■ш
УДК 371.31:37.037 796.011
А. А. Никитина
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ВУЗЕ
Рассматривается содержание понятий: гуманитаризация образования, гуманитарное содержание образования, гуманитаризация физкультурного образования, гуманитарное знание, гуманитарное познание.
This article considers the content of concepts liberalisation of education, education content pertaining to humanities, humanisation of physical education, humanities, and cognition in humanities.
Ключевые слова: гуманитаризация образования, гуманитарное содержание образования,
физкультурное образование, гуманитарное знание.
Key words: liberalisation of education, education content pertaining to humanities, physical education, humanities.
Под гуманитаризацией образования (humanitas — с лат. человеческая природа, духовная культура в переводе) понимают формирование нравственности и духовности, постижение целостности знаний о человеке и ориентированности его в системе гуманитарного знания, создание благоприятных возможностей для самовыражения личности преподавателя и студента, формирования гуманного отношения к людям, терпимости к другим мнениям, ответственности перед обществом [5]. Гуманитарность выступает интегрированной характеристикой образования, уровень сформированности которой определяет личностную значимость ценностей, норм и идеалов, осваиваемых в процессе образования.
Гуманитаризация в настоящее время — одна из важнейших тенденций развития системы образования. Она относится преимущественно к содержательно-процессуальным аспектам образовательного процесса и направлена на поворот образования к целостной картине мира — мира культуры, мира человека, на очеловечивание знания, на формирование гуманитарного и системного мышления. Одновременно она влечет повышение в учебном процессе статуса гуманитарных дисциплин при радикальном их обновлении.
В широком смысле «гуманитаризация образования» представляет собой не увеличение количества предметов гуманитарного цикла, не усиление преподавания гуманитарных дисциплин (призванных постигать законы общественного развития, формы и способы взаимодействия социальных агентов, разрабатывать социальные нормы, установки, цели) и отводимого на их изучение учебного времени, а формирование у человека особой формы отношения к самому себе, окружающему миру и собственной деятельности в нем.
В узком смысле понимание термина связано со знанием человеческого в человеке, с познанием человеческой субъективности.
Гуманитарная культура многообразна в своих формах. Каждая гуманитарная наука изучает свойственные ей особые аспекты человеческой жизни. В гуманитарной культуре предметом является человек, человек в обществе, проблемы человека и общества, в котором он живет. И эти проблемы могут носить как преходящий характер, так и вечный, разрешение которых происходит на протяжении жизни всех поколений, всех народов.
Будучи составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента, физическая культура входит обязательным разделом в цикл общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин. Физическая культура представляется важным средством гармонического развития личности и необходима для ее социального становления. В структуре образовательной подготовки будущих специалистов она выступает в роли направленного развития целостной личности, а также в роли учебной гуманитарной дисциплины.
Гуманитаризация физкультурного образования означает выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического бытия, а не только его телесно-функциональной сферы. Физическая культура по своей сути — человековедческая дисциплина и направлена на развитие целостной личности, гармонизацию ее духовных сил, активизацию готовности полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни,
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 4. С. 117—125.
профессиональной деятельности, самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза [9].
Гуманитарная значимость физической культуры предполагает достижение полноты знаний о человеке, понимание значения человеческих ценностей в современном мире, осознание своего места в культуре, развитие культурного самосознания, способностей и возможностей к преобразующей деятельности. Она проявляется через гармонизацию физических и духовных сил личности, формирование общечеловеческих ценностей, таких как здоровье, работоспособность, телесная культура, физическое совершенство и т. д.
Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Только в этом случае личность может достичь такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения [3].
«Физическое совершенство невозможно без нравственного, эстетического, интеллектуального совершенства личности, — отмечает Н. Н. Визитей, — и точно также любое из них невозможно без совершенства физического» [2]. Физическое совершенство — идеал, необходимый элемент гуманитарной культуры личности, без которого нельзя достичь гармонии общественных отношений, делового и неформального общения, трудовой активности, гражданского и профессионального поведения [10]. Идеал гармонии выступает качественным маркером анализа ценностно-нормативной базы физической культуры, обеспечивая мировоззренческую основу гуманизации учебного процесса [4].
В основе физического самосовершенствования личности (которое определяется как «совокупность самосознания, видов и приемов деятельности, определяющих и регулирующих позицию личности в отношении своего физического совершенства») заложено стремление к разностороннему и целостному ее развитию с помощью избранного вида и способа двигательной деятельности, соответствующей морфофункциональным и социально-психологическим особенностям личности и способствующей максимальному раскрытию и развитию ее индивидуальности. В результате физического совершенствования происходит интериоризация личностью ценностей физической культуры и определяется индивидуальная физическая культура [3].
Гуманитарное образование в вузах рассматривается как сфера духовного производства, продукт которого не просто производство и присвоение новых знаний, целей, ценностей, личностных смыслов, а раскрытие деятельных способностей студента. Оно направлено на расширенное воспроизводство общей и профессиональной культуры и приращение интеллекта, создание реальных предпосылок для саморазвития личности будущего специалиста, раскрытие его сущностных сил, благодаря мотивации и стимуляции деятельности человека по преобразованию окружающего мира и себя самого [8]. Целевой установкой гуманитарноориентированного образования является целостная уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих физических и интеллектуальных возможностей, открыта для восприятия нового опыта и способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Гуманитаризация образования, по мнению И. А. Зимней, предполагает уважение прав студента на получение таких знаний, которые обеспечат ему профессиональный и личностный комфорт по окончании вуза, это — во-первых; во-вторых, означает уважение студента как личности, совершенствование его в интеллектуальном, деятельностном и собственно личностном плане; в-третьих, она направлена на формирование профессионального самосознания и предметно-личностной рефлексии студента; в-четвертых, нацелена на осознание студентом себя как части природы (экологическая культура) и как члена общества.
В задачи гуманитарного образования входит обучение законам общественного развития, формам и способам взаимодействия социальных агентов, разработка социальных норм, установок, целей, создание условий для того, чтобы человек мог осознать, понять свое место в системе общественных связей [1].
В условиях гуманитаризации образования высшей школы необходимо: а) сформировать у студентов общую и профессиональную культуру, систему знаний и умений, способствующих постижению будущими специалистами многогранных проявлений социальной и природной сущности человека; б) воспитать духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности.
Гуманитаризировать образование — означает сделать его личностно ориентированным, субъективно значимым для каждого человека, и речь здесь идет не только о гуманитарных науках, а и обо всех других, выступающих в качестве учебных дисциплин.
В своей совокупности гуманитарные науки представляют собой сферу самопознания человечества, познания человеком самого себя в своем жизненном существовании. Их изучение в вузе вводит студента в мир духовной культуры, позволяет ему чувствовать себя более уверенно в жизни, постоянно требующей выбора культурной позиции, способности оценивать явления, происходящие в обществе. Духовные ценности и степень духовной развитости, связанные с уровнем освоения достигнутого в гуманитарном знании, играют важнейшую роль в жизни человека. В гуманитарной культуре каждая из ее составляющих незаменима и достаточно самостоятельна. Поэтому и в обществе, и в человеческой жизни важны исторические, правовые, психологические, социологические, педагогические, философские знания, знание иностранных языков, способствующих взаимопониманию людей различных национальных культур, не менее важны знания и о физической культуре, имеющие огромное значение для выявления ее глубинного смысла, сущности, содержания. Такие знания позволяют уйти от примитивного понимания физической культуры, способствуют ломке негативных психологических барьеров по отношению к ней, уточнению взаимодействия физической культуры с другими видами культуры [7]. Когда студент достигает определенного уровня гуманитарных знаний, он невольно начинает соотносить различные сведения из гуманитарных наук, манипулировать знаниями и тогда они становятся частью его собственного сознания, и именно поэтому студенческие годы как годы интенсивной учебной работы, приобретения гуманитарных знаний, время получения высшего образования играют особую роль в формировании его мировоззрения.
Гуманитарное образование вводит человека в мир явлений, интересных самих по себе. Мир гуманитарного знания — это мир непосредственной человеческой жизни — как прошлой, настоящей, так и в некоторых отношениях, будущей. Гуманитарное знание призвано изучать человека в единстве и целостности его природной и биологической сущности как носителя социальной функции, хранителя культурной информации. Такое понимание гуманитарного знания позволяет отнести к гуманитарным наукам психологию, педагогику, этику, а также науки «двойного подчинения», относящиеся к сфере естествознания, обществоведения, области наук о культуре, но имеющие характер гуманитарности [5].
Гуманитарное знание стремится к достижению истины, то есть к тому, чтобы не просто накапливались сведения об общественных явлениях, не просто суммировались различные идеи и взгляды на природу человека и общества, чтобы эти идеи не были ошибочными, не были заблуждениями. Для человечества всегда важно было понять самого себя, человека, его поступки и мысли, характер его жизни и тех изменений, которые в ней происходят. Такому пониманию может способствовать только истинное знание, то есть такое знание, которое адекватно в соответствующих пределах и ракурсах отражает реальные процессы.
В гуманитарном образовании в центре внимания находится не просто студент, усваивающий готовые знания, а человек, познающий истину. При этом важно именно отношение к истине, поскольку считается, что не существует однозначной истины.
Проблема истины в гуманитарном знании имеет принципиальное значение. Специфика гуманитарного знания определяет специфику проблемы истины в нем, поэтому существуют особенности процесса познания в гуманитарных науках, в достижении истины в гуманитарном знании, в отношении к этой истине, в ее использования, в способах ее развития. В процесс познания любых явлений, связанных с человеком, неизбежно включается особая человеческая заинтересованность в результатах познания, поскольку познающий субъект имеет предметом познания в той или иной степени самого себя. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. Специфика гуманитарного познания определяется как: а) существенно зависимая от социокультурных факторов; б) широко применяющая интерпретационные методы исследования; в) имеющая специфический предмет, что откладывает отпечаток на исследование в форме знаково-символического материала; г) представленная диалогичностью гуманитарного познания; д) требующая оценки результатов познания.
Гуманитарное познание качественно отличается от естественнонаучного, и поэтому для гуманитарного познания имеются свои особые методы, которые вместе с предметом, отличающимся от предмета точных наук, определяют его специфику. Следовательно, достижение истины в гуманитарных науках осуществляется во многом специфическими, по-особому сложными путями. Соотношение истины и заблуждений происходит в непростых для человека условиях выбора его жизненной позиции. Но поиски истины в сфере человеческого самопознания сконцентрированы прежде всего в гуманитарном знании. Уровень гуманитарной образованности
человека оказывает сильное влияние на формирование мировоззренческих устоев, степени адекватности их реальности. В обществе перед человеком всегда существует проблема собственного мировоззренческого выбора, а уровень гуманитарной образованности создает предпосылки для того, чтобы этот выбор был сделан в наиболее цивилизованной форме, так как гуманитарная образованность позволяет человеку использовать осознанный общечеловеческий опыт.
Гуманитарное содержание образования предполагает рассмотрение содержания культуры самости, обеспечивающей гармонию личности с собой, представленной интеллектуальной, эмоционально-чувственной, духовной, физической, психорегулятивной культурой, культурой творчества.
Индивидуальная физическая культура формируется в результате личностного осмысления и выработки представлений, отношений, убеждений, «программ поведения», понимания мира. В ней интегрируется структура самосознания, аспекты саморегуляции, самопознания, самоотношения., благодаря чему формируется «Я-концепция» личности, обеспечивается ее устойчивое поведение, организуется роль самосознания в отношениях к действительности. Образовательные возможности занятий физическими упражнениями осуществляются в процессе целенаправленного воздействия на отдельно взятую личность с учетом всей системы ее жизненных связей, совокупности физических и интеллектуальных сил и возможностей.
В. В. Черняев считает, что гуманитаризация физкультурного образования относится в большей степени к содержательно-процессуальным аспектам образовательного процесса и включает в себя:
— достижение в содержании обучения единства социально-профессионального и общекультурного знания;
— создание комфортной, личностно-развивающей образовательной среды, способствующей трансляции общечеловеческих ценностей;
— формирование у студентов культуры мышления, где есть место иррациональности, неоднозначности, незавершенности;
— смещение акцента в сторону организации гуманитарно-учебной деятельности;
— гуманитаризация сознания преподавателей;
— построение образовательного процесса по принципу целостности, где гуманитарность выступает интегрированной характеристикой его содержания;
— признание личности студента в качестве главной ценности, развитие гуманистических идей самоактуализации, раскрытие творческих возможностей каждого обучающегося;
— утверждение сугубо человеческой формы отношения к миру производства и своей деятельности в нем;
— развитие умений интеллектуальной деятельности рефлексии как специфической способности самоанализа и самопреобразования;
— использование прогрессивных личностно-развивающих технологий, усиливающих гуманитарную направленность содержания образовательной деятельности (гуманитаризация в логике учебного процесса) [11].
Гуманитаризация физкультурного образования представляет большую комплексную, многопредметную проблему, предусматривающую выявление в его содержании нравственных, социокультурных и профессиональных ценностей, совершенствование технологий обучения и воспитания, обеспечивающих гармонизацию духовного и телесного развития студентов. Такое содержание предполагает новое понимание тех аспектов интеллектуальной, духовной и практической культуры, которые положены в основу гуманитарного, «культурно-соотнесенного» образования. Для соответствия гуманитарному наполнению содержание дисциплины «Физическая культура» должно быть разработано и представлено в виде компонентов, объединенных в систему и включающих:
— основные термины и понятия, научные факты, законы, теории, раскрывающие сущность физической культуры общества и личности;
— ведущие идеи и знания, имеющие мировоззренческое значение;
— предметно-операциональную сторону творческого использования полученных знаний, умений, навыков, качеств и свойств в разнообразных видах и формах физкультурно-спортивной деятельности;
— творческую трансляцию приобретенного опыта в разнообразные сферы жизнедеятельности
— учебную, профессиональную, общественную, семейную и т. д.;
— постепенное преобразование процесса обучения и воспитания в процессы самообразования, самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития.
Реализация данных компонентов на занятиях по физической культуре в достаточной мере будет помогать в решении задач целостного учебного процесса гуманитарной парадигмы высшего профессионального образования [3].
Физическая культура вносит существенный вклад в гуманитарную образованность личности студента как будущего специалиста: способствует эмоциональной полифоничности людей, делая их более открытыми для разнообразной информации; активизирует деятельность их интеллекта; делает доступным познание логики «живого» тела; являясь несущей конструкцией духовности людей, характеризуется возвышенностью их мыслей, желаний и благородной мотивацией поступков; облегчает освоение любой профессии, в которой важны функции общения и взаимодействия между людьми. Феномен гуманитарности связан со способом постижения познаваемого предмета, со своеобразной самоорганизацией субъекта познания — «гуманитарной ориентировкой», которая предполагает ориентацию не только в самом предмете, в материале, но и восприятии изучаемого предмета (науки или области культуры) в целом, в его отношении к человеческому бытию. Такая организация познавательной деятельности ставит обучающегося перед возможностью выбора предмета и способа изучения, самоотчета в мотиве и смысле своей учебы, самооценки достижений, принятия ответственности за избранное решение и его последствия, в случае если задача проникает в жизненную практику человека, поиска собственного нетрадиционного варианта решения, развития умелости, профессионализма, самоуважения и др.
Гуманитаризация образования по физической культуре осуществляется через освоение ее гуманитарного потенциала, представляющего собой:
— направленность знаний, умений, ценностных ориентаций будущего специалиста на стимулирование его саморазвития, самореализацию, самосовершенствование физических и духовных возможностей;
— гуманизацию атмосферы занятий по физическому воспитанию;
— обмен, знаниями, умениями в процессе взаимодействия (диалога) между преподавателями и студентами на единых ценностно-нормативных основах, взаимное уважение и доверие при общении преподавателей и студентов; в субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса происходит обмен не только знаниями, но и обмен личностными смыслами. И. А. Колесникова [6] подчеркивает, что «смысловой уровень педагогического процесса ставит в центр внимания индивидуальность, внутренний мир ученика, познание мира путем обмена духовными ценностями»;
— приобщение к социальной культуре, прогрессу общественного развития, к жизнедеятельности людей посредством участия в образовательной деятельности по освоению ценностей физической культуры и спорта;
— удовлетворение индивидуальных познавательных интересов студентов, требующих конкретизации организационных вопросов и аксиологических аспектов знаний; представление свободного выбора образовательных программ и способов их реализации;
— реализацию профессиональной направленности содержания знаний и умений, связей учебного материала с будущей профессией;
— формирование положительного отношения к использованию в будущей профессии средств физической культуры;
— формирование физической культуры личности студентов;
— убеждение в необходимости ведения здорового образа жизни;
— приобретение и расширение двигательного опыта в сфере физической культуры и спорта;
— определение педагогических критериев объективной самооценки студентами своих достижений и своих представлений о них;
— развитие потребности в физическом совершенствовании, использование для этого привлекательности занятий, их эмоциональной насыщенности, обращенности к естественному желанию студентов в совершенстве владеть своим телом [11].
Гуманитаризация физкультурного образования по физической культуре, таким образом, должна способствовать не столько расширению кругозора студента, сколько обеспечивать формирование мировоззренческих позиций, убеждать студентов в необходимости освоения ценностей физической культуры. Сущностный смысл гуманитаризации образования, в том числе гуманитаризации физкультурного образования, состоит в ориентации содержания высшего образования на развитие личности студента с помощью расширения и углубления общегуманитарной ценностной базы образовательной системы.
Список литературы
1. Вербицкая Л. Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование в России. 1996. № 1. С. 79—84.
2. Визитей Н. Н. Физическая культура личности (Проблемы человеческой телестности: методические, социально-философские, педагогические аспекты). Кишинев, 1998. С. 3 — 25.
3. Виленский М. Я. Физическая культура в образовательном процессе //'Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ч. 3. СПб., 2001. С. 35—44.
4. Гаврилов Д. Н., Григорьев В. И., Комков А. Г. Проблемы повышения эффективности и качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях //Теория и практика физической культуры. 2008. № 3. С. 22—26.
5. Касьян А. А. Гуманитаризация образования: Некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. № 2. С. 17—22.
6. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы// Там же. 1995. № 6. С. 84 — 89.
7. Николаев Ю. М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2008. № 7. С. 2—10.
8. Соловьев Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий. Ставрополь, 1999.
9. Физическая культура студента: учебник / под ред. В. И. Ильинича. М., 2003.
10. Сластенин. М., 2000.
11. Черняев В. В. Проектирование и конструирование гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе: теория и методология: монография. М.; Липецк, 2003.
Об авторе
Алла Анатольевна Никитина — канд. пед. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, e-mail: [email protected]
About author
Dr. Alla A. Nikitina, Assocaite Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, e-mail: [email protected]