Международный информационно-аналитический журнал «CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (03). Март 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 37.017.92 ББК 74.200.50 В676
Н. В. Волкова Бийск, Россия
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
В статье автором сделана попытка представить концептуальный уровень проектирования. Данный уровень ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель гуманитарного образования). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания продуктов следующего уровня.
Педагогическое проектирование автор видит, как источник инновационных изменений образовательного пространства, основанных на научном исследовании, целеполагании, прогнозировании, конструировании, моделировании тех или иных объектов.
Ключевые слова: проектная деятельность, проектирование; гуманитарное образование, гуманитарная направленность, мотивация учения, инновации, инновационные изменения, образовательное пространство. UDC 37.017.92 BBK 74.200.50
N.V. Volkova Biysk, Russia
DESIGN OF EDUCATION IN THE HUMANITIES: SOME ASPECTS OF THE PROBLEM
In the article the author attempts to present the conceptual level of instructional (pedagogical) design. This level is focused on creation of the foundation of the object
© Волкова Н. В., 2015
or on its predictive model representation (model of education in the humanities). The product obtained at this level is universal in nature and can serve as a methodological basis for the creation of the products of the following level.
The author considers instructional design as a source of innovative changes in the educational environment based on scientific research, goal-setting, forecasting, designing, and modeling of various objects.
Keywords: project activities, instructional design, modeling, education in the humanities, relating to the humanities, Learning motivation, innovations, innovative changes, educational environment
Под гуманитаризацией образования следует понимать процесс изменения типа образования: отказ от образования технократического и поиск нового типа образования. Сущность гуманитарного образования заключается в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самопознанию, пониманию других людей и их сообществ. К таким аспектам культуры относятся: совокупность отношений людей к природе, между собой, к самим себе; система социальных норм и учреждений, духовные ценности; продукты духовного труда в сфере языка, искусства, общественных наук [Радионов, 1996].
Непосредственные результаты гуманитарного образования заключаются в усвоении учащимися знаний о ценностях и в формировании у них критериев оценки различных явлений действительности, включая самих себя.
Можно выделить характеристики гуманитаризации образования как процесса перехода к новому типу образования, обеспечивающему более высокий уровень мотивации образовательной деятельности учащихся и создание тем самым предпосылок для достижения обучаемыми более высокого уровня образованности - компетентности. К ним можно отнести следующие:
- определение гуманитарного образования в качестве фундамента общего образования; ориентация в связи с этим на цели гуманитарного образования как на главные цели общего образования;
- расширение гуманитарного образования за счёт усиления его философского и психологического аспектов;
- развитие ценностного подхода к изучению явлений действительности, распространение его на факты истории науки, а также на нормы и правила практической деятельности;
- сочетание обучения с практической деятельностью учащихся, имеющей гуманитарную направленность;
- сочетание познавательной деятельности, направленной на познание внешнего мира, с самопознанием и с развитием способности к саморегуляции процесса формирования личности.
Высокий уровень образованности может быть достигнут при высоком уровне мотивации учения. Если выдвигаются педагогические цели, ориентирующие на повышение уровня образованности, то должны быть определены средства повышения уровня мотивации учебной деятельности учащихся. Для интеграции гуманитарного, научного и технологического образования необходимо развитие мотивов познавательного интереса, мотивов самопознания, самоопределения и самореализации. Основным средством развития мотивов в существующих условиях является гуманитаризация образования.
Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека и гуманитаризации образования. В современной педагогической литературе проектирование рассматривается как:
- специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта;
- научно-практический метод изучения и преобразования действительности;
- форма порождения инноваций;
- управленческая процедура.
В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:
- практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых образовательных систем и видов педагогической деятельности;
- новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицина);
- прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);
- способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);
- процесс создания и реализации педагогического проекта;
- технология обучения.
В основу проектирования как особого способа познания и преобразования действительности положены следующие идеи:
- идея опережения, заложенная в самом слове «проект», перспективы;
- идея «разности потенциалов» между актуальным состоянием предмета проектирования и желаемым;
- идея «пошаговости» (постепенности, поэтапности);
- идея совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования;
- идея «разветвляющей активности» участников (образ, предложенный автором метода проектов В. Х. Килпатриком) по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий.
В настоящее время в отечественной педагогической науке педагогическое проектирование трактуется как самостоятельная полифункциональная педагогическая деятельность, предопределяющая создание новых или преобразование имеющихся условий процесса воспитания и обучения [Беспалько, 1989].
Проектирование в области образования относится к социальной сфере, а его продукт можно отнести к разряду гуманитарных продуктов. Смыслом и целью гуманитарного проектирования является усовершенствование того, что определяется особенностями человеческой природы и человеческих отношений [Сибирская, 1998].
Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях. Представляется, что в зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом, процессуальном уровнях.
На данном этапе исследования для нас особый интерес представляет концептуальный уровень проектирования. Данный уровень ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель гуманитарного образования). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания продуктов следующего уровня.
Таким образом, источником инновационных изменений образовательного пространства, основанных на научном исследовании, целеполагании, прогнозировании, конструировании, моделировании тех или иных объектов, является педагогическое проектирование.
При филологическом факультете Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина в 2007 г. была создана Гуманитарная школа. Участниками Школы (организуемой в период школьных каникул) стали студенты филологического факультета, учащиеся и учителя городских школ, преподаватели вуза. В инновационной практике Гуманитарная школа представляет такое образовательное пространство совместной деятельности, в котором все участники совместной деятельности вырабатывают цели, смыслы, образы как самой Школы, так и собственного образования; разрабатывают формы реализации собственных целей, смыслов, инициатив; вычленяют, оформляют нормы организации и анализа своей деятельности. При этом текстопорождение выступает базовой компонентой совместной деятельности, специфическим средством развития личности [Прозументова, 2002]. Деятельность Гуманитарной школы основывается на концепции гуманитарного образования.
Для обоснования деятельности Гуманитарной школы была предпринята проектная разработка концепции гуманитарного образования. Один из путей проектного самоопределения - выявление инвариантов в теоретической трак-
товке феномена гуманитарности разными авторами. В качестве таких инвариантов можно отметить следующие признаки: соотнесение с контекстом культуры и системой ценностей, личностную ориентацию, межпредметность.
Среди общих задач гуманитарного образования в научной литературе выделяются:
- овладение способами мышления, основанными на рефлексии, интерпретации, поисках смысла;
- формирование гуманитарного способа восприятия, осмысления и субъективной трактовки информации;
- освоение форм деятельности, основанных на таких гуманитарных установках и принципах, как гуманность, межсубъектность, диалоговость, интеграция.
При разработке концепции гуманитарного образования важно сформулировать понимание качества конечного результата образования, которое будет осуществляться в рамках данной концепции. Для гуманитарного образования такой результат проявится не столько в усвоении определённого учебного материала, сколько в развитии субъектной позиции, самоопределении в поле культуры, умении вступать в диалог. На основании знания о критериях и показателях гуманитарности как особого качества объекта возникает возможность спроектировать критерии гуманитарной экспертизы полученной концепции, а также оценить реальность её осуществления.
Соотнесение представлений о том, что именно определяет специфику требуемого качества содержания гуманитарного образования с прогнозом желаемого образовательного результата позволит выделить основания для отбора компонентов содержания и уровней их представления.
Для того чтобы спроектировать оптимальные условия, при которых станет возможной реализация содержания гуманитарного образования, необходимо обратиться к существующему в отечественной и международной практике аналогичному опыту. Практика показывает, что для гуманитарного образования в круг таких условий, как минимум, должны войти:
- ориентация образовательного процесса на потребности и специфику конкретных людей;
- перевод процесса образования в контекст культуры;
- обязательность включения в структуру содержания комплекса знаний и практического опыта, способных обеспечить развитие гуманитарных способов мышления, поведения, отношений;
- включение в структуру образования метаобластей, интегративных и междисциплинарных курсов, позволяющих повышать степень обобщения информации;
- расширенное использование в образовательном процессе таких средств, как слово, общение, воображение, фантазия, творчество;
- ориентация на открытую модель обучения, создающую предпосылки к непрерывному личностному росту и т. д.
Конечный продукт данного вида проектирования может быть представлен в виде текста концепции, модели или проекта содержания образования. В качестве основного результата образовательного проектирования выступают изменения или инновации в образовательных системах и институтах разного уровня.
Библиографический список
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
2. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учеб. Пособие для студентов пед. бакалавриата, педагогов-практиков. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1995. 234 с.
3. Прозументова Г. Н. Ситуация функционально-смысловой неопределённости как область гуманитарной практики и исследования // Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Томск: ТГУ, 2002. С. 244 - 259.
4. Радионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб. пособие. СПб.: СПб. гос. техн. ун-т, 1996. 212 с.
5. Сибирская М. П. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. СПб.: ЦИПК ПО, 1998. 354 с.