 34,6. Результаты опроса свидетельствуют, что в целом предприятия региона пока не готовы осуществлять и финансировать профессиональную иноязычную переподготовку специалистов по профилю предприятия (курсы изучения ИЯ для профессиональных целей, зарубежные стажировки, участие в международных научных конференциях, профессиональных объединениях, научных ассоциациях и другие виды коммуникации, способствующей расширению профессиональной, социальной и академической мобильности специалистов). Между тем овладение ИЯ значительно расширяет возможности для профессионального самоопределения, карьерного роста, расширения деловой коммуникации, открывает доступ к дополнительной информации, иноязычным базам данных [4, с. 71], способствует развитию таких качеств личности, как толерантность, дипломатичность, креативность и т. д. [5, с. 203].
Согласно требованиям ФГОС ВО (направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», п. 8.4), вовлечение внешних экспертов-работодателей в процедуру проектирования образовательного процесса (оценка качества подготовки выпускников, разработка учебных программ и программ повышения квалификации специалистов) является важным механизмом повышения качества высшего образования, включая процесс иноязычной подготовки в вузе. В своем большинстве образовательные организации только начинают активную работу в этом направлении, поэтому для проектирования образовательных программ и достижения запланированных результатов обучения большое значение имеет самостоятельная исследовательская и проекционная работа кафедр, в частности кафедры иностранного языка, направленная на выявление круга актуальных компетенций, необходимых специалисту на всех этапах многоуровневого непрерывного образования, включая профессиональную деятельность по избранной специальности по окончании вуза.
В свою очередь, это предполагает систематическую деятельность по выявлению запросов и мониторингу требований работодателей к системе иноязычной подготовки в высшей школе, что можно рассматривать как начальный этап проектирования образовательного процесса, основанного на учете данных социологического опроса. Следующим этапом может стать сотрудничество кафедр и подразделений вуза и предприятий региона по организации на паритетной основе профессиональной иноязычной подготовки специалистов по профилю предприятия, в том числе по программам дополнительного профессионального образования, разработанным и реализующимся кафедрой иностранного языка, а также привлечение работодателей к проектированию практико-ориентированнных программ профессиональной подготовки в высшей школе.
Ссылки:
1. Developing Skills for Innovative Growth in the Russian Federation [Электронный ресурс] // World Bank. Report № ACS1549. 2013. June 10. URL: http://www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContent-Server/WDSP/IB/2013/07/15/000356161_20130715131007/Rendered/PDF/ACS15490WP0P1200Box037737900PUB-LIC0.pdf (дата обращения: 26.05.2015).
2. Бермус А.Г. Гуманитарные смыслы образования: из ХХ - в XXI век : монография. Ростов н/Д., 2015. 318 с.
3. Мирошникова О.Х. Качество иноязычной подготовки в вузе: исследование запросов работодателей // Наука и образование в жизни современного общества : сб. тр. междунар. науч.-практ. конф., Тамбов, 29 декабря 2014. Тамбов, 2015. С. 120-121.
4. Русанов Е.К. Влияние иноязычной компетентности на положение специалиста на рынке труда Ставропольского края // Молодой ученый. 2011. Т. 2, № 12. С. 70-72.
5. Абакумова Н.И., Истомина Н.Н. Профессиональное самоопределение субъекта в процессе обучения и преподавания иностранного языка // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 291. С. 200-205.